Папа римский
Содержание:
Часто встречающиеся папские имена
Приведены папские имена, встречавшиеся 5 раз и более; указаны годы, когда данное имя было выбрано в последний раз на текущий момент.
- Иоанн — 21 раз (максимальный номер XXIII; Иоанн XVI был антипапой, Иоанна XX не существовало),
- Григорий — 16 раз,
- Бенедикт — 15 раз (максимальный номер XVI; Бенедикт X был антипапой),
- Климент — 14 раз,
- Иннокентий — 13 раз,
- Лев — 13 раз,
- Пий — 12 раз,
- Стефан — 9 или 10 раз (максимальный номер IX (X); двойная нумерация связана с разногласиями по поводу включения в списки папы Стефана II),
- Бонифаций — 8 раз (максимальный номер IX; Бонифаций VII был антипапой),
- Урбан — 8 раз,
- Александр — 7 раз (максимальный номер VIII; Александр V был антипапой),
- Адриан — 6 раз,
- Павел — 6 раз,
- Целестин — 5 раз,
- Николай — 5 раз,
- Сикст — 5 раз,
Кроме того, существовали законные папы Мартин IV и Мартин V, но они носили такие номера, потому что ошибочно приняли за Мартинов II и III двух пап по имени Марин.
4 имени встречались по 4 раза, 7 имён — по 3 раза, 10 имён — по 2 раза и 44 имени — по 1 разу.
Титул Папы Римского
Титул Папа первоначально использовался некоторыми христианскими церквями для определения высших духовных лиц.
Сейчас Папа — глава Римской и восточной католической церкви. Официально должность стала так называться с понтифика Сириция (384).
Любопытно то, что кандидатом может быть любой неженатый католик мужского пола в возрасте до 80 лет, на практике же кандидатом последние несколько веков становится кардинал или епископ.
Полномочия правителя
Наделённый верховной духовной и юридической властью, понтифик исполняет следующие обязанности перед народом и церковью:
- Должен быть христианином и способствовать распространению веры.
- Осуществляет административное управление церковью.
- Издаёт каноны.
- Назначает священников на должности.
- Присваивает церковные саны.
- Созывает Всемирный Собор и утверждает его решения.
- Управляет судебной властью по вопросам брака, монашеских обетов и обучения теологии в школах.
Как проходит избрание понтифика
Папа избирается пожизненно. Покинуть свой пост может только по причине смерти, а также при отречении.
Для избрания нового понтифика в Сикстинской капелле созывается конклав — совет, состоящий из кардиналов. Участники совета не могут обсуждать выборы за пределами капеллы.
Каждый участник голосования получает свой бюллетень, где должен печатными буквами написать, за кого он отдаёт голос. Всё устроено так, чтобы невозможно было определить, за кого проголосовал тот или иной кардинал. Бюллетень кладётся в специальную урну.
Если после голосования количество листков в урне не совпадает с числом избирателей, то все бюллетени сжигаются без прочтения. Бюллетени сжигают и после подсчёта голосов.
Чтобы кандидат возглавил церковь, он должен набрать две трети плюс один голос.
За выборами Папы Римского наблюдают все католики мира. Своеобразным знаком окончания процедуры становиться дым над Сикстинской капеллой — следствие сжигания бюллетеней. Если он чёрного цвета, то понтифик не избран и конклав продолжится, а белый дым — знак успешного окончания выборов.
Провозглашённый папа по традиции выбирает себе имя, которым будет зваться как верховный правитель. Оно фиксируется в специальном документе. После регистрации понтифик отправляется в «комнату плача», где надевает одежды: белую сутану с белым пилеолусом и накидку с капюшоном на голову (моццетту), а также облачается в красную расшитую столу и выходит к кардиналам в капеллу. Там он принимает от них знаки уважения.
После поздравления кардинал-протодьякон выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра и объявляет гражданам об избрании нового суверена столицы.
Порядок принятия имени
В наше время папа сразу же после избрания на конклаве и принятия выборов объявляет, под каким именем будет править; это имя может сопровождаться номером (подобно номерам монархов). После этого кардинал-протодьякон публично в составе торжественного возглашения Habemus Papam произносит после мирского имени нового папы: qui sibi nomen imposuit (который себе принял имя), затем следует принимаемое имя и номер. Чаще при этом папское имя даётся в родительном падеже (Ioannis Pauli Primi — Иоанна Павла Первого), но, например, при объявлениях об избрании пап Павла VI в 1963 году и Франциска в 2013 году был использован винительный падеж (Paulum Sextum, Franciscum). Оба варианта в латинском языке являются правильными.
Титул
Папа римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
- Глава и суверен Святого Престола,
- Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
- Суверен города-государства Ватикан.
Неформальное название «папа» происходит от греческого πάππας и означает то же, что в русском — «отец».
Полный суверенитет папы римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.
Согласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.
13 марта 2013 года папой римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.
Официальный титул папы римского
Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересечённые ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
На латыни:
- Episcopus Romanus
- Vicarius Christi
- Successor principis apostolorum
- Caput universalis ecclesiae
- Pontifex Maximus
- Primatus Italiae
- Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
- Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
- Servus Servorum Dei
Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.
Написание термина
По современным правилам русского языка термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.
Создание Ватикана
Папы XIX и XX веков проявляли свою духовную власть с возрастающей энергией и во всех аспектах религиозной жизни. Например, в важнейшем понтификате папы Пия IX (1846–1878) впервые в истории был твердо установлен папский контроль над деятельностью католических миссионеров во всем мире.
Правления Пия Одинадцатого отличалось живой активностью по всем направлениям и выпуском многих важных документов, часто в форме энциклики. В дипломатических делах Пию сначала помогал Пьетро Гаспарри, а после 1930 года — Эудженио Пачелли (сменивший его на посту папы Пия XII). Шедевром кардинала Гаспарри был Латеранский договор (1929), заключенный с фашистами. Но мнение Ватикана и Муссолини по части воспитания молодежи все-таки различалось. Кульминацией этого стало сильное папское письмо (Non abbiamo bisogno, 1931). В котором утверждалось, что невозможно быть одновременно фашистом и католиком. Отношения Муссолини и Папы римского все время оставались не очень хорошими, о чем подробно написано в книге Е. Гергея «История папства» (м 1996).
Литература
- Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
- Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
- Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
- Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
- Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
- Chamberlin, E. R. The Bad Popes (неопр.). — New York: Dial Press (англ.)русск., 1969.
- Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present (англ.). — London: Thames and Hudson (англ.)русск., 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
- Norwich, John Julius (англ.)русск.. The Popes: A History (неопр.). — London: Chatto & Windus (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
- Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief (англ.). — New York: William H. Sadlier (англ.)русск., 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
- Chadwick, Henry (1990), The Early Christian Community, in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3
- Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1950. — Vol. IV. The Age of Faith: A History of Medieval Civilization – Christian, Islamic, and Judaic – from Constantine to Dante, A.D. 325–1300. — ISBN 0-671-01200-2.
- Durant, William James (англ.)русск.. The Story of Civilization (англ.)русск. (англ.). — New York: Simon & Schuster, 1957. — Vol. VI. The Reformation. — ISBN 0-671-61050-3.
- Franzen, August; Dolan, John. A History of the Church (неопр.). — Herder and Herder (англ.)русск., 1969.
- John Paul II, Pope . Vatican Publishing House (22 февраля 1996).
- Kelly, J. N. Oxford Dictionary of the Popes (неопр.). — Prentice Hall, 1986. — ISBN 978-0-19-190935-1.
- Kerr, William Shaw (англ.)русск.. A Handbook on the Papacy (неопр.). — London: Marshall, Morgan & Scott, 1950.
- Loomis, Louise Ropes. The Book of the Popes (Liber Pontificalis): To the Pontificate of Gregory I (англ.). — Merchantville, New Jersey: Evolution Publishing, 2006. — ISBN 1-889758-86-8.
- Noble, Thomas; Strauss, Barry. Western Civilization (неопр.). — Houghton Mifflin (англ.)русск., 2005. — ISBN 0-618-43277-9.
- Orlandis, José (англ.)русск.. A Short History of the Catholic Church (неопр.). — Scepter, 1993. — ISBN 1-85182-125-2.
Сергий III
Единственным Папой в истории, который заказал убийство другого Папы, стал печально известный Сергий III. Жертвой его интриг пал Антипапа Кристофер, который был задушен людьми Сергия, получившего вскоре должность покойного. Тем не менее, в исторических источниках указывается, что Сергий III пользовался популярностью в народе, который любил его за щедрые дары и масштабную работу по восстановлению храмов в Риме.
Сергий III. (wikipedia.org)
В то же время, утверждается, что он вел распутный образ жизни, «наполнил папский двор любовницами и незаконнорожденными детьми и превратил папский дворец в воровской притон». К слову, незаконнорожденный сын этого понтифика впоследствии сам занял его место.
Что же касается Сергия, то именно с него в истории папства начался один из самых мрачных периодов в истории церкви, именуемый «порнократией» или «правлением шлюх».
Современность
В 1978 году кардинал Лучани принял имя Иоанн Павел I и этим совершил настоящую «ономастическую революцию». Во-первых, он принял ранее не употреблявшееся имя с номером I: всем другим папам этот номер был присвоен уже «задним числом», после появления традиции использовать номера, а последним папой до Иоанна Павла I с ранее не встречавшимся именем был правивший более чем за тысячу лет до него Ландон (913—914). Во-вторых, впервые в истории папства понтифик принял двойное имя. Лучани сделал это в честь двух своих ближайших предшественников — Иоанна XXIII и Павла VI.
Его преемник кардинал Войтыла, самый знаменитый папа XX века, принял это же имя — Иоанн Павел II. Следующий папа, преемник Войтылы кардинал Ратцингер, выбрал более традиционное тронное имя — Бенедикт XVI. Тем самым подтвердилась наблюдаемая закономерность, согласно которой трое пап никогда не берут одинаковых имён подряд.
Преемник Бенедикта XVI кардинал Бергольо вновь избрал себе имя, никогда ранее не использовавшееся римскими папами — Франциск (причём на сей раз уже не являвшееся сочетанием имён предшественников). В отличие от Иоанна Павла I, Франциск не использует номера I (было объявлено, что он будет так именоваться, только если впоследствии появится папа Франциск II).
Иннокентий VIII
Большим ценителем слабого пола в истории Католической церкви является Папа Иннокентий VIII. Он имел огромное количество внебрачных детей, которые были одарены богатствами после восшествия Иннокентия на Престол. Впрочем, больше всего он известен не столько своей любвеобильностью, сколько знаменитой буллой под названием «Всеми силами души», которая была направлена против ведьм и стала причиной многочисленных процессов инквизиции.
Иннокентий VIII. (wikipedia.org)
Примечательна также история смерти Иннокентия: покидая этот мир, Папа велел влить в свои вены кровь троих убитых маленьких мальчиков. Более того, понтифик ради своего спасения якобы даже пытался пить эту кровь, но, несмотря на все усилия лекарей, скончался.
«Дьявол из ада, пришедший под видом священника», «подлый прелюбодей», «убийца», «Позор Церкви» — все это эпитеты, которыми «одаривали» историки Папу Бенедикта IX. Если верить описаниям его деятельности в литературе, то данный глава Римской церкви был одним из самых худших Пап в истории. По словам современников Бенедикта, его жизнь «была посвящена удовольствиям» и порокам, а стиль правления и времяпровождения были уместны скорее для какого-нибудь восточного султана, но никак не для Папы римского. Стоит отметить, что на кафедру Бенедикт взошел по праву родства, совсем в юном возрасте — по разным данным, ему было от 12 до 20 лет. Впрочем, впоследствии он решил и вовсе продать престол собственному крестному отцу, но через некоторое время передумал и попытался вновь стать Папой, однако вместо этого был отлучен от церкви.
Нумерация
Номера, используемые для различения пап с одинаковыми именами, начали время от времени употребляться, начиная с Сикста II (257—258), и Сикст II был первым, кто использовал номер больше единицы, а с конца X века такое употребление стало постоянным. При папе Льве IX (1049—1054) номер впервые появился на папских печатях. Если папское имя встречалось только один раз, номер I, как правило, не используется (но см. следующий раздел об именах Иоанна Павла I и Франциска).
После антипапы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы) кардинал Ронкалли в 1958 году вновь взял имя Иоанн XXIII, подчеркнув тем самым, что Косса не был законным папой. Не всегда, однако, антипапы пропускаются при выборе номера: например, хотя Бенедикт X, Александр V и Иоанн XVI были антипапами, их номера учитываются в общем порядке нумерации.
Мартин IV и Иоанн XXI присвоили себе номера ошибочно: первый принял пап Марина I и Марина II за Мартина II и Мартина III; второй считал, что существовал папа с именем Иоанн XX (хотя есть мнение, что он учитывал легендарную папессу Иоанну).
Стефан VI
Одним из самых странных Пап в истории оказался Стефан VI, который прославился своим аморальным поведением. Пылая злобой по отношению к своему предшественнику Формозу, Стефан решил ему отомстить, хотя тот уже был мертв.
Папа велел выкопать разлагающийся труп Формоза, одеть его в папские одежды и провести над ним судебный процесс, который получил название «Трупный Синод». Оклеветав своего предшественника, который не имел возможности оправдать себя, Стефан объявил его виновным, отрубил перста, которыми дают благословение и постановил, что с Формозы снимается титул Папы Римского, в связи с чем он должен быть похоронен без всяких почестей, а именно — брошен в реку.
Этот поступок Папы не оставил общественность равнодушной — вскоре Стефан был посажен в темницу и задушен.
Выбор имени и его смысл
Антипапа Иоанн XXIII, сделавший своё имя непопулярным на целых 500 лет
Выбор имени часто носит тот или иной значимый характер. Прежде всего, папы последние несколько веков стараются выбрать имя в честь представительной череды своих предшественников, есть традиционные частые папские имена (имена Лев, Бенедикт, Климент, Пий, Григорий, Иннокентий встречались более 10 раз). Некогда популярные имена Стефан и Бонифаций не использовались уже много веков. Особую историю имеет имя Иоанн — некогда самое частое у пап и у антипап, после одиозного антипапы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы) его более 500 лет не принимал ни один понтифик вплоть до кардинала Ронкалли, который вновь взял имя Иоанн XXIII в . Как объяснял сам Ронкалли, такой выбор был связан с тем, что его отца звали Джованни (Иоанн).
Имя может нести идеологическую нагрузку, так, папское имя Пий ассоциируется с консерватизмом (Пий IX, Пий X и особенно Пий XII); один из ультраконсервативных антипап-седевакантистов Люциан Пульвермахер принял имя Пия XIII. Имена Иоанн и Павел ассоциируется с приверженностью идеям II Ватиканского собора, проведённого Иоанном XXIII и Павлом VI. Имя Бенедикт, выбранное Ратцингером, сам папа интерпретирует как знак почитания св. Бенедикта Нурсийского и преемственности по отношению к папе-дипломату и миротворцу Бенедикту XV.
По традиции, папы никогда не выбирают имя Пётр, которое носил апостол Пётр, считающийся первым епископом Рима (хотя никаких формальных правил, запрещающих это, нет). Согласно средневековому пророчеству о папах, Пётр II («Пётр Римлянин», Petrus Romanus) будет последним папой перед концом света.
История
Титул
В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.
Основные периоды истории папства
В истории папства историками могут выделяться следующие периоды:
- Доникейский (или до воцарения Константина) — охватывает период до 313 или 325 года. Период преследования христианства в Римской империи.
- От Константина до остготов (313—493). Христианство получает статус государственной религии в Римской империи.
- Остготский (493—537). Под политическим влиянием остготов.
- Византийский (537—752). Под политическим влиянием Византии.
- Франкский (756—857). Под политическим влиянием франков.
- Эпоха униженного состояния папства (до 1044—1048). Папство под влиянием влиятельных семейств (порнократия, Теофилакты, Кресцентии).
- Имперское папство (1048—1257). Эпоха величайшего могущества папства. Борьба за инвеституру
- Папы в резиденциях (Витербо, Перуджа, Орвието) за пределами Рима (1257—1309).
- Авиньонское пленение пап (1309—1377).
- Великий западный раскол (1378—1417).
- Папство времён Ренессанса (1417—1534).
- Реформация и Контрреформация (1517—1585).
- Папство времён барокко (1585—1689) и эпохи Просвещения.
- Папство времён революций (1775—1861).
- Римский вопрос (1861—1929).
- Современный период (с 1929), после Латеранских соглашений.
Александр VI
Даже далекий от религии и христианства человек наверняка мог слышать имя Александра VI, в миру Родриго Борджиа — пожалуй, самого аморального Папы в истории.
Александр VI. (wikipedia.org)
Современники называли его не иначе, как «Чудовище разврата», и найти для Александра более подходящее прозвище, действительно, сложно. Вся его жизнь, до и после принятия сана, сопровождалась грязными интригами, подкупами у убийствами. Именно такая беспринципность позволила ему (с помощью взятки) занять Престол, а позже самому торговать должностями.
Впрочем, своим ближайшим родственникам Александр раздавал кардинальские шапки бесплатно: так, его сын получил ее в 18 лет… Несмотря на обет безбрачия, Папа сожительствовал с любовницами, которые рожали ему детей, а также проводил немало времени с многочисленными проститутками. Ходили даже слухи, что глава Католической церкви имел ребенка от собственной дочери.