Штрафбаты в великую отечественную: самые шокирующие факты

[править] Литература

  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) М.: Эксмо, 2008. — 448 с. ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. — 295 с.
  • Пыльцын А. В. Правда о штрафбатах: Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. Изд. 3-е. (Серия: Великая Отечественная. Неизвестная война) М.: Эксмо, 2008. — 512 с. ISBN 978-5-699-21470-9
  • Пыхалов И., Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта (Серия: Военно-исторический сборник) М.: Эксмо, 2007.
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. (Серия: Военные тайны ХХ века) М.: Вече, 2007. — 432 с. ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941—1945 (Серия: На линии фронта. Правда о войне) М.: Центрполиграф, 2006. — 264 с. ISBN 978-5-9524-2746-4

Язык и дамы до добра не доведут

За что же попадали в штрафники? В первую очередь за неправильные разговоры. Вот фрагмент приказа генерал-полковника Щаденко, касающийся жаловавшегося в газету «Красная звезда» младшего лейтенанта Карамелькина: «Будучи вызван в Москву, Карамелькин представил записку, в которой подверг критике действия своих начальников, начиная с командира роты и кончая командованием армии и фронта. При этом Карамелькин голословно заявил, что многие командиры пробрались на командные должности только для того, чтобы пользоваться высоким авторитетом и спасать свою шкуру. Сам же Карамелькин, получив едва заметную царапину на руке, поспешил с фронта убраться». Трудно сказать, был ли Карамелькин кляузником или принципиальным борцом с системой, но его тут же отправили в штрафбат.

Капитан-лейтенант Виноградов служил на Северном флоте. Однажды во время ремонта радиостанций он наткнулся на германскую волну, по которой вещал Геббельс. Вместо того чтобы крутить ручку дальше, офицер перевел несколько фраз из его речи и вскоре был арестован за содействие вражеской пропаганде.

Другой тип нарушителей дисциплины. Лейтенант Минченко и старшина Минин отправились в Астрахань из запасного полка на учебном самолете за новым самолетом Як. Обратно они должны были вернуться парой на двух машинах. По дороге решили завернуть за 300 км в Кизляр за вином, которое вроде было там дешевле и вкуснее. При взлете с пустыря самолет был поломан, а с ним и судьбы двух летчиков.

Во многих случаях, как водится, были виноваты женщины. Например, два ротных командира, служивших в Афганистане, навещали любвеобильную супругу командира полка, а столкнувшись у нее в прихожей, набили друг другу физиономии. Оба оказались в штрафбате.

Пример из другой категории, когда в штрафбат попадали за халатность. В мае 1944 года на одном из полустанков солдаты из маршевого пополнения 6-й стрелковой дивизии начали ломать доски для костра подобранной где-то миной, что привело к взрыву и гибели четырех военнослужащих. Оставшиеся побили физиономии плохо следившим за ними офицерам. В итоге одних отправили в штрафбаты, других — в штрафроты.

Далее следовало перечисление других злоупотреблений в том же стиле и приговор: Подгорнову — расстрел, прочим — возможность искупить вину в штрафном батальоне.

В целях перевоспитания

Толчком к появлению идеи создания штрафбатов стало первое военное время. Красная армия продолжала отступать. Частыми явлениями стали проявления трусости и случаи дезертирства, которые приводили к расстрелам. Но осенью 1941 года издали указ о том, что многие офицеры устраивают самосуд, что расценивается как злоупотребление полномочиями. Стали искать другие способы, как перевоспитать личный состав и не допустить репрессивных мер.

В июле 1942 года созрело решение. Всего за несколько дней сформировали семьдесят семь штрафрот и пять штрафбатов. За все время ВОВ в Красной Армии создали более тысячи штрафных рот и более шестидесяти штрафных батальонов.

Согласно сведениям, указанным в сборнике под названием «Россия и СССР в войнах 20 века», в штрафбаты и штрафроты было отправлено более четырехсот тысяч военнослужащих.

Месяц за четыре года

Многие заключенные были заинтересованы в добросовестной службе. Ведь за один месяц службы в штрафном батальоне могли списать до четырех лет тюремного заключения, за два месяца — до семи, а за три месяца — до десяти.

Длительное время многие были убеждены, что состав штрафных частей был «пушечным мясом». Но его не раз опровергали военные историки. Однако, действительно, вероятность гибели в штрафном батальоне была выше, чем в обычной части Красной Армии. Потери штрафников в месяц составляли половину от вновь прибывших.

В годы ВОВ существовали и так называемые штрафэскадрильи. Военное командование посчитало нецелесообразным направлять всех провинившихся в обычные штрафные батальоны, ведь на их подготовку ушло бы много времени.

Однако не все штрафники добросовестно воевали. Более шестидесяти обиженных на власть летчиков перешли на сторону врага, после военно-воздушное командование дало распоряжении о расформировании штрафэскадрильи и направлении проштрафившихся в обычные штрафроты и штрафбатальоны.

Действительно ли штрафников расстреливали заградотряды НКВД?

Необходимо начать с того, что сама практика использования заградотрядов в тылу войск во избежание панического отступления ведет свою историю со времен античности.

В годы Великой Отечественной войны заградотряды существовали как в структуре Наркомата обороны, так и в НКВД. Появились они в самом начале войны. Согласно директиве Третьего управления Наркомата обороны СССР о работе в военное время, подвижные контрольно-заградительные отряды предназначались для задержания дезертиров; задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта; проведения предварительного расследования с последующей передачей материала вместе с задержанными по подсудности. Отдельные стрелковые взводы, роты и батальоны при особых отделах НКВД дивизий, корпусов, армий и фронтов предназначались для борьбы с «дезертирами, трусами и паникерами». Эти подразделения, выставлявшие засады и дозоры «на войсковых дорогах, дорогах движения беженцев и других путях движения», занимались «выявлением военнослужащих, самовольно оставивших боевые позиции». Согласно директиве, «всех установленных дезертиров немедленно арестовывают и ведут следствие для предания их суду военного трибунала». В то же время «всех отставших от части военнослужащих организовывают повзводно (поротно) и под командой проверенных командиров в сопровождении представителя особого отдела направляют в штаб соответствующей дивизии».

«В особо исключительных случаях, когда обстановка требует принятия решительных мер для немедленного восстановления порядка на фронте, начальнику особого отдела представляется право расстрела дезертиров на месте», — говорилось в документе. При этом, вопреки бытующему мнению, особисту приходилось отвечать за каждый подобный случай. Если выяснялось, что начальник особого отдела превысил свои полномочия, его самого ждал трибунал.

Как видим, заградотряды были созданы задолго до появления штрафных подразделений.

В приказе 227 предусматривалось создание новых заградотрядов: «2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».

В период с 1 августа по 1 октября 1942 года заградительными отрядами Донского фронта были задержаны 36 109 человек, из которых расстреляны 433, арестованы 736, направлены в штрафные батальоны 33, направлены в штрафные роты 1056, возвращены в свои части 32 933 человека.

Статистика по Сталинградскому фронту за тот же период: всего задержано заградотрядами 15 649 человек, из них расстреляны 278, арестованы 244, направлены в штрафные батальоны 42, направлены в штрафные роты 218, возвращены в свои части 14 833 человека.

Численность заградотрядов в принципе не предполагала создания сплошного фронта за основной линии обороны. Они выставлялись по решению командования за спиной у части, чья устойчивость вызывала наибольшие сомнения.

Задача массово расстреливать своих перед заградотрядами не ставилась, поскольку требовалось обратное — привести людей в чувство и вернуть в бой. Как видно из статистики, она вполне успешно решалась.

При этом штрафные роты и батальоны тут вовсе не упоминаются. Это объясняется просто — в тот период главным вопросом было удержание оборонительных рубежей, в то время как штрафников использовали во время наступательных операций.

Могли ли заградотряды оказаться за спиной у штрафных рот и батальонов? Да, если командование имело основания полагать, что штрафники морально неустойчивы и могут начать отступление.

Но никаких расстрелов целых рот не было и быть не могло, ибо, повторим, задача была обратной — вернуть людей в бой, а не помочь немцам в их уничтожении.

Действительно ли бойцы штрафных подразделений были обречены на смерть?

Потери в штрафных ротах и штрафных батальонах действительно были существенно выше, чем в обычных подразделениях. Это объясняется тем, что использовались они в наступлении, при котором потери всегда выше, чем в обороне, и на наиболее опасных направлениях.

Но то, что погибали все, — миф. Как уже говорилось, раненые и проявившие мужество покидали подразделение по иной причине — считалось, что они свою вину полностью искупили.

«Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя», — заявлял режиссер Досталь в интервью.

Можно констатировать, что авторы «Штрафбата» несут ответственность за создание фильма, полностью переворачивающего реальность войны. Спустя 15 лет после своего создания «Штрафбат» своей ложью отравляет сознание молодежи, рассказывая не о настоящей правде войны, а фантазиях, родившихся в головах авторов. Фантазиях, надо сказать, весьма грязных и недостойных.

Правда ли, что сбежавшие из плена советские солдаты и офицеры попадали в штрафные части?

Бывшие военнопленные и лица, побывавшие в окружении, проходили проверку органами НКВД. Согласно опубликованным данным, к марту 1944 года через проверку в спецлагерях прошли 256 200 военнослужащих, из которых в ряды Красной Армии вернулись 223 281 человек, в конвойные войска были зачислены 4337 человек, направлены в оборонную промышленность 5716 человек, убыли в госпитали 1529 человек, умерли 1799 человек, арестованы 11 283 человека, направлены в штрафные подразделения 8255 человек. Общее число лиц, попавших под репрессии (арестованных и направленных в штрафные подразделения), составляет 7,6 процента от общего числа.

Очевидно, что для того, чтобы угодить в штрафбат, нужно было вызвать у НКВД очень серьезные и обоснованные подозрения. Это, конечно, не исключает возможности ошибки, но не делает это явление массовым.

Наказание за потерю знамени

Впрочем, в любом правиле есть свои исключения, зачастую противоречащие официальной истории. Вот малоизвестные факты из истории советского штрафбата. Начнем с того, что первая штрафная рота (42-й армии) была сформирована на Ленинградском фронте за три дня до появления приказа №227.

Иногда фортуна штрафникам улыбалась. Зимой-весной 1943 года штрафбат Волховского фронта находился в тылу более трех месяцев, так что разжалованные офицеры получили свои погоны без всякого риска для жизни. Точно так же улыбнулась судьба штрафным 63-й и 65-й ротам Сталинградского фронта, прибывшим на передовую, когда битва на Волге уже заканчивалась. Но такое везение было нетипичным.

Вооружение штрафников не отличалось от обычных частей, но, конечно, варьировалось исходя из обстановки. Кто-то рассказывал, что вооружены они были только винтовками, другие получали автоматы и гранаты. Часто упоминаются стальные нагрудники весом 3,5 кг, которые вполне удовлетворительно защищали грудь и часть живота от автоматных и пистолетных выстрелов. И еще один важный момент заключался в том, что при избытке осужденных штрафные роты порой разрастались до размеров батальона.

Командир такого подразделения Сукнев рассказывал, что, ознакомившись с прибывшим контингентом, 1-ю роту он сформировал именно из бывших офицеров, 2-ю — из одесских и ростовских рецидивистов, З-ю — из осужденных за басмачество уроженцев Средней Азии. Не исключено, что по документам Ставки такой штрафбат мог обозначаться ротой, а роты —
взводами.

И еще известно о существовании как минимум одного штрафного полка. В приказе, подписанном Сталиным 20 ноября 1944 года, речь шла о том, что из-за нераспорядительности командира 214-го казачьего кавалерийского полка подполковника Данилевича и чинов его штаба во время боев в Венгрии при отходе было утеряно полковое знамя. Но, поскольку в предшествующих боях полк сражался храбро и умело, Верховный решил его не расформировывать, а объявить штрафным.

На практике это означало только понижение подполковника Данилевича в звании до майора. Полк продолжал воевать так же, как и раньше, а в феврале 1945 года был выведен из разряда штрафных с правом получения нового полкового красного знамени.

Последняя штрафная часть — 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии — была расформирована 6 июня 1945 года.

Когда и как появились штрафные роты и штрафные батальоны в Красной армии?

Весенне-летняя кампания 1942 года обернулась тяжелыми поражениями Красной армии. Наступление на Харьков не просто потерпело неудачу, а обернулось полным разгромом группировки советских войск. Убитыми, ранеными и пленными Красная Армия потеряла около 500 000 человек. Гитлеровцам удалось захватить Крым, в начале июля 1942 года пал Севастополь. Немецкие войска устремились к Волге, захватывая всё новые и новые территории. 7 июля гитлеровцы ворвались в Воронеж, 23 июля пал Ростов-на-Дону. Отступление Красной Армии, казалось, приняло необратимый характер. После выхода к берегам Волги и захвата Сталинграда Советский Союз лишался стратегических ресурсов и коммуникаций. Хуже того, прорвавшийся на Кавказ противник мог завладеть нефтепромыслами Грозного и Баку. Решающий успех гитлеровцев на Волге и на Кавказе был чреват вступлением в войну с СССР Японии и Турции, что превращало крайне тяжёлое положение в абсолютно катастрофическое.

В этих условиях 28 июля 1942 года был подписан Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, вошедший в историю как приказ «Ни шагу назад!». Текст этого документа, возможно, впервые за войну говорит о том, что Советский Союз несет катастрофические потери: «Территория Советского Союза — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жёны, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Беларуси, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн населения, более 80 млн пудов хлеба в год и более 10 млн тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину».

Крайне жестко оценивается и ситуация, сложившаяся в войсках: «Часть войск Южного фронта, идя за паникёрами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьёзного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамёна позором. Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдаёт наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток».

Главное задача, которую был призван решить приказ 227 — привести армию в чувство и повысить дисциплину в частях. Для этого решено было воспользоваться немецким опытом, о чем прямо и говорится: «После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали далее около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на ещё более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи… Как известно, эти меры возымели своё действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой».

Драки за еду, воровство, «глюки». Жизнь пленных немцев в советских лагерях
Подробнее

Советские штрафные подразделения

В Красной армии существовало два типа штрафных подразделений: штрафной батальон (численность около 800 человек) и штрафные роты (обычно они насчитывали 150-200 бойцов). За все время войны на фронте существовало всего 65 отдельных штрафных батальонов (не единовременно, а вообще) и 1037 штрафных рот. Эти цифры нельзя назвать точными, так как данные подразделения постоянно (примерно через несколько месяцев) расформировывались и создавались вновь. С 1942 по 1945 год постоянно просуществовал только один-единственный штрафной батальон – 9-й отдельный.

В штрафные батальоны направлялись военнослужащие из числа среднего и старшего командного состава за совершение нетяжких воинских и уголовных преступлений. Отправка в штрафбат происходила по приговору военного трибунала, срок наказания варьировался от одного месяца до трех. Все офицеры, направленные в штрафные батальоны, подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отделы кадров. В пределах одного фронта обычно создавалось от одного до трех штрафных батальонов.

Военнослужащий мог покинуть ряды штрафников по истечении срока наказания либо по ранению. Выражение «искупить свою вину кровью» следует воспринимать в буквально смысле слова: ранение, полученное бойцом даже в первый день пребывания в штрафбате, возвращало его в обычную строевую часть в прежней должности. Известны случаи, когда фронт, на котором находился штрафбат, несколько месяцев не участвовал в боях и военнослужащие, отбыв срок наказания, опять возвращались в свои части, ни разу так и не поучаствовав в боях. Штрафникам, отличившимся в бою, могли уменьшить срок наказания. Иногда их даже представляли к наградам.

Штрафникам, получившим увечье, назначалась пенсия, исходя из оклада на последней должности. Родственникам убитых военнослужащих платились денежные пособия на общих основаниях.

В штрафные роты попадали солдаты или военнослужащие младшего командного состава. Обычно в армии существовало от пяти до десяти подобных подразделений. В остальном штрафная рота мало чем отличалась от батальона.

Следует отметить, что личный состав штрафных подразделений в СССР делился на две категории: постоянный и переменный. К постоянному составу относилось командование батальона (роты), в том числе штаб подразделения, командиры рот и взводов, политработники, санинструкторы, старшины, связисты и писари. Так что командир штрафбата (или штрафроты) не мог быть штрафником. Командному составу подобных частей полагались довольно существенные льготы: один месяц службы засчитывался за шесть.

Теперь несколько слов о личном составе советских штрафных подразделений. В штрафбаты попадали офицеры, а в штрафроты, кроме солдат и сержантов, могли быть отправлены и гражданские лица, совершившие те или иные преступления. Однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафроты людей, осужденных за особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбой, изнасилования). Не могли попасть в подобные части и воры-рецидивисты или люди, ранее привлекавшиеся к суду по особо тяжким статьям УК. Логика подобных действий понятна: профессиональные преступники имеют особую психологию, которая мало совместима с армейской службой.

Не отправляли в штрафроты и осужденных по политическим статьям, что тоже можно легко объяснить: эти люди считались «врагами народа», которым нельзя доверять оружие.

Впрочем, большое количество фактов, дошедших до нас, свидетельствуют, что в штрафные части все-таки попадали и матерые уголовники, и люди, осужденные по 58-й статье. Однако это нельзя назвать массовым явлением.

Вооружение штрафных подразделений ничем не отличалось от того, что использовалось в строевых частях. То же самое можно сказать и о продовольственном довольствии.

Мифы о штрафбатах[править]

Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):

  • В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
    • На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие лёгкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
    • С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
  • Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
  • В бой их часто посылали без оружия.
    • Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
    • Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
  • Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
  • За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска

    Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей. Хотя это зависит от роли заградотряда — часть из них, да, занимались отловом и возвращением в строй бегунков, отловом шпионов и прочих интересных личностей, а часть — торчали с пулемётом позади своих, выполняя две функции — во-первых используя крайне редко встречающееся дзюцу «навесной огонь из пулемёта» для поддержания наступления (о чём несведущие не знают, отсюда и пошел штамп «стрелять в спину своим», на самом деле огонь велся поверх голов), а также для поднятия боевого духа методом «у вас два выбора куда идти — или возможная смерть впереди, или гарантированная позади», причём последнее использовалось заградотрядами вообще всех стран где применялись.

    .

  • Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат».
    • На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же.
    • Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.

От танкистов до тыловиков

В штрафбаты направлялись военнослужащие из разных родов войск, самыми разными могли быть и причины. Так, в августе 1941 года генерал Василевский выпустил распоряжение, согласно которому в штрафные танковые роты сводился личный состав, уличенный в саботаже и вредительстве, а в штрафные пехотные роты следовало отправлять «безнадежных, злостных шкурников из танкистов».

9 сентября свет увидел подписанный Сталиным приказ №0685, требовавший летчиков истребителей, уклонявшихся от воздушного боя, предавать суду и переводить в штрафную пехоту. На следующий день вышел указ генерал-майор артиллерии Аборенкова предписывавший направлять в штрафные стрелковые батальоны тех, кто небрежно относился к технике и вооружению.

Не желавшие воевать ухитрялись убедительно инсценировать болезни или ранения, однако 12 ноября 1941 года очередь дошла и до них. В соответствие с приказом №0882 отправке в штрафные части подлежали все, кто симулирует болезни и занимается членовредительством. А с 1942 года в штрафбаты стали направлять и работников тыла – с формулировкой «за бездушное и бюрократическое отношение к своим обязанностям».

Действительно ли штрафников расстреливали заградотряды НКВД?

Необходимо начать с того, что сама практика использования заградотрядов в тылу войск во избежание панического отступления ведет свою историю со времен античности.

В годы Великой Отечественной войны заградотряды существовали как в структуре Наркомата обороны, так и в НКВД. Появились они в самом начале войны. Согласно директиве Третьего управления Наркомата обороны СССР о работе в военное время, подвижные контрольно-заградительные отряды предназначались для задержания дезертиров; задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию фронта; проведения предварительного расследования с последующей передачей материала вместе с задержанными по подсудности. Отдельные стрелковые взвода, роты и батальоны при особых отделах НКВД дивизий, корпусов, армий и фронтов предназначались для борьбы с «дезертирами, трусами и паникерами». Эти подразделения, выставлявшие засады и дозоры «на войсковых дорогах, дорогах движения беженцев и других путях движения», занимались «выявлением военнослужащих, самовольно оставивших боевые позиции». Согласно директиве, «всех установленных дезертиров немедленно арестовывают и ведут следствие для предания их суду военного трибунала». В то же время «всех отставших от части военнослужащих организовывают повзводно (поротно) и под командой проверенных командиров в сопровождении представителя особого отдела направляют в штаб соответствующей дивизии».

«В особо исключительных случаях, когда обстановка требует принятия решительных мер для немедленного восстановления порядка на фронте, начальнику особого отдела представляется право расстрела дезертиров на месте», — говорилось в документе. При этом, вопреки бытующему мнению, особисту приходилось отвечать за каждый подобный случай. Если выяснялось, что начальник особого отдела превысил свои полномочия, его самого ждал трибунал.

Как видим, заградотряды были созданы задолго до появления штрафных подразделений.

В приказе 227 предусматривалось создание новых заградотрядов: «2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».

В период с 1 августа по 1 октября 1942 года заградительными отрядами Донского фронта были задержаны 36 109 человек, из которых расстреляны 433, арестованы 736, направлены в штрафные батальоны 33, направлены в штрафные роты 1056, возвращены в свои части 32 933 человека.

Статистика по Сталинградскому фронту за тот же период: всего задержано заградотрядами 15 649 человек, из них расстреляны 278, арестованы 244, направлены в штрафные батальоны 42, направлены в штрафные роты 218, возвращены в свои части 14 833 человека.

Численность заградотрядов в принципе не предполагала создания сплошного фронта за основной линии обороны. Они выставлялись по решению командования за спиной участией, чья устойчивость вызывала наибольшие сомнения.

Задача массово расстреливать своих перед заградотрядами не ставилась, поскольку требовалось обратное — привести людей в чувство и вернуть в бой. Как видно из статистики, она вполне успешно решалась.

Статья по теме

Агент Воскресенская. Как сотрудница НКВД стала детской писательницей

При этом штрафные роты и батальоны тут вовсе не упоминаются. Это объясняется просто — в тот период главным вопросом было удержание оборонительных рубежей, в то время как штрафников использовали во время наступательных операций.

Могли ли заградотряды оказаться за спиной у штрафных рот и батальонов? Да, если командование имело основания полагать, что штрафники морально неустойчивы и могут начать отступление.

Но никаких расстрелов целых рот не было и быть не могло, ибо, повторим, задача была обратной — вернуть людей в бой, а не помочь немцам в их уничтожении.

Как долго продолжалась служба в штрафных ротах и штрафных батальонах?

В отличие от штрафных подразделений вермахта, где наказание могло быть бессрочным, в Красной армии была верхняя граница — 3 месяца. Такой срок назначался лицам, которым за их преступления в обычных условиях полагалось 10 лет заключения. Лицам, осужденным за менее тяжелые преступления, мог быть назначен срок 2 месяца, либо 1 месяц.

Срок пребывания в штрафных подразделениях сокращался для тех, кто проявил личное мужество и был отмечен командованием либо получил ранение в бою. Существовало правило — если боец штрафной роты или штрафного батальона получил ранение, требующее госпитализации, он считался «искупившим кровью» и освобождался от дальнейшего наказания. Военнослужащие восстанавливались в прежних званиях, а у бывших уголовников погашались судимости.

В особых случаях бойцы штрафных подразделений по ходатайству командования могли быть представлены к награждению орденами и медалями.

Правда ли, что спасшихся из плена отправляли штрафные части?

Согласно опубликованным официальным советским документам, к 1 марта 1946 года, когда основной поток советских военнопленных прошел фильтрацию после возвращения на Родину, ситуация выглядела так: 281 780 человек (18,31 процента) были направлены к месту жительства, 659 190 (42,82 %) зачислены в списки воинских частей, 344 448 (22,37 процент) включены в состав рабочих батальонов, 27 930 (1,81 %) оставались в фильтрационных лагерях, и 226 127 (14,69% ) были переданы в распоряжение НКВД.

Лица, отправленные в воинские части и рабочие батальоны, спустя некоторое время демобилизовывались и возвращались домой. В отношении лиц, переданных НКВД, продолжалась дополнительная проверка относительно их сотрудничества с гитлеровцами. Далеко не все из этого числа в итоге оказались в советских лагерях. А многие из тех, кто туда попали, получили по заслугам. Это не исключает, конечно, возможности принятия ошибочных решений в отношении тех или иных лиц.

Но ни о каком «чуде», про которое рассуждал автор «Штрафбата», и речи быть не может — абсолютное большинство советских военнопленных не подвергалось преследованию со стороны сотрудников НКВД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector