Борецкая, марфа
Содержание:
- Карамзин: «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета
- Эпитафия
- Особенности повести Карамзина
- Тройственный женский союз
- Коростынский мир
- Новгородская республика
- ↑ Лидер
- Популярные сегодня пересказы
- Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза»
- Примечания
- ↑ Борьбы Борецкой с Москвой
- Личность Марфы
- Биография
- Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий
- «Могила Марфы-посадницы»
- Речь Холмского на вече
- ОТ ИЗДАТЕЛЯ
- Подготовка к битве
- Оценка и память
- Конец
- Главные герои
- биография
- Описание сражения
Карамзин: «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета
Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.
Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.
Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.
Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец – доверенный царя Иоанна князь.
Эпитафия
Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.
Особенности повести Карамзина
Особенность политической позиции автора состоит в том, что он в одинаковой степени возвеличивает монархическое и республиканское устройство государства. Эту двойственность он переносит на взгляды рассказчика. Карамзин несколько романтизирует республику. Для этого он допускает некоторые исторические неточности:
- В повести отсутствует упоминание о двух политических партиях, существовавших в Новгороде, одна из которых настаивала на воссоединении с Москвой, а другая призывала к открытой борьбе. В повести новгородцы едины в своих взглядах и готовы сплотиться для жестокой борьбы.
- В «Истории государства Российского» неоднократно говорится о тайных переговорах Новгорода с Литвой, активной участницей которых была Марфа Борецкая. В исторической повести Марфа предстает как вдохновитель борьбы с захватчиками. В своих высказываниях она упоминает о том, что Великий Новгород никогда не пойдет на сговор с иноземцами.
- После падения Новгорода Марфа была казнена. В реальности Иван III сохранил ей жизнь, заточив в один из монастырей.
Повесть Н. Карамзина написана ярким древнерусским слогом, который отличается необыкновенным колоритом и эмоциональностью.
Главную героиню характеризует ее речь, подчеркивающая ее настрой и душевные порывы. Писатель отказывается от бытовой речи и наполняет монологи Марфы высоким слогом. Обилие славянизмов делают ее высказывания торжественными и приподнятыми. Карамзин насыщает произведение историческими примерами, которыми служат легенды и предзнаменования великих князей о судьбе города.
В школе учащиеся знакомятся с произведением в сокращении. Для анализа повести они читают несколько глав повести. Рассказ по сюжету можно использовать для читательского дневника, пересказа или ответа на уроке.
Благодаря общественно-политическим взглядам произведения Карамзина всегда вызывали интерес. Повесть «Марфа посадница» является одним из лучших образцов исторического жанра.
Тройственный женский союз
Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая — Марфа Борецкая, вторая – Анастасия — вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья — Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.
Коростынский мир
Вскоре был заключен Коростынский мир (11 августа 1471 года). По его условиям, Новгород попадал в еще большую зависимость от Москвы. Так, его правительство должно было подчиняться великому князю в вопросах внешней политики. Это было важным нововведением, так как отнимало у новгородцев возможность иметь какие-либо дипломатические контакты с Польшей и Литвой. Также великому князю Московскому теперь подчинялся городской суд. Кроме того, церковь Новгорода становилась неотъемлемой частью единой митрополии. Главный орган местного самоуправления – Вече – больше не мог выносить решения самостоятельно. Все его грамоты заверялись великим князем, а на бумагах ставились московские печати.
Тем не менее в Новгороде сохранялись декоративные признаки старого порядка, когда здесь еще господствовала республика. Великий князь не тронул Марфу, она осталась на родине. Огромные уступки Москвы не поменяли ее планов. Она все еще мечтала о том, чтобы избавиться от зависимости от Ивана III. Но на некоторое время между сторонами воцарился хрупкий мир.
Новгородская республика
Во второй половине XV века Новгородская республика не могла похвалиться единством в политической жизни. Власть в городе принадлежала двум группировкам, каждая из которых преследовала свои интересы: одна часть новгородской элиты была на стороне Москвы, другая, к которой примыкали Борецкие, стремилась к Литве.
После смерти Исаака Борецкого его место занял сын Дмитрий, но фактическая власть сконцентрировалась в руках Марфы. Когда в 1470 году проходили выборы местного архиепископа, Борецкая поддерживала кандидатуру Пимена, но в итоге был выбран московский ставленник — Феофил. Это было серьезное оскорбление, которое знатная боярыня так и не смогла простить Москве. Она решила показать Ивану III, кто такая Марфа Борецкая, и доказать, что сила будет на стороне Новгорода.
↑ Лидер
Марфу поддерживали богатые землевладельцы, к ним относились Овиновы, Казимировы, Есиповы, Афанасьевы, Коробовы и некоторые другие. Они жили на Софийской стороне. К сторонникам Москвы относились более бедные вотчинники. Марфа владела значительным богатством и поэтому её желания расценивались как приказы. Женщина жестоко распоряжалась со своими врагами, в том числе и с боярами. В конце 15 столетия Борецкая со своими сторонниками, не скрываясь, не хотели стать подданными Московского князя.
В 1471 году она желала поставить архимандритом Пимена. Её поддержали боярыни Ефимия и Анастасия ( тоже вдовы). Однако архиепископом выбрали Феофила. Потом Борецкая послала послов к Московскому князю. Вернувшись обратно, они объявили, что Иван III считает Новгород своей вотчиной. Борецкая с богатыми подругами возглавили партию, боровшуюся против власти Москвы.
Популярные сегодня пересказы
- Пятнадцатилетний капитан — краткое содержание романа Жюля Верна Действие происходит на шхуне под названием Пилигрим. Судно направляется в город Сан-Франциско. На нем находится большое количество пассажиров и экипаж. Управлением корабля занимается командир Гуль
- Мой спутник — краткое содержание рассказа Горького В одной из гаваней Одессы у меня произошла встреча с каким-то подозрительным человеком. Он был одет в чистую, светлую, модную одежду, а сам имел азиатское происхождение, что было редким случаем
- Вечер у Клэр — краткое содержание романа Газданова Сюжет происходит в конце двадцатых годов прошлого столетия. Герой романа молодой человек, которого зовут Николай, он влюблён во француженку, с капризным характером. Она больна, и повествователь дежурит
- Краткое содержание рассказа Акварельные краски Паустовского Главным героем произведения является художник, который родился в одном городе. Берг, такая фамилия была у художника, абсолютно не был привязан к своей родине и не дорожил родными местами.
Анализ повести Карамзина «Бедная Лиза»
Самая популярная повесть Карамзина, имевшая огромный успех и вызвавшая многочисленные подражания, — «Бедная Лиза». В повести рассказывается о печальной истории молодой крестьянки Лизы, обольщенной, брошенной и доведенной до самоубийства молодым аристократом Эрастом. Однако Карамзин не заостряет внимания читателя на социальных противоречиях, всецело сосредоточившись на исследовании душевного состояния своих героев. Аристократа Эраста в конечном счете он изображает таким же несчастным, как и утопившуюся «бедную» Лизу и в характерном для сентиментализма проникновенно-религиозном духе в конце повести высказывает надежду на то, что после смерти «они уже примирились».
Как и в предыдущей повести, Карамзин идеализирует крестьянскую жизнь. И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высочайших моральных качеств. Отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь». Мать хранит возвышенную и светлую память о муже, постоянно скорбя о нем, «ибо и крестьянки любить умеют!» Лишь вскользь писатель подтверждает социальное положение Лизы-крестьянки, о.
Подробно и последовательно раскрывает Карамзин душевный мир Лизы, проникновенно описывая развитие в ней любовного чувства. Мы живо представляем героиню, желающую увидеть Эраста после первой встречи и грустящую из-за неосуществленного желания. Видим радостный испуг и волнение ее при неожиданном появлении возлюбленного. Автор передает ее мысли о том, как она могла жить раньше без Эраста, ее тревогу, что аристократ Эраст не может быть ее мужем; описывает ее колебания между страхом потерять любимого человека и надеждой на его возвращение; наконец, ее безутешное отчаяние, приводящее к самоубийству.
Не менее убедительно показана и внутренняя жизнь Эраста, наделенного «изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Автор отмечает благородное воздействие любви к Лизе на его характер: «Видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее», но и свидетельствует, что после того, как Лиза отдалась ему, она перестала быть для него «сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы». Образ Эраста — несмотря на смягчение над ним авторского приговора — более реалистичен, чем образ Лизы. Исследователи не без основания видят в нем первое проявление в русской литературе «разочарованного» и «странного» молодого человека, предшественника онегинско-печоринского типа.
«Бедная Лиза» насыщена чувствительными излияниями и восклицаниями рассказчика. В решающие моменты печальной истории автор дает оценку происходящих событий и поведения героев. «Ах! Лиза, Лиза, что с тобою сделалось?» — вопрошает он, когда героиня, сознавая растущее в душе чувство любви к Эрасту, всю ночь не смыкает глаз. Стараясь осудить бессердечность Эраста, автор восклицает: «Я забываю о человеке в Эрасте, готов проклинать его, но язык мой не движется; смотрю на небо и слеза катится по лицу моему. Ах! почему не пишу роман, а печальную быль!» Личность рассказчика повсеместно присутствует в повести.
В сентиментальном духе даются в повести и описания природы — окрестностей Москвы и «мрачных готических башен» монастыря. В этих лирически окрашенных описаниях также сквозит характерное для сентиментализма противопоставление города деревне: с одной стороны, Москва — «ужасная громада домов и церквей, с другой — «густо-зеленые цветущие луга», «река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок», «дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада» и т.д.
Примечания
- ↑ Иконников В. Борецкая, Мария Ивановна // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- ↑
- Посажать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- В Южном Прионежье ей принадлежало в трёх погостах (Ошта, Великая Мегра, Вытегра) около 500 деревень примерно с 700 крестьянских дворов. Около 150 дворов принадлежало ей в Кижском и Пудожском погостах. В Выгозерском погосте ей принадлежало около 300 дворов. Всего за Марфой в погостах Обонежской пятины указаны свыше 700 деревень с 1200 дворами. // Вернадский В. Н. Новгород: Новгородская земля в XV веке / Академия наук СССР, Институт истории, Ленинградское отделение; Издание Академии наук СССР. — М.—Л.: АН СССР, 1961. — С. 56.
- ↑
- [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/1797 Борецкая Марфа] // Биографический словарь.
- ↑ Борецкая, Марфа Ивановна // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- . Solovki Encyclopaedia. Дата обращения: 20 июня 2018.
- Смирнов В. Г. Чудный двор Марфы-посадницы // Легенды и загадки земли Новгородской. — М.: Вече, 2007. — ISBN 978-5-9533-2728-2.
- Янин В. Л. К истории так называемого «дома Марфы Посадницы» в Новгороде // Советская археология. — 1981. — № 3. — С. 85–96.
- Архангельский Н. А. История Удомельского района с древнейших времён до 1900 года. — Тверь: Верхневолжская ассоциация периодической печати, 1993. — 143 с. — ISBN 5-88058-025-3.
- Иванов П. . tversvod.ru. Дата обращения: 20 июня 2018.
- Карамзин Н. М. // Сочинения: В 2-х томах / Н. М. Карамзин; . — Л.: Художественная литература: Ленинградское отделение, 1984. — Т. 1. Автобиография; Письма русского путешественника; Повести. — 671 с.
↑ Борьбы Борецкой с Москвой
Марфа Борецкая вдохновляла народ на борьбу с московским князем. Она действовала решительно. В своём доме она организовывала шумные политические собрания, убедительно выступала перед собравшимися жителями. Своими горячими призывами она приобрела много сторонников. Жители верили Марфе и готовы были бороться против Москвы вместе с ней, но они не представлял насколько это опасно для них.
Новгородская знать мечтала создать в своём городе православное наместничество во главе с литовским паном. Перед ним было поставлено одно условие – он обязывался стать мужем Марфы. Жители Великого Новгорода согласились жить под покровительством Казимир, надеясь на его милостыни. Марфа интриговала и за гроши подкупала бедноту, чтобы они на вече кричали против Ивана III и призывали послать послов к Казимиру. Хотя смерды действовали вяло, но их набралось достаточно много и послов в Литву послали. Приверженцы же московского князя соглашались и явно не протестовали.
Личность Марфы
Точная дата рождения Марфы Борецкой неизвестна, не сохранились данные о детских и юношеских годах посадницы. Известно, что она принадлежала к новгородской аристократии: ее отцом был влиятельный в Новгороде боярин Семен Лошинский.
Впервые Марфа попала в летописи уже в качестве жены новгородского посадника Исаака Борецкого, чья фамилия закрепилась за ней в истории. У супружеской пары родились трое детей: Федор, Дмитрий и Ксения
Супруг скончался в 50-х годах XV века, оставив Марфе солидный капитал и много земель. Благодаря этому наследству Марфа Борецкая стала одной из самых заметных фигур в Новгороде.
Биография
Сведения о начальном периоде жизни Марфы в сохранившихся источниках крайне скудны. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря. Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. Формально Марфа Борецкая никогда не была правительницей. Бытует мнение[где?], что подобное прозвище «было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики».[источник не указан 1004 дня] Тем не менее в соответствии с нормами древнерусского языка слово «посадница» означало лишь жену посадника и, в строгом понимании этого слова, прозвищем не являлось. «Посадницей» Марфа была по второму мужу — Исааку Борецкому.
Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными наследственными землями по берегам Двины и Студёного моря, она постоянно увеличивала свои владения за счёт собственных «прикупов» и земель, колонизированных с её ведома или по её распоряжению[источник не указан 857 дней] представителями вотчинной администрации. К 70-м годам XV века по размерам своих владений Марфа являлась единственной в своём роде вотчинницей, не сравнимой с другими новгородскими боярами (Есиповыми, Овиновыми и др.). Считают[кто?], что по величине собственности Марфа к концу XV века была третьей после новгородского владыки и монастырей. Марфа Борецкая впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.
Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча
Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.
Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнён как политический преступник. Однако, право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.
В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, её с внуком Василием Фёдоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монахи под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года — Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии, Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли. В 1841 году известный публицист П. И. Мельников-Печерский сообщил о том, что обнаружил в Нижнем Новгороде перепись прихожан церкви Иоанна Предтечи, в которых среди прочих упоминалось имя Марфы, бывшей посадницы Великого Новгорода.
В московских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству. В народных новгородских преданиях Марфа Борецкая предстаёт в образе властной правительницы, карающей самодержицы. Легенда рассказывает, что, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, Марфа приказала сжечь там ряд деревень.
Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий
Картина Д. И. Иванова «Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении», 1808 г.
Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря, предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество Зосима оставил при посещении Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода, и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород, и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Согласно исследованиями В. А. Бурова, данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов
«Могила Марфы-посадницы»
В 1815 году на погосте в деревне Млёво была обнаружена каменная плита (судя по первому знаку даты, не ранее 1492 года) с надписью: «Лета 7… положенася преставися раба Божия Марфа напа…», а под ней, по некоторым данным, кирпичный свод-склеп. Распространилась версия, связывающая эту плиту с могилой Марфы Борецкой; к ней скептически отнеслись уже Н. М. Карамзин и С. В. Максимов. Установлено, что селом Млёво владела «Марфа Васильева жена Розстригина» и эта могила может принадлежать ей. Существует также версия, согласно которой плита представляет собой неиспользованную прижизненную заготовку с недописанной датой и стандартными словами «на память» (обычно указывалось имя святого, на память которого умер погребённый).
К началу XX века вокруг «могилы Марфы-посадницы» (при участии много писавшего о ней Н. К. Рериха) сложился культ, на неё начались паломничества, появились рассказы о чудесах; сейчас она является популярным туристическим объектом.
Речь Холмского на вече
В 1803 году в журнале «Вестник Европы» была напечатана повесть 37-летнего поэта и прозаика Николая Карамзина «Марфа-Посадница, или Покорение Новгорода». Автор написал рассказ о событиях, произошедших в 1471 году. Повествование ведется от лица знатного новгородца, чью рукопись якобы нашел писатель.
Повесть состоит из трех глав. Она начинается с появления в Новгороде московского боярина Холмского. Он выступал на вече и читал письмо от Иоанна III следующего содержания:
- Московский царь стремится освободить Русь от власти Золотой Орды и для этого желает объединить все славянские земли. Холмский призывал новгородцев присоединиться к Московскому государству.
- Боярин упрекал граждан Новгорода в том, что они отделились от своих братьев. Пользуясь своей отдаленностью от границ, они занимаются торговлей и думают лишь о собственной выгоде.
- Холмский сообщал, что московскому царю стало известно о сговоре новгородцев с Литвой и Польшей. Он стыдил их тем, что они привлекают к себе иностранцев, которых в других землях встречают мечом.
- Боярин призывал Новгород объединиться с прочими русскими землями и совместными усилиями выступить против врагов Руси. Если же его жители будут противиться, то русский царь не остановится ни перед чем, чтобы усмирить мятежников.
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Сочинитель этой трагедии, трудясь и имея цель на другом поприще, не драматическом, не может судить с вероятностию о произведении в новом для себя роде, — не верит своим друзьям, которые, разумеется, смотрят на него с пристрастием, — а с другой стороны стыдится представить публике сочинение, совершенно недостойное ее внимания. Вот причина, почему он хочет теперь остаться неизвестным. — Если из голоса критики он узнает, что недостатки его трагедии выкупаются сколько-нибудь ее достоинствами и он уделил время для нее от занятий, составляющих сущность его жизни, не напрасно, то объявит свое имя; в противном же случае отложит ее спокойно к числу неудавшихся опытов.
«Историк русский, любя и человеческие, и государственные добродетели, может сказать: Иоанн был достоин сокрушить утлую вольность Новгородскую, ибо хотел твердого блага всей России». Сии слова Карамзина положены в основание трагедии. В изображении буйных вечей сочинитель следовал также ему и летописям: и едва ль найдется несколько выражений, которых бы он не указал в памятниках того времени. — Говорить о вымышленных чертах (битве, лице Борецкого, заговоре князей удельных и проч.) было бы излишне: знающие историю легко увидят сами, где от нее уклоняется трагедия.
М. Погодин
1830 года
Августа 17
Подготовка к битве
На следующий день собиралось ополчение. Карамзин дает описание небывалого подъема, с которым граждане республики намеревались защищать свою вольность. Борецкая предложила в качестве вождя Мирослава, и новгородцы одобрили ее решение. Граждане 10 вольных немецких городов принесли богатые дары и выставили 700 ратников, готовых сражаться вместе с новгородцами против их врага.
Перед трагическими событиями Посадница решила выдать свою дочь Ксению за Мирослава. Венчание происходило в Софийском соборе. Растроганная Марфа рассказала дочери, какой кроткой и нежной супругой была она сама, но после смерти мужа решила отдать все силы борьбе за вольность родного города.
Весь народ радостно отмечал свадьбу Мирослава и Ксении, а Марфа выставила богатое угощение. Ночью в уединенном тереме Борецкой появился таинственный гость — посланник польского короля Казимира. Он предложил помощь в борьбе против Москвы, но за это Новгород должен будет перейти под власть Польши. Русская патриотка с негодованием отвергла это предложение.
Оценка и память
Более поздние исследования утверждают, что Марфа была сделана козлом отпущения архиепископом Новгородским Феофилом (1470–1480), чтобы скрыть свою роль в невыполнении Новгородом своих договорных обязательств. История двуличного поведения Марфы по отношению к великому князю, по-видимому, впервые была записана в архиепископском скриптории в Новгороде в середине-конце 1470-х годов.
Трагическая карьера Марфы и ее борьба за республиканское правительство снискали ей симпатию и внимание русских писателей и историков, особенно романтиков. Она была беллетризована в рассказе Николая Карамзина « Марфа-мэрия, или Падение Новгорода», а также в книге Федотова « Марфа Посадница»
Ее карьера увлекла Пушкина, который посвятил ей свой очерк 1830 года. Сергей Есенин написал историческое стихотворение о Марфе-мэре в 1914 году.
Памятник Марфе является частью памятника » Тысячелетие России» в Новгороде.
Конец
Боярская владела в 1480 году на реке Сорока 16 земельными участками. Половину из них она подарила монастырю. Деревни на реках Суме, Волги и озере Колдо, рыбные ловли на реке Водла, а так же сёла, уже после кончины Борецкой, тоже передали монастырю.
Через 13 лет после битвы на Шелони, в 1484 году по приказу московского князя схватили Борецкую и её внука от сына Дмитрия. Всё богатство собрал себе московский князь. У небольшого селения Млеве Марфу убили и похоронили.
Есть еще версия, что сначала Марфу с внуком Василием привезли в Москву. Затем она была сослана в Нижний Новгород в Зачатьевский монастырь, где и была пострижена в монахини под именем Мария. Прожила до 1503 года.
Главные герои
Марфа – посадница – статная русская женщина, мудрая и храбрая, сильная духом, способная направить народ к цели, поддерживая в нем стремление к свободе. До смерти супруга вела спокойную жизнь, наслаждаясь домашним. Позже исполнила клятву, данную ему перед последним походом – заняла место в народном совете и стала защитницей великого Новгорода.
Князь Холмский – посол, прибывший по поручению Иоанна III, для объявления ультиматума Новгороду.
Великий Московский князь Иоанн – видел своей целью объединение всех отдельных княжеств в одно государство, путем подчинения.
Мирослав – сирота, соратник Исаака Борецского, мужа Марфы. Мудрый и бесстрашный, по предложению Марфы возглавил войско в битве за свободу, а так же стал мужем единственной дочери Борецких.
биография
Хотя ее называют мэром, это ни в коем случае не было официальным офисом. Русские и другие славяне традиционно называют жену определенных чиновников женским эквивалентом, поэтому жену священника (попу) можно назвать «жрицей» или жену генерала можно назвать «генерал-ессой», но это не означает, что она сама обладала какой-либо реальной властью. В случае с Марфой она могла быть центральным звеном антимосковитской фракции и обладала значительной харизмой или влиянием как матриарх клана, но никогда не занимала фактических должностей в Новгороде, поскольку они были ограничены землевладельцами-мужчинами.
О личной жизни Марфы известно немного. Она овдовела где-то в 1460-х годах и оставалась одним из самых богатых новгородских помещиков (на основании Писцовых книг или земельных кадастров, составленных московскими чиновниками начиная с 1490-х годов) до конфискации земли Иваном III в 1470-х и 80-х годах. Вероятно, чтобы защитить свое богатство, она выступила против московских великих князей, которые стремились захватить новгородские владения еще в конце 14 века.
В 1471 году Марфа и ее сыновья, Дмитрий и Федор, как последние представители антимосковской семьи Борецких , пытались договориться с Казимиром IV Ягеллоном об условиях передачи города Великому княжеству Литовскому при условии, что город древние привилегии и права будут сохранены. Они также пригласили Михайло Олельковича стать правителем города. Услышав об маневрах Марфы, нарушивших ранее подписанный Яжельбицкий мирный договор , Иван III выступил против Новгорода и разбил новгородское добровольческое войско в битве при Шелоне . После этой катастрофы сын Марфы, Дмитрий, был казнен 24 июля 1471 года по приказу великого князя.
Март Мэр Escorted в Москву , на Алексее Кившенко .
Хотя она продолжала полагаться на поддержку и интриги Литвы против Москвы, Иван III, наконец, покорил Новгород семь лет спустя. Затем Марфа и ее внуки были взяты под стражу и доставлены в Москву (7 февраля 1478 г.); ее земли были конфискованы. По традиции Марфа была вынуждена принять постриг в Нижнем Новгороде , но Гейл Ленхофф утверждает, что ее судьба после ареста неизвестна, как и дата и обстоятельства ее смерти.
Описание сражения
Марфа, как и большинство новгородцев, надеялась, что Псковское княжество не останется в стороне, но Псков не поддержал новгородский мятеж. Краткое содержание «Марфы посадницы» описывает битву новгородцев с войском Московского князя. В скором времени горожане получают известие о том, что Иоанн вместе с войском выдвинулся в сторону Новгорода. Ему навстречу, чтобы дать бой за стенами города, выдвигаются новгородские ополченцы.
В Новгороде долго ждали известий с поля битвы. С высокого лобного места Марфа увидела на дороге клубы пыли. Она почувствовала, что сражение проиграно. Иоанн стал победителем. В город привозят тела Мирослава, недавно ставшего мужем дочери Марфы, и ее сыновей.
Вернувшиеся воины рассказали о страшной битве, в которой люди забыли, что они славяне, и каждый хотел доказать свою правоту. Марфа взывает к народу: не сожалеет ли он, что не подчинился князю Московскому. Новгородцы непреклонны: они готовы защищать свои вольности до конца.
Иоанн не смог одолеть новгородцев. Началась долгая осада города. Люди стали умирать от голода. Признав поражение, город сдался. Феодосий покинул свое убежище и вручил царю ключи от Новгорода. Он молит Иоанна о пощаде для горожан, обещая, что они будут служить ему верой и правдой. Царь не держит на них зла, но требует наказания для Марфы и ее дочери Ксении. Женщины всходят на эшафот. Обращаясь к народу, Марфа говорит, что не признает власть московскую и умирает гражданкой свободного города. После казни с башни снимают древний колокол и увозят его в Москву.