Все про дуэль пушкина и дантеса. что было в записке? почему стреляли оба, но умер один? о каких героях истории мы забыли?

История дуэли


Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого


Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея


Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент — с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор — с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Узаконенное убийство

В то время, когда в Европе дуэльная лихорадка пошла на спад, в России она все больше входила в моду. Вспомните произведения литераторов XIX века: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева — там обязательно встречалась сцена дерущихся на дуэли дворян. Причём правила русских были во много раз жёстче европейских. Профессиональные дуэлянты (бретёры) из России в открытую посмеивались над западными коллегами, называя их поединки «опереточными». В Европе было принято стреляться с расстояния 25-35 шагов, отчего стычки чаще всего оканчивались бескровно или лёгкими ранениями. Русские же сходились в 15-20 шагах (около 10 метров). С такого расстояния сложно промахнуться даже неопытному стрелку. В России также существовало шокирующее иностранцев правило: если дуэлянт, выстреливший первым, промахивался, второй имел право призвать его «к барьеру» — тот обязан был приблизиться на минимальное расстояние, позволив противнику стрелять практически в упор. Нередко случались поединки «до решительного результата»: если оба дуэлянта промахнулись, пистолеты перезаряжались, и всё начиналось сначала, и так до тех пор, пока кто-нибудь не попадёт. Существовали варианты дуэлей «дуло в дуло», «через платок», «пистолет ко лбу», когда смерть одного из участников была просто неизбежной. Глядя на все это, европейцы назвали русские поединки «узаконенным убийством». Дуэли в России случались так часто, особенно среди офицеров, что к концу XIX столетия их вообще решили легализовать. В 1894 году в армии были введены «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», согласно которым дуэль в войсках не просто разрешалась, а даже могла быть в обязательном порядке назначена военным судом. По сохранившимся данным статистики, только с 1894 по 1910 год в российской армии официально зарегистрировано 322 поединка. 256 из которых состоялись по постановлению офицерского суда чести, 19 произошли без таких постановлений, а остальные — с разрешения начальника. О том, что даже в начале XX века дуэли в России были обычным явлением, говорит тот факт, что в 1912 году вышел специальный «Дуэльный кодекс», в котором его автор Василий Дурасов изложил правила для проведения русских дуэлей. То есть фактически Россия вернулась к истокам — к «полю». Так что, не произойди в 1917 году революция, возможно, и сейчас любой из нас мог бы вызвать своего обидчика «к барьеру!».

Метки: Екатерина II, эпоха Романовых, Россия, Тайны 20 века, смерть, дуэль, правило, Пётр Первый, поединок, честь, жестокость, этикет

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

Александр Грибоедов

Одна из самых скандальных дуэлей произошла в 1817 г. с участием Грибоедова. Ему тогда было всего 22 года. Он жил вместе с камер-юнкером графом А. Завадовским. Молодые люди вращались в театральных кругах и хорошо знали известную балерину, 18-летнюю Авдотью Истомину. Завадовский ухаживал за красавицей, но потерпел неудачу: девушка выбрала юного кавалергарда Василия Шереметева. Безумный ревнивец, Шереметев влюбился в Истомину по уши. Он фактически жил у нее, и все было великолепно, пока они однажды не поссорились. Шереметев съехал, но буквально следил за Истоминой.

И вот, пока они были в ссоре, Грибоедов (вероятно, по просьбе Завадовского) пригласил Истомину «на чай» после очередного театрального представления. Чай был настолько хорош, что Истомина пила его в доме Завадовского и Грибоедова два дня. Разумеется, Шереметев обо всем узнал. Обсудив ситуацию с другом, офицером А. Якубовичем, Шереметев решил, что не только Завадовский, но и Грибоедов (за пособничество) должен получить пулю. А Якубович предложил себя как второго дуэлянта — стреляться с Грибоедовым. Со стороны Якубовича это был лишь акт дружбы, у него ведь не было личного повода стрелять в писателя.

Когда настал день дуэли (ее прозвали позже «четверной»), Шереметев уже помирился с Истоминой и узнал, что у нее была связь с Завадовским. Так что он испытывал сильнейшую злобу, когда встал перед барьером. Взбешенный, он выстрелил сразу же после сигнала, почти не целясь. И промахнулся. Завадовский же получил преимущество. Секунданты молили его пощадить Шереметева. Но подойдя к барьеру вплотную, Завадовский выстрелил и попал в живот Шереметева. Вскоре камер-юнкер скончался в ужасных мучениях.


Дуэль. (Pinterest)

Дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Они встретились уже в 1818 г. в Тифлисе. Якубович ранил Грибоедова в руку, а тот нарочно выстрелил мимо. После этого Грибоедов отправился в Тегеран, где был убит и позже опознан лишь по следам от раны, полученной на той дуэли.

Кодекс чести

По определению культуролога Юрия Лотмана, дуэль – это «происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением». Таким образом, именно стремление к очищению от оскорбления было главной причиной вызова на дуэль.

При этом, для восстановления справедливости не обязательно было дойти до самого поединка, а тем более убивать противника. Как указывает Лотман, иногда и сам вызов на дуэль считался очищением, за которым следовало примирение врагов.

Но бывали и случаи, когда снятие оскорбления требовало гибели одного из участников. Тогда изначально устанавливались смертельные условия поединка, не дававшие шансов одному из противников.

Одна из самых известных дуэлей в российской истории, закончившаяся гибелью великого поэта Пушкина, относится именно к таким, изначально предрешённым дуэлям. Барьеры отделяли Пушкина и Дантеса друг от друга лишь на 10 шагов.

Cherchez la femme

Вышеописанные дуэли объединяет один фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей.

Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Речь идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский.

Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.

По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не знал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лица требующих пули».

В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.

Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре

Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX века», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба

Женские дуэли

В 1829 году в Орловской губернии произошла сабельная дуэль. В результате дуэлянты погибли. Ну и что? Этим никого не удивишь. Но это была не мужская, а женская дуэль, с участием помещиц Ольги Заваровой и Екатерины Полесовой, из-за простой ссоры. Однако и это не все. Спустя пять лет на дуэли встретились их повзрослевшие дочери. Погибла Анна Полесова.

Некоторые историки считают, что при правлении Екатерины II лишь трем женским дуэлям не очень повезло, и они закончились плачевно. Многим дамам той поры хорошо было известно оружие. И они нередко с его помощью выясняли отношения. В те времена нередко встречались упоминания о том, что, например, в 1765 году придворные дамы участвовали в 20 дуэлях, а в 8 из них секунданткой была никто иная, как сама Екатерина II.

Наиболее известным женским поединком той поры, была дуэль 1770 года. В ней участвовали княгиня Екатерина Дашкова и герцогиня Фоксон. Однако дело было не в Санкт-Петербурге или Москве, а в Лондоне. И дело было так. Графиня Пушкина пригласила в свой дом двух образованнейших женщин для мирной беседы. Мало-помалу беседа начала перерастать в полемику, а потом и в жаркие споры. В общем, диспут закончился взаимными обвинениями. Потом дело дошло до пощечин и естественно до вызова «к барьеру». На примирение дамы не пошли, и дело дошло до поединка на шпагах. Все произошло здесь же на территории сада. Все закончилось несмертельно. Графиня Дашкова была ранена в область плеча.

Увлекательные записи о дуэлях россиянок составила француженка маркиза де Мортене. Она писала, что российские дамы обожают разбираться между собой при помощи оружия. Эти поединки вовсе не изящны, как у французских дам. В них наблюдается только слепая ярость, направленная на истребление соперниц. Кстати, в ту пору француженки на дуэлях обнажались до пояса, что и могло выглядеть более изящно.

Что интересно, так это то, что в русской литературе и живописи нет упоминаний о женских дуэлях. Зато в Европе об этом писалось в романах и изображалось на картинах. Наибольшей известностью пользовалась картина «Женская дуэль», от испанца Хосе де Риверы 1636 года. Увидеть ее можно в испанской столице в Национальном музее Прадо.

Сам поединок произошел еще до написания полотна в 1552 году. Дуэль состоялась между неаполитанками Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петтинеллой, заинтересовавшимися молодым повесой Фабио де Зересолой. В итоге они решили разобраться в поединке с помощью мечей. Неаполитанский меч был незначительно тяжелее шпаги, и многим дамам удавалось им виртуозно владеть. В те времена дамские поединки были диковинкой, поэтому толки об этом сохранились на долгое время, чем и подсказали для художника идею для сюжета полотна.

Чтобы выяснить отношения дамы решили избрать пистолеты. Поединок завершился тем, что маркиза получила легкое ранение плеча. Очевидно, это громкое событие потешило честолюбие первого министра, ведь он об этом упоминал в своих записях. Эту пикантную историю еще долгое время обсуждали все парижские аристократические круги.

Некоторые дамы настолько захватывались искусством фехтования, что часто вызывали на дуэли лиц противоположного пола. Наибольшей популярностью пользовалась мадемуазель де Мопен, у которой на счету несколько успешно проведенных поединков с мужчинами. Причем она была настолько популярной, что о ее реальных похождениях Теофилем Готье был написан роман «Мадемуазель де Мопен».

Шестая дуэльИстория о двух лучших друзьях, которые решили прирезать друг друга, но все равно остались лучшими друзьями

Ну, и как вишенка на торте, рассказ о дуэли двух лучших друзей, английских джентльменов по имени Генри Белассес и Том Портер. Обедая у некоего сэра в 1667 году, они слегка перепили, и Генри стал на повышенных тонах что-то настойчиво советовать Тому. На это, люди, сидящие рядом за столом, начинают вопрошать: «Неужели два джентльмена, известные своей нерушимой дружбой, ссорятся?».

Подвыпивший Генри заявляет: «Да будет вам известно, я никогда не ссорюсь, я сразу бью, имейте это в виду!». На что, такой же нетрезвый Том тут же отвечает: «А ну-ка, ударьте-ка! Хотел бы я посмотреть, кто во всей Англии посмеет меня ударить!». И тут же получает от Генри по уху. Начинается драка, но их растаскивают.

В этот же день Том останавливает карету Генри и истинно по-дружески вызывает его на дуэль, мотивируя это тем, что завтра он уже протрезвеет, и они помирятся, а удар останется неотомщенным. Оба сэра дерутся, и Генри получает смертельное ранение, отчего вскоре умирает. При этом оба мирятся и прощают друг друга, оставшись добрыми друзьями даже после того, как один прирезал друг друга словно свинью.

У Самуэля Пеписа, из чьих воспоминаний известна история этой дуэли, есть такая запись, отлично характеризующая всю эту ситуацию:

«Сэр Генри Белассес умер от раны, полученной десять дней назад на дуэли с Томом Портером. Теперь их все называют парой дураков, подравшихся из-за любви друг к другу».

Глядя на все эти смерти, понимаешь, что, хоть и многое зависит от обстоятельств, однако часто люди сами находят свою смерть, да еще и, казалось бы, на пустом месте. И если бы премия Дарвина выдавалась тогда, наши герои обязательно были бы ей удостоены.

Тем, кто хочет подробнее узнать о каждой из историй, советуем обратиться к книге .

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами – Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Иноземная мода

Традиционно первой в России дуэлью — именно дуэлью, то есть поединком, единственной целью которого была защита чести одного из участников, посчитавшего себя оскорбленным — считается схватка между двумя иностранцами в Москве в 1666 году. Участниками ее были офицеры «полков иноземного строя»: будущий генерал Петра I полковник Патрик Гордон и некий майор Монтгомери. Известно, что спор шотландца и англичанина, окончившийся дуэлью, возник во время совместной пирушки, но вот исход и обстоятельства схватки остаются неизвестными. Кстати, дневники того же полковника Гордона свидетельствуют, что подобные поединки между офицерами-иностранцами на русской службе случались довольно регулярно. Но при этом русские сослуживцы не перенимали дуэльные традиции своих заморских товарищей. По мнению некоторых историков, причиной тому служили разные взгляды на то, как следует защищать свою честь. Для русских не было ничего унизительного в том, чтобы искать правды в суде, тогда как у носителей западноевропейской традиции того времени подобный поступок вызывал негодование.

Ситуация начала кардинально меняться лишь с началом широкомасштабных реформ Петра I. Гораздо более тесное знакомство с традициями Западной Европы привили молодому русскому дворянству идею персональной чести, а вместе с нею — и идею о том, что отстаивать ее надлежит с оружием в руках. Но для того, чтобы эти традиции укоренились, потребовалось почти столетие. Первый всплеск числа дуэлей в России отмечается уже во времена царствования Екатерины II после опубликования в 1762 году знаменитого «Манифеста о вольности дворянской». Окончательное превращение русских дворян в особое сословие дало повод и для того, чтобы взять на вооружение европейскую традицию дуэлей и подчеркнуть этим свое привилегированное положение в обществе.

Дуэль Пушкина с Дантесом. Картина художника Алексея Наумова, 1884 год

Удивительно, но факт: расцвет русской дуэли приходится на времена, когда в Западной Европе мода на такое выяснение отношений уже начала сходить на нет. Тесное знакомство с французскими офицерами (а именно офицерство дольше всех сохраняло привычки дуэлировать по поводу и почти без повода) позволило офицерам русским еще раз убедиться в том, что именно такой способ решения вопросов чести является самым верным. В итоге на 1820-40-е годы приходится расцвет русской дуэли. И это несмотря на то, что именно в это время она строжайше осуждается на официальном уровне. Именно в это время получает и посылает три с лишним десятка вызовов на дуэли Александр Пушкин, пока не погибает от выстрела кавалергарда Жоржа Дантеса, а четыре года спустя на дуэли гибнет Михаил Лермонтов. Причина была проста: несмотря на всю внешнюю жесткость антидуэльного законодательства, на деле дуэлянты всегда могли рассчитывать на максимальное снисхождение. Скажем, после дуэли с Пушкиным кавалергарда Дантеса и пушкинского секунданта Константина Данзаса приговорили к смертной казни, но в итоге первый отделался разжалованием и высылкой из России, а второй и вовсе провел под арестом три месяца и вернулся в прежних чинах в свою часть.

Женские дуэли

Как вы представляете себе типичного бретера? Камзол, широкий плащ, лихой закрученный ус и широкополая шляпа? А как бы вы отреагировали на тот факт, что некоторые из дуэлянтов носили пышные юбки и были очень внимательны к укладке волос? Да, речь идет о женских дуэлях, которые, конечно же, случались реже мужских, но отнюдь не были чем-то из ряда вон выходящим.

Одна из самых известных дуэлей между двумя женщинами состоялась в 1892 году в Лихтенштейне между графиней Кильмансегг и принцессой Паулиной Меттерних

Барышни не сошлись во взглядах по чрезвычайно важному вопросу: как лучше украсить зал для музыкального вечера. При этом присутствовала баронесса Любиньска – одна из первых женщин-докторов медицины

Именно она предложила соперницам драться топлес, но не для пущей пикантности (ее и так хватало), а чтобы не занести инфекцию в раны. Можно поспорить, но такое зрелище было куда круче современных женских боев. Правда, мужчин на женские дуэли не допускали, ни в качестве секундантов, ни, тем более, «чтобы посмотреть». А зря.

Тот поединок в Лихтенштейне закончился двумя легкими обоюдными ранениями: в нос и в ухо. Однако далеко не все женские дуэли заканчивались так безобидно.

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Пушкин-дуэлянт

Дуэли были тогда в порядке вещей. Но также в порядке вещей было и примирение сторон ещё перед дуэлью. До ссоры с Дантесом Пушкин 27 раз получал или посылал сам вызовы на дуэль.
Из этих дуэлей дело дошло до выстрелов только в четырёх случаях, в том числе с декабристами Кондратием Рылеевым и Вильгельмом Кюхельбекером. И опять же, только в двух случаях соперник Пушкина был настроен серьёзно. Последний раз это произошло в 1823 году.

Прапорщик Генерального штаба Александр Зубов, которого Пушкин уличил в нечестной карточной игре, целился в поэта, но промахнулся. Пушкин демонстрировал пренебрежение к противнику и во время дуэли ел черешню, смачно выплёвывая косточки. После промаха Зубова Пушкин отказался от своего выстрела.

Между 1829 и 1836 годами у Пушкина был странно мирный период – у него совсем не было дуэлей. Казалось, поэт остепенился. Но это было только затишье перед бурей. В год, предшествовавший роковой дуэли, у Пушкина уже произошло три ссоры, и все – из-за ревности поэта по поводу своей красавицы-жены. Правда, до выстрелов дело ни разу не дошло.

Дуэльный кодекс

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь — самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector