Гибель «индигирки»: как «советский титаник» едва не убил сергея королёва

Личные трагедии в жизни Сергея Королева

Ранняя травма

Родился Сергей Королев 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей Павла Королева и Марии Москаленко. Когда мальчику не было и трех лет, родители развелись, и Сергея отправили к бабушке с дедушкой. С ними он жил до 8 лет. Затем Королева-младшего забрала к себе в Одессу мама, которая снова вышла замуж.

Сергей рос умным и любознательным. Проявлял интерес к авиационному делу еще с детства. Большое влияние на мальчика оказал его отчим, имевший инженерное образование.

В голове у Королева всегда было много уникальных идей, однако он готовил проекты и передавал их в институты и бюро для дальнейшего совершенствования другим институтам и бюро.

Сергей мог бросить почти законченный проект, если понимал, что можно разработать что-то более актуальное.

Девизом жизни молодого Королева были слова «Вперед!» и «Вверх!». «Ты гнись, но не ломайся. Гнись и гни свою линию….А потом разогнешься. Это ничего, не страшно», — уверял Королев друзей.

Талант Королева проявился уже в молодые годы: в 17 лет Королев разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». С 23 лет талантливого конструктора увлекли мысли о полетах в стратосферу и принципы реактивного движения. В 28 лет он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов, а в 31 ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

Арест и пытки

В 1938 году, когда Королеву был 31 год, он был арестован по обвинению во вредительстве. Сергея подвергли пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали обе челюсти. В том, что конструктору пришлось пережить репрессии и издевательства, признавался и сам Королев. Однако доказать это было невозможно. В этом же году Королева включили в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шел по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Королева осудили на 10 лет, отправив в лагери. Два года он на Колыме копал золотоносный грунт. Но в 1940 году его поместили в московскую спецтюрьму НКВД, где уже находился Туполев. Совместными усилиями они создали бомбардировщик Пе-2 и Ту-2, а также управляемую аэроторпеду и ракетный перехватчик.

В 1944 году Королев был досрочно освобожден, в 1957 — полностью реабилитирован.

За годы заключения Королев стал скептиком, полюбившим фразу «Хлопнут без некролога».

Остывшее чувство

Королеву, как многим другим гениям, не везло в личной жизни.

Первой его женой была подруга детства — Ксения Максимилиановна, которую конструктор добивался 7 лет. Стройная голубоглазая красавица была популярна среди мужчин, и Сергей всячески старался их «переплюнуть»: ходил вокруг нее вверх ногами, проплывал под баржей в море, а однажды даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках.

Старания Сергея даром не прошли: в 1931-м году они поженились. Молодожены переехали в Москву. Однако, добившись своего, Королев отнюдь не стал счастливым мужем и отцом (вскоре у пары родилась дочь Наташа). Мужчина вскоре потерял к жене интерес и стал изменять ей. Ксения терпела 8 лет, а затем ушла.

Наташа так и простила отцу его отношения к матери.

Вторая жена от одиночества не спасла

Второй женой Королева стала переводчик английского языка Нины. В то время ему было 40, ей – 27. Однако во втором браке все повторилось: жена страдала от одиночества, а муж постоянно пропадал в командировках.

Однажды, как бы извиняясь, Королев пишет второй жене о своих трудностях и переживаниях. Он жалуется на свое одиночество. «Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу… ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя», — писал Королев.

Однако его молодой жене были непонятны его излияния о проблемах на работе, а он все также мучился личным одиночеством.

Смерть и похороны

Сергей Королев умер 14 января 1966 года. По официальным данным – в от саркомы прямой кишки. Согласно данным медзаключения, у него также были «атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ».

Гроб с телом покойного С. П. Королева был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера. Похороны состоялись на Красной площади 18 января в 13 часов.

Есть версия, что после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Было ли так на самом деле? Возможно…

Арест

Весной 1938-го Королев попал в больницу: при испытаниях взорвались баки на ракетной торпеде, и один из обломков врезался ему в висок, оставив трещину в черепе. Через несколько дней после выхода на работу, 27 июня, Сергей Павлович также был арестован. В тюрьме Королева «поставили на конвейер»: не давали есть, пить, спать, жестоко избивали. Ему сломали нижнюю челюсть. Это выяснится лишь в 1966 году, когда Королеву сделают операцию, закончившуюся его смертью. В конце 1980-х годов 0 С.Н. Ефуни, ведущий анестезиолог 4-го Главного управления Минздрава СССР, расскажет журналисту Я.К. Голованову (автору книги о Королеве), что Сергею Павловичу для подачи наркоза необходимо было ввести интубационную трубку, а у него из-за старого перелома не открывался широко рот…

27 сентября 1938 года Сергея Королева судила Военная коллегия Верховного суда СССР. За участие в «контрреволюционной троцкистской организации», работавшей «на ослабление оборонной мощи страны», Сергея Павловича приговорили к 10 годам заключения. По этапу его доставили на прииск Мальдяк, где добывали золото.

Зиму на прииске он не пережил бы: из полутысячи заключенных лагеря до весны доживали не более 100 человек. Его спасло то, что новый нарком внутренних дел Лаврентий Берия возобновил практику использования арестантов-интеллектуалов в «шарашках», успешно опробованную ОГПУ еще в конце 1920 х.

Как раз в это время на просьбу о помощи матери Королева, Марии Николаевны, откликнулся известный летчик И Громов, совершивший перелет через Северный Полюс в Америку. Он написал напрямую Берии: «Мною по депутатской линии получено ходатайство от гражданки Баланиной М.Н. (мать заключенного Королева) по пересмотру его дела. Я знаю Королева как честного, способного энтузиаста и авиаинженера». Способные инженеры были нужны. Когда Королеву в лагере сказали: «Поедете в Москву», он заплакал. К тому времени он опух, потерял 14 зубов, едва мог двигаться…

Пройдет много лет, и в останкинском доме Сергея Павловича однажды соберутся друзья. Охрана особняка будет пытливо разглядывать гостей академика. И, сидя за столом, хозяин вдруг скажет: — Никак не могу отделаться от мысли, что они в любой момент могут зайти и крикнуть: «Королев! А ну, падла, собирайся с вещами!..» В сентябре 1940-го Сергея Павловича доставили в «шарашку» — ЦКБ-29-НКВД.

От энтузиастов-одиночек до НИИ и КБ

Первые теоретические выводы по физике полета ракеты сделал еще в конце XIX века Циолковский, однако эти работы практически не привлекли к себе внимания научного мира. Мало того — над ученым посмеивались и не воспринимали всерьез, а после прихода советской власти в стране и так хватало забот, поэтому первые отечественные ракеты начали строиться только в 1920-х годах. Хотя справедливости ради нужно отметить, что эпизодически проводились работы над реактивными снарядами для военных целей, однако конструкторы ставили при этом совершенно другие задачи.

Макет самолета «Высокий путь» конструкции С. П. Королева, 1932 год

К 1930-м годам ученые зашли в тупик: твердое топливо для ракет было малоэффективным, стало понятно, что на порохе создать ракету, способную подняться на значительную высоту, невозможно.

А о полетах в космос на порохе можно и не мечтать

Когда никакие ухищрения успеха не принесли, тогда-то и обратили внимание на предложение Циолковского использовать жидкое горючее (ученый сам не строил ракет, но практически все его предложения и теории нашли применение в ракетостроении)

Еще в 1921 году в Москве под руководством изобретателя Николая Тихомирова была образована лаборатория, которая в 1928-м стала называться Газодинамической (ГДЛ). Там как раз и велись работы по созданию реактивных двигателей на жидком топливе. Но активно этим стали заниматься только через год, когда была организована отдельная группа под руководством тогда еще малоизвестного конструктора Валентина Глушко, который сейчас признан одной из ключевых фигур советского ракетостроения.

В 1931-м произошло важнейшее событие в истории отечественного ракетостроения: в августе была создана легендарная Группа изучения реактивного движения (ГИРД). В ее состав вошли молодые изобретатели и ученые, фамилия каждого из которых сейчас известна, — Сергей Королев, Фридрих Цандер, Михаил Тихонравов и многие другие.

Макет кабинета ученого

Интересно, что ГИРД в то время была организацией, созданной на общественных началах, пользовалась минимальной поддержкой со стороны государства, а все работы проводились, что называется, на голом энтузиазме. И это не преувеличение: ни один сотрудник ГИРД (нужно отметить, что группы создавались в Москве, Ленинграде и других городах, Королев работал в МосГИРД) не получал зарплату — случай сейчас беспрецедентный, но в те годы это было нормальным явлением.

В 1933 году произошло слияние ГИРД и ГДЛ — так образовался Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), существующий и поныне (правда, сейчас он носит название Исследовательский центр им. М. В. Келдыша). В РНИИ попали все те ученые и конструкторы, которые работали в ГИРД и ГДЛ.

Перед запуском ракеты ГИРД-Х
на Нахабинском полигоне. С. П. Королев
стоит слева

Современному человеку трудно представить, какие по сложности технические проблемы решали пионеры ракетной техники, работавшие в ГДЛ, ГИРД, а позже и в РНИИ. Мы привыкли к реактивным самолетам, которые ежедневно пролетают над нашими домами, без восторга воспринимаем информацию об очередном удачном запуске ракеты-носителя со спутниками или людьми. И реактивный двигатель в целом кажется нам простым и надежным. Но 80 лет назад ситуация была иной — конструкторы не просто создавали первые реактивные двигатели, а чувствовали себя как на поле боя, с трудом и самоотверженностью отвоевывая каждый ньютон тяги, каждый сантиметр скорости истечения продуктов горения, каждую секунду нормальной работы двигателя.

Аналогия с полем битвы будет еще более полной, если учесть, что в ГДЛ, ГИРД и РНИИ во время испытаний взрывались десятки двигателей и ракет, и иногда они приводили к разрушениям и, что самое страшное, к человеческим жертвам.

Ракета ГИРД-Х в полете

Но даже это никого не останавливало, потому что каждый верил, что еще при их жизни ракеты полетят в космос, к Луне и другим планетам. В то время Сергей Павлович Королев стал, образно выражаясь, одним из главных стержней в ГИРД и РНИИ, на котором держались весь рабочий энтузиазм и вера в лучшее будущее, которое ждет ракету.

В этом же году в ГИРД смогли решить проблему с жидкостным реактивным двигателем — и осенью был совершен успешный запуск экспериментальной ракеты ГИРД-Х, работавшей полностью на жидком топливе (спирт и кислород), положившей начало целому классу аппаратов. Эта победа была началом нового пути, ведь создание более совершенных ракетных двигателей на долгие годы стало задачей № 1 во всем ракетостроении. Данная проблема остра и в наше время, но решение ее в 1930-х годах по-настоящему открыло дорогу к военному и мирному применению ракеты.

Эпикриз

(Эпикризом в медицине называют суждение о результатах лечения, которое выносится в итоге).

Смерть произошла от острой сердечной недостаточности. Случилось это по всей видимости, оттого что, когда было принято решение о вскрытии брюшной полости, Королеву пришлось дать общий наркоз, тяжело действующий на сердце. Ввести в трахею трубку для более «легкого» наркоза не удалось, поскольку челюсти больного не размыкались в полной мере.

Причиной этого называют сломанную во время допроса на Лубянке нижнюю челюсть. Королев никогда не рассказывал о подробностях того страшного допроса, однако, у него всю жизнь были проблемы с раскрыванием рта. Жена вспоминала, что из-за этого любой визит к стоматологу был для Королева особенно мучительным. О сломанной челюсти говорила и дочь Королева.

Некоторые исследователи указывают, что причиной неудачи с введением трубки в трахею явились особенности анатомии Королева. У него была слишком короткая шея.

Впрочем, существует мнение, что смерть наступила из-за того, что врачи опасались приступить к операции, которая оказалась более сложной, чем они ожидали, ждали появления Вишневского. В результате больной находился под наркозом слишком долго.

Вклад и память

Похороны гениального ученого состоялись 18 января 1966 года в Москве на Красной площади со всеми почестями, которые могло отдать государство за внесенный вклад, заставивший считаться с Советским Союзом весь мир. Церемония прощания состоялась в Колонном зале Дома Союзов, где был установлен гроб с телом Королева. Последняя дань – место в Кремлевской стене, где похоронен академик.

Если бы жизнь распорядилась по иному, то пальма первенства по высадке на Луну, совершенно однозначно, принадлежала бы СССР. Ученый работал над созданием ракеты, способной доставить корабль на Марс. Покорение красной планеты было запланировано академиком в 20-м веке. Личность Королева вызывает невольное восхищение, показывая путь соотечественникам и потомкам «через тернии к звездам» в прямом смысле.

Интересные факты

  • Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
  • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  • Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
  • Королёвым были впервые в мире осуществлены: запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
  • запуск в космос искусственного спутника земли,
  • запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка,
  • запуск баллистической ракеты с подводной лодки.

Королёв — единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске Спутника, ни при полёте Гагарина. Тем не менее, после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены. Советская пропаганда говорила о нём как о гениальном учёном, основоположнике космонавтики, но замалчивала факт его ареста.В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улица в Одессе и улицы во многих других городах, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне

Диагноз

В декабре 1965 года Королев прошел обследование. Был поставлен предварительный диагноз: причиной кровотечений является полип в прямой кишке. Операция была назначена на январь. Королева вели лучшие врачи «кремлевки», операция сама по себе тяжелой не считалась, обычно после нее больной уже на следующий день был практически здоров. Сергей Павлович вполне доверял благоприятному прогнозу медиков и множество незавершенных важных дел просто перенес на вторую половину января. Тем не менее близкие вспоминают, что его мучили тяжелые мысли и предчувствия. Келдыш вспоминал, что Королев говорил: «Ложусь в больницу, и какое-то у меня плохое предчувствие, не знаю — выйду ль оттуда…».

Оперировали Королева видные советские хирурги — В.С. Маят, С.Н. Ефуни. На операции присутствовал министр здравоохранения академик Б.В. Петровский, позднее присоединился профессор А.А. Вишневский.

Первый шаг в освоении космоса

Началом космической эры справедливо считается дата запуска первого искусственного спутника Земли — 4 октября 1957 года. Это был настоящий успех советской науки и техники, однако главные герои — ученые и конструкторы, в том числе и Королев — остались в тени. Стране незачем было разглашать имена людей, кующих ядерный щит Родины и создающих передовые военные технологии.

Выступление С. П. Королева на торжественном собрании в честь
100-летия К. Э. Циолковского, 17 сентября 1957 года

Мало кто знает, что путь в космос начался задолго до запуска ракеты с маленьким спутником-шариком, оповещавшим о своей большой победе слабым «бип-бип». Корни этой истории уходят в конструкторское бюро Сергея Павловича.

В середине 1950-х годов был создан целый ряд ракет, предназначенных специально для проведения геофизических исследований верхних слоев атмосферы. Если говорить конкретно, то эти ракеты поднимались на высоту до 100 км (иногда даже до 200 км), что на современном уровне считается суборбитальным полетом. То есть уже тогда несколько аппаратов «коснулось» космоса, однако у них не хватало скорости, чтобы стать искусственными спутниками нашей планеты.

Установка ракеты Р-5

Также в середине 1950-х годов в конструкторском бюро Королева началось создание баллистической ракеты, способной перенести тяжелый термоядерный заряд на другой континент. Проблема осложнялась тем, что все принципы ракетостроения, заложенные в предыдущие годы, не давали возможности решить эту сложнейшую техническую задачу.

И именно в эти годы Королевым был сделан главный шаг, на многие десятилетия определивший преимущество отечественной космонавтики и ракетных систем перед зарубежными (в первую очередь — американскими).

Что же сделал ученый-конструктор? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного — он впервые применил выдвинутую еще Циолковским, а после разработанную Тихонравовым схему космического поезда, состоящего из нескольких ракет, работающих одновременно. Теперь вид знаменитых ракет-носителей «Союз», состоящих из одного центрального и четырех боковых блоков, кажется нам привычным, а более полувека назад такая конструкция стала революционной.

Ракетный двигатель РД-214 (1957 год)

Так, к 1956 году была создана баллистическая ракета Р-7, которая успешно прошла испытания летом следующего года. И уже тогда стало ясно, что она сможет не только перенести термоядерный заряд на десяток тысяч километров, но и вывести небольшой груз на орбиту Земли. Это и было с успехом доказано 4 октября 1957 года, когда модернизированная баллистическая ракета Р-7 (ставшая ракетой-носителем «Спутник») вывела на орбиту спутник ПС-1 (ПС — простейший спутник) массой 83,6 кг. Такого успеха ракетостроение не знало больше никогда, точнее — до первого запуска в космос человека.

Созданием баллистических ракет Р-7 и запуском первого спутника была полностью доказана жизнеспособность идеи составных ракет

О важности и роли этого инженерного решения говорит хотя бы тот факт, что на протяжении еще полувека разрабатывались (да и разрабатываются сейчас) ракеты-носители пакетной схемы

Мало того — даже современные «Союзы» являются потомками легендарной Р-7, что дает право говорить об огромном потенциале созданной Королевым ракеты.

Новость о том, что первый искусственный спутник Земли успешно выведен
на орбиту, быстро облетела планету

Королев сергей Павлович характер. Краткая биография

Серге́й Па́влович Королёв (12 января 1907, Житомир — 14 января 1966, Москва) — генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, председатель Совета главных конструкторов СССР (1950—1966). Академик АН СССР.

Сергей Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Член КПСС с июля 1953 года.

Дом в Житомире, где родился и провёл первые годы жизни С. Королёв, ныне его дом-музей

Сергей Королёв родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929), родом из Могилёва, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980). Ему было около трёх лет, когда Павел Королёв ушёл из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне (1867—1936) и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко (1859—1921).

Сергей Королёв, Нежин 1912 год

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим — Григорий Михайлович Баланин (1881—1963).

В гимназии учился недолго, так как её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой и проявил к ней исключительные способности. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Модель одного из самолётов конструкции С. П. Королёва

В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Сергей Королёв, 1920-е годы

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским , Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.

Научная деятельность и изобретения

Дипломированный специалист Королёв начал свою трудовую деятельность на авиационном заводе имени Менжинского, с 1931 года перешёл в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского.

Осенью 1931 года Королёв вместе с учёным и изобретателем Цандером Ф. А. создали ГИРД (группа занималась изучением реактивного движения). Уже в 1933 году Сергей Павлович руководил первым запуском баллистических ракет на жидком и гибридном топливе.

В конце 1933 года перешёл работать в РНИИ, занимал должности главного инженера, заместителя начальника института, а также руководил отделом крылатых ракет.

Летом 1938 года учёного арестовали, первичное обвинение было – член «троцкистской организации». Ему назначили десять лет заключения и выслали на Колыму. Потом вынесли новый приговор «за вредительство в области военной техники». Но в 1944 году судимость сняли, а реабилитировали полностью только в 1957 году.

После войны в Подмосковье создали НИИ Министерства вооружения. При нём было секретное конструкторское бюро, которое возглавил Королёв.

Уже в 1948 году была испытана баллистическая ракета Р-1, которую в 1950 году приняли на вооружение. Далее он взялся за разработку различных модификаций Р-1, закончил работать над одноступенчатой баллистической ракетой средней дальности Р-5 и над её модификацией с ядерным боевым зарядом Р-5М. Следующей разработкой стала одноступенчатая жидкостная ракета Р-11 и её морской вариант Р-11 ФМ.

В 1956 году Королёв был руководителем создания двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ещё до испытания Р-7 Сергей Павлович предложил правительству идею – запустить с помощью ракеты искусственный спутник Земли.

Руководство страны инициативу одобрило, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту запустили искусственный спутник – первый в истории человечества. Последовал грандиозный успех, СССР в одночасье завоевал высокий авторитет на международной арене. Как сказал потом сам Королёв: «В маленьком спутнике воплотилась дерзновенная мечта человечества».

Впоследствии под руководством Королёва были созданы и запущены на орбиту:

  • геофизический «Спутник-3»;
  • парные спутники «Электрон», с помощью которых исследовались радиационные пояса планеты Земля;
  • три лунные автоматические станции: «Луна-1» пролетела поблизости, «Луна-2» доставила на Луну вымпел СССР, «Луна-3» сделала снимок той стороны Луны, которая не видна с Земли.

А 12 апреля 1961 года мировая общественность вновь была поражена изобретениями Королёва: он спроектировал первый в истории пилотируемый корабль «Восток-1», на котором осуществил полёт советский космонавт Юрий Гагарин. Так человечество начало осваивать космическое пространство. Менее чем через полгода на корабле «Восток-2» был осуществлён второй полёт Германом Титовым, он находился в космосе почти целые сутки.

В августе 1962 года под руководством Королёва был осуществлён запуск совместно двух кораблей – «Восток-3» и «Восток-4». Ещё через год, летом 1963 года, при совместном запуске «Востока-5» и «Востока-6» в космическое пространство отправилась первая женщина Валентина Терешкова.

В 1964 году Королёв разработал более сложный корабль «Восход», где на борту уже могло находиться три человека – бортинженер, командир и врач. Весной 1965 года впервые с «Восхода-2» человек осуществил выход в открытое космическое пространство. Космонавт Алексей Леонов через шлюзовую камеру покинул корабль и находился за его бортом 20 минут.

Сергей Павлович занялся разработкой более совершенного корабля «Союз», где космонавты могли бы находиться долгое время и вести научные разработки. Но до запуска «Союза» он не дожил. Также не успел он осуществить ещё один свой замысел – запуск человека на Луну. Великий конструктор и учёный умер 14 января 1966 года, у него была саркома прямой кишки. Урну с прахом Королёва захоронили в Кремлёвской стене.

Авиационное общество

В 1923 году в Одессе создали Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей одним из первых записался в общество и в созданный при нём планерный кружок. К этому времени Королёв уже успел один раз подняться в воздух в гидросамолёте с командиром корабля, которого механик Долганов уговорил взять с собою юношу.

Сергей уделял обществу ОАВУК почти всё своё время. Совсем скоро он уже стал лектором по ликвидации авиационной безграмотности, делился с рабочими своими знаниями по планеризму и истории авиации. Причём сам он этому нигде специально не обучался, всё почерпнул из книг. В строительной школе у него был преподаватель Готлиб Карлович Аве, который вёл свои уроки только на немецком языке. Отлично владел этим языком и отчим Сергея. Так что Королёв выучил немецкий в совершенстве и читал на этом языке книги по авиации.

Однако после окончания строительной школы нужно было получать серьёзную профессию. Его трудовой стаж начался в шестнадцать лет. Некоторое время Королёв работал плотником, перекрывая черепицей крыши. Довелось ему потрудиться и на производстве за станком. Родителям он заявил: «Я буду строить… Но только самолёты». Мама была против такого выбора сына, а отчим Серёжу поддержал. Надо сказать, что с Григорием Михайловичем у пасынка сложились замечательные отношения, он находил у него поддержку по любому вопросу.

Образование

С 1922 Сергей стал учащимся стройпрофшколы, дающей высокий уровень знаний – ее выпускников принимали в вузы без вступительных испытаний. В 1923 вместе с отчимом, помогавшим ему переводить статьи авиационных журналов с иностранных языков, Королев вступил в Общество авиации, стал читать профильные лекции и доклады, организовал на заводе секцию планеризма. Параллельно он подготовил проект собственного летательного аппарата К-5.

Сергей Королёв в молодости

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

Сергей Павлович Королёв

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Сергей Павлович королев интересные факты. Сергей Павлович Королёв – Главный конструктор

Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.

Отсчет практического освоения околоземного пространства начался с запуска сконструированной Королевым ракеты 4 октября 1957 года. Люди прислушивались к сигналам, доносившимся из космоса, вглядывались в черное небо. Советская наука и техника получили общественное и международное признание…

Королёв родился в украинском городке Житомир, учился в Киеве, затем жил в Одессе и много времени проводил у летчиков местного авиаотряда. Любознательному пареньку показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.

Сергей всегда помнил их наказ и после окончания школы поступил в Киевский политехнический институт. Но программа обучения его не устроила, и он перевелся в Москву в Высшее техническое училище, по окончании которого его направили на работу в Центральном аэродинамическом институте.

Знакомство с трудом К. Э. Циолковского «Реактивный аэроплан» привело молодого конструктора к мысли, что будущее авиации принадлежит реактивной технике. В 1933 году он перевелся в только что созданный Реактивный научно- исследовательский институт, стал заместителем начальника института по научной работе. Ему было 26 лет, он строил большие планы.

В 1938 году в стране проходила массовая чистка, искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. Королёва тоже арестовали и приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели в группу конструктора Туполева создавать самолет Ту-2. Работая в «шарашке», он продолжал мечтать о самолетах с двигателем на реактивной тяге.

Из заключения его неожиданно освободили в 1944 году, а в 1945-м как специалиста в области реактивного ракетостроения отправили в Германию. Там он собирал военную документацию немецких ученых, создавших знаменитые ракеты Фау-1 и Фау-2.

Из Германии Королёва направили в подмосковные Подлипки, где сформировался научно-производственный центр по изготовлению ракет на жидком топливе. Его назначили главным конструктором баллистических ракет. Начался новый этап его жизни.

В 1947 году Королёва пригласили в Кремль для доклада Сталину о разработке баллистической ракеты. Он доложил, но никакой реакции не последовало. И никаких изменений не произошло. Перемены наступили после смерти Сталина, когда новое руководство страны привлекло талантливых ученых и инженеров к созданию нового ракетного оружия, к освоению космоса.

В 1954 году Королёв закончил работу над ракетой с ядерным боевым зарядом и приступил к созданию межконтинентальной ракеты… В октябре 1957 года в небо ушла ракета с первым искусственным спутником.

В 1959 году в сторону Луны по очереди отправились три космических аппарата. Первый и второй доставили на поверхность Луны вымпел с изображением герба СССР, а третий сделал снимки обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый в мире полет человека в космос, а 18 марта 1965 года человек впервые вышел в открытое пространство.

Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом. Он хотел создать новый корабль, в отсеке которого космонавты могли находиться без скафандров, думал осуществить стыковку двух кораблей в космосе. Но его сердце не выдержало чрезмерных нагрузок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector