С-200

Эксплуатация

Из реальных специфических целей для системы С-200 (недосягаемых для прочих ЗРК) оставались только скоростные и высотные разведчики SR-71, а также самолёты дальнего радиолокационного дозора и постановщики активных помех, действующие с большего удаления, но в пределах радиолокационной видимости.

Неоспоримым достоинством комплекса было применение самонаведения ракет — даже не реализуя полностью свои возможности по дальности, С-200 дополняла комплексы С-75 и С-125 с радиокомандным наведением, существенно усложняя для противника задачи ведения как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки. Особенно явно преимущества С-200 над указанными системами могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200.

По этой причине долгие годы самолёты-разведчики США и стран НАТО, в том числе SR-71, были вынуждены совершать разведывательные полёты только вдоль границ СССР и стран Варшавского договора.

С начавшимся в 1980-е годы переходом войск ПВО на новые комплексы С-300П, система С-200 начала постепенно сниматься с вооружения. К середине 1990-х комплексы С-200 «Ангара» и С-200В «Вега» были полностью сняты с вооружения войск ПВО России, в строю осталось лишь небольшое число комплексов С-200Д. После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении ряда бывших союзных республик.

Происшествия

Гражданский самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск, потерпел крушение 4 октября 2001 года. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, он был непреднамеренно сбит ракетой 5В28 комплекса С-200В, которая была выпущена с территории Крыма дивизионом 96-й зенитно-ракетной бригады войск ПВО Украины. Все находившиеся на борту самолёта 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа) погибли. См. Катастрофа Ту-154 над Чёрным морем.

Инциденты с С-200

Рейс 1812 авиакомпании «Сибирь»: украинский С-200, эксплуатируемый украинскими военными во время украинских учений, привязанный к Туполев Ту-154 пассажирский самолет, летящий из Тель-Авив к Новосибирск. Авиалайнер был уничтожен над Черное море 4 октября 2001 г. погибли все находившиеся на борту 78 человек.
В течение Операция Карточный Домик ВВС Израиля нацелились на С-200.
Во время израильского авиаудара по целям в Сирии, SA-5, выпущенный сирийской ПВО, не попал в атакующий израильский самолет и вместо этого взорвался. Воуно, Кипр (примерно 225 км / 140 миль к западу от Сирии)

Ракета вызвала большой пожар на безлюдном склоне горы, в результате чего из некоторых близлежащих домов была эвакуирована в качестве меры предосторожности. Однако в результате попадания ракеты мирные жители не погибли или не пострадали

Это было впервые за Сирийская гражданская война что ракета, выпущенная из Сирии, поразила остров Кипр.

Ракетный дивизион

Каждый дивизион С-200 имеет 6 пусковых установок 5П72, аппаратную кабину К-2В, кабину подготовки к старту К-3В, распределительную кабину К21В, дизельную электростанцию 5Е67, 12 автоматических заряжающих машин 5Ю24 с ракетами и антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В. В состав зенитно-ракетного полка обычно входят 3-4 дивизиона и один технический дивизион.

Радиолокатор подсвета цели

Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В системы С-200. Технический музей Тольятти

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы С-200 имеет наименование 5Н62 (НАТО: Square Pair), дальность зоны обнаружения — около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет собственно радиолокатор, а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию, способен сопровождать только одну цель, в случае обнаружения отделяющейся цели вручную переключается на неё. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 кВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей. В условиях борьбы с целями на дальностях до 120 км может переключаться в сервисный режим с мощностью сигнала 7 Вт для уменьшения помех. Общий коэффициент усиления пятиступенчатой системы усиления-понижения частоты — около 140 дБ. Основной лепесток диаграммы направленности — двойной, сопровождение цели по азимуту осуществляется по минимуму между частями лепестка с разрешением в 2″. Узкая диаграмма направленности в какой-то мере защищает РПЦ от оружия на основе ЭМП.

Захват цели осуществляется в штатном режиме по команде с КП полка, выдающей информацию об азимуте и дальности до цели с привязкой к точке стояния РПЦ. При этом РПЦ автоматически разворачивается в нужную сторону и в случае необнаружения цели переключается в режим секторного поиска. После обнаружения цели РПЦ определяет дальность до неё с помощью фазокодоманипулированного сигнала и сопровождает цель по дальности, в случае захвата цели головкой ракеты выдаётся команда на пуск. В случае постановки помех ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется вручную. В случаях, когда мощности отражённого сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели в воздухе (на траектории).

Для борьбы с низкоскоростными целями существует специальный режим работы РПЦ с ЧМ, позволяющий их сопровождать.

Другие РЛС

Разведывательная РЛС П-14 (5Н84А)

  • П-14/5Н84А(«Дубрава»)/44Ж6 («Оборона») (Код НАТО: Tall King) — РЛС раннего обнаружения (дальность 600 км, 2-6 оборотов в минуту, максимальная высота поиска 46 км)
  • 5Н87(Кабина 66)/64Ж6 (Небо) (Код НАТО: Back Net или Back Trap]) — РЛС раннего предупреждения (со специальным низковысотным обнаружителем, дальность 380 км, 3-6 оборота в минуту, 5Н87 комплектовался 2 или 4 высотомерами ПРВ-13, а 64Ж6 комплектовался ПРВ-17)
  • 5Н87М — цифровая РЛС (электрический привод вместо гидравлического, 6-12 оборотов в минуту)
  • П-35/37 (Код НАТО: Bar Lock/Bar Lock B) — РЛС обнаружения и сопровождения (дальность 392 км, 6 оборотов в минуту)
  • П-15М(2) (Код НАТО: Squat Eye) — РЛС обнаружения (дальность 128 км)

На вооружении


Комплекс С-200 на параде в Баку, 26 июня 2011 года

  • Азербайджан Азербайджан — 4 ПУ С-200 на вооружении по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — на вооружении по состоянию на 2016 год
  • Иран Иран — 10 пусковых установок С-200 на вооружении по состоянию на 2016 год
  • Казахстан Казахстан — 60 ПУ С-200 на вооружении по состоянию на 2016 год.
  • КНДР КНДР — 38 С-200, по состоянию на 2016 год
  • Польша Польша — 1 С-200Ц, на вооружении по состоянию на 2016 год
  • Сирия Сирия — 48 ПУ С-200 на вооружении по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения — 12 ПУ С-200 на вооружении по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан — на вооружении по состоянию на 2016 год

Бывшие эксплуатанты

  • СССР СССР — 130 комплексов дальнего перехвата, включающие 1950 ПУ С-200 состояли на вооружении по состоянию на 1991—1992 год
  • Россия Россия — ЗРК С-200 не стояли на вооружении уже как минимум в 2014 году.
  • Белоруссия Белоруссия — С-200 сняты с вооружения в период 2010-15 гг.
  • Венгрия Венгрия — состоял на вооружении по состоянию на 1991—1992 год
  • ГДР ГДР/Германия Германия — 2 крыла ПВО по 2 дивизиона ЗРК С-200 состояли на вооружении по состоянию на 1991—1992 год
  • Грузия Грузия — состоял на вооружении по состоянию на 2007 год
  • Ливия Ливия — 4 бригады ПВО включающие 2 дивизиона по 6 ПУ С-200 (до 48 ПУ) на вооружении по состоянию на 2010 год
  • Чехословакия Чехословакия/Чехия — состоял на вооружении по состоянию на 1991—1992 год, 2 дивизиона
  • Монголия Монголия — неизвестным статусом
  • Украина Украина — до ноября 2013 года, затем полностью сняты с вооружения все комплексы и утилизированы

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда «трехсотку» стали «выдергивать из контекста» и делать «самостоятельной величиной» (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: «Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!» Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 «Руслан» влезает одновременно не более двух машин из состава «трехсотки», поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много «Русланов» или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с «трехсоткой» достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у «трехсотки» не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой «вещью в себе», не имеющей подстраховки ни «сверху» (от истребителей), ни «снизу» (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных «Томагавков». Даже при идеальной работе расчетов «трехсотка» истратила бы все ЗУР на уничтожение этих «Томагавков», а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

[править] Разработчики

Генеральным конструктором системы в целом и радиотехнических средств стрельбового канала зенитно-ракетной системы С-200 был определен А. А. Расплетин (КБ-1). Головным разработчиком зенитной управляемой ракеты было назначено руководимое П. Д. Грушиным ОКБ-2 ГКАТ. Разработчиком головки самонаведения ракеты был определен ЦНИИ-108 ГКРЭ (впоследствии ЦНИРТИ). Кроме КБ-1 к работам по системе наведения был привлечен ряд предприятий и институтов. НИИ-160 продолжал работы по электровакуумным приборам, предназначенным для комплекса наведения и средств системы, НИИ-101 и НИИ-5 работали по сопряжению средств управления и огневых средств со средствами оповещения и целеуказания, а ОКБ-567 и ЦНИИ-11 должны были обеспечить создание телеметрической аппаратуры и контрольно-измерительных средств для обеспечения испытаний.

Оценив возможные сложности «увязки » работающих в замкнутом контуре управления аппаратуры ракеты и комплекса средств наведения при их проектировании несколькими организациями, с января 1960 г. разработку аппаратуры самонаведения ракеты взяло на себя КБ-1, куда в начале 1959 г. была переведена из ЦНИИ-108 лаборатория ведущего эту тему Б. Ф. Высоцкого. Его и назначили главным конструктором по головке самонаведения (ГСН) при общем руководстве А. А. Расплетина и Б. В. Бункина. Лабораторию по разработке радиолокатора подсветки целей возглавил К. С. Альперович.

К созданию стартовых двигателей ЗУР было подключено КБ-2 завода № 81, возглавляемое Главным конструктором И. И. Картуковым. 3аряды для стартовых двигателей разрабатывал НИИ-130 (г. Пермь). Маршевый жидкостный ракетный двигатель и бортовой гидроэлектрический агрегат питания на конкурсной основе разрабатывали московское ОКБ-165 (Главный конструктор А. М. Люлька) совместно с ОКБ-1 (Главный конструктор Л. С. Душкин) и ленинградское ОКБ-466 (Главный конструктор А. С. Мевиус).

Проектирование наземного оборудования стартовой и технической позиций было возложено на ленинградское ЦКБ-34. Заправочное оборудование, средства транспортировки и хранения компонентов топлива разрабатывались московским ГСКБ (будущее КБТХМ).

Индивидуальные доказательства

  1. Ракета 5В21А. Техническое описание. Альбом рисунков. Стр.6 и последующие
  2. Ракета 5В21А. Техническое описание Общие сведения, планер, двигательная установка, двигатели и боевая часть стр. 6
  3. ↑ Международный институт стратегических исследований (IISS): The Military Balance 2018 . 1-е издание. Рутледж, Лондон, 2018 г., ISBN 978-1-85743-955-7 (на английском языке, январь 2018 г.).
  4. Международный институт стратегических исследований (IISS): The Military Balance 1991-1992 . 1-е издание. Рутледж, Лондон, 1991, ISBN 978-0-08-041325-9 (английский).
  5. Международный институт стратегических исследований (IISS): The Military Balance 1994-1995 . 1-е издание. Рутледж, Лондон, 1995 г., ISBN 978-1-85753-115-2 , стр.51 (английский).
  6. Международный институт стратегических исследований (IISS): Военный баланс 2001-2002 гг . 1-е издание. Рутледж, Лондон 2001, ISBN 978-0-19-850979-0 , стр.116 (английский).

Обзор управляемых ракет

система С-200 Ангара S-200W Wega С-200Д Дубна
Управляемая ракета W-860P / 5W21A W-880PW / 5W28 W-880M / 5W28M
Длина (со стартовыми наборами) 10,43 м (10,76 м) 10.80 кв.м. 10.80 кв.м.
Диаметр корпуса 750 мм
Размах крыльев 2520 мм
Масса (со стартовыми комплектами 5С28) 7068 кг
привод 4 одноразовых бустера для фазы запуска плюс жидкое топливо
Боеголовка 217 кг осколочного взрыва
Детонатор Радиовзрыватель близости и ударный взрыватель Радар близости и ударный взрыватель
Средняя скорость полета 1400-1600 м / с
Рабочий диапазон 17-180 км 17-240 км 17-300 км
Высота ставки 500-40 000 м 500-40 000 м 300-40 000 м
Рулевая система Полуактивный радиолокационный поиск цели Полуактивный радиолокационный поиск цели + пассивный радиолокационный поиск цели для постановщиков помех

Примечания[править | править код]

  1. . Сайт «Военное дело». Дата обращения: 14 января 2012.
  2. The Military Balance 2020. — P. 186.
  3. The Military Balance 2020. — P. 92.
  4. The Military Balance 2020. — P. 352.
  5. The Military Balance 2020. — P. 191.
  6. The Military Balance 2020. — P. 285.
  7. The Military Balance 2020. — P. 135.
  8. The Military Balance 2020. — P. 378.
  9. The Military Balance 2020. — P. 211.
  10. The Military Balance 2020. — P. 216.
  11. The Military Balance 1991-1992. — P. 38.
  12. The Military Balance 1991-1992. — P. 89.
  13. The Military Balance 1991-1992. — P. 60.
  14. The Military Balance 2007. — P. 166.
  15. The Military Balance 2010. — P. 263.
  16. The Military Balance 1991-1992. — P. 87.
  17. . Дата обращения: 9 февраля 2013.
  18. укр.
  19. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 125. — ISBN ISBN 9781857438352.
  20. . RBC.ru. Дата обращения: 16 апреля 2018.
  21. . RBC.ru. Дата обращения: 16 апреля 2018.
  22. . vesty.co.il.

Боевое применение ЗРК С-200

6 декабря 1983 сирийские ЗРК С-200, управляемые советскими расчётами, двумя ракетами сбили три израильских БПЛА MQM-74. В 1984 году этот комплекс приобрела Ливия. 24 марта 1986 года, по ливийским данным, комплексами С-200ВЭ над водами залива Сидра было сбито 3 американских штурмовика, 2 из которых были А-6Е «Интрудер». Американская сторона опровергла эти потери. В СССР 3 организациями (ЦКБ «Алмаз», испытательный полигон и НИИ Минобороны) было проведено компьютерное моделирование боя, давшее вероятность поражения каждой из воздушных целей в диапазоне от 96 до 99 %.

Комплексы С-200 всё ещё состояли на вооружении Ливии накануне военной операции НАТО в 2011 году, однако об их применении в ходе этой войны ничего не известно.

В марте 2017 года командование сирийской армии заявило, что четыре самолета ВВС Израиля вторглись в воздушное пространство Сирии. По сообщениям израильской прессы, в ответ самолеты были обстреляны ракетами комплекса С-200. Обломки ракет упали на территории Иордании. Сирийцы сообщили, что, якобы, один самолет был сбит, израильтяне — что «… безопасность израильских граждан или самолетов ВВС не была под угрозой».

16 октября 2017 года сирийский комплекс С-200 выпустил одну ракету по израильскому самолёту, находившемуся над соседним Ливаном. По утверждению сирийского командования, самолёт был подбит. По израильским данным, ответным ударом был выведен из строя радиолокатор подсвета цели.

10 февраля 2018 один F16 израильских ВВС был сбит ЗРК, предположительно, С-200 сирийской ПВО. 12 февраля 2018 года пресс-служба армии обороны Израиля подтвердила факт попадания ракеты в самолет F-16 Цахал. Самолет упал на севере еврейского государства. Пилоты катапультировались, состояние одного из них оценивается как тяжелое. По словам представителей Армии обороны Израиля, огонь по самолету велся из ЗРК С-200 и «Бука».

14 апреля 2018 года сирийское правительство использовало установки С-200 для противодействия ракетному удару США, Британии и Франции в 2018 году. Было выпущено восемь ракет, но целей не поразили.

10 мая 2018 года сирийская система ПВО использовала комплексы С-200, наряду с другими системами ПВО, для противодействия ударам Израиля. По заявлениям Израиля, ответным огнем была уничтожен один из комплексов С-200.

17 сентября 2018 года сирийские ПВО после атаки Израиля на иранские объекты в Сирии огнём С-200 по ошибке сбили российский самолёт Ил-20 (погибло 15 человек).

Транспортно-заряжающая машина 5Т82 ЗРК С-200 с ракетой 5В28

Версии

  • С-200А Ангара (СА-5А) , введен в эксплуатацию в 1967 г.
  • S-200W Wega (SA-5B) , представлен в 1970 г.
  • S-200WM (или просто S-200M) Wega-M (SA-5B)
  • S-200WE Wega-E (SA-5B) , экспортная версия
  • С-200Д Дубна (SA-5C) , введен в эксплуатацию в 1987 г.

Управляемые ракеты

Экспериментальная ракета 5W28EUD для гиперзвуковой лаборатории «Холод».

  • 5W21 (W-860) — оригинальная управляемая ракета с системой самоуправления, испытания 1960–1961 гг.
  • W-861 — изначально разработанная управляемая ракета с твердотопливной двигательной установкой второй ступени. Не строился.
  • W-870 — изначально планировавшаяся ядерная версия W-860. Не строился.
  • 5W21A (W-860P) — первый серийный вариант управляемой ракеты для С-200А Ангара.
  • 5W21W (W-860PW) — очередная модернизация 5W21A, с новой бортовой электроникой.
  • 5W28 (W-880) — Управляемая ракета для S-200W Wega
  • 5W28N (W-880N) — ядерная версия 5W28; первая ядерная ракета для системы С-200. N ( русский Н ) означает Н адёжная (надежный). Все бортовые системы 5W28N обладали повышенной надежностью работы.
  • 5W28E (W-880E) — управляемая ракета для экспортного варианта S-200E
  • 5W28M (W-880M, первоначальное обозначение при разработке W-890) — управляемая ракета для С-200Д Дубна.
  • 5W28MN (W-880MN) — ядерная версия W-880M.

Боевое применение ЗРК С-200

6 декабря 1983 сирийские ЗРК С-200, управляемые советскими расчётами, двумя ракетами сбили три израильских БПЛА MQM-74. В 1984 году этот комплекс приобрела Ливия. 24 марта 1986 года, по ливийским данным, комплексами С-200ВЭ над водами залива Сидра было сбито 3 американских штурмовика, 2 из которых были А-6Е «Интрудер». Американская сторона опровергла эти потери. В СССР 3 организациями (ЦКБ «Алмаз», испытательный полигон и НИИ Минобороны) было проведено компьютерное моделирование боя, давшее вероятность поражения каждой из воздушных целей в диапазоне от 96 до 99 %.

Комплексы С-200 всё ещё состояли на вооружении Ливии накануне военной операции НАТО в 2011 году, однако об их применении в ходе этой войны ничего не известно.

В марте 2021 года командование сирийской армии заявило, что четыре самолета ВВС Израиля вторглись в воздушное пространство Сирии. По сообщениям израильской прессы, в ответ самолеты были обстреляны ракетами комплекса С-200. Обломки ракет упали на территории Иордании. Сирийцы сообщили, что, якобы, один самолет был сбит, израильтяне — что «… безопасность израильских граждан или самолетов ВВС не была под угрозой».

16 октября 2021 года сирийский комплекс С-200 выпустил одну ракету по израильскому самолёту, находившемуся над соседним Ливаном. По утверждению сирийского командования, самолёт был подбит. По израильским данным, ответным ударом был выведен из строя радиолокатор подсвета цели.

10 февраля 2021 один F16 израильских ВВС был сбит ЗРК, предположительно, С-200 сирийской ПВО. 12 февраля 2021 года пресс-служба армии обороны Израиля подтвердила факт попадания ракеты в самолет F-16 Цахал. Самолет упал на севере еврейского государства. Пилоты катапультировались, состояние одного из них оценивается как тяжелое. По словам представителей Армии обороны Израиля, огонь по самолету велся из ЗРК С-200 и «Бука».

14 апреля 2021 года сирийское правительство использовало установки С-200 для противодействия ракетному удару США, Британии и Франции в 2021 году. Было выпущено восемь ракет, но целей не поразили.

10 мая 2021 года сирийская система ПВО использовала комплексы С-200, наряду с другими системами ПВО, для противодействия ударам Израиля. По заявлениям Израиля, ответным огнем была уничтожен один из комплексов С-200.

17 сентября 2021 года сирийские ПВО после атаки Израиля на иранские объекты в Сирии огнём С-200 по ошибке сбили российский самолёт Ил-20 (погибло 15 человек).

Транспортно-заряжающая машина 5Т82 ЗРК С-200 с ракетой 5В28

разработка

Разработка С-200 началась в 1958 году под руководством КБ-1. Также были задействованы конструкторские бюро ОКБ-1, ОКБ-2 и ОКБ-165 (ныне НПО «Сатурн» ). После преодоления ряда проблем разработка С-200А «Ангара» была окончательно завершена. Ракета имела эффективную дальность 160 км. Система была официально добавлена ​​на вооружение советских войск в 1967 году. Однако, когда система была представлена, недостатки стали очевидными, например, устойчивость к помехам была чрезвычайно низкой. В конечном итоге это привело к постоянному обновлению и совершенствованию системы. Последняя версия системы была представлена ​​в 1976 году. Система-преемница — С-400 .

Модификации комплекса

  • С-200 «Ангара» (первоначально С-200А) — ракета В-860 (5В21) или В-860П (5В21А), принят на вооружение в 1967 году, дальность — 160 км высота — 20 км;
  • С-200В «Вега» — помехозащищённая модификация комплекса, модернизированы стрельбовой канал, командный пункт К-9М, применена модифицированная ракета В-860ПВ (5В21П). Принят на вооружение в 1970 году, дальность — 180 км, минимальная высота цели снижена до 300 м;

    • С-200М «Вега-M» — модернизированный вариант С-200В, в части применения унифицированной ракеты В-880 (5В28) с осколочно-фугасной или В-880Н (5В28Н) с ядерной боевой частью (ЗУР В-880 разработана после прекращения работ над В-870). Использованы твердотопливные стартовые ускорители, дальняя граница зоны поражения увеличена до 240 км (по барражирующему самолёту ДРЛО — до 255 км), высота цели — 0,3 — 40 км. Испытания проходили с 1971 года. Помимо ракеты, изменениям подверглись КП, ПУ и кабина К-3(М);
    • С-200ВЭ «Вега-Э» — экспортный вариант комплекса, ракета В-880Е (5В28Е), только осколочно-фугасная БЧ, дальность — 240 км
  • С-200Д «Дубна» — модернизация С-200 в части замены РПЦ на новый, применения более помехозащищённых ЗУР 5В25В, В-880М (5В28М) или В-880МН (5В28МН, с ядерной БЧ), дальность увеличена до 300 км, высота цели — до 40 км. Разработка началась в 1981 году, испытания проходили в 1983—1987 годах. Серия выпускалась в ограниченном количестве.

Благодаря его трудам теперь можно скачать весь контент:

Файлы собрал в 8 архивов по 1Гбайту и разместил на Яндекс.диске для тех, кто хочет ускорить и упростить процесс скачивания с вашего сайта. Файлов получилось скачать 678 шт., и общим размером 7,4 ГБайта.

1).historykpvo.part1.rar http://yadi.sk/d/qmMfWbQ_2Rxko 2).historykpvo.part2.rar http://yadi.sk/d/ExylDYuZ2Rzsc 3).historykpvo.part3.rar http://yadi.sk/d/miUxIz6O2Rzw2 4).historykpvo.part4.rar http://yadi.sk/d/AcXU9QWk2S0Er 5).historykpvo.part5.rar http://yadi.sk/d/2n5xyPOk2S0Gr 6).historykpvo.part6.rar http://yadi.sk/d/K-VMkk9W2S1jc 7).historykpvo.part7.rar http://yadi.sk/d/WBs3d-Yd2S1kC 8).historykpvo.part8.rar http://yadi.sk/d/v2kTr83Q2S1ku       Все материалы теперь будут доступны и в пиринговой сети Direct Connect как одним файлом, так и каждым файлом по отдельности. Файлы можно найти на крупнейших хабах российского сегмента Direct Connect или через ник — SpaceLib, или через поиск файла — архива данного сайта, который содержит текстовый ключ «historykpvo».        Т.е. подсоединяетесь например к хабу Озерки, запускаете поиск с ключом «historykpvo», находите файл-архив сайта размером 7,4 ГБайт и качаете. В шаре в папке «хабПВО» можно скачать каждый файл по отдельности. Но это запасной вариант, кому нужны файлы сайта целиком, лучше качать 8 файлов с Яндекс-Диска.

Добавление:

Пока выкачивал сайт, появились новые материалы по «ЗРК С-125 Нева(Печора)». Докачал и собрал в архив historykpvo-add.rar, там 149 файлов размером 1,391,713,928 байт. http://yadi.sk/d/Mh6mBhtT2_5rH

Ракетный дивизион

Каждый дивизион С-200 имеет 6 пусковых установок 5П72, аппаратную кабину К-2В, кабину подготовки к старту К-3В, распределительную кабину К21В, дизельную электростанцию 5Е67, 12 автоматических заряжающих машин 5Ю24 с ракетами и антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В. В состав зенитно-ракетного полка обычно входят 3-4 дивизиона и один технический дивизион.

Радиолокатор подсвета цели

Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В системы С-200. Технический музей Тольятти

Радиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы С-200 имеет наименование 5Н62 (НАТО: Square Pair), дальность зоны обнаружения — около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет собственно радиолокатор, а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию, способен сопровождать только одну цель, в случае обнаружения отделяющейся цели вручную переключается на неё. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 кВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей. В условиях борьбы с целями на дальностях до 120 км может переключаться в сервисный режим с мощностью сигнала 7 Вт для уменьшения помех. Общий коэффициент усиления пятиступенчатой системы усиления-понижения частоты — около 140 дБ. Основной лепесток диаграммы направленности — двойной, сопровождение цели по азимуту осуществляется по минимуму между частями лепестка с разрешением в 2″. Узкая диаграмма направленности в какой-то мере защищает РПЦ от оружия на основе ЭМП.

Захват цели осуществляется в штатном режиме по команде с КП полка, выдающей информацию об азимуте и дальности до цели с привязкой к точке стояния РПЦ. При этом РПЦ автоматически разворачивается в нужную сторону и в случае необнаружения цели переключается в режим секторного поиска. После обнаружения цели РПЦ определяет дальность до неё с помощью фазокодоманипулированного сигнала и сопровождает цель по дальности, в случае захвата цели головкой ракеты выдаётся команда на пуск. В случае постановки помех ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется вручную. В случаях, когда мощности отражённого сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели в воздухе (на траектории).

Для борьбы с низкоскоростными целями существует специальный режим работы РПЦ с ЧМ, позволяющий их сопровождать.

Другие РЛС

Разведывательная РЛС П-14 (5Н84А)

  • П-14/5Н84А(«Дубрава»)/44Ж6 («Оборона») (Код НАТО: Tall King) — РЛС раннего обнаружения (дальность 600 км, 2-6 оборотов в минуту, максимальная высота поиска 46 км)
  • 5Н87(Кабина 66)/64Ж6 (Небо) (Код НАТО: Back Net или Back Trap]) — РЛС раннего предупреждения (со специальным низковысотным обнаружителем, дальность 380 км, 3-6 оборота в минуту, 5Н87 комплектовался 2 или 4 высотомерами ПРВ-13, а 64Ж6 комплектовался ПРВ-17)
  • 5Н87М — цифровая РЛС (электрический привод вместо гидравлического, 6-12 оборотов в минуту)
  • П-35/37 (Код НАТО: Bar Lock/Bar Lock B) — РЛС обнаружения и сопровождения (дальность 392 км, 6 оборотов в минуту)
  • П-15М(2) (Код НАТО: Squat Eye) — РЛС обнаружения (дальность 128 км)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector