«ламантин», «прибой», «кайман»: какие новинки представлены на военно-морском салоне в санкт-петербурге

Новее и сильнее

На фоне улучшения эпидемиологической обстановки в стране президент постепенно возвращается к привычному стилю работы. Владимир Путин, который до начала пандемии регулярно посещал российские регионы и отдавал предпочтение живому общению с гражданами, начал новую рабочую неделю с поездки в Крым. В Керчи глава государства посетил судостроительный завод «Залив», где принял участие в церемонии закладки боевых кораблей для ВМФ.

В понедельник сразу на трех ведущих верфях России одновременно закладываются шесть новых кораблей дальней морской зоны, заявил глава государства во время торжественной речи.

— Здесь в Керчи это два универсальных десантных корабля, в Санкт-Петербурге на заводе «Северная верфь» — два фрегата, а в Северодвинске на предприятии «Севмаш» — два атомных подводных крейсера, — отметил он.

ВМФ_2

Президент РФ Владимир Путин на церемонии закладки боевых кораблей для Военно-морского флота РФ на судостроительном заводе «Залив» в Керчи

Фото: ТАСС/Алексей Дружинин

Президент сообщил, что десантные корабли и фрегаты нового поколения по традиции будут носить имена прославленных военачальников и флотоводцев. Атомные подводные лодки названы в честь городов воинской славы — «Воронеж» и «Владивосток». По словам главы государства, новые корабли будут оснащены передовыми системами вооружения, управления и дальней связи. Поэтому они ощутимо укрепят боевой потенциал ВМФ и повысят его стратегические возможности, подчеркнул он.

ВМФ всегда надежно защищал рубежи России, а в наши дни и вовсе играет исключительно важную роль в обеспечении безопасности страны, помогая поддерживать стратегический баланс и стабильность в мире, отметил Владимир Путин. По словам президента, в ключевых районах Мирового океана сейчас находится порядка 60 российских кораблей и судов обеспечения.

За последние восемь лет в боевой состав флота вошло более 200 кораблей, катеров и судов различного класса, добавил он. Тем не менее необходимо и впредь продолжать выполнять мероприятия госпрограммы вооружения, чтобы к 2027 году доля современных кораблей в российском флоте превысила 70%, подчеркнул президент.

ВМФ_3

Президент РФ Владимир Путин на церемонии закладки боевых кораблей для Военно-морского флота РФ на судостроительном заводе «Залив» в Керчи

Фото: ТАСС/Алексей Дружинин

— Благодаря вам — кораблестроителям, военным морякам — наша страна входит в число ведущих мировых морских держав, а российские корабли эффективно решают весь комплекс поставленных задач. Так должно быть, и так будет всегда, — завершил речь на торжественной ноте Владимир Путин.

После торжественной части Владимир Путин вместе с гендиректором предприятия «Залив» Игорем Обрубовым установил закладную доску секции универсального десантного корабля «Иван Рогов». Закладную доску секции второго УДК «Митрофан Москаленко» установили вице-премьер Юрий Борисов, заместитель министра обороны Алексей Криворучко и главнокомандующий ВМФ Николай Евменов. Кроме того, в режиме видеоконференции глава государства наблюдал за закладкой атомных подводных лодок «Воронеж» и «Владивосток» в Северодвинске, а также фрегатов «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» в Санкт-Петербурге.

Теория и практика

Универсальный десантный корабль (УДК) – средство обеспечения высадки ротной или батальонной тактической группы с тяжелой техникой без подхода корабля к урезу воды, а иногда вообще из-за горизонта с безопасной дистанции. УДК может высадить десант методом «вертикальный охват», когда часть сил десанта действует с вертолетов как десантно-штурмовой отряд, а часть сил высаживается с техникой на берег. Может весь десант высадить на берег, обеспечив поддержкой ударных вертолетов с воздуха, может высадить почти всех морских пехотинцев с воздуха в несколько волн, доставив потом на захваченный плацдарм подразделения с тяжелой техникой.

Для этого у УДК есть помещения для размещения десанта, ангар для вертолетов, запасы средств материально-технического обеспечения для высадившихся войск на несколько дней, десантная палуба для тяжелой техники, док-камера для размещения в ней десантных катеров различных типов. На корабле находится командный центр, с которого ведется управление десантной операцией, на него же доставляют раненых, там есть врачи и операционные, например на американских УДК типа «Уосп» этих операционных шесть.

“ По наличным исправным и боеспособным надводным кораблям наш флот опустился до уровня примерно Южной Кореи и это в лучшем случае ”

УДК не может выполнять задачи сам по себе. Чтобы поднять «в одну волну» достаточный по силе воздушный десант, необходимы корабельные вертолеты с большой вместимостью, которые еще и помещались бы в корабельном ангаре. Чтобы высадить весь десант одновременно, нужны специальные бронемашины с хорошей мореходностью, способные идти по волне на большие расстояния. Зависимость между тем, сколько на борт корабля берется десантников, а сколько тыловиков, какое при этом количество десантных бронемашин несет корабль и сколько тяжелых десантных катеров, сколько десантных вертолетов есть на борту и какой они вместимости, очень жесткая.

Так, если нет или не хватает мореходных десантных бронемашин, то часть десанта придется доставлять челночными рейсами катеров и в бою за высадку эти подразделения участвовать не будут. Если десантные вертолеты на борту слишком маленькие, то не получится выполнить «вертикальный охват» – нужное число десантников просто невозможно доставить на берег по воздуху в один подъем, а это увеличивает риски для тех, кто высаживается с воды. Не хватает грузоподъемности катеров – десант идет в бой без танков.

УДК – это не просто большой корабль: для того, чтобы его потенциал был реализован полностью, он должен образовывать единую систему с взаимодействующими силами. Такие вещи, как число взлетных позиций для вертолетов на палубе, численность десанта, тыловых частей, организационно-штатные структуры десанта и тыловых частей, вместимость, тактико-технические характеристики и количество десантных бронемашин, вместимость, грузоподъемность и количество десантных катеров, размер десантной палубы, число вертолетов, вместимость и их грузоподъемность, – все должно находиться в жесткой взаимоувязке друг с другом.

Дизайн

«Лавина» — первое обозначение класса, представленное на военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015», — это более тяжелый вариант конструкции Крылова водоизмещением около 24 000 тонн. «Прибой» относился к более легкому варианту «Невского» водоизмещением около 14 тысяч тонн.

Однако, судя по изображениям, показанным Владимиру Путину на выставке, посвященной будущему ВМФ России в январе 2020 года, два ПМР проекта 23900, заказанные для ВМФ России, по всей видимости, являются производным от французского класса Mistral , имеют схожую архитектуру и размеры. Проект 23900 будет еще больше и водоизмещением около 40 тысяч тонн.

20 июля 2020 года на официальной церемонии закладки проекта 23900 было продемонстрировано компьютерное изображение военного корабля. Судя по этому изображению, дизайн Project 23900 выглядит как гибрид Lavina и Mistral.

На собственном опыте и совершенно законных основаниях

К созданию подобных УДК наша страна впервые подошла около 40 лет назад, когда был утверждён проект 11780. Кстати, уже тогда американские военные аналитики подняли крик, что СССР решил скопировать американский вертолётоносец Tarawa.

pilot.strizhi.info
Один из вариантов проекта 11780 в музее Невского ПКБ.

При этом предполагаемая автономность плавания должна была быть равна 30 суткам.

Утверждённый проект УДК предполагал десантовместимость в 1.000 человек. Он замысливался именно как вертолётоносец с расчётом на 12 транспортно-боевых винтокрылов Ка-29 (или в варианте ПЛО — 25 единиц Ка-27).

К сожалению, проект не был реализован из-за распада СССР, но его существование подтверждают сразу несколько очень важных пунктов. Во-первых, получается, что, закладывая нынешние УДК, наши корабелы не начинали с нуля, а обладали уже серьёзными знаниями в этой области — причём не имеющими никакого отношения к Франции.

Во-вторых, потребность именно в таких плавсредствах всегда существовала, что, в частности, справедливо отметил ещё в 2018 г. заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. Он прямо заявил: «Эти корабли будут, так как они предусмотрены программой кораблестроения и будут построены во втором этапе реализации этой программы, после 2020 г.».

defense.gouv.fr
После расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях чертежи вертолётоносца Mistral (L 9013).

Тогда, два года назад, адмирал отметил, что после расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях «чертежи, рекомендации и технологии для строительства». То есть ни о каком плагиате речь даже отдалённо не идёт.

С французским опытом российские инженеры ознакомились юридически легально. Французские же специалисты, с которыми удалось переговорить автору, вполне признавали, что россияне получили от коллег из Бреста разработки в области сетецентрического управления операциями. Такого программного обеспечения, по мнению натовцев, у россиян раньше не было. Впрочем, это предположение целиком на их совести.

В общей оценке необходимости создания собственных оригинальных УДК с адмиралом Бурсуком, кстати, согласен и главный редактор авторитетного военного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что эти корабли необходимы в составе Балтфлота, ТОФ, а также Северного флота, что автоматически делает французские «Мистрали» непригодными для использования.

Согласно Мураховскому, речь вообще не идёт о вертолётоносце, а именно об универсальном десантном корабле, что, по его словам, является абсолютно другим классом плавсредств.

wikipedia.org
У «Прибоя» проекта 23900 полётная палуба шире на 15 метров, а осадка корпуса глубже на метр.

История СВВП

Еще совсем недавно предполагалось, если кому в России и создавать СВВП, так это ОКБ Яковлева. У него громадный опыт в этой области авиационного дела. И даже есть один самолет, принятый на вооружение.

В 2017 году Юрий Борисов, будучи тогда заместителем министра обороны, заявил, что в России ведутся работы по созданию СВВП. И он должен быть готов согласно Программе госвооружения через семь – десять лет. Спустя год, став уже вице-премьером, он сообщил, что работы ведутся в ОКБ Яковлева.

И это было бы логично, если бы в результате катаклизмов 90-х годов это ОКБ не пострадало едва ли не более всех наших авиационных КБ. А в 2004 году оно лишилось самостоятельности – его поглотила компания «Иркут». Преобразования были столь радикальными, что количество сотрудников было сокращено почти впятеро – с 1400 до 300. Лишились яковлевцы и своей производственной базы. Уцелевшие специалисты влились в инженерный центр компании «Иркут». Так что столь грандиозная задача, как создание нового СВВП, оказалась бы для яковлевцев сложной. Хоть они и выполнили разработку прекрасного учебно-боевого самолета Як-130.

За всю историю авиации было только три серийных СВВП – британский «Харриер», советский Як-38, а недавно в тройку вошел американский F-35B.

Пионером стала британская компания Hawker Siddeley Aviation Limited (ныне British Aerospace). В 1962 году она начала выпускать для ВВС штурмовики Harrier GR.1. Ими укомплектовали две эскадрильи, хоть самолет и был слабоват, принимая на борт лишь тонну бомб и ракет. Большой скорости от него не требовалось, но боевой радиус оставлял желать лучшего.

Взлет осуществлялся при опущенном вниз сопле турбореактивного двигателя. После подъема на необходимую высоту сопло поворачивалось на 90 градусов, занимая параллельное продольной оси самолета положение. Подъем обеспечивали и еще четыре сопла неизменяемого положения, работавшие от маршевого двигателя.

Впоследствии в конце семидесятых к созданию очередной модификации самолета присоединилась американская компания McDonnell Douglas. И самолет стал британо-американским. Характеристики последней модификации достаточно высоки, если учесть, что очень значительный объем топлива расходуется при вертикальном взлете и посадке. Боевая нагрузка – 2,5 тонны при вертикальном взлете и 4,5 тонны при коротком разбеге. Боевой радиус – 280 километров, скорость на высоте – 1200 километров в час. Правда, у всех СВВП возможен короткий взлет, при котором топливо расходуется более экономично.

В армии Великобритании и США эти самолеты прослужили до 2006 года. В Индии задержались до 2016-го.

Эпилог

То количество потенциально узких мест, которое сопровождает проект 23900, ставит под вопрос его практическую реализуемость и делает высокие риски, что построенный корабль окажется или бесполезен, или непригоден для применения по предназначению. В правильном варианте было бы умерить аппетиты, минимизировать по возможности габариты кораблей и их водоизмещение, строя в максимально простом варианте. Но это не наш метод.

Закладка этих кораблей сопровождалась участием Верховного главнокомандующего и демонстрацией им личной заинтересованности в успехе начинания. Эти корабли, как говорят американцы, «слишком большие, чтобы упасть». Провал недопустим теперь уже по политическим причинам. Но он очень вероятен. А если в пожарном порядке не решить проблему отсутствия десантных вертолетов, бронемашин с нужной мореходностью, подходящих для проекта катеров на воздушной подушке, и не подогнать под все это штаты морской пехоты, не обзавестись судами плавтыла и транспортами снабжения, то провал почти неизбежен. А если не добиться жесткого соответствия основных размеров корпуса и мощности ГЭУ, то он неизбежен абсолютно.

Практикуя подход к новым кораблям как к пиар-проектам, закладке кораблей без проекта и явного понимания того, что и для чего строится, вкладывая непредсказуемо огромные деньги в выполнение задач, которые заведомо не обеспечены, наше Минобороны однажды рискует получить внутриполитические последствия, с которыми ни оно, ни власть просто не справятся.

Новые УДК – достаточно сложные начинания. Но может быть, у нас в стране начнут проявлять адекватные подходы к военно-морскому строительству хотя бы такой ценой?

Александр Тимохин

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 2 (865) за 19 января 2021 года

Военно-морской хищник: зачем флот России вооружают «Катранами»

Два несущих винта, усиленный корпус, новейшие ракеты и «самолетный» радар — холдинг «Вертолеты России» заявил о приоритете программы по вооружению ВМФ России уникальными винтокрылыми машинами Ка-52К «Катран». Морской вариант знаменитого камовского «ударника» гораздо лучше приспособлен для суровых флотских будней, чем его фронтовые «коллеги» из Воздушно-космических сил. Для «оморячивания» вертолета применен целый набор оригинальных технических решений, многие из которых не имеют аналогов за рубежом и в чем-то революционны. Тем не менее у «Катрана» довольно непростая судьба — у флота пока нет под него специализированных кораблей. Об особенностях Ка-52К и палубах для его посадки — в материале РИА Новости.

Прерванный полет

Советским серийным СВВП стал в 1977 году штурмовик Як-38. Он официально эксплуатировался до 2004-го, но полеты прекратились значительно раньше – в середине 90-х годов. Было построено в общей сложности 230 самолетов, которые работали не только в ВМФ, но и в ВВС.

Однако для того, чтобы Як-38 появился, пришлось построить еще один самолет, который стал экспериментальным и в войска не пошел, – Як-36. НИР началась в конце 50-х годов. Были построены четыре прототипа. Первый полет с разбега состоялся в 1964-м, когда «Харриер» уже стоял на вооружении в Великобритании. Первый вертикальный взлет – в 1966 году.

Через некоторое время стало понятно, что это тупиковая ветвь. И в 1968 году в ОКБ Яковлева приступили к созданию существенно отличающегося по концепции Як-38.

В Як-38 использовался один подъемно-маршевый двигатель, расположенный в средней части фюзеляжа, и два подъемных двигателя, находящихся в передней части фюзеляжа за кабиной летчика. Подъемные двигатели включаются только при вертикальном взлете и посадке. В горизонтальном полете их сопла, постоянно расположенные вертикально, закрываются створками. Подъемно-маршевый двигатель имеет поворачивающееся на 95 градусов сопло. После взлета при переходе на горизонтальный полет оно устанавливается параллельно оси самолета.

Надо сказать, что самолет по характеристикам получился посредственный. При вертикальном взлете он мог брать только тонну полезной нагрузки, с разбега – две тонны. Боевой радиус не превышал 200 километров. РЛС отсутствовала, что усложняло использование пилотом ракетного вооружения, летчик мог пользоваться только оптическим прицелом.

К тому же этот самолет был самым аварийным в тактической авиации. Из 230 построенных самолетов потеряны были 48. И лишь очень продуманная система автоматического катапультирования позволила избежать множественных жертв, тем не менее погибли восемь летчиков.

Як-38 эксплуатировались на четырех тяжелых авианесущих крейсерах проекта 1143 – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». В авиагруппу входило 12 самолетов.

В конце 80-х годов ОКБ Яковлева приступило к испытаниям нового палубного самолета – Як-141, который имел такую же схему взлета, как и Як-38: один подъемно-маршевый двигатель и два подъемных. Но качество машины существенно повысилось. Боевой радиус достигал уже 900 километров. У подъемномаршевого двигателя имелась форсажная камера, скорость на высоте была равна 1800 километрам в час. Полезная нагрузка не изменилась – 1000 килограммов при вертикальном взлете и 2600 килограммов при коротком разбеге. При этом вооружение стало разнообразнее. Имелись три различные ракеты «воздух-поверхность» и четыре «воздух-воздух» малой и средней дальности. Самолет оснащался кассетами неуправляемых ракет и имел пушку калибра 23 миллиметра. И что существенно – появилась РЛС «Жук».

К осени 1991 года два опытных образца совершили 108 полетов в различных режимах. 109-й из-за ошибки пилотирования завершился аварией на палубе авианосца «Адмирал Кузнецов». Летчик не пострадал. Но восстановить самолет было невозможно. Это стало поводом для прекращения испытаний и закрытия темы.

Хотя, конечно, реальная причина заключается в том, что в это время в стране начались развал экономики и разгром промышленности.

В сравнении

Главной причиной появления пр. 23900 следует считать отказ Франции передавать два готовых УДК. При разработке российского проекта учитывались зарубежные опыт и наработки, но они реализовывались иначе. В итоге проекты «23900» и Mistral существенно отличаются друг от друга – и имеет смысл их сравнение.

Прежде всего необходимо отметить, что российский корабль крупнее и тяжелее французского аналога. «Мистраль» имеет длину менее 200 м и полное водоизмещение 21,3 тыс. т. Разница в главных размерениях и водоизмещении приводит к серьезным различиям в площадях и объемах, доступных для размещения десанта и техники.

В зависимости от продолжительности плавания, французский УДК способен взять на борт 450 или 900 десантников. Грузовые палубы вмещают до 59 ед. техники, в т.ч. до 13-15 основных танков. В доковой камере помещается четыре десантных катера CTM или два LCAC. Ангары и летная палуба способны принять до 16 вертолетов тяжелого класса или 35 легкого. Российско-французский заказ предусматривал доработку увеличение высоты ангарной палубы в соответствии с габаритами наших вертолетов. Авиационная группа российских УДК должна была включать 30 машин нескольких типов.

Для самообороны «Мистрали» несут два ЗРК Simbad, два зенитных 20-мм автомата NARWHAL, а также набор пулеметов нормального и крупного калибра. Корабли для ВМФ России должны были получить усиленное вооружение российского производства. Предлагалось применение двух артустановок АК630 и двух зенитных систем «Гибка». Системы управления огнем – российского производства.

УДК «Прибой» в разы лучше хвалёных «Мистралей»


УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ События, связанные с «заморозкой» выполнения контракта по универсальным десантным вертолётоносцам «Мистраль» французской стороной приобрели в последний год совершенно глупый и неблагополучный вид. Уже осенью-зимой прошлого года было примерно ясно, что на этом проекте можно ставить точку, но французы продолжали придумывать различные «мифы» и оттягивать время, чем сбивали столку наши военные ведомства и переговорщиков.

Долго такое продолжаться не могло, тем более, что в переговорном процессе участвует мощная и статусная сверхдержава, которая зарекомендовала себя благонадёжной и стабильной стороной как на рынке вооружений, так в любых других сферах, таких как экономика и энергетика. Зачем России, которая спустила на воду такие корабли как тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», нужен пустой французский корпус-док, который ещё нужно долго переоборудовать и дорабатывать до должного состояния, удовлетворяющего потребностям ВМФ России? Вот командование ВМФ и начало искать пути к разрешению поставленной задачи.

Рассматривалась масса всевозможных вариантов перспективного десантно-вертолётоносного корабля, который должен стать достойной альтернативой для флота и ещё больше соответствовать нашим условиям применения и нуждам. Одним из таких вариантов стала возможная модернизация БДК пр. 1174 «Иван Рогов», но конструктивно данный корабль более предназначен для внутренней транспортировки лёгкой и тяжёлой бронетехники и десанта, палуба не способна в полной мере обеспечить применение вертолётной авиации. Передняя и задняя части палубы разделены крупной надстройкой по всей ширине корабля, которая в сложных метеорологических условиях будет представлять определённую опасность для садящихся и взлетающих вертолётов.

Требовалось решение, которое наиболее подходит для применения именно вертолётной авиации в различных условиях, т.е. – компактная надстройка у борта и максимально просторная палуба. Результаты проектных работ по созданию первого наглядного пособия перспективного корабля, которым стал макет, представленный 16 июня на выставке форума «Армия-2015», не заставили себя долго ждать.

УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разрабатываемый Невским ПКБ, является изделием с исключительно российской элементной базой, которая сочетает все черты советско-российского кораблестроения, а также наиболее современные веяния, которые появились в конце ХХ – начале XXI века и предусматривают уменьшение радиолокационной заметности за счёт оригинальной конструкции надстройки.

Сама надстройка имеет ширину не более 8 метров и длину порядка 30 метров, все углы надстройки предусматривают минимальное количество прямых углов, благодаря чему её ЭПР должна иметь очень небольшие значения, сопоставимые с показателями ЭПР небольших патрульных катеров

В последнее время именно уменьшению радиолокационной сигнатуры архитектуры на палубе корабля уделяется особое внимание кораблестроителями

Корабль будет иметь гораздо меньшие размеры, чем французский «Мистраль», его длина составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Российскому флоту абсолютно не требуются огромные десантные корабли-вертолётоносцы, поскольку нынешние возможности ударных вертолётов Ка-52 и Ка-52К шагнули далеко вперёд, и для обеспечения боевой устойчивости на морском ТВД достаточно не более, чем десяти таких боевых вертолётов.

Так, современный Ка-52К будет способен выполнять сложный список противокорабельных задач за счёт применения ПКР Х-31А и Х-35У, кроме того, для вертолётов разрабатывается более лёгкая модификация БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», которая способна будет работать также по воздушным целям в радиусе до 80 км; вероятно, что с Ка-52К в будущем унифицируют ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) и вертолёты смогут освоить все типы операций в море и прибрежной зоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector