Тренировки в стиле ниндзя: как превратить своё тело в живое оружие
Содержание:
Эти загадочные и странные ниндзя
Выражаясь современным языком, у ниндзя была узкая специализация. В каждом клане из рода в род передавалась своя традиция воинских искусств, свои коронные методы ведения боя. Например, клан Фума славился диверсиями и терроризмом. Для водных операций он использовал «драконьи лодки», похожие на субмарины. Через люк в днище воины покидали судно и приводили в негодность днища кораблей противника.
Ниндзя клана Гекку специализировались на технике поражения болевых точек при помощи пальцев. Клан Коппо владел приемами захватов, вывихов и переломов. Ниндзя из клана Хат-тори великолепно владели копьями. Кога-ниндзя были специалистами в медицине и в области взрывчатых веществ. Среди «воинов тени» было немало изобретателей — много приспособлений и видов оружия, используемых ниндзя, появилось в кланах Ига.
Несмотря на конкретную «специализацию» кланов, каждый ниндзя в совершенстве владел техникой проникновения в любые помещения, всеми известными видами оружия, искусством маскировки, борьбой голыми руками, техникой подачи сигналов с помощью костров и разноцветных дымов, искусством психофизического тренинга («защита девяти слогов»).
Сандзю Горобэй, тюнин клана Ига, оставил потомкам записки, удивляющие всех, кто их читал. Открылись совершенно новые сведения об этих загадочных воинах. Оказывается, существовали такие кланы, которые у потомков, несомненно, вызывают недоумение. К примеру, ниндзя клана Мумэй. Их название с большим трудом переводится как «ниндзя с тяжелой глиняной печкой хибати, крепко привязанной к левой ноге». Эти ниндзя слыли самыми шумными. Хибати, привязанная к левой ноге постоянно за все цеплялась, издавая жуткий шум. В рукопашном бою эта хибати тоже доставляла больше хлопот, чем пользы. И только некоторые владели своим «оружием» в совершенстве — могли метко швырять печку ногой, попадая в голову противнику. В конце концов, именно хибати и погубили клан. Все ниндзя клана утонули в разлившейся реке во время отступления от войск сегуна Нобунага. Их утопили несъемные хибати.
Клан Сэйко слыл «траурными ниндзя». Их черно-белые балахоны были украшены нашитыми костями, черепами и инструментами могильщиков. Иногда вместо балахонов ниндзя «одевали» продолговатые деревянные ящики и устраивали засады на кладбищах. Кстати, они дожили до наших дней. Только одежда их стала другой, а боевые навыки давным-давно утрачены. Современные балахоны клана Сэйко обшиты пластмассовыми розами, на голове у них черно-золотые повязки с надписью «От друзей и родных», лица густо набелены, а на щеках — накладные слезы. Каждый «траурный» ниндзя имеет плеер с записями похоронных маршей.
Клан Ономати — это «ниндзя в бересте». В этот клан принималось только коренное население севера Японских островов. Обучение их было изнурительным. В итоге каждый должен был голыми руками содрать с толстой березы кору единым куском, прорезать в ней дыры для глаз, завернуться в нее и провести так всю свою оставшуюся жизнь. Клан был немногочисленный, и когда в 1560-1563 годах наступили небывалые зимние холода, многие ниндзя просто замерзли в лесу в своем березовом цилиндре. К тому же, дровосеки нередко принимали этих воинов за поленья и разрубали пополам. Так клан и вымер.
Клан Дофу славился «гламурными ниндзя», которые не признавали маскировку и одевались подчеркнуто вызывающе: огромные синие парики, ярко-розовые балахоны с мехом, лакированные кожаные тапочки на высоком каблуке. Несмотря на столь вычурный вид, этих ниндзя боялись не меньше, чем остальных. У Дофу был особый ритуал боя — ниндзя громко и жалобно кричали по поводу коротких ногтей и немодной одежды противника. Гибель клана тоже была нелепой. При отступлении от войск все того же Нобунага, знаменитого истребителя ниндзя, Дофу отказались переплывать реку. Сандзю Горобэй пишет, что предводитель Дофу потрогал воду пальцем, а потом заметил, что она испортит его прелестный костюм. В результате ниндзя-модники предпочли быть изрубленными самураями.
Клан Одори — «черепахи-ниндзя», почитал больших сухопутных черепах и во всем им подражал. У них были огромные медные панцири, крепившиеся ремнями на спину, а сверху надевался обтягивающий черный балахон бесформенного вида. Их медлительность доводила противника до белого каления. Этот клан в совершенстве владел маскировкой — часовым так надоедало смотреть на практически не ползущих ниндзя, что потом они просто теряли «черепах» из виду.
А еще были ниндзя «покрытые дегтем и перьями», «воины с деревянными ложками», «зловонно дышащие на врага чесночной похлебкой», «подобны дьявольским попугаям», «дикие пчелы, живущие в долбленых колодах и поедающие мед». В общем, на любой вкус.
Оружие ниндзя
Иероглифы «ниндзя» Поскольку ниндзя часто приходилось сталкиваться с необходимостью убивать, ими был разработан целый ряд оружейных средств и способов бесшумного и незаметного убийства. Помимо обычных для средневековой Японии видов оружия, таких как меч или стрелковый лук, ниндзя использовали весьма специфические виды оружия. Специфическое оружие ниндзя пряталось в одежде, было малозаметным или маскировалось под безобидные предметы, поэтому имело малые габариты: носимое на пальце кольцо с шипами, различные виды ручных кистеней, палочки с заостренными концами, которые выдавались за палочки для массажа или даже еды, спрятанные в трости клинки и прочее.
Холодное оружие
Ниндзя, вынужденные воевать в зарослях и помещениях, предпочитали короткие мечи. Традиционный меч (ниндзя-то) редко превышал 60 см. К ножнам привязывали несколько метров верёвки: меч мог стать подвесной скамейкой или ступенькой, которую потом затаскивали наверх. Если нужно кого-то связать, от этой верёвки отрезали кусок. Ножны были длиннее меча и заодно служили футляром для мелкого снаряжения.
Носили меч обычным способом, на левом боку, иногда (для кувырков или переползаний) сдвигая за спину или на живот.
Сюрикэн
Сякэн
(яп. 車剣, меч-колесо) — метательное оружие в виде металлической звезды с лезвиями или шипами вместо «лучей», которое наиболее часто ассоциируется с ниндзя. Также известен вариант названия «сюрикэн» и разговорное «звёздочка».
Кусаригама
Кусаригама
— серп или коса с цепью на конце рукояти. Предположительно, искусство владения этим оружием (кусаригама-дзюцу) появилось либо в XIV, либо в XVII веке. Возможно, применение серпа ниндзя было связано с необходимостью маскировки оружия под обыденный сельскохозяйственный инструмент. Является соединением кама и манрики-кусари, где цепь обычно имеет длину 2,5 м, гирьки различны по весу и форме, а кама имеет рукоять 0,6 м длиной и наконечник 0,3 м. В отдельных случаях наконечник кама мог быть откидным, а в рукояти скрывался кинжал.
Использование ядов
В средние века ниндзя широко применяли яды. Наиболее известным и описанным в литературе способом убийства при помощи яда является скатывание капель ядовитого вещества в рот или ухо жертвы по свешенному сверху шнурку или нити. Ниндзя разделяли яды на три категории: медленно действующие яды, или «гёку-ро», получаемые ниндзя из особого сорта зелёного чая; яды, действующие через небольшой промежуток времени (мышьяк, ликорис); яды, убивающие мгновенно, или «дзагараси-яку».
Огнестрельное оружие
Японцы обзавелись огнестрельным оружием с первым же прибытием европейцев. Однако из-за политики самоизоляции и бедности металлом мушкеты были мало распространены — только не у ниндзя. Ниндзя были весьма искусны в снайперской стрельбе, отдельные источники говорят о стрельбе на 600 м. В местах, где все носили кинжал, под видом кинжала ниндзя мог скрыть примитивную однозарядную пищаль.
Также существовали устройства для дистанционных поджогов — к примеру, сюрикэн с пороховым зарядом. Ниндзя поджигал фитиль и забрасывал оружие в соломенную крышу или в другое подходящее место. По крику «Пожар!» охранник мог переключиться с преследования врага на локализацию огня.
1970-е
Будзинкан
В 1979 году Масааки Хацуми основал организацию Будзинкан . Он использует концепции ниндзюцу в трех из своих девяти школ, хотя с тех пор они отказались от прозвища «ниндзюцу», чтобы избежать стереотипов, и поскольку искусство, которое содержит 9 рюха (или школ), имеет только 3 школы, основанные на ниндзя, а остальные 6 основаны на тактике самураев.
Общество теней Ига
Стивен К. Хейс основал «Общество теней Ига», чтобы продвигать исследования ниндзюцу в Северной Америке. Он учился у Шото Танемура, а затем у Масааки Хацуми. Хейс представил концепции ниндзюцу в Северной Америке. Он основал додзё ниндзюцу в середине 1970-х годов в Атланте, штат Джорджия. Примерно в 1980 году Хейс переехал в Дейтон, штат Огайо, где продолжал преподавать.
Ниндо Рю Будзюцу Кай
«Ниндо Рю Будзюцу Кай» — это федерация боевых искусств, основанная в 1979 году. В ней есть подразделение гендай ниндзюцу под руководством Карлоса Р. Фебреса. Фебрес был бывшим учеником Шото Танемуры и Т. Хигуши и учился у Рона Дункана и Бо Мунте. «Ниндо Рю Гендай Ниндзюцу» использует современное применение и интерпретацию «Такамацудэн, Кога (кока) и эклектических школ ниндзюцу».
Красавицы-ниндзя
Однажды молодой самурай спросил старого воина: «Как спастись от женщины-ниндзя?» И воин ответил: «Люби только свою жену». Мотидзуки Тийомэ после смерти мужа, известного японского полководца Мосизуки Моритоки, встала во главе тайной организации женщин-ниндзя «куноити» (отравленные цветы). Под видом настоятельниц храмов, алтарей и святилищ они свободно передвигались по всей стране.
Общество уважало этих дам, которые не вызывали никаких подозрений. Кто мог подумать, что скромные религиозные девушки — подготовленные воины-убийцы. В тайной школе будущие куноити изучали все, чем владели настоящие гейши: пение, игру на музыкальных инструментах, светский этикет, чайные церемонии, секреты косметики и кулинарии, тайны обольщения мужчин и завоевания доверия окружающих. Это был первый этап обучения.
Второй ступенью становилась религия. Потом наступал этап шпионской и боевой техники, учитывающий особенности женской физиологии и психики. Не было стальных мышц снаружи, но внутри куноити были тверже стали. Их мышцы были готовы отразить удар в любом состоянии. Хрупкие девушки превосходно владели своим телом и более, чем 150 видами оружия. Они были настоящими ниндзя и проходили почти такое же обучение, как и мужчины. Но все же главным оружием была красота и женская изворотливость.
Великие сегуны и их министры часто прибегали к услугам куноити. Были миссии, которые могли выполнить только они. Куноити могла превращаться и в гейшу, и в служанку, и в благородную даму. Не имея возможности носить меч, женщины-ниндзя использовали заколки для волос, кольца и накладные «когти», пропитанные ядом. Оружием были веера из тонкой пропитанной ядом бумаги, которая трудно рвется и режет как лезвие. В средневековой Японии была поговорка о том, что не существует замка, в который куноити, не смогли бы войти.
Язаемон Кидо (Kido Yazaemon)
0 Язаемон Кидо был ниндзя из провинции Ига (Iga), родившимся приблизительно в 1539 году. По всей вероятности, он прекрасно владел танэгасимской аркебузой (Tanegashima arquebus), разновидностью винтовки с фитильным замком. Исходя из того, что именно аркебуза была его излюбленным оружием, можно предположить, что Язаемон мастерски разбирался во взрывчатых веществах и специализировался в теппо-джутсу (teppo-jutsu), подкатегории катон но джутсу (katon-nojutsu), или способах ведения огня. Вопреки распространенному представлению, огнестрельное оружие, такое как аркебуза, было любимым оружием ниндзя и на самом деле регулярно использовались ими в их покушениях на убийство. Однако, прославился Язаемон именно тем, как он попытался убить военно-политического лидера Ода Нобунагу (Oda Nobunaga) в 1579 году. Это покушение, которое, несмотря на то, что окончилось провалом, всё же было достаточно примечательным для того, чтобы его записали в Иранки (Iranki), исторический документ, повествующий историю ниндзя провинции Ига. В ходе покушения, Язаемон и два других ниндзя выстрелили в Нобунагу в то время как он проводил осмотр последствий своего вторжения. Они промахнулись, но, в конце концов, им удалось убить семерых людей из его сопровождения.
Onimusha: Warlords
Резидента ветвь На самурая пути. Где её ремейк?
Ознакомившись с несколькими играми, посвящёнными самурайской тематике, начинаешь замечать определенные клише. Сюжет всегда разворачивается в эпоху феодальных войн — период Сэнгоку (XVI век), а исторические события тесно переплетаются с фэнтезийными — без духов и демонов не обходится ни одна битва.
Однако Onimusha: Warlords это можно простить, ведь ей уже почти 20 лет — едва ли её создатели оглядывались на Nioh или Sekiro. Зато для них настоящим примером для подражания оказалась Resident Evil. На начальных этапах разработки игра даже задумывалась в качестве спин-оффа этого survival-хоррора.
Влияние RE можно заметить невооружённым взглядом, но всё же Onimusha — не прямой клон франшизы про зомби. Игра отличалась как сеттингом, так и куда меньшим упором на механики «выживания». Например, с помощью магической перчатки главный герой в ней мог высасывать души из врагов, из-за чего схватки стали не тратить ресурсы пользователя, а, наоборот, делать его сильнее. Если откровенно устаревший геймдизайн вас не пугает, вышедший в 2019 году ремастер — отличный повод ознакомиться с классикой.
Смотреть
Специализация различных кланов ниндзя
Несмотря на то, что все ниндзя считаются непревзойдёнными воинами, каждый клан специализировался на своей «фишке»:
- Клан Фума прекрасно совершал диверсии и террористические операции. Ещё их можно назвать средневековым аналогом морской пехоты. Они прекрасно плавали и под водой пробивали днища кораблей противника;
- Клан Гекку прекрасно знал технику поражения точек на теле противника, используя при этом пальцы, которые были натренированы так, что действовали подобно стальным прутьям;
- Ниндзя клана Коппо в совершенстве владел приёмами борьбы, которая сейчас носит название коппо-дзюцу (одним из стилей рукопашного боя в искусстве нинпо);
- Клан Хаттори великолепно владел яри-дзюцу (искусству боя на копьях);
- Ниндзя клана Кога специализировались на применении взрывчатых веществ;
- А клан Ига славился своими изобретателями. Многое специфическое оружие ниндзя придумали именно они.
Происхождение
Ниндзюцу на иллюстрации XIX века
Считается, что тайные кланы ниндзя возникли в Японии одновременно с самурайским сословием в IX—XII веках. Прообразом ниндзя считаются секты горных отшельников ямабуси VIII века, исповедовавших направление буддизма школы Сингон. Ямабуси поощряли тяжёлые и изнурительные тренировки своих адептов, а также тщательно сохраняли собранные на протяжении веков знания по медицине, химии, астрологии. Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Происхождение самого боевого искусства ниндзюцу связывают, как и большинство восточных искусств боя, с китайскими источниками. Однако термин «ниндзюцу» охватывает лишь немногие особенности искусства ниндзюцу, такие как утаивание, созидание и поддержание ауры таинственности. В функции ниндзя входило проникновение к врагу, совершение саботажа или убийства и возвращение после успешного завершения миссии.
Традиционно ниндзя выполняли роль наёмников, которые предлагали себя в качестве шпионов, наёмных убийц, диверсантов, политических провокаторов и террористов большим и маленьким правителям японской феодальной эпохи. Ниндзя предлагали свои услуги лишь тем, кто готов был за них платить. Семьи ниндзя представляли собой тесно сплочённые коллективы, интегрированные в более крупные группы — кланы. Посторонний человек практически не имел возможности присоединиться к такой группе и стать ниндзя, для этого нужно было родиться в семье профессионалов. Искусство и другие хитрости хранились под секретом и передавались только от отца к сыну. Раскрытие секрета означало смерть от руки ниндзя из того же клана.
Расцвет ниндзюцу пришёлся на период Сэнгоку Дзидай (1467—1568). На это время приходится пик феодальных войн, и тогда насчитывалось около 70 кланов ниндзя. Легенды о ниндзя тоже относятся именно к этому периоду. Документальные свидетельства подтверждают существование в эту эпоху школ Ига и Кока.
В японской культуре ниндзя часто противопоставляются самураям. Дело в том, что самураи превыше всего ставили идеалы воинского кодекса бусидо и в соответствии с ними стремились достойно сражаться и наилучшим образом подготовиться к смерти. Ниндзя исповедовали прямо противоположную философию. Главное для ниндзя — выполнить поставленную задачу, а так как основная их задача — разведка, то для успешного её выполнения необходимо было выжить любой ценой. Для ниндзя не могло быть запретных действий, не могли существовать какие-либо нравственные и религиозно-этические ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно все их использовали.
Это интересно: 2187,Китайский иероглиф Любовь: во всех подробностях
2.
Мицу-гомо
В старину как в Европе, так и в Азии лучшим способом для защиты крепостей были рвы. А так как большинство потенциальных жертв ниндзя были людьми из высшего общества, то крепостные рвы постоянно преграждали путь этим бесшумным воинам. В большинстве фильмов они просто перепрыгивают такие рвы либо перебегают ров прямо по воде. На самом же деле ниндзя могли использовать приспособление под названием «мицу-гомо», что в переводе означает «водяной паук».
Приспособление состояло из четырех изогнутых деревянных дощечек, соединенных с дощечкой посредине. Историки по сей день не знают, как именно ниндзя использовали это приспособление. Согласно одной теории, центральные дощечки крепились к ногам, и таким образом ниндзя ходили по воде. Эта теория звучит практически по-библейски, но, к сожалению, ее уже опровергли. Еще одна теория гласит, что мицу-гомо ниндзя могли использовать как плот, и это звучит правдоподобнее. Скорее всего, мицу-гомо использовались для преодоления болот, а не для хождения по воде.
Элементы меча ниндзя
Как любой другой меч, ниндзя-то состоит из трёх элементов (плюс ножны):
- Клинок;
- Гарда;
- Рукоять.
Гарда меча (или цуба) была квадратной формы, с длинной стороны около восьми сантиметров и обладала немалой прочностью. Использовалась как ступенька, как крюк, чтобы зацепиться за выступ, иногда под гардой крепились метательные звёзды.
Рукоять по форме напоминала самурайские аналоги, но выполняла иные функции. Гасира (металлическая шляпка на конце рукояти) скрывала тайник в полой ручке, а сама шляпка часто имела нож с обратной стороны. В полости рукояти хранились секретные документы, ослепляющие смеси или даже порох.
Ножны меча ниндзя представляли собой многофункциональное приспособление. Они были на 10-15 сантиметров длиннее меча и заканчивались тайником, в котором можно было хранить документы или дополнительное оружие. Кроме того, наконечник ножен часто заканчивался съёмным пеналом, имеющим на конце метательный нож. Вставив этот пенал в ножны ножом наружу, получали короткий аналог копья.
Кроме этого ножны использовали как дыхательную трубку под водой, как духовое ружьё и даже как люльку-насест, на которой ниндзя мог висеть целыми днями, выслеживая свою жертву.
Шнур на ножнах был в несколько раз длиннее, чем на самурайских, и использовался в различных ситуациях. От связывания врага и изготовления ловушек, до изготовления кодовых узловых шифров, которые ниндзя оставлял в тайниках.
8.
Сверчки
Ниндзя были мастерами маскировки и учились очень тихо подкрадываться к врагам. Тем не менее были ситуации, когда двигаться бесшумно не мог даже ниндзя. Пройти тихо по лесу, который полон сухих сучьев и листьев, — очень непростой трюк. Просто наступив на старую ветку, можно было раскрыть себя и провалить все дело. На такой случай у ниндзя при себе всегда была маленькая коробочка со сверчками. Стрекот этих насекомых мог легко замаскировать шаги ниндзя. Также ниндзя имел при себе специальный химический состав, который он использовал для того, чтобы в нужный момент заставить сверчков в банке стрекотать.
Звук сверчков вполне типичен для японского леса, так что у врагов ниндзя не было оснований для подозрений. На самом деле часто все бывает с точностью до наоборот: насекомые и птицы часто перестают издавать звуки, когда рядом появляется хищник или человек. И даже если ниндзя двигался очень тихо, он все равно держал при себе сверчков, чтобы внезапно затихшие насекомые не выдали его присутствие.
Одежда и снаряжение ниндзя
Днем ниндзя одевались как и все люди, дабы не выделяться из общей массы. А ночью они носили свободную одежду приглушенных цветов, не сковывающую движения. Темно-серый, красновато-коричневый, пепельный — эти цвета позволяли быть незаметными в темноте, чего и добивались ниндзя.
Из средств защиты синоби под одеждой носили пластины, защищающие места, по которым обычно бил враг.
Каждый ниндзя должен был иметь при себе снаряжение, которое ему может понадобиться во время «операции»:
Кагинава
Кагинава
Кагинава — крюк, закрепленный на шнуре (с его помощью можно было перелезать через стену, переправляться через водоем, связывать противника, ловить рыбу, охотиться).
Сэкихицу и ядатэ
Сэкихицу
Сэкихицу (грифель), ядатэ (чернильница с кистью), мел или уголь — с их помощью ниндзя записывали добытую информацию или наносили нужную метку.
Сандзяку-тэнугуи
Сандзяку-тэнугуи — полотенце цвета одежды, завязанное на поясе или положенное в карман. При необходимости им можно было защитить дыхательные пути от едкого дыма, связать врага, перевязать рану, отфильтровать воду и так далее.
Утидакэ
Утидакэ (цукэдакэ, хидакэ) — емкость для переноски тлеющих углей. Как правило, их делали из бамбука, изнутри выкладывали металлическими пластинами (чтобы избежать возгорания) и делали в корпусе отверстия для поступления воздуха. Носили на шнуре, привязывая к поясу.
Каса
Амигаса. Соломенная японская шляпа
Каса — национальная японская соломенная шляпа. Разновидностей шляп очень много, ниндзя выбирали нужную в зависимости от того, кем надо было представиться в данный момент. Как правило, синоби выбирали амигасу — шляпу самураев, имеющую широкие поля, под которой можно спрятать и свое лицо, и оружие.
Основы учения
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
- Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (Ти), Воды (Суй), Огня (Ка), Воздуха (Фу) и Пустоты (Первооснова всего, Ку. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название томпо — искусство маскировки.
- Второй блок — искусство борьбы с вооружённым и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела: Тайдзюцу — искусство владения телом Бу-дзюцу — работа с оружием
- Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)
История ниндзя
У ниндзя есть и другое название — «синоби». Первые ниндзя появились в X веке.
Пожалуй, это были самые натренированные люди в Японии того времени. Подготовка начиналась с самого раннего детства, причем ниндзя могли стать как мальчики, так и девочки.
Мужчины-ниндзя готовились с младенческого возраста. Для тренировки вестибулярного аппарата малыша раскачивали в колыбели или вращали, держа вниз головой; для развития способности видеть в темноте ребенка оставляли в помещении и постепенно снижали интенсивность света вплоть до полной темноты. Также у мальчиков старались максимально развить слух, обоняние, зрительную память, умение ориентироваться на местности и быть незаметными (они не должны выделяться из толпы людей). Еще синоби должны уметь двигаться бесшумно, плавать под водой, собирать информацию, знать медицину.
Подросшие мальчики учились передвигаться по воде на своеобразных водных лыжах — прикрепленных к ногам связанных стеблях бамбука.
И, что очень важно, мужчины-ниндзя умели защищаться от любого оружия и использовать любую вещь в качестве оружия. Куноити — женщины-ниндзя
Куноити — женщины-ниндзя
Женщины-ниндзя назывались «куноити». Они имели навыки ближнего боя, но не были столь подготовленными физически, как мужчины, да им это и не было нужно. Если куноити были молоды и красивы, то представлялись жрицами любви или актрисами. Они входили в контакт с потенциальной жертвой и убивали ее. Куноити с непримечательной внешностью становились рабынями или прислугой врага и служили для сбора информации.
Конечно же, ниндзя не были всемогущими, поэтому их иногда все же ловили — на этот случай они имели при себе яд, чтобы совершить суицид.
Посвящение в ниндзя проводилось в 15-летнем возрасте. Зачастую синоби становились члены одного семейства, то есть были целые династии ниндзя.
Часто ряды ниндзя пополняли ронины — самураи (японские воины дворянского происхождения), потерявшие покровителя. Но если самураи в Японии были легальными, то синоби являлись тайной силой, которую боялись и самураи, и князья.
Ниндзя не причиняли вреда крестьянам, потому что те всегда им помогали. Ведь ниндзя часто «маскировались» под крестьянина, и настоящие крестьяне не разоблачали их.
Расцвет ниндзя пришелся на 15 — 16 века, время практически постоянных феодальных войн. Но в 1603 году к власти в Японии пришел сегун Токугава, который счел, что мощные силы синоби могут использовать и против него самого. Поэтому он спровоцировал конфликт между двумя крупнейшими группировками ниндзя, в результате чего их ряды очень сильно поредели, а оставшиеся синоби стали служить сегуну.
Основы учения
Ниндзюцу учит, что нельзя достичь состояния абсолютной безопасности. Всякое действие нарушает уже существующую в мире гармонию, тем самым вызывает сопротивление, порождает ответное действие, которое тем сильнее и опаснее, чем в большей степени нарушается установившийся баланс. Выход заключается в том, чтобы хорошо понимать, в чём нарушается гармония, и уметь минимизировать нежелательные последствия.
В основе учения всех школ ниндзюцу лежали три взаимосвязанных блока навыков и умений, которые вместе образовывали гибкую систему противостояния любой мыслимой опасности.
- Первый блок навыков можно охарактеризовать как искусство использования окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — в китайском варианте — Земли, Воды, Дерева, Огня и Металла; в японском варианте — Земли (Ти), Воды (Суй), Огня (Ка), Воздуха (Фу) и Пустоты (Первооснова всего, Ку. Нарабатывается на «Третьем блоке»). Воин, достигший такого слияния, становился невидимым и недосягаемым для противника, а искусство носило собирательное название томпо — искусство маскировки.
- Второй блок — искусство борьбы с вооружённым и безоружным противником. В этот блок входят два основных раздела: Тайдзюцу — искусство владения телом Бу-дзюцу — работа с оружием
- Третий блок умений посвящён мобилизации внутренних ресурсов организма на основе так называемых «изменённых состояний сознания», достигаемых за счёт специального психотренинга (Нимпо-миккё)
Образ ниндзя, созданный массовой культурой
Ниндзя появляются в литературе, аниме, фильмах, и их образ очаровал множество людей не только в Японии, но и во всём мире. Когда заходит речь о ниндзя, то сразу представляются люди в чёрных одеждах, которые обладают нечеловеческой ловкостью, мечут сюрикэны во врагов и исчезают в мгновение ока.
В действительности такой образ ниндзя сформировался уже впоследствии. Само название «ниндзя» закрепилось за ними со второй половины 1950-х годов, когда оно широко использовалось в исторических романах, комиксах манга и фильмах. В старину их называли по-разному – раппа, суппа, а чаще всего – синоби, «скрывающиеся». Поскольку их работа состояла в том, чтобы выполнять секретные миссии, используя тайные умения, материалов о них сохранилось немного, и с ними связано много загадок. Благодаря недавним исследованиям мы, наконец, можем узнать кое-что об их реальном облике.
Рекламные плакаты очень популярной в 1960-е годы серии фильмов «Человек из скрывающихся» (Синоби-но моно) в Музее ниндзя школы Ига