История российского флота: создание и великие победы

Северная война

В конце XVII века Швеция являлась одной из наиболее могущественных европейских стран. Помимо российских земель, шведы захватили часть территории Польши и Германии, а также Финляндию. В 1697 году королём Швеции стал 15-летний Карл XII. Лидеры соседних государств решили, что в силу молодости и неопытности нового монарха у них появился шанс вернуть себе утраченные земли, и Россия, Речь Посполитая, Саксония и Дания образовали Северный союз.

В 1700 году Дания и Саксония направили против Швеции свои войска. Россия объявила шведам войну, сославшись на обиды, нанесённые Петру I шведскими чиновниками во время Великого посольства 1697 года. Но боевые действия сначала разворачивались для союзников неудачно: саксонцы не смогли взять Ригу, шведский десант вынудил Данию отказаться от участия в боях, а российская армия была разбита под Нарвой.

В 1702 году Карл XII захватил Варшаву и через два года объявил новым королём Речи Посполитой Станислава Лещинского. В 1706 году Саксония заключила со Швецией сепаратный мирный договор, оставив Петра I в этом противостоянии один на один со шведским монархом.

Однако российская армия была уже совсем не тем слабым противником, которого шведы разгромили под Нарвой. Пока Карл XII сосредоточился на западном фронте, Пётр I проводил военные реформы — создавал регулярные части, строил крепости и развивал артиллерию. Это позволило отбить нападение флота Швеции на Архангельск и вытеснить её войска из Ингерманландии. В итоге Россия стала контролировать всё течение Невы и часть Прибалтики.

В 1708 году Карл XII развернул основные силы своей армии на восток и уже в феврале вышел к Гродно, а позднее начал продвижение в направлении Смоленска. Боевые действия шли с переменным успехом, однако постепенно Пётр смог перехватить стратегическую инициативу. Вблизи деревни Лесной российские войска разгромили шведский корпус, который шёл на соединение с основной армией Карла.

Местное население быстро покидало области, в которые вступали шведы, не оставляя захватчикам провианта и фуража. Карлу XII негде было пополнить запасы продовольствия и личный состав своих войск. Надежды шведского монарха были связаны с гетманом Войска Запорожского Мазепой, который предал Петра I и вступил с Карлом в тайную переписку, обещая ему поддержку казаков и провиант. Предатель казнил представителей казацкой старшины, пытавшихся раскрыть царю глаза на измену, и бежал к Карлу.

Также по теме


«Впервые корабли строились на море»: какую роль сыграл Архангельск в развитии российского флота

18 августа 1693 года в историографии считается днём основания Соломбальской верфи под Архангельском. Учёные считают дату условной,…

Но, вопреки ожиданиям шведского короля и Мазепы, малороссийские города отказались подчиняться захватчикам. Казаки, мещане и крестьяне либо отступали, либо отказывались открывать оккупантам ворота. В итоге некоторые города Малороссии Карл и Мазепа просто сровняли с землёй.

Весной 1709 года шведы осадили Полтаву, в которой хранились запасы российской армии, однако взять город не смогли. 8 июля в решающем сражении подошедшая на помощь осаждённому городу армия под командованием Петра I разбила Карла XII, взяв в плен и частично уничтожив ядро регулярного шведского войска. Король вместе с Мазепой бежал на подконтрольные туркам территории.

После победы под Полтавой Пётр заключил новые союзнические договоры с Саксонией и Данией. В 1710 году российская армия отбила у шведов всю территорию Прибалтики. Параллельно Пётр пытался добиться высылки из Турции Карла XII. Власти Османской империи сначала дали царю соответствующее обещание, однако затем от своих слов отказались и в ноябре 1710 года объявили России войну.

В 1711 году Пётр двинулся в подконтрольную туркам Валахию, надеясь поднять на Дунае антиосманское восстание. Однако его истощённая сложным переходом армия была окружена турками, и лишь благодаря сочетанию отчаянной смелости русских солдат и активных усилий дипломатов Петру удалось вернуться в Россию, уступив османам Приазовье.

В 1713 году российские войска нанесли несколько поражений шведам на территории северо-восточной Германии. Параллельно армия Петра вступила в принадлежавшую шведам Финляндию, заняв Гельсингфорс (современный Хельсинки) и Або (современный Турку).

От цистерны до миноносца

Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.

Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.

Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.

  • Подводная лодка Степана Джевецкого

Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.

В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек). 

По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).

Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».

Также по теме


«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил

110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…

Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.

В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.

При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.

Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).

Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.

Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.

В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

К концу 1980-х годов в состав ВМФ СССР входило более 100 эскадр и дивизий, общая численность личного состава флота составляла около 450 000 (включая около 12600 морских пехотинцев). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев, 113 многоцелевых атомных и 254 дизель-электрических подводных лодок.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот
  • Краснознаменный Северный флот
  • Краснознаменный Тихоокеанский флот
  • Краснознаменный Черноморский флот
  • Краснознаменная Каспийская флотилия
  • Краснознаменная Ленинградская военно-морская база

Упадок и новый подъём российского флота

Однако столь успешный период в истории российского морского флота завершился со смертью Петра I. Если в 1726 году, благодаря прежней инерции, ещё было заложено одно судно, то в последующие 4 года никаких работ не производилось. Построенные же ранее корабли ветшали и приходили в негодность. В результате к 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, некогда мощный отечественный флот насчитывал всего 50 судов, из которых лишь треть была способна выйти в море.

При всех негативных сторонах правления Анны Иоанновны исследователи отмечают её значительный вклад в историю создания российского флота. Едва освоившись в роли правительницы одного из обширнейших государств мира, она озаботилась возрождением его военно-морских сил. В 1732 году по её указу была создана Комиссия для разработки и проведения в жизнь морской реформы. В её состав вошли лучшие флотоводцы того времени.

Параллельно с этим проводились работы по реконструкции старых и созданию новых судостроительных верфей. В итоге за десятилетний период царствования Анны Иоанновны было спущено на воду около 150 кораблей, из которых почти сотню построили в Архангельске ─ городе, получившем статус ведущего центра отечественного судостроения.

Интересные факты

На протяжении нескольких лет россияне не могли определиться с датой основания ВМФ России. Некоторые выдвигали мысль, что это день, когда Петр I в амбаре двоюродного деда нашел башмак, который назвал «дедушкой русского флота». Другие придерживались даты появления флота на Плещеевом озере. Третьи вспоминали его выход в Белое море. Но одно было неизменно – это связь флота с государем Петром I.

Первый корабль в России был создан в 1667 году на реке Ока. Двухпалубный «Орел» имел 3 мачты и был построен при помощи голландских мастеров.

Когда на корабле поднимается белый флаг, это не говорит о том, что команда сдается. Это всего лишь означает, что капитан хочет вести переговоры. А вот если на корабле опускают все флаги (знамена), то это говорит о капитуляции капитана и его команды.

Средний возраст кораблей ВМФ России — более 25 лет.

Три века славы

Официальной датой возникновения Российского Императорского флота считается 20 октября 1696 года. В этот день царь Пётр I издал указ о начале строительства галер, которые должны охранять от турецких войск только что завоёванную крепость Азов. Для строительства деревянных судов была возведена верфь в городе Воронеже.

Северная война 1700-1721 гг. и строительство города-порта на Неве (1703) положили начало парусному флоту на Балтике. В 1718 году для управления делами военно-морского флота создан высший исполнительный орган – Адмиралтейств-коллегия. В состав флота Петра I деревянные суда различных классов:

  • Линейные корабли;
  • Фрегаты;
  • Галеры;
  • Шнявы.

Количество пушечного вооружения на них исчислялось десятками единиц. Наиболее мощными были линкоры, с обоих бортов которых на врага грозно смотрели до сотни гладкоствольных орудий, стрелявших калёными ядрами.

В славной истории российского флота – десятки сражений, где моряки показали свою доблесть, мужество. За 300 лет русские выиграли 75 поединков, в которых участвовали корабли из дерева или металла, с гладкоствольными/нарезными пушками. В числе наиболее известных – битвы при Чесме, Синопе, Трапезунде, Наварине, Гангуте, Гренгаме.

Современную историю флота принято отсчитывать со второй трети XIX века – момента появления в кораблестроении паровых движителей, начала использования стали для изготовления корпусных деталей судов. Сегодня российский флот, ставший наследником военно-морской истории СССР, имеет пять объединений – Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию.

Где готовят офицеров флота

Подготовке офицеров для военного флота с самых первых лет его существования уделялось огромное значение. Первых офицеров готовили за рубежом, в Голландии и Франции, затем – в навигацких школах. Первым российским высшим учебным военно-морским заведением стала Академия морской гвардии, открытая в Санкт-Петербурге в 1715 году. В дальнейшем высшее образование будущие офицеры флота получали многоступенчатое, первоначально дети дворян и разночинцев обучались в морских кадетских корпусах. Получив чин гардемарина, могли продолжать службу на флоте или обучение в морских училищах, офицерских классах и школах.

Современная система военно-морского образования претерпела существенные изменения. Резкое сокращение количественного состава флота повлекло за собой сокращение учебных заведений. На 01.01.2020 года специалистов различных профилей для ВМФ России готовят:

  • Балтийский военно-морской институт (бывшее Балтийское Высшее Военно-Морское Училище им. Ф.Ф.Ушакова);
  • Военно-Медицинская академия им. С.М. Кирова (морской факультет);
  • Военно-морской инженерный институт (бывш. Высшее Военно-Морское Инженерное Училище им. В.И.Ленина);
  • Военно-Морской Институт Радиоэлектроники (бывш. Высшее Военно-Морское Училище Радиоэлектроники им. А.С.Попова);
  • Военный университет МО РФ (морской факультет);
  • Краснознаменный Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова;
  • Морской Корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывш. Высшее Военно-Морское Училище им. М.В. Фрунзе);
  • Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (бывш. Тихоокеанское Высшее Военно-Морское Училище им. С.О.Макарова).

История становления военно-морского флота России

На рубеже 17-18 веков остро встал вопрос о преодолении территориальной, политической и культурной изоляции государства. Для дальнейшего экономического и социального развития страны необходимо было создать боевой военно-морской флот.

Первым кто, приступил к решению этой глобальной для страны проблемы, был царь Алексей Михайлович. По проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена был построен русский боевой корабль «Орел».

Название свое он получил в честь государственного герба. По тем временам это было современное военное судно длиной 24, 5 метров, шириной 6, 5 м, осадкой 1.5 м. На вооружении корабля стояли 22 пушки. Состав экипажа: 22 матроса и 35 стрельцов. Осенью 1696 года Боярская дума приняла решение о создании Российского флота.

В первой половине 18 века русские моряки сделали много важных географических открытий.

История создания военно-морского флота при Петре первом

Новым шагом в развитии государства должно стать создание флота, таковой была воля молодого государя Петра I: «Морским судам быть!» И закипела работа на многочисленных верфях, которые были разбросаны по всей территории России.

В Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске строились корабли. Созданы были Азовский и Балтийский военные флоты. Немного позже приступили к созданию Тихоокеанского, Черноморского, Северного флотов и Каспийской флотилии. Строились корабли разных классов. И уже к весне 1700 года на воду были спущены 40 парусных и 113 гребных судов.

Говоря более подробно об истории создания Российского военно-морского флота надо отметить, что русский народ совершил национальный подвиг.

Несмотря на все лишения и трудности в период с 1695 года по 1712 год в России, а в частности на верфях Воронежского края были построены более 1000 кораблей и вооруженных судов, а так же более 10 000 вспомогательных судов и плавающих средств. Боеспособный мощный флот, созданный за столь короткие сроки, помогал успешно решать стратегические задачи на юге России.

Первый храм Военно-морского флота России

В 1700 году был спущен на воду первый 58-пушечный первый линейный корабль России «Божие предвидение». Отечественные корабельные мастера Петр 1,Ф. Скляев, и Л. Верещагин построили его по первому русскому чертежу. Соотечественники считали этот корабль совершенством отечественного судостроения, это событие можно считать началом русской школы судостроения.

Воронежскую землю можно назвать одним из истоков отечественного судостроения. Ведь в 1703 году было открытие первой Адмиралтейской школы для подготовки младших специалистов флота. Впервые приступили к строительству придворных и военных яхт, плавучих доков и других судов.

В России впервые в мире были разработаны и внедрены шлюзовые системы и «сухая гавань» для сохранности судов. В этом столетии берет начало создание военно-морского музея России.

Современный Военно-морской флот России


В настоящее время ВМФ является видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Его цель — защита интересов России на морских и океанских просторах. Силами ВМФ могут быть нанесены ядерные удары по наземным объектам противника.

Уничтожение группировок противника в море и базах, нарушение океанских и морских коммуникаций противника и защита своих морских перевозок, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника — вот основные задачи ВМФ РФ. А так же содействие сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий.

Состав Военно-морского флота

В состав ВМФ России входят надводные и подводные силы, морская авиация и береговые войска флота (морская пехота и войска береговой обороны), а также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Кроме того, существует Гидрографическая Военно-морского флота России. Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия являются оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России.

Современный ВМФ РФ

Мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации находятся на вооружении в современном Российском военно-морском флоте. Военно-морские специалисты умело эксплуатируют эту технику.

Более чем за 300летнюю историю Российского флота наши моряки продолжают и развивают славные традиции флота.

1656 г.

Морской бой у острова КотлинВо время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Военный флот России в наши дни

После катастрофического упадка 90-х годов, флот постепенно наращивает свои силы и уже оснащен современными судами и другой техникой, позволяющей надежно охранять водные границы державы и обозначать свое присутствие в международных водах. Как один из важнейших родов войск, военный флот Российского государства опирается на исторические традиции, четко структурирован, оснащен эффективным вооружением и укомплектован профессиональными кадрами от матросов до адмиралов. Регулярно проводятся учения ВМФ России, повышающие боевое мастерство личного состава и его ударная сила растет. Сегодня на страже нашей страны, ее территориальных вод и интересов в Мировом океане стоят Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.

Второй этап – морской флот при Романовых

Стоит отметить, что значительных изменений в мореплавания и судостроение не было до начала правления Ивана Грозного. Так, 1570 году началось активное судостроение. Была учреждена каперская флотилия. Спустя время, царь Алексей Михайлович Романов предпринял попытку к созданию государственного судостроения. Были возведены корабли «Фредерик»(1635 года), «Орел»(1668 года). Создать казенный военный и транспортный флот смог только Петр Первый. С юных лет Петр Великий сформировал «потешный» полк. В него входили дворовые ребята, в основном из Преображенского и Семеновского сел. Они учились строю, пальбе из оружия, ведению огненного боя из пушек. Петр всерьез был увлечен и заинтересован в строительстве кораблей. Осенью 1695 началось формирование регулярного флота. В 1696 года 20 октября состоялось заседание Боярской думы, на котором было принято решение: «Морским судам быть!». Эта дата считается днем создания регулярного государственного военного и транспортного морского флота. Начиная с 1700 года началось активное строительство кораблей. Суда строились на новый манер. Их создателями был отец М.В.Ломоносова – Василий Дорофеевич. Именно он в 1727 году соорудил гукор «Св. Архангел Михаил». Его грузоподъемность составляла более 90 тонн, длина составляа 51 фут, ширина – 17 фут. Все новые корабли имели пушечное вооружение, так как привлекались к обеспечению военного флота, а в мирное время использовались как торговые и вспомогательные суда. По завершению Северной войны ( 1700-1712 гг) торговое мореплавание начинает новый этап своего развития. Это связанно с выходом через Балтийское море в Западную Европу. Санкт-Петербург стал центральным портом. В 1724 году был издан Морской торговый устав, который был направлен на обеспечение защиты коммерческих интересов России. В этот период была сильная нехватка торговых судов, поэтому использовались военные суда для коммерческих целей. Со временем торговля значительно расширилась. Важным периодом расцвета торговли и коммерции стало правление Екатерины II. Она продолжила начатое дело Петра Великого. Екатерина II объявила декларацию о вооруженном нейтралитете, которая обеспечивала защиту коммерческим судам от нападения военных кораблей Англии, Испании и Франции, которые вели войну между собой. После окончания русско-турецкой воны ( 1768-1774 гг.) русские купцы могли свободно перемешаться по турецким водам, тем самым Россия были включена в международную морскую торговлю. В 19 веке началось строительство паровых судов. Первое такое судно носило имя «Елизавета», было построено в 1815 году. А в 1823 году, на Волге было построено около десяти пароходов, общей мощностью 40 л.с. В 1903 году завод в Нижнем Новгороде создал первый дизельный теплоход – «Вандал». 3 августа 1856 г. император Александр II утвердил Устав РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Так родилась ставшая затем самой крупной русская судоходная компания. Она содержала на Черном море 11 регулярных почтовых линий.

Война за выход к Балтийскому морю

Мощным стимулом для создания отечественных военных судов стало участие России в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В этот период стал активно развиваться Балтийский флот. В начале войны суда строились главным образом на верфях, созданных в устьях рек Луги, Олонки и Сяси. Но затем центр российского судостроения переместился в Санкт-Петербург. Там же была создана главная военно-морская база Балтийского флота. Несколько позже суда стали размещать у причалов Кронштадта, Выборга, Гельсинфорса, Або и Ревеля.

В годы Северной войны история российского морского флота связана с созданием парусных кораблей различного типа. Предназначались они как для защиты отвоёванных у шведов побережий, так и для совершения длительных плаваний, связанных с атаками на морские пути сообщения противника.

Однако для выполнения столь широкого спектра боевых задач судов отечественного производства не хватало, и их приходилось покупать за рубежом. Для решения проблемы государевым указом были созданы новые верфи, работа на которых производилась под руководством иностранных специалистов, специально выписанных для этого в Россию.

«Дедушка русского флота»

Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – Швецией, Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Требовалось получить и выход к Черному и Балтийскому морям для упрощения торговли, потому что на тот момент единственным надежным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее. Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году.

Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царем в сарае Н. И. Романова, стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Петр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (прим. Тиммермана – голландского учителя Петра), что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооруженные голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым. Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.

История дня военно-морского флота России

Дело в том, что точной даты нет, зато есть день недели, когда чествуют служащих военно-морских сил — это последнее воскресенье второго летнего месяца. Обычно оно выпадает на период с 25 по 31 число. В текущем году праздник приходится на 25 июля, а ВМФ исполняется 82 года с момента образования.

Буквально накануне Второй Мировой войны адмирал флота Николай Кузнецов вынес на рассмотрение Совнаркома идею учреждения Дня ВМФ

Тем самым он хотел привлечь внимание к службе на море и повысить ее престиж. В итоге предложение было одобрено

Так, 24 июля стал Днем ВМФ, и каждый год в этот день чтили тех, кто возложил на себя миссию защиты морских границ государства. Дата была фиксированной более 40 лет, по истечении которых празднование перенесли на последний выходной июля. А спустя четверть века, в начале 2000-х годов глава РФ подписал указ, который фактически официально подтвердил существование праздника и сделал его государственным. То есть идея великого Н. Кузнецова о поднятии престижа профессии моряка не только реализовалась, но и выдержала проверку временем. Российский Военно-морской флот был и остается стал самым лучшим в мире, что подтверждается многими фактами.

Каковы традиции праздника?

Рассмотрим основные традиции данного праздника:

  1. Самые грандиозные мероприятия проводятся в портовых городах РФ. К ним относят:
    Новороссийск, Петербург, Кронштадт, Балтийск, Североморск, Астрахань, Калининград, Владивосток и Севастополь.
  2. Бессменным ритуалом является процедура возведения Андреевского флага, который с давних времен представляет собой символ военно-морского флота.
  3. Шествие кораблей, олицетворяющих силу и мощь флота. Лучшие суда боевого назначения следуют по морю вдоль набережных. Полюбоваться на это великое действо собираются целые толпы народа.
  4. Показательные представления и соревнования с военно-спортивным уклоном, главными участниками которых являются представители флота (пехотинцы, спасатели, бойцы-подводники спецназа и другие). Сюда же относят и показательные стрельбы с применением артиллерии и ракетных установок, а также демонстрацию новейшего вооружения для флота.
  5. Большой интерес представляет традиция, в ходе которой каждый желающий может очутиться на корабле и осмотреть его изнутри. В честь праздника многие суда открывают свои двери для гостей. Также организовываются различные мастер-классы, связанные с освоением профессии моряка. Исключением не являются тематические выставки и конкурсы, в которых зрители с удовольствием принимают участие.
  6. Приятно будет послушать и посетить один из концертов, которые дают духовые военные оркестры и популярные исполнители. Очень часто перед зрителями и «виновниками торжества» выступают представители музыкальной, эстрадной и кинематографической элиты.
  7. Обязательным пунктом является организация памятных мероприятий и встреч ветеранов.
  8. В этот день руководство разных подразделений и представители местных органов власти публично чествуют служащих ВМФ. Вручаются награды и отличительные знаки тем, кто в этом году совершил подвиг или показал отличные результаты в работе.
  9. В завершении торжества устраиваются фейерверки и раздаются залпы салюта.

Итоги битвы

«Гангутское сражение уступало по масштабам битвам, происходившим между флотами ведущих военно-морских держав той эпохи, таких как Великобритания, Франция или Испания, но это была первая морская победа российского флота, сыгравшая важную роль в дальнейшем развитии событий Северной войны», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам Павла Кротова, по итогам Гангутского сражения Россия получила сразу несколько важных преимуществ.

Также по теме


«Россию должны бояться и уважать»: 295 лет назад Пётр I стал императором

2 ноября 1721 года в Санкт-Петербурге Пётр I принял императорский титул, а Россия была провозглашена империей. Что привело к этим…

«Во-первых, российский флот освободил себе дорогу к побережью Швеции, во-вторых, шведы потеряли убитыми и пленными почти тысячу человек, а это было по меркам того времени очень много, в-третьих, победа имела идеологическое значение, укрепив боевой дух российских моряков и заставив говорить об их успехах европейские средства массовой информации», — отметил эксперт.

По случаю победы в Гангутском сражении в Санкт-Петербурге были организованы празднества. Российские войска проходили под триумфальной аркой, на которой был изображён орёл, сидевший на спине у слона (намёк на российский герб и название шведского флагмана «Элефант»). Также арка была украшена надписью: «Русский орёл мух не ловит».

Карл XII в 1714 году вернулся в Швецию и лично руководил войсками в ходе кампаний в Германии и Норвегии, однако смог добиться лишь ситуативных успехов. В декабре 1718 года он был убит при осаде крепости Фредрикстен, став последним европейским монархом, погибшим на поле боя.

В последние месяцы жизни Карла и в начале правления новой королевы Ульрики Элеоноры между Россией и Швецией прошли безрезультатные мирные переговоры в ходе так называемого Аландского конгресса.

Чтобы изменить позицию Швеции, Пётр I, воспользовавшись свободой действий на Балтийском море, приказал в 1719 — 1720 годах осуществить серию десантов на шведское побережье. Царь требовал не трогать мирное население и церкви, но уничтожать укрепления и промышленные предприятия.

Весной 1721 года между Россией и Швецией начались мирные переговоры, закончившиеся подписанием Ништадтского договора. Согласно его положениям, России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии.

«Гангутское сражение было не просто демонстрацией возможностей российских моряков. Оно существенно повлияло на весь исход Северной войны и стало большим шагом к становлению Российской империи», — подытожил Павел Кротов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector