Список основных боевых танков по поколениям — list of main battle tanks by generation
Содержание:
Становление войск в СССР
Первый танк советского производства
В мае 1918 года в Москве была открыта первая школа для командиров бронеавтомобильных частей. Первые танки советского производства начали поступать в войска Красной Армии в 1920 году. Это были лёгкие машины, вооружённые мелкокалиберными пушками. Вплоть до 1922 года бронетанковые войска Красной Армии укомплектовывались французскими танками, ставшими впоследствии прототипами знаменитой модели КС.
В 1923 году броневые отряды были преобразованы в танковую эскадру, укомплектованную лёгкими и тяжёлыми танками. В 1929 году под командованием Управления моторизации и механизации РККА было уже более 110 машин, а в 1932 году их количество достигло 500 единиц. В этом же году была создана Военная академия механизации и моторизации РККА.
Первым советским разработчиком тактики применения броневых сил стал Триандафилов В.К. На основе его выкладок танки стали использоваться в «глубокой наступательной операции».
До 1935 года ряды Красной Армии пополнялись танками трёх категорий – лёгкими, средними и тяжёлыми.
Механизированные и танковые части в 1937 году сформировали новый Автобронетанковый род войск, состоящий из 4-х механизированных корпусов, 6-ти отдельных бригад и 6-ти танковых полков. Несмотря на постоянно растущее количество бронированных автомобилей и танков, они продолжали тесно работать с кавалерийскими полками, количество которых в 1937 году достигало 15 единиц.
Такие соединения во взаимодействии с пехотой представляли собой сильнейшую наступательную силу, способную выполнить практически любую боевую задачу по прорыву фронта и подавлению сопротивления противника.
По результатам военного конфликта на Русско-Китайской границе и у реки Халхин-Гол были созданы танки с усиленной бронёй, увеличен калибр орудий. Это были знаменитые средние Т-34 и тяжёлые КВ-1.
Танк Т-34
К 1941 году, основываясь на опыте Испанской компании, проведённой с применением танков, были созданы 18 танковых дивизий и 45 бригад, во главе которых встали первые выпускники Военной Академии.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии было почти 1800 танков, но большая их часть была потеряна в первые месяцы боевых действий.
Эвакуация заводов по производству бронетехники за Урал позволила уже к декабрю 1941 года довести количество танков до 4000 единиц, а к маю 1942 года — до 6000. На основе такой материальной базы были сформированы 3-я и 5-я танковые армии, начавшие наступление по всем фронтам уже с 1942 года.
В этом же 1942 году были официально созданы бронетанковые войска. Началось наступление советских войск под Сталинградом.
Советские танки прошли через Польшу, Чехословакию и другие европейские страны, освобождая их от немецко-фашистских захватчиков. Завершилось это победное шествие под стенами Рейхстага в Берлине полным разгромом армии Германии.
Однако служба советских танкистов на территории Германии только началась. В целях сдерживания военной агрессии в отношении Советского Союза со стороны Великобритании и Соединённых штатов Америки на территории Восточной Германии были сформированы танковые части, находящиеся на постоянном боевом дежурстве.
Силовая установка, трансмиссия и управление
В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики:
- Тип двигателя – Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением
- Смесеобразование – впрыск топлива
- Мощность – 1500 л.с.
- Масса – 1550 кг
- Габариты: длина – 813 мм, ширина – 1300 мм, высота – 820 мм
- Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.
История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу – тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Современные танки мира
Большинство современных танков мира были разработаны во время холодной войны, в 70-х и 80-х годах. К таким относятся российский Т-72, американский «Абрамс», немецкий «Леопард-2» и так далее.
Эти машины объединяет схожая компоновка с механиком-водителем в корпусе, остальным экипажем в башне, двигателем, расположенным сзади. Также используется сильно дифференцированная бронезащита, пушки калибра около 120 мм.
В последнее время всё большую популярность набирают КАЗ, поскольку мощь противотанковых средств непрерывно растёт, а полагаться лишь на пассивную защиту, делая броню всё толще, невозможно.
Несмотря на это, в разных странах были разные представления об идеальном основном боевом танке, в результате чего получалась мало похожая друг на друга техника. Давайте рассмотрим самые известные и популярные машины.
Танки СССР Второй мировой войны
Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.
Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.
Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.
Россия и Украина
Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные («Штора») и активные («Арена» и «Дрозд») системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат – вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал – Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.
Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток — экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» — танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.
Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома — Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются «Оплот-М» и Т-84 «Оплот» (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.
На фото — Т-90:
Технические характеристики
Во время Второй мировой войны советский танк КВ-1 уже активно применялся в сражениях. Его вес был 45 тонн, до самого конца 1941 года он считался практически непобедимым. Его бронелисты были расположены настолько удачно, что немецкие артиллеристы приходили в отчаяние из-за его снарядостойкости. Их 37-миллиметровые орудия не могли пробить 75-миллиметровую броню.
Советский танк был оснащен длинноствольным орудием, которое могло поражать противника на расстоянии 500 метров.
Но не обошлось без недостатков у этого танка. Конструкция была запущена в производство впопыхах, поэтому у нее было немало недочетов. А главным уязвимым местом была трансмиссия.
Из-за веса боевой машины создавались большие нагрузки, в результате машина часто ломалась. В итоге во время отступления приходилось бросать и часто уничтожать технику, чтобы она не досталась противнику. Проводить ремонт в боевых условиях было просто нереально.
Немцам все-таки удалось завладеть несколькими машинами, но перенимать советский опыт они не стали, так как у них не было необходимых запчастей, а танки КВ-1 часто ломались.
Застой
Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.
В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.
Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.
Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.
Англия и Франция
А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский «Челленджер 2», имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции «Буря в пустыне» один из британских «Челленджеров» с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на «Абрамсы». Главная претензия – невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам – «Челленджер» оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, «Челленджер 2» считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).
Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий «Леопард-1», — детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.
Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул «самый мощный танк в мире».
На снимке — «Челленджер 2» из Великобритании:
Топ лучших
И так шестое место в нашем рейтинге, занимает французский тяжёлый танк 9 уровня — АМХ 50 120, почему именно он? Все очень просто, сейчас я буду сравнивать плюсы и минусы данных машин.
Плюсы:
- хорошая динамика;
- лучшая максимальная скорость 65км/ч;
- высокая скорость поворота башни;
- среднее время сведения 3 секунды.
Минусы:
- отсутствие брони;
- критуемость боеукладки;
- перезарядка барабана — 3 секунды.
Пятое место занимает американский тяжелый танк М-103.
Плюсы:
- обзор 400 метром;
- один из самых подвижных тяжелый танков, целых 15.0 лошадей на тонну;
- максимальная скорость 58 км/ч;
- урон в минуту один из лучших на уровне- за 2000 хп;
- скорость поворота башни 32 градуса;
- углы вертикальной наводки целых 8 градусов;
- есть места с хорошим бронированием;
- одна из самых точных пушек на уровне — разброс на 100 м. 0.37.
Минусы:
- средняя прочность на уровне 1850 хп;
- альфастрайк 400 единиц;
- большие размеры;
- критуемость боеукладки в лоб танка.
Четвертое место достается немецкому мастодонту Е-75.
Плюсы:
- прочность 1920 хп почти лучший показатель среди одноклассников;
- обзор 400 м;
- не критуемость в лоб;
- средний урон 490 хп за выстрел;
- углы вертикальной наводки целых 8 градусов;
- самая лучшая броня на уровне лоб 160 борт 120 корма 120;
- поворот на месте 30 градусов в секунду, это лучший показатель на уровне.
Минусы:
- 40 км/ч скорость по прямой;
- бронепробитие 246 миллиметра;
- большие размеры;
- сведение 2.9 секунды;
- одна из самых точных пушек на уровне разброс на 100 м. 0.38;
- урон в минуту 1800хп один из худших показателей на уровне.
Третье место достается также немецкому танку VK4502 (P).
Плюсы:
- замечательный обзор в 400 м;
- лучший запас прочности на уровне 1950 хп;
- самый крепкий лоб;
- довольно крепкая башня;
- малая вероятность крита в лоб.
Минусы:
- худшая маневренность на уровне;
- большие габариты;
- тонкая броня борта 100 мм.
Второе место нашего рейтинга занимает Советский танк СТ-1.
Плюсы танка:
- броня одинакова со всех сторон;
- урон в 440 хп;
- довольно точное орудие;
- хорошие углы вертикальной наводки.
Минусы:
- плохая динамика;
- большие размеры;
- частая критуемость экипажа.
И наконец, первое место, на первое место я ставлю одного из самых массовых танков в игре — советский тяжёлый танк ИС-8, именно он становится лучшим танком 9 уровня в «Мире Танков». Чем же он хорош?
Плюсы танка:
- прекрасная динамика;
- максимальная скорость 50км/ч;
- не критуеться в лоб;
- урон в минуту 2130 хп;
- — пробитие базовым снарядом 258 мм;
- щучий нос по 120мм с двух сторон;
- прекрасная литая башня в 201 мм;
- наличие бортовых экранов.
Минусы:
- прочность 1800 хп;
- углы вертикальной наводки 5 градусов вниз;
- боекомплект 30 снарядов.
Общий вывод
Многие сейчас спросить, почему именно ИС-8, и почему в списке не было остальных двух машин? Все очень просто, я брал те машины, которые, по моему мнению, самые универсальные, потому что в этом и заключается популярность игровых машин. И, по моему мнению, самым универсальным стал именно ИС-8, потому что у этого танка есть почти все для приятной и комфортной игры, он как никто другой успевает в гущу событий, может меня фланги, если другие направления были продавлены, и его замечательное орудие пугает многих одноклассников.
Именно он становится лучшим танком 9 уровня в WoT в нашем топе, конечно, кто-то не согласится с этим решением, но «танки» тем и хороши, что здесь каждый находит боевую машину себе по вкусу.
В WoT играют не только парни, но и большое количество девушек. Если вы девушка, то вам, возможно, захочется отдохнуть от напряженных баталий и поиграть во что-то более спокойное, сделать это можно вот тут, для вас собрано большое количество развлечений.
Т-44: на смену танку Победы
Разработка нового Т-44, который должен был на фронте заменить Т-34, пришлась на 1943-1944 годы. Созданием танка на УВЗ занимался главный конструктор Александр Морозов, один из авторов Т-34. Возможно, поэтому внешне оба танка похожи. Но конструктивно это совершенно разные машины.
Танк Т-44 форсирует водную преграду
Основной задачей конструкторов в создании Т-44 стало наращивание броневой защиты. Параллельно с этим были внесены и другие изменения. Дизельный двигатель расположили поперек машины, что позволило сократить длину корпуса, уменьшить общий вес и улучшить ходовые качества танка. Изменилась башня, увеличилось боевое отделение, были улучшены условия для экипажа. Несмотря на то, что Т-44 выпускался серийно, полноценно заменить Т-34 ему не удалось, так как уже в 1947 году была разработана более совершенная модель Т-54.
А что же в перспективе?
Разговоры о появлении в 2021 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы – с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле – вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, «Багира» на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.
А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с «Леопардом 2 А8», то ли с «Леопардом 3», американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что «Армата» имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно – прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение — не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем «Армата», танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе «Армата». Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное – оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?
На фотографии — «Армата» Т14:
Секрет успеха Гитлера
Танки Второй мировой войны стали скачком в развитии бронетехники, показав, насколько важна её роль на поле боя. Немецкие генералы первыми поняли силу быстрых ударов, сминающих пехоту и укрепления противника. Гудериану и Манштейну удалось за пару недель победить польскую армию, применив боевые машины, после чего настала очередь французской. Англо-французские войска держались более месяца, но не смогли ничего противопоставить немецким танкам и были прижаты к Дюнкеру, откуда смогли эвакуироваться.
История танков Второй мировой войны началась с 1939 года, когда исход боёв часто решался рассекающими ударами лёгких и средних танков, их прорывом и уничтожением тылов. В период до 1941 года практически отсутствовали противотанковые средства и опыт борьбы с бронированными машинами. Позже начали появляться тяжёлые танки с противоснарядным бронированием, например, советский КВ-1, почти неуязвимый для немецких пушек, но ненадёжный и с плохой проходимостью. Германия в 1942 году применила один из самых мощных танков Второй мировой войны – Тигр, обладающий мощной бронёй и великолепной пушкой.
https://youtube.com/watch?v=sT_KVj-HGA4
Танк Т-34-85
Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.
Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.
Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.