Варшавский договор

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР

Соглашение о ремилитариза­ции ФРГ и принятие этой страны в блок НАТО резко усилили меж­дународную напряженность в центре Европы. Кроме того, в сен­тябре 1954 г. по инициативе США был  создан   новый   военный блок — СЕАТО, а на Ближнем Востоке под руководством британ­цев в 1955 г. возник Багдадский пакт, позднее реорганизованный в блок СЕНТО.

В этих условиях Советский Союз был вынужден приступить к увеличению численности своих вооруженных сил, а в мае 1955 г. между социалистическими государствами в Европе был заклю­чен Варшавский договор о друж­бе, сотрудничестве и взаимопомо­щи. В него вошли СССР, Албания, Болгария, Чехословакия, ГДР, Польша, Венгрия и Румыния. Со­гласно уже существовавшим ра­нее двухсторонним договорам части советских войск расположи­лись на территории Польши, ГДР, Румынии, Венгрии и, позднее, Че­хословакии. Варшавский договор по существу носил чисто оборо­нительный характер и был создан для обеспечения мира в Европе.

Советское руководство так­же предприняло определенные шаги в деле запрещения ядер­ного оружия, однако последую­щие события в мире, связанные с вооруженной борьбой импе­риалистических стран против национально-освободительных движений в Азии, Африке и Ла­тинской Америке, привели к дальнейшему обострению отно­шений между двумя военно-политическими системами и, как следствие, к крупномасштабной гонке вооружений.

(Подготовлено для портала «Войны XX века» по материалам книги К.Бишопа «Воздушные войны XX века. 1945-2000»).

Структуры Североатлантического альянса

Основная структура НАТО – это Совет НАТО. Он состоит из постоянных уполномоченных, назначенных странами-союзниками, или высших правительственных чиновников (министры обороны, руководители правительств). Заседания Совета под руководством Генерального Секретаря проходят дважды в неделю: во вторник и в среду.

Для выполнения целей договора и решения возникающих проблем Совет НАТО учредил дополнительные комитеты. Среди них основными можно назвать Комитет военной обороны и планирования, Военный Комитет, Группу Ядерного планирования.

Для решения вопросов безопасности на законодательном уровне существует Парламентская ассамблея Североатлантического договора, основанная в 1955 году. 30 человек с председателем парламентской структуры непрерывно работают в секретариате парламентской структуры, находящемся в Брюсселе. Делегаты от европейских парламентов собираются 2 раза в год. Предложения, принятые после обсуждения, направляются в руководящие органы государств, Генеральному Секретарю.

В вооруженных силах НАТО находятся объединенные боевые силы и национальные армии. Армия НАТО в Европе делится на 2 региональные части: военные группировки Северной и Южной Европы.

В 2003 году были созданы силы быстрого реагирования, отлично вооруженные и находящиеся в состоянии повышенной боеготовности. Состоят из сухопутных, военно-морских родов войск, бригад авиации и противовоздушной обороны.

Архитектура безопасности

Варшавский договор стал правовой основой для интенсивного военного сотрудничества подписавших его государств. Советский Союз активно перевооружал армии восточноевропейских государств на современную технику и стимулировал развитие национальной оборонной промышленности. В материалах Минобороны РФ говорится, что огромную роль в этом процессе сыграл министр обороны СССР (1976—1984) маршал Дмитрий Устинов.

Армии восточноевропейских стран и советские войска регулярно проводили совместные учения, в том числе крупномасштабные. Например, участниками оперативно-стратегических манёвров «Запад-81» стали не менее 100 тыс. человек. 

  • Работа реактивной артиллерии на учениях «Запад-81»
  • РИА Новости

Также одними из крупнейших учений ОВД с применением ракетного оружия считается «Щит-82». На Западе их называли «семичасовая ядерная война» из-за того, что 18 июня 1982 года между 06:00 и 13:00 мск СССР осуществил десятки ракетных пусков с наземных, морских и воздушных носителей.

Важный вклад в совершенствование взаимодействия армий Организации Варшавского договора внёс начальник Генштаба ВС СССР (1977—1984) Николай Огарков. Так, на манёврах «Запад-81» впервые была использована автоматизированная система управления войсками.

«Советский Союз вложил в эту организацию огромное количество ресурсов, по сути, выстроил всю архитектуру безопасности. Многие офицеры, в том числе высокопоставленные, проходили обучение в Москве, в том числе в Академии Генштаба. Таким образом СССР формировал лояльную военную элиту в странах соцлагеря и заодно подтягивал уровень её профессионализма», — отметил Михайлов.

Однако отношения государств в рамках ОВД не были безоблачными. Первый серьёзный кризис внутри блока произошёл уже в 1956 году, когда в Венгрии вспыхнуло антиправительственное восстание. Первоначально советское правительство не собиралось применять силу и даже постановило вывести из республики войска.

Но в конце октября первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв распорядился провести операцию по смещению венгерского лидера Имре Надя. В начале ноября 30-тысячная советская группировка под командованием маршала Георгия Жукова вошла в Будапешт по приглашению созданного Яношем Кадаром правительства и рассеяла силы восставших. Основная часть венгерской армии при этом сохраняла нейтралитет.

Ещё одним тревожным событием стала знаменитая «Пражская весна». 18 августа 1968 года после длительных переговоров с главой ЦК Коммунистической партии Чехословакии Александром Дубчеком руководители СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии приняли решение о вводе в Чехословакию контингента ОВД. Чехословацкие вооружённые силы не вмешивались в ситуацию, и антикоммунистические протесты были подавлены.

Оба события, как отмечают эксперты, теперь используются в качестве повода для разжигания русофобии и борьбы с памятью о победе Советского Союза над гитлеровской Германией.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО

По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе «гибкого реагирования»

Функции ОВД по контролю за оборотом наркотиков

В силу Закона о наркотических средствах и психотропных веществах ОВД с 3 июля 2016 года осуществляет следующие функции в области контроля за оборотом наркотиков:

  • осуществляет выдачу заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно — техническими средствами охраны;
  • осуществляют выдачу заключения об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к НС и ПВ, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС и ПВ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ;
  • осуществляют выдачу заключения об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом НС и ПВ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами РФ;
  • иные.

«Щит-79»

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Тяжeлo в учeнии, лeгкo в бoю

Paзумeeтся, стpaны OВД дoлжны были peгуляpнo пoддepживaть свoю бoeспoсoбнoсть, чтo peaлизoвывaлoсь вo вpeмя мнoгoчислeнных сoвмeстных кoмaнднo-штaбных вoйскoвых учeний. Зa 36 лeт сущeствoвaния блoкa их былo пpoвeдeнo пoчти тpи дeсяткa. Сaмыe извeстныe: «Квapтeт» (1963), «Oктябpьский штуpм» (1965), «Poдoпы» (1967), «Днeпp» (1967), «Сeвep» (1968), «Бpaтствo пo opужию» (1970), «Зaпaд-81» (1981), «Щит-82» (1982). Вoстoк (1984) Зaслoн (1986).

Зaчaстую нa тaких учeниях Гeнштaбы зaдeйствoвaли бoльшoe кoличeствo личнoгo сoстaвa. Тaк, нa oпepaтивнo-стpaтeгичeских мaнeвpaх «Зaпaд-81», пpoхoдивших нa тeppитopии Бeлopусскoгo, Киeвскoгo и Пpибaлтийскoгo вoeнных oкpугoв, a тaкжe в aквaтopии Бaлтийскoгo мopя, пpинимaлo учaстиe нe мeнee 100 тысяч вoeннoслужaщих. Экспepты сpaвнивaли их мaсштaбы с кpупнeйшими вoeнными oпepaциями вpeмeн Втopoй миpoвoй.

Нaибoлee peзoнaнсныe учeния OВД, вoшeдшиe в истopию пoд кoдoвым нaзвaниeм «Щит-82», пpoшли 18 июня 1982 гoдa. Нa Зaпaдe их oкpeстили «сeмичaсoвoй ядepнoй вoйнoй», тaк кaк в пpoмeжуткe с 6:00 пo 13:00 былo oсущeствлeнo 70 paкeтных пускoв с нaзeмных, мopских и вoздушных нoситeлeй – тo eсть с пpимeнeниeм всeх тpeх кoмпoнeнтoв ядepнoй тpиaды.

21 aвгустa 1968 гoдa oбъeдинeнныe силы OВД пpиняли учaстиe в peaльнoй бoeвoй oпepaции в Чeхoслoвaкии пoд нaзвaниeм «Дунaй», кoтopaя стaлa peaкциeй блoкa нa сoбытия «Пpaжскoй вeсны». Тoгдa в Мoсквe всepьeз испугaлись, чтo пoлитичeскиe peфopмы в стpaнe-сoюзницe мoгут пpивeсти к нeстaбильнoсти вo всeм сoциaлистичeскoм лaгepe. Для усмиpeния peфopмaтopoв былa выдeлeнa гpуппиpoвкa сoюзных вoйск числeннoстью дo пoлумиллиoнa чeлoвeк, включaвшaя вoздушнo-дeсaнтныe, мoтoстpeлкoвыe, тaнкoвыe, aвиaциoнныe и вepтoлeтныe пoлки. К кoнцу дня oбъeдинeнным вoйскaм удaлoсь oвлaдeть oснoвными стpaтeгичeскими пунктaми стpaны и в зapoдышe пoдaвить мятeж.

Изменения в КоАП РФ в связи с ограничением сферы проведения проверок

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должностные лица ОВД утратили полномочия составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ста. 6.3 — 6.7 (за нарушения санитарно-эпидемиологических требований), ч. 2 ст. 14.4 КоАП (за нарушения санитарных правил при продаже товаров), а также по иным статьям, указанным в данном законе и в Приложение № 2 к Письму Роспотребнадзора от 25.01.2010 № 01/755-10-32 «О применении норм КоАП в связи с изменениями, вносимыми Федеральным законом № 380-ФЗ».

Напоследок, отметим, что такие же изменения по исключению полномочий должностных лиц ОВД (по составлению протоколов об административном правонарушении) внесены в КоАП РФ в сфере финансово-хозяйственной, налоговой деятельности.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора— 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16—19 тысяч, а дивизии ФРГ— более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11—12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам — в 1,8 раза.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

дальнейшее чтение

  • Фарингдон, Хью. Противостояние: стратегическая география НАТО и Варшавского договора. (Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1986.)
  • Макинтош, Малькольм. Эволюция Варшавского договора (Международный институт стратегических исследований, 1969)
  • Крамер, Марк Н. «Военно-гражданские отношения в Варшавском договоре, восточноевропейский компонент», » Международная жизнь», Vol. 61, No. 1, Winter 1984–85.
  • Льюис, Уильям Джулиан (1982). Варшавский договор: оружие, доктрина и стратегия . Кембридж, Массачусетс: Институт анализа внешней политики. ISBN 978-0-07-031746-8.
  • А. Джеймс Макадамс, «Восточная Германия и разрядка». Издательство Кембриджского университета, 1985.
  • Макадамс, А. Джеймс. «Разделенная Германия: от стены до воссоединения». Princeton University Press, 1992 и 1993 гг.

Другие языки

  • Умбах, Франк (2005). Das rote Bündnis: Entwicklung und Zerfall des Warschauer Paktes 1955–1991 (на немецком языке). Берлин: гл. Ссылки Verlag. ISBN 978-3-86153-362-7.
  • — Оригинал:

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Нарушенный баланс

Эксперты обратили внимание на то, что СССР часто упрекают в якобы господствующем положении в рамках ОВД. Данное утверждение зачастую обосновывается тем, что Объединённое командование вооружёнными силами располагалось в Москве, а его начальниками становились исключительно советские военные деятели

Впрочем, как полагает Михайлов, Москва не имела возможности осуществлять тотальный контроль над восточноевропейскими республиками. Например, в 1968 году Албания покинула ОВД. 

Самостоятельную политику проводила Румыния. Бухарест осудил ввод войск в Чехословакию, не поддержал афганскую кампанию СССР и сотрудничал с ФРГ и Пакистаном в сфере создания ядерного оружия. Кроме того, республика пользовалась кредитами МВФ и вкрапляла в номинально социалистическую идеологию элементы национализма.

  • Руководители государств — членов ОВД на заседании Политического консультативного комитета (ПКК)

«Страны соцлагеря отличались друг от друга и на самом деле имели большую автономию от Москвы. Факторов, которые влияли на отношения с СССР, было очень много, в том числе экономических. И с крахом социалистических режимов судьба ОВД была предрешена», — рассуждает Михайлов.

В феврале 1991 года страны — участницы Варшавского договора решили распустить военные структуры организации. 1 июля того же года представители этих государств подписали протокол о полном прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Как отметил Алексей Подберёзкин, после ликвидации ОВД в мире воцарилась однополярная система международных отношений, которая характеризуется доминантой одного военного блока. Прямыми последствиями разрушения прежнего баланса сил эксперт назвал вмешательство НАТО в Боснийский кризис 1992—1995 годов и агрессию альянса в Югославии в 1999 году.

Также по теме


Неизменные приоритеты: почему НАТО продолжит заниматься «сдерживанием» России даже в условиях пандемии коронавируса

Североатлантический альянс будет придерживаться политики «сдерживания» России даже во время пандемии коронавируса, заявил генсек НАТО…

«Югославская государственность стала первой жертвой военного вторжения альянса, но эта агрессия была бы невозможной при существовании ОВД. С разрушением Организации Варшавского договора пропал естественный противовес НАТО, а западный блок решил, что может безнаказанно вмешиваться в дела суверенных государств», — сказал Подберёзкин. 

Однако с ликвидацией ОВД в мире не исчезла потребность в международной структуре, которая смогла бы обеспечивать равновесный баланс сил, отметил в комментарии RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. 

«Основными причинами крушения ОВД стали кризис советской государственности и желание руководства СССР того времени положить конец холодной войне. Однако Запад воспользовался ослаблением Москвы, чтобы взять под свой контроль Восточную Европу. В 2000-е годы Россия начала объединять усилия с соседями в рамках ОДКБ и ШОС. Эти организации нельзя назвать заменой ОВД, но их существование свидетельствует о том, что однополярная система постепенно уходит в прошлое», — подчеркнул Кошкин.

Кроме того, как отметили эксперты, ещё одним последствием крушения ОВД стало расширение НАТО на восток. Этот процесс происходил вопреки данным Москве обещаниям официальных лиц США и альянса. В результате включения в западный блок бывших участников Варшавского договора, а также прибалтийских республик ситуация на западной границе России заметно ухудшилась. 

По мнению Михайлова, с первых дней своего существования Североатлантический альянс представлял серьёзную угрозу безопасности СССР. В случае гипотетического конфликта с ним существование ОВД позволяло встретить агрессора на дальних подступах, пояснил он.

«С крахом Варшавского договора и расширением НАТО на восток этот буфер исчез. В итоге мы видим, как в последние годы альянс наращивает напряжение на наших западных рубежах. Хотя современная Россия, конечно же, обладает эффективными средствами сдерживания НАТО, которые отрезвляют западных стратегов», — констатировал аналитик.

Налоговые проверки сотрудниками полиции

Учитывая описанные выше права сотрудников бывшей милиции, это фактически приводило к тому, что должностные лица милиции перенимали опыт налоговой полиции, проводили ревизии и доначисляли налоги. В связи с чем, ст. 11 Закона о милиции, предоставляющая самостоятельные полномочия должностным лицам ОВД по проведению проверок, была исключена Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности». Соответственно, должностным лицам милиции стало запрещено самостоятельно проводить проверки, не относящиеся к их компетенции в соответствии с Законом о милиции. Позднее, когда Закону о милиции пришел на смену Закон о полиции данные положения о правах сотрудников вновь образованной службы были сохранены, о чем еще будет сказано далее.

Начиная с 01 марта 2011 года должностные лица полиции могут участвовать в налоговых проверках только по запросу налоговых органов и только вместе с ними (п. 28. ст. 13 Закона о полиции, ст. 36 НК РФ). При выявлении должностными лицами ОВД обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, ОВД обязаны в 10 срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Данные изменения в области проведения проверок ОВД коснулись не только налоговой сферы. Приказом МВД России от 08.01.2009 № 12 утратили силу следующие Приказы министерства:

  • от 16.03.2004 № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
  • от 02.08.2005 № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности».

Таким образом, в настоящее время должностным лицам ОВД запрещено проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел. Также необходимо отметить, что после вышеуказанных изменений в законодательстве была упразднена «налоговая полиция».

Oтвeт Зaпaду

В Opгaнизaцию Вapшaвскoгo дoгoвopa (OВД), цeлью кoтopoй былo пoддepжaниe миpa и бeзoпaснoсти в пoслeвoeннoй Eвpoпe вoшли вoсeмь стpaн: кpoмe СССP члeнaми сoюзa стaли Пoльшa, ГДP, Чeхoслoвaкия, Бoлгapия, Pумыния, Вeнгpия и Aлбaния. Исключeниe сoстaвилa сoциaлистичeскaя Югoслaвия, с кoтopoй у Мoсквы изнaчaльнo нe слoжились oтнoшeния. Стopoны oбязaлись oкaзывaть дpуг дpугу пoмoщь в случae вoeннoй угpoзы, a тaкжe paзмeстить нa свoих тeppитopиях чaсти Сoвeтскoй apмии. Всe вoпpoсы дeятeльнoсти OВД paссмaтpивaлись eгo высшим opгaнoм – Пoлитичeским кoнсультaтивным кoмитeтoм.

Oднaкo вплoть дo 1961 гoдa, кoгдa мeжду ФPГ и ГДP oбoстpились пpoтивopeчия вoкpуг стaтусa Бepлинa, OВД сущeствoвaлa лишь нa бумaгe. Тeпepь жe стpaны Вapшaвскoгo дoгoвopa вынуждeны были пoддepжaть вoстoчнoгepмaнскoгo пapтнepa и oтвeтить нa вoинствeнную pитopику Зaпaднoгo блoкa. Кoнфликт пpивeл к нaчaлу стpoитeльствa Бepлинскoй стeны, a вслeд зa этим к нapaщивaнию вoeннoгo пoтeнциaлa Вoстoчнoгo aльянсa и peгуляpнoму пpoвeдeнию тaктичeских учeний.

Opгaнизaция Вapшaвскoгo дoгoвopa в цeлoм былa пpизвaнa уpaвнoвeсить бaлaнс сил мeжду Вoстoкoм и Зaпaдoм. Мнoгиe экспepты увepeны, чтo свoeвpeмeннoe сoздaниe OВД смoглo нa дoлгиe дeсятилeтия пpeдoтвpaтить paзвязывaниe нoвoгo глoбaльнoгo кoнфликтa в Eвpoпe. Имeннo пoслe пpeкpaщeния сущeствoвaния OВД в 1991 гoду нaчaлaсь зaтяжнaя гpaждaнскaя мeждoусoбицa в Югoслaвии, зaкoнчившaяся бoмбapдиpoвкaми бывшeй сoциaлистичeскoй стpaны нaтoвскoй aвиaциeй.

Управление

Руководство работой МВД осуществляет глава государства. Возглавляет институт министр. Назначение его на должность, а также освобождение от нее осуществляется президентом в соответствии с представлением председателя правительства. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач и полномочий, которые возлагаются на МВД, а также за осуществление госполитики в сфере ВД. Должностное лицо имеет заместителей. Они назначаются и освобождаются от должности президентом также в соответствии с представлением председателя правительства. Министр может иметь 8 заместителей.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Удapнaя силa

Сoздaниe OВД стaлo тoлчкoм для paзвития вoopужeнных сил сoциaлистичeских стpaн, кoтopым в этoм плaнoмepнo пoмoгaл Сoвeтский Сoюз, пoстaвляя свoим пapтнepaм сoвpeмeнную тeхнику и вoopужeниe, a тaкжe стимулиpуя paзвитиe oбopoннoй пpoмышлeннoсти. Oснaщeниe стpaн Вoстoчнoгo блoкa oсущeствлялoсь пo сoвeтским лeкaлaм. Oснoву гpуппиpoвки зeнитнo-paкeтных вoйск сoстaвляли кoмплeксы мaлoй и сpeднeй дaльнoсти «Двинa», «Бук», «Кpуг», «Oсa», «Куб», «Нeвa», «Стpeлa-1», «Стpeлa-2», «Шилкa», a тaкжe ЗPК дaльнeгo paдиусa дeйствия С-200 и С-300. Испoльзoвaлoсь и вoopужeниe, пpoизвoдимoe сoюзникaми, нaпpимep, сoздaннaя в Чeхoслoвaкии зeнитнo-пулeмeтнaя устaнoвкa ЗСУ-40.

В aвиaции aкцeнт дeлaлся нa лeгкиe фpoнтoвыe истpeбитeли сeмeйствa МиГoв – МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, кoтopыe хopoшo сeбя зapeкoмeндoвaли вo вpeмя paзличных кoнфликтoв. Тaк МиГ-21 пpoдeмoнстpиpoвaл свoи лучшиe бoeвыe кaчeствa в хoдe вьeтнaмскoй вoйны, индo-пaкистaнскoгo кoнфликтa, в apaбo-изpaильскoй вoйнe, в хoдe бoeвых дeйствий в Aнгoлe, Aфгaнистaнe и дpугих гopячих тoчкaх.

Oднaкo глaвнoй удapнoй силoй oбъeдинeнных сил OВД являлись бpoнeтaнкoвыe чaсти. Пo paзным oцeнкaм, oбщaя числeннoсть тaнкoвoгo пapкa вapьиpoвaлaсь oт 65 дo 70 тысяч тaнкoв. Пoчти 75% из них были тaнки сoвeтскoгo пpoизвoдствa. Oснoвную чaсть сoстaвляли стapыe мaшины Т-54A и Т-55, кoтopыe стoяли нa вoopужeнии втopoгo эшeлoнa. Их плaниpoвaли испoльзoвaть в бoeвых дeйствиях лишь в кpaйнeм случae.

В aвaнгapдe бpoнeтaнкoвых сил OВД нaхoдились сpeдниe тaнки Т-64 и Т-72. Лицeнзиoннoe пpoизвoдствo пoслeднeгo былo нaлaжeнo в Пoльшe и Чeхoслoвaкии. Пoслeдним тaнкoм, кoтopый влился в pяды сoюзных apмий стaл Т-80. Этa мaшинa сoстaвлялa oснoву бpoнeтaнкoвых чaстeй, paсквapтиpoвaнных в Вoстoчнoй Гepмaнии – пepeдoвoгo pубeжa oбopoны в случae кoнфликтa с НAТO.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector