«надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «борей»

Оборудование

На подлодке «Юрий Долгорукий» используется БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Округ» — по возможностям класса не ниже БИУС «Омнибус» разработки концерна «Моринформсистема «Агат» (ЦНИИ «Агат», используется на ПЛА пр.971), объединяющая в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и информации от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими БЦВМ. БИУС корабля может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной системе передачи данных.

ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б» («Иртыш-Амфора-Борей») нового поколения разработки ЦНИИ «Морфизприбор» (концерн «Океанприбор», г.Санкт-Петербург, НИОКР 1980–1987 г.г., производства Таганрогского завода «Прибой») в составе:

  • конформная крупногабаритная основная антеннай «Амфора» с цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М»; По неподтвержденным данным на ПЛА пр.09551 устанавливается ГАС «Скат-3М», использование ГАС «Иртыш-Амфора-Б» предполагается на ПЛА пр.09552. ГАС «Стак-3М» представляет из себя доработанную основную антенну ГАС «Скат-3» (используется на ПЛА пр.971) совмещенную с аппаратно-информационной частью комплекса «Иртыш-Афмора-Б», включая оптиковолононные линии передачи информации и прочную капсулу с аппаратурой первичной обработки информации.
  • боковые конформные антенны большой площади;
  • буксируемая антенна ГАС в обтекателе вертикального оперения ПЛ.

Состав ГАК ПЛАРБ пр.955:

1) Аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации);

  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 х бортовых конформных антенны большой протяженности;

2) Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;

3) Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи «Структура» ОАО «Океанприбор» (или одна из моделей данной системы). Аппаратура госопознавания.

4) Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны (аналогична используемой на ПЛА «Гепард» пр.971 расположена в обтекателе на верхнем вертикальном руле).

5) Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов (ОКР с 1985 г., главный конструктор Ю.С.Перельмутер, ЦНИИ «Морфизприбор»).

6) Совместно с ГАК следующие ГАС:

  • ГАС миноискания класса МГ-70
  • ГАС измерения скорости звука в воде класса «Жгут-М»
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов класса «Винт-М»
  • эхоледомер типа «Север-М»
  • обнаружитель разводий во льдах аналогичный НОР-1
  • обнаружитель полыней во льдах аналогичный НОК-1

Дальность обнаружения целей ГАК — более 220-230 км (по аналогии с пр.971)

Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей — не менее 30 (аналогично пр.971)

РЛС более совершенная, чем «Радиан-У» / SNOOP PAIR с ПМУ МРКП-59 (аналогичное ПМУ используется на ПЛА пр.971).

Система РЭБ класса системы РЭБ «Бухта»

РЛС госопознавания класса «Нихром-М» / AMBER LIGHT

Радиопеленгатор класса «Зона» / RIM HAT

Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Б» / Булат-Борей».

Система управления электро-энергетической системой «Луга-Б» / «Луга-Борей».

Система централизованного электропитания «Косинус-Б» / «Косинус-Борей».

Навигационный инерциальный комплекс — вероятно, «Симфония-У» (или аналогичный) с гирокорректором «Скандий» и БЦВМ. Максимальное время хранения навигационных данных для обеспечения заданной точности плавания — более 7 суток (в подводном положении без определения места). Один из лучших результатов по точности работы НК получен в 2002 г. в ходе боевой службы ПЛА К-295 пр.971 — за 6.5 суток в подводном положении без определения места ошибка местоположения ПЛА не превысила 10 кабельтовых (1852 м). Для прицеливания БРПЛ используются ГАС привязки координат к подготовленному району пуска.

Система спутниковой навигации класса не ниже, чем «Синтез».

Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе:

  • система спутниковой связи
  • УКВ-радиостанция
  • радиостанции других диапазонов

Оптическая обзорная ТВ-система класса МТК-110 (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м). Перископы командирский не хуже, чем ПЗКЭ-21 «Лебедь» и штурманский астронавигационный перископ не хуже, чем «Сигнал-3».

Западные СМИ: SSBN (ПЛАРБ) Юрий Долгорукий — атомная подводная лодка Российской Федерации.

«Юрий Долгорукий» — это атомная подводная лодка (АПЛ) с баллистическими ракетами нового поколения, построенная судостроительным заводом Севмаш для ВМФ России.

Сконструированная в качестве ведущей подводной лодки Проекта 995 «Борей», подводная лодка «Юрий Долгорукий» является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи.

АПЛ будет использоваться Тихоокеанским флотом ВМФ России и станет ключевым компонентом атомного подводного флота страны. Сообщение о АПЛ опубликовано на сайте naval-technology.com.

«Юрий Долгорукий» — ведущая субмарина Проекта 955 «Борей»

«Юрий Долгорукий» будет использоваться Тихоокеанским флотом ВМФ России и станет ключевым компонентом атомного подводного флота страны. Субмарины класса «Борей» предназначены для замены подводных лодок ВМФ России класса Дельта III, Дельта IV и Тайфун.

В мае 2012, российский министр обороны подписал контракт на поставку 5 новых атомных субмарин Проекта 955 «Борей». ВМФ России планирует приобрести 10 новых субмарин класса «Борей» к 2020 году.

Строительство и ходовые испытания «Юрия Долгорукого»

Киль «Юрия Долгорукого» был заложен в ноябре 1996 года, но строительство затянулось в связи с финансовыми ограничениями. Наконец, субмарину спустили на воду в феврале 2008 года, а первый ядерный реактор на подводной лодке был запущен в ноябре 2008 года.

Первые ходовые испытания начались в июне 2009 года, и были завершены в июле 2010. Последующие испытания завершились в сентябре 2010 года. Подводная лодка совершила успешный запуск первой морской баллистической ракеты «Булава» RSM-56.

«Юрий Долгорукий» прошел государственные испытания в начале 2012 года перед вводом в эксплуатацию, запланированным в июле 2012 года. В настоящее время строятся еще две подлодки класса «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Ходовые испытания «Юрия Долгорукого»

Основные характеристики атомной подводной лодки

Подводная лодка «Юрий Долгорукий» была разработана конструкторским бюро морской техники «Рубин». Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности.

Наружная поверхность корпуса защищена звукопоглощающим покрытием уменьшающим акустическое воздействие. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. «Юрий Долгорукий» — это первая подлодка, использующая такой тип движителя.

Длина «Юрия Долгорукого» — 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.

Баллистическая ракет подводных лодок (БРПЛ) «Булава» RSM-56

Баллистическая ракета подводных лодок «Булава»

«Юрий Долгорукий» вооружен баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) «Булава» RSM-56, которые разработаны Московским институтом теплотехники. «Булава» представляет собой морской вариант межконтинентальной баллистической ракеты Тополь-М SS-27.

Одобрена для использования в декабре 2011. «Юрий Долгорукий» может нести 16 БРПЛ «Булава», тогда как усовершенствованные варианты субмарин класса «Борей» могут быть вооружены 20 ракетами. Эти трехступенчатые ракеты используют твердое топливо для первых двух ступеней и жидкое топливо для третьей ступени.

Они могут быть классифицированы как квази-баллистические ракеты из-за низкой траектории полета. Передовые характеристики ракеты «Булава» позволяют преодолевать вражеские системы противоракетной обороны. Ракета выдерживает ядерные взрывы на расстоянии 500м. Ее длина составляет12,1 м, диаметр 2.1м. Дальность полета — 8 000 км. Ракета способна нести до 10 блоков индивидуального наведения.

Атомная подводная лодка«Юрий Долгорукий» выпущена на судостроительном

Противолодочная оборона

«Юрий Долгорукий» оснащен шестью 533мм торпедными аппаратами для запуска шести ракет «Вьюга» (SS-N-15). Ракеты способны поражать вражеские подводные лодки на расстоянии 45 км.

Силовая система

Силовая система включает ядерный реактор ОК-650, паротурбинную установку с главным турбозубчатым агрегатом, гребной вал и водометный движатель.

Ядерная энергетическая установка обеспечивает надводную скорость — 15 узлов, подводную – 29 узлов. Автономность плавания субмарины – 100 суток.

Русский премьер-министр Дмитрий Медведев на фоне подводной лодки «Юрий Долгорукий»

Вооружение:

АПЛ «Юрий Долгорукий» вооружена баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ) «Булава» RSM-56, которые разработаны Московским институтом теплотехники. «Булава» представляет собой морской вариант межконтинентальной баллистической ракеты Тополь-М SS-27.

Одобрена для использования в декабре 2011. Подлодка «Юрий Долгорукий» может нести 16 БРПЛ «Булава»

Ракетный подводный крейсер тактического назначения «Юрий Долгорукий»

На подводной лодке «Юрий Долгорукий» используется корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс).

Система подготовки ТА «Гринда». Борей «Юрий Долгорукий» имеет 8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад»). Боекомплект — общий — не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум» запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект — 6 СГАПД:

  • МГ-104 «Бросок»
  • МГ-114 «Берилл»

Кроме того АПЛ «Юрий Долгорукий» имеет 3 ПЗРК «Игла» с боекомплектом в 8 ЗУР.

История[править | править код]

Церемония спуска лодки на воду. Гребной винт закрыт из соображений секретности

Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.

Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года. 12 февраля 2008 года подводная лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. На строительство лодки было потрачено 23 млрд рублей, из них 5 млрд в 2007 году.

В апреле 2008 года готовность составляла 94 % (выход в море возможен при готовности 91 %).

21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор.

В марте 2009 года начались швартовные испытания.

Ходовые испытанияправить | править код

19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания, которые продлились до 10 июля. На испытания подводная лодка вышла под командованием капитана I ранга Владимира Ширина, сменившего на этом посту капитана 1-го ранга Константина Митькина. Результаты ходовых испытаний были признаны успешными: проверены ходовые качества подводной лодки, работа атомного реактора, электронные системы.

В начале августа 2010 года успешно завершился второй этап испытаний.

В середине ноября 2010 года крейсер вернулся с очередных заводских испытаний. По словам заместителя начальника производства № 1 В. А. Прокофьева план выхода был «в основном выполнен». Отмечалось также, что во время испытаний возникли вопросы, которые сразу решить не удалось.

В середине декабря 2010 года крейсер вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море.

Планировалось, что для передачи крейсера флоту потребуется провести пять — шесть выходов в море.

В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила «подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний».

В середине июня 2011 года завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год. Из похода «Юрий Долгорукий» вернулся вместе с ТРПКСН «Дмитрий Донской».

История создания

Первая лодка пр.955 — К-535 «Санкт-Петербург» — внесена в списки кораблей ВМФ 19 августа 1995 года и 01 мая 1996 года переименована в «Юрий Долгорукий», заложена в цехе № 55 ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) 02 ноября 1996 года с заводским номером 201. Начиная с сентября 1998 года по середину 1999 года (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс с ракетами «Булава» по пр.09551. В 1990-е годы лодку планировалось сдать флоту в 2001—2002 годах.

Летом 2003 года в цехе № 55 ПО «Севмаш» произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 «Борей». Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 года.

Формирование прочного корпуса головной лодки проекта завершено на ПО «Севмаш» в 2005 году. Первый корпус — К-535 (зав.№ 201) — выведен из цеха 15 апреля 2007 года и спущен на воду из плавдока 12 февраля 2008 году. Ходовые испытания ПЛАРБ начаты 19 июня 2009 года в Северодвинске. Принятие флотом планировалось в 2008—2009 годах, но перенесено на первый квартал 2010 года. В 2009—2010 годах в ходе испытаний лодка совершила более 10 выходов в море. 26 сентября 2010 года завершен очередной этап заводских ходовых испытаний ПЛАРБ «Юрий Долгорукий». Очередной этап испытаний проведен в 2011 году.

После успешных 13-го и 14-го пусков БРПЛ «Булава» — в мае 2011 года планировалось начать совместные государственные испытания комплекса «Булава» и ПЛАРБ пр.955 с последующим завершением в августе 2011 года. Первый пуск БРПЛ «Булава» планировался произвести с ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» пр.955 17 декабря 2010 года. Пуск отменен официально по причине ледовой обстановки в Белом море, неофициально — из-за неготовности ПЛАРБ к пускам. В течение зимы 2010—2011 годов «Юрий Долгорукий» прошла доработки на ПО «Севмаш». 3 июня 2011 года состоялся испытательный выход ПЛАРБ «Юрий Долгорукий » в море совместно с ПЛАРБ «Дмитрий Донской» пр.941УМ. Первый пуск БРПЛ «Булава» (15-й пуск программы испытаний ракеты) осуществлен из подводного положения из акватории Белого моря с ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» 28 июня 2011 года. Командир ПЛАРБ — капитан 1 ранга Владимир Ширин.
22 октября 2011 года на ходовые испытания вышла первая серийная ПЛАРБ пр.955 — К-550 «Александр Невский». К 28 сентября 2012 года ПО «Севмаш» устранены все замечания к головному кораблю пр.955 — ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» — «подписан акт смотра корабля». 26 октября 2012 года директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что головная лодка завершила государственные испытания, замечаний нет. По неподтвержденным данным основная причина задержки приёмки первых лодок пр.955 — неготовность баз для приема лодок на базирование.
29 декабря 2012 года на ПО «Севмаш» был подписан приемный акт на головную ПЛАРБ и 10 января 2013 года на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955 «Борей» был поднят Флаг ВМФ России. Лодка принята в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота.

Всего по 2015 году включительно планируется построить 8 ПЛАРБ семейства пр.955. Согласно Госпрограмме вооружений запланирована постройка 5 ПЛАРБ пр.955.
27 ноября 2013 года, президент России В. В. Путин заявил, что до 2020 года на вооружение ВМФ страны поступит 8 ПЛАРБ семейства «Борей».

Источники информации

  1. К-535, «Санкт-Петербург», «Юрий Долгорукий» Проект 955. «Штурм Глубины» (2004). Проверено 17 марта 2013. Архивировано из первоисточника 21 марта 2013.
  2. Нечаев, Г. Россия получит новую подлодку. Российская армия ждёт новейший атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» // Взгляд : газета. — 15.2.2008.
  3. «Юрий Долгорукий» выйдет в море, Правда. Ру (4.4.2008). Проверено 17 марта 2013.
  4. На АПЛ «Юрий Долгорукий» запущен ядерный реактор. Lenta.ru (21 ноября 2008). Проверено 15 августа 2010. Архивировано из первоисточника 11 февраля 2012.
  5. Начались швартовные испытания АПЛ «Юрий Долгорукий». lenta.ru, 17.3.2009.
  6. Первые мили «Юрия Долгорукого». На новом ракетоносце — новый командир, Российская газета, 2009/06/23
  7. Перейти к: 1 2 Очередной этап испытаний, sevmash.ru, 2009-08-03
  8. Атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ России — Телеканал «Звезда»
  9. «Юрий Долгорукий» пройдет ремонт на Севмаше — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство

Первый корабль «Борей» проекта 995

В 1995 году в списке военного флота России появилась атомная подлодка – «Санкт-Петербург». Затем субмарина сменила название в честь основателя Москвы Юрия Долгорукого и под этим именем была заложена в стапельных цехах «Севмаша» 02.11.1996 в присутствии тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Начался тяжелый путь лодки к спуску на воду. На ее долю выпали перебои в финансировании, прекращение поставок комплектующих с Украины (специальные виды металлопроката для винта изготавливался на Запорожском металлургическом комбинате). Но в июне 2009 года подводная лодка «Юрий Долгорукий» вышла в море на ходовые испытания. Стоимость корабля составила более 23 миллиардов рублей, но время показало, что эти затраты не напрасны.

Грозные и бесшумные

История проекта «Борей» берёт своё начало в 1980-х годах. Подводные корабли данного типа должны заменить устаревшие атомоходы третьего поколения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Первый «Борей» пополнил ВМФ в 2013 году — им стал ракетоносец К-535 «Юрий Долгорукий». Судно было заложено ещё в 1996 году, однако его строительство затянулось из-за недостатка финансирования в 1990-х годах и технических сложностей при разработке новейших межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», предназначенных для пусков с таких АПЛ.

В дальнейшем время от закладки до передачи ВМФ серийных АПЛ сократилось примерно до восьми лет.

Также по теме


От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России

Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…

После «Юрия Долгорукого» в конце того же 2013 года флот получил АПЛ К-550 «Александр Невский», а в 2014 году — К-551 «Владимир Мономах».

Параллельно с этим в ЦКБ МТ «Рубин» занимались модернизацией проекта, новая версия которого получила название «Борей-А» или 955А. Его головным судном стала АПЛ К-549 «Князь Владимир», которая была передана ВМФ в июне этого года. Церемония закладки первого серийного корабля, АПЛ «Князь Олег», состоялась 27 июля 2014 года.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

Корабли обоих проектов оснащаются 16 ракетами «Булава», которые могут нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия Р-30 составляет, по разным данным, от 8 до 10 тыс. км, а круговое вероятное отклонение — 250—300 м. Такие МБР могут преодолевать любые существующие системы противовоздушной обороны вероятного противника.

Ещё одно преимущество атомоходов — малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT также выделил аналогичные преимущества этих субмарин.

«Подлодки хороши тем, что имеют большую глубину погружения, малую шумность подводного хода, оснащены всеми необходимыми элементами гидроакустической аппаратуры, что позволяет им видеть противника в то время, когда противник их не видит», — отметил он.

  • Подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» после прибытия на главную базу подводных сил Северного флота в Гаджиево

При этом об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии информации в открытом доступе практически нет. Ранее ряд СМИ предполагали, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизни экипажа.

Также по теме


В воздухе и подо льдом: какие беспилотники для освоения Арктики создаются в России

В Санкт-Петербурге завершился форум «Арктика: настоящее и будущее», на котором отечественные предприятия представили ряд перспективных…

По мнению аналитиков, сейчас корабли класса 955А — наиболее совершенные подводные атомные ракетоносцы в мире. По своим характеристикам они превосходят американские аналоги, в частности подлодки типа «Огайо» — один из основных элементов сил ядерного сдерживания США. Так, «Князь Владимир» имеет рабочую глубину погружения более 400 м против 365 м у «Огайо». Выше у него и подводная скорость: 30 узлов против 25.

Помимо этого, инженерам ЦКБ «Рубин» удалось добиться снижения численности экипажа, необходимой для управления судном. На «Князе Владимире» служат не более 107 человек, в то время как у АПЛ «Огайо» этот показатель составляет 155 человек.

Что касается планов по дальнейшему развитию проекта, то ещё в 2017-м начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов сообщил, что ведутся конструкторские работы по созданию подводных лодок серии «Борей-Б». Однако подробностей об этом проекте в открытых источниках на настоящий момент нет.

Разрабатывается и проект по созданию атомоходов пятого поколения. Об этом в 2018 году рассказал адмирал Владимир Королёв, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России.

Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта……………..ЦКБ МТ «Рубин»Главный конструктор……………..В. А. ЗдорновСкорость (надводная)……………..15 узловСкорость (подводная)……………..29 узловРабочая глубина погружения……………..400 мПредельная глубина погружения……………..480 мАвтономность плавания……………..90 сутокЭкипаж……………..107 человек, в том числе 55 офицеровСтоимость……………..$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублей

РазмерыВодоизмещение надводное……………..14 720 тВодоизмещение подводное……………..24 000 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..170 мШирина корпуса наибольшая………………13,5 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..10 м

Силовая установка………ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движитель

ВооружениеТорпедно-минное вооружение…………6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.Ракетное вооружение………..16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»Количество ракет…………..16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Чем спасутся Соединенные Штаты

После этого господин Нэй делает неожиданный вывод: это всего лишь кошмар, которого никогда не произойдет в действительности. Гарантией этого эксперт называет атомные поводные лодки США, находящиеся в режиме патрулирования.

Вопрос-ответ

Что такое система ответного удара «Мёртвая рука»? «Четыре-пять подводных лодок, обычно находящихся на боевом дежурстве, способны послать десятки ядерных ракет по российским целям, что приведет к еще большему опустошению, чем то, какое до этого случится в США», — заключает автор.

Таким образом, как считает эксперт, фактор ядерного сдерживания предотвратит реализацию худшего сценария в реальности.

Литература и источники информации

Литература

Борисов В. С., Лебедько В. Г. Подводный фронт «холодной войны». — «Военно-историческая библиотека». — М.: АСТ, 2002. — 480 с. — ISBN 5-17-011992-5

Ссылки

  1. К-535 «Санкт-Петербург»/«Юрий Долгорукий» проекта 955 на сайте «Штурм Глубины».
  2. Нечаев, Г. Россия получит новую подлодку. Российская армия ждёт новейший атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» // Взгляд : газета. — 15.2.2008
  3. «Юрий Долгорукий» выйдет в море, Правда.Ру (4.4.2008)
  4. На АПЛ «Юрий Долгорукий» запущен ядерный реактор. Lenta.ru (21 ноября 2008)
  5. Начались швартовные испытания АПЛ «Юрий Долгорукий». lenta.ru, 17.3.2009.
  6. Первые мили «Юрия Долгорукого». На новом ракетоносце — новый командир, Российская газета, 2009/06/23
  7. Очередной этап испытаний, sevmash.ru, 2009-08-03
  8. Атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ России — Телеканал «Звезда»
  9. «Юрий Долгорукий» пройдет ремонт на Севмаше — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
  10. Статья о «Бореях» на MilitaryRussia.Ru, со множеством фотографий и новостями проекта
  11. submarines.narod.ru // К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955, историческая справка
  12. Атомная подлодка «Юрий Долгорукий» выведена из цеха на Севмаше // rian.ru, 15-04-2007
  13. Видеорепортаж о спуске на воду «Юрия Долгорукого» на ru.youtube.com

Описание конструкции

Корпус

Проекции ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделён на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радиоэлектронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, кондиционеры, электрические преобразователи и аккумуляторная батарея. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, различные насосы и элементы системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъёмно-мачтовых устройств. 4-й и 5-й — ракетные отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведён под паропроизводящую установку, а также её вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяжённых щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью конструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включает в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные турбогенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, систему автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л. с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л. с. За счёт этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узлов и надводная 15 узлов. Движитель — одновальный, в виде малошумного гребного винта, заключённого в кольцевой обтекатель.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л. с. На борту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л. с. на базе дизеля 8ДМ-21С.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Система спасения — всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 штук).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector