25 лучших советских фильмов про войну
Содержание:
Советские военные фильмы
Советская история очень богата на важные события. Некоторые из них нашли отображение в советском кинематографе, который попытался показать как самые светлые, так и некоторые мрачные исторические моменты. Военная классика является достаточно распространенной как среди зрителей старшего возраста, так и среди молодых зрителей
Важно смотреть советские военные фильмы не только для приятного времяпровождения, но и для саморазвития. Не каждая историческая книжка сможет рассказать о личной истории того или иного военного героя
Просмотр желаемого фильма сегодня стал простым как никогда ранее. Главное найти киноленту по душе. В результате зритель получает массу эмоций и узнает самые страшные военные тайны.
Российский народ не просто прошел через большое количество страшных исторических событий, но и попытался красиво и мастерски отобразить его в искусстве. Кинематограф стал неотъемлемой частью советской истории. Фильмы основаны на правдивых событиях и рассказывают о борьбе за независимость, показывают много сцен вооруженной агрессии, процессы освобождения своих земель или даже попытки захвата территорий противника. Большое количество этих кинокадров основано на реальных рассказах людей, которые принимали участия в военных действиях. Некоторые истории выдуманные, но все же они основаны на реальных событиях.
Фильмы о Великой Отечественной войне стали главным ресурсом информации для многих поколений. На протяжении долгого времени запрещалось говорить о той или иной вехе истории, но фильмы всегда хранили правдивые тайны настоящих героев. Поэтому лучшие советские военные фильмы на сегодня – это классика, которая впитала в себя самые эмоциональные и страшные истории, а также множество героических подвигов. В них снялись настоящие звезды советского кино, которые смогли с точностью и трепетом передать ощущения и переживания народа в то время.
Большое количество фильмов было снято на территории России. Кроме этого, в роли режиссеров выступают российские граждане, которым удалось столкнуться с ужасным военным опытом. Небольшие обрывки информации в виде фотографий или семейных реликвий стали главными источниками вдохновения для создания новых историй и отображения болезненного опыта и мужественности народа. Военные фильмы также собрали самые ужасные истории из горячих точек мира – Вьетнама, Чечни, Афганистана. При их просмотре современный зритель может полностью окунуться в настоящую военную атмосферу.
«И ничего больше»
Реж. Александр Сокуров, 1988
АлександрСокуровотделяет на фотографии умирающего Ленина от улыбающегося Сталина. Ставит в пример военную аккуратность Великобритании и короткой монтажной склейкой сталкивает Черчилля с солдатом, уравнивая обоих. Он работает с фактами. В кадрах хроники норовит найти и выделить уникальности — случайный взгляд девочки или проникнутое болью лицо солдата. Его монотонный голос за кадром — что голос бога, понимающего историю в призме демократических ценностей и знающего будущее наперёд. Из сухих цифр статистики, которые Сокуров не гнушаетсяозвучить, рождаются обрывки человеческих судеб. Факты переливаются в отдельных людей, а люди — в отдельные факты. Основной тезис автора предельно гуманистичен: жизнь не укладывается ни в несколько строчек хроники, ни в могильную черточку, ни, тем более, в историю победы отдельного государства. Как и всегда у Сокурова, человек неотделим от искусства: параллельно, как будто бы между делом, проигрываются кадры из фашистских пропагандистских фильмов, русская чечетка и народный фольклор. Лицо ремесленника с неидентифицируемого музейного портрета рифмуется с солдатским лицом, грязным от копоти.«Сначала были красные и белые, потом Россия и Запад»
«За 25 лет одно поколение пережило две Мировые войны, революцию, Гражданскую войну, военный коммунизм, индустриализацию».Сокуров не заостряет, как многие, внимание на мирных договорах, не делает пауз на официальном окончании войны. Он, наоборот, расставляет акценты tertium non datur
За кадром, меж тем, во всю идёт перестройка и появляются новые за или против нас, в мире идет война — и это считывается.
«Великий перелом»
Реж. Фридрих Эрмлер, 1945
После «окопного»«Она защищает родину»1943 года, построенного преимущественно на приемах экспрессивного немого кино,Фридрих Эрмлеррешается — не по заказу — на следующий фильм о войне в разгар пульсирующих военных действий. «Великий перелом» был посвящен уже ключевой, Сталинградской битве и снят в расположении ленинградского фронта. Тем не менее, в нем можно обнаружить лишь пару микромасштабных батальных сцен. Сталинград по неизвестным причинам называли не иначе как просто «городом». Главнокомандующий не появлялся. Герои носили погоны, которые тогда еще не ввели. Хроники с Гитлером не было. Почти нет солдат. Герои тут — демиурги войны, мыслящие отдельного человека как человеческую единицу. И это в то время, когда сражения еще не закончились, и зритель желал правды и драматизма! Такую отстраненность, как ни странно, объясняет эпоха. «Великий перелом» — эталонный фильм сталинского малокартинья, снятый не только без тени косноязычия, но и практически без примет времени, без желания конкретности, и, конечно, без сцены битвы. Фильм Эрмлера — чистой воды абстракция. Однако про каждого из героев автор накануне съемок расписывал отдельный роман, состоящий из действий, которые они не выполнят, и качеств, которыми не блеснут в условиях эстетики «штабного фильма». Политический триллер сложился. Фридрих Эрмлер был вознагражден — в 1946 году «Великий перелом» удостоился Гран-при первого Каннского кинофестиваля. Но сам фильм остался в тени других работ выдающегося партийного режиссера.
Афганский излом (1991)
Фильм режиссера Владимира Бортко, по мнению многих критиков, стал лучшей картиной об афганской войне. Незадолго до вывода советского контингента в подразделение десантников прибывает сын высокопоставленного военачальника. Парень хочет «принять участие» в боевых действиях ради наград. Но все разворачивается слишком быстро и события выходят из-под контроля.
Подборка по теме: 23 художественных фильма про Афганистан
АктерыМикеле Плачидо, Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова…СтранаСССР, ИталияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.0Возрастные ограничения16+
«Ради нескольких строчек»
Реж. Александр Рогожкин, 1985
1944 год. Грузовик с литсотрудниками подрывается на мине близ маленькой деревушки. Невидимый (вплоть до последнего кадра) враг стреляет, но вместо военных действий мы слышим обрывочные диалоги. Разбросанный взрывной волной шрифт собирают по периметру деревни. Букву «А» в один момент склевывает наученный алфавиту гусь. Некоторые читают чужие письма. Другие отправляют деньги женам убитых солдат. Третьи поют частушки. Русская речь перемежается с украинской. Едва оправившись после роли в «Вам и не снилось», двадцатилетнийНикита Михайловскийиграет грозного лейтенанта Егорова. Лицо его полно меланхолии: дома никого не осталось, погибли. По ночам он оттаивает и пишет стихи. Любит девочку Настеньку, и она его до безумия. Несвязность сюжета неудивительна: «Ради нескольких строчек» снят по мотивам целого сборника документальных новелл —«Дивизионке»Михаила Алексеева. Это режиссерский дебютАлександра Рогожкина, в будущем прославившегося комедиями о русской ментальности — например,«Особенностями национальной охоты»с сиквелами или«Кукушкой»,единственной народно любимой комедией о войне. Уже в «Ради нескольких строчек»появляется покойныйАлексей Булдаковв характерном для него образе эдакого бывалого. И отсюда же берет начало избранная Рогожкиным эстетика скрупулезного реализма — пока без поправок на беспрецедентную комичность русского бытия.
«Материнское поле»
Реж. Геннадий Базаров, 1967
Киргизское горное поселение. Главная героиня Толгонай потеряла на войне троих сыновей и мужа. Вместе с другими жителями она пытается сохранить и обезопасить свой быт. Всей деревней они отправляют на войну сыновей. И каждый день ждут возвращения — но никто не приходит. Краеугольной становится дележка зерна, а единственное утешение — встреча проезжающего поездом мужа или сына — делает невозможным халатность чинных государственных и военнослужащих (такая критика была нехарактерной даже для относительно свободной оттепели). В молитвах Толгонай просит прощения у победы. На протяжении всего фильма звучит ее неумолкаемый внутренний монолог.«Материнское поле»основано на одноименной повестиЧингиза Айтматова, и снято25-летнимстудентом ВГИКаГеннадием Базаровымнепосредственно по личной просьбе писателя. Для Базарова фильм стал дипломной работой. В будущем режиссер завоевал звание главного enfant terrible киргизского кино. Его фильмы лежали на полке и не выходили в прокат. «Материнское поле» вышло на советские экраны в роковом1968-м,спустя год споров о его идеологической неоднозначности. Сейчас изменилось немногое: оцифрованы лишь три фильма Базарова, два из которых — истерны. А его радикальные перестроечные киноэкзерсисы (ставшие школой, например, для такого значимого режиссера, какАктан Кубат) лежат на полках Госфильмофонда и постепенно предаются забвению.
«Восточный коридор»
Реж. Валентин Виноградов, 1966
«Восточный коридор»был неугоден с самого начала. Во-первых, сюжет строился вокруг белорусского подполья. В жизни подпольщики (партизаны были в деревни, подпольщики — в городе) не доверяли никому: ни московской разведке, ни партизанам. Поэтому их не жаловали — и во время войны часто сажали, якобы за содействие фашистам. Во-вторых, сценарий впервые в советском кино так глубоко и прямо затрагивал табуированную тему еврейства, гораздо глубже, чем в прославленном«До свидания, мальчики».Эмоциональной кульминацией фильма стала масштабная сцена гибели евреев. В центре кадра абсолютно голая девушка, обратив взоры в небо, патетично читала монолог на идише. На берегу реки стояли ряды евреев в талесах и молились перед смертью под лай собак, выстрелы и крики детей. Таким образом, фильм одновременно напоминает неореалистические фильмыРоберто Росселлинии сюрреалистические видения появившегося немного позжеАлехандро Ходоровскиили, если угодно,Сальвадора Дали. В интервью режиссер рассказывал: «И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где было непонятно, кто герой. Героев вообще не было». Музыку писал знаменитый композитор МикаэлТаривердиев. В широкий прокат «Восточный коридор», конечно, не вышел. Фильм не изрезали, не положили на полку, но показывали по окраинам и быстро отодвинули в тень. Вышло две рецензии — обе отрицательные. После «Восточного коридора» Виноградов снял«Далеко от войны»по повестиЮрия Нагибина. Из-за отказа делать поправки его выжили со студии «Беларусьфильм», картину перемонтировали, и от режиссерского замысла Виноградова ничего не осталось (в перестройку фильм восстановили и вернули ему оригинальное название). Эта судьба в той или иной мере преследовала каждый из следующих фильмов режиссера. Виноградов остался автором одного шедевра, по счастью не изуродованного цензорами.
«Пядь земли»
Реж. Андрей Смирнов и Борис Яшин, 1964
В 1959 году в журнале «Новый мир» вышла полудокументальная повесть фронтовикаГригорияБакланова«Пядь земли».Она была написана от первого лица — здесь и сейчас. Сверху такую литературу тогда называли «окопной правдой» и «лейтенантской прозой». Журнал под редакцией Твардовского был, в свою очередь, общепризнанным рупором оттепели (через три года в нем же опубликуют«Один день Ивана Денисовича»). Одноименный фильм стал полнометражным дебютомАндрея Смирноваи Бориса Яшина, детей войны. Для них подобный сюжет был не проживанием недавнего травматического прошлого, а его реконструкцией. Они тщательно следовали повести. Ввели чувствительного героя и показывали — предельно отчужденно и с иллюзией объективности — лишь то, что он мог видеть своими глазами. Киноповествование тут разбито на главы. Акценты вплоть до финального кадра не расставлены: тут нет ни патетики, ни субъективного взгляда. Документализм подчеркнут датированием глав-эпизодов — уравниванием дня ко дню, жизни к жизни. Царит предельная сдержанность. Даже музыка отсутствует, если не звучит непосредственно в кадре. Такое кажущееся спокойствие впервые появилось у нового, «оттепельного» поколения. Эффект был достигнут: несмотря на лицаАлександра Збруева,Евгения Урбанского,Льва Дурова«Пядь земли» смотрится как военная хроника. Солдаты-окопники как в жизни говорят о разном, высоком и низком, не шутками и не фразочками на цитаты и без лишнего пафоса военного времени.
Судьба (1977)
Это советское кино про войну 1941-1945 годов продолжает историю, рассказанную в картине «Любовь земная». Захар Дерюгин уходит на фронт и попадает в плен к немцам. Позднее он совершает побег и примыкает к партизанскому отряду, возглавляемому Брюхановым. Его возлюбленная Маня и жена Ефросинья становятся подпольщиками и ведут бесконечно трудную жизнь в оккупации, по мере сил помогая партизанам.
Рекомендуем посмотреть: 10 мелодрам про любовь во время войны
Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Юрий Яковлев…Страна: СССРРейтинг: Кинопоиск – 8.2, IMDb – 7.6Возрастные ограничения: 12+
Макс Манус: Человек войны (2008)
Зарубежное военное кино про разведчиков рассказывает об антифашистком подполье Норвегии и ее лидере Максе Манусе. Фильм получил отличные отзывы зрителей и высокие оценки кинокритиков. После оккупации Норвегии фашистами Макс собирает под своим командованием молодых ребят. Его группа взрывает танкеры фашистов и громит штаб-квартиры в центре столицы. Бесстрашный Макс встречает любовь на войне и теряет друзей.
Оригинальное названиеMax ManusАктерыАксель Хенни, Агнес Киттелсен, Николай Клеве Брок…СтранаНорвегия, Дания, ГерманияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.3Возрастные ограничения18+
Другие фильмы и сериалы про разведчиков
Сражение за тяжёлую воду (мини–сериал, 2015)
Фронт (сериал, 2014)
По лезвию бритвы (мини–сериал, 2013)
Без права на выбор (мини–сериал, 2013)
Задания особой важности: Операция «Тайфун» (мини–сериал, 2013)
Команда восемь (мини–сериал, 2011)
Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» (мини–сериал, 2009)
Третьего не дано (мини–сериал, 2009)
Охота на Вервольфа (мини–сериал, 2009)
Апостол (сериал, 2008)
Смерть шпионам! (сериал, 2007)
Отряд специального назначения (мини–сериал, 1987)
В двух шагах от «Рая» (1984)
Шел четвертый год войны… (1983)
Берем всё на себя (1980)
Семнадцать мгновений весны (сериал, 1973)
Полонез Огинского (1971)
Это было в разведке (1968)
Разведчики (1968)
Майор «Вихрь» (мини–сериал, 1967)
Звезда (1949)
Подвиг разведчика (1947)
Хотите дополнить нашу подборку?
Прыжок богомола (2019)
Фильм Владимира Балкашинова – новинка кино о Великой Отечественной войне. Осенью 1942-го начинается операция по выявлению диверсантов, заброшенных в СССР разведцентром Абвера. Разведчик Богомолов выдает себя за уголовника, проникает в спецшколу. Когда шпион становится лучшим курсантом, его забрасывают обратно на советскую территорию в качестве фашистского агента. Но в высших эшелонах НКВД считают, что Богомолов перевербован немецкой разведкой и не верят ему.
Больше новинок: 20 новых военных фильмов 2019 года
АктерыПавел Чинарёв, Татьяна Лялина, Александра Никифорова…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.1Возрастные ограничения12+
«Дерзость»
Реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1971
Неуместное во всех отношениях начало: панорамирование, дикторский голос произносит:«Это наша земля». Двое дезертиров, заручившись поддержкой жены погибшего третьего, обосновываются под немецкими фамилиями в городке, оккупированном третьим рейхом. Они давно устали бежать, поэтому решают действовать по справедливости: прикрывшись новым безопасным положением, взрывать, наравне с местными партизанами, фашистские составы — конечно, с целью когда-нибудь подорвать Гитлера. Брутализм главного героя Клименко тут побеждает логику фашистскую и просто бытийную. Каждый, включая нацистских лидеров, изъясняется на чистом русском. Цели героев туманны, а операции — фантастичны. Ближе к финалу появляется сам Фюрер и делает то, чего в голову ну совсем не могло прийти. Потом вестернизированные таверны, крушение пассажирского поезда… Примерно такими — только западными — фильмами вдохновлялсяКвентин Тарантино, когда снимал«Бесславных ублюдков». РежиссёраГеоргияЮнгвальда-Хилькевича(автора, на минуточку,«Мушкетеров») можно сравнить, например, например, с Тони Скоттом(или другими эталонными американскими режиссерами-производственниками), и поратовать за то, что и в нашей стране — во всяком случае, один раз — народная трагедия таких масштабов стала площадкой для развития авантюрного и по-хорошему идиотского боевика. В этом есть дерзость, не меньшая, чем у героев фильма, и абсолютно отчаянная любовь к кино.
«Воскресный день в аду»
Реж. Витаутас Жалакявичюс, 1987
Самый странный фильм списка. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один из них идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Фашистский мир«Воскресного дня в аду» — абсолют культуры потребления и элементарного обывательства. Немцы тут либо полумифические монстры, либо просто оптимистичные красномордые идиоты. Одного из героев пытается соблазнить23-летняяИнгеборга Дапкунайтев нарядном платье и военной шляпе СС, отвечающая всем критериям нацэксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. «Воскресный день в аду» — предпоследний фильмВитаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, — стал его вторым обращением к теме войны после культового в СССР«Никто не хотел умирать»1965 года. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.