Артштурм

История создания самоходной пушки Sd.Kfz. 138/1 «Grille»

6 марта 1942 г. в Берлине, на совещании посвященном использованию самоходных артиллерийских систем, представители завода ВММ предложили, помимо самоходных противотанковых пушек, разработать ряд других установок на базе трофейных чехословацких танков 38 (t), в том числе САУ, вооружённую тяжелым полевым орудием 15 cm sIG 33 (Schweres Infateriegeschutz 33).

Пушка была мощная, универсальная, применявшаяся в том числе и как гаубица. Выпускалась она в больших количествах и имела очень мощные снаряды. Одна проблема — буксируемый вариант этого орудия весил 1700 кг, и за пехотой частенько не успевал. В общем, орудие прямо-таки «просилось» на гусеницы.

Разработка 150-мм САУ Sd.Kfz. 138/1 «Grille» началась в марте 1942 г. В работах принимала участие фирма Alkett. Серийное производство самоходок началось год спустя, в феврале 1943 г.

Фактически, была проделана та же работа, что при создании более раннего Marder III (САУ на той же базе, но с 75-мм пушкой PaK-40), но соразмерно новому орудию, было увеличено и боевое отделение машины.

Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1 (а также кодовое имя «Dietmar»), не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.


Самоходная пушка Sd.Kfz. 138/1 в варианте Ausf. H.

Первые 25 машин завод отгрузил заказчику в феврале 1943 г., а в ноябре 1943 г. был готов прототип САУ Sd.KFz. 138/1 уже на шасси Ausf. M.

Самоходки поступали на вооружение панцергренадерских полков различных дивизий. Наименование «Grille» («сверчок») самоходка одновременно с присвоением имени «Marder» истребителю танков.

Самоходно-артиллерийские установки «Grille» оставались в серийном производстве вместе с истребителями танков «Hetzer» до самого конца воины. Произведено было 282 машины всех модификаций.

С января по май 1944 г. завод в Праге изготовил 93 транспортера боеприпасов Sd.Kfz. 138/1 Mun Ausf. M. Машины получили кодовый номер «311» вместо традиционного кодового наименования.

Предпосылки

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты.
После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 года фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, с углом горизонтального наведения по крайней мере 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от огня неприятеля, а полная высота не должна была превышать рост среднего солдата. Для разработки новой САУ Daimler-Benz решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.

Первые пять прототипов были произведены в 1937 году на шасси PzKpfw III Ausf. B. Они были вооружены короткоствольной (L/24 — длина ствола 24 калибра) 75-мм пушкой Sturmgeschütz 7,5 cm Kanone (Stu.G. 7,5 cm K.) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в СССР с танками Т-34 было решено оснастить StuG III длинноствольной пушкой с более мощным зарядом в гильзе, способной пробивать броню советских танков.
С весны 1942 года стали использовать 75-мм пушки Stu.K. 40 L/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — L/48.

Более поздние модели StuG III также были оснащены пулемётом MG-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

Все машины из серии Sturmgeshutz были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как PzKpfw III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Sturmgeschütz III, стоил 12 тыс. марок).

StuG III Ausf. G — немецкая ПТ-САУ V уровня

StuG III Ausf. G — противотанковая самоходная установка Германии 5 уровня. Имеет в своем арсенале два шикарных орудия. Одно из них скорострельное и точное, а другое долго перезаряжается, но обладает высоким альфа-уроном. В остальном, StuG III Ausf. G — это динамичная ПТ-САУ с хорошей незаметностью.

Прокачка

  • Для изучения StuG III с предыдущей ПТ-САУ Hetzer требуется 12.435 единиц опыта.
  • Во-первых, исследуем ходовую чтобы можно было установить топовое орудие и повысить скорость поворота.
  • «Фугасница» обладает большим разовым уроном, но невысокими параметрами точности и скорострельности.
  • Изучаем подряд оба двигателя. Топовый двигатель дает превосходную подвижность.
  • Предтоповое орудие является проходным. За ним следует топовое орудие, обладающее превосходными характеристиками: высокая точность, бронепробиваемость и скорострельность. Недостаток один — невысокий разовый урон.
  • Завершим прокачку исследованием рации, которая увеличит дальность связи.

Топовая комплектация

Цена 422.000 кр.
Прочность 350 HP
Масса/Макс 20.42/22.4 т.
Мощность 440 л.с.
Скорость 40/10 км/ч.
Поворотливость 44 °/с
Корпус 80/30/30 мм.
Боекомплект 36 шт.
Урон 135/135/175 HP
Пробитие 150/194/38 мм.
Перезарядка 4.5 с.
Скорость ГН 44 °/с
Обзор 310 м.
Радиосвязь 415 м.

Навыки и умения экипажа

Важнейшими навыками экипажа StuG III являются Шестое чувство и Маскировка. Даже при агрессивной игре низкая заметность играет на руку Штугу.

В то же время Ремонт не даёт особых преимуществ: Штуг часто гибнет от 1-2 попаданий, соответственно получить криты он просто не успевает, для особых случаев и потере гусеницы вполне достаточно ремкомплекта.

Полезными навыками являются Боевое братство, Снайпер, Король бездорожья. В связи с тем, что заряжающий выполняет функции радиста, складывается сложная ситуация с навыком Радиоперехват.

Обратите внимание

Навык очень полезен для Штуга, но прокачивать его имеет смысл только если этот экипаж останется на StuG III. При пересадке на JagdPz IV и далее навык работать не будет и его придётся сбрасывать.

Командир
Наводчик
Механик-водитель
Заряжающий (Радист)
Стереотруба Досылатель Маскировочная сеть
Малая аптечка Малый ремкомплект Ручной огнетушитель

StuG III — одна из наиболее удачных ПТ-САУ Германии. Благодаря выбору из двух отличных орудий, может выполнять различные задачи в бою.

С 75-мм орудием самоходка превращается в отличного засадного снайпера — этому способствуют точность, высокая бронебойность и скрытность.

Слабый обзор несколько затрудняет игру при такой тактике, но после установки стереотрубы этот недостаток отчасти нивелируется.

Со 105-мм орудием StuG III становится ещё более опасным на средних и ближних дистанциях.

При всём этом важно помнить: в ближний бой идти крайне рискованно — несмотря на номинально хорошее лобовое бронирование, оно составляет 80 мм только на нескольких маленьких частях лба с малыми углами наклона, поэтому бронирование почти не работает против танков 5-7 уровня, а запаса прочности хватит буквально на 2-4 выстрела от одноклассников. Воевать в ближнем бою можно лишь в группе тяжёлых или средних танков, за которыми всегда можно укрыться

Крайне не рекомендуется «светиться» перед советскими ТТ 6-7 уровней (КВ-1С, ИС), так как они уничтожают StuG III одним выстрелом

Воевать в ближнем бою можно лишь в группе тяжёлых или средних танков, за которыми всегда можно укрыться. Крайне не рекомендуется «светиться» перед советскими ТТ 6-7 уровней (КВ-1С, ИС), так как они уничтожают StuG III одним выстрелом.

Поэтому в случае ближних столкновений с противником необходимо атаковать те танки, которые связаны боем и отвлечены союзниками, а также пользоваться укрытиями на местности и в городе, дабы избегать ответного огня.

Важно

Из-за хорошей скорости поворота StuG III очень тяжело закрутить, что вкупе с высокой скорострельностью позволяет великолепно охотиться на вражеских разведчиков. Среди второстепенных недостатков самоходки можно отметить низкую скорость заднего хода. Часто Штуг просто не успевает вернуться в укрытие после выстрела и бывает уничтожен.

В связи с этим необходимо правильно рассчитывать время и собственные возможности. Например, в затруднительной ситуации нередко можно застать противника врасплох бросившись на него, вместо того, чтобы медленно пятиться назад. Медленные танки, такие как КВ-1, часто бывают не готовы к такому повороту событий, их легко закружить.

Такие манёвры вблизи от противника рискованны, но в отдельных случаях они позволяют выиграть время или даже уничтожить врага.

Историческая справка

Основная статья: История StuG IV

Sturmgeschütz IV в музее бронетехники в Познани

23 и 26 ноября 1943 года союзная авиация произвела бомбардировки завода Алкетт, на котором выпускались самоходки Stug III, под Берлином в результате чего он был полностью разрушен. Дабы не допустить снижения темпов производства самоходок было решено подключить к производству заводы Круппа, где по генеральному подряду производились средние танки Pz IV. И неудивительно, что инженеры Круппа решили использовать для производства самоходных орудий шасси данной машины, а точнее — Pz IV G, на шасси которого была установлена рубка от Stug III G. Изменениям подверглось лишь место механика водителя — из-за длины Pz IV, большей, чем Pz III, оно оказалось вне пределов рубки и было оборудовано броневой кабиной с люком и двумя перископическими приборами наблюдения на крыше. Новая самоходка получила обозначение Sturmgeschutz IV и индекс Sd.Kfz.163 по сквозной системе обозначений подвижных средств Вермахта. Боевая масса машины составляла 23 тонны, экипаж — 4 человека. Боекомплект возрос, по сравнению с Stug III, до 63 выстрелов. Вспомогательное вооружение состояло из пулемёта MG 34, устанавливавшегося на крыше рубки, за откидным щитком.

Серийное производство машины началось в декабре 1943 года и закончилось в марте 1945 года. В общем и целом было выпущено 1163 самоходки. В это число не входит 31 Stug IV, которые были переделаны из почти готовых Pz IV. На штурмовых орудиях поздних выпусков использовались шасси Pz IV J. В страны-союзники Третьего Рейха Stug IV не передавались.

Штурмовые орудия Sturmgeschütz IV применялись в различных частях вермахта: от танковых до пехотных. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков. В 1944 году в ходе боёв в Курляндии отметились 184-я, 226-я и 912-я бригады штурмовых орудий, которые комплектовались батареями полностью укомплектованными StuG IV. Одна батарея StuG IV 226-й бригады штурмовых орудий за два дня боёв вывела из строя более 35 танков противника и потеряла одну машину. По состоянию на 1 марта 1945 года в частях Вермахта насчитывалось 540 Sturmgeschütz IV. До нашего времени сохранилось всего три таких самоходки (одна в Латвии и две Польше), одна из которых работает (В музее бронетанковой техники Учебного центра польских сухопутных сил).

Development

The Sturmgeschütz III originated from German experiences in World War I, when it was discovered that during the offensives on the western front, the infantry lacked the means to effectively engage fortifications. The artillery of the time was heavy and not mobile enough to keep up with the advancing infantry to destroy bunkers, pillboxes, and other minor obstacles with direct-fire. Although the problem was well-known in the German army, it was General Erich von Manstein, who is considered the father of the Sturmartillerie, that saw the solution. The initial proposal was from (then) Colonel Erich von Manstein, and submitted to General Ludwig Beck in 1935, suggesting that Sturmartillerie («assault artillery») units should be used in a direct-fire support role for infantry divisions. On June 15, 1936, Daimler-Benz AG received an order to develop an armored infantry-support vehicle capable of mounting a 75 mm (2.95 in) artillery piece. The gun mount’s fixed, fully-integrated casemate superstructure was to allow a limited traverse of a minimum of 25° and provided overhead protection for the crew. The height of the vehicle was not to exceed that of the average man.
Daimler-Benz AG used the chassis and running gear of its recently designed Pz.Kpfw. III medium tank as a basis for the new vehicle. Prototype manufacture was passed over to Alkett, which produced five examples in 1937 of the experimental 0-series StuG based upon the Pz.Kpfw. III Ausf. B. These prototypes featured a mild-steel superstructure and Krupp’s short-barreled 75 mm StuK 37 L/24 cannon. This model was known as the Sturmgeschütz Ausführung A.

Side drawing of a Assault Gun III, Variant A

Side drawing of a Assault Gun III, Variant G (December 1942)

While the StuG III was considered self-propelled artillery, it was not initially clear which arm of the Wehrmacht would handle the new weapon. The Panzer arm, who was the natural user of tracked fighting vehicles, had no resources to spare for the formation of StuG units, and neither did the infantry branch. It was agreed, after a discussion, it would best be employed as part of the artillery arm.

The StuGs were organized into battalions (later renamed «brigades» for disinformation purposes) and followed their own specific doctrine. Infantry support using direct-fire was its intended role. Later, there was also a strong emphasis on destroying enemy armor whenever encountered.
As the StuG III was designed to fill an infantry close support combat role, early models were fitted with a low-velocity 75 mm StuK 37 L/24 gun to destroy soft-skin targets and fortifications. After the Germans encountered the Soviet KV-1 and T-34 tanks, the StuG III was equipped with a high-velocity 75 mm StuK 40 L/43 main gun (Spring 1942) and later, the 75 mm StuK 40 L/48 (Autumn 1942) anti-tank gun. These versions were known as the Sturmgeschütz 40 Ausführung F, Ausf. F/8, and Ausf. G.
When the StuG IV entered production in late 1943 and early 1944, the «III» was added to the name to separate it from the Panzer IV-based assault guns. All previous and following models were thereafter known as Sturmgeschütz III.

Beginning with the StuG III Ausf. G, a 7.92 mm MG34 could be mounted on a shield on top of the superstructure for added anti-infantry protection from December 1942. Some of the F/8 models were retrofitted with a shield as well. Many of the later StuG III Ausf. G models were equipped with an additional coaxial 7.92 mm MG34.
The vehicles of the Sturmgeschütz series were cheaper and faster to build than contemporary German tanks; at 82,500 RM, a StuG III Ausf G was cheaper than a Panzer III Ausf. M, which cost 103,163 RM. This was due to the omission of the turret, which greatly simplified manufacture and allowed the chassis to carry a larger gun than it could otherwise. By the end of the war, 10,619 StuG IIIs and StuH 42s had been built.

Тактико-технические характеристики StuG III Ausf G

— Компоновочная схема: Моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине. — Годы разработки: 1937 г. — Годы производства: 1940—1945 гг. — Годы эксплуатации: 1940—1950 гг. — Количество выпущенных, шт.: 10500 машин

— Экипаж: 4 человека

Вес StuG III Ausf G

— Боевая масса, т: 23,4 т

Габаритные размеры StuG III Ausf G

— Длина корпуса, мм: 6770 мм — Длина с пушкой вперёд, мм: 6770 мм — Ширина, мм: 2950 мм — Высота, мм: 2160 мм — Клиренс, мм: 385 мм

Бронирование StuG III Ausf G

— Тип брони: Стальная катаная и литая броня. — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25+30 / 85° — Лоб корпуса (середина), мм/град.: 50+30 / 21—52° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 75° — Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 30 / 30° — Корма корпуса (середина), мм/град.: 30 / 10° — Корма корпуса (низ), мм/град.: 30 / 65° — Днище, мм: 19 мм — Крыша корпуса, мм: 16 / 78—87° — Лоб рубки, мм/град.: 50+30 / 9° — Маска орудия, мм/град.: 50+30 / 5° — Борт рубки, мм/град.: 30 / 0° + 8 / 30° — Корма рубки, мм/град.: 30 / 30° — Крыша рубки, мм/град.10 / 78—90°

Вооружение StuG III Ausf G

— Калибр и марка пушки: Stuk 40 L/48 калибра 75 мм — Тип пушки: Нарезная — Длина ствола, калибров: 48 — Боекомплект пушки: 54 снаряда — Углы ВН, град.: −10…+20° — Углы ГН, град.: ±12° — Прицелы: Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36 — Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель StuG III Ausf G

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 300 л.с.

Скорость StuG III Ausf G

— Скорость по шоссе, км/ч: 38 км/ч — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38 км/ч

— Запас хода по шоссе, км: 155 км — Запас хода по пересечённой местности, км: 155 км

— Удельная мощность, л. с./т: 12,8 — Тип подвески: Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами — Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,94

— Преодолеваемый подъём, град.: 30° — Преодолеваемая стенка, м: 0,6 м — Преодолеваемый ров, м: 2,3 м — Преодолеваемый брод, м: 0,8 м

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – штурмовое орудие;
  • Боевая масса – 23,4 тонны;
  • Компоновочная схема – трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади, управления и боевое в центре;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1937;
  • Годы производства – 1940-1945;
  • Годы эксплуатации – 1940-1950;
  • Всего выпущено – 10500 машин.

Бронирование

  • Тип брони – литая и стальная катаная;
  • Лоб корпуса, верх – 25+30 / 85° мм/градус;
  • Борт корпуса – 30 мм;
  • Корма корпуса, верх – 30 / 30° мм/градус;
  • Днище – 19 мм;
  • Крыша корпуса – 16 / 78-87° мм/градус;
  • Лоб рубки – 50+30 / 9° мм/градус;
  • Маска орудия – 50+30 / 5° мм/градус;
  • Борт рубки – 30 / 0° + 8 / 30° мм/градус;
  • Крыша рубки – 10 / 78—90° мм/градус.

Вооружение

  • Пушка – Stuk 40 L/48 калибра 75 мм;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 24 калибра;
  • Боекомплект пушки – 54 снаряда;
  • Углы ВН – −10…+20° градусов;
  • Углы ГН – 12 градусов;
  • Прицелы – Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36;
  • Пулемет – МG 34 калибра 7,92 мм.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 12-цилиндровый карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе и пересеченной местности – 38 км/ч;
  • Запас хода – 155 км;
  • Удельная мощность – 12,8 л.с./т;
  • Тип подвески – Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,6 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,3 м;
  • Преодолеваемый брод – 0,8 м.

Производство

StuG III во время боя за Лопанский мост в Харькове 25 октября 1941 года

Производство Sturmgeschütz III
Год Модель Производитель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1940 StuG III Ausf. A Daimler-Benz 1 3 6 10 10 6* 30+6*
StuG III Ausf. В Alkett 12 12 10 29 35 35 21 154
1941 StuG III Ausf. В 44 30 30 42 146
StuG III Ausf. С 5 45 50
StuG III Ausf. D 3 56 34 50 7 150
StuG III Ausf. E 31 71 46 46 194
1942 StuG III Ausf. E 45 45 90
StuG III Ausf. F 3 36 79 70 60 84 34 366
StuG III Ausf. F/8 36 80 100 34 250
StuG III Ausf. G 86 86
1943 StuG III Ausf. G Alkett 130 130 147 128 140 155 161 171 205 257 98 121 1843
Miag 10 50 100 120 120 120 120 140 138 130 120 1168
1944 StuG III Ausf. G Alkett 102 59 144 194 255 200 236 232 265 253 251 361 2552
Miag 125 137 120 100 80 145 135 80 100 72 110 91 1295
1945 StuG III Ausf. G Alkett 320 152 220 48 740
Miag 71 37 15 123
Всего 9237+6*

*Включены в производство Pz.III Ausf. G

Производство Sturmgeschütz III
1940 год 1941 год 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год
Январь 1 44 45 130 227 391
Февраль 3 30 45 140 196 189
Март 6 30 3 197 264 235
Апрель 10 47 36 228 294 48
Май 10* 48 79 260 335
Июнь 12 56 70 275 341
Июль 12 34 60 281 377
Август 10 50 80 291 312
Сентябрь 29 38 70 345 356
Октябрь 35 71 84 395 325
Ноябрь 35 46 100 295 361
Декабрь 21 46 120 174 452
Всего 184 540 792 3011 3840 863

*6 для войск СС

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Achtung Panzer!. Дата обращения: 12 февраля 2014.
  2. .
  3. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 118. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  4. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 142. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  5. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — С. 188, 189. — 384 с. — (Война и мы. Советские танки). — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-20527-1, ББК 68.513 С24.
  6. Hilary Doyle, Thomas Jentz. Panzer Tracts No.23 – Panzer Production 1933 to 1945. — 2011.

Modules

Guns

Gun Penetration(mm) Damage(HP) Rate of fire(rounds/minute) Dispersion(m/100m) Aiming time(s) Weight(kg)

Price()

IV 7,5 cm Stu.K. 40 L/43 103/139/38 110/110/175 15.38 0.39 1.7 1437 25000
V 7,5 cm Pak 39 L/48 110/158/38 110/110/175 15.38 0.37 1.7 1520 27380
VI 7,5 cm Pak 42 L/70 150/194/38 135/135/175 13.33 0.33 1.7 1740 53000
V 10,5 cm Stu.H. 42 L/28 64/104/53 350/350/410 8.33 0.53 1.7 2100 28000

Engines

Engine Engine Power(hp) Chance of Fire on Impact(%) Weight(kg)

Price()

IV Maybach HL 108 TR 320 20 450 9460
IV Maybach HL 120 TR 350 20 510 10430
IV Maybach HL 120 TRM 440 20 510 19900

Suspensions

Suspension Load Limit(т) Traverse Speed(gr/sec) min Weight(kg)

Price()

III StuG III Ausf. F 22.94 39 5350 1660
IV StuG III Ausf. G 25.69 47 5850 4740

Аналоги StuG III

Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия», их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце  — начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога. Однако на тот момент среди советских военных теоретиков ещё не было окончательно решено, какой вид должна иметь боевая машина непосредственной поддержки пехоты и танков — безбашенной САУ, как StuG III, или более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами вновь была отмечена эффективность немецких штурмовых орудий, —15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советских сырьевых баз и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны (ГКО), одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Именно по этой причине на УЗТМ после пленума конструкторы Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин разработали проект безбашенного штурмового танка У-33 с полным сохранением ходовой части Т-34 и вооружением в виде 76-мм дивизионной пушки ЗИС-22 (вариант орудия Ф-22УСВ выпуска военного времени) на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8—2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Проект получил высокую оценку, но остался нереализованным в металле из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34.

Эвакуация танковых заводов и большая потребность Красной армии в танках не позволили сразу же выполнить это задание, однако в ноябре — декабре 1942 года в весьма сжатые сроки советские конструкторы разработали среднее штурмовое орудие СУ-122 и тяжёлое СУ-152. Эти машины сразу же хорошо зарекомендовали себя в боях, однако большая надобность в истребителях танков вынудила прекратить серийный выпуск и дальнейшее развитие средних штурмовых орудий. Тяжёлые штурмовые орудия показали себя незаменимыми при прорыве заранее укреплённой обороны противника и штурмах городов, поэтому с появлением нового танка ИС его базу сразу же использовали для создания тяжёлого штурмового орудия ИСУ-152. После устранения «детских болезней» конструкции эта технологичная, надёжная, неприхотливая, хорошо бронированная и мощно вооружённая машина стала лучшей в своём классе.

Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма «Фиат-Ансальдо» успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.

Обзор немецкой ПТ-САУ 5 уровня, StuG-III

Sturmgeschütz-III – немецкое штурмовое орудие (что следует из дословного перевода самого слова) времен Второй Мировой Войны. Сама идея создания штурмовых орудий для прорыва вражеских укреплений и поддержки действий пехоты, принадлежала генералу Эриху фон Манштейну, который предложил концепцию боевой машины в 1935 году.

Штуг-3, созданный двумя годами позже, был в какой-то мере пионером в новых ответвлениях устоявшегося представления о роли, задачах и концепциях танкостроения. Тем не менее, довольно удачная конструкция, хорошие боевые характеристики и большой потенциал в плане дальнейшей модернизации Штуг-3, в совокупности сделали его одним из самых массовых штурмовых орудий.

Штуг-3 был спроектирован на базе немецкого среднего танка Pz-III

Соответственно, машина обладала хорошей маневренностью, а также низким силуэтом, что очень важно для ПТ. Толщина лобовой брони достигала 50мм, бортов и кормы – 30

Несмотря на некоторый наклон лобовых бронелистов, тем не менее, он был недостаточно рационален. Поэтому, можно говорить о том, что в 1937-м году немецкие конструкторы все же не имели систематического представления об эффективности наклонной брони.

Вооружался ШтуГ-3 75-мм орудием длиной 24 калибров, что выглядело вполне достаточным вплоть до момента нападения на СССР и неожиданного появления на поле боя засекреченных Т-34 и КВ-1. Тем не менее, на счету 10500 экземпляров ШтуГ-3 в конце войны насчитывалось около 20 000 единиц уничтоженной бронетехники врага. Одной из перспективных модификаций машины была установка на ШтуГ-3 длинноствольной противотанковой 75мм пушки Pak 42 L/70. Это есть лишний показатель того, насколько ценили ШтуГ-3 в войсках и пытались внедрить новые мощности, сохранив старые преимущества.

StuG-III в игре “World of Tanks”.

В игре StuG-III, пожалуй, одна из самых любимых игроками ПТ-САУ. Отличаясь прекрасной маневренностью и низкой заметностью, ШтуГ-3 имеет и прекрасное для своего уровня вооружение – топ-орудие Pak 42 L/70, способное пробить в лоб любого врага, который может встретиться ШтуГу даже с дальних дистанций. Этого вполне достаточно для реализации основных преимуществ и тактики ПТ. Однако, обо всем по порядку.

ШтуГ-3 – яркий представитель классики немецких истребителей танков средних уровней. Основную тактику ведения боя на ШтуГ-3 предполагает набор его преимуществ и недостатков. Как уже было сказано выше, в своем топовом варианте ШтуГ-3 является достаточно незаметной машиной, имеет хорошую скорость и маневренность, чтоб вовремя занять наиболее выгодные позиции в начале боя и чтоб сменить их в любое время. Точность топ-орудия позволяет поддерживать огнем союзников, самому находясь вдалеке от эпицентра боя, соответственно, жить дольше и приносить пользу больше. А пробитие позволяет чувствовать себя нужным и уверенным в себе в боях любого уровня, куда попадает ШтуГ-3. Основным недостатком ШтуГ-3 является довольно слабый обзор, который даже стереотруба и вентилятор поправляют недостаточно. Также часто становится роковым малый запас прочности – в одиночку направление сдерживать не получится, что более-менее удается на JagdPz-IV и тем более на JаgdPanther. Из этого исходит, что основной задачей ШтуГ-3 является поддержка прорывающихся союзников и ведение огня по их засвету с дальних дистанций. Точность позволяет уверенно попадать с расстояния более 500 метров, а пробитие – пробивать любой танк врага.

Дополнительные модули для StuG-III.

Для повышения эффективности наиболее важных характеристик ШтуГ-3 как ПТ, при выборе дополнительных модулей стоит обратить внимание на:

— стереотрубу;

-досылатель;

— вентилятор;

Здесь стоит упомянуть, что мы не берем усиленные приводы наводки, обращая внимание на и так быстрейшую скорость сведения орудия – всего 1,7 сек. Плюс, тот же вентилятор, влияя абсолютно на все показатели, составляет половину эффекта от тех же приводов наводки

Умения экипажа.

Что касается умений для экипажа, то они составляют стандартный набор:

— командир: маскировка, боевое братство, орлиный глаз;

— наводчик: маскировка, злопамятный (учитывая скорострельность орудия), снайпер;

— махвод: маскировка, виртуоз (при том, что ШтуГ-3 и так сложно закрутить), чистота и порядок;

— заряжающий: маскировка, бесконтактная БК…

Зоны пробития StuG-III.

Не смотря на то, что ШтуГ-3 не имеет серьезной бронезащиты, тем более, по вортам, все же полезно знать основные уязвимые места этой ПТ, чтоб она доставила как можно меньше вреда Вам. Ведь она поистине это умеет делать.

1 — БК; 2- Двигатель; 3 — командир; 4 — трансмиссия; 5 — наводчик; 6 — орудие.

Самый лучший танк в World of Tanks для новичков и не только

Когда я начинал свою игровую карьеру в WoT французских, британских и японских танков еще не было. Тогда была эра немецкого кубизма и советской простоты. Многие считали, что самый лучший танк в World of Tanks на начальных уровнях – КВ-1. Да, это была мощная машина, но сегодня я хочу рассказать о «скрытном убийце» – Stug III Ausf. G.

Сильные стороны Stug III Ausf. G

Даже в сегодняшних реалиях засилья танковых барабанов и быстрых маневренных машин, Stug III может показывать хорошие результаты. И приносить в казну серебро. Ведрами. Эта ПТ-САУ обладает такими преимуществами:

  • быстрый разгон к максимальной скорости – 40км/ч.
  • маневренный – никакой легкий танк не сможет нас закружить;
  • скорострельное, бронебойное и точное орудие;
  • прекрасная маскировка.

Правильное использование плюсов танка позволяет творить на поле боя чудеса

Причем неважно попали ли мы в топ или на дно – всегда можно наносить приличный урон. У меня частенько получается дамажить больше, чем некоторые седьмые уровни

Правильная тактика

На Stug III можно установить одно из двух топовых орудий: 105мм фугасницу и 75мм «дырокол». Некоторые предпочитают катать с фугасницей, но с ней сложно реализовать свое главное преимущество – скрытность.

Поэтому выбираем 75мм. Орудие пробивает всех противников вплоть до 7-мого уровня. Проблемы могут быть только с лобовой броней тяжей.

В свое время я воевал на этом Штуге против 8-го уровня – даже там находились подходящие цели.

Топовые орудия Stug III

Stug III – засадный танк. Поэтому держимся за спиной союзников и наносим урон по их засвету. Заметьте, я не сказал, что нужно сидеть на базе и изучать все окрестные деревья и кусты.

Лучше постепенно продвигаться вслед за атакующей колонной и выбирать удобные позиции. Так нас не увидят, а значит и не уничтожат – Штуг не может похвастаться отменным здоровьем.

Не забываем изучать карту и пользоваться своей скоростью – так мы окажемся там, где это нужно.

Прокачка экипажа и модули для Stug 3 G

Для раскрытия возможностей Stug III нужен прокачанный экипаж. Самый важный навык – маскировка. После него изучаем «шестое чувство», «снайпера», «виртуоза».

Благодаря незаметности машины противники смогут нас увидеть только вплотную. Тот же КВ-2 для нас просто толстая и неповоротливая мишени. Все что он сможет – это в недоумении ворочать своим 152мм дулом.

Рекомендую такие модули:

  • вентиляция;
  • маскировочная сеть;
  • досылатель.

После прокачки экипажа, сеть можно заменить на стереотрубу – обзор лишним не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector