Шпага: самое благородное холодное оружие

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит

Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

История оружия

В конце Средневековья вместо тяжелых брутальных мечей все чаще стали использовать изящные легкие рапиры, шпаги. По сути, они представляли собой то же самое оружие, только с более узким лезвием и сложной гардой. Обе модели прошли долгую историю развития, приобрели особые характеристики.

Шпага — это тяжелый колющий вид оружия, состоит из клинка и рукоятки. Появилось оно на этапе распространения огнестрельных моделей по территории Европы на фоне постепенного отказа от тяжелых кольчуг и лат. Впервые модели стали использоваться в Испании, где и завоевали популярность к 1460-м годам.

Шпаги активно использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII века, затем их вытеснили сабля и палаш. Существовало два типа холодного оружия: гражданское и армейское. Первый вариант отличался меньшим весом, затачивали его только на кончике острия, второй — использовали воины.

Рапира, в отличие от шпаги, исторически представляла собой облегченный вариант оружия. Впервые появилась в Испании к концу XV столетия. Изначально использовалась в качестве парадного меча, ее украшали драгоценными камнями. Чуть позже появился боевой вариант, дополненный специальной гардой, которая защищала руку.

Максимального распространения рапира достигала в XVI–XVII веках. На протяжении всего этого периода оружие подвергалось изменениям, совершенствовалось, согласно модным тенденциям тогдашнего времени. Кроме того, свои коррективы вносили фехтование, появление новых требований.

С XVIII рапиру сильно потеснили легкие короткие шпаги. Во Франции использовались граненые модели, в Италии — укороченные примерно на треть. Такое оружие характеризовалось меньшим весом, поэтому фехтовать им было гораздо удобнее.

Первые испанские шпаги назывались espadas roperas. Слово espadas означает «шпага», а «roperas» — «рапира», многие исследователи склонны полагать, что изначально они были синонимамиШпаги использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII векаИзначально украшенная драгоценными камнями рапира была альтернативой парадному мечу

Требования к снаряжению, оружию и одежде

Одежда и снаряжение должны обеспечивать максимальную защиту и свободу движений, и не могут допускать возможность нанесения противнику физической травмы. Одновременно одежда и снаряжение не должны иметь каких-либо отверстий, куда мог бы попасть клинок соперника. Материал одежды должен быть прочным и не вызывать скольжения наконечника. Цвет одежды в области туловища – светлый. Ткань должна иметь сопротивление разрыву не менее 800 Н.

Для защиты верхних частей тела обязательным элементом одежды является набочник. Брюки должны иметь застежки ниже коленей. Гетры должны целиком прикрывать всю голень. В женском снаряжении обязательно должен быть в наличии защитный бюстгальтер. Манжет перчатки должен доходить до половины предплечья. Зазор между ячейками сетки в маске должен быть не больше 2,1 мм. Диаметр проволоки сетки – 1 мм.

Для фехтования на рапирах поверх одежды должна надеваться специальная токопроводящая куртка, целиком покрывающая поверхность тела в любом положении. Нижний край куртки должен как минимум на 10 см закрывать брюки в положении фехтовальщика «к бою!». Куртка должна иметь подмышечники. Обратная сторона такой куртки должна быть изолирована с помощью специальной подкладки.

Высота ворота должна быть как минимум 3 см. Личный провод с разъемами на концах должен быть протянут вдоль спины под курткой, затем по рукаву через перчатку, присоединяясь к рукояти оружия. Проводки в шнуре должны быть хорошо изолированы и скреплены.

Рапира должна иметь конструкцию, обеспечивающую безопасность в ежедневных условиях. Запрещены какие-либо действия с целью изменения гибкости и остроты клинка. Вес рапиры – 500 г, предельная длина – 110 см.

Элементами оружия являются:

  1. Стальной клинок, заканчивающийся с одной стороны наконечником, а с другой – стержнем. Длина клинка – 0,9 м, сечение – прямоугольное. Угол фаски граней – 45 градусов, стрела прогиба – от 5,5 до 9,5 см. Электрический провод для соединения наконечника с клеммой протянут в специальном канале, расположенном в клинке. Головка наконечника должна иметь форму цилиндра, максимальный размер головки – 7,0 мм. Давление, необходимое для сигнала от головки – более 500 г. Максимальный ход головки, необходимый для сигнала – 1 мм.
  2. Рукоятка для фиксации руки, которая дополнительно может иметь головку эфеса. Конструкция ее должна отвечать требованиям безопасности спортсмена и его противника, и не иметь приспособлений для усиления защиты. Использование рукоятки для метания оружия запрещено.
  3. Защитная гарда диаметром от 9,5 до 12 см, которая закреплена выпуклой частью вперед между рукояткой и клинком. Гарда имеет разъем для присоединения личного шнура фехтовальщика. В месте имеющейся выпуклости гарда должна быть гладкой и матовой.

Внутри гарды должна быть специальная прокладка для предохранения руки от проводов и электрических контактов.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы все-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага» пришло к нам из романских языков, а «рапира» — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошел от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Терминология в фехтовании на рапирах

Как и в любом виде спорта, в фехтовании на рапирах существует своя, понятная только специалистам, терминология:

  • вольный бой – поединок, который ведется в «вежливой» форме без учета результата;
  • бой – соревнование между двумя участниками с учетом результата;
  • встреча – комплекс поединков между спортсменами двух команд;
  • соревнование – комплекс боев или встреч, призванных выявить спортсмена-победителя в случае личных соревнований или команду-победителя в случае командных соревнований;
  • чемпионат – соревнование, целью которого является на установленный правилами период определить лучшего спортсмена или команду в федерации, в регионе или в мире;
  • темп – время, которое длится одно действие;
  • атака (простая, прямая) – действие при нападении, сопровождающееся выпрямлением руки и создающее прямую угрозу поражения соперника. Прием называется простым, если сопровождается одним движением, или сложным, если сопровождается несколькими движениями;
  • рипост (простой, сложный, прямой, непрямой, немедленный, с потерей времени, с переводом) – прием нападения после отражения атаки. Рипост в зависимости от быстроты реакции делится на «немедленный» или «с потерей времени»;
  • контр-рипост – прием нападения для отражения рипоста;
  • парад – прием защищающейся стороны, имеющий целью предупредить нанесение укола;
  • контратака (простая, сложная, прямая, с оппозицией, с закрыванием линии, с выигрышем) – прием нападения или защиты, проводимый одновременно с нападением соперника;
  • возобновление атаки – прием атаки, предпринятый сразу после возврата фехтовальщика в позицию «к бою!»;
  • контр-темп – любой прием атакующего соперника;
  • защита (круговая, прямая или простая) – действие обороны.

Кроме основных терминов, существует огромное количество сложных терминов, применяемых при судействе фехтования.

Фехтование

Интересно, похоже ли сегодняшнее фехтование на прошлые бои на шпагах. Говорят, что если отправить в прошлое сегодняшнего спортсмена, то он победит любого мастера шпаги. Так ил это? Попробуем выяснить.

Сегодня важнейшим тактическим приёмом считается укол на выпаде, которая полностью отсутствует старинных школах фехтования. Но прошёл бы приём в реальном бою?

Следует учитывать, что в современном фехтовании после укола, поединок останавливают. В реальном бою, никто останавливаться на достигнутом не будет. Один укол не гарантирует победы над противником, его следует добить.

В современном фехтовании, кто первый уколол, того и очко. В реальном же бою, укол это не проигранное очко, это ранение или даже смерть. Следует учитывать, что в прошлом, школы учили не только владению клинком, но и как правильно перемещаться в бою. Это всевозможные отскоки, уходы с линии атаки и смена уровня боя.
В современных же условиях, уход с линии атаки считается недопустимым. Опять же современная шпага, это довольно лёгкое изделие весом в 700-750 грамм. Основная задача, легонько коснуться соперника кончиком клинка. А шпаги старых мастеров весили до 1,5 кг.И помимо уколов, некоторыми шпагами можно было рубить.

И лишить противника целой конечности. Существует миф, о сильном различии школ фехтования Европы и Востока. Это не так, восточные мастера, также переходили на более лёгкое оружие отказываясь от мечей. И в виртуозности их техники боя сомневаться не следует.

Современное фехтование.

Немного истории

Первые турниры с использованием масок и клинков были изображены на египетских фресках времен Рамзеса Третьего, который жил более трех тысяч лет назад. Поединки с применением похожего на рапиру оружия проводились от Европы до Азии, начиная с Рима и заканчивая Японией. В Средние века фехтование с применением стального оружия получило особый расцвет в аристократических кругах. Простолюдины же сражались на самых простых деревянных палках.

В XV веке в Испании и Германии бои на рапирах были возведены в ранг высокого искусства. Начиная с этого времени, Испания по праву считается родиной классической рапиры с рукояткой в виде чаши.В XVI веке итальянцами были установлены определенные приемы и правила фехтования, которым обучали на курсах и уроках. В начале XX века были утверждены правила для спортивных состязаний, появилась международная ассоциация этого вида спорта. 1926 год по праву считается началом проведения соревнований по фехтованию на рапирах.

В июне 1914 года комиссией федерации ФИЕ были утверждены правила соревнований на рапире. С тех пор они неоднократно редактировались и изменялись. Самые значительные изменения в правилах произошли в 1957 году, когда была применена система электрической фиксации. С 1972 года проходят состязания на кубок мира, а в 1981 году Европейской конфедерацией фехтования был организован первый чемпионат Европы.

Самые известные 5 шпаг

Шпаги позволяли не хуже мечей защищать свою честь и достоинство. Ею можно было и атаковать и защищаться. Постепенно шпага разошлась практически по всем родам войск. До самого 18 века шпага стояла на вооружении и у пехоты, и у кавалерии. И только чуть позже, сабля смогла выдвинуть шпагу с поля боя.

Шпага шведского короля Густава II Адольфа

Блестящий полководец и храбрый воин был убит несколькими выстрелами в упор из огнестрельного оружия. Произошло это в 1632 году, шпага была со своим королём, и помочь она ему к сожалению не смогла.

Само изделие интересно хорошо продуманным эфесом, который имеет даже кольцо под большой палец. Хотя сам клинок узкий, ширина у эфеса 2,8 см. Общая длина изделия 1156 мм, на клинок приходится 990мм, а весит 1410 грамм. Этого было маловато для рубящих ударов.

Шпага короля Густава II.

Шпага шведских драбантов

Шпага гвардейцев Карла 12 впечатлит кого угодно. Да и сами гвардейцы подбирались под определённые требования. Их рост должен был быть от 175 до 200 см, и они просто обязаны были отлично ездить верхом. И даже должны были быть грамотными.

Саму шпагу в лёгком варианте поставляли на вооружение шведской армии. Подобные экземпляры создавали и для русской кавалерии при Петре 1. Вес и размеры оружия внушали уважение. Это шпага образца 1701 года. Общая длина изделия была 1155 мм, клинок при этом в длину был 977 мм. Ширина клинка была 4 см и весила шпага 1410 грамм.

Шпага шведских драбантов.

Дворянская камзольная шпага

Оружие поражало не остриём клинка, а красотой и роскошью. Оно быстро превратилось в произведение искусства. Эфесы теряли все свойства боевой готовности, но украшение было на высоте. Даже появилась моде на фарфоровые рукояти, с которой понятно, что сражаться невозможно.

Это было оружие для обольщения светских дам. Общая длина изделия была в 844 мм, а дина клинка была 706 мм, в ширину клинок имел всего 17 мм и вес изделия был в 270 грамм.

Красивые дворянские изделия.

Шпага-колишемард

Это была попытка приспособить дворянскую камзольную шпагу с её тонким клинком к условиям сурового боя. Это было довольно лёгкое и небольшое оружие с которым было удобно обращаться. Удобная рукоять обеспечивала отличную управляемость клинка. Так появилась шпага – колишемард.

Оружие с эфесом камзольной шпаги и клинком, который делился на две части. Толстая и сильная часть у рукояти, на которую следовало принимать удары, и на тонкую, которая должна работать с хирургической точностью. Шведский  колишемард образца 1790 года имел длину в 1005 мм, с клинком в 845 мм. Ширина клинка была 34 мм и весила она 680 грамм.

Интересная шпага – колишемард.

Шпага мюнхенской городской стражи

Первое упоминание об изделии датируется 1600 годом. Эфес и клинок довольно гармонично соединились друг с другом. Профиль клинка в сечении имел форму бриллианта. Довольно сложная гарда из дужек и колец, которые хорошо защищали руку.

Клинок можно было удерживать рапирным хватом, при этом на нем было рикассо. Получилось довольно мощное оружие с длиной в 1010 мм, длинной клинка 950 мм и шириной до 54 мм, а вес достигал 1410 грамм.

Шпага городской стражи.

Предыдущая
КлинковоеТурецкие сабли шамшир и килич
Следующая
КлинковоеМеч рапира для ношения с одеждой

Фехтование на рапире

По мере того, как рапира и её верный спутник — кинжал, становились всё более популярными среди европейского общество XVI века, в Европе начала зарождаться «мода» на частные поединки — дуэли. В связи с этим появилась необходимость в создании определённой системы фехтования этим оружием, существенно отличающимся от фехтования мечом.

В XVI столетии большими мастерами по фехтованию на рапире считались итальянцы, этому искусству обучались у них все молодые люди из знатных домов Европы. Итальянских учителей приглашали на службу при королевских дворах.

С этого времени начинают активно писаться и издаваться трактаты по владению оружием. Одним из первых фундаментальных учебников стала вышадшая в 1536 году книга с длинным названием — «Новый труд Ахилло Марроцо из Балоньи, Мастера боевых искусств», где он изложил новые концепции фехтования, ставшие надёжным фундаментом для дальнейшего развития этого искусства.

Фехтование на рапире и кинжале

В 1567 году Карл IX основал в Париже Военную академию, в стенах которой, в последствии, родилась французская школа фехтования, ставшая во второй половине XVII столетия самой популярной во всей Европе. В истории рапиры, как и многих других видов европейского холодного оружия, XVII век стал переломным. К 1630-м годам фехтование рапирой и кинжалом, начинает выходить из моды, а со второй половины XVII столетия в обиход вошла лёгкая шпага, которая быстро завоевала всеобщую популярность, и к концу века полностью вытеснила рапиу, как из гражданского использования, так и в армии. Исключение может служить лишь Испания, где рапира с чашеобразной гардой оставалась популярной ещё и в начале XVIII века.

Примечания

  1. 12345 European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. 12345 «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. 1234 «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. 12 «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

Как устроен меч

Как уже было сказано выше, меч – это прямое обоюдоострое холодное оружие, предназначенное для нанесения колющих, рубящих, режущих и рубяще-колющих ударов. Его конструкция очень проста – это узкая полоска стали с рукоятью на одном конце. Форма или профиль клинка менялась на протяжении всей истории этого оружия, она зависела от техники боя, которая главенствовала в тот или иной период. Боевые мечи разных эпох могли “специализироваться” на рубящих или на колющих ударах.

Разделение холодного оружия на мечи и кинжалы также является несколько условным. Можно сказать, что короткий меч имел более длинный клинок, чем собственно кинжал – но провести четкую границу между этими видами оружия не всегда легко. Иногда используется классификация по длине клинка, в соответствии с ней выделяют:

  • Короткий меч. Длина клинка 60-70 см;
  • Длинный меч. Размер его клинка составлял 70-90 см, его мог использовать и пеший и конный воин;
  • Кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

Вес меча колеблется в очень широких пределах: от 700 гр (гладиус, акинак) до 5-6 кг (большой меч типа фламберг или эспадон).

Также мечи часто делят на одноручные, полуторные и двуручные. Одноручный меч обычно весил от одного до полутора килограмм.

Меч состоит из двух частей: клинка и эфеса. Режущая кромка клинка называется лезвием, заканчивался клинок остриём. Как правило, он имел ребро жесткости и дол – углубление, предназначенное для облегчения оружия и придания ему дополнительной жесткости. Незаточенная часть клинка, прилегающая непосредственно к гарде, называется рикассо (пятка). Клинок также можно разделить на три части: сильная часть (нередко ее вообще не затачивали), средняя часть и остриё.

В состав эфеса входит гарда (в средневековых мечах она часто имела вид простой крестовины), рукоять, а также навершие, или яблоко. Последний элемент оружия имеет большое значение для его правильной балансировки, а также предотвращает соскальзывание руки. Крестовина также выполняет несколько важных функций: она не допускает соскальзывания руки вперед после нанесения удара, защищает руку от удара о щит противника, крестовину использовали и в некоторых фехтовальных техниках. И только в последнюю очередь крестовина защищала руку мечника от удара оружия противника. Так, по крайней мере, следует из средневековых пособий по фехтованию.

Важной характеристикой клинка является его поперечное сечение. Известно множество вариантов сечения, они менялись вместе с развитием оружия

Ранние мечи (во времена варваров и викингов) часто имели линзовидное сечение, которое больше подходило для нанесения режущих и рубящих ударов. По мере развития доспехов все большую популярность получало ромбическое сечение клинка: он отличался большей жесткостью и больше подходит для уколов.

Точка баланса (или точка равновесия) – это центр тяжести оружия. Как правило, она находится на расстоянии пальца от гарды. Однако эта характеристика может меняться в довольно широких пределах в зависимости от типа меча.

Говоря о классификации этого оружия, следует отметить, что меч – это «штучное» изделие. Каждый клинок изготавливался (или подбирался) под конкретного бойца, его рост и длину рук. Поэтому нет двух полностью идентичных мечей, хотя клинки одного типа во многом сходны.

Неизменным аксессуаром меча были ножны – футляр для переноски и хранения этого оружия. Ножны для меча изготавливались из различных материалов: металла, кожи, дерева, ткани. В нижней части они имели наконечник, а в верхней части заканчивались устьем. Обычно эти элементы выполнялись из металла. Ножны для меча имели различные приспособления, которые позволяли крепить их на ремень, одежду или седло.

Чем отличается шпага от рапиры

Фехтование – одно из старейших боевых искусств, перешедших в разряд спортивных состязаний. В современных соревнованиях используется три вида оружия – шпага, рапира и сабля. Каждому спортсмену подходит свой вид оружия, а вот зрителям не всегда видна разница. Чтобы понять, чем отличается шпага от рапиры, рассмотрим особенности двух разновидностей фехтования.

Шпага – холодное колюще-режущее оружие, производное от меча. Шпага состоит из клинка и рукояти, которая, в свою очередь, имеет дужку и гарду. Современная спортивная шпага весит от 770 грамм. Длина оружия составляет 110 см. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главным отличием спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

Наконечник спортивной шпаги снабжается специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм. Такое действие регистрируется как укол, который, по правилам, может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует укол, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 секунды. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Исторически рапира считалась облегченным вариантом оружия. Ее носили с гражданской одеждой в XVI-XVII веках. Позднее рапира была вытеснена короткими шпагами еще меньшего веса. Спортивная рапира отличается от шпаги размерами и весом. Четырехгранный клинок имеет длину 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 0,5 кг. Пальцы спортсмена защищает металлическая гарда диаметром 12 см. Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, оснащенной наконечником диаметром 6 мм. Наконечник спортивной рапиры оборудован подвижным электроконтактным устройством. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. Сигнал подается по проводу, идущему по углублению грани от наконечника до гарды.

Кроме того, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Такая форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки. Современное правило фехтования на рапирах устанавливает, что атака противника должна быть отражена до начала ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда устройство зафиксировало укол. Кроме того, в фехтовании на рапире засчитываются только уколы, нанесенные в металлизированную куртку. Действия, произведенные в другие области, считаются недействительными.

Выводы:

  1. Современная спортивная шпага весит от 770 грамм. Масса рапиры не превышает 0,5 кг.
  2. Длина шпаги составляет 110 см, рапиры от 90 см.
  3. Гибкий стальной клинок шпаги имеет трехгранное сечение, рапиры – четырехгранное.
  4. Диаметр гарды шпаги – 13,5 см, рапиры – 12 см.
  5. Наконечник спортивной шпаги снабжается специальным датчиком, реагирующим на давление свыше 550 грамм. Наконечник спортивной рапиры оборудован подвижным электроконтактным устройством.
  6. Укол шпагой наносится во все части тела, кроме затылка. Укол рапиры регистрируется только в куртку.
  7. В фехтовании на шпагах нет приоритета действий, в фехтования на рапирах – есть.
  8. Рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector