Пс-90а-2
Содержание:
- История разработки[править | править код]
- Летно-технические характеристики:
- Примечания
- Неприятности с Ил-96
- Обслуживание и ремонт
- Подробней об особенностях
- Модификации
- История создания
- Технические характеристики ПС-90 А
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГТУ-16П
- Модификации[править | править код]
- Применение в наземных установках
- Основные конструктивные особенности самолета Ил-76МД-90А:
История разработки[править | править код]
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель для пассажирских самолётов нового поколения Ту-204 и Ил-96, удовлетворяющий актуальным мировым требованиям по экономичности, шумности, безопасности и экологическим характеристикам. Основными конкурентами в конкурсе были двигатели НК-64 ОКБ Кузнецова и Д-90А ОКБ Соловьёва, где последний показал преимущество по удельному расходу топлива, массе, степени двухконтурности и себестоимости производства. Кроме того, КБ Соловьёва имело возможность быстро запустить свой двигатель в серию. При разработке нового двигателя его проектная тяга была поднята с 13 500 (Д-90) до 16 000 кгс (Д-90А), за счёт более напряжённых термодинамических характеристик, благодаря чему исходный трёхдвигательный проект Ту-204 стал двухдвигательным.
Д-90А (с 1987 — ПС-90А) продемонстрировал превосходство над двигателями, разработанными в 1960-х — 1970-х и должен был составить конкуренцию аналогичным двигателям, производимым вне России. Новый двигатель впервые поднял в воздух самолёт Ил-96 в 1988 году и Ту-204 в 1989 году. Сертифицирован в 1992 году и с тех пор находится в производстве и эксплуатации.
В 1990-х годах при акционировании АО «Пермские моторы» комиссия Госкомимущества РФ под руководством П. Мостового приняла решение о нецелесообразности финансирования проекта ПС-90. В 1995 году были проведены межведомственные испытания и сдача в эксплуатацию первого агрегата ГПА-12Р «Урал» с ГТУ-12П (на базе авиационного двигателя ПС-90) на КС «Ординская», ООО «Газпром трансгаз Чайковский». С 1996 по 2001 не было поставлено ни одного нового двигателя. Однако возобновившиеся в 2000-х годах заказы со стороны эксплуатантов, включая нефтегазовую отрасль, удержали проект на плаву.
Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12 198 часов (заводской номер 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель наработал 35 503 ч (заводской номер 3949042001017).
ПС-90А имеет сертификат о соответствии нормам ИКАО 2008 года по эмиссии и обеспечивает всем самолётам, на которые устанавливается, соответствие нормам ИКАО на шум самолётов, в том числе и последним — по главе 4.
Летно-технические характеристики:
Длина самолета, м | 46,60 |
Высота самолета на стоянке, м | 14,76 |
Размах крыла, м | 50,50 |
Площадь крыла (трапеции), м² | 300,0 |
Колея шасси (по внешним колесам), м | 8,16 |
Диаметр миделевого сечения, м | 4,8 |
Количество двигателей | 4 |
Максимальная взлетная масса, т | 210 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т | 52 |
Общая вместимость топливных баков, л | 109500 |
Крейсерская скорость, км/час | 820 … 850 |
Дальность полета, км: | |
при нагрузке 50 тонн | 4100 |
при нагрузке 40 тонн | 5400 |
при нагрузке 20 тонн | 8500 |
Высота полета, м | 9000…12000 |
Длина разбега, м | 1450 |
Потребная взлетная дистанция на БВПП, м | 1700 |
Длина пробега с применением реверса тяги двигателей, м | 930 |
Высота десантирования, м: | |
техники | 300…4000 |
десантников-парашютистов | до 8000 |
Скорость при парашютном десантировании, км/час: | |
техники | 260…400 |
десантников-парашютистов | 220…400 |
Число мест экипажа | 5 |
Перевозка военнослужащих: | |
десантников-парашютистов | 126 |
личного состава /при установке второй палубы | 145 /225 |
пострадавших, при установке санитарного оборудования | 114 |
Размеры грузовой кабины: | |
Длина с рампой, м | 24,50 |
Ширина, м | 3,45 |
Высота, м | 3,40 |
Объем грузовой кабины, м³ | 321 |
Ресурс самолета: | |
Календарный, лет | 30 |
Количество посадок | 10000 |
Количество летных часов | 30000 |
Примечания
Комментарии Источники
- Авиационные двигатели Павла Соловьёва // ОДК «Авиадвигатель». — 2017.
- Свищев, Г.П. (1994), Авиация: Энциклопедия , Москва: Большая Российская энциклопедия
- ↑ 12 Александр Бакланов. Лоббируя западных производителей. Что стоит за тезисом о неэффективности российских авиационных двигателей. ВПК № 37 (104), 5 октября 2005 года.
- А.А. Иноземцев, В.Л. Сандрацкий. Газотурбинные двигатели. — Пермь, 2006.
- Ольга Осипова. Ординский старт десяти миллионам. — С. 24-29.
- Национальный аэрокосмический журнал. ВЗЛЁТ. Специальный выпуск. — 2014.
- реестр двигателей ПС-90
- ↑ 12 ПС-90А//ОАО «Авиадвигатель»
- Сайт ОДК Пермские моторы, Авиационный двигатель ПС-90А3
- «UEC-Aviadvigatel». PS-90А-76 Aero Engine
- Двигатель ПС-90А2 получил сертификат типа На ПМЗ освоено серийное производство // Новости Aviation EXplorer
- Двигатель ПС-90А3 к полётам готов // ВПК.name
- Дмитрий Астахов . Пермские моторостроители заведут Крым,Коммерсантъ (9 августа 2017).
Неприятности с Ил-96
Принятие решения о создании двигателя ПС-90, унифицированного для разного типа самолетов, привело к серьезному изменению конструкции аэробуса Ил-96. Как раз в это время заканчивалась его разработка.
Из-за того что «на ходу» пришлось менять силовую установку на этот унифицированный двигатель, фюзеляж нового самолета укоротили более, чем на 6 метров с соответствующим сокращением пассажировместимости и доработкой крыла. Значительно позднее была разработана грузовая версия Ил-96-400Т, сохранившая изначальные размеры, но в грузовом варианте. И лишь пару лет назад было принято решение о возобновление производства широкофюзеляжного пассажирского аэробуса Ил-96 в его первоначальных размерах под маркой Ил-96-400М, создание которого стало возможным благодаря увеличению тяги модификации двигателя ПС-90.
Обслуживание и ремонт
Руководство по ремонту двигателя ПС-90 было разработано АЛ «Авиадвигатель», а организацией обслуживания эксплуатантов занимается Объединенная двигателестроительная корпорация.
Каждый агрегат имеет свой формуляр, в котором указан назначенный ресурс основных деталей, из которых он состоит, также прописаны допустимые значения различных параметров работы, фиксируемые датчиками или измерительными приборами.
Отработанные циклы деталей, превышение допустимых параметров и различного рода происшествия служат основанием для отправки двигателя в ремонт. Поскольку конструкция постоянно совершенствуется, при проведении ремонта одновременно выполняются его доработки с внедрением всех необходимых изменений. Обычно двигатель ремонтируется за 6 месяцев.
Подробней об особенностях
Тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А(изд.476) является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД, который производился в Республике Узбекистан на Ташкентском авиационном предприятии им. Чкалова.
Новые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления, комплекс связи и «стеклянная» кабина отвечают всем современным требованиям к авионике воздушных судов и значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Замена штатных двигателей Д-30КП2 на значительно более современные ПС-90А-76, установка модифицированного крыла и усиленного шасси значительно расширяют эксплуатационные возможности самолета.
Тяжелый оперативно-стратегический транспортный самолет Ил-76МД-90А предназначен для межрегиональной перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом. Самолет транспортирует весь перечень ВВТ, применяемой воздушно-десантными войсками России.
Так же Ил-76МД-90А может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров. Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 52 тонн. Максимальный взлетный вес самолета доведен до 210 тонн.
Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла с четырьмя двигателями, установленными на крыле на пилонах, Т-образным хвостовым оперением и пятистоечной схемой шасси. В хвостовой части фюзеляжа снизу расположен грузовой люк с рампой для загрузки и выгрузки грузов и техники и осуществления десантирования. Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых (с плотностью грунта до до 7,5 кг/см²) и бетонных аэродромах с высотой от минус 300 до 3000 м над уровнем моря и выполнять полёты в любое время суток над сушей и водными пространствами.
Модернизация самолета, предусматривающая установку современных двигателей, систем управления самолетом, нового крыла и усиленного шасси значительно расширяет эксплуатационные возможности Ил-76МД-90А и увеличивает точность самолетовождения и десантирования. Самолет нового поколения
Модификации
Как у всех удачных моделей, у ПС-90 А имеются различные модификации. Расскажем о наиболее известных.
ПС-90 А-76. Мотор предназначен для транспортника ИЛ-76. Прежний двигатель, Д-30 КП, отличался повышенным шумом. Ужесточившиеся требования ICAO потребовали установки на воздушное судно более экологичного мотора, который он и получил в лице ПС-90-А. Величина взлетной тяги на модификации – 14 500 кгс. Сэкономит самолет и на расходе топлива – примерно, на 15% меньше прежнего.
Читайте B-92С2 – двигатель для танка Т-90
ПС-90 А 1. Улучшенная модель базового варианта. Благодаря усовершенствованиям и применению инновационных материалов шумовыделение и выброс вредных веществ еще более уменьшилось. Модификация отличается большей тягой – 17 400 кгс.
ПС-90 А 2. В этой версии изменился материал, из которого сделаны лопатки вентилятора в двигателе. Это позволило значительно улучшить технические характеристики. В частности, почти в два раза повысилась надежность силового агрегата, появилась возможность увеличения тяги почти до 18 000 кгс, стала легче эксплуатация.
Также существуют модификации ПС-90 А-154, для установки на ТУ-154 М 2.В этом случае заметно, на 15%, снизилось потребление топлива, и позволит самолету соответствовать строгим критериям международных авиационных организаций по экологии и шуму.
Хочется верить, что у двигателя ПС-90 А и его родных братьев – модификаций есть хорошее будущее. На ОАО «Пермском моторном заводе» делают все, чтобы это случилось
Большое внимание уделяется качественному производству двигателей. Для этого закуплено современное импортное оборудование: роботокомплекс VATex, вакуумная печь Ipsen, фрезерные центры по обработке метала Cincinnati V-CNC-500 и многое другое
История создания
Изначально двигатель предназначался для нового самолета, который должен был заменить главную «рабочую лошадку» у «Аэрофлота» – самолет Ту-154, на смену которому уже разрабатывался новый лайнер Ту-204. Не вникая в историю создания этого транспорта, который по проектам то был оснащен 3 двигателями, то 2, неоднократно менял конфигурацию и компоновку, нужно отметить, что конкуренция среди конструкторских бюро за право разработки двигателя для этого лайнера была крайне напряженной. В итоге победил пермский проект, носивший тогда обозначение Д-90.
В процессе доработки двигателя он получил новое имя — ПС, которое расшифровывается как Павел Соловьев (руководитель разработки). Сертификат типа на двигатель был получен в 1992 году. Сам он задумывался как унифицированный для разных самолетов, но его появление и сертификация совпали с упадком промышленного производства в авиации.
С 1996 по 2001 год потребителям не было поставлено ни одного двигателя ПС-90. В настоящее время ситуация выправляется. Относительно недавно был получен заказ на 154 двигателя для производства военно-транспортных самолетов проекта 476, который находится в стадии исполнения. Распаковка двигателя ПС-90 на ульяновском «Авиастаре» показана на картинке.
Технические характеристики ПС-90 А
Это – турбореактивный двухконтурный двигатель, использующий смешение потоков наружного и внутреннего контуров. Он имеет эффективную систему шумоглушения и реверсивное устройство в канале наружного контура.
Приведем некоторые технические характеристики ПС-90 А.
— Длина – 4 964 мм.
— Диаметр вентилятора – 1 900 мм.
— Масса (сухая) – 2 950 кг.
— Рабочая температура для запуска мотора на земле – от – 47 до + 45 градусов.
— Допустимый потолок высоты – 13 100 м.
— Расход горючего в крейсерском режиме – 0,595 кг/кгс в час.
— Тяга на взлете – 16 000 кгс.
— Степень сжатия в компрессоре – 35,5.
— Для двигателя необходимо горючее Jet A -1 и Jet A. Для ПС-90 А используется специально разработанное моторное масло Niteс отечественного производства, хотя возможно применение других масел: Turbonicoil 525-2A, Castrol 325 DERD 2468 Castrol и др.
— При критических минусовых температурах, меньше -16С для запуска двигателя требуется его подогрев.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГТУ-16П
- Условное обозначение двигателя: ПС-90ГП-2;
- Тип двигателя: газотурбинный, одноконтурный с независимой свободной турбиной;
- Назначение: привод газового компрессора газоперекачивающего агрегата на компрессорных станциях магистральных трубопроводов;
- Направление вращения роторов двигателя: против вращения часовой стрелки по ГОСТ 22378-77
- Мощность на валу силовой турбины, МВт: 16,0;
- КПД на валу силовой турбины, %: 35,2;
- Частота вращения СТ, об/мин.: 5300+/-100;
-
Топлива и масла применяемые при эксплуатации ГТУ:
- Рабочее и пусковое топливо:транспортируемый природный газ ГОСТ 5542, ОСТ 51.40-93, подготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 29328-92;
- Масло: основное…. МС-8П ОСТ 38.01163-78 — дублирующее…»Петрим» ТУ 38. 401939-92 Примечание: 1. Смешение основного и дублирующего масла не допускается 2. Класс чистоты заправляемого в маслобак масла — не грубее 11 класса по ГОСТ 17216 -71.
-
Параметры пускового газа перед стартером СтВ-5Г:
- давление: перед запуском, кгс/см26,0…7,0; — при работе стартера, кгс/см2 2,8…6,0;
- противодавление на выходе из стартера, кгс/см2: 0,3…0,5;
- температура, °С: 5…50;
- расход газа, кг/с: не более 2,0;
- расход газа на один запуск, кг: не более 200.
- Время работы стартера: с 100;
-
Время запуска:
- время запуска двигателя, с — не более 170;
- время пуска ГПА с момента нажатия на кнопку “Пуск” до выхода ГТУ на рабочий режим ( без учета времени предпусковой подготовки ), мин — не более 20.
-
Параметры топливного газа на входе в двигатель:
- давление рабочее, кгс/см2: 28,0…32,0;
- температура: °С 20…50.
-
Параметры масла в маслосистеме ГТУ:
- давление масла на входе в двигатель на минимальном режиме, кгс/см2 : не менее 3,2;
- давление масла на входе в двигатель на остальных режимах, кгс/см2 : 3,5…4,5;
- температура масла в маслобаке, °С, не ниже 15
- температура масла на входе в двигатель : — на запуске, °С: не ниже 0; — на режимах, °С: 30…70;
- максимальная температура масла на выходе: — из ш/п компрессора,°С: не выше 130; — из р/п турбины ГГ,°С: не выше 140; — из опор СТ,°С, не выше 130.
-
Содержание вредных веществ в выхлопных газах:
- оксиды азота NOx, мг/нм3. не более 100
- окись углерода СО, мг/нм3, не более 50
- Масса сухая двигателя ПС-90ГП-2, кг, не более: 5150.
Модификации[править | править код]
Существует несколько модификаций двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2. Осваивается производство модифицированного ПС-90А-3.
ПС-90Аправить | править код
Двигатель ПС-90А для самолёта Ил-96
Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96-300, Ил-96-400, и Ту-204, Ту-214. Максимальная тяга — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам быть конкурентоспособными по топливной эффективности. Разработка началась в 1979 году, стендовые испытания — в 1983, лётные испытания на крыле Ил-76 — в 1987, первый полёт Ил-96-300, оснащённого четырьмя предсерийными образцами этого двигателя, состоялся в 1988 году, а сертификат получен в 1992.
ПС-90А-76править | править код
Двигатели ПС-90А-76 на самолёте Ил-76
Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 1990-х годах с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволил устранить эти недостатки. Возможна конвертация в эту модификацию из ранее выпущенных двигателей базовой модификации ПС-90А, что позволяет заметно снизить стоимость. Максимальная тяга — 14 500 кгс. Двигатель сертифицирован и стал эксплуатироваться в 2003 году.
ПС-90А1править | править код
Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащён малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.
ПС-90А2править | править код
Модификация ПС-90А. Внедрение лопаток нового сплава ЖС-32 вместо ЖС-26 в ПС-90А, перфорация кромок лопаток турбины высокого давления, около 200 шт. на лопатку, а также керамическое напыление на основе ZrО2, позволило увеличить максимальную температуру газов перед турбиной на 200 K, то есть температура составляет около 1821—1840 K. Керамическое напыление присутствует и в камере сгорания.
Унифицированный двигатель ПС-90А2 предназначен для самолётов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.
По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:
- повышение надёжности в 1,5—2 раза
- снижение стоимости жизненного цикла на 37 %
- уменьшение трудоёмкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза
- возможность форсирования по тяге до 18 000 кгс
- полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А
- сохранение массо-габаритных характеристик
- стабильность параметров в процессе эксплуатации
- соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолётов Ту-204, ) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии
- разрешение на полёты ETOPS 180 двухдвигательных самолётов
- локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень
- повышение пожаробезопасности в связи с заменой части гидравлических агрегатов на пневматические
- возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации
- сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам лётной годности США FAR 33)
Некоторые российские узлы, агрегаты и детали заменены на импортные аналоги. В ПС-90А2 использовались технологии двойного назначения, полученные в результате совместной работы с Pratt & Whitney, в результате чего на экспорт двигателя были наложены ограничения Госдепартаментом США. В частности, был сорван контракт на поставку новых самолётов Ту-204СМ в Иран. В начале 2014 года интеллектуальные права на двигатель были выкуплены у американской компании, но самолёты Ту-204СМ так и не были поставлены в Иран.
Разработка двигателя началась в середине 1990-х, из-за перебоев с финансированием сертификат выдан в январе 2010 года
ПС-90А3править | править код
Модификация сертифицированного в 2009 году двигателя ПС-90А2. Главной причиной создания этой модификации послужила невозможность экспорта ПС-90А2 из-за запрета, наложенного Госдепартаментом США.
Сертификат типа выдан в январе 2011 года
Применение в наземных установках
Двигатель для газоперекачивающих установок был заказан в 1999 году и позволил пермским моторостроителям пережить трудные годы застоя в авиационной промышленности. Если бы «Газпром» не сделал этот заказ, не было бы ни завода, ни конструкторского бюро.
Силовая установка представляет собой уже одноконтурный двигатель, то есть без реактивной составляющей, и используется в качестве источника энергии для электростанций и газоперекачивающих установок. К настоящему времени в эксплуатации находится большое их количество, а создание последней модификации ПС-90ГП-25А мощностью в 25000 кВт было отмечено премией в области инновационных технологий.
Основные конструктивные особенности самолета Ил-76МД-90А:
- Устанавливаются двигатели ПС-90А-76
- Новое крыло – применяются длинномерные панели
- Топливная система дорабатывается под новое крыло
- Устанавливается пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией
- Устанавливается цифровая САУ-76
- Устанавливается комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и САУ-76
- Дорабатываются самолетные системы для установки двигателя ПС-90 А-76 и обеспечения индикации и контроля
- Устанавливается ВСУ ТА-12А
Установка современных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76 позволяет значительно повысить эксплуатационную эффективность самолета за счет:
- снижения удельного расхода топлива на 12%
- увеличения дальности полета на 18%
- снижения прямых эксплуатационных расходов
- возможности эксплуатации с высокогорных аэродромов и в условиях высоких температур
- соответствия уровня шума и эмиссии современным нормам ICAO
Десантно-транспортное оборудование:
Устанавливается десантно-транспортное оборудование, позволяющее использовать самолет в следующих условиях:
- для перевозки личного состава для парашютного десантирования десантников-парашютистов,
- для перевозки грузов, техники, универсальных морских и авиационных контейнеров и поддонов для парашютного десантирования грузов и техники на платформах для безпарашютного сброса грузов с малых высот.
Погрузка грузов и техники производится через грузовой люк с помощью бортовых лебедок и электротельферов. Две лебедки позволяют грузить несамоходную колесную технику при максимальном усилии на тросе каждой лебедки 3000 кгс. Лебедки имеют электрический и ручной приводы. Четырьмя тельферами можно произвести погрузку моногруза массой до 10 т. Грузовая кабина имеет рампу, которая при погрузке и выгрузке может устанавливаться в горизонтальное или любое другое необходимое положение. При необходимости грузы массой до 30 т могут быть подняты в грузовую кабину рампой.
Культурное место для экипажа. Для погрузки гусеничной и колесной техники, а также платформы на рампе монтируется четыре подтрапника, обеспечивающих плавный въезд техники на рампу. На пол грузовой кабины и рампы устанавливаются четыре роликовые дорожки с монорельсом в двух вариантах:
- в специальных нишах для десантирования платформ;
- на балках для перевозки авиационных контейнеров и поддонов.
Для перевозки людей в грузовой кабине самолета имеются бортовые сидения и устанавливаются съемные центральные сидения:
- В однопалубном варианте (с центральными сидениями) обеспечивается перевозка 145 военнослужащих или 126 десантников-парашютистов.
- В двухпалубном варианте – до 225 военнослужащих.
Самолет оборудован системой сброса грузов, позволяющей выполнять одиночное и серийное десантирование платформ с грузами и техникой. Кроме того, в грузовой кабине самолета может быть установлено оборудование позволяющее: перевозить до 114 раненых и медицинский персонал осуществлять интенсивную терапию до 20 тяжелораненым, осуществлять тушение пожаров.