Проект 11540 ястреб (тип неустрашимый)
Содержание:
- Модификации[править | править код]
- Примечания
- Вооружение
- Литература и источники информации
- Судьба проекта 11540 в наши дни
- Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2
- Силовая установка фрегатов проекта 11540
- Противолодочные возможности
- История службы
- Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
- Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
- Современная жизнь сторожевиков проекта 11540
- История
- Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
- Модификации проекта
Модификации[править | править код]
Представители проектаправить | править код
Название | б/н | Верфь | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Неустрашимый | 712 | ССЗ «Янтарь» (г. Калининград) | 401 | 25.03. | 25.05. | 28.12. | БФ | В ремонте | Находится в доковом ремонте у причала ССЗ «Янтарь».14.02.2018 произошёл пожар. Передача флоту после ремонта планируется на 2021 год. |
Ярослав Мудрый | 727 | ССЗ «Янтарь» (г. Калининград) | 402 | 27.05. | .06. | 19.07. | БФ | В строю | До 30.08.1995 − «Неприступный»Штатно установлен ПКРК «Уран». |
Туман | — | ССЗ «Янтарь» (г. Калининград) | 403 | 1993 | н/д | — | — | Готовится к утилизации | 15.04. принято решение об утилизации. |
Цвета таблицы: Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный — списан, утилизирован или потерян
Примечания
- Данные о суммарной мощности энергоустановки СКР проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 2 маршевых двигателя по 20000 л. с. и 2 форсажных/основных по 37000 л. с. (всего 2*20000+2*37000=114000 лошадиных сил, что для небольшого сторожевика необычайно много). Более реалистичное значение в 58000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича; согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М27 складывается из основного двигателя ДО90 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДС71 в 9500 л. с., что даёт 29000 л. с. на один агрегат и 58000 л. с. на энергоустановку в целом.
- Комплекс «Уран», изначально предусмотренный техническим проектом 11540, фактически был установлен только на втором корабле серии.
- В англоязычных источниках подобная схема ГЭУ обозначается сокращением COGAG (от англ. «COmbined Gas And Gas»).
- Согласно другим данным, общая техническая готовность третьего корабля составляла 47%.
- В англоязычных источниках подобная схема комбинированной ГЭУ обозначается сокращением CODOG (от англ. «COmbined Diesel Or Gas»)
- В частности, недостатки обитаемости «Неустрашимого» отмечал его командир Н. Г. Авраамов — даже при том, что проект корабля в целом он оценивает положительно.
- РПК «Водопад» применяется также на подводных лодках.
Вооружение
Противолодочное вооружение
Корабль оснащён противолодочным ракетно-торпедным комплексом «Водопад-НК», состоящим из двух трёхтрубных горизонтальных пусковых установок, каждая из которых установлена по борту корабля в направлении носа с фиксированным углом в 18°. Боезапас 6 ракет с дальностью действия до 40 км.
Другим средством борьбы с подводными лодками является реактивная бомбомётная установка РБУ-6000, состоящая из 12 радиально размещённых труб. Установлена на верхней палубе, управление осуществляется с помощью системы управления огнём комплекса ПЛО «Онега-11540». Боезапас — 60 ракет, максимальная дальность стрельбы — 6000 м, максимальная глубина цели — 500 м.
Средства ПВО
Основным средством ПВО корабля является комплекс ЗРК «Кинжал» с 32 ракетами. Комплекс состоит из четырёх модулей вертикального пуска, установленных в носовой части.
Альтернативным средством защиты являются 2 модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик». Боекомплект — 64 зенитных ракеты и 600 выстрелов. «Кортик» обеспечивает оборону от высокоточного оружия, включая ракеты и авиабомбы.
Артиллерия
Артиллерия на СКР «Неустрашимом» представлена одной самозарядной артиллерийской установкой АК-100 с боезапасом в 350 снарядов. Наведение осуществляется с помощью РЛС управления МР-145 «Лев». Система установлена в носовой части корабля и предназначена для поражения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. Скорострельность 60 залпов в минуту. Угол вращения в каждую из сторон 110°, угол подъема ствола 80°
Также для ведения зенитного огня и поражения малых судов возможно использование 30-мм орудий системы «Кортик».
Прочее
Для защиты корабля от оружия с тепловыми головками наведения установлено восемь десятитрубных установок ПК-10 для стрельбы 120 мм снарядами тепловых помех. Для защиты от систем наведения, использующих радиолокацию и оптику предназначены две 16-трубных установки ПК-16 калибра 82 мм. Дальность стрельбы последних составляет от 200 до 1800 м.
Для защиты личного состава корабля от облучения в момент радиационной опасности, по всей внешней площади корабля установлена Универсальная Система Водяной Защиты (УСВЗ) управляемая дистанционно из поста смешения и приготовления растворов (СПР)
Авиация
Корабль оснащён штатным противолодочным вертолётом Ка-27, для которого на верхней палубе предусмотрены: освещаемая посадочная площадка, диспетчерская надстройка и ангар для хранения и обслуживания вертолёта, оснащенный системой быстрого выката аппарата из ангара.
Ракетное вооружение
Начальный проект корабля пришлось изменить в сторону увеличения водоизмещения со специальной целью: позволить кораблю нести современную противокорабельную ракетную установку.
Система противокорабельных ракет «Уран» неоднократно упоминалась в СМИ в качестве вооружения «Неустрашимого», однако, с момента её принятия на вооружение в 2003 году так и осталась не установлена на корабль. Таким образом, на всём протяжении своего существования «Неустрашимый» не оснащён основным вооружением.
Литература и источники информации
Литература
Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X
Бережной С. С. Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Морская коллекция № 6 / 2000).
Селезнёв И. Н. «Бдительный» и другие (сторожевые корабли проекта 1135). — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №6/2001. — 32 с.
Ссылки
История создания СКР типа «Неустрашимый»
Воспоминания о службе Н. Г. Авраамова, командира «Неустрашимого»
Страница «Википедии», посвящённая СКР типа «Неустрашимый»
Фотографии СКР «Неустрашимый» на navsource.narod.ru
Фотографии СКР «Ярослав Мудрый» на navsource.narod.ru
Фотографии СКР «Туман» на navsource.narod.ru
Судьба проекта 11540 в наши дни
Так как проект 11540 было решено закрыть, корабли «Неустрашимый» и «Ярослав Мудрый» так и остались в единичных экземплярах. Первый корабль типа «Ястреб» сейчас находится на длительном ремонте, включающем в себя серьёзную модернизацию. Второй корабль проекта 11540 находится на боевом посту, исправно неся службу в рядах боевых кораблей Балтийского флота. В настоящее время постройка фрегатов признана несоответствующей духу времени, поэтому далее предполагается строить более универсальные корветы.
Сторожевые корабли проекта 11540 служат напоминанием о том, что затягивание сроков постройки самой современной модели может со временем превратить её в никому не нужный хлам.
Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2
Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначально корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».
Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.
Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.
ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.
Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»
Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:
Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.
ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.
Силовая установка фрегатов проекта 11540
Все сторожевые корабли типа «Ястреб» должны были получить силовую установку, состоящую из четырёх газотурбинных двигателей. Два из них марки М-70 должны были обеспечивать сторожевым судам скорость в штатном режиме, а два других двигателя М-90 предназначались для форсированного хода. В процессе боя все двигатели должны были применяться в связке, чтобы обеспечить кораблю максимальную подвижность и маневренность.
Маршевые двигатели разместили ближе к носовой части корабля, а более мощные – рядом с кормой. Это было сделано не случайно, так как в случае повреждения одной из частей корабля, существует большой шанс того, что пара двигателей уцелеет. Благодаря этому даже сильно повреждённый корабль сможет вернуться в свой порт. Общая мощность четырёх двигателей достигала почти 57 000 л.с.
При работающих маршевых двигателях максимальная скорость кораблей проекта 11540 составляла 18 узлов. При работе всех двигателей максимальная скорость фрегатов достигала 31 узла. Используя только маршевые двигатели, сторожевой корабль проекта 11540 мог преодолеть расстояние в 3 500 км. Экипаж судна, которое могло пробыть в море до 30 суток, составлял 214 офицеров и матросов.
Противолодочные возможности
Разведка обстановки осуществляется посредством гидроакустической станции корабля. Базирующийся на сторожевике вертолёт расширяет возможности за счёт использования буксируемых акустических комплексов.
Помимо вертолёта, способного нести противолодочное вооружение, сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» может применять ракетный комплекс «Водопад» и бомбометную установку «Смерч». Ракетный комплекс способен уничтожать подводные объекты на дальности до пятидесяти километров. Глубинные бомбы могут достигать глубины четырёхсот пятидесяти метров на расстоянии до шести километров от корабля.
Корабль обеспечивает защиту от диверсантов при помощи двух десятиствольных гранатомётных установок. Они способны, ориентируясь на данные опускного гидроакустического комплекса, вести автоматическую стрельбу до полной ликвидации угрозы.
История службы
24 июля 2009 года на корабле был впервые поднят Андреевский флаг ВМФ России.
В 2010 году корабль выходил на боевую службу (БС) в Атлантику и Средиземное море. Выполняя задачи БС, 4 апреля 2010 года «Ярослав Мудрый» в проливе Ла-Манш присоединился к тяжёлому атомному крейсеру «Пётр Великий». 7 апреля отряд миновал Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, где корабли разошлись.
С 7 декабря 2011 по 10 февраля 2012 СКР участвовал в совместном походе межфлотской объединённой группировки в Средиземное море во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов».
В феврале 2015 года совершил 196-суточный поход в Средиземное море и Индийский океан на боевую службу.
С 2015 по начало 2016 года корабль проходил ремонт на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде.
В апреле 2016 года совместно с корветом «Бойкий» провёл учебные стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолёты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190, А-100, «Кортик» и АК-630, в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. Корабли провели также стрельбы по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены.
1 июня 2016 корабль отправился в восточную часть Средиземного моря для выполнения задач боевой службы. На время БС «Ярослав Мудрый» был включён в состав постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземноморье.
17 июня 2016 года в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely опасно сблизился с «Ярославом Мудрым». На момент инцидента российский корабль следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью. Американский эсминец допустил опасное сближение с ним на дистанции 60-70 метров по левому борту, потом пересёк курс движения «Ярослава Мудрого» по носу на опасной дистанции 180 метров.
В дальнейшем «Ярослав Мудрый» перешёл Суэцким каналом и Красным морем в район Африканского рога. 18 августа 2016 года СКР покинул порт Джибути, приступая к охране торгового судоходства от пиратов в Аденском заливе.
В середине октября 2016 года корабль вновь пересёк Средиземное море и вышел в Атлантику. 26 октября 2016 года «Ярослав Мудрый» совместно с танкером «Лена» прибыл с деловым визитом в порт Гавана (Куба).
18 ноября 2016 года, продолжая дальний поход, «Ярослав Мудрый» с танкером «Лена» зашли в порт Пойнт-Фортин (Республика Тринидад и Тобаго). Во время стоянки в порту корабли пополнили запасы воды и продовольствия, выполнили плановые осмотры, а также обеспечили отдых экипажей.
2 декабря 2016 года «Ярослав Мудрый» завершил выполнение плановых задач в Карибском море и взял курс обратно на Балтику. 19 декабря 2016 года корабль вернулся в постоянный пункт базирования, завершив очередную боевую службу.
8 мая 2017 года корабль перешёл в Кронштадт для проведения докового ремонта на Кронштадтском морском заводе. Завершение ремонта запланировано на середину июня 2017 года.
Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.
Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.
Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.
Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.
Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.
Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.
Современная жизнь сторожевиков проекта 11540
В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2021 года.
Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.
История
С 19 июня 2009 года входит в состав Балтийского флота.
24 июля 2009 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России.
В июле 2010 года сообщалось, что совместно с СКР «Неустрашимый» корабль в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будет перебазирован на Черноморский флот и будет ориентирован командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога.
С 7 декабря по 10 февраля участвовал в совместном походе межфлотской объединённой группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
25 апреля 2012 корабль с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны». В мае 2013 сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова в Средиземное море.
В феврале 2015 года завершился 196-суточный поход в Средиземное море и Индийский океан.
- Ремонт
Позже корабль встал на ремонт на СРЗ «Янтарь» для ремонта ГТД Д090 производства украинского ГП НПКГ Зоря — Машпроект. Ремонт газовых турбин был поручен промышленной группе «Новик», занимавшейся дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ. «Новик» располагал собственным конструкторским бюро, специалисты которого ранее трудились в ныне ликвидированном турбинном КБ Ленинградского Кировского завода. Подходящая площадка была найдена в самарском ОАО «Металлист-Самара», предприятии, работающем в кооперации двигателестроительного АО «Кузнецов».
В январе 2016 года ремонт силовой установки завершился. По состоянию на 2 марта корабль успешно прошёл швартовные испытания, возвращение корабля в строй состоялось через два месяца.
В апреле 2016 года провёл, совместно с корветом «Бойкий», учебные стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолёты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190 и А-100, «Кортик» и АК-630 , в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. После выполнения этой задачи, корабли провели также комплекс стрельб по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены.
1 июня 2016 корабль отправился в восточную часть Средиземного моря для перегруппировки с российскими Военно-морскими силами. «Ярослав Мудрый» входил в состав постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземноморье.
- Инцидент 17 июня 2016 года
17 июня 2016 года в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely опасно сблизился с кораблём «Ярослав Мудрый». Американский эсминец допустил опасное сближение с российским боевым кораблём на дистанцию 60-70 метров по левому борту. Эсминец также пересёк курс движения корабля «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров.
«Ярослав Мудрый» следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью.
Российские военные перечислили нарушения, которые совершили их американские коллеги:[источник не указан 827 дней]:
Согласно этому документу, корабли должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.
Еженедельник Defense News, ссылаясь на представителей ВМС США, пишет:
[источник не указан 832 дня]
18 августа 2016 «Ярослав Мудрый» покинул порт Джибути и заступил на антипиратскую вахту в Аденском заливе.
В середине октября 2016 года корабль покинул группировку, несколько недель выполнял антипиратские задачи в Индийском океане, после чего пересёк Средиземное море и вышел в Атлантику. 26 октября 2016 года совместно с танкером «Лена» прибыл с деловым визитом в кубинский порт Гавана.
18 ноября 2016 года находясь в дальнем морском походе, совместно с танкером «Лена», зашли в порт Пойнт-Фортин Республики Тринидад и Тобаго, для пополнения запасов воды и продовольствия, проведения планового осмотра кораблей, и отдыха экипажей.
02 декабря 2016 представитель ВМФ России сообщил что экипаж корабля завершил выполнение плановых задач в Карибском море и взял курс к родным берегам.
19 декабря 2016 года корабль вернулся в постоянный пункт базирования.
8 мая 2017 года корабль зашел в Кронштадт для проведения докового ремонта на Кронштадтском морском заводе. Завершение ремонта запланировано на середину июня 2017 года.
В мае 2018 года осуществляет слежение за действиями авианосной группировки ВМС США в Средиземном море.
Корпус сторожевых фрегатов «Ястреб»
Корпус первого корабля проекта 11540 был выполнен из стали, что сильно отличается от современных боевых кораблей, для постройки которых стараются использовать композитные материалы. В корпусе «Неустрашимого» имеется 12 отсеков и длинный полубак. Нововведением в конструкции корпуса стали специальные успокоители качки и дополнительные кили, предназначенные для улучшения выживаемости корабля при волнениях моря.
Корабль имеет специальные приспособления, с помощью которых дозаправка и принятие грузов на борт может происходить в открытом море. Корпус сделан таким образом, что корабль может оставаться на плаву при затоплении трёх отсеков. При этом он сохранит свою устойчивость и сможет продолжать ведение боя.
Благодаря тому, что все надпалубные настройки кораблей проекта 11540 были сделаны под наклоном, отражающая способность корабля была значительно снижена. Это придало ему пассивную степень защиты от радиолокационного вражеского оборудования.
Модификации проекта
Второй в серии сторожевой корабль, «Ярослав Мудрый», ввиду корректировки проекта отличается от головного «Неустрашимого» наличием некоторых систем. В первую очередь — установкой противокорабельного комплекса «Уран» (на «Неустрашимом» этот ПКРК, предусмотренный техническим проектом, в реальности так и не установили) с управлением от РЛК «Дубрава». Также второй корабль получил более совершенные средства связи и систему космической навигации ГЛОНАСС. На нем провели целый ряд мероприятий, направленных на дальнейшее снижение уровней подводного шума, вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитных полей, усовершенствовали систему газовыхлопа. РЛС управления комплекса «Кортик» была установлена на более высоком постаменте для улучшения сектора обзора.