Рельсовая война

Подготовительные мероприятия и осуществление операции

Центральным штабом были начаты подготовительные мероприятия к Рельсовой войне еще летом 1943 г. Начальником штаба 09.07.1943 г. было направлено письмо на имя И. Сталина. В нем он обосновывал целесообразность осуществления комплексной операции, целью которой становилось разрушение вражеского сообщения железнодорожного типа. Это требовалось для системной дезорганизации всех перевозок немецких захватчиков. Ставка 14.07.1943 г. подписывает приказ, по которому была начата «Рельсовая война».

В пределах оккупированных территорий начали действовать партизанские отряды. В этот период сформировались оптимальные условия для эффективного проведения массированных операций. Партизанское движение по замыслу Ставки должно было стать основой для достижения задуманного плана. Предполагалось участие в «Рельсовой войне» до 96 тыс. бойцов.

Штабы партизан уточнили наиболее выгодные участки и важные объекты, по которым и действовали отдельные партизанские формирования. Отряды получили из центра необходимую подрывную технику, взрывчатку, огнепроводные шнуры. Периодически обеспечивались дополнительные поставки для восполнения расхода.

Репетицией проведения партизанских боевых действий стал массовый подрыв рельсов, осуществленный 22.07.1943 г. партизанскими формированиями, местом базирования которых была Орловская область. В течение первой ночи войны 03.08.1943 г. партизанами уничтожено или повреждено около 42 тыс. рельсов. Партизаны выполняли свои операции в тыловой зоне групп армий противника.

Рельсовая война велась на протяжении линии фронта 1 тыс. км на глубине до 750 км. Немецкий тыл подвергался ударам партизан. Фашистское командование вынуждено было бросить на противодействие партизанам дополнительные силы, но в течение определенного времени взять под контроль ситуацию не удавалось.

Партизаны действовали грамотно, дерзко и эффективно, взорвав не менее 215 тыс. рельсов. В течение июля-сентября 1943 г. партизанами были уничтожены около 1529 эшелонов противника и 115 мостовых сооружений. На территории одной только Белоруссии враг потерял около 800 эшелонов.

Главный советский диверсант

Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты.

Также по теме


Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной…

В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.

Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.

  • Илья Старинов

С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал  заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения.

За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах.

Удар по железнодорожным путям противника

В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.

14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток.

3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000  рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. Но результат был первого этапа не так блестящ, как можно было бы ожидать. Партизанам-подрывникам центром был спущен план – совершить определенное количество подрывов. В погоне за его выполнением было произведено множество малоэффективных диверсий – на полузаброшенных и малопроходимых путях.

Результаты операции «Рельсовая война»

Целью партизанских действий было оказание помощи регулярной КА в уничтожении противника в ходе Курской битвы. Перед партизанскими отрядами была поставлена задача затруднить доставку гитлеровцами грузов, необходимых для обороны, а также сковывать их силы при охране железной дороги.

ЦШПД использовал в проведении операции 167 партизанских бригад и отрядов. 14.07.1943 г. Ставка ВГК распорядилась начать операцию с выделением зон активности каждого отряда. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами и специальной техникой, производилась переброска инструкторов. Только за июнь 1943 г. были сброшены 150 т толовых шашек, 156 тыс. м шнура для взрывов, 28 тыс. м фитиля из пеньки, 595 тыс. детонаторов. Велись поставки оружия и боеприпасов.

Партизанские отряды общей численностью 100 тыс. чел. действовали в тылу ГА «Центр» и «Север» на линии 1 тыс. км с глубиной проникновения 750 км. Украинские партизаны противодействовали врагу в тыловых районах ГА «Юг». В течение первых недель рельсовой войны немецкое командование не могло обеспечить организованное противодействие партизанам.

За время операции партизаны подорвали 215 тыс. рельсов, уничтожили большое число эшелонов, бронепоездов, мостов, станционных объектов. Серьезный ущерб был нанесен врагу на отрезках железнодорожного пути между Полоцком и Молодечно, Минском и Бобруйском, Лунинцем и Калинковичами, Могилевом и Жлобином. Это привело к сокращению перевозок по железной дороге на 40%. Движение задерживалось на 3-15 суток, а в некоторых зонах его не могли восстановить до августа 1943 г.

Для восстановления путей сообщения немцы преобразовывали двухпутные участки в однопутные, восстанавливали разрушенные рельсы, разбирали отдельные участки. Это требовало времени и ресурсов. Для восполнения недостатка в рельсах гитлеровское командование вело их доставку с польской и германской территории, используя свыше 5 тыс. платформ и большое число локомотивов. Охрана железной дороги велась с привлечением дополнительных сил. В итоге рельсовая война существенно затруднила перегруппировку сил противника и обеспечение снабжения.

Что представляла собой операция «Рельсовая война», проведенная партизанами в 1943 г.?

— Это была крупная операция по нарушению железнодорожных коммуникаций противника на временно оккупированной советской территории. План операции, получившей условное название «Рельсовая война», разработал Центральный штаб партизанского движения по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования. 14 июля 1943 г. партизанские соединения получили задачу: «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Первый налет предусматривалось осуществить по сигналу ЦШПД в одно и то же время.

Такое время, по решению Ставки, наступило в период контрнаступления советских войск под Курском, когда противник под их ударами вынужден был в спешном порядке перебрасывать свои резервы то на один, то на другой участок фронта. Чтобы парализовать железнодорожные перевозки гитлеровцев, в ночь на 3 августа 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Она развернулась по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

В операции приняли участие около 100 тыс. партизан и десятки тысяч советских людей, не входивших в партизанские формирования. В первую же ночь они уничтожили свыше 42 тыс. рельсов, а затем последовал еще ряд ударов партизан по коммуникациям противника. К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214 705.

Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу ЦШПД началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она являлась продолжением «рельсовой войны» и преследовала те же цели. К ее участию ЦШПД дополнительно привлек партизанские отряды, действовавшие в Прибалтике, Карелии и Крыму. Общее количество участников операции составляло около 120 тыс. партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148 557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август — декабрь 1943 г. партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Помимо разрушения железнодорожного полотна партизаны осуществляли также уничтожение подвижного состава, мостов, станционного хозяйства. В частности, белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского Союза.

Такие действия партизан оказали неоценимую помощь наступающим частям Красной Армии. Это вынужден был признать и противник. «Последовательный подрыв железных дорог,- отмечалось в дневнике военных действий верховного командования вермахта 3 октября 1943 г.,- впервые привел к непосредственному оперативному ущербу».

Некоторые из буржуазных фальсификаторов советского партизанского движения утверждают, что «рельсовая война» не дала ощутимых результатов, поскольку железные дороги в тылу немецко-фашистских войск не были парализованы, а процент потерь эшелонов с войсками якобы был небольшим. Но эти «исследователи» явно не в ладах с фактами, которые говорят о том, что гитлеровцы испытывалит огромные трудности в перевозках войск по железным дорогам. Вот лишь один из фактов: если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц.

Фашисты были вынуждены отвлекать значительные силы для охраны железных дорог. Однако существенных успехов в борьбе с партизанами они не добились. Своими героическими действиями в тылу врага, массовыми диверсиями на железных дорогах советские партизаны и подпольщики внесли большой вклад в достижение успеха операций советских войск в 1943 г.

«Охота» партизан на эшелоны

Но, тем не менее, за время проводимой операции было выведено из строя 215 тысяч рельсов. Немцы достаточно быстро приспособились налаживать разрушенные пути – они использовали так называемый «мостик» — рельсу, которая позволяла быстро «латать» поврежденный участок пути.

Кроме того, в распоряжении фашистов были железнодорожные полотна всей Европы – в ход пошел рельсовый материал из Голландии, Бельгии, самой Германии.

Более эффективным оказалось «охота» партизан именно на эшелоны. Чтобы нанести врагу двойной ущерб – разрушить полотно и пустить под откос состав, полковник Старинов изобрел специальное устройство, позаимствовав идею именно у немцев – которые применяли в боях морскую неконтактную мину.

Достаточно слабый заряд взрывчатки, который партизаны укладывали под рельсы, немцы научились нейтрализовывать еще в 1942 году, пуская вперед платформу с запасным материалом для ремонта этого самого поврежденного полотна – рельсами, крепежом, шпалами. Она была легкая, потому состав под откос не уходил, дорога латалась, и поезд шел дальше. Особого ущерба эта тактика не приносила. Старинов предложил другой вариант – над самой миной устанавливалась легкая веточка, которую присоединяли к храповику.

Приближающийся поезд начинал колебать ее, а храповик включал счетчик колебаний. Таким образом, взрыв производился под самим составом, разрушая и его, и железную дорогу.

Эта хитрость была не единственной, которую применяли украинские партизанские отряды. Под руководством полковника их действия были более эффективными, нежели в других регионах.

«Они приходят каждую ночь!»

Но реальные цифры, на основе которых был проведен анализ эффективности «Концерта», стали известны гораздо позднее. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление.

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Как писал в своих воспоминаниях немецкий генерал Курт фон Типпельскирх, командовавший в то время 12-м армейским корпусом группы армий «Центр», армейское командование в те дни безуспешно пыталось перебросить необходимое количество резервов на те участки, где сосредотачивались крупные силы Красной Армии. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления».

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Массированная партизанская атака на железные дороги привела к еще одному результату, на который не слишком рассчитывали на Большой земле. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии.

Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники

Наконец, никуда не делся и психологический эффект от операции «Концерт». Партизанская «музыка» настолько нервировала немцев и их приспешников, что атмосфера в тылу стала едва ли не более удручающей, чем на фронте. Немецкие солдаты писали домой, что не могут спать, поскольку «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь», что не один эшелон с отпускниками не смог добраться до Германии, потому что его пустили под откос советские диверсанты, и что пополнение задерживается, из-за чего на фронте остается все меньше сил для отражения советского наступления.

Рельсы из Франции

Если в начале 1943-го на оккупированной территории СССР немцы кое-где снимали рельсы, чтобы отправить их на переплавку, то после начала «Рельсовой войны» они стали собирать их где только можно, чтобы использовать по назначению!

Чтобы обеспечить движение хотя бы по важнейшим железным дорогам Белоруссии, стали демонтировать запасные пути на станциях и разъездах.

Демонтировать вторую колею на ряде двухколейных участков.

Некоторые железнодорожные ветки стали вообще разбирать.

Стали завозить рельсы из Польши.

Из Германии!

Из Франции! По распоряжению Гитлера командующий вооруженными силами Германии на Западе генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт потребовал от главы правительства неоккупированной части Франции Пьера Лаваля снять со вторых путей значительное количество рельсов для отправки их на Восток9.

И это при том, что немцы научились довольно быстро исправлять повреждения пути — при помощи восстановительных поездов, специальных 80сантиметровых мостиков — помогавших протолкнуть поезд через подорванный участок полотна.

А ведь «Рельсовая война», напомним, не сводилась к одному лишь подрыву рельсов. «Лекала» выдающегося диверсанта Ильи Старинова тоже были взяты на вооружение.

30 июля 1943 года на станции Осиповичи прогремел страшный взрыв.

Это сработала мина, переданная спецотрядом Наркомата госбезопасности Белорусской ССР «Храбрецы» подпольщику, путевому обходчику Федору Андреевичу Крыловичу — и подложенная им в эшелон с горюче-смазочными материалами.

От горящих цистерн пламя перекинулось на соседние эшелоны. С танками и авиабомбами…

Взрывы, помимо прочего, уничтожили 11 тяжелых танков «Тигр»10 — следовавших на пополнение либо 505-го тяжелого танкового батальона, либо 13-й роты моторизованной дивизии «Великая Германия».

Если 13-й роты «Великой Германии» (штат — 14 «Тигров»), то, значит, это из-за Крыловича ее пришлось отвести 4 августа из-под Орла в тыл, на пополнение!

А если танки предназначались 505-му батальону (штат — 45 «Тигров»), то, получи он эти 11 машин, насколько легче были бы для него те тяжелые бои под Кромами, которые он вел 3, 4 и 5 августа11, сдерживая войска Центрального фронта…

Так что уничтожение 11 «Тигров» — гораздо бОльшая помощь фронту, чем кажется на первый взгляд.

Кстати, белорус Федор Крылович уничтожил почти 1% всех выпущенных в Германии «Тигров» (1350 штук12). Антигитлеровской коалиции хватило бы 150 человек, если бы каждый из них истреблял «Тигры» с такой эффективностью…

«Концерт» по заявкам

31 августа 1943 года штабисты группы армий «Центр» сделают тяжелое для себя признание:

«Впервые партизанами проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения… Систематическое сосредоточение сил на главных путях подвоза к фронту и важнейших путях связи с фронтом (Борисов — Орша, Минск — Гомель, Витебск — Жлобин, Могилев — Унеча) является ярким выражением централизованного управления»13…

А уже 19 сентября начнется операция «Концерт» — продолжение «Рельсовой войны» на пространстве от Карелии до Крыма. К ней подключатся партизаны и Западной Белоруссии…

P.S. Спустя 75 лет надо признать: полковник Илья Старинов недооценил, насколько повысит эффект от подрыва «только рельсов» тщательная организация дела белорусскими партизанами. Даже гениальный диверсант не мог предвидеть, что в условиях кровопролитных боев можно подготовить столь блистательную, микроскопически выверенную операцию…

Успешно применив мины в 1943 году на железных дорогах оккупированной Украины, в 1944м Старинов стал заместителем начальника уже Польского штаба партизанского движения. В 1945м руководил разминированием и восстановлением железных дорог в Германии, затем — на Западной Украине (где противостоял оуновцам).

Многие годы совершенствовал тактику диверсий.

Скончался в 2000 году.

1. Старинов И.Г. Мины ждут своего часа. М., 1964. С. 247. 2. Ефимов А.Н. Над полем боя. М., 2001. С. 155. 3. Драбкин А. На войне как на войне. С. 600. 4. Там же. 5. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. Перелом. М., 1998. С. 343. 6. Цит. по: Там же. С. 342-343. 7. Миддельдорф Э. Русская кампания: тактика и вооружение. СПб.; М., 2000. С. 422. 8. Teske H. Partisanen gegen die Eisenbahnen // Wehrwissenschaftliche Rundschau. 1953. Heft 10. S. 472. 9. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Т. 3. М., 1961. С. 468. 10. Миддельдорф Э. Указ. соч. С. 423. 11. Panzerkampfwagen VI «Тигр». История создания и применения. М., 1995. С. 19. 12. Подсчитано по: Барятинский М. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. N 6 (21). С. 8. 13. Цит. по: Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. С. 343.

Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно

Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов

Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения.

Борьба с немецкими эшелонами

Подрывы железнодорожных мостов и выведение из строя немецких железнодорожных составов были основным методом борьбы партизан с немцами. Это работало с самого начала войны. Партизаны были весьма изобретательны.

Так бойцы в Орше выводили составы из строя особым способом. Константин Заслонов работал в паровозном депо, и подкладывал в хранилища специальный «уголь» — мины были замаскированы под топливо. Естественно, когда фашисты кидали их в топку — состав взрывался и летел под откос. Так было подорвано 93 эшелона.

А партизан Шавгулидзе пользовался специальным клином, который прикрепляли к рельсам. Когда состав наезжал на клин, сходил с рельсов.

Среди партизан было немало грамотных людей — инженеров, ремонтников, техников. Они и придумывали, как лучше уничтожать немецкую технику.

Белорусский гром

По всей восточной и центральной Белоруссии заработал единый алгоритм…

«Две группы — одна вправо, другая влево. Впереди штурмовики — человек 5-6 автоматчиков. Если пойдет патруль, они должны его уничтожить. За ними идут саперы. В руках кусок тола и взрыватель. Взрывать рельс надо посередине, тогда его надо целиком менять. Рельс — 20 шагов. Десять шагов прошел — положил брусок (тола. — Авт.). Сколько успеешь. Потом идут поджигатели. Горит трут. Нащупывают рукой и зажигают (тянущийся от заложенной саперами толовой шашки бикфордов. — Авт.) шнур. Только первый взрыв — все с дороги вон»4 (Анатолий Хоняк, бывший политрук 13го отряда Лепельской партизанской бригады имени И.В. Сталина, оперировавшей на железной дороге Полоцк — Молодечно).

Партизаны, не вошедшие в группы штурмовиков, саперов и поджигателей, растаскивали перебитые взрывами рельсы и шпалы.

Топили их в близлежащих болотах…

Враг был ошарашен.

Тысячи взрывов в течение суток, 3 августа, побудили его предположить, что партизаны включили какую-то фантастическую «адскую машину»…

А ведь подрывали не только рельсы. Подрывали (как предлагал Старинов) и поезда, и мосты.

Перекапывали железнодорожную насыпь.

Пилили телеграфные столбы.

Атаковали железнодорожные станции. Взрывали водокачки и железнодорожное оборудование на станциях Пуховичи, Жлобин, Могилев-I, Тимковичи, Чашники, Коханово, Нахов…

Правдивее всего о результатах «Рельсовой войны» говорят документы вермахта. По их данным, в августе 1943го партизаны Белоруссии, Брянщины, Смоленщины и Калининской области произвели на железных дорогах 217 крупных и 12 717 мелких взрывов, а также 3011 взрывов мин и осуществили 781 нападение на железнодорожные станции. При этом было пущено под откос 80 паровозов и 625 вагонов, повреждено 74 паровоза и 214 вагонов, а 150 километров железнодорожных путей разобрано (из сводки командования группы армий «Центр» от 15 сентября 1943 года)5.

А вот к чему привели эти потери.

«Движение по железным дорогам на востоке часто прекращается из-за подрывов рельсов (в районе группы армий «Центр» 3.8 произошло 75 больших аварий и 1800 взрывов). Движение поездов в районе группы армий «Центр» с 4.8 прекращено на 48 часов» (дневник Верховного командования вермахта (ОКВ) за 4 августа 1943 года).

«За последние ночи существенно изменилось положение на железных дорогах из-за молниеносно проведенной серии взрывов, которые парализовали все движение в тылу группы армий «Центр» (дневник ОКВ за 6 августа 1943 года)6.

К примеру, части 68-й и 125-й пехотных дивизий, следовавшие по железной дороге Молодечно — Минск, сумели доехать лишь до станции Олехновичи. Дальше пришлось идти к линии фронта пешим порядком: железнодорожное полотно было разрушено слишком основательно…

Действия партизан «сильно затрудняли снабжение немецких войск и проведение оперативного маневра» (бывший офицер Генерального штаба сухопутных сил вермахта Эйке Миддельдорф)7.

«Многочисленные серийные подрывы в значительной степени препятствовали железнодорожному движению и обусловливали большую потерю материалов железнодорожного путевого хозяйства. Различные незаменимые участки пути выводились этими диверсионными актами на долгое время» (бывший начальник транспортного управления группы армий «Центр» Герман Теске)8.

Чтобы перебросить войска вдоль линии фронта — проходившей по Смоленщине и Брянщине — немцам пришлось делать огромный крюк через Польшу и Литву!

Потому что в Белоруссии железные дороги уже толком не работали.

Это интересно: 100,Операция «Рельсовая война» маштабно спланированная диверсия на железной дороге — разбираем по порядку

Итоги и результаты рельсовой войны

С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят

В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии

Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы.

Очевидные минусы рельсовой войны:

Уничтожение собственного имущества

Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны.
В приказе на проведение операции не указывалось какие железные дороги нужно подрывать. В результате партизаны очень часто уничтожали запасные железнодорожные пути, которые вообще не использовались немцами.
Огромные приписки

Часто партизаны показывали абсолютно нереальные цифры в уничтожении рельс. Одна из причин была в том, что реально проверить какое количество рельс было уничтожено — невозможно. Поэтому часто в партизанских отрядах заявляли о перевыполнении плана на 200% или даже на 300%. Проверить это было невозможно, а потому верили «на слово».
Большая часть железных дорог контролировалась и охранялась немецкими войсками, и партизанам приходилось вступать в бой для того чтобы отбивать участки местности с железной дорогой для последующего уничтожения рельс.

Если говорить о позитивных моментах данной военной операции, то несомненно нужно отметить следующее:

  • Советскому командованию было показано, что партизанские соединения являются значительной силой, которую незаслуженно игнорировали первые годы войны.
  • Безусловно, подрыв рельс оказал влияние на переброску немецких войск, а значит на ход всех военных операций, в том числе и на Курскую дугу.

Для демонстрации того, что рельсовая война была спорными, можно привести цитаты из различных автобиографий немецких командующих, которые впоследствии писали, что события августа 1943 года буквально спасли немецкую армию. Дело в том, что в июне-июле партизаны уничтожали немецкие паровозы, а с августа переключились на рельсы. Выше уже отмечалось, что у немцев недостатков в рельсах не было, а вот в паровозах были. связано это с тем, что если рельсы можно было демонтировать в Европе и перебросить в СССР в случае необходимости, то с паровозами так сделать было нельзя, поскольку они не обладали другими характеристиками и передвигаться по советским железным дорогам не могли из-за разного размера колеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector