Протон ракета носитель: фото, характеристики, видео
Содержание:
Двигатели
С разработкой двигателей специалистам пришлось повозиться. Все потому, что в результате продолжительных споров они выбрали полиблочную версию компоновки 1 ступени. Эта схема позволяла вписаться в технологические пролеты туннелей и мостов при транспортировке ступеней ракеты, но накладывала определенные ограничение на используемое топливо.
Традиционная кислород-керосиновая пара практически невозможна, поскольку потребовалось бы существенно увеличить размеры, а поэтому в качестве топлива выбрали ядовитый несимметричный диметилгидразин с тетраксидом азтота в роле окислителя.
Но Королев требовал использовать именно керосин, в результате чего с ним произошел конфликт. До 1965 года осуществлялись масштабные испытания новой силовой установки в условиях, которые были максимально приближены к действительности.
Главные характеристики
Показатели этой удивительной техники советско-российского ракетостроения не могут не впечатлять. Компоновка – трехступенчатая. Сам вес «Протона А Е М» составляет 702 т. Ракета позволяет выводить геопереходную орбиту одновременно 6 т полезного груза.
Первая ступень диаметр больше 6 метров, третья – больше 4. С учетом того, что в качестве топлива применяется токсичные компоненты, требуется строгое соблюдение всех норм подготовки самой ракеты, а также стартовой площадки для нее.
Причем стоимость запуска – меньше 100 млн $. Например, для ракеты Delta IV Heavy американского производства, которая является одним из главных конкурентов российского аппарата «Протон-М», такой показатель составляет 265 млн $, что в 3 раза больше.
Описание автомобиля
Базовая «Протон-К» представляла собой трехступенчатую ракету. В этой конфигурации было запущено 30 человек с полезными нагрузками, включая все космические станции Советского Союза Салют , все модули « Мир», за исключением стыковочного модуля , который был запущен на космическом шаттле США , а также модули « Заря» и « Звезда» международного космического корабля. Станция . Он был предназначен для запуска космического корабля ТКС с экипажем Челомея , и до отмены программы удалось запустить четыре испытательных полета без экипажа. Он также предназначался для 20-тонного космоплана Челомея ЛКС, который так и не был реализован.
Ранние конфигурации запуска Протона-К с 1965 по 1971 год
Как и другие члены семейства Universal Rocket , Proton-K питался несимметричным диметилгидразином и тетроксидом азота . Это были гиперголические виды топлива, которые горят при контакте, избегая необходимости в системе зажигания, и могут храниться при температуре окружающей среды. Это устраняет необходимость в компонентах, устойчивых к низким температурам, и позволяло ракете находиться на площадке, полностью заправленной топливом, в течение длительных периодов времени. Напротив, криогенное топливо потребовало бы периодической дозаправки топлива по мере его выкипания. Однако топливо, использовавшееся на «Протоне», было коррозионным и токсичным и требовало особого обращения. Правительство России оплатило очистку от остаточного топлива на отработавших ступенях, которые влияют на снижение дальности.
Компоненты «Протон» производились на заводах в Подмосковье, а затем по железной дороге доставлялись на место окончательной сборки рядом с площадкой. Первая ступень «Протона-К» состояла из центрального бака окислителя и шести опорных топливных баков. Он отделен как одно целое от второй ступени, которая была прикреплена с помощью межкаскадной решетчатой конструкции. Вторая ступень воспламенилась до отделения первой ступени, и верхняя часть первой ступени была изолирована, чтобы гарантировать, что она сохраняла свою структурную целостность до отделения.
На первой ступени использовались шесть двигателей РД-253 конструкции Валентина Глушко . РД-253 — однокамерный двигатель с ступенчатым циклом сгорания . Система наведения первой ступени была разомкнутой, что требовало наличия значительного количества топлива в резерве.
Третья ступень была оснащена двигателем РД-0210 и четырьмя нониусными форсунками с общими системами. Вернье обеспечивало рулевое управление, устраняя необходимость в подвешивании главного двигателя. Они также способствовали разделению ступеней и действовали как двигатели незаполненного объема . Воздуховоды, встроенные в конструкцию, направляют выхлоп нониуса перед разделением ступеней. Система наведения третьей ступени также использовалась для управления первой и второй ступенями ранее в полете.
Во многих запусках использовалась разгонная ступень для вывода полезной нагрузки на более высокую орбиту. Разгонные блоки « Блок Д» использовались на сорока полетах, большинство из которых выполнялись по программам « Луна» и « Зонд» . Десять полетов использовали Блок Д-1 , в основном для запуска космических кораблей к Венере . Разгонные блоки « Блок Д-2» использовались трижды с космическими аппаратами « Фобос-1» , « Фобос-2» и « Марс-96» . Разгонный блок ДМ « Блок» использовался на 66 пусках. Наиболее часто использовался разгонный блок « Блок ДМ-2» , который использовался в 109 полетах, в основном со спутниками ГЛОНАСС и « Радуга ». Пятнадцать запусков используется модернизированный блок ДМ-2М стадии, в основном , неся EKSPRESS спутников, однако другие спутники, в том числе Ютелсат «ы SESAT 1 , также используется такой конфигурации. Два спутника » Аракс» были запущены с использованием разгонных блоков блока ДМ-5 . Блок DM1 , коммерческий вариант DM-2, был использован для запуска ИНМАРСАТ-3 F2 . Блок СД2 верхняя ступень была использована для запуска три группы семь Iridium спутников, в том числе Iridium 33 . Эта конфигурация также использовалась для запуска Integral для Европейского космического агентства . Ступени Block DM3 использовались при двадцати пяти запусках, почти исключительно с коммерческими спутниками. Telstar 5 был запущен с Block DM4 . Разгонный блок « Бриз-М» был использован для четырех пусков; три несут полезную нагрузку для правительства России и один коммерческий запуск с GE-9 для GE Americom . Сообщалось, что в одном запуске использовалась разгонная ступень блока DM-3 , однако, возможно, это была ошибка сообщения, и неясно, действительно ли при этом запуске использовалась DM-3, DM3 или DM-2.
Примечания и ссылки
Заметки
- . На большинстве пусковых установок разгонная ступень не запускается до тех пор, пока не будет выполнено разделение между двумя ступенями. Во время фазы отделения ракета больше не ускоряется (она находится в свободном падении), и топливо больше не прижимается к стенкам силами ускорения. Перед зажиганием двигателей верхней ступени зажигаются небольшие ракетные двигатели ( ракеты-отстойники ), чтобы вернуть ступень в состояние ускорения, которое позволяет топливу течь по трубам и предотвращает сбой в подаче энергии на основные двигатели.
Рекомендации
- (ru) , на Sputnik ,22 июня 2018(по состоянию на 21 июля 2018 г. ) .
- ↑ и
- ↑ и (in) ОНИ (по состоянию на 16 сентября 2014 г. )
- (in) ОНИ (по состоянию на 7 декабря 2010 г. )
- ↑ and (en) Анатолий Зак, , russianspaceweb (по состоянию на 11 декабря 2010 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- (in) Патрик Блау, (по состоянию на 3 ноября 2016 г. )
- Воздух и Космос , п о 2110,1 — го февраля 2008
- Proton снова не 15 марта , в Air и др Космоса , п о 2117, 21 марта 2008
- (in)
- (in) Сотрудники Space.com, на space.com ,27 марта 2012 г.(по состоянию на 14 сентября 2020 г. ) .
- (in) Анатолий Зак, , russianspaceweb, 16 апреля 2012 г.
- Кристиан Lardier, «Взвешенные Протон полетов», в Air & Cosmos , п о 2323, 24 августа 2012
- Стефан Barensky, «Новая авария , которая дестабилизирует ILS», в воздухе и космосе , п о 2339, 14 декабря 2012
- (in) Анатолий Зак, , russianspaceweb,2 июля 2013 г.
- (in) Анатолий Зак, , russianspaceweb,4 июля 2013 г.
История создания
История создания началась задолго до первого запуска. Началом послужило постановление ЦК КПСС о необходимости разработки новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая сможет доставить термоядерный заряд на значительное расстояние, исчисляемое тысячами километров. После нескольких лет разработок задача была выполнена. Межконтинентальная двухступенчатая ракета нового образца МБР Р-7А поступила на вооружение специально созданного подразделения ракетных войск. Первый пуск состоялся в 1959 году. В различных модификациях Р-7 пробыла на вооружении лишь 10 лет, но благодаря высокому модернизационному потенциалу и удачной конструкции она стала основой для целого семейства космических ракет-носителей.
Уже после первого пилотируемого полета в космос, в рамках реализации программы более длительных полетов, началась разработка новой ракеты на базе Р-7. Проблема была в том, что все ракеты Советского Союза на то время, в том числе и «Восход», не подходили для эксплуатации в рамках, заданных проектом. Помимо увеличения длительности полета, на новой ракете должна была быть реализована система аварийного спасения экипажа в случае экстренной ситуации, которая не предусматривалась на «Восходе».
Основой для конструкции новой ракеты среднего класса семейства Р-7 стали уже эксплуатируемые носители «Восход» и «Р-7А». Новый РН получил наименование «Союз» и индекс 11А511. Эта трехступенчатая ракета-носитель стала использоваться для запусков кораблей «Союз» и «Прогресс». Впервые запуск ракеты «Союз» осуществлен в 1966 году.
Фото Протон-М
Похожее
Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»
Р-12 (8К63) — жидкостная баллистическая ракета
ПТРК «Конкурс-М» с ПТУР 9М113М
Р-36М (15А14) «Сатана» — межконтинентальная баллистическая ракета
«Протон-М» (УР-500) — ракета-носитель тяжелого класса
«Точка-У» (9K79-1) — ракетный комплекс
УР-100Н, УР-100Н УТТХ — межконтинентальная баллистическая ракета
П-1000 «Вулкан» (3М70) — противокорабельный ракетный комплекс
«Искандер» (9К720) — ракетный комплекс
Р-16 (8К64) — межконтинентальная баллистическая ракета
ПТРК «Корнет-Э» — противотанковый ракетный комплекс
РТ-2ПМ2 «Тополь-М» — российский ракетный комплекс
ПТРК FGM-148 Джавелин — американский противотанковый ракетный комплекс
П-700 «Гранит» (3М45) — противокорабельный ракетный комплекс
УР-100 (8К84) — межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования
Р-7 (8К71) — межконтинентальная баллистическая ракета
РСД-10 «Пионер» — ракетный комплекс
Ракетный комплекс «Уран» с Х-35 противокорабельной крылатой ракетой
АНГАРА — ракета-носитель
Самоходный ПТРК 9П149 «Штурм-С»
ПТРК BGM-71 ТOW-2 — американский противотанковый ракетный комплекс
Р-36М2 «Воевода» (15А18М) — межконтинентальная баллистическая ракета
П-800 «Оникс» и «Яхонт» — противокорабельные ракеты
П-500 «Базальт» (4К80) — противокорабельная ракета
ПТРК «Метис-М» — противотанковый ракетный комплекс
П-120 «Малахит» (4К85) — противокорабельная ракета
Р-14 (8К65) — одноступенчатая баллистическая ракета
Х-41 (ЗМ80) «Москит» — противокорабельная крылатая ракета
РТ-2 (8К98), РТ-2П (8К98П) — межконтинентальная баллистическая ракета
Р-5М (8К51) — ракетный комплекс
РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) — железнодорожный ракетный комплекс
Рокот (14А05) — ракета-носитель легкого класса
МР УР-100 (15А15), МР УР-100УТТХ (15А16) — межконтинентальная баллистическая ракета
«Космос-3М» (11К65М) — ракета-носитель среднего класса
«Гарпун» — американская противокорабельная ракета
Р-9А (8К75) — межконтинентальная баллистическая ракета
УРК-5 «Раструб-Б» — универсальный ракетный комплекс
П-5 — cтратегическая крылатая ракета
Х-55 — стратегическая авиационная крылатая ракета
3М-25 Метеорит (П-750) — стратегическая ракета
П-35 (П-6) — крылатая противокорабельная ракета
PJ-10 «БраМос» («BrahMos») — противокорабельная ракета
Ракетно-космический комплекс «Морской старт». Ракета «Зенит-3SL»
«АЛЬФА» — противокорабельная ракета
П-15(У) — крылатая ракета
П-70 «Аметист» (4К66) — противокорабельная ракета подводного старта
УПР-4 «Метель» — противолодочный ракетный комплекс
Х-65С — противокорабельная ракета
Крылатые ракеты КСР-2 и КСР-11
Печальная статистика
Этот носитель смог прославится не только благодаря количеству выводимого груза, но и своими габаритами. Дело в том, что ракета «Протон-М» известна большим количеством неудачных запусков. Причем эта традиция началась еще с предшественника.
Из четырех первых запусков, которые прошли с 1965 по 1966 год, один уже был неудачным по причине аварий 2 разгонной ступени. Но стояло ожидать обратного, так как испытания подобной новой техники этого рода сопряжены с высокой вероятностью неудач.
В целом было зафиксировано приблизительно 47 случаев, когда запуск «Протон-М» совершился неудачей. Учитывая, что, в общем было четыреста стартов, получается что из них только 89 успешных.
Известные катастрофы
Аварии этой ракеты-носителя наверное не вызвали бы такой широкий общественный резонанс (к тому же, нештатные ситуации постоянно случались с «Протоном»), правда с его запусками связывают развитие отечественной системы ГЛОНАСС.
Поэтому те 100 млн долларов, в которые обошелся сам старт, можно считать мизерными по сравнению с тем ущербом, которое могло бы понести государству в случае потери хотя одного подобного спутника. Это ярко проявилось еще в 2010 году, когда одновременно 3 спутника группировки ГЛОНАСС отправились на дно Тихого океана, а не на орбиту.
Тогда ущерб для государства составлял около 3 млрд рублей, не считая стоимости самой ракеты. После аварии (считается, что она произошла в результате ошибок во время заправки ступеней топливом) своих постов лишились многие высокопоставленные «космические» чиновники.
В 2011 году в результате неполадок с двигателями ракеты, на правильную разгонную орбиту не удалось вывести орбиту уникальный спутник «Экспресс АМ4». С ней связывали переход к цифровому телевизионному вещанию в России. Аппарат пытались спасти всем миром: по всей планете были использованы станции телеметрии, но к сожалению, предотвратить сгорание спутника, что случилось в атмосфере, не удалось.
Тогда стоимость ущерба составляла минимум 10 млрд рублей.
Практически такая же ситуация произошла в 2012 году с двумя спутниками связи. Все по причине неполадок, произошедших в топливной системе. В результате ракеты были выведены на неправильную орбиту. Технику признали потерянной, так как связь с ней наладить не удалось. Стоимость ущерба была примерно такой же – 10 млрд рублей.
В средине 2013 года неприятности с ГЛОНАСС продолжились. Три спутника взорвались вместе с ракетой. Провели тщательное расследование. На этот раз виноватыми оказались датчики угловых скоростей, которые во время сборки были установлены с поворотом на 180° от нормального положения. Как следствие, ракета носитель пошла по неправильной орбите.
В мае этого года на дно отправился еще один спутник «Экспресс», которые вновь похоронили планы на быстрый переход к цифровому вещанию.
Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос
Космическая ракета. Наверное это самое мощное и величественное, что создавало человечество за всю свою историю. В разные годы разные страны создавали ракеты самых разнообразных форм и размеров. И у людей, интересующихся тематикой космоса, иногда возникает вопрос: какая ракета была самой большой? Давайте вспомним несколько фактов. Любому материальному телу, которое вдруг решило покинуть Землю, требуется для этого некоторое количество энергии. И чем тяжелее объект, тем больше ее нужно. Поэтому любая космическая ракета, по сути, является огромной бочкой с топливом. Полезная нагрузка, которую она должна вывести в космос, весит гораздо меньше, чем сама ракета. И если полезная нагрузка имеет большую массу, то для преодоления притяжения Земли потребуется еще больше топлива. А еще больший объем топлива еще больше увеличивает общую массу ракеты. Что, в свою очередь, требует еще большего количества топлива!
Нужна мощная ракета
И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.
Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!
И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».
Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.
Чудо-ракета
И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.
Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.
Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.
Монстр в космосе
Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.
Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.
Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.
И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.
Тактико-технические характеристики Протон-М
Количество ступеней……………………3 — 4 (здесь и далее для «Протон-М» третьей фазы модификации)Длина……………………58,2 м Стартовая масса……………………705 тВид топлива……………………НДМГ + АТМасса полезной нагрузки — на НОО……………………23 тонны — на ГПО……………………6,35 т (с РБ «Бриз-М») — на ГСО……………………до 3,7 т (с РБ «Бриз-М»)
История запусков
Места запуска……………………БайконурЧисло запусков……………………411 (на 9.06.2016) — успешных……………………364 — неудачных……………………27 — частично неудачных20Первый запуск……………………16.07.1965Последний запуск……………………9.06.2016Всего произведено……………………410
Первая ступень («Протон-М» 3-й фазы)
Длина……………………21,18 мДиаметр……………………7,4 мСухая масса……………………30,6 тСтартовая масса……………………458,9 тМаршевые двигатели……………………6 × ЖРД РД-276Тяга……………………10026 кН (зем.)Удельный импульс……………………288 сВремя работы……………………121 с
Вторая ступень («Протон-М» 3-й фазы)
Длина……………………17,05 мДиаметр……………………4,1 мСухая масса……………………11 тСтартовая масса……………………168,3 тМаршевый двигатель……………………ЖРД РД-0210 (3 шт.) и РД-0211 (1 шт.)Тяга……………………2400 кНУдельный импульс……………………320 сВремя работы……………………215 с
Третья ступень («Протон-М» 3-й фазы)
Сухая масса……………………3,5 тСтартовая масса……………………46,562 тМаршевый двигатель……………………ЖРД РД-0213Рулевой двигатель……………………ЖРД РД-0214Тяга……………………583 кН (маршевый) (31 кН (рулевой))Удельный импульс……………………325 сВремя работы……………………239 с
Кто создал первую “космическую” ракету Советского союза?
«Семерка», Р-7, БРДД – это разные названия одного и того же «изделия» №8К71» Под таким шифром проходила в технической документации и закрытых постановлениях ЦК и Совмина баллистическая ракет дальнего действия. И между прочим не абы какая, а первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.
Даже если бы Сергей Павлович Королев создал одну только «семерку» (ракету Р-7), его вклад в становление отечественной космонавтики был бы огромен.
Однако еще раньше появилось обозначение «Тема-1» и ракета Т-1. Тезисы доклада по результатам исследования перспектив развития оружия, призванного лишить Америку неуязвимости, с которыми Сергей Павлович Королев выступил на техническом совете НИИ-88, датированы 27 декабря 1951 года. Тогда же ученый совет института одобрил предложения главного конструктора.
Но заложенная в конструкцию ракеты Р-7 система компоновки «пакет» впервые появилась ещё в работах Константина Эдуардовича Циолковского. Позднее М.К.Тихонравов обосновал рациональность «схемы пакета блоков различной размерности». Однако, упреждая естественный вопрос: «кто же истинный творец «семерки»?», скажу так:
структурно-однородный пакет просчитывали по заданию С.П. Королева в Институте М.В.Келдыша, проектный отдел ОКБ возглавлял К.Д.Бушуев, многое привнесли инженеры Г.Ю.Максимов, С.С.Охапкин, главный проектировщик Сергей Сергеевич Крюков, первый заместитель Королева В.П.Мишин… Двигатели – В.П.Глушко, бортовые системы – Н.А.Пилюгина, В.И.Кузнецова, М.С.Рязанского… Охапкин тоже был замом в проекте, его даже называли «главный конструктор при главном конструкторе».
Словом, трудно перечислить всех причастных. Скорее трудно выделить тех, кто почти ничего не привнес в проект – слишком уж много выдающихся умов своего времени работали над проектом этой ракеты. И все-таки «семерку» по праву называют королёвской.
Ведь Сергей Павлович, как главный конструктор, должен был заставить слушать себя, думать, как он, влиять на события, собирать вокруг себя личностей. Как музыка, создаваемая оркестром, составляется из многочисленных и разнообразных, но связанных между собой звучаний, так и конструкторское содружество инженеров. Каждый из них вырабатывает свое собственное сознание, имеет дело не только с тем, что находится в его собственных мыслях и памяти, но и с новыми идеями, которые он получает от других.
В 1953 году схема будущей ракеты была выбрана, и началось эскизное проектирование.
Протон-М — это:
- Основа космической транспортной системы России
- Отработанная конструкция, за время эксплуатации — более 400 пусков (всех модификаций)
- Высокий коммерческий потенциал на мировом рынке
Ракета-носитель «Протон-М»
Для ракеты-носителя «Протон-М» разработаны более легкие и объемные головные обтекатели. Это позволяет значительно увеличить объем для размещения полезной нагрузки, а также осуществлять групповые запуски спутников различного типа.
На модернизированном носителе «Протон-М» установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК).
Новая система управления «Протона-М» позволяет:
- улучшить использование бортового запаса топлива за счет его более полной выработки, что повышает энергетические характеристики ракеты-носителя и уменьшает или даже исключает остатки вредных компонентов;
- обеспечить пространственный маневр на активном участке полета, что расширяет диапазон возможных наклонений опорных орбит;
- упростить состав бортовых электронных систем в связи с передачей вычислительных операций систем опорожнения баков и безопасности носителя на бортовом цифровом вычислительном комплексе;
- позволить реализовать в полете ограничения по параметру «произведение скоростного напора на угол тангажа», что дает возможность без существенного изменения прочности конструкции ракеты-носителя установить головные обтекатели больших размеров;
- обеспечить оперативный ввод или изменение полетного задания;
- улучшить массовые характеристики ракеты-носителя.
На «Протоне-М» решена задача резкого сокращения размеров полей, отводимых для падения отработавших первых ступеней носителя. Сокращение размеров полей падения осуществляется путем управляемого спуска ускорителя первой ступени на площадку ограниченных размеров. Уменьшение размеров полей падения позволяет облегчить задачи по поиску и утилизации остатков первой ступени. Кроме того, она падает на землю практически «чистой» — циклограмма работы двигателей первой ступени обеспечивает полную выработку компонентов из ее баков. Таким образом, существенно улучшаются экологические показатели нового российского носителя.
Состав ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи
Тактико-технические характеристики ракеты-носителя
Протон-М |
|
---|---|
Стартовая масса, т |
~705 |
Количество ступеней |
3 |
Компоненты топлива: — первой ступени — второй ступени — третьей ступени |
НДМГ + АТ НДМГ + АТ НДМГ + АТ |
Двигатели: — первой ступени — второй ступени — третьей ступени |
6 х РД-276 3 х РД-0210 и 1 х РД-0211 1 х РД-0213 и 1 х РД-0214 |
Используемые разгонные блоки |
Бриз-М и ДМ-03 |
Космодром |
|
Масса полезной нагрузки, т.* — на НОО (200 км, i=51,6 град.) С разгонным блоком «Бриз-М» — на ГПО — на ГСО |
22,4 6,3 3,3 |
* — НОО — низкая опорная орбита; ГПО — геопереходная орбита; ГСО — геостационарная орбита.
Стартовый комплекс ракеты-носителя
Стартовый комплекс на космодроме Байконур предназначен для подготовки к пускам и проведения пусков ракет-носителей «Протон-М» с различными космическими головными частями. Головным разработчиком СК является филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК.
Стартовый комплекс, состоит из двух стартовых площадок, объединенных сетью коммуникаций, и общего для обеих площадок комплекса сооружений, обеспечивающих каждую из них сжатыми газами, водой, электроэнергией, хладагентами для термостатирования компонентов топлива и космических аппаратов.
Построение стартового комплекса обеспечивает достаточную автономность каждой стартовой площадки. Агрегаты и системы стартового комплекса, все технологические процессы подготовки к пуску и пуска ракеты-носителя созданы с учетом максимальной безопасности обслуживающего персонала и требований экологичности при эксплуатации.
Фотогалерея
Видео
Вывоз ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Ямал-601» на стартовый комплекс Байконура
Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Интелсат-22» 25 марта 2012 года