Структура таможенных органов
Содержание:
- Функции Федеральной таможенной службы
- ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОГО ПОСТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
- Роль Федеральной таможенной службы в управлении таможней
- Задачи и функции
- Деятельность
- В документе огромное количество нестыковок с действующим законодательством РФ
- ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНИ
- Структура таможенных органов
- Задачи
- Немного истории
- Основные задачи и функции ФТС России
- Ноль действий на пресечение коррупционеров
- Коррупция в таможенных органах
Функции Федеральной таможенной службы
- Проведение таможенного контроля. Сюда включена проверка документов, осмотр личных вещей и прочие манипуляции, которые проводят сотрудники ФТС, когда граждане пересекают границу РФ (приезжают или уезжают).
- Начисление и взимание таможенных пошлин, соответствующих сборов. Эта функция относится в большей степени к производителям товаров, которые ввозят свою продукцию в России и вывозят ее из России. Например, существует ввозная таможенная пошлина, акцизы и т.д.
- Органы таможни занимаются подсчетом и статистикой внешней торговли РФ. Например, они ведут статистику товарооборота между Россией и членами ЕАЭС, предоставляют данные в виде отчета в Министерство финансов.
- Контролируют ввозимые и вывозимые товары. Для этого часто производятся проверки. Речь не только о рядовых гражданах, которые пересекают границу, но и о торговых грузах. Именно таможенные службы следят за тем, чтобы в Россию не были ввезены запрещенные товары, фальсификат и т.п. Также они следят за тем, чтобы из России не были вывезены ценные вещи, представляющие историческую ценность, необработанные и обработанные драгметаллы, ценные камни, дикие животные и т.п.
- Выявление и пресечение административных правонарушений/преступлений. Будучи при исполнении сотрудники ФТС следят за соблюдением порядка перемещения товаров и граждан через границу, выявляют различные правонарушения, например, таможенных правил, незаконный оборот наркотиков, оружия и т.п. Для этого используются проверки на месте со спецтехникой и собаками.
- Одной из функций ФТС является контроль за валютными операциями. Сотрудники ведомства следят за перевозом через границу наличных денег, противодействуют отмыванию незаконно полученных средств. Эту функцию они делят с другими органами исполнительной власти, например, с ФНС.
- Санитарно-карантинный контроль. Сотрудники ФТС производят комплекс разных организационных мер (проверки завезенной продукции по санитарным нормам, эпидемиологическим заболеваниям и т.п.), направленных против завоза и распространения различных инфекций. Очень часто вместе с какими-то товарами на территорию РФ ввозятся эпидемии. ФТС противодействует этому.
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОГО ПОСТА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
(в ред. Приказа ФТС РФ )
Начальник таможенного поста | ||||||||
Заместитель начальника таможенного поста | ||||||||
Подразделение таможенного оформления и таможенного контроля <*> | Подразделение таможенных платежей и контроля таможенной стоимости | Подразделение административных расследований | ||||||
Подразделение дознания | ||||||||
Подразделение таможенного досмотра | Подразделение товарной номенклатуры и торговых ограничений | |||||||
Подразделение таможенной охраны и оперативно — дежурной службы | ||||||||
Подразделение таможенных режимов | Информационно — техническое подразделение | |||||||
Подразделение документационного обеспечения | ||||||||
Подразделение контроля за таможенным транзитом | Отдельная должность (по правовой работе) | |||||||
<*> С осуществлением функции таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
Роль Федеральной таможенной службы в управлении таможней
Федеральная таможенная служба выступает в качестве руководящего звена таможенных органов, центрального органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного на управление таможенным делом в Российской Федерации.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Органы управления таможни 400 руб.
- Реферат Органы управления таможни 250 руб.
- Контрольная работа Органы управления таможни 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Правовые основы функционирования Федеральной таможенной службы составляет российская Конституция, федеральные конституционные и обычные законы, указы и распоряжения российского Президента, распоряжение и постановления российского Правительства, международные договоры, заключенные Россией, нормативно-правовые акты Центрального банка России.
Правовой статус и особенности функционирования Федеральной таможенной службы определены соответствующими положениями и регламентом ее деятельности.
В состав функций Федеральной таможенной службы России включаются следующие:
- выработка политики государством в сфере таможенного дела;
- нормативно-правовое регулирование таможенного дела;
- осуществление надзорной и контрольной деятельности в сфере таможенного дела;
- выполнение роли агента валютного контроля;
- проведение транспортного контроля в рамках пунктов пропуска государственной границы России;
- организация и осуществление контроля ветеринарного, фитосанитарного, карантинного, санитарно-карантинного на государственной границе России;
- осуществление борьбы с контрабандой, другими преступлениями и правонарушениями административного характера при пересечении границы Российской Федерации.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
В целом Федеральная таможенная служба России осуществляет управление таможенным делом, а также взаимодействует с иными органами федеральной власти при исполнении своих обязанностей.
Задачи и функции
Задачи, функции и полномочия ФТС регулируются целым рядом международных соглашений, а также отечественным законодательством. Согласно специальному правительственному положению, в задачи ФТС входит:
- проведение таможенного контроля, взимание предусмотренных пошлин и налогов;
- ведение статистики, включая торговый оборот со странами-членами ЕАЭС;
- обеспечение ограничений на вывоз и ввоз товаров определенных категорий;
- защита прав интеллектуальной собственности;
- обеспечение порядка перемещения через границу людей, транспортных средств и товаров;
- выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере своей компетенции;
- валютный контроль, борьба с отмыванием средств.
Если говорить об экономике страны в целом, то таможенные органы выполняют следующие функции:
- Фискальная. Поступления от таможни составляют значительную часть доходов бюджета. Например, в 2017 году ФТС перечислила в казну 4,575 трлн рублей, при общих поступлениях в 15,09 трлн рублей;
- Защитная. С помощью таможенных пошлин можно защищать национальных производителей от недобросовестной конкуренции, которая заключается в продажах товаров по демпинговым ценам. Такая продукция облагается специальными, антидемпинговыми и компенсаторными пошлинами;
- Стимулирующая. При необходимости таможенные органы могут стимулировать завоз определенных товаров в страну, устанавливая на них максимально низкие пошлины. Примером являются нулевые пошлины на поставки в Россию некоторого технологического оборудования;
- Протекционистская. Таможенные пошлины могут быть не только антидемпинговыми, но и заградительными. С их помощью, например, защищают российский автопром;
- Обеспечение безопасности. Важнейшей функцией ФТС является недопущение на территорию страны товаров, которые бы могли нанести вред здоровью российских граждан, безопасности государства, окружающей среде.
Деятельность
Итоги работы ФТС России в 2021 году
В 2021 году Федеральная таможенная служба перечислила в федеральный бюджет 4,575 трлн рублей.
Среднее время стандартной таможенной операции составило 1 час 31 мин. при импорте, 46 мин. при экспорте (в 2014 году – соответственно 5 часов 2 минуты и 1 час 40 минут).
Среднее время автоматической регистрации деклараций на товары составило 3 минуты, а их автоматического выпуска – 5 минут. За период с 2015 года по 2021 год количество автоматически зарегистрированных деклараций увеличилось почти в 9 раз (с 110 тысяч в 2015 г. до 963 тысяч в 2021 г.), а автоматически выпущенных деклараций – в 56 раз (с 1,5 тысяч в 2015 г. до 84 тысяч в 2017 г.).
В 2021 году таможенными органами возбуждено более 2 тысяч уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 2,7 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих препаратов.
Подробнее о результатах деятельности ФТС России за 2021 год можно посмотреть здесь
Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года
принятая в мае 2021 года для обеспечения простоты и удобства для бизнеса, эффективности и безопасности для государства.
Запланированным результатом должна стать существенная поддержка бизнеса благодаря автоматизации бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, и взаимодействию государственных органов и бизнеса преимущественно в электронном виде.
Комплексная программа развития Федеральной таможенной службы на период до 2021 года доступна здесь
В документе огромное количество нестыковок с действующим законодательством РФ
Я не хочу вас грузить всеми подробностями того, как я исследовал Регламент, проведя фактически ту самую правовую и антикоррупционную экспертизы. В указанном документе имеется огромное количество нестыковок с действующим законодательством РФ, поэтому руководство ФТС РФ и не регистрировало этот документ в Минюсте. Кстати, до Регламента руководство ФТС РФ дважды пыталось зарегистрировать в Минюсте подобные акты, и Минюст РФ их отменял.
С 1994 по 1999 годы действовал Приказ ГТК РФ от 17.06.1994 №286 (дата регистрации в Минюсте 11.06.1994 №630), который был отменен в 1999 году на основании письма из Минюста от 07.12.99 №10210-ЭР Приказом ГТК РФ от 30.12.1999 №944 (дата регистрации в Минюсте 17.04.2000 №2197).
Помимо Приказа ГТК №286, действовал Приказ ГТК №503 от 20.08.1997 который был отменен 07.08.2002 Приказом ГТК № 848 в связи с отказом в государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ Приказа №503.
С 2002 года руководство ФТС РФ тратит бюджетные средства, опираясь на документ (Регламент), который не проходил регистрацию в Минюсте РФ в качестве типовой формы, установленной приказом, постановлением, правилами, инструкцией или положением.
Соответственно, всем нам отказывают в выплате страхового возмещения незаконно. Загвоздка заключается в том, что Минюст РФ и Генеральная прокуратура РФ не хотят видеть очевидного нарушения закона и разбазаривания бюджетных средств, при котором грубо попираются конституционные права должностных лиц ФТС РФ.
Это вкратце о ситуации с воровством. Почему это воровство – поясню в следующем посте.
Кто-то может мне сказать – да так вам и надо, хапугам прикордонным, карманы бабками набили, а теперь еще и денег с государства требуете.
Отвечу заранее таким «знатокам» – страдают от этой схемы как раз те, кто в коррупционных таможенных схемах не участвует. Да-да, в таможне таких много. По крайней мере так было (я уволился в 2003 году). Как-нибудь я расскажу, как происходило разделение внутри социального слоя таможенников на воров и работяг, хотя бы на примере Белгородской таможни, в которой я служил с 1993 по 2003 год, но это будет совсем другая история.
А вот коррупционеры по этой схеме, установленной в Регламенте, деньги получают. Один из заместителей начальника таможни при увольнении получил 5,7 млн руб. Так это тело сидело в хорошем кабинете (а я работал во вредных условиях труда, что подтверждается результатами замеров), и он же устроил нашу службу в это помещение. Это существо брало деньги с людей за поступление на службу, но поймать его не смогли – аккуратно все делал (хотя один раз под следствие попал, но отвертелся, отпустили и даже не уволили).
Когда я начал воевать с руководством таможни, требуя перевести нас из этого помещения, меня попытались уволить, выкатив компромат двухлетней давности, срок по которому истек. «Великодушно» в качестве альтернативы мне предложили подписать договор о сотрудничестве с отделом собственной безопасности (быть стукачом), что я сделать отказался и написал по этому поводу рапорт на имя бесхребетного начальника таможни (копию бережно храню). Но начальнику было не до этого (он решал свои личные вопросы и никуда не лез). Всем рулили его замы. Совсем как у Путина. В итоге я ушел на своих условиях в никуда, с хорошей зарплаты, без пенсии (инвалидность я снял через три года, восстановив здоровье по программе, которую сам же и разработал).
Поэтому, возможные критиканы, скажите, а вы смогли бы так сделать? Мне честь дороже, как бы приторно это ни звучало.
Я видел, как система создавалась с нуля, видел, как она начала загнивать с первых лет ее создания (пару занимательных историй я расскажу потом).
Всем обманутым таможенникам, прочитавшим мою статью: если вы решите начать войну с системой, которая вас обманула, – не спешите войну начинать, опираясь на мой блог, – пока я не получил ключевой ответ из компетентных органов. Вы можете написать мне, и я дам вам пару инструкций о том, как действовать дальше сообща. Течение трехлетнего срока исковой давности начинается с момента, когда вы узнали о нарушении ваших гражданских прав.
22.08.2020 Вадим Стук
* Настоящее Время выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ОПЕРАТИВНОЙ ТАМОЖНИ
(в ред. Приказов ФТС РФ , , , )
Помощник начальника таможни | Подразделение бухгалтерского учета и финансовой экспертизы | ||||||||||||||||||
Заместитель начальника регионального таможенного управления — начальник оперативной таможни <*> | |||||||||||||||||||
Отдельная должность (по мобилизационной работе) | |||||||||||||||||||
Организационно — инспекторское подразделение | |||||||||||||||||||
Подразделение защиты государственной тайны специальной документальной связи | |||||||||||||||||||
Правовое подразделение | |||||||||||||||||||
Подразделение оперативных учетов | |||||||||||||||||||
Подразделение документационного обеспечения | |||||||||||||||||||
Оперативно — поисковый отдел | |||||||||||||||||||
Оперативно — поисковое отделение | Подразделение по связям с общественностью | ||||||||||||||||||
Оперативно — технический отдел | |||||||||||||||||||
Оперативно — техническое отделение | |||||||||||||||||||
Первый заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни | Заместитель начальника таможни по работе с кадрами | |||||||||||||||
Подразделение организации контроля за деятельностью правоохранительных подразделений | Оперативно — аналитическое подразделение | Подразделение организации оперативных расследований | Подразделение тылового обеспечения | Подразделение кадров | |||||||||||||||
Подразделение по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями | Подразделение сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран | Подразделение административных расследований | Автотранспортное подразделение | Подразделение инспектирования и профилактики правонарушений | |||||||||||||||
Подразделение по борьбе с особо опасными видами контрабанды | Подразделение организации дознания | Подразделение таможенной охраны | Подразделение подготовки кадров | ||||||||||||||||
Подразделение по борьбе с контрабандой наркотиков | Оперативно — дежурное подразделение | Подразделение дознания | Отдельная должность (по психологической работе) | ||||||||||||||||
Подразделение по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте | Информационно — техническое подразделение | Криминалистическое подразделение | |||||||||||||||||
Кинологическая служба | Подразделение исполнения поручений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях | ||||||||||||||||||
Оперативно — розыскное подразделение | Подразделение — организация кинологической деятельности, информационно-аналитическое | Подразделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов | |||||||||||||||||
Подразделение защиты прав интеллектуальной собственности | Кинологическая подготовка (региональный кинологический центр) | Учетно — регистрационное подразделение | |||||||||||||||||
Подразделение контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности | |||||||||||||||||||
Подразделение взаимодействия с органами прокуратуры и судами |
<*> Для Дальневосточной, Уральской, Приволжской, Южной и Центральной оперативных таможен.
Для Северо-Западной, Калининградской, Сибирской и Восточно-Сибирской оперативных таможен вводится должности начальника оперативной таможни.
Приложение N 4 к приказу ФТС России от 16.05.2006 N443
Структура таможенных органов
Возглавляет российскую таможенную службу руководитель, назначаемый и увольняемый правительством. Под его началом находятся пять заместителей, первый из которых имеет право принимать самостоятельные решения. В ведомстве он курирует вопросы оперативно-розыскного характера.
В структуру ФТС входит:
- центральный аппарат;
- региональные таможенные управления;
- таможни непосредственного подчинения.
В составе центрального аппарата находится двадцать управлений, восемь из них считаются главными. В каждом федеральном округе имеется собственное региональное управление, ему непосредственно подчиняются таможни. Еще три специализированных управления осуществляют свою деятельность на всей территории РФ.
Комплекс зданий центрального аппарата ФТС России
Таможни, находящиеся в подчинении руководства ФТС, можно разделить на несколько групп: авиационные, территориальные, специализированные, обеспечивающие.
Задачи
Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:
- Единая таможенная политика.
- Единство границы и территории.
- Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.
Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:
- Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
- Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
- Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
- Защита интересов экономики РФ.
- Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.
Немного истории
Российская таможня имеет многовековую историю – первые структуры, взимающие пошлины с проезжающих купцов, появились еще во времена Киевской Руси. В летописях периода Ярослава Мудрого есть упоминания о «мыте», которое собирали с торгового люда на специальных заставах. В славянских языках – украинском и белорусском – это слово используется и поныне.
Слово «таможня» тюркского происхождения – расшифровывается оно довольно просто. Это понятие пришло в русский язык в период подчинения Московского княжества Золотой Орде. У кочевых народов «тамга» означало клеймо или печать, а в более широком смысле – знак собственности товара. Так также называли особый налог, который брали при приложении княжеской печати. Позже этим термином принялись обозначать любые налоги, собираемые со стоимости товара. Позже слово «тамга» превратилось в «таможню», а сборы, взимаемые на ней стали называться «таможенными».
Важные реформы в таможенной сфере были проведены при государе Алексее Тишайшем в середине XVII века. Они положили начало созданию единой таможенной системы. 25 октября 1653 года был издан Торговый устав, и именно эта дата была выбрана в 1995 году для учреждения профессионального праздника российской таможни. После проведенных реформ сбором таможенных податей занимался Приказ Большой казны, а в ходе петровских преобразований для этой цели было создано новое учреждение – Коммерц-коллегия.
Слово «таможня» пришло к нам из тюркского языка
В 1802 году таможня попала в подчинение Министерству коммерции, а после его упразднения – вошла в состав Минфина. В 1825 году в Российской империи возникла пограничная таможенная стража, которая просуществовала до самой революции 1917 года.
В советский период таможня подчинялась сначала Наркомату, а затем Министерству внешней торговли. Только в 1986 году она была выделена в отдельное управление при Совете министров. Сразу после распада СССР на его месте был учрежден Государственный таможенный комитет, который существовал под этим названием до 2004 года. В 1994 году он получил статус органа исполнительной власти.
В 2004 году на месте таможенного комитета была образована Федеральная таможенная служба в составе Минэкономразвития РФ. Позже президентским указом она вошла в прямое подчинение российскому правительству. С 2006 по 2016 год руководителем ФТС был Андрей Бельянинов. В 2013 году появилось положение о таможенной службе в ныне действующей редакции. В 2015 году таможне передали часть функций расформированной службы финансово-бюджетного надзора, а в 2016 году ФТС был передан в подчинение Министерства финансов.
В мае 2017 года была принята комплексная программа развития ФТС до 2020 года. В числе ее приоритетов было указано: повышение эффективности работы, создание простых и удобных условий для бизнеса. Добиться таких результатов планировалось за счет автоматизации процессов прохождения таможенных процедур. В планах ФТС постройка нового центра обработки данных – его планируют возвести в Твери.
Основные задачи и функции ФТС России
Перед органами Федеральной таможенной службы стоят следующие задачи:
- постоянное улучшение условий таможенных правил на территории РФ для привлечения иностранных инвестиций;
- взаимодействие с международными представительствами таможенных служб для совместной борьбы с терроризмом, контрабандой и фальсификатом;
- развитие в таможенном администрировании, внедрение западных программных разработок в российскую службу;
- содействие в развитии внешнеэкономических отношений с Россией.
Функциями таможенной службы являются:
- разработка таможенной политики и ее применение;
- установление таможенных пошлин;
- защита экономических интересов страны;
- соблюдение правил и норм перемещения товаров через таможенную границу;
- пресечение действий контрабандистов и нелегальных ввозимых и вывозимых товаров.
Ноль действий на пресечение коррупционеров
Все это доведено мной Путину, в ФСБ, ГУВД, в Счетную палату, Минюст, Генеральную прокуратуру. А в ответ – невнятное мычание и ноль действий на пресечение коррупционеров. Обо мне писали на этом ресурсе — https://pasmi.ru/archive/255983/
Меня никто не привлек за клевету (а следовательно, мои доводы верны), мне три раза устраивали провокацию преступления и два раза угрожали расправой. Последний раз в 2018 году.
Жаловался я неоднократно в Генпрокуратуру РФ. Пока там затишье, видимо, рассчитывают отмолчаться на мое последнее заявление о привлечении к уголовной ответственности руководителей Минюста за прямой обман меня. Мне Минюст год врал о том, что они проводят правовую и антикоррупционную экспертизу Регламента. Однако как ушли Н. В. Поклонскую, так сразу экспертизу свернули (а возможно и не начинали вовсе), а мне продолжали писать письма о том, что экспертиза проводится. Естественно, письма эти я бережно храню как прямое доказательство обмана.
Коррупция в таможенных органах
На сегодняшний день коррупция – самая большая проблема для отечественной таможенной службы. Масштабы этого явления настолько велики, что начинают представлять угрозу для экономической безопасности государства. В конце прошлого года по обвинению в превышении служебных полномочий были задержаны несколько высокопоставленных таможенников. При обысках у них оперативники обнаружили сотни тысяч долларов и евро, а также золото и драгоценности на многие миллионы рублей.
После этого скандала руководитель ФТС Булавин пообещал усилить борьбу с коррупцией и привлекать нарушителей к ответу, «невзирая на должности и чины». Подобным заявлениям мало кто верит – в подчинении у Булавина есть целое управление по борьбе со злоупотреблениями, однако вымогателей в погонах от этого меньше не становится.
Коррупция в таможенных органах – это системная проблема, требующая для своего решения соответствующего подхода. Чтобы побороть ее, необходимо существенно повысить уровень заработной платы рядовых сотрудников ФТС, и решить вопрос с их социальной защищенностью. С другой стороны, полномочия таможенников должны быть четко выписаны, а правила работы службы – максимально регламентированы и упрощены. Вопросы, которые могут быть решены автоматически, без участия чиновника, необходимо переводить в электронную форму. Ответственность сотрудников ФТС за принимаемые ими решения должна быть усилена.
У задержанных генералов ФТС нашли ценности на миллионы рублей
Одним из главных факторов, которые способствуют возникновению коррупции на таможне, является полная монополизация административных функций. ФТС сама принимает решение по тому или иному вопросу, затем воплощает их жизнь, контролирует это воплощение, оценивает его результаты, и, если нужно, расследует возможные правонарушения при этом. Естественно, что при такой схеме работы удержать от злоупотреблений сложно – ибо за них, скорее всего, ничего не будет. Но, чтобы разорвать этот порочный круг, в первую очередь нужна политическая воля руководства страны.