Ис-1

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов — Белая Церковь.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

Тяжелый танк ИС-2.

В начале фронтовых испытаний стало очевидным, что тяжелые танки ИС, прорывая оборону противника, вынуждены отвлекаться на противодействие танкам противника, а в этой роли им особо похвастаться не чем. 85-мм пушка, установленная в ИС-85, была эффективна против тяжелых танков противника и «штугов» на дистанциях, когда собственная броня не могла защитить от бронебойных снарядов пушек противника. Тяжелые самоходные орудия «Фердинанд» могли поражать ИС-85 с запредельных для его 85-мм пушки дистанций. Наиболее массовая ПТП Pak 40, могла вывести из строя тяжелый танк, ведя огнь башне и бортам c дистанции в 500-800 метров. Остро стал вопрос о перевооружении танка более эффективным орудием.

По итогам Курской битвы выяснился тот факт, что из существующих орудий, способной успешно противостоять «Тигру» на всех реальных дистанциях боя способна только 122-мм корпусная пушка обр.1937г. Зенитные пушки, с одинаковой с 85-мм танковыми пушками баллистикой, недостаточно эффективны при ведении огня по лобовой броне «Тигра».

 В свою очередь, в ответ на вопрос о возможности установки 122-мм корпусной пушки башню танка ИС, руководство завода заверило, что это возможно при условии оснащении пушки дульным тормозом. Идея вооружить танк ИС 122-мм орудием показалась привлекательной наркому танковой промышленности . Несмотря на протесты военных по поводу установки дульного тормоза, заводу №9 было предписано срочно изготовить танковый вариант орудия А-19 и испытать его не позднее 11 ноября 1944г.

Первый вариант 122-мм танковой пушки, с поршневым затвором, был готов к испытаниям 12 ноября 1943г. Спешно были проведены испытания танка ИС-2. На испытаниях пушка показала себя вполне удовлетворительно. В начале октября танк прошел испытание пробегом. В докладной записке на имя Сталина, сообщалось , что танк ИС-2 успешно прошел государственные испытания, хорошо вооружен, обладает хорошей маневренностью и бронезащитой.

На прошедшем, на следующий день заседании ГКО мнения по поводу вооружения танка разделились. Одни стояли за 100-мм пушку, как имеющую унитарный боеприпас, другие поддерживали идею с корпусной пушкой способной при необходимости бороться как артиллерией противника, так и долговременной фортификацией. Итогом стало постановление о принятии на вооружение тяжелого танка ИС-2, вооруженного 122-мм пушкой. В декабре сорок третьего года, танк ИС пошел в производство на ЧКЗ. До конца года цеха завода покинуло 67 танков ИС-85 и 35 ИС-122. Последние сорок танков ИС-85 покинули цеха в январе сорок четвертого года. Для ИС-2 завод №9 начал выпуск пушек Д-25 вместо Д-5Т. Первые десять орудий с поршневым затвором изготовили в конце осени 1943г, всего выпустили сто сорок семь пушек.

В конце сорок третьего года для орудия Д-25, заводом №9, был разработан полуавтоматический клиновой затвор. В процессе испытаний данное орудие показало себя гораздо более удобным, а скорострельность возросла с 1-1,5 до1,5-2 в/м. В начале весны сорок третьего года данное орудие освоено в производстве. Тогда же и произошло изменение наименования танка с ИС-85- на ИС-1, а также ИС-122 на ИС-2.

Дальнейшая судьба проекта

К середине 1948 года Кировский завод выпустил еще 4 образца ИС-7. После заводских испытаний данные машины направлялись на государственные. Результатами проведенных госиспытаний члены комиссии были полностью удовлетворены.

Но не все тесты танка ИС-7 проходили гладко. При проведении обстрела, снаряд, отрикошетив от борта и попав по ходовой части, вырвал опорный каток вместе с частью подвески от бронелиста. При испытаниях пробегом одной из машин, мотор, с закончившемся гарантийным пробегом, воспламенился. Система по тушению пожара, после 2 попыток, не смогла произвести локализацию возгорания и танк выгорел полностью.

Проведенные госиспытания машины ИС-7 показали неплохие результаты, и в 1949 году поступил госзаказ на выпуск Кировским заводом 50 единиц. Но вскоре вышло постановление о сворачивании работ над бронетехникой, вес которой превышал 50 тонн. В форсированном темпе работы были свернуты, и не один из заказанных ИС-7 так и не был произведен.

Танки 1945–1965 гг.

После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.

Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский  «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.

Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг

В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.

В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.

Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.

Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.

Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.

Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.

Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.

ИС-7

Тяжёлый танк Объект 260, воплотивший всё лучшее из того, что было у советских конструкторов. Работы начались в 1945 году и завершились выпуском в 1947 году первых экземпляров.

Самый тяжёлый советский танк, его масса достигла 68 тонн. Щучий нос с толщиной листов брони в 150 мм, обтекаемая башня с лобовой частью в 210 мм, дизельный двигатель, развивающий 1050 л.с. и нарезное орудие С-70 калибра 130 мм.

ИС-7 оказался слишком тяжёлым, дорогом и сложным, в результате чего на вооружение не был принят. Зато послужил экспериментальной моделью для обкатки инженерных решений, применённых в будущем на других танках.

Создание ИС-1

История ИС началась в феврале 43-го, когда Панцерваффе впервые применили в боях на Кубани новейшие Pz. VI и выяснилось, что советские танки качественно уступая в защищённости и огневой мощи просто не способны им противостоять.

Поэтому в начале марта ЦАКБ Грабина получило приказ, сначала на перевооружение КВ более мощным орудием, а когда стало ясно, что конструктивные особенности серийного «Ворошилова» попросту не позволяют это выполнить – на создание нового танка, максимально унифицированного с ним.

Танк ИС-1

Прототип ИС (перекомпонованный КВ-13) катали по раскисшему весеннему полигону с обычной 76-миллиметровой ЗиС-5, однако когда в середине апреля прояснилась ситуация с бронированием «Тигра», начались эксперименты по установке на танк 85- и 122-миллиметровых стволов. Разумеется, это повлекло изменения в конструкции башни, так её вариант даже с орудием Д-5Т потребовал усиления корпуса «тринадцатого», который в результате вырос в длину на 420 мм.

В августе ИС-1 оснащённый новой арт-установкой продемонстрировали высшему военно-политическому истеблишменту страны и 4 сентября он был официально принят на вооружение РККА.

Модификации[править | править код]

Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой сколь-нибудь важных конструктивных отличий, поэтому и в официальных документах, и в военно-исторической литературе этот танк считается не имеющим каких-либо других модификаций кроме единственной серийной.

Машины на базе ИС-1править | править код

Основная статья ИСУ-152

Большая надобность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках СУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства СУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе №100 сразу же разрабатывался его вариант под монтировку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект такой САУ назывался ИС-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1944 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.

Более позднюю самоходку ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 было бы несколько неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все совершенствования ходовой части этого танка автоматически переходили на самоходку. Кроме того, по своему артиллерийскому вооружению ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С) была почти идентична ИС-2, а не ИС-1.

ИС-6 Ч в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.

Боевая эффективность

ИС-6 Ч имеет хорошую подвижность (несмотря на то, что максимальная скорость довольно мала — всего 35 км/ч, хорошая удельная мощность позволяет быстро набрать максимальную скорость), она позволяет быстро менять позицию на поле боя. Хотя бронирование лба составляет всего 100 миллиметров, верхний бронелист весьма неплохо защищён за счёт большого наклона, имеет относительно небольшие экраны, которые нередко спасают от вражеских снарядов. Существенную роль играет : мощное, скорострельное, но при этом недостаточная бронепробиваемость и плохая точность, поэтому для стрельбы на дальние дистанции Д-30 не подходит. Углы вертикальной наводки также малы и не позволяют стрелять из-за пригорков. Шансы на выживание повышает и низкий силуэт танка — почти любое укрытие защитит от артиллерии. Оптимальная дистанция боя — ближняя или средняя, наилучшая тактика — прорыв в стиле средних танков. Хорошая динамика позволяет быстро менять позиции и поддерживать союзников огнём (390 очков потенциального урона за выстрел будет неплохим подспорьем в борьбе с врагом). В обороне лучше не стоять, потому что орудие Д-30 не позволит отражать атаку врага издалека, а дополнительный мощный танк с огромным уроном орудия в нападении никогда лишним не будет.

Достоинства:
  • разовый урон в 390;
  • хорошая подвижность;
  • хорошее круговое бронирование;
  • наличие экранов;
  • низкий силуэт;
  • высокий ДПМ;
  • возможность прокачки экипажей советских ТТ.
Недостатки:
  • плохой обзор;
  • небольшой боекомплект;
  • низкая бронепробиваемость;
  • низкая точность орудия;
  • малые углы вертикальной наводки.

Экипаж

ИС-6 Ч является танком прорыва. Ведение боя на близкой дистанции позволяет свести к минимуму нехватку точности и бронепробиваемости и в то же время использовать сильные стороны: надёжное бронирование и высокий разовый урон. С учётом этого, наиболее полезными навыками для экипажа станут следующие перки: ремонт — этот навык жизненно необходим ИС-6 Ч, поскольку потерявший гусеницу танк теряет инициативу и становится легкой мишенью для противников, что влечёт за собой потерю мощного орудия в ударной группе. Подвижность ИС-6 Ч оставляет желать лучшего, поэтому следующим шагом станет изучение перка виртуоз. Из-за очень большого разброса наводчику стоит изучить плавный поворот башни, а мех.воду плавный ход — эти перки сократят время сведения после поворота башни и остановки танка. Также наводчику будет полезно умение снайпер: ИС-6 Ч сможет калечить танки противника значительно эффективнее. Заряжающему нужно изучить интуицию, и отчаянного. Командиру нужно изучить шестое чувство, и мастер на все руки, шестое чувство позволит вовремя узнать об обнаружении танка, а мастер на все руки уменьшит штраф при контузии одного из членов экипажа — это позволит сохранить боеспособность после израсходования аптечки. Остальные умения и навыки изучаются на усмотрение игрока.

Боевое братство — улучшит все ТТХ танка, но оно не обязательно. Вкупе с Боевое братство желательно использовать улучшенную вентиляцию.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ББ15

БП20

ОФ2

Оборудование
  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Стабилизатор вертикальной наводки уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.

1

ББ15

БП20

ОФ2

Оборудование
  • Досылатель уменьшит время перезарядки орудия.
  • Стабилизатор вертикальной наводки уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Усиленные приводы наводки позволят быстрее сводиться.

Универсальный вариант

1
Вариант на точность

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько премиумных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата базы или добивания противников с малым запасом прочности.

Оценка ИС-6 Ч

  • Воин — за мощное орудие, подвижность и хорошое бронирование
  • Защитник — за отличную динамику, позволяющую вернуться и сбить захват.
  • Стальная стена — бронирование позволяет пережить немало попаданий.
  • Поддержка — за невысокую скорострельность орудия, не всегда позволяющую добить повреждённых противников
  • Коса cмерти — за высокий разовый урон, позволяющий добить несколько тяжело повреждённых танков.

Машины на базе ИС-1[править]

ИСУ-152править

Большая потребность фронтовых частей в тяжёлых самоходно-артиллерийских установках ИСУ-152 сразу же поставила вопрос о создании её аналога на базе танка ИС, поскольку в свете его запуска в серию танк КВ-1с снимался с производства, а его база использовалась для производства ИСУ-152. Поэтому параллельно с разработкой ИС-1 на заводе № 100 сразу же разрабатывался его вариант под компоновку гаубицы-пушки МЛ-20С в неподвижной броневой рубке. Изначально проект этой САУ именовался ИСУ-152, ведущим конструктором по этой машине был Г. Н. Москвин. В ноябре 1943 года был построен и испытан прототип новой самоходки Объект 241, в том же месяце он был принят на вооружение РККА и запущен в серию на ЧКЗ под названием ИСУ-152.

ИСУ-122править

Более позднюю «самоходку» ИСУ-122 рассматривать как машину на базе ИС-1 неправомерно, хотя ходовые части у них были почти идентичны. Прототип ИСУ-122 Объект 242 был построен в декабре 1943 года, когда сам ИС-1 уже сходил с производства, а серийный выпуск ИСУ-122 был налажен в апреле 1944 года, когда из танков ЧКЗ выпускал только ИС-2 и все усовершенствования его ходовой части автоматически переходили на ИСУ-122. Кроме того, артиллерийское вооружение ИСУ-122 (особенно ИСУ-122С), было почти идентично танку ИС-2, но не ИС-1.

Объект 244править

«Объект 244» — опытная машина, переделанная из первого образца «Объекта 237» для установки опытного орудия Д-5-Т-85БМ. Впоследствии на нем также были установлены опорные катки оригинальной конструкции ОКБ завода № 100. предназначавшиеся для нового опытного тяжелого танка — «Объект 252» (ИС-6) и дополнительный груз (8 т). Диаметр двухскатных опорных катков по сравнению со стандартными катками танка ИС-1 был увеличен до 750 мм. Обод катка был изготовлен из стали 45, а штампованный диск из стали 40. Во время испытаний средняя скорость движения танка составила 22.5 км/ч, максимальная — 35,4 км/ч. Конструкция опорных катков была признана удовлетворительной.

Объект 248править

«Объект 248» — опытный образец на базе ИС-1, перевооруженный 100-мм пушкой С-34.


Подбитые ИС-1, Словакия, осень 1944 года. Вполне возможно, что танки принадлежали 12-й гвардейской танковой бригаде

История создания

Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 ведут свою родословную от тяжёлого танка КВ-1/КВ-1с и среднего танка тяжёлого бронирования КВ-13 («Объект 233»), созданного в 1942 году в СКБ-2 (позднее Опытный танковый завод) Челябинского Тракторного Завода.

Самое непосредственное влияние на темпы изготовления танков ИС оказало появление зимой 1942—1943 гг. на Восточном фронте новейших немецких тяжёлых танков «Тигр». Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Кировскому заводу в Челябинске и заводу № 100 НКТП (переименованный Опытный танковый завод) предписывалось изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» — ИС.

В качестве исходных для них были взяты два последних варианта КВ-13. При этом первый прототип, вооружённый 76,2-мм пушкой ЗИС-3, получил обозначение ИС-1 с сохранением заводского индекса «Объект 233», а второй — со 122-мм танковой гаубицей У-11 в башне, заимствованной у опытного тяжёлого танка КВ-9 — получил обозначение ИС-2 («Объект 234»).

Испытания обеих машин проводились в период с 22 марта по 19 апреля 1943 года и прошли в целом удачно. Комиссия признала, что в результате более плотной компоновки, чем у КВ-1с, танки ИС имеют при меньшей массе более сильное бронирование и более высокую скорость движения при равноценном с ним вооружении у ИС-1 («Объект 233») и более мощном у ИС-2 («Объект 234»).

Однако в конце апреля прошли испытания трофейного танка Тигр I на полигоне в Кубинке, которые показали низкую эффективность существующих противотанковых орудий против его бронирования. Постановление ГКО N2 3289сс от 5 мая 1943 года «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок» поставило задачу разработать 85-мм танковые орудия с баллистикой зенитного орудия 52-К для установки в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

В первой половине июня прототипы новых пушек были готовы для испытаний. Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) предоставило пушку С-31 Горшкова/Грабина, соединив 85-мм ствол с люлькой 76-мм танковой пушки ЗИС-3, что существенно облегчило бы её производство. КБ завода № 9 под руководством Ф. Ф. Петрова предоставило пушку Д-5Т на основе 85-мм пушки Д-5С для самоходно-артиллерийской установки СУ-85, с затвором и подъёмным механизмом от 76-мм танковой пушки Ф-34. Д-5Т отличалась малой массой и небольшой длиной отката.

Однако уже на этапе компоновки выяснилось, что 85-мм орудие при диаметре башенного погона 1535 мм установить невозможно. Конструкторы расширили погон до 1800 мм под новую трёхместную башню, увеличив объём боевого отделения и длину танка, а в ходовую часть добавили шестой опорный каток. Эти изменения привели к росту массы до 44 т и снижению удельной мощности.

В начале июля 1943 года были готовы два прототипа танка ИС, построенные на доработанном корпусе КВ-13 с новой башней под 85-мм пушку: № 1 с пушкой С-31 и № 2 с пушкой Д-5Т. Они получили общее обозначение «Объект 237». Кроме того, на основе корпуса КВ-1с были изготовлены прототипы танка КВ — «Объект 239» (КВ-85) с башней ИС-85 и пушкой Д-5Т, что потребовало модернизации бронекорпуса под увеличенный башенный погон, и «Объект 238» (КВ-85Г) с 85-мм пушкой С-31, установленной в существующей башне от КВ-1с.

В июле 1943 года прошли заводские испытания, в результате которых прототипы танков ИС и КВ с пушкой Д-5Т были допущены к государственным испытаниям, проходившим 2-8 августа. Оба прототипа были рекомендованы к принятию на вооружение.

8 августа 1943 года постановлением ГКО № 3891 был принят на вооружение и немедленно запущен в производство КВ-85 с 85-мм пушкой Д-5Т в башне ИС-85. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043 был принят на вооружение ИС-85 с пушкой Д-5Т, однако было принято временное решение о продолжении производства СУ-152 и КВ-85, так как развернуть серийный выпуск ИС-85 к этому времени не удалось. Этим же постановлением ЧТЗ было предписано разработать вариант танка ИС с более мощной 122-мм пушкой и разработать на его базе самоходную установку ИСУ-152.

Серийное производство ИС-85 началось в октябре 1943 года, но уже в ноябре 1943 года на вооружение был принят танк ИС-122 (ИС-2) «Объект 240», и производство было свёрнуто уже в январе 1944 года.

Историческая справка

Основная статья: История ИС-3

Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж. Я. Котиным и А. С. Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н. Л. Духовым и М. Ф. Балжи.

На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г. Н. Москвин и В. И. Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название «щучий нос». На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248», Ж. Я. Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных «скул». В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй Мировой Войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе eгипетской aрмии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

ЭВМ серии «М»

Пока академик Лебедев работал над электронно-вычислительным устройством в Киеве, в Москве образовывалась отдельная группа электротехников. Сотрудники Энергетического института имени Кржижановского Исаака Брука (электротехник) и Башира Рамеева (изобретатель) в 1948 году подают в патентное бюро заявку на регистрацию проекта собственной ЭВМ. В начале 50-х Рамеев становится руководителем отдельной лаборатории, где и предназначалось появиться этому устройству. Буквально за один год разработчики собирают первый прототип машины М-1. По всем техническим параметрам это было устройство, намного уступающее МЭСМ: всего 20 операций в секунду, тогда как машина Лебедева показывала результат в 50 операций. Неотъемлемым преимуществом М-1 были ее габариты и энергопотребление. В конструкции использовано всего 730 электрических ламп, они требовали 8 кВт, а весь аппарат занимал лишь 5 м2.

Модификации

Вскоре стало понятно, что у ИС-3 довольно много недоработок и недостатков, поэтому в 1946 году была созвана комиссия для их анализа, а с 1948 по 1952 годы все ИС-3 подверглись исправлению конструктивных недостатков.

В конце 50-х годов приняли решения поднять уровень танка до более современного, в результате появился ИС-3М.

Он получил корпус увеличенной жёсткости, двигатель В-54К-ИС, новые пулемёты ДШКМ и ДТМ, прибор ночного видения ТВН-2, воздухоочистители ВТИ-2, усиленные узлы подвески, новое электрооборудование и устройства радиосвязи.

Хоть такое комплексное усовершенствование значительно повысило ТТХ и надёжность, но его время уже прошло, поэтому ИС-3М после модернизации ставились на долгосрочное хранение.

На базе Ис-3 было создано 2 оригинальные машины — Объект 704 и Объект 757.

Объект 704 обладал рекордно низкой высотой и мощной защитой для тяжёлых советских САУ, но тесная компоновка и большая длина отката оказались слишком неудачными для экипажа, в связи с чем эта экспериментальная машина так и не была принята на вооружение. Другим названием этой САУ было ИСУ-152 образца 1945 года.

Объект 757 был изготовлен в 1952 году и вёл стрельбу управляемыми противотанковыми ракетами Рубин на дальность до 4 км. Из-за недостатков ракет, появления Объекта 772 и морального устаревания тяжёлых танков, он так и остался в единственном экземпляре.

Историческая справка

Основная статья: История ИС-3

Не успели первые серийные танки ИС-2 выйти из заводских цехов, как решением № 5583 от 8 апреля 1944 было начато проектирование нового тяжелого танка. Разработка велась в условиях острой конкуренции между КБ опытного завода №100, организованным в марте 1942 года и возглавляемым Ж. Я. Котиным и А. С. Ермолаевым, и КБ Челябинского Кировского завода, возглавляемым Н. Л. Духовым и М. Ф. Балжи.

На 100-м заводе, где ведущими инженерами по танку были Г. Н. Москвин и В. И. Таротько, решили не сильно отходить от освоенной в производстве конструкции ИС-2, но при этом верхнюю лобовую часть корпуса выполнили из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Впоследствии такое конструктивное решение получило название «щучий нос». На ЧКЗ пошли чуть более простым путем. Используя наработки по опытным танкам «Объект 244», «Объект 245» и «Объект 248», Ж. Я. Котин перекомпоновал корпус с добавлением в его передней части характерных «скул». В обоих вариантах из экипажа исключался стрелок-радист и курсовой пулемет, что позволяло освободить пространство в отделении управления и улучшить снарядостойкость лобовых бронелистов.

Советская Армия

Вопреки расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск в честь победы во Второй Мировой Войне в составе частей Красной Армии, где произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции.

ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Другие страны

ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в 1950 году передан Чехословакии.

Наибольшее же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе eгипетской aрмии, ИС-3 применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь, как правило, в руках малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны против более подвижных и в целом современных танков противника, обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как «Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне нет.

Некоторое количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин, так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь захвачены египетскими войсками.

Значительное количество ИС-3 было передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector