Герои второй мировой войны: ссср

Аркадий Каманин

Среди известных детей-героев Великой Отечественной войны также стоит выделить Каманина Аркадия Наколаевича, который родился в начале ноября 1928 года в семье известного советского военачальника и генерала ВВС Красной Армии Николая Каманина. Примечательно, что его отец был одним из первых граждан СССР, который получил самое высокое в государстве звание Героя Советского Союза.

Свое детство Аркадий провел на Дальнем Востоке, но после переехал в Москву, где жил непродолжительное время. Будучи сыном военного летчика, Аркадий в детства мог летать на самолетах. Летом молодой герой всегда работал на аэродроме, а также недолго работал на заводе по производству самолетов различного предназначения на должности механика. Когда началась боевые действия против Третьего рейха мальчишка переехал в город Ташкент, куда направили его отца.

Аркадий Каманин

В 1943 году Аркадий Каманин стал одним из самых молодых военных летчиков в истории, и самый молодым летчиком Великой Отечественной. Вместе с отцом он отправился на Карельский фронт. Он был зачислен в 5-й Гвардейский штурмовой авиакорпус. Сначала он работал механиком – далеко не самая престижная работа на борту самолета. Но уже совсем скоро его назначили штурманом-наблюдателем и бортмехаником на самолете для налаживания связи между отдельными частями под названием У-2. Этот самолет имел парное управление, и Аркаша не раз сам управлял самолетом. Уже в июле 1943 года молодой патриот летал без чьей-либо помощи — полностью самостоятельно.

В 14 лет Аркадий официально стал летчиком и был зачислен в 423-ю Отдельную эскадрилью связи. С июня 1943 года герой сражался с врагами государства в составе 1-го Украинского фронта. С осени победоносного 1944 года он вошел в состав 2-го Украинского фронта.

Аркадий в большей степени принимал участие в заданиях по налаживанию связи. Он не раз летал за линию фронта, чтобы помочь партизанам наладить связь. В свои 15 лет парень был удостоен награды «Орден Красной Звезды». Эту награду он получил за оказание помощи советскому пилоту самолета-штурмовика Ил-2, который потерпел крушение на так называемой нейтральной полосе. Если бы невмешательство молодого патриота, полито бы погиб. Затем Аркадий получил еще один орден Красной Звезды, а после и орден «Красного Знамени». Благодаря его успешным действиям в небе Красная Армия смогла установить красный флаг в оккупированных Будапеште и Вене.

Аркадий Каманин помогает раненому

После победы над врагом Аркадий пошел продолжать обучение в средней школе, где быстро догонял программу. Однако парня погубил менингит, от которого он умер в возрасте 18 лет.

Константин Заслонов


В октябре 1941 по собственному желанию он был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Его партизанское прозвище было — “Дядя Костя”.

Действуя в самом логове противника, он организовал подпольную группу, члены которой путем применения “угольных мин” (взрывные устройства, замаскированные под каменный уголь) за три месяца уничтожили 93 вражеских паровоза.

Помимо активной подрывной деятельности, Заслонов смог организовать полноценный партизанский отряд, который провел ряд победоносных боевых рейдов в районе Витебск — Орша — Смоленск, истребив большое количество фашистов и вражеской техники.

13 ноября 1942 года Константин Заслонов геройски погиб в бою с отрядом карателей.

Маресьев Алексей Петрович

07.05.1916 – 18.01.2001

  Военный лётчик, Герой Советского Союза.

  Этот человек стал символом мужества и несгибаемой воли для многих поколений. И даже сейчас, после всевозможных манипуляций с нашей историей, трудно найти человека в России, которому было бы незнакомо это имя.

  Алексей Маресьев родился в 1916 году в небольшом хуторе Веревкин Камышинского района Саратовской губернии. Окончив восемь классов школы и заводское училище, Алексей начал работать по специальности – токарем.

  Однако, мечтал он совсем о другом – он грезил о небе. Несколько раз Алексей безрезультатно подавал документы в лётное училище, получая отказ за отказом. Причиной была тяжёлая болезнь перенесенная в детстве – малярия оставила после себя ревматизм. Но желание летать было сильнее всяких болезней, и он поступил на заочный рабфак Московского авиационного института, занимался в аэроклубе. Это пригодилось ему, когда в 1937 году его призвали на срочную службу в погранвойска – его направили в авиапогранотряд. Там он обслуживал стоящие на вооружении отряда самолёты. В 1939 году он добился направления в школу военных пилотов, окончив которую, получил звание младшего лейтенанта.

  В начале Великой Отечественной войны Алексей Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт, где и совершил (23 августа 1941 года) свой первый боевой вылет. Первую победу в воздушном бою лётчик одержал 1 апреля 1942 года, сбив вражеский бомбардировщик. А 5 апреля случилось несчастье – прикрывавший свои бомбардировщики самолёт Маресьева был подбит. Лётчику удалось дотянуть до своей территории, но при попытке осуществить вынужденную посадку самолёт рухнул на землю с высоты нескольких десятков метров.

  Изувеченный лётчик восемь суток полз по болотам и лесам на восток, ориентируясь по солнцу, пока на него не наткнулись местные жители. Оказать умирающему Маресьеву помощь своими силами они не смогли и лётчик был эвакуирован в Москву.

  Московские хирурги сотворили чудо – Маресьев выжил, но в ходе тяжелейшей операции ему пришлось ампутировать ступни ног – заражение крови и, как следствие, гангрена не оставили другого выхода.

  Но не таков был Алексей Маресьев, что бы сдаться… даже потеряв ноги. Будучи направленным в специализированный госпиталь для больных после ампутаций, он получил протезы. Протезы были тяжёлые и неудобные. Упрямо стиснув зубы и превозмогая пронизывающую, мучительную боль, накрывающую при каждом движении, Маресьев заново начал учиться ходить. Но этого ему было мало – он хотел совершить невероятное – начать летать с протезами. И он начал долгие изнуряющие тренировки.

  И невероятное случилось – в начале 1943 года он прошёл медкомиссию, был направлен в лётную школу и в конце концов добился отправки на фронт. Командир истребительного авиационного полка сначала не поверил в возможность участия лётчика без ног в воздушных боях. Но не для того Маресьев прошёл все испытания, что бы наблюдать с земли, как его боевые товарищи бьются с врагом в небе. Он упорно шёл к своей цели и добился её – его допустили к боевым вылетам. В июле 1943 года он одержал свою первую воздушную победу после возвращения в лётный состав – уничтожил фашистский пикирующий бомбардировщик.

  Всего за время войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов и уничтожил десять вражеских самолёта – три до ампутации ног и четыре после.

  В марте 1945 года Маресьев по требованию командования был вынужден оставить боевую авиацию. Дело в том, что к этому времени его имя было широко известно в стране, и в случае его гибели враг мог использовать этот факт в пропагандистских целях.

  Алексей Петрович прожил долгую и насыщенную жизнь. После войны занимал ряд ответственных постов, активно занимался общественной жизнью. При этом, в течение всей жизни он активно занимался различными видами спорта, поддерживая себя в отличной физической форме. Он умер 18 мая 2001 года в возрасте 85 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр Герман


Война застала его во время учебы в военной академии. Герман сразу стал просить отправить его на фронт. В июле 1941 года он отправился служить разведчиком на Северо-Западный фронт.

Уже через год он был назначен командиром Третьей Ленинградской партизанской бригады, численность которой составляла около 100 человек.

Герман прославился как умный и отважный командир. Он мог в нужный момент проявить военную смекалку. Все разработанные им операции были успешными и наносили значительный ущерб силам противника.

В начале сентября 1943 года партизанскую бригаду Германа атаковали гитлеровцы. Наши силы одержали победу, однако понесли серьёзные потери, вырываясь из окружения. Герман героически погиб в страшном бою 6 сентября 1943 года.

Марат Казей


Когда на нашу землю пришел враг, мать Марата начала всячески помогать минским партизанам, каждый день рискуя собственной жизнью. Она укрывала у себя в доме и ухаживала за ранеными солдатами. Прознав, чем она занимается, немцы приговорили ее к смерти и повесили в 1942 году.

После трагической гибели матери Марат вступает в партизанский отряд и, несмотря на свой возраст, становится разведчиком. Смелый и находчивый, Марат не один раз проникал в самое логово врага и возвращался непойманным с ценными для бойцов сведениями.

Весной 43-го года этот мужественный мальчик спас целый отряд партизан. В борьбе с врагом Марат не трусил перед лицом смерти и проявлял беспримерное мужество, которое восхищало даже его взрослых боевых товарищей.

Пионер-герой трагически погиб 11 мая 1944 года. Когда он с боевым товарищем возвращался из очередного задания, их окружили немцы. Потеряв в перестрелке напарника, герой сам подорвал себя гранатой, исключая возможность попадания в плен живым.

Девочка с косичками

Это название произведения А.Солодова о юной подпольщице, которая тоже была удостоена высшего звания за подвиги в Великой Отечественной, Зинаиде Портновой. Ученица 7 класса Ленинградской школы в свои 15 приехала в 1941-м на лето в Витебскую область и стала участницей подпольной юношеской организации «Юные мстители».

Участники молодёжного движения подрывали электростанции, поджигали заводы, на которых советских людей заставляли работать на фашистскую Германию, сожгли вагоны со льном, которые планировались к отправке для оккупантов. Всего «Юные мстители» совершили больше 20 диверсионных операций.

Девушка стала участвовать в диверсиях, вела разведывательную работу, распространяла листовки против врага. Устроившись в столовую для немецких офицеров, она сумела отравить более 100 солдат. С 1943 года она стала партизанкой-разведчицей в отряде.

После разгрома молодёжного движения по заданию партизан Зина Портнова должна была установить новые связи с теми, кому удалось выжить, но её по наводке предателя поймали после очередной операции. Немцы допрашивали юную разведчицу, обещая сохранить жизнь за имена партизан и подпольщиков. Но даже самые изощрённые фашистские пытки не сломили её характер. В 1944 году искалеченную, но так и не поддавшуюся Зинаиду Портнову расстреляли.

Алексей Петрович Маресьев

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе. В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а «заносил хвосты» у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

В июле 1946 года Маресьев с почётом уволен из состава ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил звание кандидата исторических наук. В том же году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги «На Курской дуге» (М., 1960).

Ещё во время войны вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 году по книге на Мосфильме режиссёром Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказался и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.

Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Маресьев

Многие из нас в школьные годы читали знаменитый роман “Повесть о настоящем человеке”

Однако теперь не каждый помнит, что сюжет этой книги основан на реальной биографии удивительного человека и отважного летчика Алексея Маресьева

После тяжелейшего ранения ему ампутировали обе ноги, но он вопреки всему отказался уходить в запас и прощаться с небом и продолжил боевые полеты.

Невероятно, но будучи инвалидом этот герой уничтожил практически вдвое больше самолетов противника, чем до этого.

После войны, отчасти благодаря “Повести о настоящем человеке”, он стал широко известен, его приглашали на разнообразные торжества, посвященные воспоминаниям войне, часто организовывали встречи с детьми: личность легендарного летчика стала примером для подражания у целого поколения, а его имя стало нарицательным и олицетворением человеческого мужества, превозмогающего абсолютно любые испытания.

Маресьев прошел всю войну и умер в 2001 году.

Ефим Осипенко


Ефим Осипенко был командиром небольшого партизанского отряда. У него был боевой опыт еще с Гражданской войны. Поэтому, когда немцы напали на Советский Союз, он недолго думая, ушел в партизанский отряд, в составе которого он со своими товарищами совершал серию диверсий против фашистов.

Во время очередного задания было решено подорвать железнодорожный состав противника. Но с боеприпасами в отряде был дефицит. Бомбу смастерили из обыкновенной гранаты. Ее должен был устанавливать сам Осипенко.

Он подполз к железнодорожному мосту и бросил ее перед приближающимся поездом. Взрыва не последовало. Тогда герою пришлось самостоятельно ударить по взрывчатке шестом от железнодорожного знака. Поезд удалось пустить под откос, однако доблестный партизан навсегда утратил зрение.

За этот подвиг Осипенко был первым в Советском Союзе человеком, кого наградили медалью “Партизану Отечественной войны”.

Иван Никитович Кожедуб

(1920– 1991), маршал авиации (1985), Герой Советского Союза (1944 – дважды; 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка, провёл 120 воздушных боёв; сбил 62 самолёта.

Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262) из 62 сбитых им за время войны на истребителях марки Ла. Один из самых памятных боев Кожедуб провел 19 февраля 1945 г. (иногда указывается дата 24 февраля).

В этот день он вылетел на свободную охоту в паре с Дмитрием Титаренко. На траверсе Одера летчики заметили самолет, быстро приближавшийся со стороны Франкфупта-на-Одере. Самолет шел вдоль русла реки на высоте 3500 м со скоростью, гораздо большей, чем могли развить Ла-7. Это был Ме-262. Кожедуб мгновенно принял решение. Летчик Ме-262 понадеялся на скоростные качества своей машины и не контролировал воздушное пространство в задней полусфере и внизу. Кожедуб атаковал снизу на встречно-перескающемся курсе, надеясь поразить реактивный самолет в брюхо. Однако раньше Кожедуба огонь открыл Титаренко. К немалому удивлению Кожедуба преждевременная стрельба ведомого пошла на пользу.

Немец развернулся влево, навстречу Кожедубу, последнему оставалось лишь поймать мессершмитт в прицел и нажать на гашетку. Ме-262 превратился в огненный шар. В кабине Ме 262 находился унтер-офицер Курт-Ланге из 1./КG(J)-54.

Вечером 17 апреля 1945 г. Кожедуб и Титаренко выполняли четвертый за день боевой вылет в район Берлина. Сразу же после пересечения севернее Берлина линии фронта охотники обнаружили большую группу FW-190 с подвешенными бомбами. Кожедуб начал набирать высоту для атаки и доложил на командный пункт об установлении контакта с группой из сорока фокке-вульвоф с подвешенными бомбами. Немецкие летчики ясно видели, как пара советских истребителей ушла в облака и не предполагали, что они появятся вновь. Тем не менее, охотники появились.

К этому время подоспела помощь – группа Ла-7 из 176-го полка, Титаренко и Кожедуб смогли выйти из боя на последних остатках топлива. На обратном пути Кожедуб увидел одиночный FW-190, пытавшийся все-таки сбросить бомбы на советские войска. Ас спикировал и сбил вражеский самолет. Это был последний, 62-й, сбитый лучшим летчиком-истребителем союзников немецкий самолет.

Иван Никитович Кожедуб отличился также в битве на Курской дуге.

В общий счет Кожедуба не включены, по меньшей мере, два самолета — американские истребители Р-51 «Мустанг». В одном из боев в апреле Кожедуб огнем пушек пытался отогнать немецкие истребители от американской «Летающий Крепости». Истребители эскорта ВВС США ошибочно поняли намерения пилота Ла-7 и открыли заградительный огонь с большой дистанции. Кожедуб, видимо, также принял «Мустанги» за мессеров, ушел из-под огня переворотом и, в свою очередь, атаковал «противника».

Один «Мустанг» он повредил (самолет, дымя, вышел из боя и, немного пролетев, упал, летчик выпрыгнул с парашютом), второй Р-51 взорвался в воздухе. Только после результативной атаки Кожедуб заметил белые звезды ВВС США на крыльях и фюзеляжах сбитых им самолетов. После приземления командир полка полковник Чупиков посоветовал Кожедубу помалкивать об инциденте и отдал ему проявленную пленку фотокинопулемета. О существовании пленки с кадрами горящих «Мустангов» стало известно только после смерти легендарного летчика.

Виктор Талалихин


Подвиг этого героя описан во многих учебных пособиях и назвать его случайным или эпизодическим просто невозможно: к этому человек должен подходить всю свою жизнь.

Этот отважный летчик первым в Великой Отечественной войне совершил легендарный “таран”. Для этого необходимо было обладать невероятным мастерством в управлении боевой машиной и смелостью, граничащей с безрассудством.

Летчик подвел свой истребитель максимально близко к хвосту “Хе-111” и рубанул по нему винтом, невзирая на то, что уже был ранен в руку.

Свой последний бой этот легендарный летчик дал 27 октября 1941 года. Тогда ему пришлось биться с существенно превосходящими силами противника, и герой был смертельно ранен в этом воздушном бою.

Не жалея себя

Ещё один юный герой, который хотел вместе с немцами подорвать себя на гранате, — школьник из Тульской области Саша Чекалин. С 1941 года он стал добровольцем партизанского отряда «Передовой», который действовал на оккупированной территории его родного села. Прослужить он там успел чуть больше месяца, но внёс героический вклад в борьбу с фашистами.

Юный патриот собирал сведения о местах нахождения и количестве немецких военных частей и их вооружении, выслеживал маршруты передвижения. Партизанский отряд, где состоял Александр, поджигал складские помещения, подрывал на минах гитлеровский автомобильный транспорт, отправлял под откос немецкие вагоны, уничтожал вражеские патрули и караулы.

Простудившись, Саша слёг, по переданным предателем сведениям фашисты его нашли в доме, где он был спрятан. Партизан пытался взорвать себя вместе с немцами, но граната не сработала. После долгих пыток и допросов Сашу Чекалина повесили на центральной площади на глазах согнанных односельчан. В 1942 году юному герою за его подвиги было присвоено высшее звание.

Герои женщины

Отдельно стоит выделить женщин героев Великой Отечественной войны.Некоторые из них:

  • Валентина Гризодубова (1909-1993): первая женщина-летчик – Герой Советского Союза, летчик-инструктор (5 мировых авиарекордов), командир авиаполка, совершила около 200 боевых вылетов (из них 132 ночных);
  • Людмила Павличенко (1916-1974): Герой Советского Союза, всемирно известный снайпер, инструктор в снайперской школе, участвовала в обороне Одессы и Севастополя. Уничтожила около 309 противников, из них 36 снайперов;
  • Лидия Литвяк (1921-1943): Герой Советского Союза посмертно, летчик-истребитель (ас), командир звена эскадрильи, участвовала в Сталинградской битве, боях на Донбассе (168 вылетов, 12 побед в авиабоях);
  • Екатерина Буданова (1916-1943): Герой Российской Федерации посмертно (в СССР числилась пропавшей без вести), летчик-истребитель (ас), неоднократно сражалась против превосходящих сил противника, в т. ч. шла в лобовую атаку (11 побед);
  • Екатерина Зеленко (1916-1941): Герой Советского Союза посмертно, зам командира эскадрильи. Единственная советская женщина-летчик, которая участвовала в советско-финской войне. Единственная в мире женщина, совершившая таран вражеского самолета (в Белоруссии);
  • Евдокия Бершанская (1913-1982): единственная женщина, награжденная орденом Суворова. Летчица, командир 46 гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (1941-1945). Полк был исключительно женским. За мастерство выполнения боевых задач получил прозвище «ночные ведьмы». Особо отличился в освобождении Таманского полуострова, Феодосии, Белоруссии.

Рис. 2. Летчицы 46 гвардейского авиаполка.

09.05.2012 в Томске зародилось современное движение «Бессмертный полк», призванное почтить память героев Великой Отечественной войны. По улицам города жители пронесли около двух тысяч портретов своих родственников, участвовавших в войне. Движение приобрело массовый характер. С каждым годом число городов-участников увеличивается, охватив даже другие страны. В 2015 акция «Бессмертный полк» получила официальное разрешение и прошла в Москве сразу после парада Победы.

Рис. 3. Акция Бессмертный полк.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о героях Великой Отечественной войны 1941-1945. Выяснили, как современники чтят память участников этих трагических событий. Полученную информацию можно использовать при составлении тематического доклада.

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector