Бронеавтомобиль «булат» сба-60-к2: описание, основные характеристики, производитель

Система управления огнем и приборы для прицеливания

СУО «Булата» в значительной степени увеличивает точность огня по сравнению с аналогичной системой танка Т-64Б. Достигается это путем стабилизации поля зрения, а также автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Кроме того, в разы сократилось время, необходимое на прицеливание в темное время суток. Эффективная дальность стрельбы танка «Булат», по сравнению с советским вариантом, также возросла: с 2 до 2,5 км днем и с 0,6 до 1,5 км ночью.

СУО «Иртыш», устанавливаемая на данный танк, включает в себя:

  1. Прицельный комплекс 1А43У «Рось». Предназначается для прицеливания пушки, в том числе спаренного пулемета и ПТУР (противотанковых управляемых ракет). Состоит из дневного прицела наводчика «Промінь» и баллистического танкового вычислителя модели 1В528-1. Кратность прицела «Промінь» составляет 2,7-12х. Он оснащается независимой стабилизацией по двум плоскостям, лазерным дальномером, а также каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат».
  2. Ночной комплекс наведения «Буран-Е». Позволяет вдвое увеличить эффективность огня и в 2-3 раза сократить время подготовки к выстрелу. Это достигается благодаря замене механической связи между головным зеркалом и пушкой на электрическую, введению стабилизации поля зрения, а также автоматическому вводу углов прицеливания и упреждения. Конструкция предусматривает возможность установки на него тепловизора модели «Буран-Катрин», однако в стандартное оснащение тепловизор не входит из финансовых соображений.
  3. Стабилизатор основного вооружения модели 2Э42М. Позволяет увеличить точность прицеливания в два раза. Стабилизатор разработан сотрудниками киевского научно-исследовательского института «Квант». Производство налажено на харьковском машиностроительном заводе «ФЭД».
  4. Прицельно-наблюдательный комплекс «Агат». Благодаря вертикальной стабилизации, обеспечивает дублирование огня из пушки и пулемета, спаренного с ней, днем и ночью.
  5. Прицел и привод наведения зенитной установки.
  6. Комплекс управляемого вооружения модели ТАКО-621. Позволяет вести стрельбу из ПТУР «Комбат» с расстояния до 5 километров.

В будущем планируется произвести замену прицельного комплекса «Агат» на более современный «Агат-СМ», в состав которого входит лазерный дальномер и прибор ввода бокового упреждения. Прицелы, которыми оснащается танк, представляют собой модернизированные варианты советских комплексов и приборов «Буран», «Агат» и «Иртыш», отличающиеся новыми комплектующими, в значительной степени повышающими возможности устройств. Все приборы и прицелы серийно выпускаются на двух украинских предприятиях: Черкасском научно-производственном комплексе «Фотоприбор», а также Изюмском приборостроительном заводе.

Вооружение

Основным вооружением боевой машины является гладкоствольная пушка модели КБАЗ или же 2А46М-1, калибром 125 миллиметров. Она оснащается быстросъемным стволом, который без проблем можно заменить в полевых условиях, не прибегая к демонтажу башни танка. Башня оснащается электрическим приводом, а пушка – гидравлическим. Модернизированная башня поворачивается в два раза быстрее – на 40 градусов за секунду. На случай внештатных ситуаций пушка и башня оснащаются резервными механическими приводами.

Боекомплект пушки включает в себя 36 снарядов раздельно-гильзового заряжения, 28 из которых размещаются непосредственно в механизме заряжения. Танк «Булат» может вести огонь кумулятивными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат», с системой управления по лазерному лучу.

За минуту танк способен произвести из основного орудия 8 выстрелов. На заряжение одного выстрела уходит от 7 до 12,5 секунд. Такая скорость достигается за счет автоматического заряжения и тандемного досылания в один цикл. Стреляный патрон удаляется с помощью системы автоматического улавливания и укладки в лоток.

Т-64БМ «БУЛАТ» — ГЛУБОКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Т-64Б/БВ

Характеристики танка Т-64БМ «Булат»

Для нужд украинской армии первоначально пред­полагалось модернизировать танки Т-64А и Т-64Б до уровня Т-64БМ2, то есть был выбран вариант ме­нее глубокой модернизации. И в 2001 году на параде в честь Дня независимости можно было увидеть деся­ток Т-64БМ2.

Однако позже Министерство обороны (МО) Украи­ны предпочло более глубокую модернизацию — Т-64У, в результате которой получало машину с лучшими характеристиками. Ей было присвоено наименование Т-64БМ «Булат». Один из проектов программы мо­дернизации танкового парка Украины предусматривал улучшение около 400 Т-64Б/БВ до уровня «Булат», од­нако впоследствии эти планы были существенно скорректированы — до 85 единиц. В 2004 году МО Украины выдало заказ на 85 «Булатов», к работе над которыми Харьковский завод имени Малышева приступил в том же году. Стоимость одного танка, по ценам на 2004 год, составляла около 470 тысяч долларов. Однако из-за политических и финансовых проблем выполнение за­каза растянулось на целых десять лет.

Официально Т-64БМ «Булат» был принят на во­оружение ВСУ в 2005 году. Первые 56 машин были преданы в войска в 2008 году. Следующая часть за­каза предусматривала поставку оставшихся 29 танков в период с 2010 по 2012 год. Первые 10 из этих 29 тан­ков были отправлены с завода осенью 2010 года, еще 10 машин — 28 декабря 2011 года, а оставшиеся 9 планировалось поставить в 2012 году. Однако от­править последние машины удалось только в марте 2014 года.

Таким образом, по состоянию на март 2014 года на вооружении ВСУ имелось 85 Т-64БМ «Булат». Основ­ная часть танков — 61 единица — стояла на вооруже­нии 1-й отдельной танковой бригады «Лесные волки» 8-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в поселке Гончаровское Черниговской области. Десять машин было отправлено в 300-й учебный танковый полк и по нескольку машин в учебные роты Национального уни­верситета обороны Украины, Харьковского факультета танковых войск и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного.

Специализированные автомобили производства ГАЗ

На базе шасси ГАЗ 66 Горьковский автозавод создавал автомобили техпомощи, маслозаправщики (М3 66), машины – передвижные клиники. Участвовали в сборке спецтехники и предприятия различных российских городов. Производились следующие модели:

  • Горьковский завод специализированных автомобилей (ГЗСА) – фургоны почтовые, хлебные, а также для перевозки медикаментов (модели 3713, 3714, 731, 947, 983А);

    Автомобиль МЧС на базе газ 66

  • Саранский завод – самосвалы САЗ 3511 (на базе шасси 66 31);
  • Бишкек (Киргизия) – самосвалы для сельского хозяйства КАЗ 3511;
  • Павловский автобусный завод – полноприводные автобусы моделей 3201 и 3206;
  • Уральский завод – вахтовые автобусы НЗАС.

Среди спецмашин можно отметить и седельный трехосный тягач ГАЗ 66П, у него были ведущими все три моста. Но в серию автомобиль не попал.

ТАНКИ Т-64Б1М: ВМЕСТО КОНГО – НА ДОНБАСС

В настоящее время потребность в боевых тан­ках так велика, что Украина даже расторгла кон­тракт с Демократической республикой Конго (ДРК), предполагавший поставку 50 модернизированных основных боевых танков Т-64Б1М. О подписании этого контракта стало известно в феврале 2014 года, правда, тогда заказчик не уточнялся. Сумма сделки составляла около 7,6 млн. долларов. Пред­ставители ДРК отнеслись с пониманием к решению украинских властей, однако заявили, что больше не будут заказывать военную технику у Украины. Ра­нее Украина регулярно занималась поставками ос­новных боевых танков и других видов вооружений и военной техники в ДРК. Так, согласно регистру ООН по поставкам обычных вооружений, в 2010 году Украина поставила в ДРК 100 танков Т-72 и 30 Т-55.

Машины, ранее предназначавшиеся для ДРК, пла­нируется передать Национальной гвардии Украины (НГУ), ведущей бои с сепаратистами на востоке стра­ны. Первые 10 танков Т-64Б1М были представлены 10 сентября 2014 года и переданы танковому батальону 1-й оперативной бригады НГУ. По словам на тот момент еще командующего НГУ С. Полторака, «полученные танки сейчас готовятся, на них завершают учебу военнослужащие, после этого техника будет направлена в зону антитеррористической операции… Экипажи пер­вой группы танков уже завершают учебу».

По своим боевым характеристикам Т-64Б1М уступа­ют Т-64БМ «Булат», но значительно превосходят более распространенные в ВСУ танки Т-64Б и Т-65БВ. Модернизация, выполненная на Харьковском заводе имени Малышева, в основном направлена на повышение бронезащиты.

Был проведен капитальный ремонт машин, а также на них было установлено новое оборудо­вание и дополнительная броня. Особого внимания заслуживают новая конструкция бортовых экранов, установка блоков динамической защиты, пусковые установки дымовых гранат. Нужно отметить хоро­шее прикрытие лобовой проекции башни и корпуса блоками ДЗ, а также усиленную защиту бортовой проекции — экраны защищают борта до МТО. В мо­дернизированной машине сохранено «родное» для Т-64Б СУО 1А33 с квантовым прицел-дальномером 1Г42. Для африканских условий этого было более чем достаточно.

Какие танки состоят на вооружении Украины

Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.

Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.

С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.

Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта

После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.

В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:

  • 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
  • 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
  • 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.

Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2017 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.

История разработки украинских танков

Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».

«Булат»

К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».

Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.


Готовые танки «Булат» в период их производства в Харькове

«Оплот»

Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.

Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».

Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Т-64 ДЛЯ ВС УКРАИНЫ

Танк Т-64БМ на полигоне

Производство «шестьдесятчетверок» заверши­лось в 1987 году, всего было выпущено более 8 тысяч танков различных модификаций. После распа­да СССР Украина унаследовала значительное количе­ство танков Т-64. На 1995 год ВСУ имели на вооружении 2354 машины различных модификаций. Хотя большин­ство из них уже не соответствовали современным тре­бованиям, однако недостаток финансирования не позволял заменить их новыми танками. В таких условиях единственной возможностью существенно повысить бое­способность войск стала капитальная модернизация. Соответственно, в начале 90-х годов в ХКБМ начались работы по усовершенствованию Т-64. Основные усилия были сосредоточены на повышении огневой мощи за счет усовершенствования системы управления огнем, а также на повышении защищенности от современных противотанковых средств и на повышении мобильнос­ти за счет установки более мощного двигателя. Было разработано несколько вариантов модернизации Т-64, которые бы подтянули их до уровня более современных танков Т-80УД и Т-84, отличавшихся уровнем использо­вавшихся компонентов и, соответственно, стоимостью.

Модернизация системы управления огнем предлага­лась в двух вариантах: первый, более простой, вариант предусматривал установку дневного прицельного комплекса 1А43У «Рось» и ночного прицельного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, а также комплекса управляемого вооружения 9К119 с со­ответствующим механизмом заряжания 6ЭЦ43. 64БМ2 Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) (объект 447АМ-2); второй, более продвинутый, вариант заключал­ся в установке системы управления огнем 1А45 «Ир­тыш» (унифицированной с танками Т-80УД и Т-84) в полном объеме. В состав этой СУО входят днев­ной прицельный комплекс 1А43У «Рось», ночной — ТО1-КО1Э и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведе­ния 1Г46М «Проминь» и танковый баллистический вычислитель 1В528-1. Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э состоит из ночного инфракрасного прице­ла ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4. Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен перед местом команди­ра машины и совместно с приводом наведения 1ЭЦ29 позволяет командиру брать на себя управление воору­жением танка.

Для усиления защищенности оба варианта модер­низированного танка оснащались встроенной динами­ческой защитой украинской разработки. А для улучше­ния подвижности предназначался модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с. (форсирован­ная модификация двигателя 5ТДФ).

Танк первого, более простого, варианта модерниза­ции получил обозначение Т-64БМ2 (объект 447АМ-2), а второго — Т-64У (объект 447АМ-1). Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой, а также по виду зенитной пулеметной установки (ЗПУ): у Т-64БМ2 она осталась прежняя, а у Т-64У — такая же, как на Т-80УД.

Впервые модернизированные танки Т-64 были про­демонстрированы широкой публике в ходе военного парада в честь Дня независимости Украины 24 августа 1999 года. По Крещатику прошли шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе (ныне ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный за­вод») танков Т-64 с макетом встроенной динамической защиты и два танка, модернизированных до стандарта Т-64БМ2. Еще один Т-64У был оставлен в запасе и по Крещатику не шел.

Основной боевой танк Булат

Украинский основной боевой танк Т-64БМ Булат появился в результате желания обновить устаревшую технику ВСУ и обеспечить армию современными машинами. Новые БМ Оплот полностью подходили практически по всем параметрам за исключением высокой стоимости. Поэтому было принято решение в очередной раз модернизировать советский Т-64, создав таким образом дешёвый, но способный удовлетворить потребности армии, танк.

Впервые широкая публика увидела Булаты 24 августа 1999 года, когда 6 Т-64БМ проехало по Киеву на параде в честь дня независимости. В 2001 году была уже целая рота, а в 2005 году появилось официальное заявление о том, что на вооружение украинской армии принятые первые Т-64БМ Булат.

Модернизация проводилась таким образом, чтобы затронуть все ключевые характеристики танка.

В момент своего выхода Т-64 обладал отличной защитой, поскольку получил комбинированную броню, но на сегодняшний день она не способна противостоять большинству противотанковых средств. Поэтому на Булат установили как пассивную дополнительную броню, так и активную.

Первая представляет из себя дополнительные накладные бронелисты, установленные на лоб и борта башни, повышающие таким образом общую толщину защиты.

Вторая состоит из традиционных контейнеров встроенной динамической защиты (ВДЗ) Нож, установленных на лбу, бортах корпуса и крыше башни. Это третьего поколения, обеспечивающая лёгкий монтаж и обслуживание, при этом представляющаяся некоторыми источниками как значительно превосходящая Контакт-5, Реликт и Blazer в защите и надёжности срабатывания. Её масса составляет около 3,5 тонн, а монтаж требует примерно 6 часов.

Установленная броня повысила защищённость Булата по сравнению Т-64Б в 1,9 раза от кинетических поражающих средств и в 2,2 раза от кумулятивных.

Дополнительно на танк установили быстродействующую систему пожаротушения.

Пушка КБА-3 по совместительству является пусковой установкой для управляемых ракет Комбат, работающих в полуавтоматическом режиме и поражающих цели на дистанциях до 5 километров. Механизм заряжания остался прежним, боекомплект танка составляет 36 выстрелов раздельного заряжания.

Вспомогательное вооружение состоит из дистанционно управляемого зенитного 12,7 мм пулемёта КТ с боекомплектом 300 патронов и спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта КТ с боекомплектом 1250 патронов.

Большое внимание было уделено системе управления огнём, в результате чего на танк БМ Булат была установлена СУО Иртыш, значительно повысившая точность и поднявшая дальность стрельбы до 2500 метров при хорошем освещении и до 1500 метров ночью. Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду

Кроме того, электрический привод башни модернизировали, увеличив скорость вращения в 2 раза, до 40 градусов в секунду.

Для увеличения подвижности на танк установили дизельный двигатель 5ТДФМ, развивающий мощность до 850 л.с. Поскольку он требует большего расхода воздуха, то переделка влечёт за собой замену воздухоочистителя на более производительный и доработку выпускной системы.

В украинской армии имелось около 85 Булатов вместо изначально запланированных 400. Однако гражданская война внесла свои коррективы и большое количество танков оказалось уничтожено и захвачено.

Стало очевидно, что ранее рекламируемая броня БМ Булата как минимум не соответствует заявлениям, а сам танк не отличается совершенством. Впрочем, при цене модернизации старого Т-64 всего в 900000$ , заявления о том, что он способен конкурировать с лучшими ОБТ в мире, всегда выглядели предвзятыми и оторванными от реальности. Чудес не бывает.

У харьковских инженеров получился танк, уступающий лучшим образцам современной бронетехники, но при этом отличающийся крайне низкой ценой и давно налаженным производством комплектующих вместе с запчастями. Однако даже этого не оказалось достаточным для его принятия на вооружение в достаточном количестве.

Т-64БМ Булат сохранил преимущества в виде управляемого вооружения, высокой скорострельности, простоты в обслуживании и дешевизны, получив при этом современную систему управления огнём, новый двигатель и лучшую защиту. Но никуда не пропали и недостатки в виде механизма заряжания, обрекающего мехвода на смерть в случае невозможности открытия своего люка, капризности ходовой и недостаточной для защиты от современных противотанковых средств брони.

Создание

Всё началось со среднего экспериментального танка «Объект 430», созданного в 1957 году. Его особенностями были сильно дифференцированная бронезащита, новый дизельный оппозитный двигатель 5ТД и общие улучшения традиционной компоновки.

Чуть позже началась разработка Т-64, которая к 1964 году переросла в серийное производство. Его отличительной чертой стала очень плотная компоновка и маленький забронированный объём. Это стало возможным благодаря применению механизма заряжания, нового двигателя и трансмиссии.

Изначально Т-64 классифицировался как средний танк и выпускался вместе с Т-55 и Т-62, но в 1968 году появилась модификация под названием Т-64А, получившая пушку калибром 125 мм и улучшенную броню, что превратило её в симбиоз среднего и тяжёлого танка. Это привело к устареванию такой классификации и появлению понятия ОБТ.

Какие танки состоят на вооружении Украины

Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.

Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.

С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.


Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта

После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.

В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:

  • 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
  • 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
  • 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.

Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2020 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2020 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.

Геометрия брони

В результате тестовых подрывов, инженеры разработали оптимальную геометрию бронирования нижней части машины. Имея V-образную форму, днище автомобиля рассеивает взрывную волну и препятствует проникновению осколков.

Боковые листы брони также имеют наклон, что придает броневику немного угловатую форму, но благодаря такой геометрии, качество бронирования увеличивается. Класс защиты 6 по ГОСТу способен защитить личный состав от наиболее распространенного оружия.

Десанту, находящемуся под прикрытием брони, не страшны попадания обычных и бронебойных пуль калибра 7,62, а так же попадания зарядов из подствольного гранатомета. Крыша и днище легко выдерживают взрывы гранат РГД-5 и Ф-1. Днище защищает от взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте. По классу защищенности он несколько превосходит БТР-80.

С каждого борта бронеавтомобиль «Булат» имеет по три смотровых окна, защищенных бронестеклом, которое тоже имеет класс защиты 5. Кабина закрыта цельным бронестеклом, что позволило улучшить обзор водителя и командира отделения десанта. Лобовое стекло оснащено системой обогрева и не запотевает. В корпусе предусмотрены специальные отсеки для ЗИПа.

Бензобаки, а их тут два, получили от разработчиков защитные кожухи и также вписываются в общий класс защиты. Каждый бензобак имеет вместимость 125 л, а общий объем топлива дает запас хода в 800 км.

В качестве дополнительных опций предусмотрены:

  • система спутниковой навигации GLONASS/GPS;
  • тепло- и шумоизоляция;
  • радиостанция;
  • ФВУ;
  • электромеханические запоры дверей;
  • переговорное устройство «автомобиль — улица»;
  • колесные вставки безопасности RunFlat;
  • светосигнальное громкоговорящее устройство (СГУ);
  • сигнализация; аудиосистема;
  • цветографическое оформление.

По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование.

Востребованность в войсках

Некоторые скептики зачастую спорят о необходимости разработки новых видов легких бронемашин. Но опыт современных военных конфликтов показывает необходимость развития этого направления. Ведь зачастую в городских боях тяжелая техника и БТРы становятся легкой мишенью для противника, им просто не хватает мобильности.

Именно бронемашины способны не только перевозить личный состав, но так же могут стать универсальной платформой для установки современных средств подавления огня. Создание на их базе машин эвакуации раненых и передвижных командных пунктов, делает развитие этой ветки бронетехники вполне актуальным.

Многофункциональность этой техники позволяет применять ее для оснащения подразделений полиции и ОМОНа. Не стоит забывать и о развитии технологий. На сегодняшний день рассматривается усиление таких спецмашин керамической броней. А существующие виды армидной ткани способны существенно повысить надежность бронемашин.

Боевое вооружение

Основным вооружением танков «Булат» и «Оплот» является гладкоствольная 125-миллиметровая пушка КБА3. Она может служить пусковой установкой для украинской ПТУР «Комбат», способной поражать высокозащищённые наземные, надводные или низколетящие цели (танки, вертолёты, ДОТы и т.п.) на дистанциях до 5 километров.

Пушка

125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с длиной ствола 48 калибров стабилизирована в двух плоскостях, она имеет возможность прямой стрельбы до 2,6-2,8 км. Скорострельность танка составляет до 8 выстрелов в минуту. Ствол пушки выполнен быстросъёмным и может быть заменен в полевых условиях без демонтажа башни с танка.

Боекомплект пушки составляет 46 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из них 28 размещены в автомате заряжания. БМ «Оплот» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу.

Спаренный и зенитный пулемёты

Спаренный с пушкой пулемет в украинском наименовании имеет обозначение КТ-7,62 и представляет собой ПКТ. Его боекомплект насчитывает 1250 патронов

Зенитный пулемет КТ-12,7 (он же НСВТ) обладает системой дистанционного управления и располагает боекомплектом в 450 патронов.


БМ «Оплот» демонстрирует свою впечатляющую манёвренность

ДВИГАТЕЛЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На Т-64БМ устанавливается пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объемом 13,6 л и мощностью 850 л.с. Он многотопливный — мо­жет работать на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. По сравнению со старым 5ТДФ у нового двигателя на 21,4% возросла удель­ная мощность, достигнув величины 62,5 л.с./литр при тех же габаритах и массе (1040 кг). Модернизированный двигатель также значительно надежнее предшественника.

Установка 5ТДФМ требует замены штатного воздухо­очистителя новым и доработки выпускной системы. Кста­ти, благодаря ее конструктивным особенностям двигате­ли серии 5ТД/6ТД танков Т-64 имеют самый «холодный» выхлоп в мире. Так, например, танки семейства Т-72/Т-90 с двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза за­метнее на поле боя в инфракрасном диапазоне, чем танки Т-64БМ «Булат». Для маскировки также использу­ется связанная с двигателем термодымовая аппаратура (ТДА) и система «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат ЗД6. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки.

Благодаря новому двигателю средняя скорость дви­жения танка по шоссе увеличилась на 7 км/ч, а запас хода (без учета дополнительных топливных баков) — примерно на 80 км. Для сохранения дорожного по­крытия гусеницы могут оснащаться асфальтоходными башмаками. Предусмотрена возможность установки на Т-64БМ и двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л,с.

Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Интересно, что еще в 2013 году Организация Се­вероатлантического договора (НАТО) предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничто­жение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтверди­ли готовность выделить 1 млн. долларов на утилиза­цию украинской военной техники.

Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в те­чение 12 лет в четыре этапа планировалось утили­зировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и ра­зоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточ­ное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного иму­щества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшне­го дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.

История разработки украинских танков

Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ) после 1992 года, параллельно с работами по совершенствованию техники советского производства, направило значительные усилия на создание собственных конструкций новых танков. Такими разработками стали боевые машины «Булат» и «Оплот».

«Булат»

К 1999 году в Харькове были выпущены разработанные ХКБМ первые прототипы глубоко модернизированных советских основных танков Т-64. «Объект 447АМ-1» представлял собой более глубокий вариант модернизации, в которой танку на его основе  предполагалось присвоить индекс Т-64У, хотя одновременно отрабатывался и упрощённый вариант «Объект 447АМ-2», изначально именуемый версией Т-64БМ-2. Тогда же на сайте ХКБМ появилась информация о том, что обновленный танк получит название «Булат».

Данная разработка была окончательно завершена в 2003 году, а официальное принятие нового танка с индексом Т-64БМ на вооружение ВСУ состоялось в июле 2005 года. В дальнейшем широкие планы модернизации нескольких сотен танков Т-64 до уровня «Булата» были существенно урезаны, ограничившись госзаказом на 85 машин. Большинство из них было передано ВСУ в 2008 году, а окончательное производство оставшихся в силу экономических проблем затянулось вплоть до 2014 года.

Готовые танки «Булат» в период их производства в Харькове

«Оплот»

Первым заметным итогом работы ХКБМ в условиях государственной независимости Украины стало переименование Т-80УД в Т-84, произведённое в 1994 году. Танки конструктивно почти не изменились, но получили в оснащение двигатель увеличенной, с 1000 до 1200 л.с., мощности. Танк Т-84 в серийное производство не пошёл, но его дальнейшая модернизация продолжилась.

Прототип «Объект 478ДУ9» получил в оснащение новую конструкцию башни с повышенными характеристиками прочности, усовершенствованные приборы прицеливания и наблюдения и систему оптико-электронного подавления ПТУР противника «Варта» (аналог советской «Шторы»). Танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение, но в итоге было изготовлено лишь несколько машин для проведения госиспытаний, по итогам которых, в частности, в 2003 году была опробована и установлена новая динамическая защита «Нож».

Минобороны Украины нацелило харьковских танкостроителей на дальнейшее совершенствование танка Т-84, которое выразилось в создании на базе «Объекта 478ДУ9» единственного прототипа, получившего название «Оплот-М». Танк, получивший новую систему управления огнём и динамическую защиту «Дуплет», был принят на вооружение в мае 2009 года под индексом Т-84БМ «Оплот».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector