Поле боя
Содержание:
Послевоенная судьба Т-34
До 1950 года Т-34 являлся основным танком армии СССР. Позже был снят с вооружения и заменен более совершенными боевыми машинами. Но это не значит, что его боевое применение на этом закончилось. После завершения Второй мировой войны танки Т-34-85 в значительных количествах поставлялись в различные страны Европы и Азии, где широко применялись в многочисленных военных конфликтах, включая войну в Корее, Шестидневную войну и многочисленные военные конфликты на территории бывшей Югославии в начале 1990-х годов.
Забавно, что даже в 2006 году тридцатьчетверку пытались использовать в Европе во время гражданского конфликта. Во время антиправительственных выступлений в Будапеште, демонстранты угнали танк с размещенной в центре города экспозиции, посвящённой 50-летию восстания в Венгрии, и попытались на нем прорвать полицейское оцепление, однако были остановлены полицией, применившей слезоточивый газ.
Но и это еще не все. В 2015 году Т-34-85 был использован как артиллерийская установка в Йемене во время войны, а в 2017 был замечен у боевиков во время войны в Сирии.
Как бы там ни было, Т-34 смотрящий на нас с многочисленных памятников великой Отечественной, это один из символов Победы, танк, который ковался как оружие защиты Родины и на котором прошел войну мой дед.
Машины на базе ЗИС-42
Пожарный автомобиль на шасси ЗИС-42
ЗИС-42М (модель), Государственный Политехнический музей (г.Москва) На базе ЗИС-22М и ЗИС-42 были созданы два экспериментальных образца самоходных установок, которые не пошли в серию:
- ЗИС-41 — полубронированный тягач для 122-мм гаубицы М-30 и самоходная установка с 57-мм пушкой ЗИС-2 (машина создана на базе ЗИС-22М в КБ артиллерийского завода № 92 в г. Горький и проходила испытания с ноября 1941 года).
- ЗИС-43 — полубронированная самоходная установка с зенитной автоматической 37-мм пушкой 61-К (создана на московском заводе ЗИС на базе серийного ЗИС-42, проходила испытания с ноября 1942 года).
- ЗИС-БМ-82М — самоходный миномёт, который представлял собой 82-мм батальонный миномёт на шасси ЗИС-42. В ноябре 1942 был изготовлен один ЗИС-БМ-82М, который был направлен на фронт для испытаний в боевой обстановке, но эксплуатация машины выявила недостаточную прочность шасси и после того, как ЗИС-42 вышел из строя, эксперимент был прекращён
Необходимо отметить, что совпадение в обозначении носит случайный характер — в отличие от зенитной ЗИС-43, ЗИС-41 создавалась не на московском автомобильном заводе имени Сталина, а в КБ артиллерийского завода № 92 в г. Горький, который также носил имя Сталина (его продукция — артиллерийские орудия ЗИС-2, ЗИС-3 и другие).
Видеоролики о Т-34-57
Т-34-57 КО(Ш)МАР в War Thunder
ЛУЧШИЙ ПРЕМ — Т-34-57 | 24 ФРАГА | War Thunder
СОВЕТСКАЯ ИЗБЫТОЧНАЯ МОЩЬ в WAR THUNDER! Т-34-57
Т-34-57 ОСТОРОЖНОСТЬ РУЛИТ в War Thunder
Т-34-57 (1943) ДЕДУ ТЯЖЕЛО в War Thunder
Т-34-57 обзор War Thunder // Истребитель танков! // т34-57 обзор Вар Тандер
Т-34-57 (1943) В ПОЛНОМ СТОКЕ, ВОЗМОЖЕН ЛИ НАГИБ?
Т-34-57 — ПОЧЕМУ ЕЁ НИКТО НЕ ЛЮБИТ в WarThunder? Обзор техники!
Обзор Т-34-57 | War Thunder
Обзор Т-34-57 обр. 1943 | Запрещенный танк | War Thunder
Т-34-57 1943 | Истребитель снарядов | War Thunder
Как научится хорошо играть на танках в WarThunder (Урок 2) Т-34-57
История создания и использования боевой
Развитие
Еще летом 1940 года, была предпринята попытка улучшить пистолет инвентаризации anti-tank в советской службе. Это было вызвано только имея огромные запасы 45 мм недостаточна anti-tank пушек доступны, которые становятся устаревшими с новой броней используется противниками советской Union’s. Когда запрос для улучшения anti-tank пушки был разослан, конструкторское бюро во главе с В. Г. Грабина уже ведется под названием57 мм ZiS-2 anti-tank пистолет, 57 мм был очень мощный anti-tank оружие из-за его высокой стоимости проникновения с high-velocity оболочек. Круглый доступно бронебойный снаряд с бронебойным наконечником под названием BR-271 смог проникнуть 93 мм брони при выстреле 100 метров под углом встречается 60 градусов. Первый из прототипов были созданы в сентябре 1940 года, и он, как впоследствии одобрены для производства на 1 июня 1941 г. Тем не менее, это был остановлен на 1 декабря из-за убеждения, что high-velocity 57 мм снаряды просто проникают прямо через резервуары без причинения ущерба или что это было high-cost оружия. Производственные линии были затем переключились производить 76,2 мм ZiS-3 пушки.
Это было во время своей производственной жизни, прежде чем быть отмененным, что 57-мм пушка была закреплена на Т-34 в качестве основного вооружения в апреле 1941 г. Однако, испытания на этом вооружение показали отсутствие точности и короткой жизни ствола. Затем в июле, улучшенный вариант 57 мм называетсяZiS-4был установлен на Т-34 и испытаны снова. Этот вариант оказался успешным, и пистолет был рекомендован для установки на определенных единицах Т-34, несмотря на высокую стоимость ZiS-4. Т-34 с 57 мм были переименованыТ-34-57и имели цель быть «tank-hunters» из-за высокой стоимости проникновения 57 мм по сравнению с по умолчанию Т-34 76,2 мм вооружение в. 57 мм ZiS-4 пистолет был произведен на фабрике артиллерийский #92 и были установлены на различных Т-34s. Тем не менее, остановка всего производства 57 мм декабря 1941 года также был остановлен 57 мм ZiS-4 производства, таким образом, прекращение производства Т-34-57 только с 133 ZiS-4 орудий, сделанных в производственной жизни.
Оживление
57 мм пушки были возрождены в 1943 году из-за неотложных потребностей гораздо лучше оружие против новых немецких танков. Ток 76,2 мм F-34 пушок на нормальномТ-34s не смогли победить более новый немецкийTiger I а также пантера танки. В отчаянной попытке модернизировать Т-34, чтобы конкурировать против этих танков, 57 мм были восстановлены для производства и начали быть выпущены в мае 1943 года, эти модели, являющиесяТ-34-57 мод. 1943в связи с модернизированным вооружением. ZiS-4 был повышен до ZiS-4M с упрощенными частями и стандартизацией в части из текущих существующих артиллерийских орудий, такие как F-34 и ZiS-2. Эти Т-34-5 видели дальнейшие действия против оси, пока они не были изъяты из обращения. В общей сложности, около менее чем 324 Т-34-57s были сделаны во время ее производства жизни в 1941 и 1943 годах.
Боевое использование
Т-34-57 сделано в 1941 году в боях во время битвы Москва в небольших количествах. 21-я танковая бригада имеет 10 таких танки в своих подразделениях и была развернута на 14 октября Хотя бригада была в состоянии причинить огромный ущерб немецкой линии вокруг Калинина, но закончилась все Т-34-57 уничтожен ноябрем 25. Других подразделений с использованием Т-34-57 были 8-й танковой бригады в 19 октября Затем пришли дезактивацию 57 мм от производственной линии в конце 1941 года, но Т-34-57s были оживить снова в 1943 году, чтобы противостоять новые немецкие танки. Эти танки были использованы в качестве «tank-hunters» и образовали 100″ «Special Tank компании с три Т-34-57 в первом взводе, чтобы иметь дело с немецкими танками. Несмотря на свою роль, компания будет отвечать только немецкие танки один раз в своей жизни, и первый взвод никогда не использовался. Таким образом, Т-34-57 никогда не был в состоянии доказать свою эффективность против всех немецких танков, хотя блок будет славить производительность gun’s в практике против доты, бункеры, и выбиты немецкие танки. Все Т-34-57s были распущены с выходом на пенсию 57 мм в качестве танковой пушки. Это было связано с его небольшой Его оболочки доступны, что сделало его неадекватным танк вооружение против более мягких целей, а также введение гораздо больше и лучше 85 мм пушкой на более новыйТ-34-85.
Боеприпасы
Тип | Модель | Масса | Наполнитель HE, г |
Бронебойные снаряды (начальная скорость до 990 м / с) | |||
APHE | BR-271K | 3,14 кг (6,9 фунта) | 18 |
---|---|---|---|
APCBC | BR-271 | 3,14 кг (6,9 фунта) | 14 |
APCBC (улучшенное проникновение) | БР-271М | 2,80 кг (6,2 фунта) | 13 |
AP (сплошной) | BR-271SP | 3,14 кг (6,9 фунта) | никто |
Композитные бронебойные снаряды (начальная скорость до 1250 м / с) | |||
«Катушка» | BR-271P | 1,79 кг (3,9 фунта) | никто |
Тип APCR «Гладкий» | BR-271N | 2,4 кг (5,3 фунта) | N / A |
Прочие снаряды (начальная скорость до 700 м / с) | |||
Фрагментация | О-271У (О-271Г) | 3,75 кг (8,3 фунта) | 204 или 220 |
Канистра | Щ-271 | 3,66 кг (8,1 фунта) | никто |
- Бронепробиваемость
Снаряд APHE БР-271К | ||
---|---|---|
Расстояние, м | Угол встречи 60 °, мм | Угол встречи 90 °, мм |
100 | 91 | 112 |
300 | 84 | 103 |
500 | 76 | 94 |
1000 | 60 | 74 |
1500 | 46 | 57 год |
2000 г. | 35 год | 44 год |
Снаряд APCBC BR-271 | ||
Расстояние, м | Угол встречи 60 °, мм | Угол встречи 90 °, мм |
100 | 93 | 114 |
300 | 89 | 109 |
500 | 84 | 103 |
1000 | 74 | 91 |
1500 | 64 | 79 |
2000 г. | 56 | 69 |
БП снаряд БР-271П | ||
Расстояние, м | Угол встречи 60 °, мм | Угол встречи 90 °, мм |
100 | 155 | 190 |
300 | 137 | 168 |
500 | 120 | 147 |
1000 | 83 | 101 |
Эти данные получены советскими методами измерения бронепробиваемости (вероятность пробития 75%). Они напрямую не сопоставимы с западными данными аналогичного типа. |
Техническое устройство
Пушка ЗиС-2 образца 1943 года представляет собой орудие с вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. При стрельбе затвор открывается и закрывается автоматически, задача заряжающего состоит в своевременной укладке очередного снаряда в камору. Благодаря этому скорострельность может достигать 25 выстрелов в минуту. Ствол имеет моноблочную конструкцию и соединяется с лафетом, который заимствован от дивизионной пушки образца 1942 года ЗиС-3. Лафет с раздвижными станинами имеет пружинное подрессоривание колёсного хода, отключающееся при стрельбе. Это позволяет транспортировать орудие механической тягой по шоссе со скоростью до 50 км/ч, а по просёлку — до 30 км/ч. Пушка также может перевозиться шестёркой лошадей за передком. Орудие оснащено панорамным прицелом ПП1-2 с шарнирным приводом.
На базе ЗиС-2 была создана 57-мм танковая пушка ЗиС-4, которая производилась малой серией и устанавливалась на танк Т-34.
Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм
76-мм дивизионная пушка ЗИС-3
Годы выпуска: 1941-1945
Выпущено: 48 016 единиц
Пушка ЗИС-3, как и многие другие артиллерийские системы, была создана под руководством талантливого конструктора Василия Гавриловича Грабина. Она появилась на фронтах Великой Отечественной войны в самый разгар ожесточенных боев 1942 года и сразу же завоевала любовь артиллеристов. Среди полевых орудий не было равных ей по техническому совершенству и маневренности, по мощности и темпу стрельбы, по точности и дальнобойности. Консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф дал этой пушке такую оценку: «Я считаю, что советская пушка ЗИС-3 является лучшим 76-мм орудием Второй Мировой войны»
Проектирование Грабиным 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3 было начато в мае 1941 года. Толчком к идее создания пушки послужили испытания 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, которые велись с сентября 1940 года. Конструктивная схема ЗИС-2 стала типовой для ЗИС-3. Фактически это было наложение ствола с баллистикой 76-мм дивизионной пушки на лафет ЗИС-2. Ствол был снабжен дульным тормозом, поглощающим около 30 % энергии отката. Наличие подрессоривания позволяло буксировать орудие наиболее распространёнными в Рабоче-крестьянской Красной Армии грузовыми автомобилями типов ЗиС-5, ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, не говоря уже о поставлявшихся по ленд-лизу трёхосных полноприводных «Студебеккерах US6». Также пушку буксировали существенно менее мощные лёгкие четырёхколёсные полноприводные автомобили Dodge WC (более известные в СССР как «Додж 3/4»), являвшиеся штатным средством тяги в истребительно-противотанковых подразделениях.
76-мм пушки ЗИС-3 состояли на вооружении в артиллерийских полках стрелковых и механизированных дивизий, легких артиллерийских, истребительно-противотанковых артиллерийских полках и бригадах армейской артиллерии и артиллерии Резерва Верховного Главного Командования (АР ВГК). Они успешно и точно вели огонь, как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой, отражая атаку пехоты. 76-мм снаряды различного типа с успехом пробивали броню немецких танков и разрушали полевые укрепления. Многие наводчики из расчетов ЗИС-3 стали Героями Советского Союза за выигранные в одиночку поединки с несколькими вражескими танками.
Тактико-техническая характеристика
Боевая масса | 1.11 т |
Боевой расчет | 6 чел. |
Габариты | 6095х1645х1375 мм |
Длина ствола | 3460 мм |
Калибр | 76.2 мм |
Масса снаряда | 6.2 кг |
Начальная скорость снаряда | 680 м/с |
Скорострельность | до 25 выстр./мин |
Максимальная дальность стрельбы | 13.29 км |
Время перевода пушки из походного положения в боевое | 30-40 сек |
Максимальная скорость транспортировки по шоссе | 60 км/ч |
Прием
Критический ответ
Фильм получил смешанные оценки. По данным агрегатора «Критика» — 5,5 / 10 (на основе 26 отзывов).
Некоторые издания после публикации трейлера и премьеры фильма писали о схожести сюжета с сюжетом советского военного фильма «Жаворонок» (фильм 1965 года) , отмечая, что Т-34 нельзя считать римейком «Жаворонка» : и метод изложения, и общий план повествования, и финал этих двух фильмов очень разные.
По словам кинокритика Антона Долина ( ru ), авторы сделали высокобюджетный военный блокбастер , практически очистив его от пропагандистской и идеологической составляющей: «Фильм о Великой Отечественной войне успешно обошелся без патриотической пропаганды». Создатели не претендуют на то, что Т-34 — это картина реальных событий, по сути, это «чистая фантастика, адаптированная для подростков ». Критик отмечает схематичность сюжета и слабую проработку характеров персонажей. «Это примерное бесстрашие, этот программный героизм немного смущает. Сначала не понимаешь что. А потом вспоминаешь, какую генеалогию выстраивает Т-34 : по советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. В « Судьбе человека» , « Иваново детство» , «Летят журавли» , « Баллада о солдате» и « Испытание на дороге» при всех различиях было одно концептуальное сходство: они показали, как человек сохраняет свою человечность через стремление к миру и память о нем. В космосе Т-34 устроен принципиально иначе. Это тотальная бесконечная война, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и враги должны быть побеждены до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и неистовством игроков компьютерного чемпионата ».
Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова размышляет о роли танков в современном российском кино. Сидоров учел недостатки «танковых» фильмов 2018 года « Танкисты» (фильм) и « Танки» ( ru ): «В его картине пропагандистский зуд частично подавлялся незамысловатыми приключениями и ожесточенными боями, приправленными юмором и покрасневшими от любви. блаженство». Как и Долин, Малюкова сравнивает фильм с советскими фильмами на военную тематику: «В этих фильмах идея Фолкнера билась с живым пульсом: нельзя выйти из войны победителем. Они знали о глобальной катастрофе, которая стала для нашего народа Второй мировой войной. В последней войне отечественного кино не найти авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу, мифологизация истории. Вместо антивоенного духа — девиз «Мы можем повторить!», Призыв к достижению. Вместо жестокого умного врага — сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение легкости победы покрывает экран ».
Критик Валерий Кичин ( ru ) пишет в « Российской газете», что невозможно составить представление о том, что такое Великая Отечественная война на самом деле: «По сюжету это легенда типа« Бумбараш » или « Неуловимые мстители » , по стилю — сценарий к компьютерная игра под названием Т-34 . То есть зрелище — это прежде всего зрелищное и азартное ». Лихой авантюрный сюжет, условная ситуация действия, своеобразная красота даже в процессе разрушения — «да, это фильм о боевом подвиге того самого народного героя, который, как известно, скачет, скачет, скачет. не свистит, но не отпускает. Причем авторов, несомненно, вдохновила стилистика боевого квеста: в них используются хорошо известные современному зрителю игровые приемы, а прекрасное ощущение того, что у героев в запасе несколько жизней, сопровождает весь фильм. И актеры здесь не столько играют, сколько играют: в моменты самых невероятных сюжетных кульбитов в глазах проскальзывает хитрая искра веселого азарта. Эта искренность снимает все претензии: люди, прошедшие настоящий фронт, сняли военную классику, теперь пришли люди с боевым опытом в поисках, у них другие навыки и представления о войне ».
Похвалы
Награда | Дата церемонии | Категория | Получатель (и) | Результат |
---|---|---|---|---|
Премия «Золотой орел» | 24 января 2020 г. | |||
Лучший фильм | Алексей Сидоров, Антон Златопольский, Рубен Дишдишян, Лен Блаватник , Леонид Верещагин и Никита Михалков | Назначен | ||
Лучший режиссер | Алексей Сидоров | Победил | ||
Лучший адаптированный сценарий | Алексей Сидоров | Победил | ||
Лучшая мужская роль | Александр Петров | Назначен | ||
Лучшая ведущая актриса | Ирина Старшенбаум | Назначен | ||
Лучший актер второго плана | Виктор Добронравов | Назначен | ||
Лучшая операторская работа | Михаил Милашин | Назначен | ||
Лучшие наборы и украшения | Константин Пахотин | Назначен | ||
Лучший дизайн костюмов | Ульяна Полянская | Назначен | ||
Лучший монтаж фильма | Дмитрий Корабельников | Назначен | ||
Лучший звукорежиссер | Алексей Самоделко | Назначен | ||
Лучшие визуальные эффекты | Студия Альгус | Победил |
21 танковая бригада
Уже во время Великой Отечественной войны выпуск Т-34 с 57-мм орудиями планировалось наладить в Харькове, но в силу задержек с производством танковых пушек работы постоянно затягивались. В результате, на десять танков Т-34 в сентябре 1941 г. были установлены 57-мм орудия, после чего эти машины были отправлены из Харькова во Владимир. Первоначально танки должны были войти в состав танковой бригады им. Наркомсредмаша, где во фронтовых условиях должна была испытываться новая техника. Но неблагоприятное развитие военной обстановки в ходе начавшегося немецкого наступления на Москву заставило направить новые танки на фронт.
Схема рейда 21-й танковой бригады на Калинин. (warspot.ru)
Все десять танков Т-34 с пушками ЗИС-4 вошли в состав 21-й танковой бригады, сформированной 10 октября 1941 г. во Владимире. Танковых полк бригады возглавлял Герой Советского Союза майор Михаил Алексеевич Лукин, удостоенный медали «Золотая Звезда» в 1939 г. за смелый рейд по тылам японцев на Халхин-Голе. 14 октября 21-я танковая бригада прибыла на фронт и в дальнейшем действовала в составе 16-й и затем 30-й армий. В ходе рейда на Калинин в октябре 21-я бригада уничтожила 34 танка, 210 автомашин, 31 орудие и более 1000 немецких солдат.
Однако в силу слабого взаимодействия с другими соединениями бригада понесла тяжелые потери, утратив значительную часть собственной техники. В результате на Калининском направлении были потеряны и все танки Т-34 с 57-мм пушками. Именно в таком танке в бою у села Трояново погиб командир танкового полка бригады майор М. А. Лукин (посмертно был награжден орденом Ленина). Его подбитая машина оказалось единственным танком Т—34 с 57-мм пушкой 21-й бригады, запечатленным на фотографии.
В ноябре 1941 г. был прекращен выпуск противотанковой пушки ЗИС-2. Предположения, о том, что на вооружении немецкой армии в 1941 г. может оказаться большое количество средних и тяжелых танков не оправдались. Основу танкового парка Германии в 1941 г. составляли легкие и средние танки, для борьбы с которыми могли использоваться как «сорокопятки», так и противотанковые ружья. А мощность ЗИС-2 оказалась излишней.
Танк майора М. А. Лукина, подбитый в бою у Трояново в октябре 1941 г. (warspot.ru)
Достойных целей для этого мощного, но очень сложного и дорогого в производстве противотанкового орудия просто не нашлось — немецкий танк в 1941 г. 57-мм снаряд пробивал насквозь. В условиях тяжелого военного времени было принято решение отказаться от производства ЗИС-2 в пользу других образцов. Правда, около 100 орудий ЗИС-2 было установлено на бронированных тягачах «Комсомолец», которые ограниченно применялись в битве под Москвой. Одновременно отпал и вопрос о выпуске Т-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4.
Ситуация изменилась через год, когда в начале 1943 г. на фронте появилась тяжелая немецкая техника. Средние танки Т-34 с 76-мм пушками уже не могли эффективно бороться с модернизированными немецкими Т-IV, не говоря уже о появившихся Т-VI («тиграх»). При этом предполагалось, что немецкая промышленность сможет выпускать «тигры» в огромных количествах и срочно требовалось эффективное средство борьбы с этими танками. В срочном порядке был развернут выпуск модернизированных противотанковых пушек ЗИС-2, которые при благоприятных условиях могли поражать как средние, так и тяжелые немецкие танки. ЗИС-2 оказались вновь на фронте в июле 1943 г. и начиная с битвы на Курской Дуге, активно применялись до самого конца войны.
Одновременно вновь начались работы по вооружению Т-34 57-мм орудием. Всего было выпущено четыре единицы, которые были направлены в августе 1943 г. на войсковые испытания в действующую армию. Если вступить в настоящий бой этим танкам не довелось, то обстрел подбитой немецкой техники дал хороший результат и Т-34 с пушкой ЗИС-4 был рекомендован к принятию на вооружение Красной Армии. Планировалось развернуть производство Т-34 с 57-мм пушками на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. Но подготовка к производству в очередной раз шла очень медленно. Наступила осень 1943 г. и для Т-34 была принята новая 85-мм пушка, которая была значительно мощнее ЗИС-4. На этом история с попыткой установки на Т-34 57-мм танковой пушки завершилась.
ЗИС-32 — уникальный довоенный грузовой вездеход
Армейский 2,5-тонный автомобиль ЗИС-32 (4×4) считался единственным советским довоенным полноприводным грузовиком серийного изготовления. Он разрабатывался под руководством ведущего конструктора автомобилей высокой проходимости и начальника спецотдела Б. М. Фиттермана. Основой машины являлся опытный вариант НАТИ К-2, который при постановке на производство предстояло модернизировать и унифицировать. К кардинальным решениям относилась смутная надежда на закупку в США станков, технологии производства и освоение собственного производства шарниров Rzeppa.
Доработанный грузовик ЗИС-32 с высокобортным кузовом и боковыми ящиками для запчастей |
На ЗИС-32 устанавливали обычный 73-сильный мотор ЗИС-5 (по заказу военных — ЗИС-16 мощностью 85–88 л.с.), новую «раздатку», разные кузова и колеса с оригинальными средствами противоскольжения, дополнительные светомаскировочные фары, буксирные крюки и стойку для винтовок в кабине. По сравнению с ЗИС-5 снаряженная масса возросла до 3,7 тонн (на 600 кг), максимальная скорость составила 65 км/ч.
После модернизации опытного образца НАТИ К-2bis с узкой колеёй и более совершенными и дорогими шарнирами Spicer («Спайсер») с игольчатыми подшипниками появился экспериментальный грузовик ЗИС-32С, который в производство не пошел. При этом «обычные» машины с шарнирами Rzeppa («Рцеппа») переименовали в ЗИС-32Р.
Несмотря на утяжелённость, первый «полностью советский» вездеход ЗИС-32 был рекомендован к серийному производству, которое планировали развернуть в октябре 1940-го и на следующий год выпустить четыре тысячи машин. По скорректированному плану решение этой проблемы откладывалось на август 1941-го, что позволило бы доработать машину и создать шлейф разных исполнений.
Индивидуальная сборка автомобилей с разными кузовами и задними инструментальными ящиками началась буквально накануне войны и продолжалась до момента эвакуации завода в октябре 1941-го. Всего вручную было собрано 197 машин, что никак нельзя признать полноценным серийным производством. На фронтах их использовали в основном как артиллерийские тягачи и шасси для легких орудий.
Автомобиль ЗИС-32 с зенитной 37-мм пушкой 61К, собранный в двух экземплярах. Июль 1941 года |
Осенью 1940-го развитием пробной модели НАМИ К-1 стали два трехосных автомобиля-тягача ЗИС-36 (6х6) на шасси серийного ЗИС-6. Первую машину оборудовали 85-сильным двигателем от автобуса ЗИС-16, вторую — опытным шестицилиндровым дизелем Д-7 мощностью 97,5 л.с. Оба варианта снабжались задней тележкой с двойными главными шестеренчатыми передачами, а по переднему мосту и «раздатке» были унифицированы с ЗИС-32.
Экспериментальный полноприводный трехосный грузовик ЗИС-36. 1940 год |
После удачных испытаний зимой 1940–1941 годов ЗИС-36 рекомендовали к производству, но до начала войны организовать его выпуск не удалось. Весной одно шасси отправили на Ижорский завод для монтажа бронированного корпуса, но завершению этих работ также помешала война. С постановкой на производство полугусеничной машины ЗИС-42 продолжение работ по ЗИС-36 стало нецелесообразным.
История появления танка Т-34-57
Производство данной модели началось в 1941 году, после возникновения необходимости улучшить боевые возможности КВ-1 и Т-34. Основная проблема старых моделей заключалась в слабом 76-мм орудии, поэтому в новую модель было решено внедрить орудие калибра 55-60 мм. В это же время ОКБ №92 уже занимался разработкой 57-мм противотанковой пушки большой мощности, после чего ими же был выпущен эскизный проект для Т-34. В сентября 1941 был выпущен первый прототип.
До 1940 года разработка новой модификации танка шла крайне медленно из-за занятости завода работой по производству 76-мм танкового орудия Ф-34. Первые испытания начались в конце 1940 года, в начале декабря. Заводские испытания пушки проходили до марта 1941 года, после чего в апреле она была установлена в башню Т-34, вместо изначально планируемого Ф-34. Однако когда танк поступил на испытания в АНИОП, орудие показало малую живучесть, а именно был замечен разгар ствола после производства 100-150 выстрелов. Кроме того кучность стрельбы была недостаточной – в 2 раза ниже на дальности 1км, чем у пушки 76-мм.
Все же, в конечном итоге, танк Т-34 с пушкой 57-мм (ЗИС-4) был сильнее танков противника, поэтому было принято решение о доработке дефектов и последующем серийном выпуске. После доработки были проведены испытания на Софринском полигоне, которые показали удовлетворительные результаты по кучности боя и поражению целей даже на дистанции более 2 км.
Производство ЗИС-4 было приостановлено в декабре 1941 года, в виду трудностей производственного характера и недостатка боеприпасов. Всего же было выпущено 133 57-мм танковых орудия. Для вооружения серийных танков до эвакуации ХПЗ получил 21 шт. ЗИС-4, еще 20 орудий досталось СТЗ. Начиная с 1 октября 1941 г. производством танков-истребителей с планом выпуска 100 шт. до конца года должен был заниматься завод «Красное Сормово», но в его отчетах данной продукции не обнаружено.
В начале 1942 года после заморозки изготовления ЗИС-4, ОКБ №92 занялось производством нового 57-мм орудия под названием ИС-1, которое пришло на замену старому. О ЗИС-4 вспомнили 1943 году, так как в то время пушки 57-мм были единственными артсистемами, которые могли эффективно противостоять немецким тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр».
История создания танка Т-34
История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.
После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.
Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.
Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа
Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.
Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):
Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.
К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.
В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.
Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.