Поле боя

Послевоенная судьба Т-34

До 1950 года Т-34 являлся основным танком армии СССР. Позже был снят с вооружения и заменен более совершенными боевыми машинами. Но это не значит, что его боевое применение на этом закончилось. После завершения Второй мировой войны танки Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в различные страны Европы и Азии, где широко применялись в многочисленных военных конфликтах, включая войну в Корее, Шестидневную войну и многочисленные военные конфликты на территории бывшей Югославии в начале 1990-х годов.

Забавно, что даже в 2006 году тридцатьчетверку пытались использовать в Европе во время гражданского конфликта. Во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстранты угнали танк с размещенной в центре города экспозиции, посвящённой 50-летию восстания в Венгрии, и попытались на нем прорвать полицейское оцепление, однако были остановлены полицией, применившей слезоточивый газ.

Но и это еще не все. В 2015 году Т-34-85 был использован как артиллерийская установка в Йемене во время войны, а в 2017 был замечен у боевиков во время войны в Сирии.

Как бы там ни было, Т-34 смотрящий на нас с многочисленных памятников великой Отечественной, это один из символов Победы, танк, который ковался как оружие защиты Родины и на котором прошел войну мой дед.

Машины на базе ЗИС-42


Пожарный автомобиль на шасси ЗИС-42


ЗИС-42М (модель), Государственный Политехнический музей (г.Москва) На базе ЗИС-22М и ЗИС-42 были созданы два экспериментальных образца самоходных установок, которые не пошли в серию:

  • ЗИС-41 — полубронированный тягач для 122-мм гаубицы М-30 и самоходная установка с 57-мм пушкой ЗИС-2 (машина создана на базе ЗИС-22М в КБ артиллерийского завода № 92 в г. Горький и проходила испытания с ноября 1941 года).
  • ЗИС-43 — полубронированная самоходная установка с зенитной автоматической 37-мм пушкой 61-К (создана на московском заводе ЗИС на базе серийного ЗИС-42, проходила испытания с ноября 1942 года).
  • ЗИС-БМ-82М — самоходный миномёт, который представлял собой 82-мм батальонный миномёт на шасси ЗИС-42. В ноябре 1942 был изготовлен один ЗИС-БМ-82М, который был направлен на фронт для испытаний в боевой обстановке, но эксплуатация машины выявила недостаточную прочность шасси и после того, как ЗИС-42 вышел из строя, эксперимент был прекращён

Необходимо отметить, что совпадение в обозначении носит случайный характер — в отличие от зенитной ЗИС-43, ЗИС-41 создавалась не на московском автомобильном заводе имени Сталина, а в КБ артиллерийского завода № 92 в г. Горький, который также носил имя Сталина (его продукция — артиллерийские орудия ЗИС-2, ЗИС-3 и другие).

Видеоролики о Т-34-57

Т-34-57 КО(Ш)МАР в War Thunder

ЛУЧШИЙ ПРЕМ — Т-34-57 | 24 ФРАГА | War Thunder

СОВЕТСКАЯ ИЗБЫТОЧНАЯ МОЩЬ в WAR THUNDER! Т-34-57

Т-34-57 ОСТОРОЖНОСТЬ РУЛИТ в War Thunder

Т-34-57 (1943) ДЕДУ ТЯЖЕЛО в War Thunder

Т-34-57 обзор War Thunder // Истребитель танков! // т34-57 обзор Вар Тандер

Т-34-57 (1943) В ПОЛНОМ СТОКЕ, ВОЗМОЖЕН ЛИ НАГИБ?

Т-34-57 — ПОЧЕМУ ЕЁ НИКТО НЕ ЛЮБИТ в WarThunder? Обзор техники!

Обзор Т-34-57 | War Thunder

Обзор Т-34-57 обр. 1943 | Запрещенный танк | War Thunder

Т-34-57 1943 | Истребитель снарядов | War Thunder

Как научится хорошо играть на танках в WarThunder (Урок 2) Т-34-57

История создания и использования боевой

Развитие

Еще летом 1940 года, была предпринята попытка улучшить пистолет инвентаризации anti-tank в советской службе. Это было вызвано только имея огромные запасы 45 мм недостаточна anti-tank пушек доступны, которые становятся устаревшими с новой броней используется противниками советской Union’s. Когда запрос для улучшения anti-tank пушки был разослан, конструкторское бюро во главе с В. Г. Грабина уже ведется под названием57 мм ZiS-2 anti-tank пистолет, 57 мм был очень мощный anti-tank оружие из-за его высокой стоимости проникновения с high-velocity оболочек. Круглый доступно бронебойный снаряд с бронебойным наконечником под названием BR-271 смог проникнуть 93 мм брони при выстреле 100 метров под углом встречается 60 градусов. Первый из прототипов были созданы в сентябре 1940 года, и он, как впоследствии одобрены для производства на 1 июня 1941 г. Тем не менее, это был остановлен на 1 декабря из-за убеждения, что high-velocity 57 мм снаряды просто проникают прямо через резервуары без причинения ущерба или что это было high-cost оружия. Производственные линии были затем переключились производить 76,2 мм ZiS-3 пушки.

Это было во время своей производственной жизни, прежде чем быть отмененным, что 57-мм пушка была закреплена на Т-34 в качестве основного вооружения в апреле 1941 г. Однако, испытания на этом вооружение показали отсутствие точности и короткой жизни ствола. Затем в июле, улучшенный вариант 57 мм называетсяZiS-4был установлен на Т-34 и испытаны снова. Этот вариант оказался успешным, и пистолет был рекомендован для установки на определенных единицах Т-34, несмотря на высокую стоимость ZiS-4. Т-34 с 57 мм были переименованыТ-34-57и имели цель быть «tank-hunters» из-за высокой стоимости проникновения 57 мм по сравнению с по умолчанию Т-34 76,2 мм вооружение в. 57 мм ZiS-4 пистолет был произведен на фабрике артиллерийский #92 и были установлены на различных Т-34s. Тем не менее, остановка всего производства 57 мм декабря 1941 года также был остановлен 57 мм ZiS-4 производства, таким образом, прекращение производства Т-34-57 только с 133 ZiS-4 орудий, сделанных в производственной жизни.

Оживление

57 мм пушки были возрождены в 1943 году из-за неотложных потребностей гораздо лучше оружие против новых немецких танков. Ток 76,2 мм F-34 пушок на нормальномТ-34s не смогли победить более новый немецкийTiger I а также пантера танки. В отчаянной попытке модернизировать Т-34, чтобы конкурировать против этих танков, 57 мм были восстановлены для производства и начали быть выпущены в мае 1943 года, эти модели, являющиесяТ-34-57 мод. 1943в связи с модернизированным вооружением. ZiS-4 был повышен до ZiS-4M с упрощенными частями и стандартизацией в части из текущих существующих артиллерийских орудий, такие как F-34 и ZiS-2. Эти Т-34-5 видели дальнейшие действия против оси, пока они не были изъяты из обращения. В общей сложности, около менее чем 324 Т-34-57s были сделаны во время ее производства жизни в 1941 и 1943 годах.

Боевое использование

Т-34-57 сделано в 1941 году в боях во время битвы Москва в небольших количествах. 21-я танковая бригада имеет 10 таких танки в своих подразделениях и была развернута на 14 октября Хотя бригада была в состоянии причинить огромный ущерб немецкой линии вокруг Калинина, но закончилась все Т-34-57 уничтожен ноябрем 25. Других подразделений с использованием Т-34-57 были 8-й танковой бригады в 19 октября Затем пришли дезактивацию 57 мм от производственной линии в конце 1941 года, но Т-34-57s были оживить снова в 1943 году, чтобы противостоять новые немецкие танки. Эти танки были использованы в качестве «tank-hunters» и образовали 100″ «Special Tank компании с три Т-34-57 в первом взводе, чтобы иметь дело с немецкими танками. Несмотря на свою роль, компания будет отвечать только немецкие танки один раз в своей жизни, и первый взвод никогда не использовался. Таким образом, Т-34-57 никогда не был в состоянии доказать свою эффективность против всех немецких танков, хотя блок будет славить производительность gun’s в практике против доты, бункеры, и выбиты немецкие танки. Все Т-34-57s были распущены с выходом на пенсию 57 мм в качестве танковой пушки. Это было связано с его небольшой Его оболочки доступны, что сделало его неадекватным танк вооружение против более мягких целей, а также введение гораздо больше и лучше 85 мм пушкой на более новыйТ-34-85.

Боеприпасы

Доступные боеприпасы
Тип Модель Масса Наполнитель HE, г
Бронебойные снаряды (начальная скорость до 990 м / с)
APHE BR-271K 3,14 кг (6,9 фунта) 18
APCBC BR-271 3,14 кг (6,9 фунта) 14
APCBC (улучшенное проникновение) БР-271М 2,80 кг (6,2 фунта) 13
AP (сплошной) BR-271SP 3,14 кг (6,9 фунта) никто
Композитные бронебойные снаряды (начальная скорость до 1250 м / с)
«Катушка» BR-271P 1,79 кг (3,9 фунта) никто
Тип APCR «Гладкий» BR-271N 2,4 кг (5,3 фунта) N / A
Прочие снаряды (начальная скорость до 700 м / с)
Фрагментация О-271У (О-271Г) 3,75 кг (8,3 фунта) 204 или 220
Канистра Щ-271 3,66 кг (8,1 фунта) никто
Бронепробиваемость
Снаряд APHE БР-271К
Расстояние, м Угол встречи 60 °, мм Угол встречи 90 °, мм
100 91 112
300 84 103
500 76 94
1000 60 74
1500 46 57 год
2000 г. 35 год 44 год
Снаряд APCBC BR-271
Расстояние, м Угол встречи 60 °, мм Угол встречи 90 °, мм
100 93 114
300 89 109
500 84 103
1000 74 91
1500 64 79
2000 г. 56 69
БП снаряд БР-271П
Расстояние, м Угол встречи 60 °, мм Угол встречи 90 °, мм
100 155 190
300 137 168
500 120 147
1000 83 101
Эти данные получены советскими методами измерения бронепробиваемости (вероятность пробития 75%). Они напрямую не сопоставимы с западными данными аналогичного типа.

Техническое устройство

Пушка ЗиС-2 образца 1943 года представляет собой орудие с вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. При стрельбе затвор открывается и закрывается автоматически, задача заряжающего состоит в своевременной укладке очередного снаряда в камору. Благодаря этому скорострельность может достигать 25 выстрелов в минуту. Ствол имеет моноблочную конструкцию и соединяется с лафетом, который заимствован от дивизионной пушки образца 1942 года ЗиС-3. Лафет с раздвижными станинами имеет пружинное подрессоривание колёсного хода, отключающееся при стрельбе. Это позволяет транспортировать орудие механической тягой по шоссе со скоростью до 50 км/ч, а по просёлку — до 30 км/ч. Пушка также может перевозиться шестёркой лошадей за передком. Орудие оснащено панорамным прицелом ПП1-2 с шарнирным приводом.

На базе ЗиС-2 была создана 57-мм танковая пушка ЗиС-4, которая производилась малой серией и устанавливалась на танк Т-34.

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм

76-мм дивизионная пушка ЗИС-3

Годы выпуска: 1941-1945

Выпущено: 48 016 единиц

Пушка ЗИС-3, как и многие другие артиллерийские системы, была создана под руководством талантливого конструктора Василия Гавриловича Грабина. Она появилась на фронтах Великой Отечественной войны в самый разгар ожесточенных боев 1942 года и сразу же завоевала любовь артиллеристов. Среди полевых орудий не было равных ей по техническому совершенству и маневренности, по мощности и темпу стрельбы, по точности и дальнобойности. Консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф дал этой пушке такую оценку: «Я считаю, что советская пушка ЗИС-3 является лучшим 76-мм орудием Второй Мировой войны»

Проектирование Грабиным 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3 было начато в мае 1941 года. Толчком к идее создания пушки послужили испытания 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, которые велись с сентября 1940 года. Конструктивная схема ЗИС-2 стала типовой для ЗИС-3. Фактически это было наложение ствола с баллистикой 76-мм дивизионной пушки на лафет ЗИС-2. Ствол был снабжен дульным тормозом, поглощающим около 30 % энергии отката. Наличие подрессоривания позволяло буксировать орудие наиболее распространёнными в Рабоче-крестьянской Красной Армии грузовыми автомобилями типов ЗиС-5, ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, не говоря уже о поставлявшихся по ленд-лизу трёхосных полноприводных «Студебеккерах US6». Также пушку буксировали существенно менее мощные лёгкие четырёхколёсные полноприводные автомобили Dodge WC (более известные в СССР как «Додж 3/4»), являвшиеся штатным средством тяги в истребительно-противотанковых подразделениях.

76-мм пушки ЗИС-3 состояли на вооружении в артиллерийских полках стрелковых и механизированных дивизий, легких артиллерийских, истребительно-противотанковых артиллерийских полках и бригадах армейской артиллерии и артиллерии Резерва Верховного Главного Командования (АР ВГК). Они успешно и точно вели огонь, как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой, отражая атаку пехоты. 76-мм снаряды различного типа с успехом пробивали броню немецких танков и разрушали полевые укрепления. Многие наводчики из расчетов ЗИС-3 стали Героями Советского Союза за выигранные в одиночку поединки с несколькими вражескими танками.

Тактико-техническая характеристика

Боевая масса 1.11 т
Боевой расчет 6 чел.
Габариты 6095х1645х1375 мм
Длина ствола 3460 мм
Калибр 76.2 мм
Масса снаряда 6.2 кг
Начальная скорость снаряда 680 м/с
Скорострельность до 25 выстр./мин
Максимальная дальность стрельбы 13.29 км
Время перевода пушки из походного положения в боевое 30-40 сек
Максимальная скорость транспортировки по шоссе 60 км/ч

Прием

Критический ответ

Фильм получил смешанные оценки. По данным агрегатора «Критика» — 5,5 / 10 (на основе 26 отзывов).

Некоторые издания после публикации трейлера и премьеры фильма писали о схожести сюжета с сюжетом советского военного фильма «Жаворонок» (фильм 1965 года) , отмечая, что Т-34 нельзя считать римейком «Жаворонка» : и метод изложения, и общий план повествования, и финал этих двух фильмов очень разные.

По словам кинокритика Антона Долина ( ru ), авторы сделали высокобюджетный военный блокбастер , практически очистив его от пропагандистской и идеологической составляющей: «Фильм о Великой Отечественной войне успешно обошелся без патриотической пропаганды». Создатели не претендуют на то, что Т-34 — это картина реальных событий, по сути, это «чистая фантастика, адаптированная для подростков ». Критик отмечает схематичность сюжета и слабую проработку характеров персонажей. «Это примерное бесстрашие, этот программный героизм немного смущает. Сначала не понимаешь что. А потом вспоминаешь, какую генеалогию выстраивает Т-34 : по советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. В « Судьбе человека» , « Иваново детство» , «Летят журавли» , « Баллада о солдате» и « Испытание на дороге» при всех различиях было одно концептуальное сходство: они показали, как человек сохраняет свою человечность через стремление к миру и память о нем. В космосе Т-34 устроен принципиально иначе. Это тотальная бесконечная война, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и враги должны быть побеждены до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и неистовством игроков компьютерного чемпионата ».

Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова размышляет о роли танков в современном российском кино. Сидоров учел недостатки «танковых» фильмов 2018 года « Танкисты» (фильм) и « Танки» ( ru ): «В его картине пропагандистский зуд частично подавлялся незамысловатыми приключениями и ожесточенными боями, приправленными юмором и покрасневшими от любви. блаженство». Как и Долин, Малюкова сравнивает фильм с советскими фильмами на военную тематику: «В этих фильмах идея Фолкнера билась с живым пульсом: нельзя выйти из войны победителем. Они знали о глобальной катастрофе, которая стала для нашего народа Второй мировой войной. В последней войне отечественного кино не найти авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу, мифологизация истории. Вместо антивоенного духа — девиз «Мы можем повторить!», Призыв к достижению. Вместо жестокого умного врага — сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение легкости победы покрывает экран ».

Критик Валерий Кичин ( ru ) пишет в « Российской газете», что невозможно составить представление о том, что такое Великая Отечественная война на самом деле: «По сюжету это легенда типа« Бумбараш » или « Неуловимые мстители » , по стилю — сценарий к компьютерная игра под названием Т-34 . То есть зрелище — это прежде всего зрелищное и азартное ». Лихой авантюрный сюжет, условная ситуация действия, своеобразная красота даже в процессе разрушения — «да, это фильм о боевом подвиге того самого народного героя, который, как известно, скачет, скачет, скачет. не свистит, но не отпускает. Причем авторов, несомненно, вдохновила стилистика боевого квеста: в них используются хорошо известные современному зрителю игровые приемы, а прекрасное ощущение того, что у героев в запасе несколько жизней, сопровождает весь фильм. И актеры здесь не столько играют, сколько играют: в моменты самых невероятных сюжетных кульбитов в глазах проскальзывает хитрая искра веселого азарта. Эта искренность снимает все претензии: люди, прошедшие настоящий фронт, сняли военную классику, теперь пришли люди с боевым опытом в поисках, у них другие навыки и представления о войне ».

Похвалы

Награда Дата церемонии Категория Получатель (и) Результат
Премия «Золотой орел» 24 января 2020 г.
Лучший фильм Алексей Сидоров, Антон Златопольский, Рубен Дишдишян, Лен Блаватник , Леонид Верещагин и Никита Михалков Назначен
Лучший режиссер Алексей Сидоров Победил
Лучший адаптированный сценарий Алексей Сидоров Победил
Лучшая мужская роль Александр Петров Назначен
Лучшая ведущая актриса Ирина Старшенбаум Назначен
Лучший актер второго плана Виктор Добронравов Назначен
Лучшая операторская работа Михаил Милашин Назначен
Лучшие наборы и украшения Константин Пахотин Назначен
Лучший дизайн костюмов Ульяна Полянская Назначен
Лучший монтаж фильма Дмитрий Корабельников Назначен
Лучший звукорежиссер Алексей Самоделко Назначен
Лучшие визуальные эффекты Студия Альгус Победил

21 танковая бригада

Уже во время Великой Отечественной войны выпуск Т-34 с 57-мм орудиями планировалось наладить в Харькове, но в силу задержек с производством танковых пушек работы постоянно затягивались. В результате, на десять танков Т-34 в сентябре 1941 г. были установлены 57-мм орудия, после чего эти машины были отправлены из Харькова во Владимир. Первоначально танки должны были войти в состав танковой бригады им. Наркомсредмаша, где во фронтовых условиях должна была испытываться новая техника. Но неблагоприятное развитие военной обстановки в ходе начавшегося немецкого наступления на Москву заставило направить новые танки на фронт.


Схема рейда 21-й танковой бригады на Калинин. (warspot.ru)

Все десять танков Т-34 с пушками ЗИС-4 вошли в состав 21-й танковой бригады, сформированной 10 октября 1941 г. во Владимире. Танковых полк бригады возглавлял Герой Советского Союза майор Михаил Алексеевич Лукин, удостоенный медали «Золотая Звезда» в 1939 г. за смелый рейд по тылам японцев на Халхин-Голе. 14 октября 21-я танковая бригада прибыла на фронт и в дальнейшем действовала в составе 16-й и затем 30-й армий. В ходе рейда на Калинин в октябре 21-я бригада уничтожила 34 танка, 210 автомашин, 31 орудие и более 1000 немецких солдат.

Однако в силу слабого взаимодействия с другими соединениями бригада понесла тяжелые потери, утратив значительную часть собственной техники. В результате на Калининском направлении были потеряны и все танки Т-34 с 57-мм пушками. Именно в таком танке в бою у села Трояново погиб командир танкового полка бригады майор М. А. Лукин (посмертно был награжден орденом Ленина). Его подбитая машина оказалось единственным танком Т—34 с 57-мм пушкой 21-й бригады, запечатленным на фотографии.

В ноябре 1941 г. был прекращен выпуск противотанковой пушки ЗИС-2. Предположения, о том, что на вооружении немецкой армии в 1941 г. может оказаться большое количество средних и тяжелых танков не оправдались. Основу танкового парка Германии в 1941 г. составляли легкие и средние танки, для борьбы с которыми могли использоваться как «сорокопятки», так и противотанковые ружья. А мощность ЗИС-2 оказалась излишней.


Танк майора М. А. Лукина, подбитый в бою у Трояново в октябре 1941 г. (warspot.ru)

Достойных целей для этого мощного, но очень сложного и дорогого в производстве противотанкового орудия просто не нашлось — немецкий танк в 1941 г. 57-мм снаряд пробивал насквозь. В условиях тяжелого военного времени было принято решение отказаться от производства ЗИС-2 в пользу других образцов. Правда, около 100 орудий ЗИС-2 было установлено на бронированных тягачах «Комсомолец», которые ограниченно применялись в битве под Москвой. Одновременно отпал и вопрос о выпуске Т-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4.

Ситуация изменилась через год, когда в начале 1943 г. на фронте появилась тяжелая немецкая техника. Средние танки Т-34 с 76-мм пушками уже не могли эффективно бороться с модернизированными немецкими Т-IV, не говоря уже о появившихся Т-VI («тиграх»). При этом предполагалось, что немецкая промышленность сможет выпускать «тигры» в огромных количествах и срочно требовалось эффективное средство борьбы с этими танками. В срочном порядке был развернут выпуск модернизированных противотанковых пушек ЗИС-2, которые при благоприятных условиях могли поражать как средние, так и тяжелые немецкие танки. ЗИС-2 оказались вновь на фронте в июле 1943 г. и начиная с битвы на Курской Дуге, активно применялись до самого конца войны.

Одновременно вновь начались работы по вооружению Т-34 57-мм орудием. Всего было выпущено четыре единицы, которые были направлены в августе 1943 г. на войсковые испытания в действующую армию. Если вступить в настоящий бой этим танкам не довелось, то обстрел подбитой немецкой техники дал хороший результат и Т-34 с пушкой ЗИС-4 был рекомендован к принятию на вооружение Красной Армии. Планировалось развернуть производство Т-34 с 57-мм пушками на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. Но подготовка к производству в очередной раз шла очень медленно. Наступила осень 1943 г. и для Т-34 была принята новая 85-мм пушка, которая была значительно мощнее ЗИС-4. На этом история с попыткой установки на Т-34 57-мм танковой пушки завершилась.

ЗИС-32 — уникальный довоенный грузовой вездеход

Армейский 2,5-тонный автомобиль ЗИС-32 (4×4) считался единственным советским довоенным полноприводным грузовиком серийного изготовления. Он разрабатывался под руководством ведущего конструктора автомобилей высокой проходимости и начальника спецотдела Б. М. Фиттермана. Основой машины являлся опытный вариант НАТИ К-2, который при постановке на производство предстояло модернизировать и унифицировать. К кардинальным решениям относилась смутная надежда на закупку в США станков, технологии производства и освоение собственного производства шарниров Rzeppa.

Доработанный грузовик ЗИС-32 с высокобортным кузовом и боковыми ящиками для запчастей

На ЗИС-32 устанавливали обычный 73-сильный мотор ЗИС-5 (по заказу военных — ЗИС-16 мощностью 85–88 л.с.), новую «раздатку», разные кузова и колеса с оригинальными средствами противоскольжения, дополнительные светомаскировочные фары, буксирные крюки и стойку для винтовок в кабине. По сравнению с ЗИС-5 снаряженная масса возросла до 3,7 тонн (на 600 кг), максимальная скорость составила 65 км/ч.

После модернизации опытного образца НАТИ К-2bis с узкой колеёй и более совершенными и дорогими шарнирами Spicer («Спайсер») с игольчатыми подшипниками появился экспериментальный грузовик ЗИС-32С, который в производство не пошел. При этом «обычные» машины с шарнирами Rzeppa («Рцеппа») переименовали в ЗИС-32Р.

Несмотря на утяжелённость, первый «полностью советский» вездеход ЗИС-32 был рекомендован к серийному производству, которое планировали развернуть в октябре 1940-го и на следующий год выпустить четыре тысячи машин. По скорректированному плану решение этой проблемы откладывалось на август 1941-го, что позволило бы доработать машину и создать шлейф разных исполнений.

Индивидуальная сборка автомобилей с разными кузовами и задними инструментальными ящиками началась буквально накануне войны и продолжалась до момента эвакуации завода в октябре 1941-го. Всего вручную было собрано 197 машин, что никак нельзя признать полноценным серийным производством. На фронтах их использовали в основном как артиллерийские тягачи и шасси для легких орудий.

Автомобиль ЗИС-32 с  зенитной 37-мм пушкой 61К, собранный в двух экземплярах. Июль 1941 года

Осенью 1940-го развитием пробной модели НАМИ К-1 стали два трехосных автомобиля-тягача ЗИС-36 (6х6) на шасси серийного ЗИС-6. Первую машину оборудовали 85-сильным двигателем от автобуса ЗИС-16, вторую — опытным шестицилиндровым дизелем Д-7 мощностью 97,5 л.с. Оба варианта снабжались задней тележкой с двойными главными шестеренчатыми передачами, а по переднему мосту и «раздатке» были унифицированы с ЗИС-32.

Экспериментальный полноприводный трехосный грузовик ЗИС-36. 1940 год

После удачных испытаний зимой 1940–1941 годов ЗИС-36 рекомендовали к производству, но до начала войны организовать его выпуск не удалось. Весной одно шасси отправили на Ижорский завод для монтажа бронированного корпуса, но завершению этих работ также помешала война. С постановкой на производство полугусеничной машины ЗИС-42 продолжение работ по ЗИС-36 стало нецелесообразным.

История появления танка Т-34-57

Производство данной модели началось в 1941 году, после возникновения необходимости улучшить боевые возможности КВ-1 и Т-34. Основная проблема старых моделей заключалась в слабом 76-мм орудии, поэтому в новую модель было решено внедрить орудие калибра 55-60 мм. В это же время ОКБ №92 уже занимался разработкой 57-мм противотанковой пушки большой мощности, после чего ими же был выпущен эскизный проект для Т-34. В сентября 1941 был выпущен первый прототип.

До 1940 года разработка новой модификации танка шла крайне медленно из-за занятости завода работой по производству 76-мм танкового орудия Ф-34. Первые испытания начались в конце 1940 года, в начале декабря. Заводские испытания пушки проходили до марта 1941 года, после чего в апреле она была установлена в башню Т-34, вместо изначально планируемого Ф-34. Однако когда танк поступил на испытания в АНИОП, орудие показало малую живучесть, а именно был замечен разгар ствола после производства 100-150 выстрелов. Кроме того кучность стрельбы была недостаточной – в 2 раза ниже на дальности 1км, чем у пушки 76-мм.

Все же, в конечном итоге, танк Т-34 с пушкой 57-мм (ЗИС-4) был сильнее танков противника, поэтому было принято решение о доработке дефектов и последующем серийном выпуске. После доработки были проведены испытания на Софринском полигоне, которые показали удовлетворительные результаты по кучности боя и поражению целей даже на дистанции более 2 км.

Производство ЗИС-4 было приостановлено в декабре 1941 года, в виду трудностей производственного характера и недостатка боеприпасов. Всего же было выпущено 133 57-мм танковых орудия. Для вооружения серийных танков до эвакуации ХПЗ получил 21 шт. ЗИС-4, еще 20 орудий досталось СТЗ. Начиная с 1 октября 1941 г. производством танков-истребителей с планом выпуска 100 шт. до конца года должен был заниматься завод «Красное Сормово», но в его отчетах данной продукции не обнаружено.

В начале 1942 года после заморозки изготовления ЗИС-4, ОКБ №92 занялось производством нового 57-мм орудия под названием ИС-1, которое пришло на замену старому. О ЗИС-4 вспомнили 1943 году, так как в то время пушки 57-мм были единственными артсистемами, которые могли эффективно противостоять немецким тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр».

История создания танка Т-34

История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.

После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.

Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.

Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа

Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.

Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):

Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.

К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.

В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.

Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector