Фуражка военного образца: история и особенности
Содержание:
- Тактико-технические характеристики Маузер К96
- Основные части
- Фуражки: история возникновения и виды
- Фуражки как элемент военной формы
- Триумф фуражки
- Сезонность
- Отличительные особенности
- Как выбрать?
- Разновидности
- Приключения фуражки в СССР и Российской Федерации
- Ссылки
- Вертолет: максимальная высота полета
- Французская фуражная шапка
- Стильные образы
- КАРТУЗ
Тактико-технические характеристики Маузер К96
— Принят на вооружение: 1899- Конструктор: братья Федерле (Фидель, Фридрих и Йозеф)- Разработан: 1895-1896- Производитель: Mauser- Годы производства: 1896—1938- Всего выпущено: 950 000 шт.
Вес Маузер К96
— 1,25 (без патронов)
Размеры Маузер К96
— Длина, мм: 312- Длина ствола, мм: 140
Патрон Маузер К96
— 7,63×25 мм Маузер;- 9 мм Парабеллум;- 9×25 мм Маузер;- .45 ACP
Скорость пули Маузер К96
— 425 м/с
Прицельная дальность Маузер К96
— 200 метров (без приклада)- 300 (с кобурой-прикладом)
Максимальная дальность Маузер К96
— 500 метров
Емкость магазина Маузер К96
— 6, 10 или 20-зарядный встроенный или отъёмный магазин; также выпускались 40-зарядные отъёмные магазины
Принципы работы: отдача ствола при коротком ходе.
Основные части
Железнодорожная фуражка
Основные элементы и аксессуары фуражки (на примере фуражки МПС СССР/России):
- Кокарда с эмблемой и эмблема (у данной фуражки называется «технический знак»).
- Рант — ремешок (на полевых фуражках, например, он называется также «подбородным ремешком»). В данном случае рант — витой шнур-филигран.
- Козырёк.
- кант —
- околыш —
- тулья —
Фуражки часто имеют армирующие вставки — стальной обруч для поддержания формы тульи и придания ей (при необходимости) изгиба, матерчатые (ватные) валики для наполнения тульи, а также уплотнители околыша (из картона) для сохранения формы.
Отдельные виды фуражек могут иметь сменные чехлы (например, летний белый чехол для флотских фуражек).
Фуражки: история возникновения и виды
Изначально фуражка представляла собой мужской головной убор, оснащенный козырьком и околышем. Такое изделие прежде называлось фуражной шапкой. В переводе с французского слово «фураж» означает «корм». Этот головной убор носили солдаты, ответственные за заготовку кормов и продовольствия. Форма у такой шапки была немного другая, она напоминала колпак с контрастным по цвету околышем.
Осенью 1811 года в России вышел указ, меняющий форму фуражки. По этому акту фуражные шапки должны были носиться младшими чинами как кивер, при этом высота его должна была быть уменьшена вдвое. Такая фуражка не имела козырька. В зависимости от рода войск фуражки могли украшаться различными нашивками и иметь разную расцветку. В последствие такие удобные шапки стали носиться военнослужащими всех родов войск. Фуражки представителей высших военных чинов стали оснащаться козырьком. Далее форма такого головного убора стала меняться в зависимости от области и условий применения.
Сегодня существует довольно много видов фуражек, они используются не только военнослужащими и представителями власти, но и обычными людьми. Пошивом фуражек на promoshapka.com занимается компания «Промошапка», здесь каждый покупатель сможет найти форменный головной убор на любой случай.
Разновидностями привычной для людей фуражки являются следующие головные уборы:
- Бескозырка: такой головной убор используют матросы и старшины Военно-морского флота. Такие шапки оснащаются ленточками, которые позволяют бескозырке оставаться на месте во время шторма.
- Кепи: такая фуражка предназначена для ношения солдатами в полевых условиях. Шапка подобного плана является очень мягкой, она не имеет жестких вставок. Кокарда такой фуражки чаще всего окрашена в защитный цвет. Появилось полевое кепи в конце XIX столетия. Спустя некоторое время шапка такого типа трансформировалась в привычную для современных людей летнюю кепку.
- Картуз: этот вид фуражки является гражданским, он относится к летним головным уборам. Как и простая фуражка, картуз изначально предназначался для ношения его мужчинами. Однако сегодня картуз является элементом гардероба и мужчин, и женщин.
Древние виды фуражек были прародителями и других современных головных уборов — пилотки и берета. Пилотка произошла от островерхой фуражной шапки. Верх колпака для удобства заправляли внутрь, за счет чего возникали тканевые складки. В последствие при крое таких изделий мастера сразу создавали подобные складки, не расходуя ткань на колпак. Это способствовало экономии ткани. Так и появилась привычная для нас пилотка. Берет же является нестроевым потомком фуражки. Раньше берет представлял собой сменный чехол для фуражки. В качестве головного убора он стал использоваться в XX веке.
Мы в соцсетях
Читайте далее:
Как сделать фуражку из бумаги: цветная бумажная фуражка на карнавал, оригами из газеты
Как правильно перешить фуражку: пошаговая инструкция
Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора
Выкройка картуза для русского народного костюма: раскрой картуза пошагово
Что такое пилотка? какие виды пилоток существуют? как создать образ с модной пилоткой?
Картуз: это что, особенности, с чем сочетать женщинам и мужчинам
С чем носить женский картуз? с какой одеждой комбинировать? примеры женских образов со стильным картузом. фото.
Как определить силовое подразделение по цвету берета рф: какого цвета береты у спецназа, что значит он
Как сделать бескозырку из бумаги своими руками? инструменты, материалы. выкройка деталей. создание головного убора.
Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение
Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время
Как сшить бескозырку своими руками с выкройкой: морская бескозырка для мальчика своими руками
Что такое шапка буденовка? как она выглядит? история появления, версии шапки. фото примеров модной будёновки.
Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.
Что такое тулья шляпы? описание тульи, значение слова. особенности мужской и женской тульи. чем украшают тулью шляпы?
Фуражки как элемент военной формы
Фуражка впервые появилась в Европе в конце XVIII века как военный головной убор, ставший более практичным, сильно «заниженным» наследником кивера. Более широкие поля у фуражки позволяют увеличить площадь прикрытия головы в жару.
Российская Империя
В России головные уборы, названные «фуражными шапками», впервые упомянуты в период правления Павла I. С 1797 года гусарам предписывалось изготавливать их из материала выслуживших срок мундиров. При этом фуражные шапки имели навершие в форме колпака и применялись как нестроевой головной убор при выполнении разного рода вспомогательных («фуражирских») работ. Но именно такой головной убор породил само слово «фуражка».
В сентябре 1811 года для нижних чинов русской армии и флота была введена для повседневного ношения бескозырьковая фуражка с круглой тульей. Вскоре фуражки появились у офицеров (как с козырьками, так и без них). На всех российских военных фуражках размещались кокарда и эмблема воинской специализации (артиллерист, инженер и т.п.).
Современный тип фуражки в оснащение основной массы русской армии стал поступать лишь в 1907-1909 годах. Это коснулось и казачества, в утверждённой форме которого различные традиционные шапки вытеснила казачья фуражка с соответствующей войску символикой. После 1909 года походные фуражки стали изготавливать из сукна защитного цвета. Они были почти идентичны для всех категорий военнослужащих: офицерские от солдатских отличались только цветом пуговиц для пристёгивания подбородного ремешка.
Времена СССР
Походные фуражки дореволюционных образцов остались основным летним головным убором и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Их главным отличительным знаком стала красная пятиконечная звезда в качестве кокарды на околыше. Фуражка ВМФ (и морская офицерская фуражка, и бескозырка) полностью сохранила свой статус. В целом же фуражки в советское время стали применяться не только как повседневный, но и как парадный головной убор.
В 1924 году летнюю фуражку с козырьком и круглым донышком тульи утвердили к ношению для всех родов войск. Её шили из походно-палаточной ткани и пропитывали химическим водонепроницаемым составом. С 1935 года на фуражках РККА была восстановлена традиция различных расцветок околыша по родам войск и служб. Кроме того, в советское не изменялись особенности большинства служебных форменных фуражек вне армейской сферы. В частности:
- Пограничная фуражка с зелёной расцветкой отличительных элементов. Сам термин «зелёная фуражка» стал важнейшим символом пограничной службы;
- Капитанская фуражка служила непременным символом командира корабля в морском и речном гражданском флоте;
- Синяя фуражка утвердилась как символ принадлежности к авиации.
Фуражка МВД (НКВД), напротив, не раз меняла свой облик в плане расцветки ткани, хотя околыш фуражки стабильно сохранял свой краповый цвет.
Современная Россия
В 1990-е годы, по мере износа советских запасов военной формы, в обиход Российской Армии стали более широко внедряться кепи. Лёгкая фуражка типа бейсболки постепенно стала основным головным убором в общеармейской полевой военной форме и повседневном обмундировании военнослужащих по призыву. Для последней категории кепи стали элементом также и парадной формы. В то же время ношение фуражек стало возможным для женщин-военнослужащих, чего в советское время не допускалось.
Основные изменения облика военных фуражек выразились в замене кокард и эмблем с советской символикой на элементы символики Российской Федерации. С 2000-х годов широкое применение получило размещение ведомственных и войсковых эмблем РФ на тулье фуражек. Как правило, у офицерского состава такие эмблемы металлические, у категории высшего командования — вышитые.
Триумф фуражки
На ту же тему Тест: Хорошо ли вы разбираетесь в военной моде?
Очень быстро фуражки позаимствовала прусская армия, которая в период после 1812 года долгое время находилась под сильным влиянием русской военной моды. Затем в течение всего нескольких десятилетий этот головной убор начали носить военные почти всех остальных европейских стран. Особый путь выбрали Франция и Австрия, где вместорусской» фуражки повседневным элементом военной формы стала шапка‑кепи.
В 1844 году на фуражках офицеров появилась металлическая кокарда, а в 1855 году её получили и простые солдаты, и унтер-офицеры.
На волне военных реформ императора Александра II русская армия внезапно отказалась от своего изобретения — фуражки — и с 1862 года начала носить кепи, похожее одновременно на французский и австрийский образцы. С кепи русские воины прошли эпоху покорения Туркестана и русско-турецкую войну. Но в 1881 году фуражка вернулась, чтобы с тех пор оставаться неизменным отличием военных.
Рядовой 16-го гренадерского Мингрельского полка, рядовой 1-го Кавказского сапёрного батальона, рядовой 16-го гренадерского полка, 1903 год(источник фото)
В 1907 году появились шапки защитного цвета, причём солдатский образец теперь был с козырьком, как у офицеров, — ведь задача полевого головного убора не просто быть украшением, но и защищать глаза нижних чинов от яркого солнца.
В период Гражданской войны в России фуражки носили военнослужащие и Белой, и Красной армий, а в 1920-е годы позицию главного военного головного убора примерно на десятилетие занялабогатырка», илибудёновка». Но начиная с 1943 года советская армия стала обращаться к традициям царской, так что фуражка триумфально вернулась. Что касается Красного флота, там офицерская фуражка и матросская бескозырка никуда не исчезали и оставались неизменным элементом формы моряков.
На ту же тему Русское значит красивое
Сезонность
Мужские кепки делятся на сезоны: зимние, летние и демисезонные. Главное, чтобы данный предмет гардероба соответствовал погодным условиям. Этот головной убор несет на себе очень важную функциональную нагрузку, а именно: в зимнее время защищает голову и уши от ветра и холода, а летом не дает получить солнечный удар при длительном нахождении под прямыми солнечными лучами.
Летние варианты изготавливают из легкого трикотажа, джинсового материала или хлопка. В то время как демисезонные модели производят из очень популярных, но недешевых вельветовых материалов, кашемира, фетра, твида.
Зимние модели кепок – это утепленные варианты описываемого предмета гардероба. Чаще всего они имеют подкладку изо льна и теплые уши. В зависимости от модели выбирается и материал для наружного и внутреннего слоя зимней кепки. Наружная часть чаще всего выполняется из кожи или различных видов кожзама, а внутренняя – может быть утеплена меховой или шерстяной подкладкой (натуральной или искусственной). Главным отличием кепок по сезонности является их уровень утепления.
Отличительные особенности
Основные особенности, выделяющие фуражку из ряда прочих головных уборов, связаны прежде всего с её конструкцией, а не назначением (как деталь определённой униформы). Тем более, что слово «картуз», означающее тот же тип головного убора, но без привязки к служебно-должностному положению носителя, в послереволюционной России вышло из широкого обихода, получив к тому же смысловое наполнение отрицательного плана как часть облика «эксплуататорских прислужников».
Наибольшее функциональное сходство фуражка имеет с кепкой (кепи): оба этих головных убора в их стандартном виде относительно невысоки, легки по весу, обладают козырьком, хорошо пригодны для размещения эмблем и других отличительных знаков, рассчитаны для ношения в умеренных климатических условиях. Но в русскоязычной традиции фуражку отличает от кепки характерный фасон: непременное наличие широкого околыша и плоский верх, образуемый расклиниванием (как правило, равномерным) к краям головного убора, а не скреплением покрывающего голову материала по центру. Для этого внутрь вшивается или вставляется прочный обруч, сохраняющий форму изделия.
Кроме того, козырёк фуражки, в отличие от кепки, может быть только жёстким. Впрочем, к фуражкам принято причислять бескозырку — как особый вид флотской формы матросов. Бескозырка также имеет ленточки, конструктивно предназначенные для удержания головного убора при частой на море ветреной и штормовой погоде.
Как выбрать?
Подбирая мужскую кепку, желательно учитывать ряд факторов.
Выбирая головной убор, необходимо ориентироваться на размер головы. Этот критерий будет основным при поиске оптимальной модели. Для весны или осени можно выбрать кепку из легких, но плотных материалов
Зимой лучшим выбором станет шерсть и другие теплые материалы с утепленной подкладкой.
Важное отличие зимней кепки от остальных – это наличие «ушей». Осенние и весенние варианты могут быть более облегченными
Кожаные кепки очень практичны и хорошо подойдут на время дождя или мокрого снега.
Подыскивая себе кепку, учитывайте ее фасон, расцветку, модель и обязательно свою форму лица.
Любители классики могут подобрать для себя изделие типа «хулиганка». Главным критерием при формировании соответствующего образа – это его уместность. Необходимо правильно подобрать фасон и ткани. Желательно, чтобы эти составляющие подходили под пальто.
Ткани должны быть скомбинированы так, чтобы они не спорили между собой. Материал должен подходить для времени года, в которое вы планируете носить аксессуар.
Разновидности
Фуражки классического вида у российских военнослужащих и сотрудников других силовых структур различаются:
- По материалам, использованным при изготовлении (что определяется вхождением в комплект парадной либо повседневной формы);
- По степени отделки дополнительными элементами (что характеризует принадлежность к категории высшего командного состава либо к церемониальным видам военной формы);
- По расцветке ткани, околыша и канта, а также носимым кокардам и эмблемам (что отражает принадлежность к ведомствам, роду войск или сил).
Принадлежность форменной фуражки военнослужащих | Цвет ткани парадной формы | Цвет ткани повседневной формы | Цвет околыша |
Сухопутные войска ВС РФ | Цвет морской волны | Защитный | Красный |
Воздушно-космические силы РФ | Синий | Голубой | |
Военно-морской флот РФ | Чёрный либо белый | Чёрный | |
Войска Национальной гвардии РФ | Цвет морской волны | Оливковый | Краповый |
Пограничные войска ФСБ РФ | Зелёный | Васильковый |
На практике белая фуражка чаще чёрной применяется в парадной форме ВМФ России. Белая фуражка-бескозырка к тому же сохранилась в форменной одежде матросов-срочников, в то время как контрактников ВМФ отличают чёрная либо белая морская фуражка с козырьком.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
С этим читают
Приключения фуражки в СССР и Российской Федерации
В истории советской и современной российской фуражки можно выделить несколько этапов. Сначала головной убор долгое время довольно точно воспроизводилстарорежимную» версию с низкой тульёй. Затем с 1970-х годов появилась мода на тулью всё большего размера, что в итоге привело к появлению совершенно фантастических образцов, называемыхаэродромы», которым могли позавидовать многие лидеры латиноамериканских стран. Сейчас принято обвинять в распространении таких уродливых фуражек ельцинского министра обороны П. Грачёва, но на самом деле эта мода появилась гораздо раньше, когда будущий генерал ещё служил младшим офицером.
Менялся и фасон козырька — от угловатого в 1930-х к полукруглому после войны. Со временем изменился и материал, из которого его делали, — сначала это была красивая лакированная фибра, но затем с целью удешевления козырёк стал изготавливаться из чёрной пластмассы.
В 1990-е годы в армии провалилась попытка ввестиамериканский» тип фуражной шапки с околышем из тесьмы, а в 2010-е годы тулья немного уменьшилась под влиянием стиля головных уборов МЧС, откуда в армию пришёл министр обороны РФ С. Шойгу.
В наши дни, несмотря на появление множества альтернативных головных уборов, все военные к парадной или выходной форме продолжают надевать именно фуражку.
Ссылки
[derbenevka.com/archive/articles/2290/?sphrase_ > Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера. Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов. «Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой. У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам. Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою. Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая. Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.
Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения. Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму. Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская. Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских. «Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру. – Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди? – Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу. – Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Вертолет: максимальная высота полета
И статический, и динамический «потолки» имеют предельные показатели. Ограничения вводятся для определения границ, превышение которых может приводить к срыву воздушного потока с лопастей несущего винта. Уверенней винтокрылые машины держатся в воздухе на высотах до 4500 м с определением максимального «потолка» у отдельных машин до 6 км.
Максимальная высота полета вертолета, зафиксированная как абсолютный рекорд, составляет 12442 м. Установил его французский воздухоплаватель Жан Буле. Его Aerospatiale «Лама», относящийся к подклассу «вертолеты», смог преодолеть 12-километровый рубеж в 1972 году. Тот полет мог закончиться фатально, так как на высоте, где температура была ниже – 60 °С, заглох двигатель. Пилоту пришлось установить еще один рекорд – максимальное высотное снижение в режиме самовращения основного винта.
Французская фуражная шапка
Мысли об экономии посещали голову и других монархов. Благодаря этому в XVIII веке французы обзавелись особым лёгким головным убором, носимым вне строя. Это был высокий колпак с кисточкой и большим цветным околышем. Изготавливался он из мундирного сукна и повторял цвета, присвоенные полку. В такой шапке было удобно ухаживать за лошадьми, то есть заниматься фуражировкой, — откуда и пошло имя этого головного убора.
(Источник фото)
В России он появился заботами императора Павла I, который приложил множество усилий к принятию удобных для солдат элементов формы. К слову, и шинель, прослужившая русским военным более двух столетий, — тоже заслуга Павла I.
Фуражная шапка рядового Павлоградского гусарского полка 1796–1801 годов. Реконструкция С. В. Прокоповича(источник фото) На ту же тему
Однообразная красивость»: символизм военной формы
Император ввёл облегчённые шапки для всей армии в 1796 году. Штука была очень полезная — дорогая строевая шляпа не портилась во время хозяйственных работ и могла в лучшем виде дожидаться вахтпарада.
Интересно, что точно такие же головные уборы в то самое время применялись в армии революционной, а затем наполеоновской Франции и некоторых других стран Европы. Околыш фуражной шапки делался из сукна полкового цвета, колпак — цвета мундира, агайка» кисточки позволяла узнать, к какой роте принадлежит служивый. На изготовлении шапок казна получала изрядную экономию, так как шились они из отслуживших положенный срок мундиров.
Сейчас напоминающая ночной колпак фуражная шапка конца XVIII века кажется анекдотичной и неудобной, но на самом деле она была очень утилитарна — отлично защищала голову и от зноя, и от стужи. Удобство такого головного убора доказывает приказ 1810 года, когда при выступлении в поход частям, расположенным на Кавказе, было указано не брать ни киверов, ни касок, а только лишь лёгкие фуражки.
Стильные образы
Кепка темных тонов с грубой фактурой достойно комбинируется с пиджаком из похожего грубоватого материала, а также с темными брюками. Такой выбор цвета и материалов позволяет головному убору условно перекликаться со всеми элементами гардероба. Однотонный жилет коричневого оттенка удачно подходит к ботинкам.
Драповая кепка сочетается с драповым пальто с одинаковым рисунком. Но эти детали могут различаться по цветам. Это правильный ход при выборе оттенка головного убора – он должен подходить к остальным вещам, но не сливаться с ними. Спокойные серые тона верхней одежды допускают немного не очень ярких цветов в выборе рубашки и галстука. Белый горошек на бордовой рубашке немного контрастирует с белыми линиями на темной кепке.
Бордовая кепка сочетается по цвету со свитером, а по материалу – с пиджаком. Яркий аксессуар приглушается спокойными тонами пиджака с клетчатым рисунком. В такой комбинации необходимо чувство меры, чтобы стиль не был перегружен ярками цветами.
Синий оттенок кепки дополняется синим пиджаком, однако визуально заметна разница между грубым материалом головного убора и более мягким – у пиджака. Баланс в образ вносит шарф крупной вязки серого оттенка. Он не только выравнивает собой разницу материалов, но и разделяет верх и низ ансамбля, не давая ему сливаться. Такой городской образ может сочетаться с однотонными брюками спокойных тонов.
КАРТУЗ
«… Медленно, мягко падали капли на прелые листья, на руку, на козырек картуза.»
A. Н. Толстой, «Хождение по мукам», 1922 г.
Картуз — это тип мужского головного убора с козырьком, на котором нет никаких знаков отличий; пользовался особой популярностью в среде отставных чиновников, деревенских помещиков или управляющих.
Многие гражданские служащие в России, тем более военные, сохраняли за собой право носить форму своего ведомства, даже уйдя со службы.
Те же, у кого такого права не было, довольствовались костюмом, похожим на форменную одежду, но не имеющим никаких специфических черт: цветной выпушки, кокарды и т.д.
В повести Тургенева «Несчастная» один из героев, Ратч, предстает бесчестным, вероломным человеком, обманом завладевшим имуществом своей падчерицы.
В первых главах повести молодой герой, от лица которого ведется повествование, спрашивает о Ратче:
«На нем мундирный фрак… Он, стало, служит? — Служит. В кадетском корпусе преподавателем. Он надворный советник». Чин надворного советника соответствовал VII классу «Табели о рангах», и получали его, продвигаясь по службе по мере выслуги лет. Но когда, по ходу развития сюжета, выясняется прошлое надворного советника, становится ясно, что он не был прежде на государственной службе — он ходил в картузе.
Картузом в России называли не только головной убор, но и плотную упаковку для сыпучих товаров,т.е. по названию самого полотна.
«…Я покорно подал старику бумажный картуз с чаем.»
А. И. Левитов, «Бесприютный», 1870
В нем хранили, например, табак, как герой гоголевской поэмы Манилов:
«...но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табашнице, и наконец насыпан был просто кучею на столе».
В России была хорошо известна пеньковая ткань, которую называли картузной. Из нее делали запалы для артиллерийских снарядов на особых фабриках, так как механизировать производство пенькового волокна необычайно трудно.
Россия издавна была экспортером пеньки.
Разумеется, такая ткань никогда не применялась для одежды или головных уборов, даже в деревне. Из нее, как и из крапивного полотна, делали мешки, веревки и т.д.
/Кирсанова «Сценический костюм/
—————————————————————————-