Воспарить над пробками: авиамобили

Современные технологии и еще больше комфорта

При построении самолетов будущего конструкторы учтут не только требования по сверхдальним перевозкам, но и пожелания пассажиров по комфортабельности воздушного судна. Самолеты всё больше напоминают круизные лайнеры с кинозалами и фитнес-центрами. Кроме того, дополнительным источником прибыли станут виртуальные магазины, ресторанчики и конференц-залы для проведения бизнес-встреч. Аэропорты также оборудуют местами для досуга и комфорта путешественников.

Дирижабль Airlander способен находиться в полёте 5 дней и лететь вниз совершенно без шума, он имеет внушительный размер, но принять на борт может лишь 48 человек.

Эти счастливчики могут насладиться роскошью интерьера и незабываемой атмосферой, царящей при полете над горными цепями или безбрежным океаном. Как говорит Ховард Гай, один из родоначальников и гендиректор Design Q: “Airlander — летательный аппарат с самыми внушительными размерами, но это еще не всё: обстановка внутри него ломает горизонты. Полет для путешественников будет незабываемым”. Подробностей еще мало, известно лишь, что в плане соорудить окна на всю высоту Airlander  и сделать доступным приток свежего воздуха в салон. Как следствие, билеты будут недешевыми. 

Гиперзвуковые самолеты

Это проекты ближайшего будущего, которые уже становятся реальностью. В июне прошлого года Boeing представила проект гиперзвукового самолета, который будет лучше всем известных «конкордов». Эта летающая машина должна будет всего за 2 часа долететь из Нью-Йорка до Лондона, а за 3 часа из Нью-Йорка до Токио. Скорость такого самолета должна превысить 6 тыс. км/час, что в 5 раз выше скорости звука. Для сравнения, скорость Конкорда превышала скорость звука только в 2 раза. Ожидается, что первые такие самолеты выйдут из-под конвейера через 20 лет.

По словам представителей Boeing, данный самолет может применяться как в коммерческих, так и военных целях. Судя по количеству окон концепта, он сможет перевозить около 32 пассажиров, плюс экипаж. Сам фюзеляж имеет обтекаемую форму с игловидным носом, что позволяет минимизировать сильный звуковой удар. Скорее всего, такой самолет будет работать на криогенном водородном топливе.

Создают сверхзвуковой самолет и в России. Аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) работает над проектом пассажирского лайнера HEXAFLY-INT с двигателями на жидком водороде. Скорее всего, появится он не раньше 2030 года и будет осуществлять пассажирские перевозки по стране.

Это будет футуристический самолет, который имеет волнолетную конфигурацию. Благодаря треугольному крылу с передней кромкой малого затупления и отрицательной поперечной V-образностью, уменьшается сопротивление воздуха. Сам воздухозаборник интегрирован в общую внешнюю форму. Совокупность этих характеристик позволяет намного увеличить подъемную силу и аэродинамические качества на гиперзвуковых режимах. Для управления самолетом используются элевоны, которые расположены в конце крыла. Модель будет вмещать около 300 человек, а ее длина составит 90 метров.

Однодвигательный дебют

Установленный на Су-75 силовой агрегат имеет функцию отклоняемого вектора тяги. Появление одномоторного двигателя на боевом самолёте  — нетрадиционное решение для отечественной инженерной школы. В настоящее время все пилотируемые машины оперативно-тактической авиации ВКС оснащены двухмоторными установками.

На одномоторном агрегате летает только тяжёлый разведывательно-ударный беспилотник С-70 «Охотник». Из зарубежных изделий на одном двигателе летают французский истребитель Dassault Mirage 2000, американские машины F-16 и F-35.

В беседе с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин пояснил, что одномоторный и двухмоторный типы авиационного двигателя имеют свои преимущества и недостатки.

«Например, двухмоторная установка считается более надёжной: если выйдет из строя один двигатель, можно будет продолжить полёт на втором. В целом двухмоторный агрегат более грузоподъёмный и позволяет преодолевать большее расстояние. Одномоторный двигатель, в свою очередь, более экономичный. Но это нюансы. Самое главное, чтобы самолёт и двигатель представляли собой единый слаженно работающий комплекс», — сказал Литовкин.

  • Презентация Cheсkmate (Су-75) на выставке МАКС-2021
  • АГН «Москва»

В свою очередь, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в комментарии RT предположил, что выбор однодвигательной компоновки обусловлен планами России составить конкуренцию американскому самолёту пятого поколения F-35 на мировом рынке.

«Концепт проекта самолёта предусматривает однодвигательную комплектацию. Эта машина будет конкурентом американскому F-35 в соответствующей размерности, географии поставок и ценовом диапазоне. «Сухой» — признанный лидер в сегменте боевого авиастроения. Любые машины, которые создаются специалистами этой компании, отвечают всем требованиям рынка», — подчеркнул Коротченко.

Напомним, F-35 Lightning II должен стать основой Военно-воздушных сил США и некоторых их союзников. Однако программа производства самолёта была значительно сокращена, возникли трудности и с экспортом. Главной причиной тому послужили многочисленные дефекты, выявленные во время испытаний и эксплуатации истребителя в войсках.

Вдохновлённый Су-57

Ещё одно важное новшество ЛТС заключается в широкой интеграции технологий пятого поколения. Как отмечают эксперты, это предполагает наличие высокоавтоматизированных систем управления, малую радиолокационную заметность, широкое использование в конструкции композитов и радиопоглощающих материалов, возможность размещения вооружений внутри фюзеляжа

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что Checkmate разработан на основе научно-технического задела, имеющегося у «Сухого» и других российских предприятий, которые работают в кооперации с этим конструкторским бюро.

Аналитики склонны полагать, что главным прообразом ЛТС и источником массы технических решений для него послужил истребитель пятого поколения Су-57, который сейчас серийно поставляется в Воздушно-космические силы России.

Также по теме


Двухместный вариант: каковы перспективы экспорта российского истребителя пятого поколения Су-57

В России разработают двухместную модификацию истребителя пятого поколения Су-57, заявил вице-премьер Юрий Борисов. По его словам,…

Помимо ключевых достоинств, свойственных новому поколению, Су-57 отличают сверхманёвренность, короткие взлёт и посадка, высокая помехозащищённость аппаратуры, качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной) архитектурой.

Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По мнению российских военных лётчиков, Су-57 является единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ударное вооружение на любой скорости и высоте и отклоняться от линии пуска ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Это качество выгодно отличает его от F-35.

Дмитрий Литовкин считает, что ЛТС по многим узлам и системам унифицирован с Су-57, но является более дешёвым в производстве и эксплуатации. Эксперт не исключает, что проект Checkmate привлечёт существенные иностранные инвестиции.

«Фактически сегодня Россия демонстрирует возможности по созданию лёгкого истребителя на принципиально новом качественном уровне. Но впереди ещё много работы, и, естественно, потребуются вложения. Су-57 тоже запускался с привлечением ресурсов Индии. Я думаю, что и тут будут средства от стран, заинтересованных либо непосредственно в самом самолёте, либо в технологиях, которые в нём реализованы», — говорит Литовкин.

Игорь Коротченко также отмечает необходимость провести работы, связанные с развитием проекта нового истребителя. По его словам, развёртывания серийного производства Checkmate стоит ожидать после появления крупного инвестора.

«Летающий батон»

Еще один российский концепт авиамашины сделан в Воронеже. За странную обтекаемую форму и удивительную конструкцию без видимых винтов и крыльев в СМИ его прозвали «летающим батоном». Flyter позиционируется как транспорт XXI века. «Наш аэромобиль — абсолютно новой аэродинамической формы, лишенный недостатков вертолета, самолета, конвертоплана или мультикоптера», — говорится на сайте концепта. Заявленные преимущества Flyter — это возможность вертикального взлета, посадки и приземления в любое место города, отсутствие открытых винтов, в которые может попасть пассажир, прохожий или ветка дерева, и распределенная силовая установка из восьми моторов на водородных топливных элементах. По габаритам машина близка к размерам внедорожника или микроавтобуса, управлять им будет система искусственного интеллекта. Воронежский Flyter рассчитан на перевозку двух пассажиров и багажа (нагрузка до 250 кг), развивает скорость до 120 км/ч, может взлетать на высоту до 1,5 км, максимальное время полета пока ограничивается одним часом. На сайте уже принимаются заявки от желающих полетать. Ранее сообщалось, что испытания пройдут в мае 2021 года. Компания-разработчик Scienex предполагает, что в будущем их экологичный летающий транспорт сможет перевозить до 1 млрд людей ежедневно.

Судя по всему, авиамобили — это крайне выгодное направление для инвестиций. Согласно предсказаниям американского банковского холдинга Morgan Stanley, объем рынка летающих машин к 2040 году составит около $1,5 трлн. В городах-миллионниках люди в среднем тратят полтора часа на дорогу, а мировая экономика теряет из-за пробок сотни миллиардов долларов. Очевидно, что спрос на такие машины будет. Дело осталось за малым — сделать их более доступными и обеспечить безопасность полетов.

Когда человек ступит на астероид?

В 2025 году NASA планирует отправить астронавтов в корабле Orion на один из расположенных недалеко от Земли астероидов – 1999АО10. Путешествие должно занять пять месяцев.

Запуск: Orion с экипажем из четырех человек взлетит с мыса Канаверал, штат Флорида.

Перелет: после пяти дней полета Orion, используя силу притяжения Луны, сделает вокруг нее вираж и возьмет курс на 1999АО10.

Встреча: астронавты долетят до астероида спустя два месяца после старта. Две недели они проведут на его поверхности, но о настоящей посадке не идет речи, так как этот космический камень имеет слишком слабую гравитацию. Скорее, члены экипажа просто прикрепят свой корабль к поверхности астероида и соберут образцы минералов.

Возвращение: поскольку все это время астероид 1999АО10 постепенно приближается к Земле, обратный путь окажется немного короче. Добравшись до околоземной орбиты, капсула отделится от корабля и приводнится в океане.

Что такое гиперзвук, и каким он бывает?

Гиперзвуковой называют скорость, значительно – в пять и более раз – превосходящую скорость распространения звука в атмосфере. Соответственно, гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) способны перемещаться с такой скоростью и совершать маневры, используя аэродинамические силы.

Пять скоростей звука или пять чисел Маха (5 М) – это приблизительно от 5380 км/ч до 6120 км/ч в зависимости от высоты полета. Деление летательных аппаратов на до-, сверх, и гиперзвуковые четко отражает природу явлений, возникающих при взаимодействии ЛА с набегающим воздушным потоком. Такая градация особенно важна для работы силовой установки самолета или ракеты: обыкновенный ТРД просто не может функционировать на гиперзвуке, необходим прямоточный или ракетный движок. Обычная высота полета для ГЗЛА – это диапазон от 25 до 100 км, ниже, у поверхности Земли, гиперзвуковые аппараты не используются из-за слишком большого сопротивления воздуха.

Американская гиперзвуковая КР Boeing X-51 WaveRider

Сегодня перед конструкторами стоит другая задача: создать летательные аппараты, для которых полет на гиперзвуковой скорости был бы штатным режимом, способные маневрировать, тормозить и производить посадку. Это различные космопланы (американские «Спейс Шаттлы» и советский «Буран»), гиперзвуковые самолеты (Х-15, SpaceShipOne), БПЛА (Boeing X-43). К ГЗЛА также относятся боевые управляемые блоки МБР («Авангард») и гиперзвуковые ракеты (X-51 Waverider и «Кинжал»).

Сверхтяжелый морской экраноплан ТТС-ИС

Год: 2004

Модель колоссального концепта

Ещё один «псевдосамолёт» с предварительным названием «Тяжелый транспортный самолет интегральной схемы» стал относительно свежей разработкой Центрального Авиационного Государственного Института (ЦАГИ), начавшей свой путь в 2014 году.

Первоначальный проект предполагает создание сверхтяжёлого экранолёта с взлётной массой 1000 тонн, полезной нагрузкой 500 тонн, c дальностью полёта более 6000 км, крейсерской скоростью 500 км/час.

Подробная схема выпущена пару лет назад. Новых материалов пока нет

Более «продвинутая» версия должна стать сверзвуковой и достигать крейсерской скорости в 1900 км/ч при сохранении дальности в 8600 км.

Внушительные цифры пока остаются на бумаге: планируется, что первые опытные образцы уменьшенных габаритов появятся только в тридцатых годах нашего века. Пока нет подходящих технологий для реализации.

Пока ЦАГИ концентрируется на разработке уникальных материалов и технологии сборки. Ждут двигателей. Будут ли подходящие существовать — сегодня остаётся загадкой.

«Гасить звуковую волну»

ЦАГИ продемонстрировал макет своего СГС на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2019 в Жуковском. В натуральную величину длина «Стрижа» составит 38 м. Самолёт должен развивать скорость в 1,8 Маха (примерно 1,9—2,2 тыс. км/ч) и обладать дальностью полёта 6—8 тыс. км. Машина сможет вместить двух лётчиков и шестерых пассажиров.

В интервью RT на полях авиакосмического салона ведущий инженер ЦАГИ комплекса «Прочность» Данил Фомин заявил, что проект СГС будет реализован в виде бизнес-джета. Прежде всего, такой самолёт подойдёт для рейсов через Атлантику или на другой континент. Он сможет летать в два раза быстрее современных дозвуковых машин.

«Стриж» получит оригинальную аэродинамическую схему с удлинённым носовым отсеком, V-образной формой крыла и раскинутыми килями. Два двигателя и воздухозаборники помещены в хвостовой верхней части самолёта. Такая конструкция призвана уменьшить шумность на взлётно-посадочных режимах и нивелировать эффект звукового удара, который человеческим ухом воспринимается как хлопок.

  • РИА Новости

«Необычная форма позволяет гасить звуковую волну за счёт эффекта интерференции, когда одна волна накладывается на другую. Правда, подобная компоновка ухудшает путевую устойчивость. Но современные системы управления становятся более чувствительными, и этот недостаток серьёзной роли играть не будет», — пояснил Фомин.

Как сообщил инженер, ЦАГИ проработал конструкцию носовой части «Стрижа». Она представляет собой многосвязный силовой каркас, состоящий из пересекающихся друг с другом элементов. Нос бизнес-джета решено сделать полым, что позволит облегчить самолёт.

«Мы уже провели серию прочностных экспериментов: брали отсек (носовой части. — RT) и перебивали один из элементов. В результате потоки усилий уходили через соседние клетки. По сравнению с алюминиевым аналогом наша конструкция в полтора раза жёстче и легче на 5—7%», — подчеркнул Фомин.

LAPCAT A2

Сегодня полёт из Брюсселя в Сидней занимает около 20 часов. Создатель британской фирмы «Reaction Engines» Алан Бонд считает, что это слишком долго. Его лайнер LAPCAT A2 сможет доставить 300 пассажиров из Европы до Зелёного континента всего за 4,5 часа. По крайней мере так утверждает сам создатель.

Огромную скорость в 6000 км/ч самолёт будет развивать за счёт гибридной силовой установки под названием SABRE. Это некая комбинация реактивного и ракетного двигателей. При этой первый будет работать на жидком водороде и охлаждённом до минус 150 градусов окислителе, а второй на жидком кислороде.

Ещё одной особенностью нового лайнера станет то, что для уменьшения сопротивления воздуха, летать он будет на высоте в 2,5 раза большей, чем современные «боинги».

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов . В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне

После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: штурмовик Ил-2, истребители МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3.

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

В годы Холодной войны ВВС СССР стремительно развивались, в 80-х годах прошлого столетия ВВС имели на своем вооружении около 10 тысяч самолетов различных модификаций. В послевоенный период появился новый вид авиационной техники – боевые вертолеты.

В СССР были разработаны истребители четвертого поколения Су-27 и МиГ-29, начались работы над созданием истребителя следующего поколения. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. Техника ВВС СССР была разделены между бывшими республиками, где и стала основой национальных военно-воздушных сил.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2021 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50, которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

Будущее российского самолетостроения

В числе самых перспективных самолетов России — МС21, презентованный компанией «Иркут» и ОКБ Яковлева весной 2017 года. Разработчики приложили массу усилий для того, чтобы сделать конкурентоспособный аналог лайнеров от самых востребованных мировых производителей, таких как Boeing и Airbus. Планируются, что в серийное производство поступят три модели, отличающихся друг от друга длиной фюзеляжа, размахом крыла и максимальной вместимостью пассажиров. Коммерческая эксплуатация судна начнется в 2020 году. «Головастик» — легкий самолет от российских разработчиков, отличающийся аутентичным фюзеляжем и предназначенный для комфортной перевозки 4–6 пассажиров.

ПАК ДА — прототип самолета для транспортировки грузов и перевозки пассажиров, разработанный ПАО «Туполев» весной 2015 года. Судно сумеет развивать скорость до 2 тысяч км/час, а для ускорения подготовки перед вылетом предусмотрена функция автоматической загрузки. ПАК ДА будет оснащаться инновационным навигационно-прицельным комплексом, системой радиоэлектронного противодействия, а также наиболее перспективными видами вооружения. Самолет может быть задействован как платформа для пуска аппаратов, выходящих в космическое пространство.

Airlander 10

Прозвище для этого аппарата напрашивается само. /Фото: azernews.az

Когда общество увидело это творение инженерной мысли, то вопросов относительно народного названия попросту не осталось — Airlander 10 так и прозвали — «Летающая задница». Летательный аппарат представляет собой гибрид самолета, дирижабля и вертолета длиной в 92 метра. Согласно задумке разработчиков, он способен подниматься на высоту почти 5 километров и развивать скорость до 150 км/час, а грузоподъемность достигала 10 тонн.

Первый испытательный полет Airlander 10 прошел без проблем, а вот во время второго, произошёл инцидент: аппарат задел телеграфный столб, стал падать и в итоге пропахал носом землю. В результате столкновения кабина пилотов была разрушена, однако пострадавших среди экипажа не было. Учитывая тот факт, что Airlander 10 не бороздит воздушные просторы на каждом шагу, популярности этот откровенно странный концепт не снискал.

Интерьер, виртуальная реальность и интерактивные панели

Пассажирский салон самолётов будущего ожидают большие перемены – изменятся сами кресла, они или станут для более комфортабельного размещения в нём человека принимать его форму тела или второй вариант – это будут кресла-коконы, изолированные друг от друга с индивидуальной климатической установкой, позволяющее идеально отдохнуть в полёте.

Предположительно так будут выглядеть кресла-коконы в самолёте будущего.

Каждое место будет оборудовано интерактивными панелями с прямым доступом в интернет, по планшету, имеющимся для отдельного кресла, пассажир может заказать товар в duty-free аэропорта посадки, ознакомиться с развлекательными программами, работой магазинов и расписанием работы транспорта в городе прилёта.

Проектировщики будущих лайнеров утверждают, что каждому желающему в самолёте будут выдаваться шлемы виртуальной реальности, которые помогут пассажирам забыть про чувство страха перед полётом и помогут перенестись в иной мир с помощью встроенной программы. Люди могут очутиться в путешествиях по разным странам, прокатиться на тарзанке или по морю на быстроходном катере, посмотреть любимый сериал или фильм с эффектом полного присутствия.

Выводы о перспективах поколения «Х»

Согласно оценкам западных военных аналитиков, временной горизонт появления нового поколения боевых самолетов по опыту текущих проектов (по обе стороны Атлантики) лежит за пределами 2035 г.

Какой из узнаваемых сегодня технологических трендов сможет получить первенство определить трудно. Картина станет более понятной после публикации конкретных требований от ВВС Франции и Германии. Поскольку этот временной рубеж удален на годы, сегодня реально обозначить только приблизительный контур: «скорее это, чем то».

Малая радиолокационная заметность, в любом случае, означает значительное тактическое преимущество. Вместе с тем, несмотря на это, даже в США не рассматривают технологию «стелс», как обязательное направление дальнейшего развития самолетов пятого поколения.

Пусть выживаемость боевых самолетов – по крайней мере, в сложных сценариях –  в будущем зависит от способности к самозащите, которая должна быть чрезвычайно адаптируемой и отзывчивой. Тогда скрытность («стелс») может стать только определенной базовой основой для защиты боевых самолетов. Следовательно, необходимо определить, такие ее формы, которые гарантируют компромисс с другими важными характеристиками боевой эффективности. Возможно, что гибкая настраиваемая самозащита в форме когнитивной РЭБ станет тогда наиболее продуктивным решением.

Пока когнитивная самозащита звучит, как научная фантастика. Ее будущее также зависит от того, какой производительности достигнет ИИ и какое свободное пространство он займет. При этом, рассматривается «только» первичная нелетальная подсистема. Она также как и другие содействующие системы, вплоть до механического второго пилота, имеет больше шансов, поскольку не затронута ограничениями в использовании ИИ подобно автономным системам оружия. Кроме того, область вспомогательных систем уже сегодня подчиняется не только разделению между простой поддержкой экипажа и независимым машинным решением.

Специалисты гарантируют, что будущие боевые самолеты смогут располагать более совершенными двигателями. Их дизайн станет более четким. «Суперкруиз» и высокая маневренность являются единой основой для наступательных и оборонительных возможностей. Напротив, гиперзвук для следующего поколения вряд ли будет иметь решающее значение.

Аналогично оценивается и перспектива лазера в качестве первичного вооружения перспективного самолета. Пока не удастся увеличить мощность лазера, развернутого на цель, он  не станет эффективнее пушки или управляемой ракеты.

С другой стороны, слияние данных от сенсоров и сетей уже сегодня является значимой возможностью и останется таковой в будущем. Вместе с тем, доступность для экипажа всей информации об обстановке внутри или снаружи кабины остается не решенной. Поскольку интуитивно понятные и легко интерпретируемые способы ее отображения пока не разработаны, вероятно, что объем информационного потока еще длительное время будет превышать возможности его представления.

Польза будущей всеобъемлющей оперативной сети (СБУ) прямо зависит от ее защищенности от средств РЭБ и кибератак. В этой связи на полях сенсорных технологий, РЭБ и в виртуальной области можно ожидать гонки вооружений, которая по остроте превзойдет конкуренцию в количестве и качестве самих летающих платформ.

Согласно публикациям, военная авиационная стратегия Германии видит все актуальные и будущие системы авиационного вооружения бундесвера в качестве  элементов мегасистемы. Проект получил обозначение «Перспективная авиационная боевая система» (Future Combat Air Systems, FCAS ). Концептуальный дизайн FCAS, по некоторым оценкам, позволяет распределять функции будущих боевых самолетов между пилотируемыми и беспилотными системами. Это, в свою очередь, должно привести к снижению сложности будущих боевых самолетов. Успех данного направления развития зависит от будущей оценки выживаемости боевых сетей, возможности и необходимости сокращения электронных следов (подписей) самолетов. Если же понизить сложность не удастся, то не следует ожидать и сокращения издержек цикла жизни, и больших объемов закупок, и более высокой доступности, которая бы обеспечивала необходимую интенсивность летной подготовки и эксплуатации

По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector