И снв здравствуйте: что ждет контроль над вооружениями в 2021 году

Шансы стремятся к нулю

Сергей Лавров, в свою очередь, и вовсе назвал нечистоплотными заявления американского представителя о том, что Москва и Вашингтон «выходят на договоренности к президентским выборам в США», Россия «замораживает все ядерные боеголовки» и «очень хочет, чтобы Китай к этому присоединился». Глава российского МИДа пояснил, что в переговоры между Москвой и Вашингтоном американцы пока не включили свою программу молниеносного глобального удара — стратегические носители, которые, согласно целям этой программы, могут достигать любой точки земного шара за один час.

«Они не включили в наши разговоры и тему милитаризации космоса, хотя официально уже космос в их доктринах, как и киберпространство, включен в арену боевых действий. Мы этого не можем не учитывать», — пояснил Лавров позицию России. Министр также добавил, что Москва неоднократно давала понять Вашингтону, что станет обсуждать свои тактические арсеналы только в случае, если американцы выведут свое ядерное оружие с территории европейских государств. Однако США на это не соглашаются.

Бесперспективно

Тестовый запуск ракеты Trident II ВС США

Фото: ТАСС/Zuma/Thomas Gooley

При этом американские власти продолжают настаивать на том, что в последние несколько недель было достигнуто понимание между Москвой и Вашингтоном. Об этом, в частности, заявил госсекретарь США Майк Помпео. «Я надеюсь, что русские найдут способ согласиться с нашим предложением, которое, как я думаю, отвечает и их главным интересам, и нашим главным интересам», — отметил глава Госдепа.

В интервью американскому изданию The National Interest заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков и вовсе признал, что шансы на продление Договора о сокращении и ограничениях стратегических наступательных вооружений между Россией и США «стремятся к нулю». Из заявлений дипломата следует, что в Москве уже фактически не надеются, что Вашингтон согласится продлить этот договор еще на пять лет. «Я думаю, что 5 февраля 2021 года договор просто истечет, его действие прекратится. Никакого договора 6 февраля у нас уже не будет», — сделал пессимистичный прогноз замминистра иностранных дел.

Россия заявила о готовности продлить договор СНВ-3, его действие истекает уже в феврале будущего года. США выдвинули свои условия. В российском МИД их расценили как ультиматум.

История с переговорами о продлении СНВ-3 затянулась. И за ней наблюдают все основные мировые игроки, поскольку именно этот договор о ядерных вооружениях  последняя хоть какая-то конструкция в этой системе безопасности.

Соединенные Штаты в качестве условия продления договора предлагали Москве подтянуть к соглашению Китай. Москва дала понять, что заниматься этим не будет. Но если Китай нужен, то Вашингтон, по мнению России, должен подтянуть со своей стороны в договор две другие ядерных державы  Францию и Великобританию.

Американцы сказали, что это сложная конструкция. Франция и Великобритания не наращивают ядерный арсенал, а вот Китай  особый случай. Из Пекина уже несколько раз отвечали на это  соглашение им неинтересно. Потому что Россия и США имеют несопоставимое с Китаем количество боеголовок.

Кроме того, у Москвы и Вашингтона разногласия о том, как, где и что считать и ограничивать  только развернутые ядерные боеголовки или вместе с тактическими, которые лежат на складе, но теоретически могут быть установлены. Вдобавок Вашингтон предлагает условия, которые фактически могут контролировать разработку и нового российского оружия. Но и Москва хочет такие условия в отношении США.

И вот теперь советник Трампа в интервью «Коммерсанту» заявил, что «если Россия не примет наше предложение, то после переизбрания Трампа „плата за вход“ повысится».

Василий Небензя, постпред России в ООН Василий Небензя: «Мы заинтересованы в продлении договора, воспринимая его в качестве одного из важнейших элементов стратегической стабильности. Говорим американским коллегам, что его непродление будет крупной ошибкой. Если договор все же не будет продлен, мы найдем эффективные способы себя защитить».

Наверняка тему «контроля за ядерным вооружением» обсудят на открывшейся в Нью Йорке Генеральной ассамблее ООН. Тем более что генсек организации Антониу Гутерреш недавно напомнил Москве и Вашингтону, что продление СНВ-3 выгодно не только России и США, но и всему миру.

Похожие новости

  • 22 января 2021Пентагон: продление СНВ-3 не означает отказ от борьбы с «безрассудными действиями» России
  • 22 января 2021Белый дом назвал ДСНВ гарантом стабильности в отношениях России и США
  • 22 января 2021В Москве ждут от США конкретных предложений по продлению СНВ-3
  • 22 января 2021Россия готова немедленно начать работу с США над продлением СНВ-3
  • 16 октября 2020Путин поручил Лаврову получить от США «внятный ответ» по СНВ-3
  • 16 октября 2020США отказались от предложения Путина о продлении СНВ-3
  • 25 января 2021МИД РФ: Москва и Вашингтон начали работу над продлением СНВ-3
  • 18 октября 2020Посол России в США: Вашингтон пытается перевернуть ситуацию с СНВ-3 с ног на голову
  • 26 января 2021Байден: наличие проблем между США и РФ не исключает продления СНВ-3
  • 20 октября 2020МИД РФ: Москва готова заморозить число ядерных боезарядов при продлении ДСНВ

Куда идти дальше?

Глядя на все эти накопившиеся разногласия да и вообще на предельно нездоровый фон российско-американских отношений, невольно впадаешь в обоснованные сомнения насчет перспектив хоть какого-то контрольного режима по СНВ. Только что на наших глазах с треском развалился Договор РСМД — знаковое соглашение конца холодной войны, впервые открывшее военные базы СССР и США для взаимных инспекций и проверяемого уничтожения нескольких классов ракетного оружия, что на тот момент было беспрецедентно.

В такой ситуации предусмотренное текстом Пражского договора его продление на пять лет, до февраля 2026 года, представляется уже чуть ли не идеальным конечным результатом. Потому что вполне вероятен и такой исход: весной 2021 года мир проснется вообще без каких бы то ни было юридических ограничений по СНВ. Дальше что — здравствуй, новая гонка вооружений? Она точно нужна всем причастным?

Тематика новых видов СНВ явно требует существенного объема работы технических экспертов. Кроме того, в начале 2010-х годов на столе лежали обсуждения дальнейших сокращений СНВ — до 1,2 тыс. и даже до 1 тыс. блоков. По мнению ряда экспертов, это сокращение позволить сохранить потенциалы сдерживания, но при этом сделает контрсиловые ядерные операции предельно неэффективными. Российские военные несколько лет назад намекали, что 1,2 тыс. блоков — это тоже неплохой вариант, но нужны гарантии по ограничению систем ПРО, то есть поговорить есть о чем.

СНВ_6

Подвижный грунтовой ракетный комплекс «Ярс» выходит на полевые позиции для несения боевого дежурства в Тейковской ракетной дивизии РВСН

Фото: РИА Новости/Вадим Савицкий

Кроме того, опять возникнет фактор Китая, который как-то нужно подтягивать к двусторонним режимам. Но как это сделать, если прецедентов в области контроля над СНВ просто нет, а в Пекине продолжают делать вид, что не понимают, почему они вообще должны заботиться об этой проблеме? Китайский арсенал-де «слишком маленький», вам, великим, надо бы еще сократиться до него. А каков он по объему, мы не скажем, потому что это подорвет нашу стратегию минимального сдерживания.

Именно поэтому пятилетнее продление выглядит почти спасением: оно дает время для практической содержательной работы, позволяет всем немного успокоиться, а заодно и перевести конечное решение в 2026 год — то есть, по сути, в руки новым администрациям как в США, так и в России. Впрочем, история знает примеры, когда многолетние тупики разламывались за считаные месяцы, а надежно блокированные «пакеты» увязок расшивались. Но здесь мы уже переходим от сухой темы контроля над вооружениями к политическому доверию и чуть ли не «личной химии» руководителей, а эта материя, способная сыграть ключевую роль в переговорном процессе, — предмет отдельного рассуждения.

Инструменты проверки

Режимы проверки в договорах о контроле над вооружениями содержат множество инструментов, позволяющих им привлекать стороны к ответственности за их действия и нарушения их договорных соглашений. Положения Договора о СНВ по проверке были самыми сложными и требовательными из всех соглашений в то время, поскольку предусматривали двенадцать различных типов инспекций. Между сторонами возникла необходимость в обмене данными и заявлениях, которые включали точные количества, технические характеристики, местонахождение, перемещения и статус всех наступательных ядерных угроз. В национальные технические средства контроля (НТМ) предоставление защищенных спутников и других информационно-измерительных систем , контролируемые проверочной стороны, так как они помогли проверить соблюдение международных договоров. Предоставление международных технических средств проверки защищает многосторонние технические системы, указанные в других договорах. Были приняты совместные меры для облегчения проверки со стороны NTM и включали отображение предметов на виду, а не укрытие от обнаружения. Новые положения об инспекциях на местах (OSI) и непрерывном мониторинге периметра и портала (PPCM) помогли сохранить целостность договора, предоставив систему регулирования, в которой постоянно присутствует представитель проверяющей стороны. Кроме того, теперь требуется доступ к телеметрии летных испытаний баллистических ракет, включая обмен лентами и запрет на шифрование и инкапсуляцию с обеих сторон.

То, что никак нельзя проигнорировать

Следует также отметить ещё ряд крупных обстоятельств, не затронутых в американских заявлениях о «предварительных условиях» пролонгации Договора СНВ-3.

США не хотят отказываться от участившейся практики направления тяжёлых стратегических бомбардировщиков-носителей ядерного оружия в воздушное пространство Европы, в частности к границам России; не планируют отказываться подключать к таким «миссиям» ударную авиацию, военную авиадиспетчерскую службу, а также систему аэродромного обеспечения 19 европейских стран-членов НАТО с возможностью использования их 35 военно-воздушных баз. А ведь главной задачей таких полётов является отработка американскими Стратегическими ядерными силами практических навыков нанесения ударов крылатыми ракетами и авиабомбами, оснащёнными условными ядерными боезарядами. Оснащёнными, как представляется, сегодня. А что будет завтра?

statista.com
Карта размещения американского ядерного оружия в Европе.

Но, с другой стороны, Вашингтон намерен распространить положения Договора СНВ-3 на перспективные гиперзвуковые и стратегические ядерные виды российских вооружений, хотя одновременно не заявляет о готовности включить в него аналогичные национальные вооружения, в особенности, гиперзвуковые системы и наземные МБР США нового поколения.

Более того, в период своего президентства Дональд Трамп расширил возможности использования стратегического и тактического ядерного оружия, обозначив 14 оснований для его применения в региональном и глобальном масштабах, то есть в два раза повысил вероятность его реального использования по сравнению с ядерной стратегией президента Барака Обамы.

Кроме того, в своей обновлённой ядерной стратегии Соединённые Штаты по-прежнему придерживаются следующих установок: «запуск по предупреждению» («launch-on-warning»), а также применение ядерного оружия ещё «до пуска» ракетно-ядерных средств вероятного противника («launch-prior-to launch»); не отменили стратегию «эскалация с целью деэскалации», которая предусматривает применение ядерного оружия с целью урегулирования конфликтов, ведущихся с применением обычных видов вооружений. США сохраняют доктринальную установку «расширенное ядерное сдерживания», что означает раскрытие «ядерного зонтика» США над 29 своими союзниками по НАТО и четырьмя внеблоковыми странами — над Австралией, Израилем, Южной Кореей и Японией.

Вашингтон также сохраняет «соглашения о разделении ядерной ответственности» (соглашения о совместных ядерных миссиях) с большой группой стран, входящих в альянс «трансатлантической солидарности», с которыми регулярно проводятся учения с условным применением ядерного оружия воздушного базирования.

Пентагон активизирует программу применения боезарядов малой мощности до 5 килотонн: установил такие боезаряды W76-2 на атомном подводном ракетоносце «Теннесси», намерен разместить их на всех остальных тринадцати ПЛАРБ класса «Огайо» и новых ракетоносцах класса «Колумбия». С 2004 года США, а также Великобритания и Франция используют самолёты «двойного назначения» в операции ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в небе трёх государств Балтии, ведущейся на круглосуточной и круглогодичной основе.

navy.mil
Атомная подводная лодка класса «Огайо».

Американское военно-политическое руководство одновременно не намерено ограничивать глобальную систему ПРО или отказываться от стратегии обеспечения военного доминирования в космическом пространстве, которое в Белом доме уже объявлено «зоной потенциальных военных действий».

К истории вопроса о пролонгации

Российская сторона предлагала Белому дому продлить этот договор, подписанный в Праге в апреле 2010 года более года назад, причём на максимально допустимый одноразовый срок пролонгации — на пять лет, что предусмотрено этим договорным актом. Это неоднократно делалось российской делегацией и в ходе двусторонних политических консультаций, которые состоялись в текущем году с официальными американскими представителями по проблематике стратегической стабильности. На что наши американские визави отвечали глубокомысленным молчанием.

kremlin.ru
Барак Обама и Дмитрий Медведев после подписания договора СНВ-III в Пражском Граде. 8 апреля 2010 года.

16 октября текущего года продлить это соглашение по меньшей мере на год и безо всяких предварительных условий предложил российский лидер Владимир Путин. Ясно, что такой шаг позволил бы решить проблему продления Договора СНВ-3 радикально и без проволочек. По его указанию в этот же день МИД России направил американской стороне дипломатическую ноту — официальный и весьма ответственный документ в межгосударственной деловой переписке. В ней было вновь повторено октябрьское предложение главы российского государства на эту тему.

20 октября с заявлением о ситуации с продлением договора выступил МИД России. В нём сообщалось, что на эту дату Министерство не получило официального ответа США на свою дипломатическую ноту от 16 октября  этого года, в которой сформулировано российское предложение о безоговорочном продлении этого договорного акта, по меньшей мере, на один год. В заявлении было вновь подтверждено это предложение и отражена готовность вместе с Вашингтоном взять политическое обязательство  «заморозить» на данный период времени «количество имеющихся у сторон ядерных боезарядов».

Одновременно были высказаны две оговорки принципиального характера.

Первая состоит в том, что обозначенная позиция России может быть реализована строго и исключительно при том понимании, что «заморозка» таких боезарядов «не будет сопровождаться никакими дополнительными требованиями со стороны США».

Вторая оговорка гласит, что будущие переговоры о перспективах контроля над ракетно-ядерными вооружениями будут проходить «с обязательным рассмотрением всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность».

К стратегической стабильности Россия относит целый ряд объективных факторов, которые нельзя игнорировать.

Это сохраняющееся почти семь десятилетий размещение в Европе ядерных вооружений США воздушного базирования, общее количество которых занижено приблизительно в 4-5 раз, то есть не 200 единиц, а 800 или даже 1.000 боезарядов. Реальность: нынешняя республиканская администрация отказывается вывозить их на континентальную часть страны.

Это готовность Вашингтона разместить в Европе и Азии новые ядерные ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, о чём недавно поведал министр обороны США Марк Эспер. Реальность: Вашингтон и его союзники по НАТО не поддержали российское предложение по введению моратория о неразвёртывании таких ракет.

twitter.com/EsperDoD
Глава Пентагона Марк Эспер поведал о готовности Вашингтона разместить в Европе и Азии новые ядерные ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования.

Это ставшая стабильной практика направления сразу нескольких тяжёлых стратегических бомбардировщиков США к границам России с европейского и тихоокеанского направлений, имитирующих нанесение ядерных ударов по территории России.

Это бесконтрольное и последовательно наращиваемое количество ракет-перехватчиков ПРО США в глобальном масштабе, и потенциальное использование их пусковых установок для размещения наступательных видов вооружений, например, крылатых ракет или в перспективе гиперзвуковых систем. Реальность: Дональд Трамп заявил, что ни при каких обстоятельствах не будет обсуждать противоракетную проблематику с Россией, а только со своими союзниками по Североатлантическому блоку.

Это отказ американской стороны поддержать предложение о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве. Реальность: республиканская администрация объявила его зоной боевых действий и местом своего доминирования.

Это также тридцатилетнее блокирование Вашингтоном ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Реальность: нынешняя американская администрация в своей ядерной стратегии 2018 года твёрдо заявила о нежелании ратифицировать его и о готовности возобновить испытания ядерных взрывных устройств на ядерном полигоне в Неваде.

un.org
Обсуждение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний на 50-й сессии Генассамблеи ООН в 1996 г.

Менять верификационный механизм и привлечь КНР не получится

Второе «предварительное условие», выдвинутое Вашингтоном, а именно: «усиление верификационных механизмов по проверке продлённого варианта Договора СНВ-3» не может быть принято из-за дисбаланса в верификационном механизме, который определён в этом документе. Американцам прекрасно известно, что в этом вопросе в целом нет ничего такого, что могло бы представлять интерес для российской стороны. Верификационный режим этого договорного акта тщательно откалиброван в соответствии с теми задачами, которые он решает. Этот режим достаточен для обеспечения надёжной уверенности в том, что происходит. Договор обеспечивает требуемую предсказуемость, и нет оснований что-то менять в этой сфере.

Хотя общее количество взаимных инспекций в договоре закреплено на паритетной основе, Россия демонстрирует американским инспекционным группам свои мобильные МБР практически безответно, так как у США подобных комплексов нет: все имеющиеся у них МБР наземного базирования находятся в стационарных шахтных пусковых установках. Следует также напомнить американской стороне, что они не в полной мере демонстрируют российским инспекторам свои СНВ, что является невыполнением Договора СНВ-3 в этой части.

mil.ru
Межконтинентальная ракета «Ярс».

Во-первых, из-за значительной разницы между количеством СНВ США и СНВ КНР — в пропорции 5:1.

А во-вторых, по той причине, что Пекин уже не раз заявлял о своём нежелании участвовать в трёхсторонних переговорах о сокращении таких вооружений с американской стороной до тех пор, пока она не снизит свои стратегические наступательные ядерные вооружения до уровня, сопоставимого с китайскими ядерными СНВ.

В-третьих, вполне очевидно, что китайская сторона не может не учитывать масштабные ракетно-ядерные и противоракетные приготовления Пентагона в Азиатско-Тихоокеанском регионе близ своей территории. Да и вообще не замечать резкую антикитайскую риторику, открыто ведущуюся в США на самом высшем государственном уровне, например, президентом, государственным секретарём и шефом Пентагона.

Новация последнего времени: Вашингтон перестал требовать немедленное подключение Китая к переговорному процессу по сокращению ядерных вооружений совместно с Россией и США. Отныне американская сторона ставит вопрос лишь о создании возможности для включения КНР в будущие договорённости по сокращению СНВ «в какой-то перспективе». Но это решать только Пекину.

Расходы

Три института провели исследования в отношении сметных затрат, которые правительство США должно будет заплатить для реализации СНВ-1: Бюджетное управление Конгресса (CBO), Комитет сената США по международным отношениям (SFRC) и Институт оборонного анализа (IDA). . По оценкам CBO, стоимость полного внедрения будет состоять из единовременных затрат в размере от 410 до 1830 миллионов долларов, а постоянные ежегодные расходы будут составлять от 100 до 390 миллионов долларов.

По оценке SFRC, единовременные расходы составят от 200 до 1 000 миллионов долларов, а общие расходы на инспекцию за 15-летний период действия договора составят от 1250 до 2 050 миллионов долларов.

Наконец, IDA оценила только затраты на проверку, которые, по его утверждению, составили около 760 миллионов долларов.

Помимо затрат на реализацию договора, США также оказали помощь бывшим советским республикам Программой совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара) , которая добавила 591 миллион долларов к затратам на реализацию программы СНВ-1 в бывшем Советском Союзе. , что почти удвоило бы стоимость программы для США.

После выполнения договора запасы ядерного оружия бывшего Советского Союза упадут с 12000 до 3500 единиц. США также сэкономили бы деньги, поскольку им не нужно было бы заботиться о содержании и инновациях в отношении своих собственных ядерных сил. По оценкам CBO, общая экономия составит 46 миллиардов долларов за первые пять лет действия договора и около 130 миллиардов долларов до 2010 года, что примерно в двадцать раз окупит затраты на реализацию договора.

Другой риск, связанный с СНВ, заключался в невыполнении обязательств со стороны России. Комитет обороны Сената США выразил обеспокоенность тем , что Россия могла бы скрытно производить ракеты, ложные цифры относительно количества боеголовок, а также мониторинга крылатых ракет.

Оценка этих ситуаций Объединенным комитетом начальников штабов определила, что риск существенного нарушения договора находится в допустимых пределах. Другой риск — это способность России осуществлять шпионаж во время инспекции американских баз и военных объектов. Оценка также определила риск как приемлемый фактор.

Принимая во внимание потенциальную экономию от реализации СНВ-1 и его относительно низкий фактор риска, Рейган и правительство США сочли это разумным планом действий по достижению цели разоружения.

Переоборудование

МИД России несколько раз заявлял, что при переходе к переговорам по продлению или переоформлению договора СНВ необходимо «устранить замечания». К ним, в частности, относили «непрозрачный» вывод части носителей и пусковых установок США из-под зачета соглашения.

СНВ_2

Подводная лодка типа Ohio USS Florida на базе Диего-Гарсия

Фото: commons.wikimedia.org

Так, на каждой из 14 лодок-ракетоносцев типа Ohio американцы «вывели» по четыре пусковые шахты из 24. Однако процедура, по мнению российских официальных лиц, не верифицирована, и необратимость такого вывода подтверждена быть не может. Сходные претензии выдвинуты и к переводу части тяжелых бомбардировщиков B-52H в носители только неядерных крылатых ракет (те же JASSM-ER с дальностью более 1 тыс. км).

Претензии совершенно логичные, как логично и поведение американцев, которым эти лодки эксплуатировать до 2040 года как минимум, в то время как договор может и не пережить 2021-й. Да и B-52, даром что родом из самых дремучих лет начала холодной войны, еще послужит.

СНВ_3

Выкатка для наземных и летных испытаний модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М на «Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова». 16 августа 2018 года

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Надо сказать, что в этой области американцы тоже начинают формулировать претензии к России, пока неофициально — через прессу и независимых экспертов. Проблема касается новой модификации бомбардировщика Ту-22М3М, на которой восстановили ранее демонтированную систему дозаправки в воздухе и ввели в состав бортового вооружения крылатую ракету Х-32, которая, по мнению ряда западных специалистов, имеет дальность до 1 тыс. км (что никогда не подтверждалось официально). По мнению американских экспертов, это вызывает вопрос о статусе Ту-22М3 — не следует ли его заявить в состав тяжелых бомбардировщиков по Пражскому СНВ? Заметим, впрочем, что на официальном уровне этот вопрос пока не ставился, во всяком случае публично.

Истечение срока и продление

Советский SS-18, осмотренный сенатором США Ричардом Лугаром перед уничтожением

Срок действия СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года, но обе стороны согласились продолжать соблюдать условия договора до тех пор, пока не будет достигнуто новое соглашение. Есть предложения о продлении и расширении договора, поддержанные президентом США Бараком Обамой . Сергей Рогов , директор Института США и Канады, сказал: «Обама поддерживает резкие сокращения ядерных арсеналов, и я считаю, что Россия и США могут подписать летом или осенью 2009 года новый договор, который заменит СНВ-1. » Он добавил, что новая сделка состоится только в том случае, если Вашингтон откажется от планов размещения элементов противоракетного щита в Центральной Европе . Он выразил готовность «сделать новые шаги в сфере разоружения», но сказал, что ждет, когда США откажутся от попыток «окружить Россию кольцом противоракетной обороны», имея в виду размещение десяти ракет-перехватчиков в Польше и сопровождающих их радаров. в Чехии .

Президент России Дмитрий Медведев заявил на следующий день после выборов в США в своем первом обращении к Государству нации, что Россия перейдет к развертыванию ракетных систем малой дальности « Искандер» в западном эксклаве Калининграда, «чтобы нейтрализовать, если необходимо, систему противоракетной обороны в Калининграде. Европа ». Россия настаивает на том, чтобы любое движение к новому договору СНВ было юридически обязывающим документом и установило более низкие потолки для количества ядерных боеголовок и средств их доставки.

17 марта 2009 года Медведев дал понять, что Россия начнет «крупномасштабное» перевооружение и обновление ядерного арсенала России. Он обвинил НАТО в том, что она продвигается вперед с расширением у границ России, и приказал начать перевооружение в 2011 году с усилением армейского, военно-морского и ядерного потенциала. Кроме того, глава ракетных войск стратегического назначения России Николай Соловцов сообщил информационным агентствам, что Россия приступит к развертыванию своих ракет нового поколения РС-24 после истечения 5 декабря срока действия СНВ-1. Россия надеется на заключение нового договора. Рост напряженности произошел, несмотря на потепление отношений между США и Россией за два года после вступления Обамы в должность.

4 мая 2009 года США и Россия начали процесс пересмотра условий СНВ и учета ядерных боеголовок и средств их доставки при заключении нового соглашения. Оставив в стороне проблемные вопросы между двумя странами, обе стороны договорились о дальнейшем сокращении количества развернутых боеголовок примерно до 1000-1500 каждая. США заявили, что открыты для предложения России использовать радар в Азербайджане , а не в Восточной Европе для предлагаемой ракетной системы. Администрация Джорджа Буша настаивала на том, что система обороны Восточной Европы предназначалась для сдерживания Ирана , но Россия опасалась, что она может быть использована против нее самой. Гибкость обеих сторон в поиске компромиссов сейчас приведет к новому этапу сокращения вооружений в будущем.

6 июля 2009 года в Москве Обама и Медведев подписали «Совместное соглашение о последующем соглашении по СНВ-1», согласно которому количество развернутых боеголовок с каждой стороны сокращается до 1500–1675 на 500–1100 системах доставки. Новый договор должен был быть подписан до истечения срока действия СНВ-1 в декабре 2009 года, а его сокращения должны были быть достигнуты в течение семи лет. После многих месяцев переговоров Обама и Медведев подписали новый договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в Праге , Чешская Республика , 8 апреля 2010 года.

Возвратный потенциал

Многие ракеты стоят на боевом дежурстве недогруженные боевыми блоками до проектного максимума. Это и есть «возвратный потенциал»: часть ядерного оружия отсутствует в поле зрения контрольного режима, но в чрезвычайной ситуации может быть возвращена на ракеты.

Так, 400 американских МБР Minuteman III сейчас несут по одному боевому блоку, в то время как спроектированы на три. Если же, скажем, поднять американскую статистику по морским ракетам, то мы увидим, что одна ракета Trident II D5 в среднем реально загружена четырьмя или пятью боевыми блоками. При этом известно, что на проектировании в эту ракету закладывали до восьми блоков среднего класса мощности (W88, 475 кт) или до 12 или даже 14 блоков малого класса мощности (W76, 100 кт). Разницу нетрудно видеть, она, в дополнение к Minuteman, и формирует возвратный потенциал.

СНВ_5

Учебный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III

Фото: Global Look Press/Ian Dudley

В России возвратный потенциал тоже просматривается, в основном на морских ракетах, а также, возможно, на тяжелых МБР. Однако его масштабы значительно меньше американского. Это связано с ограниченным числом многозарядных носителей и общей логикой военного строительства в СЯС: американцы, по сути, имели возможность спокойно масштабировать свои силы, в то время как Россия их списывала по многократно продленным гарантийным срокам и строила новые. В результате еще лет 10 назад специалисты подмечали парадокс «нового договора СНВ»: по нему Россия, по сути, вынуждена была не столько сокращать имеющиеся ракеты, сколько форсированно перевооружаться на новые. Взять ракеты под такое количество возвратного потенциала было просто негде.

Возвратный потенциал США не первый год будоражит отечественных алармистов. Надо сказать, тревога по поводу скрытых возможностей «контрпартнера» — не только российское увлечение. На Западе тоже есть узкая группа экспертов, годами делающая себе имя на разоблачении «односторонне пророссийского» договора СНВ и лично президента Обамы, разоружившего Америку перед коварным противником. Причем эти стенания начались задолго до обострения двухсторонних отношений в 2014 г.

Что здесь можно сказать? Возвратный потенциал как явление — конструктивная особенность действующего контрольного режима. Он так был спроектирован, а точнее — согласован в ходе жестких переговоров. Естественно, ситуация, когда у обеих сторон есть резервные посадочные места для боевых блоков под обтекателями ракет, и сами боевые блоки на складах, не может не вызывать сомнений. А, собственно, в чем же состоит тогда разоружение, если ядерное оружие на самом деле не уничтожается? С другой стороны, если смотреть на ситуацию трезво (особенно из 2000-х годов, с кризисным состоянием российских СЯС, когда вывод старых советских носителей не получалось компенсировать вводом новых), то становится понятна суть выбора: вам американские блоки на центральном складе или на дежурящих ракетах, готовых к старту?

Пуск ракеты Trident II D5

Асимметрия возвратных потенциалов, несомненно, благоприятная для США, — следствие этого выбора. Да, боеголовки у «контрпартнера» остаются. Нет, не в готовности к немедленному применению. В тех условиях, да и сейчас тоже, — вполне достойный практический результат.

Здесь очень трудно дать содержательную рекомендацию. Конечно, продолжение переговоров о сокращении ядерных вооружений вплоть до полного и всеобщего разоружения (обязательство по статье VI Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия), безусловно, требует решения проблемы возвратного потенциала — в форме проверяемой ликвидации нескольких тысяч ядерных боезарядов и элементов физических пакетов, лежащих на складах. Реалистичный же взгляд на текущее состояние международных отношений и системы контроля над вооружениями подсказывает, что эта проблема в ближайшие годы, скорее всего, не будет восприниматься основными игроками как первостепенная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector