Биография левитина игоря евгеньевича
Содержание:
Связи/Партнеры
Басин Олег Ефимович, 13.07.1965 года рождения, первый заместитель генерального директора ООО «Корпорация Инжтрансстрой», сын бывшего министра строительства РФ Е. В. Басина. С Левитиным его связывают тесные деловые контакты. Так, компании «Корпорация Инжтрансстрой» и «Трансстроймеханизация», аффилированные с Басиным, во время пребывания Левитина на посту министра транспорта получали крайне выгодные заказы.
Мордашов Алексей Александрович, 26.09.1965 года рождения, председатель Совета директоров ОАО «Северсталь». Левитин курировал в холдинге Мордашова перевозки нефтепродуктов с НПЗ в Киришах (Ленинградская область) в Эстонию. Пользовался практически неограниченным доверием олигарха. В правительство Левитин пришел как «человек Мордашова».
Ротенберг Аркадий Романович, 15.12.1951 года рождения, предприниматель, совладелец «СМП-Банка». Знакомы с Левитиным еще с 1990-х годов, когда совместно организовывали «серые» схемы при транспортировке нефтепродуктов в Эстонию. По некоторым сведениям, именно через Ротенберга Левитин познакомился с Владимиром Путиным. Когда Левитин был министром транспорта, то структуры, бенефициаром которых был Ротенберг, получали серьезные преференции в отрасли.
Русу Игорь Михайлович, 20.11.1964 года рождения, генеральный директор ОАО «ЛенморНИИпроект». В 2005 году, благодаря Левитину, Русу стал руководителем ОАО «Компания Усть-Луга» (создана Минтрансом для строительства одноименного порта), а затем возглавлял ФГУП «Росречморфлот» и ФГУП «Росморпорт», через которое шло распределение денежных средств на проект «Усть-Луга».
Трабер Илья Ильич, 08.09.1950 года рождения, предприниматель. Знакомы с 1990-х годов, когда Трабер был владельцем ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». В бытность Левитина министром многие ключевые посты в Минтрансе заняли люди Трабера.
Рестораторы
Основной владелец сети кофеен «Шоколадница» ресторатор Александр Колобов — давний знакомый и партнер семьи Левитиных. Например, в 2013 году Колобов купил у дочери Игоря Левитина Юлии Зверевой дачу в подмосковном поселке Вешки; сама Зверева приобрела ее в 2004-м, спустя полгода после назначения отца министром транспорта.
Деловые связи Леонида и Нели Левитиных с Колобовым более масштабны. Через цепочки компаний они совместно владеют двумя торговыми центрами в Москве — напротив Курского вокзала и на Зубовском бульваре рядом с метро «Парк культуры». Александра Левитина, племянница помощника президента, некоторое время была партнером Колобова в еще одном небольшом торговом центре на Ореховом бульваре.
Александр Колобов
Фото: BUYBRAND / YouTube
Но в 2014 году «Вариант» перестал оплачивать аренду, а когда аэропорт подал на него в суд, попросту сменил учредителей и слился с фирмой-пустышкой из Смоленска. Шереметьево в итоге выиграло суд, но толку от этого не было: приставы прекратили исполнительное производство с пометками «не установлено местонахождение» и «отсутствует имущество». Компания «Вариант» набрала 26 миллионов рублей долгов перед государством и аэропортом и просто исчезла.
В то время у «Варианта» было два владельца: «Бургер Рус» знакомого Левитиных Александра Колобова, которому с 2009 года принадлежала мастер-франшиза Burger King в России, и кипрская Blupex Trading Limited с уже знакомым нам адресом Лимасол, Омиру, 20. Пока юристы Шереметьева бегали по судам, пытаясь взыскать с «Варианта» долги, компания Blupex стала владельцем чешской фирмы Leonel Trade sro (сейчас называется Tratado Invest sro), на которую записана личная недвижимость Левитиных в Карловых Варах. Тогда же, в апреле 2015 года, директорами Leonel Trade стали Леонид и Неля Левитины.
Недвижимость в России
Площадь комплекса — 200 гектаров. Чистые активы холдинговой компании «Пушкин», которая владеет его застройщиком, — почти пять миллиардов рублей. Леониду и Неле Левитиной через кипрскую Quortia Limited по крайней мере до 2019 года принадлежало 64 % «Пушкина». Затем эта доля перешла закрытому паевому инвестиционному фонду (ЗПИФ) «Горизонт». Подробнее о том, как ЗПИФы владеют собственностью, — под кнопкой «фактчек» в начале статьи.
ЖК «Александровский» под Санкт-Петербургом
Фото: Google, 2021 Maxar Technologies
ЖК «Артек» под Москвой
Фото: Анна Козкина / «Важные истории»
Похожий проект был у Левитиных и в Подмосковье, недалеко от Красногорска. В 20 километрах от Москвы, рядом с деревней Козино, расположился жилой комплекс «Артек». Изначально, в середине 2000-х, этот проект носил название «Нахабино Парк». Концепция подразумевала строительство загородного поселка с гигантскими участками для топ-менеджеров крупных компаний. Однако после кризиса 2008–2009 годов проект заморозили, а затем переименовали в «Артек» и переформатировали. Землю порезали на участки поменьше, а вместо особняков стали строить не только коттеджи, но и таунхаусы на несколько семей.
Застройщик ЖК — фирма «Фокса». Уставной капитал ее материнской компании — «Стройинжиниринг Девелопмент» — более пяти миллиардов рублей. До 2019 года 41 % «Фоксы» (через кипрскую Quortia и несколько российских компаний) принадлежал Леониду и Неле Левитиным. Впоследствии эта доля перешла все в тот же ЗПИФ «Горизонт».
Левитины и их дочь Александра в разное время участвовали еще в нескольких девелоперских проектах. Обнаруженные нами активы можно увидеть на схеме ниже. А чтобы узнать о них больше, нажмите кнопку «фактчек».
Партнеры и бизнес семьи Левитиных
Проект курорта в Черногории
Поселок Режевичи в Черногории на берегу Адриатического моря назвали так то ли из-за прибрежных «режущих» ветров, то ли из-за реки Режевич, по границе которой первые поселенцы еще в Средневековье разделили между собой местную территорию. Много позже землю здесь «нарезали» себе и некоторые состоятельные россияне.
Так, Леонид Левитин вместе с бывшим финдиректором и совладельцем «Южкузбассугля» Юрием Кушнеровым владеет куском живописного адриатического побережья площадью около трех гектаров. Пока это просто каменистый склон холма, спускающийся прямо к морю. Неподалеку расположилась одна из самых красивых вилл Черногории — она тоже принадлежит Кушнерову.
Так выглядит участок Левитиных в Черногории
Фото: Дмитрий Великовский / «Важные истории»
А таким они хотели бы его видеть
Фото: vijesti.me
Авторы Гайдпарка
-
Goshaperfect
Запад теряет союзников – Франция может встать на сторону России
Читать полностью
-
Барон Мюнхгаузен
Туман времени
Читать полностью
-
Сергей Копылов Викторович
Оппозиция и гибридная война
Читать полностью
-
bambambigelow
Лондон неожиданно встал на сторону «Северного потока – 2»
Читать полностью
-
VOLF
В Перми похоронили главу регионального СК, который покончил с собой
Читать полностью
-
Петр Новыш
Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата
Читать полностью
-
Владимир Фёдоров
Я бы тоже пошёл с ним в разведку
Читать полностью
-
Василий Иванов
Верите ли Вы, что партия «Новые люди» преодолела 5% барьер на выборах в Госдуму РФ?
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!
Читать полностью
-
Петр Новыш
Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение
Читать полностью
-
Василий Иванов
Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?
Читать полностью
-
Настя Иванова
США – главный организатор и спонсор мирового терроризма
Читать полностью
Семья
По итогам 2010 года вошёл в тройку самых богатых членов Правительства РФ, наряду с Ю. Трутневым и А. Хлопониным : по официальным данным, за этот год Левитин заработал 22 миллиона 657 тысяч рублей .
В период деятельности Левитина в качестве министра транспорта правительства России в стране произошёл ряд резонансных авиапроисшествий с сотнями человеческих жертв. После трёх подряд в один год авиакатастроф пассажирских лайнеров в российском небе близ Сочи (2006) , под Иркутском (2006) и Донецком (2006) , а также в Перми (2008) , под Ярославлем (2011) (все с массовой гибелью пассажиров и экипажа на борту) Левитин возглавлял правительственные комиссии по расследованию причин и оказанию помощи пострадавшим. Частота и повторяемость катастроф, спорные выводы комиссий по расследованию вызвали общественную критику в адрес Левитина, вследствие чего он получил в прессе прозвище «министр катастроф» .
К информации
В 2004 году Игорь Левитин был назначен министром транспорта и связи РФ (правда, вскоре это министерство разделилось на два, и Игорь Евгеньевич остался только министром транспорта). Назначение это вызвало некоторое недоумение у хитромудрых политологов, которые начали наперебой гадать, отчего никому неизвестный «человек Мордашова» занял высокий государственный пост. Самые дотошные докопались до маршрута Кириши – Эстония и тут же затихли. Ну а вскоре на нового министра, который политических амбиций не имел и перед телекамерами особо не светился, перестали обращать внимания. Появились другие информационные поводы и про Левитина политологи начали забывать.
Ну а Игорь Евгеньевич был рад этому, поскольку не любил, чтобы его скромная персона привлекала к себе лишнее внимание. На своем посту он больше заботился не о будущем российской транспортной системы, а о собственном обогащении
Так, прибыль одной семейной компании «Стальтехинвест» уже в первый год пребывания Левитина на министерском посту выросла до 25 млн. рублей, ну а что касается «Дормашинвеста», то эту структуру ожидало воистину золотое время. Оно постепенно оказалось аффилировано с десятками юридических лиц по всей России, работающих в сфере транспорта и связанных экономическими интересами с министерством транспорта. Компания регулярно получала государственные контракты от структур, подведомственных Игорю Евгеньевичу как министру. Ее годовая выручка превысила сумму в 1 млрд. рублей, и это не считая показателей аффилированных компаний. Неудивительно, что доходы министра Левитина в пять раз превысили доходы Президента РФ.
Дружественный семье Левитиных бизнес получил средства, в том числе за счет статей государственного бюджета, курируемых Минтрансом. Так в 2009 г. ООО «Финансово-Строительная компания МостГеоЦентр» (ранее принадлежала ЗАО «Дормашинвест», затем доля перешла к ООО «НПО ГеоМостПроект», собственности ЗАО «Ритм», генеральным директором которого являлся председатель Совета директоров «Дормашинвест» Вячеслав Резчиков) заключило государственных контрактов на сумму более 6 млрд. рублей. «Дормашинвест» заняла также прочный сегмент на рынке железнодорожно-прачечных услуг, обеспечивая постельным бельем пассажиров российских железных дорог. Выручка принадлежащих ей ООО «Пассажирсервис» и ЗАО «Пассажир сервис», в 2008 году превысила 20 млн. рублей. При этом следует отметить, что другим основателем фирмы «Пассажир сервис» стал частный транспортный холдинг «Н-Транс» (бывшее ЗАО «Северстальтранс»), в котором министр транспорта занимал руководящие должности, будучи бизнесменом. На компании «Н-Транс», «Мостотрест», «Инжтрансстрой» и «Транстроймеханизация», близкие к Левитину и его друзьям, как из рога изобилия посыпались выгоднейшие государственные заказы даже не на миллионы, а на миллиарды долларов.
Пока Игорь Евгеньевич обогащался, в вверенной ему отрасли не переставали происходить катастрофы. 14 сентября 2008 года в Перми разбился пассажирский «Боинг-737», на борту которого находились 88 человек. Правительственную комиссию, созданную по поручению Президента РФ, возглавил Левитин. Данная комиссия пришла к выводу, что к катастрофе самолета привели отсутствие взаимодействия экипажа и недостатки всей системы его подготовки к полетам. Виновным, а вернее «крайним» оказался погибший капитан воздушного судна.
Усидел Левитин в своем кресле и после теракта в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 года, «пожертвовав» руководителем Ространснадзора Геннадием Курзенковым, и после гибели «Ту-134» в Петрозаводске в июне, и после гибели хоккейной команды «Локомотив» (Ярославль) в сентябре того же года.
В июле 2011 года в Куйбышевском водохранилище утонул теплоход «Булгария», но Игорь Евгеньевич «остался на плаву».
Но ничего не проходит бесследно. К Левитину навсегда прилипло прозвище «министр катастроф».
Нажив на своем посту немалый капитал, министр транспорта начал подумывать о том, как бы поаккуратнее «спрыгнуть» со своей должности. Так, еще в 2010 году он рассматривался в качестве кандидата на пост мэра Москвы, однако, его назначение не состоялось. Со своего поста Игорь Евгеньевич ушел только в 2012 году, когда высшую государственную должность в РФ вновь занял Владимир Путин.
Общественная деятельность
Занимал должности члена наблюдательного совета (2004-2006), президента ФНТР (2006-2008), председателя наблюдательного совета (2008-2012) и председателя попечительского совета ФНТР (2012 — настоящее время) .
В СМИ отмечалось активное развитие настольного тенниса в России, начавшееся после прихода И. Левитина в федерацию этого вида спорта. В частности, был сделан серьезный акцент на активном участии в деятельности международной и континентальной федераций. В результате в 2007 году в Санкт-Петербурге Россия приняла чемпионат мира по пинг-понгу . Также были проведены мировые туры Международной федерации настольного тенниса (ITTF World Tour) с 2006 года, Кубок мира 2009, Суперкубки Европы (c 2007), Чемпионат Европы (2008 и 2015), командный Чемпионат мира (2010, мужская сборная России заняла 6-е место). Левитиным была от правительства России получена гарантия проведения командного Чемпионата мира 2020 года в Екатеринбурге в случае победы заявки в ИТТФ . За эти годы командный чемпионат России по настольному теннису стал одним из сильнейших в Европе. В клубах России выступают такие известные спортсмены, как Владимир Самсонов (Белоруссия), Дмитрий Овчаров (Германия), Юн Мизутани (Япония).
Возглавляемый Игорем Левитиным попечительский совет ФНТР способствовал созданию специализированных центры настольного тенниса созданы в городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге (Центр олимпийской подготовки сборных команд России и школа настольного тенниса Татьяны Фердман в Балтыме и Верхней Пышме), Казани, Сорочинске, Оренбурге. Также попечительским советом ФНТР организуются тренерские и судейские семинары в регионах России с приглашением зарубежных лекторов: Ричард Праузе, Ференц Коршай, Дубровка Скорич . Проводится работа по совершенствованию правил проведения соревнований, предложенные новшества проходят проверку в ходе проводимых в России турниров по настольному теннису.
По инициативе Левитина с 2015 года в России отмечается Всемирный день настольного тенниса. Первое мероприятие прошло 6 апреля 2015 года в ГУМе, где помощник президента сам сыграл несколько партий .
В сентябре 2012 года вошел в комиссию по вопросам развития авиации общего назначения, созданную распоряжением Владимира Путина. Возглавил её помощник президента России Юрий Трутнев, в её состав вошел, в частности, и министр транспорта Максим Соколов .
В мае 2014 года избран вице-президентом Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России». Распоряжением президента ОКР назначен спецпредставителем Олимпийского комитета России на первых Европейских играх в Баку, которые прошли с 12 по 28 июня 2015 года. В программу игр включены соревнования по 20 видам спорта, 16 из которых олимпийские. 11 из них станут отборочными к летней Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро .
В октябре 2014 года Левитин вошел в состав наблюдательного совета по проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году .
Входит в состав попечительского совета образовательного центра «Сириус» для одарённых детей в Сочи, созданном на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента РФ. Центр рассчитан на бесплатное обучение 600 детей в возрасте 10–17 лет, которых сопровождают более 100 преподавателей и тренеров .
Откуда деньги?
Леонид Левитин — человек непубличный. О его биографии приходится судить по отрывочным сведениям. И они не вполне объясняют, как именно брату экс-министра транспорта и нынешнего помощника президента удалось сколотить такое внушительное состояние.
Поддержите качественную журналистику
Ваше пожертвование поможет нам делать больше расследований
Как бы то ни было, Леонид Левитин продолжил работать в транспортной сфере. Из отчетности принадлежавших ему российских фирм следует, что он был связан с перевозками как минимум до сентября 2010 года, когда он вышел из капитала компании «Вагон Сервис». Она предоставляла вагоны для транспортировки контейнеров.
Жизнь и карьера
Левитин родился в пригороде Одессы в еврейской семье. В молодости Левитин 10 лет занимался настольным теннисом в Одесской спортивной школе.
Военная карьера
В 1970 году в возрасте 18 лет его призвали в армию. В 1973 году окончил Ленинградское командное училище железнодорожных войск и военной связи имени М.В. Фрунзе. Он начал свою службу в качестве помощника военного коменданта в Одессе военного командования региона на приднестровской железной дороге . С 1976 по 1980 год служил в Южной группе Советских Вооруженных Сил в Будапеште . В 1983 году окончил Военную академию тыла и транспорта по специальности инженер путей сообщения. С 1983 по 1985 год — военный комендант железнодорожного округа и станции Ургал Байкало-Амурской магистрали (БАМ) . Участвовал в закладке Золотого звена. С 1985 по 1994 год проходил службу в органах военной связи Московской железной дороги в должности военного коменданта железнодорожного округа, а затем заместителем начальника службы Московской военной железнодорожной связи. В звании полковник запаса.
Деловая карьера (1994-2004)
В 1994 году Левитин сменил профессию и перешел в Финансово-промышленную компанию железнодорожного транспорта. где в 1995 году был назначен вице-президентом. В 1996 году он перешел в «Северстальтранс» (дочернее предприятие Группы « Северсталь »), которое было основано как один из первых частных конкурентов ОАО «РЖД» . В компании Левитин отвечал, в частности, за транспортное машиностроение и железнодорожный транспорт. После двух лет службы он стал заместителем генерального директора. В тот же период входил в Общественный совет при Правительственной комиссии РФ по реформе железнодорожного транспорта. Он активно участвовал в исследовании маршрутов грузов.
Карьера в правительстве России (2004-2012)
9 марта 2004 г. Левитин был назначен министром транспорта и связи ( русский : Министр транспорта и связи ) в Михаила Фрадкова «s First кабинета . В мае 2004 года Министерство транспорта и коммуникаций было разделено на два: Министерство транспорта (возглавляемое Левитиным) и Министерство информационных технологий и связи (возглавляемое Леонидом Рейманом ) во время Второго кабинета Фадкова . В правительстве Виктора Зубкова , сформированном 14 сентября 2007 года, Левитин остался на прежнем посту. Он продолжил свою службу в качестве министра транспорта в следующем кабинете (сформированном 12 мая 2008 г.) при Владимире Путине .
Вступив в должность, Левитин сократил центральный аппарат министерства более чем на 20% в соответствии с постановлением руководства государства о сокращении штатов. В областных и местных органах власти уволили около двух тысяч чиновников, а в аппарате министерства — сокращение в четыре раза.
3 октября 2005 г. в Брюсселе Левитин и комиссар ЕС по транспорту Жак Барро подписали совместное соглашение, определяющее общие принципы, цели и структуру диалога Россия — ЕС в области транспорта и инфраструктуры. В начале 2007 года Левитин в качестве председателя межправительственной комиссии вел переговоры о сотрудничестве с Латвией. В результате весной 2007 года Россия и Латвия наконец подписали соглашение о границе, которое долгое время оставалось спорным вопросом. В декабре 2007 года Левитин и министр иностранных дел Литвы Петрас Вайтекунас подписали соглашение о судоходстве в Куршском заливе и внутренних водных путях Калининградской области. Согласно документу, разрешительные правила иностранного судоходства в российских водах отменены. Русские корабли получали в этих водах равные права с литовскими судами.
В конце октября 2008 года Левитин был избран председателем совета директоров Аэрофлота , одного из крупнейших авиаперевозчиков России. Он также был членом Общественного совета при Правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта.
Левитин не входил в состав кабинета Дмитрия Медведева , сформированного 21 мая 2012 года.
Карьера в правительстве с 2012 г. по настоящее время
С марта по июнь 2012 года исполнял обязанности главы Морской коллегии Российской Федерации. С 22 мая 2012 г. по 2 сентября 2013 г. — советник Президента Российской Федерации Владимира Путина. 2 сентября 2013 года назначен помощником президента. В августе 2012 года стал членом Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. 25 сентября 2013 г. стал заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.
Распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 3 сентября 2012 г. назначен Государственным секретарем Российской Федерации. 17 октября 2013 года Левитин стал членом Экономического совета при президенте Российской Федерации.
Личная жизнь
О личной жизни российского политика посторонним известно мало. У него есть жена Наталья Игоревна Левитина — домохозяйка, любящая детей
Внимание семьи сосредоточено на повзрослевшей дочери Юлии, ставшей доцентом Московского государственного университета имени М. А
Шолохова и специалистом в области политологии и социологии.
На начальном этапе карьеры Юлия Левитина занималась бизнесом и являлась соучредителем таких компаний, как «Стальтехинвест» и «Миликон сервис», получала первую зарплату. Сейчас она гордится тем, что путь на начальном этапе указала заботливая мать и образованный, грамотный отец.
У Игоря Евгеньевича редко появляется время на общение с семейством, из-за этого фотографии с дочерью и супругой не попадают в интернет. Известно, что предприниматель по-прежнему увлекается игрой в настольный теннис. Он чередует занятия спортом с чтением книг и газет.
Игорь Левитин сейчас
В декабре 2020 года Владимир Путин в рамках обсуждения плана развития страны в будущем подписал указ о составе, полномочиях и сфере деятельности Госсовета. Игорь Левитин занял пост секретаря Госсовета как помощник президента РФ.
В интервью политический и общественный деятель отметил, что работа будет направлена на выстраивание взаимоотношений между органами публичной власти, а также активное сотрудничество с регионами России. Он подчеркнул, что в 2021 году запланировано проведение анализа эффективности связей и разработка практического применения принятых в мировом сообществе КПЭ.