Государство и право древней индии
Содержание:
Список
|
- Легенда
.mw-parser-output .legend{page-break-inside:avoid;break-inside:avoid-column}.mw-parser-output .legend-color{display:inline-block;min-width:1.25em;height:1.25em;line-height:1.25;margin:1px 0;text-align:center;border:1px solid black;background-color:transparent;color:black}.mw-parser-output .legend-text{}
И.о. премьер-министра
БДП (2) INC / INC (I) / INC (R) (6 + 1 действующий) JD (3) JP (1) JP (S) (1) SJP (R) (1) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нет | Портрет | Имя
(Рождение – Смерть) |
Вечеринка | Срок полномочий | Время в офисе | Лок Сабха | Министерство | Назначен | ||
Вступил в должность | Левый офис | |||||||||
1 | (1889-тысяча девятьсот шестьдесят-четыре) | Индийский национальный конгресс | 15 августа 1947 г. | 15 апреля 1952 г. | 16 лет, 286 дней | Учредительное собрание | Неру I | Граф Маунтбеттен Бирмы | ||
15 апреля 1952 г. | 17 апреля 1957 г. | 1-й | Неру II | |||||||
17 апреля 1957 г. | 2 апреля 1962 г. | 2-й | Неру III | |||||||
2 апреля 1962 г. | 27 мая 1964 † | 3-й | Неру IV | |||||||
— | (1898–1998) | Индийский национальный конгресс | 27 мая 1964 года | 9 июня 1964 г. | 13 дней | Нанда I | ||||
(1904–1966) | Индийский национальный конгресс | 9 июня 1964 г. | 11 января 1966 † | 1 год, 216 дней | Шастри | |||||
— | (1898–1998) | Индийский национальный конгресс | 11 января 1966 г. | 24 января 1966 г. | 13 дней | Нанда II | ||||
3 | (1917-одна тысяче девятьсот восемьдесят-четыре) | Индийский национальный конгресс | 24 января 1966 г. | 4 марта 1967 г. | 11 лет, 59 дней | Индира I | ||||
Индийский национальный конгресс (R) | 4 марта 1967 г. | 15 марта 1971 года | 4-й | |||||||
15 марта 1971 года | 24 марта 1977 г. | 5-й | Индира II | |||||||
(1896–1995) | Джаната Вечеринка | 24 марта 1977 г. | 28 июля 1979 г. | 2 года, 126 дней | Шестой | Десаи | (действующий) | |||
5 | (1902–1987) | Janata Party (светское) | 28 июля 1979 г. | 14 января 1980 г. | 170 дней | Чаран | ||||
(3) | (1917-одна тысяче девятьсот восемьдесят-четыре) | Индийский национальный конгресс (I) | 14 января 1980 г. | 31 октября 1984 † | 4 года, 291 день | 7-е | Индира III | |||
6 | (1944-) | Индийский национальный конгресс (I) | 31 октября 1984 г. | 31 декабря 1984 г. | 5 лет, 32 дня | Раджив | ||||
31 декабря 1984 г. | 2 декабря 1989 г. | 8-е | ||||||||
(1931–2008) | Джаната Даль ( Национальный фронт ) | 2 декабря 1989 г. | 10 ноября 1990 г. | 343 дня | 9-е | Вишванатх | ||||
8 | (1927–2007) | Вечеринка Самаджвади Джаната (Раштрия) | 10 ноября 1990 г. | 21 июня 1991 г. | 223 дня | Чандра Шекхар | ||||
9 | (1921–2004) | Индийский национальный конгресс (I) | 21 июня 1991 г. | 16 мая 1996 года | 4 года, 330 дней | 10-е | Рао | |||
(1924–2018) | Вечеринка Бхаратия Джаната | 16 мая 1996 года | 1 июня 1996 г. | 16 дней | 11-е | Ваджпаи I | ||||
11 | (1933–) | Джаната Даль ( Объединенный фронт ) | 1 июня 1996 г. | 21 апреля 1997 г. | 324 дня | Деве Гауда | ||||
12 | (1919–2012) | Джаната Даль ( Объединенный фронт ) | 21 апреля 1997 г. | 19 марта 1998 г. | 332 дня | Гуджрал | ||||
( ) | (1924–2018) | Вечеринка Бхаратия Джаната ( NDA ) | 19 марта 1998 г. | 10 октября 1999 г. | 6 лет, 64 дня | 12-е | Ваджпаи II | |||
10 октября 1999 г. | 22 мая 2004 г. | 13-е | Ваджпаи III | |||||||
13 | (1932–) | Индийский национальный конгресс ( UPA ) | 22 мая 2004 г. | 22 мая 2009 года | 10 лет, 4 дня | 14-е | Манмохан I | |||
22 мая 2009 года | 26 мая 2014 | 15-е | Манмохан II | |||||||
Нарендра Моди (1950–) | Вечеринка Бхаратия Джаната ( NDA ) | 26 мая 2014 | 30 мая 2019 | 7 лет, 114 дней | 16-е | Моди I | ||||
30 мая 2019 | Действующий | 17-е | Моди II |
Индия в глубокой древности
Синдху – так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены – как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово – Индия.
На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.
В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды – невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.
Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.
Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.
Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода – залог богатого урожая, а урожай – это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…
Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени “подтолкнули” Христофора Колумба к открытию Америки…
Величественные руины Виджаянагара, юг Индии
Делийский султанат
Делийский султанат в эпоху Туглака
В последней четверти XII века Мухаммад из Гора вторгся в Индо-Гангскую равнину , последовательно завоевывая Газни , Мултан , Синд , Лахор и Дели . Кутб-уд-дин Айбак , один из его генералов, провозгласил себя султаном Дели . В Бенгалии и Бихаре установилось правление генерала Мухаммада бин Бахтияра Халджи , где миссионеры исламской веры достигли наибольшего успеха с точки зрения дава и числа обращенных в ислам. В 13 веке Шамсуддин Илтутмиш (1211–1236) основал тюркское королевство в Дели , что позволило будущим султанам продвигаться во всех направлениях; В течение следующих 100 лет Делийский султанат расширил свой путь на восток до Бенгалии и на юг до Декана , в то время как сам султанат испытывал неоднократные угрозы с северо-запада и внутренние восстания со стороны недовольной, независимой знати. Султанат находился в постоянном движении, когда возникали и падали пять династий тюркского или афганского происхождения: династия Мамлюк (1206–90), династия Халджи (1290–1320), династия Туглак (1320–1413), династия Сайидов ( 1414–51) и династия Лоди (1451–1526). Династия Хальджи , под «Alā’uddīn (1296-1316), в результате чего удалось северную половину Южной Индии под его контролем в течение времени , прежде чем завоеванные области оторвались в течение следующего десятилетия. Власть в Дели часто приобреталась насилием — девятнадцать из тридцати пяти султанов были убиты — и узаконивалась наградой за преданность племени. Фракционное соперничество и придворные интриги были столь же многочисленны, сколь и коварны; территории, контролируемые султаном, расширялись и сокращались в зависимости от его личности и состояния.
И Коран, и шариат (исламский закон) послужили основой для принудительного исламского управления независимыми индуистскими правителями, но султанат вначале добился лишь незначительных успехов, когда проводились многочисленные кампании по разграблению и временному уменьшению крепостей. Эффективное правление султана во многом зависело от его способности контролировать стратегические места, которые доминировали на военных магистралях и торговых путях, взимать ежегодный земельный налог и поддерживать личную власть над военными и провинциальными губернаторами. Султан Ала уд-Дин попытался переоценить, систематизировать и объединить доходы от земли и городские налоги и установить высоко централизованную систему управления своим владением, но его усилия были безуспешны. Хотя сельское хозяйство в Северной Индии улучшилось в результате строительства новых каналов и методов орошения, в том числе того, что стало известно как персидское колесо, продолжительная политическая нестабильность и паразитические методы сбора налогов озлобили крестьянство. Тем не менее, торговля и рыночная экономика, поощряемые привычкой аристократии к свободным расходам, приобрели новый импульс как внутри страны, так и за рубежом. Специалисты по металлу, камню и текстилю с энтузиазмом откликнулись на новый патронаж. В этот период персидский язык и многие персидские культурные аспекты стали доминирующими в центрах власти в Мерике, поскольку правители Делийского султаната (которые, хотя и были турками или афганцами, были полностью персианизированы со времен Газневидов). аспекты иностранной культуры и языка из их центра власти в Индии.
Древняя Индия
Название конфликта | Воюющие стороны | Воюющие стороны | Исход |
---|---|---|---|
Битва десяти королей (14 век до н.э.) | Бхараты | Альянс Десяти Королей | Победа Бхараты |
Аванти-Магаданские войны (510–400 до н. Э.) | Династия Харянка Династия Шишунага | Династия Прадьота |
Магадха Победа
Магаданская аннексия Аванти |
Война Магадха и Ваджжи (484 г. до н.э. — 468 г. до н.э.) | Династия харьянок |
Конфедерация Ваджи во главе с Личчавами |
Магадха Победа
Магаданское присоединение к конфедерации Ваджи |
Индийский поход Александра Македонского (327–325 гг. До н. Э.) | Македонская империя | Различные индийские королевства | * Македония завоевывает реку Беас , но вынуждена остановить свое продвижение в Инд. |
Завоевание Империи Нанда (321–320 гг. До н. Э.) | Империя Маурьев | Империя Нанда |
Победа Маурьи
|
Война Селевкидов и Маурьев (305–303 гг. До н. Э.) | Империя Маурьев | Империя Селевкидов |
Победа Маурьи
|
Калинга война (262 г. до н.э. – 261 г. до н.э.) | Империя Маурьев | Калинга |
Победа Маурьи
Аннексия Маурьи Калинги |
Причины и конкретный процесс зарождения государства в Древней Индии
Индия, одна из великих стран мира, имея обширную территорию и многомиллионное население, сыграла большую историческую роль в человеческой цивилизации. К сожалению, до настоящего времени история Индии не изучена основательно, так как учеными не обнаружены письменные источники, которые бы позволили установить общественно-политические процессы, происходившие на территории Индии в IV тысячелетии до н.э. И только археологические раскопки, осуществленные в Северо-Западной Индии, свидетельствуют, что уже в это время существовали крупные центры Харапп и Махенджо-Даро, вокруг которых сосредотачивались ремесленное производство, орошаемое земледелие и торговля. Можно предположить, что это были своеобразные города-протогосударства, между которыми велась постоянная борьба за первенство. Данный период можно назвать Древним периодом (IV – первая половина II тысячелетия до н.э.).
Второй период (вторая половина II тысячелетия – середина I тысячелетия до н.э.) называется учеными ведическим периодом. Такое название дано ему в силу того, что сведения о данном периоде черпаются из письменных источников литературно-религиозного характера – ведов, которые были священными книгами индусов. Именно из ведов установлено, что коренное темнокожее население – дравиды – было завоевано арийскими племенами, которые в течение нескольких столетий осуществляли свои военные походы на Северо-Западную Индию, пока полностью не подчинили своей власти местное население. Именно во второй период ярко проявилась такая причина возникновения государства, как внешняя – завоевание части Индии арийскими племенами.
Это обстоятельство, по мнению большинства ученых, и обусловило особое своеобразие дальнейшего развития индийского общества, его государства и права.
Третий период (вторая половина I тысячелетия до н.э. – I в. н.э.), названный магадхо-маурийским по имени сильнейшего государства в Северной Индии с центром в г. Магатха и новой династии Маурья, первый представитель которой Чандрагупта возглавил освободительное движение в Северной Индии после ухода войск Александра Македонского и в 318 году до н.э. образовал новое мощное государство, которое просуществовало вплоть до II в. до н.э. и распалось на ряд более мелких государств под воздействием внешней причины – нового вторжения греко-бактрийцев.
Политическую историю Индии фактически с большой степенью достоверности можно изучать именно с третьего периода развития индийского общества, так как сохранились такие значимые письменные источники, как политический трактат «Артхашастра», который, как предполагают ученые, был написан советником Каутилье, игравшим при дворе основателя династии Маурьев Чандрагупте значительную роль, и Законы Ману, представляющие собой наиболее пространную дхармашастру, составленную брахманами Индии (II в. до н.э. – II в. н.э.). Именно из указанных письменных источников черпаются сведения об общественном и государственном строе, правовом статусе царя, основных институтах различных отраслей права Древней Индии.
Принимая во внимание периоды развития индийского общества и анализируя отрывочные сведения различных письменных источников, можно утверждать, что процесс возникновения государства на территории Индии происходил на протяжении длительного времени путем разложения родоплеменной организации сначала у коренного населения (дравидов), а затем и у завоевателей (ариев)
Правители Индии
Единое государство с 1526 года
Династия ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ (1526—1540)
Императоры:
Бабур (1526—1530)
Хамаюн 1530—1540
Династия СУРИДОВ (1540—1555)
Шер-шан Сур 1540— 1545
Ислам-шах 1545—1554
Мухаммад Адил-шах 1554
Ибрахим 1554 -1555
Сикандар-шах 1555
Династия ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ (1555—1858)
Хамаюн 1555—1556
Акбар I 1556—1605
Джихангир 1605—1627
Давар-Бахш 1627—1628
Шах-Джихан I 1628— 1658
Аламгир I 1658—1707
Азам-шах 1707
Шах-Алам I (Бахадур I) 1707—1712
Азим 1712
Джахандар-шах 1712—1713
Фаррух-сийар 1713—1719
Шамсаддин Рафи 1719
Шах-Джихан II 1719
Нику-сийар 1719
Мухаммад 1719—1748
Ахмад 1748—1754
Аламгир II 1754—1760
Шах-Джихан III 1760
Шах-Алам II 1760—1788
Бидар-бахт 1788
Шах-Алам II 1788—1806
Акбар II 806-1837
Бахадур II 1837-1858
Использованы материалы кн.: Рукосуев Е.Ю. Короли, президенты, премьеры…
Екатеринбург, 1996, с. 143-144.
Правящие династии государств Северной Индии:
Магадха. Династии,
правившие в Магадхе в 545—30 гг. до н. э.
Декан. Династии, правившие в Декане до 630 года.
Арахозия, район в Восточном Афганистане, вокруг города Кандагар.
Гандхара — Северо-Западный Пакистан.
Кшатрапов государство (Юго-Западная Индия).
Махакшатрапов государство
(великих кшатрапов) (Западная и Центральная Индия).
Гуптов государство,
а также государства Северной Индии после распада империи Гуптов.
Бенгалия. Династии, правившие в Бенгалии с середины IV века и до мусульманского
завоевания.
Кашмир. Династии, правившие в Кашмире с 601 по 1339 год
Южная Индия (государства Южной Индии до мусульманского завоевания).
Северная Индия (государства Северной Индии с VIII века и до завоевания их мусульманами).
Делийский султанат, 1206-1526 гг.
(а также мусульманские государства на территории Индии, возникшие в результате распада
Делийского султаната).
Виджаянагар, империя Виджаянагар
в Южной Индии.
Империя Великих Моголов, 1526-1540, 1555-1858 гг.
.
Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с.
639.
С 1858 по 1947 год — колония Великобритании
С 1947 года — независимое государство (доминион),
Республика (с 1950 года)
Премьер-министы независимой Индии
Неру Дж. 1947-1964
Шастри Л.Б. 1964-1966
Ганди Индира. 1966-1977
Десаи М. 1977-1979
Сингх Ч. 1979-1980
Ганди Индира. 1980-1984
Ганди Раджив. 1984-1984
Сингх В.П. 1984-1989
Сингх Ч.Ш. 1989-1991
Народсимха Рао П.В. 1991-1996
Ваджпаи А.Б. 1996
Деве Говда, Хараданахалли Доддеговда 1996-1997
Гуджрал, Индер Кумар 1997-1998
Ваджпаи А.Б. 1998-2004
Сингх Манмохан. 2004-
Президенты независимой Индии
Прасад Р. (1952-1962)
Радхакришнан (1962-1967)
Хусейн З. (1967-1969)
Гири В.В. (1969-1974)
Ахмед Ф.А. (1974-1977)
Редди Н.С. (1977-1982)
Сингх З. (1982-1987)
Венкатараман Р. (1987-1992)
Шарма Г.Д. (1992-…)
Вернуться к указателю
Исторические лица Индии
Контур
Заседание Княжеской палаты 1941 г.
В принципе, княжеские государства обладали внутренней автономией, в то время как по договору британская корона имела сюзеренитет и отвечала за внешние дела государств. На практике, в то время как государства действительно управлялись властителями с различными титулами, такими как Махараджа , Раджа , Низам , Радже , Дешмукх , Наваб , Мирза , Байг , Чхатрапати , Хан , Тхакур Сахаб, Дарбар сахеб или, особенно, Джам для Джадеджи / Самма, британцы по-прежнему имели значительное влияние.
К моменту отъезда британцев в 1947 году только четыре из крупнейших штатов все еще имели своих британских резидентов , дипломатический титул для советников, присутствующих в столицах штатов , в то время как большинство остальных было сгруппировано в агентства, такие как Центральная Индия Агентство , в Агентстве Декана государств , а также агентства Rajputana .
С 1920 года государства были представлены в Княжеской палате , заседавшей в Нью-Дели .
Самые важные государства были причислены к штатам салюта , правители которых имели право на определенное количество салютных орудий.
В соответствии с Актом о независимости Индии 1947 года британцы отказались от своего сюзеренитета над государствами и предоставили каждому из них свободу выбора, присоединяться ли к одной из новых независимых стран Индии и Пакистана или оставаться за их пределами. В течение короткого времени некоторые из правителей изучали возможность создания федерации штатов отдельно от того и другого, но это ни к чему не привело. Затем большинство штатов решили присоединиться к Индии или Пакистану, такие как Джунагад (1947–1948), Хайдарабад 18 сентября 1948 года, Биласпур 12 октября 1948 года и Бхопал 1 мая 1949 года. Траванкоре также решил остаться независимой страной. .
В Джамму и Кашмире , государстве с мусульманским большинством, но индуистским правителем, Махараджа надеялся остаться независимым, но 27 октября 1947 года присоединился к Индии в начале вторжения Пакистана в Джамму и Кашмир, что привело к индо-пакистанской войне. 1947 .
31 марта 1948 года Калат присоединился к Пакистану, хотя брат хана возглавил восстание против этого решения.
Первые из государств в истории Индии
За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.
Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.
Создание государства
В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.
Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.
Образование каст
За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.
Образование государств
Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.
В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.
Проникновение ислама
В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.
Бенгальский султанат
Руины мечети Адина , когда-то самой большой мечети на Индийском субконтиненте , в Пандуа , первой столице Бенгальского султаната .
В 1339 году Бенгалия стала независимой от Делийского султаната и состояла из многочисленных исламских городов-государств. Бенгальский султанат был создан в 1352 году после того, как Шамсуддин Ильяс Шах , правитель Satgaon , победил Алауддин Али Шах из Lakhnauti и Ikhtiyaruddin Гази шаха из Sonargaon ; в конечном итоге объединение Бенгалии в единый независимый султанат. В наибольшей степени царство и протектораты Бенгальского султаната простирались от Джаунпура на западе, Трипуры и Аракана на востоке, Камрупа и Каматы на севере и Пури на юге.
Несмотря на то, что мусульманской суннитской монархией правили турко-персы , бенгальские мусульмане , хабши и арабы , они по-прежнему нанимали многих немусульман в администрацию и продвигали форму религиозного плюрализма. Он был известен как одна из крупнейших торговых держав средневекового мира, привлекавшая иммигрантов и торговцев из разных уголков мира. Бенгальские корабли и торговцы вели торговлю по всему региону, в том числе в Малакке, Китае, Африке, Европе и на Мальдивах, через морское сообщение и сухопутные торговые пути. Современные европейские и китайские посетители описали Бенгалию как «самую богатую страну для торговли» из-за обилия товаров в Бенгалии. В 1500 году королевская столица Гаур была пятым по численности населения городом в мире с 200 000 жителей.
Персидский использовался как дипломатический и торговый язык. Арабский язык был литургическим языком духовенства, а бенгальский язык стал придворным. Бенгали покровительствовали султаны и спасли его от порчи со стороны браминов, желающих перевести его на санскритизм . Султан Гиятуддин Азам Шах спонсировал строительство медресе в Мекке и Медине . Эти школы стали называть медресе Гиясия Банджалия . Таки ад-Дин аль-Фаси , современный арабский ученый, был учителем в медресе в Мекке. Медресе в Медине было построено в месте под названием Хусн аль-Атик, недалеко от мечети Пророка . Несколько других бенгальских султанов также спонсировали медресе в Хиджазе .
Династия Каррани была последней правящей династией султаната. Моголы были полны решимости положить конец бенгальскому империализму. Правление Великих Моголов формально началось с битвы при Раджмахале в 1576 году, когда последний султан Дауд Хан Каррани потерпел поражение от сил императора Акбара , и основанием Бенгальского субаха . Восточная дельтовая область Бхати оставалась вне контроля Моголов до тех пор, пока не была поглощена в начале 17 века. Дельта контролировалась конфедерацией аристократов султаната, которые стали известны как баро-бхуийцы . Правительство Моголов в конечном итоге подавило остатки Султаната и поставило всю Бенгалию под полный контроль Моголов.
Титулы правящей династии
Известно, что империя Великих Моголов обладала несметными богатствами. Ее правители строили необычайные по красоте сооружения, а внутреннее убранство дворцов не имело в мире равных себе по роскоши. Вполне закономерно, что и титулов у представителей правящей династии было несколько. Все они создавали некий витиеватый образ, придающий правителю величавость и символизирующий его особый статус.
Самый первый и значимый титул, принятый еще Бабуром, звучит как падишах Великих Моголов (в сканвордах на эту темучасто задаются вопросы). Именно так европейцы говорят о правителях империи, однако оригинальный вариант титула звучит немного иначе – Падшах-и-Гази. Если сделать перевод, то можно сказать, что представители правящей династии именовали себя следующим образом – государь, повелитель царей и воин ислама. Однако это далеко не полный титул Великих Моголов.
К уже известному Падшах-и-Гази добавлялся витиеватый набор слов «Шаханшах-и-Султанат-уль-Хиндия-ва-л-Мугхалия». На Западе существовало несколько вариантов его перевода. Но чаще всего данный титул звучал как «царь царей Монгольской Индии».
Кроме уже перечисленных титулований каждый правитель добавлял и свои, характеризующие его с лучшей стороны. Среди них наиболее известны следующие:
- ас-Султан аль-Азам – великий султан;
- аль-Хакан аль-Мукаррам – почитаемый каган;
- Амир аль-муминин – повелитель правоверных;
- Зиллуллах – тень Аллаха;
- Абуль-Фатх – отец побед;
- Джалал ад-дин – величие веры;
- Абуль Музаффар – победоносный;
- Малик-уль-Султанат – король королей.
Это далеко не полный список титулов правителей империи. Падишах Великих Моголов (сканворды нередко ставят в тупик подобными вопросами даже признанных знатоков истории) носил несколько титулов одновременно. Порой они занимали две, а то и три строки в документе.
Правление сыновей и внуков Акбара
В семнадцатом столетии власть в империи перешла к Селиму. Он был старшим сыном Акбара и его законным наследником. В последние годы правления отца юноша рвался к власти, проявляя свой воинственный характер. Все двадцать два года, проведенных под его властью, империя вела постоянные войны. Большая часть походов была удачной, и он сумел расширить границы государства.
После смерти Селима более тридцати лет падишахом империи был его преемник Джахан. Его приход к власти ознаменовался кровавой резней. По приказу молодого человека были хладнокровно убиты все его братья и многие родственники. Несмотря на это, в историю он вошел как блестящий правитель.
Джахан твердой рукой правил империей и слыл справедливым шахом. Много времени он уделял развитию государства и его культуре. При нем совершались не только военные походы, но и повсеместно возводились удивительные по красоте сооружения. Самым знаменитым из них является Тадж-Махал, выстроенный в честь его любимой жены.
Европейские путешественники с восторгом описывали пышные приемы, которые устраивал Джахан. Империя получала сказочные доходы, и правитель мог позволить себе практически любые драгоценности. Историки считают данный период верхом могущества империи, после которого начался ее естественный упадок.
В пятьдесят восьмом году семнадцатого века сын Джахана восстал против своего отца и заключил его в тюрьму. Аурангзеб был третьим сыном и не мог официально претендовать на трон, однако именно он стал правителем империи. Практически тридцать лет он пытался вести ее к процветанию, но так и не сумел достойно распорядиться наследием предков.
У Аурангзеба не получалось мирно сосуществовать с индусами, которые пытались объявить о своей независимости и выйти из состава империи. Несмотря на попытки подавить мятеж, он продолжал расти и шириться. В итоге его возглавил один из сыновей шаха.
К концу правления Аурангзеба положение империи пошатнулось. Ее разложение было очевидным, а окончательное падение являлось делом времени.
Подготовка ко встрече с врагом
Перед тем, как вступить в бой с противником, раджпут обязан совершить целый ряд ритуальных действий, без которых шанс успешного итога столкновения стремится к нулю. Прежде всего воин должен обеспечить благоприятное отношение к себе богов
Он приносит жертвы многочисленным покровителям, но самое важное — это дары во славу «кул-деви», покровительницы своего клана.
Не последнее значение в канун сражения имеет и психологическая подготовка. Раджпуты перед битвой занимались психосоматическими упражнениями, достигая сразу двух целей: с одной стороны, они таким образом добивались благосклонности богов, а с другой — приводили свою психику в гармонию и успокаивались, что придавало им хладнокровия в то время, когда речь шла об их жизни или смерти.
Приведя в порядок сознание, раджпут должен был озаботиться и вполне себе мирскими вещами. На бой выходили только в чистой одежде, предварительно растирая по телу сандаловую пасту, что имело также и ритуальной значение. Вот как, например, описывается приготовление воина к отправке в царство Индры — индийской аналогии Вальхаллы: «Герой надевает свои доспехи, и апсары, зная, что скоро появятся герои, украшают себя, натираются небесными ароматами. Он надевает свой шлем, а они надевают свои нежные одежды; он надевает на коня упряжь, они украшают руки и лодыжки браслетами с колокольцами; он надевает на тюрбан железную сеточку, они украшают свои косы цветами и драгоценностями; воин начищает свой меч, они сурьмят глаза; герой острит кинжал — она рисует тику на лбу; он надевает защитные нарукавники из меди, она красит свои ладони хной; он берет в руки «тигриные когти» — они надевают кольца и браслеты; он надевает оберег из травы тулси, они украшают себя жемчужными ожерельями; он примеряется к копью — и они приготовили гирлянды, которые наденут на тех, кого встречают у себя на небе. Он в последний раз проверяет тетиву лука — они уже проверяют силу своего убивающего наповал взгляда. Вот он готов — но и они уже готовы на своих небесных колесницах».
Боевой набор раджпутского воина состоял из довольно привычных атрибутов. Они одинаково хорошо владели мечами, пиками, боевыми копьями, а также луком и стрелами. Чего действительно не хватало индийским рыцарям — войсковой организации. Привыкшие к битвам один на один или небольшими отрядами, они оказались в сложной ситуации, когда на территорию Северной Индии пришли сначала арабы, а затем и Великие Моголы. Последним удалось сломить сопротивление доблестных раджпутов.
Раджпутский воин. Фантазии современного художника. (matveychev-oleg.livejournal.com)