Министерство обороны российской федерации

[править] Вооруженные силы

Основной инструмент обеспечения обороны в России — вооруженные силы. Они применяются для:

  • отражения агрессии;
  • вооруженной защиты целостности страны.

В 2009 году в закон были добавлены условия использования российских военных за рубежом (по решению президента с согласия Совета Федерации):

  • для отражения атаки на российских военных за рубежом;
  • для защиты россиян за рубежом от вооруженного нападения;
  • для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство (по его просьбе);
  • для борьбы с пиратством.

Вооруженные силы создаются из призывников (только россиян) и контрактников (и россиян, и иностранцев), а также гражданского персонала. Руководит вооруженными силами президент России, а непосредственным управлением занимается министерство обороны. Соблюдение законности в войсках обеспечивают военная прокуратура, военные суды и созданная в 2011 году военная полиция. Военная полиция также следит за соблюдением правопорядка и воинской дисциплины и, в отличие от независимых прокуратуры и судов, находится в подчинении министра обороны.

Кроме того, к обеспечению обороны могут привлекаться национальная гвардия, спасатели и представители специальных органов.

Создание незаконных вооруженных организаций — организаций, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо предполагающих военную службу — в России запрещено.

 → Вооруженные силы России

Похожие термины:

  • это система государственных мер политического, экономического, правового и военного характера, осуществляемых в целях обеспечения готовности Республики Беларусь к отражению агрессии, защите гр

  • совокупность боевых сил и средств военно-морского флота, сосредоточенных на побережье и организованных в особую оборонительную систему для прикрытия важных операционных направлений и защиты те

  • система государственных мер и институтов, призванных обеспечить безопасность государства, защиту его от агрессии и иных посягательств извне. Вооруженные силы государства являются основным госу

  • система политических, военных, социальных, экономических, правовых и иных мер государства по недопущению вооруженного нападения на него со стороны любого агрессора, обеспечению готовности госуд

  • это комплекс мер, проводимых в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  • в теории уголовного права оборона против воображаемого, а не действительного посягательства. Не образует необходимой обороны.

  • система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, осуществляемых на военных объектах (а

  • МПВО), система мероприятий, проводимых органами власти под руководством военных организаций в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха, ликвидации

  • общественно полезная правомерная защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного, действительного и наличног

  • ПВО), совокупность мероприятий, сил, средств и действий, направленных на отражение воздушного нападения противника и защиту объектов, населения и войск от ударов с воздуха. В масштабе страны (коали

  • вид военных действий вооруженных сил, применяющийся для достижения стратегических целей при внезапном нападении или при создавшемся в ходе вооруженной борьбы превосходстве противника в силах и

  • составная часть системы обороны государства; организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов. В РФ общие задачи и о

  • система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, ее целостности и неприкосновенности ее территорий.

  • см. Государственный оборонный заказ.

  • является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность фед

  • включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины; правовое регулирование в области обо

  • принят в США; предусмотрел, что регулярная армия США и национальная гвардия должны комплектоваться за счет добровольцев. Условием для поступления в армию была политическая благонадежность.

  • ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБОРОНЕ 1996

    законодательный акт, определяющий основы и организацию обороны РФ, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц

  • законодательный акт, определяющий понятие гражданская оборона, основные задачи в области гражданской обороны, полномочия органов гос. власти и управления, органов исполнительной власти субъекто

  • образовательные учреждения подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов организаций, на которые возлагаются задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидац

История создания и развития министерства обороны в Российской Федерации

Впервые оборонное ведомство появилось в России в 1531 году в виде Разрядного приказа, в чьи функции входило ведение воинских дел, собирание и упорядочивание войска, возведение фортификационных сооружений.

Дальнейшие ключевые вехи развития оборонного управления в Российской империи:

  • 1815 — появление Главного штаба Его императорского величества (прообраз нынешнего Генштаба);
  • 1860-70-е — формирование территориальной структуры управления обороной империи с делением ее на военные округа (ВО). Появление воинской обязанности для мужского населения, относящегося ко всем сословиям;
  • 1914 — введение Ставки Верховного главнокомандующего.

В 1917 году революционные власти вместо «старорежимного» Военного министерства создали Народный комиссариат по военным делам и Наркомат по морским делам, координация деятельности которых легла на Совет Рабочей и Крестьянской обороны. В 1923 комиссариаты были подвергнуты слиянию.

1936 год. Совещание в Народном комиссариате обороны СССР

В эпоху СССР:

  • В 1944 г. создан Наркомат обороны РСФСР и такие же ведомства в других республиках Союза;
  • В 1946 наркоматы превращены в министерства;
  • В 1978 расформированы военные ведомства союзных республик с передачей соответствующих функций МО СССР, прекратившего деятельность с развалом Союза.

Мало кто об этом помнит, но современное Минобороны — не ровесник Российской Федерации. Новое российское государство, признанное преемником Советского Союза, основано 26 декабря 1991 года или в день принятия декларации об упразднении СССР. А пятью днями ранее Россия, как субъект только что основанного Содружества Независимых Государств, подписала с другими бывшими союзными республиками соглашение о временном поручении последнему главе  минобороны СССР Шапошникову военного командования в их границах.

В период экономического кризиса, ознаменовавшего пресловутые «лихие девяностые», руководству Минобороны и государства удалось сохранить боеспособные Вооруженные силы (ВС).

Развитие ведомства шло по следующей хронологии:

  • 11 ноября 1998 г. — установлено новое положение о МО, наделившее его наряду с ГШ ВС РФ статусом центрального управляющего военного органа;
  • В 1997-1998 гг. — ВС претерпели существенные преобразования. Это объединение ракетных и военно-космических войск с силами противоракетной обороны, слияние противовоздушных и военно-воздушных сил, знаменующее превращение пятивидовой структуры ВС в четырёхвидовую. Тогда же были объединены Забайкальский и Сибирский ВО в СибВО, Приволжский и Уральский — в ПУрВО;
  • В марте 2001 в системе, подведомственной Министерству обороны, появились Космические войска;
  • В 2007 начались кардинальные реформы в ВС РФ под началом главы Минобороны Анатолия Сердюкова, включающие старт программы перевооружения армии;
  • В июле 2010 президентским указом учреждены 4 оперативно-стратегических командования с одновременным уменьшением числа ВО, их переформированием в Западный, Южный, Центральный и Восточный;
  • 1 декабря 2011 основаны Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), поглотившие космические;
  • 6 ноября 2012 А. Сердюков отправлен в отставку, его пост занял возглавляющий ведомство ныне Сергей Шойгу;
  • 1 августа 2015 утверждено создание Воздушно-космических сил (ВКС) через слияние ВВКО с ВВС.

Штаб-квартира ведомства размещена в Москве по ул. Знаменка, дом 19.

Главное здание Минобороны на Знаменке

Чем занимается Министерство обороны РФ

Сегодня, по данным официального веб-ресурса МО, российские ВС не только сдерживают военные угрозы безопасности страны, но также защищают ее политические и экономические интересы. Обе задачи решаются комплексно и разнопланово.

Ярким подтверждением служит российское присутствие в Сирии, где оборонное ведомство занимается не только выполнением оборонных задач (главным образом силами ВКС и ПВО), но и выполняет гуманитарную миссию, что отвечает политико-экономическим приоритетам России в арабской республике и ближневосточном регионе в целом.

Сдерживая угрозы безопасности и пресекая враждебные действия субъектов, посягающих на российские национальные интересы, ВС:

  • заблаговременно выявляют неблагоприятные изменения военно-политической ситуации, признаки подготовки к агрессии относительно России и/либо ее союзников;
  • держат военные силы и средства (в приоритете ядерные) в абсолютной боеготовности для немедленного отпора агрессору с нанесением наступающей стороне адекватного урона;
  • поддерживают мобилизационный потенциал войск;
  • поддерживают способность войсковых частей к развертыванию при возможном переходе на режим военного времени.

Обеспечивая государственные политико-экономические интересы, МО, как один из госорганов исполнительной власти:

принимает меры по обеспечению безопасности россиян в местах вооруженных конфликтов и нестабильной гражданско-политической обстановки;
устраняет угрозы для безопасной экономической деятельности РФ и/либо представляющих ее хозяйствующих субъектов;
защищает государственные интересы за пределами территории страны в ее водах и Мировом океане;
проводит по распоряжению Верховного главнокомандующего военные операции ВС в определенных регионах, представляющих особую важность для России;
противоборствует информационной агрессии.

Проведение силовых акций ВС в мирное время предусмотрено в целях:

  • соблюдения государством союзнических обязательств;
  • борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом, недопущения диверсий и терактов;
  • миротворчества;
  • обеспечения режима военного (чрезвычайного) положения на определенной территории внутри РФ по распоряжению верховной власти;
  • сохранения от посягательств государственной границы страны на суше, в воздухе, морских и пресных водах;
  • реализации политики санкций;
  • недопущения экологических катастроф и иных ЧС, прекращения их последствий.

Военная сила пускается в действие при начале войны либо вооруженного конфликта.

Военнослужащие ВС РФ на военном параде

Сегодня деятельность ВС планируется исходя из потребности держать войска в постоянной готовности к всевозможным оборонительным и наступательным действиям, способности защитить страну сразу в двух вооруженных конфликтах (одной войне и одном конфликте, двух войнах), применять миротворческие средства как в составе международных контингентов, так и собственными формированиями.

[править] Мобилизация и территориальная оборона

С объявлением военного положения проводится мобилизация — перевод экономики и работы государственных органов на военные рельсы.

Меры по защите людей и материальных ценностей принимаются в рамках гражданской обороны и включают, прежде всего, размещение в убежищах, эвакуацию, маскировку объектов, оказание первой помощи и обеспечение базовых потребностей жителей.

Защита критической инфраструктуры и опасных объектов ведется в рамках территориальной обороны. Она включает предотвращение диверсий, терактов и разведывательной деятельности противника.

 → Гражданская оборона

[править] Система обороны

Система обороны включает:

  • законодательную основу, прежде всего конституцию и Федеральный закон «Об обороне» (1996 года, заменил одноименный закон 1992 года);
  • вооруженные силы, национальную гвардию и другие силовые формирования;
  • воинскую обязанность граждан и военно-транспортную обязанность любых собственников транспортных средств;
  • оборонное планирование, в том числе выработку военной доктрины и плана обороны, мобилизационную подготовку и создание материальных резервов;
  • международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны.

Основные полномочия по организации обороны государства сосредоточены в руках президента, как верховного главнокомандующего. Он руководит вооруженными силами, утверждает военную доктрину и план обороны, вводит военное положение, объявляет мобилизацию и отдает приказ о начале военных действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector