Александр можайский

Память об А. Ф. Можайском

Можайский на почтовой марке 1963 года

Можайский на почтовой марке 1975 года

Бюст А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Красносельский район, Красное Село. Надпись: Создатель первого самолёта Александр Фёдорович Можайский 1825—1890

  • В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург).
  • Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область).
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
  • Именем Можайского названы улицы в городах Вологда, Казань, Красноярск, Ставрополь, Тверь, Ульяновск, Черкассы, Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР.
  • Именем Можайского назван проезд и площадь в городе городе Кирове. На площади установлен самолёт-памятник АН-8.
  • Формулой Можайского называют выведенное им уравнение существования летательного аппарата.

На Украине ежегодно в г. Запорожье проводятся Международные молодёжные научно-технические чтения имени А. Ф. Можайского, участие в которых принимают представители предприятий авиационной отрасли.

«Диана»

Все это время он грезил мечтой о дальних плаваниях. В 1853 г., узнав о предстоящем японском походе фрегата «Диана», начал ходатайствовать о зачислении в команду. Его репутация опытного моряка, а также блестящие рекомендации сыграли свою роль. В декабре 1854 г. судно стало жертвой морского землетрясения у берегов Японии. Фрегат отнесло на риф, образовавшиеся щели пропустили неконтролируемый морской поток внутрь. Вся команда работала как единый организм, без сна и отдыха, но вода не убывала. После продолжительной борьбы за спасение корабля было принято решение его покинуть. На шлюпках достигнув берега, команда была вынуждена ждать помощи в чужой стране. Неизвестно, сколько бы продлилось ожидание, если бы не энтузиазм Можайского, подкрепленный острым умом и спасенным им журналом с описанием габаритов корабля. Под его руководством экипаж смог построить шхуну и отправиться обратно домой. Через 20 дней якорь был брошен у берегов Камчатки, где лейтенант Александр Федорович Можайский пересел на пароход «Аргунь» для следования к Николаевскому посту.

Где остановиться в Можайске

Чтобы детальнее и неспеша изучить один из ярких исторических городов Подмосковья, можно поселиться как в самом городе, так и его окрестностях. Выбор в черте города скромный, хотя несколько идей найдется — среди небольших отелей и апартаментов.

Расширить возможности для пребывания в Можайске позволит жилье в ближайшей доступности. Например, южнее города располагается «Hobbitland Eco Hotel», необычный стильными землянками, севернее — гостевой двор «Starspodvorie» в русском стиле, а на берегах Можайского водохранилища — комфортный парк-отель «Красновидово», база отдыха с кемпингом «Калипсо» и несколько современных дач для отпуска. На выходные дни или каникулы в них можно организовать полноценный отдых, добавив в него конные прогулки, рыбалку, блюда на мангале или купание в можайском море.

  • Отели Можайска
  • Хостелы для бюджетных путешественников
  • Квартиры и апартаменты

Бронируя жилье на Booking.com по акции, вы получаете кэшбэк:Кэшбэк акция на Туристер. Ру

Фото: Владимир Шалаев

Великолепный моряк

Человек он был редчайшей серьезности. Великолепный моряк и командир. Будучи еще лейтенантом, в 1853-1854 годах, в плавании на фрегате “Диана” попал в кораблекрушение – судно пошло на дно во время знаменитого землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю. Как свидетельствовал родоначальник советского морского дела А.Н. Крылов, в вахтенном журнале названо имя офицера, последним покинувшего погибающий русский парусник.

Легендарный спортсмен Уточкин вольно чувствовал себя и в море, и в небе

Это был Александр Можайский.

Уходя с “Дианы”, он спас чертежи корабля. По этим чертежам и под руководством Можайского был построен новый корабль, на котором основная часть команды вернулась на Родину. На японском острове и теперь есть посвященный этому событию музей, центральный экспонат в нем – портрет русского офицера. В Стране восходящего солнца по сей день почитают Модзая, давшего толчок новому японскому судостроению…

А Можайский, будучи уже капитаном первого ранга в отставке, на зависть окрестным мальчишкам самозабвенно запускал в своем имении огромных воздушных змеев. И даже смог на одном из них, по свидетельству современника, “два раза подняться в воздух и летать с комфортом”. Моряк мечтал о воздушном океане, а газеты того времени иронизировали: “Попытки специалистов изобрести летательный аппарат, который можно было бы двигать в воздушной среде в любом направлении, совершенно независимо от ветра, – напоминают попытки мечтателей, трудившихся над квадратурой круга, отыскиванием философского камня, вечного двигателя до эликсира бессмертия”.

Можайскому суждено было опередить время – в этом и его подвиг, и трагедия.

Служба и экспедиции

В период биографии 1842-1849 гг. Можайский находился в плаваниях на разных суднах в акватории Балтийского и Белого морях. К тому моменту его уже повысили до лейтенанта. В 1853 г. он вошел в состав морской экспедиции Кронштадт-Япония, которая продолжалась около 2-х лет.

Позднее Александру Можайскому доверили возглавить 10-пушечное судно «Двина». В середине 1850-х годов он продолжал службу на Балтийском флоте. Интересен факт, что он ходил в плавание с царской семьей, включая императора Александра II и его жену Марию Александровну.

В 1858 г. Можайский участвовал в Хивинской экспедиции. Он был первым, кто описал акваторию Аральского моря и реки Амударья, за что удостоился Ордена Святого Владимира 4-й степени.

Вернувшись домой, Александр Федорович стал старшим офицером боевого линейного корабля «Орел». Путем достаточно суровых и жестоких мер, ему удалось добиться высокой выучки и дисциплины среди членов экипажа. Осенью 1859 г. он был повышен до чина капитан-лейтенанта.

С 1862 по 1872 г. Можайский состоял на гражданской службе. В это время биографии он участвовал в Первой Всероссийской этнографической выставке в статусе представителя Вологодской губернии. В 1868 г. он продолжил службу в петербургском «Обществе северного пароходства».

Любопытно, что Александр участвовал в разработке и постройке морских спасательных станций, за что удостоился благодарности от царя. Примерно через год он стал членом одесского «Русского общества пароходства и торговли».

В 1873 г. мужчина занял пост мирового судьи в Подольской губернии, проработав на этом месте примерно 3 года. Затем он вернулся в Санкт-Петербург, где стал проявлять живой интерес к авиации. В 1879 г. его снова призвали на военную службу в звании капитана 1 ранга.

Спустя 3 года Можайский удостоился очередного чина – генерал-майора с увольнением со службы. В последующие годы биографии он числился контр-адмиралом. Отойдя от военных дел, он решил заняться авиастроением.

Музеи Можайска

Музей-заповедник «Бородинское поле» считается главным и самым интересным музеем Можайского района. Но и в самом городе есть несколько интересных экспозиций, посвященных истории и культурной жизни Можайска. При наличии времени, стоит посетить 1–2 городских музея. Экспозиции в них не очень большие, посещение не займет более 1–1,5 часов.

Краеведческий музей Можайска

Историко-краеведческий музей Можайска является филиалом музея-заповедника «Бородинское поле». Музей находится в центре города, в нескольких минутах ходьбы от Можайского кремля. Основу экспозиции составляет коллекция историко-бытовых предметов и находок археологов на можайской земле. Здесь же можно посмотреть на живописные и графические работы художников из Можайска. В выставочном зале музея проводятся временные выставки из фондов музея-заповедника «Бородинское поле».

Панорамный вид на Можайский историко-краеведческий музей

Дом-музей С. В. Герасимова

Мемориальный музей посвящен жизни и творчеству самого знаменитого можайского живописца — Сергея Васильевича Герасимова. Дом интересен своей архитектурой — это бревенчатая усадьба с огромными панорамными окнами (там была устроена мастерская художника). Основа экспозиции — это личные вещи художника, архивные фотографии, оригинальная мебель начала XX века и, конечно же, картины Герасимова. Здесь можно увидеть вживую именно ту часть Москвы-реки, которую так любил изображать на своих картинах Герасимов — окна застекленной веранды выходят на реку. Дом-музей располагается недалеко от Лужицкого монастыря, по дороге к парку «Можайская ривьера».

Панорамный вид на дом-музей художника Герасимова

Музей боевой славы

У многих россиян город Можайск ассоциируется, прежде всего, с военными страницами в нашей истории. Музей боевой славы занимает 2 зала. Экспозиция первого зала посвящена событиям Великой Отечественной войны. Экспонаты (военная форма, письма солдат, оружие и предметы быта) были найдены поисковым отрядом в можайских болотах и окрестных лесах. Небольшая экспозиция второго зала посвящена современным военным конфликтам.

Панорамный вид на вход в музей боевой славы

История

На рубеже XVIII-XIX веков английский естествоиспытатель Джордж Кейли предложил концепцию летательного аппарата с фиксированным крылом и отдельным от него двигателем. В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта. Первый российский проект самолёта был предложен Николаем Афанасьевичем Телешовым в 1864 году . В 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной. Однако недостаточная мощность двигателя не позволяла ему совершать полёт. В 1882 в присутствии представителей военного ведомства Российской Империи и Русского технического общества была предпринята попытка взлёта на самолёте с паровой силовой установкой, построенном по проекту русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Согласно ряду исследований, проведённых в XX веке в СССР, имеющаяся мощность двигателей также не позволяла самолёту Можайского совершать установившийся полёт, однако по некоторым сообщениям современников, имел место кратковременный отрыв аппарата от земли. Самолёты с паровыми двигателями Клемана Адера (Франция) и Хайрема (Гирама) Максима (США) также кратковременно отрывались от земли, однако не могли совершать устойчивый управляемый полёт. Причинами этого служили: отсутствие теории полёта и управления, теории прочностных и аэродинамических расчётов. В связи с этим самолёты строились «наобум», «на глазок», несмотря на наличие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

В современной академической литературе, касающейся авиастроения, наиболее распространено мнение, что первым самолётом, который смог самостоятельно совершить устойчивый управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер-1» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36.58 метров (120 футов). На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу, а в 1905 году — полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км.

Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 кг.

Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.

Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 году изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий. [ источник не указан 1600 дней ]

В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.

Личная жизнь

По окончании Крымской войны, как множество офицеров морского флота, был отправлен в бессрочный отпуск. Этот период ознаменовался женитьбой на восемнадцатилетней Любови Дмитриевне Кузьминой. Познакомилась пара еще весной 1859 г., когда Александр Федорович приезжал навещать в Вологду своих друзей. Любовь Дмитриевна имела хорошее образование, слыла глубоко верующим человеком и отлично музицировала. Обвенчавшись, семья поселилась в Котельникове, их дом ныне является музеем. Любовь Дмитриевна родила наследников, сыновей Александра и Николая. Но семейное счастье продлилось недолго – в возрасте 23 лет от скоротечной болезни Любовь Дмитриевна умерла. Александр Федорович больше никогда не женился, посвятив свою жизнь детям и мечте – конструированию первого летательного аппарата.

Комментарии

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль

датский адмирал

Хуан Себастьян дель Кано (Элькано)

исп

Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Оппонент Менделеева

Его самолет был явлен изумленному миру в конце 1876 года. Состоялись и удачные полеты модели (или моделей), вселившие великолепную уверенность в изобретателя. Как писали “Санкт-Петербургские ведомости”, он был “убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах”.

Но его упорства не понимал даже гениальный Дмитрий Менделеев.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

В начале 1877 года Александр Можайский решился “подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией”. 20 января 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована особая комиссия для рассмотрения проекта Можайского, в ее состав вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Мнение Менделеева было решающим. Вывод комиссии убийственный:

“Воздухоплавание бывает и будет двух родов: одно в аэростатах, другое в аэродинамах (слово “самолет” тогда еще не было придумано. – Е.Г.). Первые легче воздуха и всплывают в нем. Вторые тяжелее его и тонут…”

Понятно, что Можайскому отказали в финансировании проекта. Дело не в зависти ученых-ретроградов. Они и не могли оценить взлет Можайского. Это была всего лишь месть уходящего времени тому, кто посмел жить в будущем.

Кажется, что эти слова Можайского написаны кровью:

“Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере… Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное , даже часы и обручальные кольца, но терпя нужду и лишения и не получая того, что правительство дает каждому служащему, т. е. приличное содержание, на которое я имел право по своей тридцатипятилетней полезной службе, по своему чину и потому, что трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и действовал при этом не по личному усмотрению, а по указанию комиссии, назначенной правительством. И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба, которого я не имел и которого мне не давали, но при этом, при доказанных мною бескорыстии и самопожертвовании, без всякого повода к недоверию к словам моим, остались глухи к моей просьбе и еще связали вопрос о куске хлеба для меня с мнением и оценкой моего труда той комиссии, действия которой я имел честь объяснить при сем”.

Спасти честь Александра Можайского мог полет его детища.

И только полет!

Областная повестка

вчера в 17:57Свыше 500 человек приняли участие в форуме «PROтуризм» в Истре22 сентября в 14:35Андрей Воробьев занял 2 место в рейтинге по упоминаемости в соцмедиа за август21 сентября в 18:14Губернатор провел видеосовещание с руководителями ведомств и главами городских округов20 сентября в 19:10Губернатор провел встречу с председателем Мособлизбиркома Ильей Березкиным20 сентября в 17:39Андрей Воробьев поблагодарил за работу команду, принявшую участие в проведении выборов

18 сентября в 16:12Андрей Воробьев принял участие в голосовании17 сентября в 17:04Андрей Воробьев проверил работу Центра мониторинга и общественного наблюдения за голосованием16 сентября в 18:01Андрей Воробьев и Лео Бокерия открыли II съезд детских врачей Подмосковья15 сентября в 16:26Губернатор в режиме видеоконференции обсудил вопросы социальной газификации15 сентября в 16:22Андрей Воробьев и Вячеслав Петушенко проверили ход подготовки к началу строительства участка трассы М-12

сегодня в 16:46Помещение для бизнеса сдается в аренду в Рузском округесегодня в 16:32Свыше 40 рейсов отменили и задержали в аэропортах Московского регионасегодня в 16:25Площадку для выгула и дрессировки собак начали строить в парке «Дубрава» Подольскасегодня в 16:19В парке Талалихина Подольска отменили концерт ВИА «Зеленая улица» в воскресеньесегодня в 16:10Подольский ХК «Витязь» сыграет с питерским СКА 27 сентября

сегодня в 15:08Хоровые коллективы Детской музыкальной школы Подольска выступили в Кремлесегодня в 14:34Фестиваль по конному спорту «Золотая осень» провели в Котельникахсегодня в 14:33В Подмосковье проходит этап всероссийского проекта по северной ходьбесегодня в 11:49Подольский ХК «Витязь» обыграл «Амур» из Хабаровска со счетом 4:1сегодня в 11:46В Подольске прошла 20‑я пробежка движения «Паркран»

Экскурсии из Можайска на 1 день

Самые популярные варианты коротких путешествий из Можайска — это поездки по соседним городам Подмосковья. На 1 день из Можайска можно поехать в Серпухов — еще один город с древней историей. В Серпухове сохранился Высоцкий монастырь XIV века, можно рассмотреть остатки древнего кремля, а также просто прогуляться по улицам, любуясь старинными купеческими особняками. Из других интересных городов Подмосковья стоит посетить: Коломну — столицу пастилы, Сергиев-Посад со знаменитой лаврой, Зарайск с кремлем XVI века.

На 1 день из Можайска можно съездить в Москву — дорога займет около 2 часов. Также из Можайска, расположенного у западной границы Московской области, удобно совершать поездки в соседние регионы. На 1 день можно отправиться в Калугу, Смоленск, Тверь или Тулу. Чуть дальше расположены живописный Валдай и Великий Новгород. Дорога в одну сторону займет от 5–5,5 часов, но некоторые туристы успевают посетить эти места одним днем.

Зарайский кремльФото: Максим Ершов

Самолет Можайского

В 1876 г. Александр Федорович приехал в Петербург, где представил свой проект летательного аппарата в Военном министерстве. Его наработки заинтересовали членов комиссии, вследствие чего ему было выделено 3000 рублей для продолжения проведения опытов.

Спустя пару лет Можайский пришел к выводу, что для получения достоверных данных и решения ряда вопросов, требуется изготовить более крупный аппарат – натурный самолет, которым мог бы управлять человек. По его подсчетам, для строительства такой машины требовалось примерно 19 000 рублей.

Картина лётчика Взлёт самолёта Можайского

Комиссия решительно отказалась финансировать данный проект. Однако Александр Можайский не опустил рук, начав постройку натурного самолета за свои сбережения. При этом, некоторые состоятельные лица оказывали ему материальную поддержку.

К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких документов относительно испытаний самолета Можайского. Во многих статьях, напечатанных уже после смерти адмирала, говорилось, что летательный аппарат потерпел аварию еще на взлете.

При этом, в некоторых источниках сообщалось, что самолет Можайского на короткое время смог отделиться от земли. После проведенных испытаний конструктор занялся ремонтом и усовершенствованием своей машины, за счет повышения мощности силовой установки.

Однако, по причине острой нехватки денег Александр Можайский не успел сделать этого до своей смерти в 1890 г. После его кончины, сыновья адмирала предлагали российским властям купить самолет отца, но те отказались. Дальнейшая судьба данной машины точно не известна.

Одиссея изобретателя

Создание российского самолета окружено большим количеством исторических загадок, мифов, неточностей и нерешенных вопросов. В этом повинны как объективные исторические реалии, так и особенности мышления отечественных бюрократов

Моряк с мечтой о крыльях

Понятно, что инженер-разработчик не был авиаконструктором – в его время не было такой профессии. Биография у него была вполне обычной для сознательного небогатого дворянина. Александр Федорович Можайский (1825-1890) был флотским офицером, дослужился до контр-адмирала. Офицеры флота часто имели хорошую инженерную подготовку, были способны проводить сложные вычисления.

В 1850-1855 годах молодой моряк участвовал в дальнем походе в Японию, и даже пережил там кораблекрушение. Есть основания полагать, что он стал автором проекта первого в Японии корабля, оснащенного килем.

Затем он принял участие в Хивинском походе, в результате чего составил описание Амударьи и Аральского моря.

Чин контр-адмирала изобретатель выслужил уже «на гражданке» – пришлось оставить военную службу после поражения в Крымской войне. Занимал он административные должности сначала в вологодской, а затем в подольской губернии.

В последней за ним закрепилась нехорошая слава, в том числе из-за авиационных экспериментов. Крестьяне считали это «богохульством». Поработал Александр Федорович и в Петербургском пароходстве, где хорошо освоил принципы работы паровых двигателей.

Объективные трудности

В 1856 году молодой морской лейтенант заинтересовался аэродинамикой полета птиц и стал вычислять удельные нагрузки на их крылья. Позже он много экспериментировал с воздушными змеями и изучал свойства винтов.

Есть свидетельства, что исследователь сам несколько раз поднимался в воздух на змее собственной конструкции.

Результаты этих исследований и превратили Можайского в изобретателя первого в мире самолета. Хотя единственное «полевое испытание» образца следовало счесть неудачным, многие идеи Можайского получили успешное развитие у других разработчиков.

В своей работе изобретателю пришлось бороться с серьезными неблагоприятными обстоятельствами. Во второй половине века не существовало теории аэродинамики (она была разработана Жуковским позже). Не было материалов, сочетающих в себе прочность и легкость (алюминий в то время относили к числу драгметаллов). Выбор двигателей также был невелик – паровая машина, и только.

Идея создания летательного аппарата с возможностью управления и тяжелее воздуха уже обрела популярность. Предложения по этой части выдвигались и до Можайского, в том числе и в России. Но более привлекательной тогда казалась конструкция орнитоптера, то есть машины, машущей крыльями по птичьему подобию.

С учетом этих объективных трудностей, достижения Можайского вызывают еще большее уважение.

Проблемы иного свойства

Но были и другие преграды. Прежде всего, постройка самолета стоила денег, а их у Можайского было негусто. Он был достаточно обеспечен, но не богат. От разных государственных комиссий ему удавалось получить деньги, но не всегда, когда он их просил, и всегда меньше, чем требовалось. Бывало и так, что ему советовали заняться чем-то другим (в том числе орнитоптером!)

В значительной мере первый самолет строился на средства самого конструктора. Это тоже объясняет скромный успех – Можайский не мог позволить себе все необходимое оборудование и помощников.

Экспедиция в Японию

  • Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
  • 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
  • Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
  • Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
  • Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.

Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector