Русская народная сказка «солдатская шинель»

“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве

“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве

1

Маршрут экскурсии:1.зал – общий, 2.зал – художники-иллюстраторы,3.зал – кинозал,

4.зал – театр «Современник»

2

Цель экскурсии: 1.Познакомить  с изобразительным и сценическим воплощением повести Н.В. Гоголя «Шинель».

2.Показать, что эти произведения искусства расширяют круг впечатлений от произведения, способствуют более глубокому пониманию текста.

3

Мы хотели бы обратиться к образной интерпретации повести Н. Гоголя « Шинель», которая отличается от других произведений писателя особенностями своего юмора и масштабом осмысления темы «маленького человека». Н.В.

Гоголь- едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель: Более 20-ти художников обратились к повести «Шинель». Что их привлекало? Неоднозначное толкование образа Акакия Акакиевича Башмачкина? Желание собственного прочтения Н.Гоголя?

Наша работа – своего рода экскурсия по гоголевскому художественному музею.

Важно

Предлагаем рассмотреть иллюстрации, созданные в разное время П. Боклевским, П. Кустодиевым, Кукрыниксами , С.Бродским

Их картины – единый ансамбль, ибо в центре внимания- «маленький человек», шинель-символ.

4

Самым ранним иллюстратором был современник Н. Гоголя П. Боклевский , а чуть позже появились работы П. Кустодиева . Вот каким они увидели А.А. Башмачкина.

 Герой Боклевского как нельзя лучше соответствует реалистической манере Н. Гоголя.

художник рисует облик Башмачкина на основании текста: «Вечный титулярный советник», «низенький чиновник с лысенкой на лбу», жалкий, съежившийся, беспомощный, именно таким мы и представляем этого героя, произносящего: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

    Можно сделать вывод: у Боклевского стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет.

     На иллюстрациях П.Кустодиева,  нам кажется, Башмачкин другой. Художник увидел в нем человеческое: « Я брат твой.»

5

Мы видим, что П.Кустодиев, проиллюстрировавший основные моменты жизни Башмачкина, внес свое понимание повести Гоголя. Все же герой Гоголя и герой Кустодиева внешне отличаются.

6

Приглашаем вас в другой зал и представляем иллюстрации Кукрыниксов (50-ые годы ХХ века), которые рассматривали главного героя во всех психологических  аспектах.

Совет

Трагедия маленького человека, прилежного переписчика бумаг, безропотной жертвы глумления сослуживцев, распекания начальством всех рангов получило в лице Кукрыниксов глубоких истолкователей, ибо они создали на редкость убедительный образ Акакия Акакиевича; запоминается лицо, на котором отражаются все чувства героя.

7

«Шинель» Кукрыниксов – это спектакль сыгранный одним актером. Их Башмачкин зачастую сопоставлен с окружением. Удался художникам образ портного Петровича, где герой заказывает шинель.

 На редкость выразительно значительное лицо, распекающее Башмачкина.

 Полный ужаса эпизод, рисующий почти безумного чиновника после снятия с него шинели и ищущего помощи у полицейского.  На всем цикле рисунков лежит сумеречный отсвет николаевского времени.

8

Новое время(70-ые – 80-ые годы ХХ века)-новое прочтение повести Гоголя С.Г.Бродским. Его иллюстрации, а их 14, могли бы занять целый зал музея. Хотим заметить, что его рисунки выходят за рамки требований к ним.

Шинель у Бродского- не «светлый гость… ожививший на время бедную жизнь чиновника, а символ той страшной эпохи»

В начале книги – земля, затянутая шинелью с гербовыми пуговицами и бегущий человек  с поднятыми в ужасе руками.

9

Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведённой до своего абсурдного  предела.

10

Сильное  эмоциональное впечатление оставляют  листы , изображающие героя повести в леденящих своей геометрической правильностью петербургских ландшафтах. Здесь звучит  тема одиночества человека в огромном городе , враждебном ему.

11

Обратите внимание

Итак, вы увидели, что каждый из художников по-своему  трактует  «Шинель» Н.В. Гоголя.

12

Новое прочтение повести – фильм режиссера А. Баталова с Роланом Быковым в заглавной роли. Пронзительно сыграны эпизоды, когда с Башмачкина снимают шинель.

  Со смертью героя сюжет повести не обрывается, а переходит в фантастический план. Начинается возмездие.

13

Наша экскурсия будет неполной, если не сказать о спектакле режиссера Фокина в театре «Современник» с Мариной Неёловой – Акакием Акакиевичем. Можно спорить о режиссерских новациях, но то, что актриса – полное перевоплощение в «маленького человека», не вызывает сомнения

14

Читательский дневник по русской народной сказке «Солдатская шинель»

Название произведения: «Солдатская шинель».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: народная бытовая сказка.

Главные герои: солдат, барин, командир.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Солдат — находчивый, ловкий и справедливый.

Барин — жадный, скупой и ворчливый.

Командир — правильный, рассудительный и мудрый.

Краткое содержание сказки «Солдатская шинель»

Некий барин разговорился с солдатом, и тот поведал ему, что шинель сон улучшает.

Поверил барин, заплатил за шинель 25 рублей и домой принёс.

Жена его отругала.

Попытался богач на шинель лечь, да жёстко ему показалось.

Да и укрыться нечем.

Пошёл господин на служивого жаловаться.

Вызвал командир солдата, а тот мигом улёгся на шинель, укрылся и уснул.

Посмеялся командир, выдал солдату чарку.

А барина прогнал.

Основная мысль произведения «Солдатская шинель»

Главная мысль сказки заключается в том, что кто усердно и тяжело трудиться, тому любой отдых и покой приятен.

А кто ничего не делает, тот только ворчать умеет.

Основная идея сказки в том, что для того, чтобы хорошо отдохнуть, нужно ещё лучше потрудиться.

Сказка учит быть трудолюбивыми и честными.

Учит быть хитрыми и ловкими, находчивыми.

Учит нас не быть наивными.

Краткий отзыв о сказке «Солдатская шинель» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я сильно смеялась над неудачей богача.

Тот привык спать на пуховой перине, да укрываться мягким одеялом.

А солдат убедил его в том, что лучше всего спиться на простой военной шинели.

И сумел выгодно продать свой товар.

Конечно, барин чувствовал себя обманутым.

Но служивый доказал справедливость своих слов.

Просто они с барином по-разному понимали что хорошо.

Это интересная и поучительная сказка о весёлом солдате и глупом барине.

В ней удалось показать мысль о том, что хорошо отдыхает тот, кто много работает.

Ведь устав, человек не обращает внимания на качество постели, он засыпает на любой.

Мне понравилась хитрость и находчивость главного героя.

А то, что он обманул барина и разорил его на 25 рублей, ничего страшного.

Не обеднеет ленивый барин, а урок, может быть, ему на пользу пойдёт.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что реклама часто преувеличивает ценность той или иной вещи.

Она вроде не обманывает прямо, но и правды не всей говорит.

Всегда нужно думать головой, прежде чем совершать важную покупку.

Пословицы к произведению:

  • Скупой платит дважды.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.
  • Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть.
  • Обвели вокруг пальца.
  • Горька работа, да хлеб сладок.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.

Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.

При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.

Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

Требование к парадному обмундированию

Праздничная военная форма одежды разделяется на две категории:

  • одежда для несения почетного караула, которая схожа с экипировкой Императорских гвардейцев;
  • воинские современные формирования российской армии, обмундирование которых отвечает реалиям настоящего времени. Элементы одежды меняются в зависимости от периода и события.

В летнюю парадную форму входят следующие элементы:

  • шерстяная фуражка с околышем (для офицеров высших чинов – с шитьем);
  • мундир парадный, петлицы и погоны;
  • брюки парадные или шерстяные парадно-выходные (для офицеров высших чинов – с лампасами);
  • вицмундир;
  • рубашка белая;
  • пояс парадный;
  • галстук черный на латунной закрепке;
  • черные хромовые сапоги или полуботинки;
  • лайковые белые перчатки.

В зимнюю парадную форму входят следующие элементы:

  • меховая серая ушанка;
  • пальто парадно-выходного типа;
  • вицмундир;
  • брюки парадные или шерстяные парадно-выходные (для офицеров высших чинов – с лампасами);
  • галстук, рубашка, пояс и перчатки, как в обмундировании летнего типа;
  • черные хромовые зимние сапоги.

Парадная форма подводников и иных категорий военнослужащих должна соответствовать следующим установленным нормам:

  1. Соблюдение стилистики военного обмундирования военнослужащих Российской Армии.
  2. Строгая элегантность военного костюма парадного и праздничного назначения. Форма одежды должна в обязательном порядке подчеркивать все черты тела военнослужащих.
  3. Материалы, используемые при производстве предметов обмундирования, должны быть качественными.

Так как базовая стилистика парадных предметов одежды военнослужащих установлена историей, она практически не меняется с течением времени. Перемены носят только частичный характер. Замена используемых материалов допускается только в том случае, если новые ткани будут более высокого качества с улучшенными эксплуатационными характеристиками.

Особым внешним видом отличается генеральский парадный костюм. Общий внешний вид схож с повседневным обмундированием с небольшими отличиями в цветовой гамме. Парадный мундир выполнен в сером цвете, брюки синего цвета, ботинки – черного. На обшлагах и воротнике есть нашивки.

Что насчёт шапки-ушанки? Это традиционный головной убор русской армии?

Хотя ушанка стала своеобразным символом советской армии(и благодаря этому многократно появлялась в кино, на страницах книг и уж тем более комиксов), русская императорская армия не использовала в качестве головного убора ничего подобного.

Похожий на привычную нам ушанку головной убор впервые начал применять знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен в конце XIX века, но этот элемент униформы делался из плотного шерстяного сукна. В Россиинансеновская шапка» стала с лета 1919 года частью обмундирования в белой армии адмирала Колчака.

Бойцы адмирала Колчака в шапках-колчаковках»

Она прижилась у военных, и вскоре её начали делать из меха. Так и появилась ушанка, ставшая привычной частью советской зимней униформы.

Изменения формы к 1939 году

Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.

При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:

  • полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
  • парадная белая форма для офицеров;
  • шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.

При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.

После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.

Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.

Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР

Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.

    В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель.
Первоначально она составляла основу зимней формы.
Внешний вид ее практически не изменялся до XX века.
Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло.
Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц  и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ.
Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук.
Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою

Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков.
 Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке

Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и  просуществовал около ста лет.
 Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.

    Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились.
В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность.
 Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем.
Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть.
 К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.

    В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы.
С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу.
 Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета.
Многие  служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.

    — Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?

    — Так она же суконная!

    — А летом не жарко?

    — Так она же без подклада!

————————————————

ПЕРВАЯ ШИНЕЛЬ

Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии в 1780 году. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку, но очень быстро приобрела классические очертания и распространилась по Европе. Внешний вид шинелей разных стран не особо отличался: варьировались только цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.

Производство обмундирования очень стимулировало легкую промышленность и животноводство. В Пруссии оно достигло такого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русские вывозили еще 20 тыс. кусков ежегодно. И его в России не хватало, так что по приказу Петра I появились Московские и Казанские суконные фабрики. Забегая вперед, приведу пример: в Первую мировую войну в российскую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалось, в среднем, шерсти с двух овец. Считайте! (Рекорд по шинелям во Вторую мировую тоже принадлежит нашей стране — 38 млн.)

История[]

В конце декабря года немецкая армия была демобилизована. Значительное число бывших солдат быстро попали в сферу влияния политических партий, которые боролись за власть в Германии и создавали для поддержки своих действий полувоенные формирования. Кроме того, существовали и официальные добровольческие формирования, разрешенные версальским мирным договором и предназначавшиеся для подавления революционных настроений. Среди добровольцев также было много бывших солдат. Уже весной 1919 года произошли первые стычки между «армиями», которые принадлежали разным партиям. Например, практически весь март 1919 года на улицах Берлина шла настоящая война между отрядами коммунистов и Кильской морской бригадой, которая поддерживала нового немецкого канцлера Фридриха Эберта. Победу одержали последние — в основном благодаря своей отменной военной подготовке, полученной на фронтах Первой мировой.

А в январе 1919 года майором Йозефом Бишоффом была основана «железная дивизия», действовавшая за пределами Германии — на территории Пруссии и Латвии. Бойцы «железной дивизии» с переменным успехом боролись как с революционными силами на территории этих стран, так и с Красной армией. Именно они стали первыми украшать свое обмундирование свастикой — древнегерманским знаком удачи, который позже стал главным нацистским символом.

В начале 1920 года, когда угроза революции миновала, а правительственные добровольческие отряды начали представлять собой серьезную военную силу, от правительства Германии потребовали их роспуска. Правительству пришлось согласиться. Однако расформированы были только добровольческие отряды — полувоенные формирования, подчинявшиеся разным политическим партиям, продолжали создаваться.

В 1920 году бывший военный ефрейтор немецкой армии Адольф Гитлер становится лидером национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Важным элементом политики NSDAP был упор на физическую подготовку ее членов. Для этого при партии было организовано спортивно-гимнастическое объединение, из воспитанников которого стали формировать частные военизированные соединения, названные СА. Данное формирование использовалось как для охраны вождей NSDAP, так и в качестве средства силового решения возникающих проблем. В начале 20-х годов из состава СА была выделена специальная «штурмовая группа Гитлера», предназначавшаяся для охраны вождя.

В 1923 году после неудачной попытки свержения правительства Баварии Гитлер был арестован, а его «штурмовая группа» — расформирована. Однако уже в конце 1925 года, сразу же после освобождения, Гитлер приступает к формированию из членов СА нового подразделения — СС («SchutzStaffel» — охранный отряд). Гитлер четко структурировал силы NSDAP — СА была уготована роль массового военизированного формирования, СС же являлась элитной гвардией, преданной лично вождю. В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, в составе СС была выделена Гвардия канцлера, названная Гвардейским полком СС имени Адольфа Гитлера (СС Лейбштандарт)

Отбор во все части СС был очень жесткий — пристальное внимание первым делом уделялось партийной благонадежности претендента. Впрочем, несмотря на это, у большинства членов СС имелся и внушительный военный опыт — многие из них во время Первой мировой служили в штурмовых частях или партизанских отрядах Форбека.

До начала Второй мировой численность СС строго ограничивалась рамками жестокого отбора. Для поступления в СС Лейбштандарт также требовалось предоставить свидетельства о рождении и браке всех членов семьи, дабы командование смогло удостовериться в арийском происхождении претендента.

Боевое крещение СС Лейбштандарт состоялось в ночь с 30 июня на 1 июля 1934 года, которая позже была названа «ночью длинных ножей». К тому времени в «верхушке» NSDAP произошел серьезный раскол — руководитель СА Эрнст Рем требовал проведения обещанных в программе партии общественно-политических реформ. Гитлера же подобный курс не устраивал, поэтому Рема и ближайших его сподвижников было решено ликвидировать. Солдаты из СС Лейбштандарт отлично справились со своей задачей и были щедро награждены Гитлером, командующего гвардией Зеппа Дитриха повысили до звания обергруппенфюрера СС.

Новое развитие при Генрихе Гиммлере

СС, несмотря на то, что подчинялся лично Гитлеру и рейхсфюреру СС – с ноября 1926 года эту должность занимал Йозеф Бертхольд, все же входил в структуры СА. Отношение к «элите» в штурмовых отрядах было противоречивым: командиры не хотели иметь у себя в отрядах членов СС, поэтому взваливали на их плечи разные обязанности, например распространение листовок, проведение подписки на нацистскую агитацию и др.

В 1929 году лидером СС становится Генрих Гиммлер. При нем численность организации стало возрастать стремительно. СС превращается в элитарную закрытую организацию со своим уставом, мистическим ритуалом вступления, подражая традициям средневековых рыцарских Орденов. Настоящий эсесовец обязательно должен был жениться на «образцовой женщине». Генрих Гиммлер ввел новое обязательное требование для вступления в обновленную организацию: кандидат должен был доказать свидетельство чистоты происхождения в трех поколениях. Однако и это было еще не всё: новый рейхсфюрер СС обязал всех членов организации искать невест только с «чистой» генеалогией. Гиммлеру удалось свести на нет подчинение своей организации СА, а затем и вовсе выйти из нее после того, как он помог Гитлеру избавиться от лидера СА – Эрнста Рёма, который стремился превратить свою организацию в массовую народную армию.

Отряд телохранителей трансформировался сначала в полк личной охраны фюрера, а затем и в личную армию СС. Звания, знаки различия, форма – всё говорило о том, что подразделение является самостоятельным. Далее подробнее поговорим про знаки отличия. Начнем со звания СС в Третьем рейхе.

Размышляем о своеобразии бытовых сказок

1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но толь­ко ли о ней хотели рассказать сказители?

         Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.

 2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?

         Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.

 3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

         Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.

4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подго­товьте краткий пересказ одной из них.

         В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.

5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расска­жите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.

         Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию. Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

ПОКРОЙ ШИНЕЛИ

Шинель французской армии. 1812 г. Ее покрой менялся со временем, но это были эволюционные изменения, соответствующие моде. Довольно сильное влияние на крой оказала война с Францией, которая началась с 1805 года. Сравните наряд наполеоновца и русского солдата (рис. 2 и з). Шинель стала короче, стоячий ворот удлинился.

Шинель русской армии. 1812 г.

Еще через полвека шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, а стоячий воротник заменился на отложной, на который нашивались цветные клапаны.

Рядовые Лейб-Гвардии Драгунского полка в шинелях. 1858 г.

Шинели для пехоты и кавалерии отличались: у кавалеристов она была с разрезной шлицей и существенно длиннее, чтобы при езде верхом полы закрывали ноги лошади и служили попоной. Офицерская шинель отличалась от солдатской пелериной для утепления плеч, а у старшего командного состава (от полковника и выше) пелерин было две.

Обер-офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка в офицерской шинели. 1864 г.

В похожем виде армейская шинель просуществовала до революции 1917 года, изменения касались количества пуговиц и способа застегивания (у солдат — на крючки), удаления пелерин и других незначительных моментов.

Шинель для нижних чинов РИА обр. 1911 г.

Вот шинель для нижних чинов образца 1911 года. Во время войны офицеры частей обязаны были носить предметы солдатского обмундирования: солдатские шинели, походные рубахи и гимнастерки, шаровары и фуражки, сохраняя офицерские знаки различия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector