Кв-1

Содержание:

Компоновка танка КВ-1

Танк КВ-1 имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка был разделен на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.

Отделение управления располагалось в носовой части танка. В нем находились сиденья механика-водителя (в центре) и стрелка-радиста (слева). Слева от сиденья стрелка-радиста размещалась радиостанция, а за ней — четыре аккумуляторные батареи. В середине лобового броневого листа корпуса имелся смотровой люк механика-водителя, закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью с триплексом. Справа от механика-водителя в крыше корпуса устанавливался зеркальный смотровой прибор. Перед стрелком-радистом в лобовом листе располагалась шаровая установка курсового пулемета. Над сиденьем стрелка-радиста в крыше корпуса танка был сделан входной люк, закрывавшийся откидной броневой крышкой. Кроме того, в отделении управления размещались органы управления танком, воздушные баллоны с вентилями и приборами, топливные краны и насос, контрольные приборы.

Боевое отделение занимало среднюю часть машины. В нем находились сиденья наводчика (слева от пушки), командира танка и заряжающего (справа от пушки). Над боевым отделением на шариковой опоре монтировалась башня, в ней устанавливалось вооружение и хранилась часть боекомплекта. Вдоль бортов боевого отделения размещались топливные и масляный баки, на днище — часть боеукладки и ВКУ. Для наблюдения за полем боя в крыше башни по бортам и в кормовой части устанавливались зеркальные смотровые приборы. Кроме того, в бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками. Для посадки экипажа в крыше башни предусматривался входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. На части машин на основании люка располагалась турель для установки запасного пулемета для стрельбы по воздушным целям.

Моторное отделение шло за боевым и отделялось от него разборной перегородкой. В отделении устанавливались двигатель, водяные и масляные радиаторы и воздухоочиститель. Перегородка, отделявшая моторное отделение от боевого, имела два люка, предназначавшиеся для доступа к двигателю из боевого отделения танка. В верхних створках люков были смонтированы иллюминаторы для наблюдения за двигателем.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка и отделялось от моторного специальной перегородкой, в которой крепился кожух вентилятора. Кроме того, в перегородке имелись дверцы для доступа к воздухоочистителю. В этом отделении размещались агрегаты трансмиссии и электростартер.

Технические характеристики

Схематическое изображение КВ-2

Технические характеристики КВ-2 во многом ограничивались его конструкцией и специализацией. Из-за перевеса и тяжелого вооружения танк уступал в ходовых качествах и маневренности. Многие аспекты оставались недоработанными ввиду оперативной востребованности фронта в данных машинах.

Двигатель и трансмиссия

На КВ-2 устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К мощностью в 500 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Позже мощность была увеличена до 600 л. с. Запуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух пятилитровых резервуаров в боевом отделении машины. Топливные баки в 600-615 л. располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Механическая трансмиссия КВ-2 состояла из следующих узлов:

  • многодисковой основной фрикцион сухого трения «сталь по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

Габариты и вес

По габаритам и весу КВ-2 имеет следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,95 м;
  • ширина — 3,32 м;
  • высота — 3,25 м;
  • дорожный просвет — 0,43 м;
  • масса — 52 т.

Внешние габариты КВ-2 имеют две ключевые особенности, позволяющие отличить данный танк от большинства других: непропорционально большая башня и короткое орудие. В определенной степени машина совмещала в себе характеристики танка и самоходной артиллерии.

Органы управления

К органам управления КВ-2 относят электрооборудование машины, а также средства наблюдения и связи. Электропитание обеспечивалось генератором ГТ-4563А и четырьмя последовательно соединенными аккумуляторами 6-СТЭ-128. Получаемая электроэнергия направлялась на:

  • электромотор, позволяющий поворачивать башню;
  • наружное и внутреннее освещение, подсветку приборов и индикаторов;
  • звуковые сигналы;
  • контрольно-измерительные приборы;
  • внутренние и внешние средства связи;
  • пусковые устройства — стартер и реле.

Средства наблюдения в КВ-2 характеризуются инженерами как неудовлетворительные. Командир танка имел один панорамный прибор. Механик-водитель вел машину посредством смотрового прибора с триплексом и броневой заслонкой.

Прицеливание обеспечивается телескопическим ТОД-9 и перископическим ПТ-9 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Для ведения огня в ночное время приборы прицеливания имели подсветки.

Внешняя связь КВ-2 обеспечивалась коротковолновой радиостанцией 71-ТК-3. Внутренние переговоры велись с помощью устройства ТПУ-4-Бис, рассчитанного на четырех человек. Его преимущество — возможность переговариваться даже при сильном шуме.

Коробка перемены передач

Танк КВ 2 имел механическую коробку передач тракторного типа с пятью ступенями. Все приводы также были механическими. Ходовая часть машины представлена торсионной подвеской с амортизацией для каждого опорного катка. Напротив них к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески.

Максимальная скорость

Ходовые качества КВ-2 имеют следующие показатели:

  • мощность двигателя — 500 л. с., позднее — 600 л. с.;
  • предельная скорость по шоссе — 34 км/ч;
  • скорость по пересеченной местности — 16 км/ч;
  • запас хода по шоссейной дороге — 250 км, по грунту — 150;
  • допустимый угол подъема — 36 градусов.

Танк способен преодолевать стены в 0,87 м, рвы в 2,7 м, а также броды высотой в 1,6 м.

Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2

Танк КВ-2 пробовали оснастить несколькими видами орудий. Первое из них, с которым танк и пошел в серию, была гаубица калибра 152 мм М-10Т.

Данное орудие обладало целым набором недостатков, которые сводили практически к минимуму его эффективность на поле боя в поздние периоды ВОВ. Главным недостатком орудия был его вес, который делал вращение башни весьма затруднительным занятием, а на склонах и подавно было невозможно повернуть башню. Штатный электромотор попросту не мог справиться с весом башни танка. Ко всему прочему из танка можно было стрелять только во время его полной остановки. Т.к. отдача орудия попросту могла вывести из строя, как саму башню, так и агрегаты танка. Поэтому КВ-2 был весьма легкой мишенью для авиации и крупнокалиберной артиллерии.

Характеристики пушки М-10Т:

  • Масса орудия, кг – 2300
  • Боекомплект, сн., – 36
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, – 436
  • Начальная скорость полета Бетонобойного снаряда, м/с, – 530
  • Прицельная дальность, м, – неизвестно
  • Максимальная дальность полета , м – 14000
  • Углы вертикальной наводки, град.: -3°…+18°
  • Скорострельность, выстрел./мин. – от 2 до 3.

Бронепробиваемость:

Углы склонения приведены по отношению к горизонтали.

  • Оскол.-Фугас., На расстоянии 1500 м, мм/град. – 72/60°
  • Боекомплект орудия – 36 осколочно фугасных снарядов весом в 40 кг каждый.

Дополнительное вооружение:

Три пулемета Дягтерева 7,62-мм. Первый спаренный с орудием, второй курсовой, третий кормовой.

Кроме гаубицы М-10, на танк КВ-2 пробовали поставить орудие с меньшим калибром ЗиС-6, разрабатываемое для танков КВ-3 и КВ-5. Испытания КВ-2 со 105 мм пушкой провалились.

Боевое применение танка КВ-1

Дебют танков КВ состоялся на фронте советско-финской войны. Первые
КВ были отправлены на фронт составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады. Первый бой
КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Танк
КВ действовал в бою значительно лучше танка СМК, подорвавшегося на замаскированном фугасе, и Т-100. Он уверенно двигался по территории противника по курсу, указанному по радио, ведя огонь из орудия по обнаруженным целям, а на обратном пути вывел на буксире в расположение своих войск подбитый средний танк
Т-28. После боя, при осмотре танка, его экипаж насчитал следы от 43 попаданий снарядов в корпус и башню. У танка был прострелен насквозь ствол пушки, повреждены несколько траков, пробит опорный каток, сорван запасной топливный бак, помяты надгусеничные полки.

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк

КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей.

Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт
КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м.

 

Экипаж Зиновия Колобанова. Сам Колобанов – в центре.

Неоднократно танки КВ-1 выдерживали бой не просто с
несколькими, а с несколькими десятками немецких танков.
Так, 20 августа 1941 года танк старшего лейтенанта Зиновия Колобанова
из  состава 1-го танкового полка 1-й танковой
дивизии 98-ю выстрелами уничтожил 22 немецких танка

Pz.III


3-й танковой роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии генерал-майора Вальтера Крюгера 4-й танковой группы группы армий «Север».
Этот знаменитый
Войсковицкий бой серьёзно задержал
наступление противника под Ленинградом и спас город от
молниеносного захвата. Кстати говоря, одной из причин,
почему немцы так стремились захватить Ленинград летом
41-го было как раз то, что в городе находился Кировский
завод, выпускавший танки КВ.

Однако множество танков было брошено экипажами в первые
дни войны и охотно ставились немцами на вооружение

под индексом
Немцы рассверливали зарядную камору танкового орудия,
чтобы установить в 2,5 раза больший пороховой заряд,
превращая, таким образом, трофейные КВ в эффективное
средство борьбы с советскими танками.

Немецкий KV-1 753(r)



Рождаемость, смертность и естественный прирост населения
в России с 1950 по 2010 годы


Нужен ли России золотой рубль?


Как разбогатела Америка


Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил


Кто и как продавал Аляску


Почему мы проиграли Холодную войну


Тайна реформы 1961 года


Как остановить вырождение нации


В какой стране пьют больше всех?


В какой стране больше всего убийств?


Как жил русский рабочий до революции?

Советские автомобили хрущевского периода

Советские автомобили застойного периода

Советские автомобили времён перестройки

Современные российские автомобили

Четвертое поколение Honda CRV

Дебют 4-го поколения СРВ состоялся в 2011 году на выставке «АвтоШоу в Лос-Анджелесе, автомобиль производится серийно с 2012-го. В линейный ряд моторов СРВ-4 добавился силовой агрегат 1.6 л, разработанный для Европы, кроссовер изначально выпускался с двумя типами трансмиссии:

  • пятиступенчатым «автоматом»;
  • девятиступенчатой АКПП (европейский вариант).

В 2014 году миру был представлен рестайлинговый вариант CR-V 4 – на этом авто добавился шестиступенчатый вариатор японского производства, ДВС с системой непосредственного впрыска топлива. На рестайлинговой модели была модернизирована подвеска, а в американском варианте расширилось электронное оснащение.

Оборудование, снаряжение и боекомплект:

Список оборудования, которое можно установить на КВ-1:

Оборудование для танка КВ-1:

Для тактики Активные-действия нужно установить оборудование «Досылатель», «Усиленные приводы наводки» и «Просветленная оптика». На первый слот устанавливаем сложное оборудование Досылатель, которое увеличивает скорость перезарядки на 10%. На второй слот устанавливаем сложное оборудование Усиленные приводы наводки, которое увеличивает скорость сведения орудия на 10%. На последний слот устанавливаем сложное оборудование Просветленная оптика, которое повышает дальность обзора на +10%.

Для тактики Универсальной нужно установить оборудование «Досылатель», «Усиленные приводы наводки» и «Улучшенная вентиляция». На первый слот устанавливаем сложное оборудование Досылатель, которое увеличивает скорость перезарядки на 10%. На второй слот устанавливаем сложное оборудование Усиленные приводы наводки, которое увеличивает скорость сведения орудия на 10%. На последний слот устанавливаем сложное оборудование Улучшенная вентиляция, которое повышает уровень владения основной специальностью и дополнительным умениям на 5%.

Список снаряжения, которое можно установить на КВ-1:

На технику стоит устанавливать стандартный набор снаряжения: Малый рекомплект, Малая аптечка, Ручной огнетушитель. Огнетушитель можно заменить на Ленд-лизовсокое масло, который повысит мощность двигателя на 5%. Для турниров или когда много кредитов, можно заменить огнетушитель на Доппаёк, который прибавит ко всем навыкам 10%.

Боекомплект:

К орудию 85 мм Ф-30 — возьмем большую часть бронебойных снарядов, но против более бронированных противник стоит взять не сколько подкалиберных премиум снарядов, которые облегчат игру. Осколочно-фугасные снаряды нам пригодятся для сбития захвата базы и добивания противников с маленьким запасом прочности. Общий боекомплект составляет 76

снарядов.

50 23 3

А

АБ — аккумуляторная батарея

АБП — агрегат бесперебойного питания

АВР — автоматический ввод резерва (резервного питания)

АДСК — агрегат дугогасящий сухого исполнения с плавным конденсаторным регулирование

АИИС УЭ — автоматизированная информационно-измерительная система учета электрической энергии

АИИС КУЭ — автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электрической энергии

АИИС ТУЭ — автоматизированная информационно-измерительная система технического учета электрической энергии

АИСКГН — автоматизированная информационная система раннего обнаружения гололедообразования

АЛАР — автоматика ликвидации асинхронного режима 

АПВ — автоматическое повторное включение

АПС — автоматическая пожарная сигнализация

АРМ — автоматизированное рабочее место

АРПН — устройства автоматического регулирования напряжения под нагрузкой

АСДУ — автоматизированная система диспетчерского управления 

АСК — асинхронизированный компенсатор

АСМД — автоматизированные системы мониторинга и диагностики

АСТУ — автоматизированные системы технологического управления

АСУ — автоматизированная система управления

АСУ ТП — автоматизированная система управления технологическими процессами

АСЭМПЧ — асинхронизированный электромеханический преобразователь частоты

Дорога в серийное производство.

Хотя план выпуска танков КВ на сороковой год был утвержден, в него пришлось внести существенные коррективы. Амбициозные планы создания механизированных корпусов привели к росту потребности в машинах тяжелого класса и как следствие увеличение правительственно заказа для Кировского завода. По новым планам в течении третьего-четвертого квартала сорокового года завод должен был выпустить 230 КВ, из которых 130 вооруженных 76-мм ТП и 100 с 152-мм гаубицей установленной в большой башне.

Правительственное задание даже на первый взгляд превышало возможности по производству тяжелых танков на заводе им.Кирова, и как результат началась подготовка к выпуску КВ на производственных мощностях Челябинского тракторного завода. Для производства танков, на котором спешно организовывался танковый участок. Помимо этого решено было внести конструкцию танка упрощения, которые, не влияя на боевые качества, позволили увеличить их выпуск. Ответственным назначили СКБ-2.

Беспокойство вызывал тот факт, что танк КВ, не прошел полной программы испытаний. Поэтому замнаркома обороны Г.Кулик потребовал от АБТУ провести программу испытаний тяжелого танка КВ в полном объеме. Как следствие Комитет Обороны обязал провести требуемые испытания для обнаружения конструктивных дефектов. Для испытаний были выделены три тяжелых танка. Два из них с 152-мм гаубицей (КВ-2) и один вооруженный 76-мм ТП.

Результаты испытаний утешительными не оказались. В процессе тестирования выявлено столько дефектов, что боеспособность танков КВ-1 стала внушать сомнения. Особенно много дефектов удалось выявить в двигателе и КПП. Переключение передач в движении сопровождали большие трудности, от полной невозможности переключить передачу, заканчивая поломкой зубьев. Нередко при движении на 4 и соседней с ней 2-ой передачах, передачи не фиксировалась, «вылетали». Чтобы впредь избежать такого рода проблемы в конструкцию КПП ввели специальный замок.

Помимо вышеперечисленного, большим количеством недостатков обладала система охлаждения. Жидкость системы охлаждения при длительном движении даже при умеренной температуре плюс двадцать градусов Цельсия вскипала, что требовало уменьшения скорости движения, либо полной остановки. Воздушный фильтр требовал частой чистки, а то и замены после каждого часа-полутора движения танка в колоне.

Не радовали и другие узлы танка. Например, механизм поворота башни, позаимствованный у Т-28, с трудом поворачивал башню КВ-1, которая была на четыре тонны тяжелее. Поворот вручную двенадцати тонной башни КВ-2 требовал чрезмерных усилий, что исключало наводку в движении. А электромоторы поворотных механизмов часто перегорали.В основном и целом танки все же признали работоспособными, снабдив Кировский завод длинным перечнем необходимых изменений в которых нуждался тяжелый танк.

СКБ-2 не смогло справиться таким количеством обнаруженных дефектов, а технологи не поспевали вводить изменения в технологию производства. Поэтому танки КВ, выпущенные осенью 1940г. являлись обладателями почти всех недостатков обнаруженных на весенних испытаниях. Существующее положение не оставляло представителям военной приемки ничего иного как письменно сообщить в вышестоящие организации о фактах сдачи небоеспособной техники и фактах очковтирательства директора завода Кирова И.Зальцмана. Проблемы, поднятые в письмах, были настолько серьезны, что побудили Наркомат госконтроля отправить специальную комиссию для проверки указанных фактов. Работа комиссии подтвердила указанные факты и председатель НГК Л. Мехлис направил соответствующие обращение на имя Сталина и Ворошилова.

Это письмо, как и подобные ему письма, написанные Павловым, Куликом и другими, если принесли плоды, но далеко не сразу. Большое количество тяжелых танков КВ-1 и КВ-2 требовалось для укомплектования вновь формируемых танковых корпусов, вносить изменения которые смогли снизить выпуск не решались, а переделать готовые танки казалось делом более простым, чем внести изменения технологию производства новых.

В процессе производства удалось внести изменения в конструкцию поворотного механизма башни. Новая пониженная башня, сменила в производстве башню МТ-1 для КВ-2. К сожалению, трансмиссия и двигатель тяжелых танков КВ остался неизменным.Всего до конца года сорокового года Кировский завод выпустил: 

  • 139 танков КВ-1;
  • 104 тяжелых танка КВ-2.

В сравнении с конкурентами

Сразу же после начала продаж, японский кроссовер стал крайне популярен. И не только из-за прочной подвески и надежного мотора.

Модель CR — V первого поколения, к примеру, обыграла конкурентов, таких как Mazda Tribute или Toyota Rav-4, по качеству отделочных материалов и объему багажника, который составляет 658 литров. Кроме того, японские инженеры позаботились и об эргономике. В модификациях с автоматической трансмиссией рычаг КПП расположен на приборной панели, там же находится и ручник. Это избавило автомобиль от центрального тоннеля, что значительно увеличило пространство для пассажиров.



КВ-1 в игре

Исследование и прокачка

Сначала исследуется ходовая за 2235

Повысится маневренность и динамика, что весьма немаловажно.
Далее идут предтоповые орудия:

  1. 57 мм 413 — отличный выбор для танка огневой поддержки; будучи в топе, можно буквально поливать вражеские танки снарядами. Для изучения необходимо 2300.
  2. 122 мм У-11 — мощная гаубица с невысокой точностью; с её помощью можно повредить практически любой танк, который может повстречаться КВ-1, а для машин четвертого уровня и ниже прямое попадание в большинстве случаев приводит к немедленному уничтожению. Исследуется за 3750.
  • Следующим идёт двигатель М-17Ф за 850. 500 л.с. хоть и кажутся несущественными, но достаточно ощутимы на не слишком поворотливом КВ-1.
  • Башня за 2600. Отличное бронирование башни вкупе с зализанными углами сделает ваш танк значительно устойчивее к обстрелу и позволит установить топовое орудие 85 мм Ф-30
  • Топовое 85-мм орудие 85 мм Ф-30 обладает неплохой бронепробиваемостью и хорошей скорострельностью, так что смело ставим его. Орудие по сути универсально, можно играть как поддержкой, так и основной ударной силой команды (в топе). Стоит 4250, но уже должно быть исследовано на Т-28.
  • Последними идут рация 10РК за 3100 и топовый двигатель В-2К за 5100.
  • Танки Т-150 за 24500, КВ-2 за 26700, КВ-1С за 23800.

Боевая эффективность

Медленный и тяжелобронированный танк, равно подходящий для прорыва обороны или поддержки атаки. Если балансировщик определил вас в топ, то вы представляете серьёзную угрозу для врага. Если нас кидает в бой к высокоуровневым машинам, держитесь своих более бронированных коллег, прикрывая их тылы от разведчиков и СТ. Благодаря бронированию топовой башни можно применять тактику американских ТТ — спрятать корпус за подходящим укрытием(скалой, остовом подбитого танка, забором) и отстреливать нападающих.

Достоинства

  • Хорошее круговое бронирование;
  • неплохая скорострельность орудий;
  • Мощная 122-мм гаубица.
  • Богатый выбор вооружения под разные тактики

Недостатки

  • Низкая точность и скорость сведения 85-мм Ф-30;
  • Низкая скорость;
  • Плохая манёвренность;
  • Худшее бронепробитие среди одноклассников;

Оборудование, снаряжение и боекомплект

Оборудование

Оптимальный набор оборудования:

  1. Орудийный досылатель для увеличения темпа стрельбы;
  2. Большой противоосколочный подбой — увеличит устойчивость машины к фугасам танковых орудий и артиллерии, позволит безбоязненно таранить своих одноклассников.
  3. Улучшенная вентиляция Класс 3 — универсальный модуль, усиливающий все характеристики танка.

Если не устраивает скорость сведения топового орудия — можно заменить подбой на усиленные приводы наводки.

Снаряжение аналогично большинству танков:

  1. Ремкоплект;
  2. Аптечка;
  3. Огнетушитель.

Если ваш КВ-1 горит достаточно редко, можно заменить огнетушители на подкрученный регулятор оборотов для увеличения подвижности.

Боезапас зависит от предпочитаемого орудия:

  1. если у вас стоит 413, то лучше всего заполнить боекомплект обычными бронебойными снарядами; у фугасов и подкалиберных слишком маленький урон, чтобы воспринимать их всерьёз;
  2. для У-11 берем полный боекомплект фугасов; при наличии золота имеет смысл взять пять-шесть бронепрожигающих снарядов на случай попадания в высокоуровневый бой;
  3. для Ф-30 — бронебойные и фугасные в количестве 60:16; брать золотые нет смысла из-за сравнительно небольшого урона (на своём уровне пушка пробивает всё обычными снарядами, а на высших уровнях урон уже недостаточен).

Пример комплектации:

БББПОФ

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  1. Орудия 413 не существует.
  2. У-11 устанавливалась в опытный танк КВ-9 — с башней новой разработки и усиленным бронированием.
  3. Орудие Ф-30 планировалось для установки только в КВ-220.

Оценка КВ-1

  • Воин — неплохое топовое орудие с хорошей скорострельностью позволит взять эту награду;
  • Стальная стена — весьма крепкая для своего уровня броня позволит безболезненно принимать снаряды;
  • Поддержка — за скорострельность как 57 мм, так и 85 мм орудий;
  • Медаль Колобанова — даже оставшись одному против нескольких соперников его вооружение и бронирование позволяют продолжать бой и даже выигрывать
  • Коса cмерти — за отличный урон гаубицы У-11;
  • Бронебойщик — за отличное для своего уровня пробитие.

Танк КВ-1

Должен отметить, что, несмотря на запуск в серию Т-35 параллельно с его производством продолжались инженерные изыскания долженствующие воплотиться в создание более совершенного тяжёлого танка. Во второй половине 30-х, когда стала очевидна роль тяжёлого бронирования, КБ Кировского завода разработало три перспективных варианта: многобашенные Т-100 и СМК, а также однобашенный КВ, полигонные испытания которых начались летом 1939 года.

С началом Финской войны все три прототипа было решено подвергнуть фронтовым испытаниям продемонстрировавшим бессилие вражеской противотанковой артиллерии против их брони, на КВ представленной бронелистами толщиной 60-75 мм.

Танк СМТ

Танк Т-100

Однако фронтовые испытания помимо достоинств выявили и недостатки новых машин, так помимо проблем обусловленных габаритами и массой тяжёлых танков эффективность орудий Л-11 при работе по фортификационным сооружениям линии Маннергейма оставляла желать лучшего.

Как следствие, «сорокапятки» Т-100 и СМТ были признаны конструктивным излишеством, для «противотанкового» варианта КВ было запланировано оснащение более мощным орудием, а непосредственно для финских дотов был разработан вариант КВ-2 оснащённы 152-миллиметровой «колотушкой».

КВ-1

КВ-2

Как вы наверняка знаете, в серию пошли КВ-1 и КВ-2 – эти машины, устроившие не одну феерическую бойню в первые два года ВОВ, снискали репутацию самых мощных танков её начала. Лишь появление на «роликах» врага более мощных танкобойных орудий стало причиной прекращения их производства – всего было выпущено 3225 и 240 единиц, соответственно.

Что нужно проверить при покупке?

Если говорить о салоне, там нужно проверить все кнопки электроприводов. Больные места – это электрические стеклоподъемники и задний дворник. В дождь в салон может пройти вода (в районе лобового стекла). Следует проверить, чтобы багажник открывался с кнопки. В «Хонде» может перетираться жгут в соединении с дверью. Также нужно проверить, чтобы дверные замки нормально открывались и закрывались с сигнализации.

Что еще нужно проверить перед покупкой? В отзывах советуют посмотреть состояние дросселя, сняв воздушный патрубок. Если имеется много масла — значит, двигатель вскоре потребует серьезного ремонта. Также рекомендуется осмотреть мотор на наличие масляных подтеков. Если они имеются — значит, предыдущий владелец не следил за автомобилем.

Опыт эксплуатации

Если не считать, по сути, экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость, с другой — недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он капитально разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны.

В общем, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии

При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время

К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём было невозможно), а также «слепоту»: танкисты имели неудовлетворительный обзор поля боя (впрочем, это было типично для всех советских танков начала войны).

С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было.

Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины.

К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

На службе вермахта

Трофейные КВ-1 в годы Великой Отечественной войны находились на службе вермахта под обозначениями:

  • Panzerkampfwagen KV-IA 753(r) — КВ-1,
  • (Sturm)Panzerkampfwagen KV-II 754(r) — КВ-2,
  • Panzerkampfwagen KV-IB 755(r) — КВ-1с.

История создания

Необходимость создания боевой машины, способной противостоять тяжелой артиллерии противника и снабженного мощным вооружением, к 1938 году, когда было принято соответствующее постановление советского Комитета Обороны, назревало давно. Кроме конструкторского бюро Кировского завода Ленинграда, аналогичное техническое задание получило и другое предприятие города — № 185.

Проблема преодоления укрепленных рубежей возникла еще во время Первой Мировой войны. Военными теоретиками выдвигалось множество идей, одна из которых — создание бронированной техники, защищающей нападающую сторону от ударов противника и способной разрушить самые мощные укрепления.

В 30-е годы двадцатого столетия популярностью пользовалась идея создания боевых машин, оборудованных несколькими башнями. Это направление считалось приоритетным, и будущий КВ, получивший на этапе проектирования название СМК по имени С.М. Кирова, предполагалось выполнить трехбашенным.


Ленинградский Кировский Завод

Однако созданная молодыми инженерами модель с одной башней, мощным орудием и дизельным двигателем доказала преимущества перед более модными аналогами, поступив в серийное производство.

Боевое крещение первые образцы танков КВ-1 получили, штурмуя линию Маннергейма в Финской войне, куда были направлены вместо полевых испытаний. Приказ о принятии на вооружение был подписан 19 декабря 1939 года, спустя всего два дня после первого сражения с участием этой боевой машины. Разработанные аналоги — СМК и Т-100 — также неплохо себя проявили в финской кампании, но не выдержали конкуренции с танками КВ-1, уступив в толщине брони при большей массе и худших динамических характеристиках.

Боевое применение танка КВ-1

Как мы уже упоминали выше дебют КВ состоялся ещё на Финской, однако его массовое «противотанковое» применение состоялось только на фронтах ВОВ – в этом качестве ему не было равных.

Наиболее распространённое в Панцерваффе 50-миллиметровое ПТО пробивало его «лоб» только при выстреле в упор, а борт – максимум с трёхсот метров, эффективнее были тяжёлые орудия, однако их использование для стрельбы прямой наводкой представляло немалую проблему.

стойкость Брани КВ-1

Со своей стороны КВ легко уничтожал практически любой «ролик» с дистанции в километр, кроме того, в силу вышеназванных причин он был практически неуязвим для вражеской пехоты. Как результат воспоминания выживших в боях с ним солдат вермахта полны тоскливого ужаса перед русским бронемонстром, пачками забиравшим жизни «арийских сверхчеловеков».

С другой стороны не самая высокая надёжность этих «коробочек» и тенденция разрушать всё по чему они двигались, вызывали множество нареканий. С этими недостатками ещё можно было мириться пока танк оставался эффективен непосредственно на поле боя, однако, появление Pz. VI и других «панцеров», которые могли расстреливать его с безопасной дистанции, немедленно перевело КВ в разряд устаревших машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector