Твс-2мс
Содержание:
Сравнение Ан-2 и ТВС–2МС
Кроме замены двигателя, носового обтекателя, изменения коснулись некоторых самолётных систем и пассажирского салона.
Перед ремоторизацией производится необходимый ремонт узлов и перетяжка обшивки крыла и горизонтального оперения. На модернизированный самолёт устанавливается открытый дизель–генератор KDE2200E, который позволяет в автономном режиме, независимо от наземных служб проводить подзарядку аккумуляторов, использовать приборы связи, в том числе в случае аварийной посадки.
Монтируется автономный воздухонагревательный прибор Airtronic M D4 предназначенный для обогрева и поддержания заданной температуры в моторном отсеке, пассажирской и пилотской кабинах в автономном режиме, в том числе в случае аварийной посадки.
Новая система отопления и вентиляции обеспечивает поддержание комфортных температурных условий путём смешения в нужных пропорциях горячего воздуха, отбираемого от последней ступени компрессора двигателя, с холодным воздухом, поступающим из атмосферы через специальный воздухозаборник. Пропорции смешения регулируются системой заслонок; затем, через глушитель, воздух поступает в пилотскую и пассажирскую кабину.
Существенно переработан пассажирский салон, он стал современным и комфортабельным. Для визуального увеличения размеров салона дверь в кабину пилотов выполнена прозрачной. Оснащение салона включает в себя 9 кресел и одно откидное место, полноценные багажные полки, установлен биотуалет с умывальником.
ТВС–2–ДТ – композитный демонстратор технологий
Вслед за ремоторизацией Ан-2 в СибНИА началась разработка нового самолёта для малой авиации. Опираясь на исходную конструкцию Ан-2, в институте разработали модель из композитных материалов. Проект самолёта разработан в системе автоматизированного проектирования «Unigraphics».
В ТВС–2–ДТ поставили импортную авионику, навигационную систему «Garmin», изменили рукоятку управления двигателем и систему запуска, в кабине пилотов установили четыре жидкокристаллических цветных индикатора – по два для каждого пилота и пятый – в центральной части приборной доски. Двигатель на новом самолёте тот же «Honeywell», что и на ТВС–2МС.
«Цель была получить самолёт, который мог бы летать дальше при тех же затратах топлива, возить больше и сохранить все взлётно–посадочные характеристики предшественника. Этого удалось добиться. Так, если на Ан-2 запаса топлива хватало на 1,5 тысячи километров, то новый самолёт с дополнительным топливным баком долетел до Москвы, а это примерно 3 тысячи километров. Скорость увеличилась с 250 до 300 километров в час», — рассказывает начальник институтского ОКБ Вячеслав Писарев.
В изготовлении крупногабаритной выклеечной оснастки для углепластиковых деталей самолёта помог НАЗ им. В.П.Чкалова. Детали из полимерных композиционных материалов (ПКМ), изготовленных методом автоклавной полимеризации из препрегов, специалисты СибНИА планируют изготавливать на композитном производстве Новосибирского авиазавода.
На территории института находится своё опытное производство с участком, где из композитов изготавливаются элементы конструкции самолёта.
Препрег – углеткань, пропитанная связующим, хранится при температуре минус 18 градусов по Цельсию. В плоттер заряжается рулон препрега и по специальной программе режется несколько слоёв выкройки будущей детали. При этом помимо очертаний задается и направление нитей. Затем заготовка детали помещается в автоклав, где при высокой температуре и в полном вакууме происходит спекание слоёв препрега – полимеризация.
10 июня 2015 года на аэродроме Ельцовка Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (НАЗ), совершил первый полёт прототип лёгкого многоцелевого самолёта ТВС–2–ДТ, разработанного и построенного в СибНИА.
В конструкции самолёта, две последние буквы в названии которого говорят, что это – демонстратор технологий, реализованы передовые решения современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из углепластика. Два новых крыла биплана, изготовленные из композитов, соединены в «этажерку» плавным переходом. В отличие от классического бипланного крыла полностью отсутствуют расчалки, что позволяет в полтора раза увеличить крейсерскую и максимальную скорость полёта. Минимальная скорость, близкая к нулевой, была достигнута уже в первом полёте. Фюзеляж самолёта специалисты СибНИА планируют полностью изготавливать из полимерных композиционных материалов.
В сентябре 2016 года на Гидроавиасалоне в Геленджике был представлен вариант самолёта ТВС–2–ДТ с новым остеклением пилотской кабины. Новый фонарь выполнен из двух литых гнутых плексигласовых панелей. В верхней части фонаря есть люк.
В октябре 2016 года научный руководитель Сибирского научно–исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина Алексей Серьёзнов сообщил СМИ, что самолёт ТВС–2МС из композитных материалов будет полностью готов к серийному производству в середине 2017 года. Это будет уже не демонстратор технологий, а новый самолёт, напоминающий своего предшественника – «кукурузник» – только аэродинамической схемой.
Новый самолёт по всем основным характеристикам, таким, например, как скорость и дальность полёта, будет в три раза превосходить Ан-2, сохранив при этом его главные достоинства — очень маленькую скорость на взлёте и посадке, а также малую длину разбега. Посадочная скорость этого самолёта составляет 40 километров в час. При встречном ветре есть ощущение, что самолёт стоит на одном месте. Это совершено новое качество этого летательного аппарата, а возможности посадки на неподготовленные площадки становятся просто уникальными. Практически в мире нет ни одного летательного аппарата, который обладал бы такими возможностями.
СибНИА готов предложить производителям для серийного изготовления конструкторскую документацию на самолёт. Это значит, что практически любое предприятие, имеющее финансовые возможности, может обратиться в СибНИА, получить документацию и начать производство самолёта. Но если желающих производить этот самолёт не найдётся, то институт готов собственными силами производить самолёты малой серии, чтобы заинтересовать потребителя.
Проект УЗГА
ЛМС-901
В сентябре 2019 года стало известно, что Минпромторг определил Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) как разработчика лёгкого многоцелевого самолёта на замену Ан-2 в варианте моноплана.
Комплект конструкторской документации на опытный образец планируется создать до сентября 2020 года, к декабрю планируется создать опытный образец для статических испытаний.
Предполагается, что новый самолёт будет гораздо меньше зависеть от критически значимых импортных комплектующих, в частности, двигатели и композитные материалы планера будут российскими.
В УЗГА заявили, что моноплан будет иметь взлётный вес 4800 кг.
Взлётно-посадочные характеристики новой машины должны соответствовать или превосходить характеристики Ан-2: самолёт должен иметь крейсерскую скорость 300 км/ч, дальность не менее 1500 км с нагрузкой 2 тонны.
В том же месяце Центральный институт авиационного моторостроения выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800 в качестве силовой установки самолёта с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный вариант самолёта.
В октябре 2019 года объявлено о контракте Минпромторга с «Байкал инжиниринг» (дочерняя компания УЗГА), на сумму 1,25 млрд руб.
К 15 декабря 2020 года должна быть изготовлена техническая документация и опытный самолёт для статических испытаний.
В конце 2020 года выполнена продувка модели самолета в аэродинамической трубе[источник не указан 199 дней].
Также в рамках казахстанско-российской кооперации в проекте создания легкого многоцелевого самолета ЛМС «Байкал» был подписан контракт на приобретение казахстанским авиационным производственным предприятием «Казахстанская авиационная индустрия» доли участия в ООО «Байкал-инжиниринг». Программой проекта предусматривается организация с 2024 года производства самолетов типа «Байкал» на базе «Казахстанской авиационной индустрии».
ЛМС-901 «Байкал» был представлен на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2021.
Лётные испытания ЛМС-901 «Байкал» начнутся в октябре 2021 года, об этом сообщил заместитель министр промышленности и торговли Олег Бочаров.
Серийное производство «Байкала» предполагается развернуть в 2024 году на уровне выпуска 30 самолетов в год.
Обстоятельства катастрофы
Это произошло 19 декабря утром в 10 : 30 по московскому времени. Шёл небольшой снег, температура – 2.5 градуса, ветер несильный в пределах 5 м/сек. Самолёт ТВС-2МС, выполнявший рейс по маршруту Нарьян-Мар – Харута запросил разрешение на взлёт, оторвался от полосы и едва начав набирать высоту, с правым креном рухнул на землю.
Машина после столкновения с землёй частично разрушилась, сразу погибли двое человек – одна молодая 30-летняя женщина и 4-летний ребёнок, один пассажир после полученных травм скончался позже, уже в больнице. Это был факелоносец Олимпиады в Сочи-2014 Игорь Ледков. На борту находилось 13 пассажиров, среди которых были сотрудники окружного Управления МВД и руководитель департамента природных ресурсов Ненецкого автономного округа Сергей Андриянов.
Сотрудники МЧС прибыли к месту падения уже через 6 минут.
Спасатели прибыли на место происшествия через 6 минут, эвакуировали пострадавших и тела погибших, с помощью спецтехники вытащили из кабины, зажатых внутри командира и правого лётчика. Все они были срочно доставлены в больницу города Нарьян-Мар, где им была оказана необходимая помощь. В это время из Архангельска вылетела бригада специалистов медиков для проведения операций и консультаций непосредственно на месте. Как сообщается, все пострадавшие находятся в тяжёлом состоянии, кроме одного пассажира, способного передвигаться самостоятельно.
Комиссия, возглавляемая заслуженным военным лётчиком России Виктором Евгеньевичем Ежковым, конечно, рассмотрит все версии случившегося, но в Нарьян-Маре основной причиной считают отказ двигателя. Ранее уже был идентичный случай аварии с ТВС -2МС на взлёте при схожих обстоятельствах, но причина до сих пор не выяснена.