Танки франции во второй мировой войне

Особое внимание

Корпус и башня танка изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены еще и стальные короба шириной 200 миллиметров. Этой разнесенной бронировкой прикрыты передние пары катков, направляющие колеса и рабочее место механика-водителя. Низкий профиль двухместной башни и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты и массу танка, но и использовать это для повышения его защищенности. Основным новшеством стала модульная конструкция броневой защиты. Ее элементы навешиваются на несущий коробчатый каркас. Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой.

При создании машины особое внимание было уделено усилению защиты крыши башни, прежде всего от перспективных противотанковых средств, поражающих танк сверху. Создатели утверждают, что у «Леклерка» лобовая часть корпуса защищена от подкалиберных снарядов в секторе обстрела 30 градусов от его продольной оси вдвое эффективнее, чем у других машин стран НАТО

Отказ от установки динамической защиты продиктован признанием ее небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.

В качестве основного вооружения используется французская 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Боеприпасы взаимозаменяемы с другими гладкоствольными пушками НАТО того же калибра, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного оперенного снаряда начальную скорость 1750 метров в секунду, значительно превосходя «коллег».

Автомат заряжания с транспортером ленточного типа на 22 унитарных выстрела расположен в нише башни. Выстрелы размещены в ячейках горизонтального конвейера, расположенного поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту. Эффективная скорострельность составляет 10–12 выстрелов в минуту как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки – вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещенного в корпусе справа от механика-водителя. При этом нет необходимости распределять боеприпасы по типам, так как автомат снабжен считывающим устройством, которое подсоединено к процессору, способному распознать не менее пяти типов боеприпасов.

Отсек пушки и автомата заряжания отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками. Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости. Управление башенными приводами ведется с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются еще и пожаробезопасностью. Кроме того, их применение позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот 19-тонной башни на 180 градусов осуществляется за пять секунд), повысить точность стрельбы, вести скрытое наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений шасси на башню и вооружение. Угол возвышения пушки – плюс 20 градусов, склонения – минус восемь градусов.

В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный 12,7-мм пулемет, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет калибра 7,62 миллиметра устанавливается на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может применяться для самообороны как ручной.

В корме башни смонтирована гранатометная установка Galix, включающая два блока по девять 80-мм гранатометов, размещенных по бортам кормовой части башни. Их боекомплект включает четыре дымовые гранаты, создающие на дальности 30–50 метров завесу в видимом и ИК-диапазоне, две тепловые ловушки, выстреливаемые вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и три противопехотные гранаты массой по пять килограммов. Каждая такая граната дает при взрыве по сотне осколков в радиусе 15–30 метров вокруг танка.

V уровень

AMX ELC bis

  • ДПМ — 1028 л.с.
  • Бронепробиваемость — 120 мм.
  • Максимальная скорость — 60 км / ч.
  • Значения камуфляжа — 21,89 / 5,21
  • Дальность обзора — 360 м.

Заключение

  • AMX ELC — забавный маленький танк, в который можно играть. Быстрый, маневренный, с очень маленьким корпусом — это, несомненно, легкий танк!
  • Во-первых, пушка калибра 90 мм с большим уроном. Среднее пробитие с плохой точностью, временем сведения и снижением. В миссиях «наездил и убегал» он может нанести большой урон для своего уровня. Но для великих сражений нужно останавливаться и ждать, пока не прицелится, пушка не может поразить ничего на ходу. 
  • С 90-мм пушкой башня может поворачиваться всего на 15 градусов в обе стороны. Для фланговых атак это может быть проблемой, будьте осторожны, играя этим танком.
  • У него нет брони, только 2 экипажа и низкий запас здоровья. Живучесть очень низкая. Вы должны использовать свою мобильность или камуфляж, чтобы не стрелять. 
  • Это всего 6 тонн. Его двигатель мощностью 180 л.с. может развивать максимальную скорость 60 км / ч. Очень высокое соотношение мощности и веса делает все лучше. С очень низким силуэтом уворачиваться от снарядов проще.
  • Этот низкий силуэт отлично маскирует. Для балансировки видимость танка оставляет желать лучшего. Вы должны использовать комбинацию обзора и камуфляжа для отличной поддержки и опыта.

Лучший танк Первой мировой

Второй страной применившей танки на поле боя была Франция. Увязшие в статичной Первой мировой, они понимали превосходство оборонительных средств над атакующими. Для изменения равновесия необходимо было применение кардинально нового оружия атаки.

Первый боевой французский танк был готов в сентябре 1916 года благодаря активности Ж. Этьена которого принято считать основателем французского танкостроения. Будучи начальником штаба артиллерийского полка, он, как и другие проницательные командиры, видел основные возможности изменения положения на фронте. Его идея заключалась в прорыве первой полосы обороны гусеничной техникой, и, уже находясь непосредственно на первой линии, подавлять огнем артиллерии последующие не доступные для полевой артиллерии. То есть артиллерию поставить на штурмующие оборону повозки. Забегая наперед, надо сказать, что боевые бронированные машины, которые у нас называли «танки» у французов именовались именно как «штурмовые артиллерийские трактора».

Генералитет Франции, как и военачальники других стран, к идее постройки танка отнеслась весьма скептически, но благодаря настойчивости Ж. Этьена и поддержке главнокомандующего генерала Ж. Жоффра, удалось получить разрешение на постройку прототипа.
Лидером машиностроения тех годов выступала фирма «Рено», во главе с ее основателем Л. Рено, поэтому вполне очевидно, что первым построить танк Ж. Этьен предложил именно ему. Тот в свою очередь отказался, мотивируя ответ отсутствием опыта работы с гусеничным движетелем. Тогда Этьен обратился к конструктору Э. Брийе, главе фирмы «Шнейдер» – крупнейшего производителя вооружения, тем более, что тот уже имел некий подобный опыт, некоторое время до этого он забронировал трактор «Холт». В январе 1916 года при содействии Ж. Жоффра, фирма получила заказ на создание 400 машин. Позже эти машины станут известны под названием «Шнейдер» или СА1.

По каким-то неизвестным причинам начальник армейского управления моторизации отдельно от главнокомандующего разместил заказ на конструирование тоже 400 танков в фирме «FАМН» города Сен-Шамон, под названием которого танки и выйдут в серию.

Конкретная концепция танка сформулирована не была, поэтому Франция получила два разных образца танков, размещенных на базе гусеничного трактора «Холт». В отличие от английских танков гусеницы не охватывали корпус по периметру, они располагались с боков и под ним, а ходовая часть подрессоривалась, что значительно упрощало управление танками и повышало комфорт экипажа. Но из-за нависания передней части корпуса танка над гусеницами любая вертикальная преграда становилась непреодолимой.
После первых успехов Этьен снова обратился к Луи Рено, на этот раз он не отказал, тем более что Этьен смог более конкретно сформулировать задачу – легкий танк сопровождения пехоты на поле боя, с менее заметным силуэтом и меньшей уязвимостью. Результатом стал один из самых культовых танков мира – «Рено» FT.

О французских танках 2 мировой войны

  • Легкая техника
  • Средние танки
  • Тяжелые

 Французские танки Второй мировой войны, кратко говоря, хотя и обладали неплохими характеристиками не могли тягаться с более модернизированной техникой противника. Да и в боях поучаствовать им особо не пришлось. Хотя некоторым из них все-таки удалось пройти всю войну на различных театрах военных действий. Правда не всегда в своем первоначальном качестве.

Легкая техника   

  • Серийное производство «Renault» R-35 началось еще в 1935 году.
  • При его разработке были применен такие технические новинки, как цельнолитая башня и корпус из крупных литых деталей.
  • Это давало возможность сделать танк одновременно компактным, легким, но при этом достаточно защищенным. Кроме того, Кроме того, литье ускоряло и упрощало производство.
  • Однако при этом «Renault» имел небольшую скорость и мощность, и был весьма неудобен для членов экипажа. Да и его 37-мм пушка была совершенно непригодной для борьбы с вражеской бронетехникой.
  • Еще более сокращало эффективность машины то, что из-за тесноты внутренних отсеков командиру танка приходилось выполнять еще и обязанности наводчика и заряжающего, а впоследствии еще и радиста (после того, как R-35 были оборудованы радиостанциями).Танки Франции во второй мировой войне

  • Этот танк использовался на всех фонтах, правда в большинстве случаев безуспешно, так как «эра» легких танков к тому времени уже прошла.
  • После того, как Франция сложила оружие, большинство этих машин перешли к правительству Виши и выступили против британо-американских войск и движения французского сопротивления в Сирии и Марокко.
  • Несколько сотен «Renault» достались немцам, которые стали их использовать в качестве учебной техники, и поступили на вооружение оккупационных гарнизонов.
  • Несколько танков были переделаны в САУ. Таким образом часть R-35 оказались в руках советских солдат, после чего их переоборудовали в артиллерийские тягачи и подвозчики боеприпасов, предварительно демонтировав башню.
  • Последователями R-35 стали R-39 и R-40. Однако их количество было совсем небольшим, и они не сыграли достаточно значимой роли в ходе конфликта.
  • Аналогичная R-35 участь выпала и легкому танку сопровождения «Hotchkiss» H 35. Эти машины активно воевали почти до конца войны в составе немецких частей, но в качестве САУ, РСЗО и артиллерийских тягачей.

Средние танки

  • Средний французский танк Второй мировой войны «SUMUA» S-35 стал первым в мире танком, башня и корпус которого отливались целиком. Максимальная толщина брони его башни достигала 56 мм.
  • Подобной броневой защиты не имел ни один танк в мире, за исключением французского же тяжелого В 1.
  • Одновременно с отличной защитой, «SUMUA» обладал практически теми же недостатками, что и R-35, в частности вмещал только одного человека, которому приходилось работать за всех, что было не только не удобно, но и малоэффективно.Средние и тяжелые танки
  • В боях средний танк, несмотря на свои достоинства, особо себя не проявил.
  • После 1940 года большая часть этой серии была переведена в танковые войска Вермахта, остальные переданы итальянцам и правительству Виши.
  • А после провозглашения в 1944 году независимого французского государства была сформирована новая армия Франции, в которой вновь нашлось применение S-35.

Тяжелые французские танки

  • B1- тяжелый танк французской армии активно участвовал в боях с немецкими оккупантами и показал неплохие результаты.
  • Поэтому после захвата Франции, он был не просто взять на вооружение в танковые войска Вермахта, но и активно применить их на полях сражений с советской армией.
  • Правда для этих целей были отобраны танки в наилучшем техническом состоянии, а остальные были переделаны в САУ и огнеметные танки.
  • Говоря о французских танках, стоит упомянуть и о «FCM» Char 2-С, который был самым крупным серийным танком того времени. При весе в 75 тонн, его габариты составляли 10,27 м – длина, 3,0 – ширина и 4,09 – высота.
  • Вооружен он был пушкой калибром 75 мм и четырьмя пулеметами, а его экипаж состоял из 12-13 бойцов.
  • Однако в боях 2 мировой войны он так и не принял участие, так как эшелон с боевыми машинами был разгромлен немецкой авиацией.

Стандартные танки

B1

Французский тяжёлый танк четвёртого уровня. Хорошая броня вкупе с большим запасом прочности позволяют выдержать множество попаданий мелкокалиберных снарядов. Но посредственные ходовые качества и низкая бронепробиваемость снарядов топового орудия заставляют чувствовать себя неуверенно даже в схватке с одноклассниками, не говоря уже о технике более высокого уровня.

BDR G1 B

Французский тяжелый танк пятого уровня. Отличается слабым бронированием и низкой скоростью из-за устаревшей ходовой. Из других минусов стоит отметить огромную командирскую башенку и долгое сведение топового орудия. Тем не менее, у танка есть и преимущества в виде небольших по меркам ТТ габаритов, а также довольно мощного и точного 90 мм орудия.

ARL 44

Тяжёлый танк с довольно крепкой наклонной лобовой бронёй, однако бронирование бортов и кормы намного хуже. Есть выбор между мощным 105 мм орудием с низкой бронепробиваемостью и более слабым 90 мм орудием, способным пробить даже танки 10 уровня. Ещё одним важным фактором является то, что конструкция танка выполнена в старом стиле — гусеницы вмонтированы в корпус, поэтому через них хорошо проходит урон, даже если стрелять вдоль гусеницы. К тому же устаревшая ходовая портит динамику и максимальную скорость в 37 км/ч танк набирает с трудом, даже несмотря на довольно хорошее соотношение мощности к массе.

AMX M4 (1945)

Тяжелый французский танк седьмого уровня. Является своеобразным «рубиконом» между французскими тяжами низших и высших уровней — пусть барабана все еще нет, но лобовое бронирование значительно уступает предшественнику (это исключает возможность игры на AMX M4 как на классическом тяжелом танке), что компенсируется хорошей динамикой танка, а уже знакомое орудие DCA 45 порадует игрока возросшей точностью, скорострельностью и скоростью сведения, а также все еще лучшим на своем уровне пробитием. Благодаря этому машина отлично подойдет для подготовки перед игрой на барабанных тяжелых танках.

AMX 50 100

Первый французский тяжелый танк с автоматом заряжания. Отличается мощным вооружением, отличной подвижностью и высокой скоростью. Расплатой за это служит слабая броня и крайне долгая перезарядка барабана, во время которой танк практически беспомощен. Данный танк не так уж и плох в стоке, как это можно заметить на многих других танках. Из минусов можно отметить малую дальность связи, 1 800 единиц урона от барабана пропадают. Ну а в топе танк просто замечателен, хотя у него есть один большой минус — его стараются убить первым.

AMX 50 120

По сравнению с предшественником топовое орудие этого тяжа имеет всего 4 снаряда в барабане и уже не может с одного барабана уничтожать одноклассников. Кроме того, танк отличается высоким силуэтом и уязвимой боеукладкой (расположена вдоль левого борта). Однако все это компенсируется возросшей динамикой, более быстрой перезарядкой барабана и высокой максимальной скоростью, а орудие десятого уровня обладает отличной бронебойностью и точностью.

AMX 50 B

Практически по всем параметрам этот танк — улучшенная версия АМХ 50 120. То же орудие, но быстрее перезарядка барабана и меньше интервал между выстрелами, больший и менее уязвимый боекомплект, еще лучше и без того впечатляющая динамика, пожаростойкость и углы вертикальной наводки, весьма впечатляющее (для французов) бронирование лба корпуса. Однако борта и корма как корпуса, так и башни, бронированы ужасающе плохо, время сведения пушки крайне долгое, а огромная башня буквально притягивает вражеские снаряды.

FCM 50 t

Французский тяжёлый премиум танк восьмого уровня. FCM 50 t в некотором роде является альтернативой Type 59 — у FCM 50 t хуже бронирование, маневренность и скорость поворота башни, зато отличный обзор и невероятно сильное для премиумного танка вооружение, обладающее большим потенциальным уроном. Эта машина, как и Type 59, отлично сбалансирована и также достаточно гибка в применении, однако в силу своих характеристик больше ориентирована на дальний бой, в отличии от китайца.

Жалящий «Скорпион»

Вы уже поняли, что французам идея с колёсами зашла.

Воевать приходилось всё больше на открытых пространствах — догонять неуловимых африканских фантомасов, не особо обильно снабжённых РПГ. Потому скорость колёсных танков и их возможность оказаться быстро в любом месте решала.

(Источник фото)

В середине 70-х на замену EBR пришел AMX-10RC. И недаром: трёхосный броненагибатор получил совсемвзрослую» 105-мм танковую пушку. Эти машины, как и их более лёгкие разведывательные собратья ERC 90, до сих пор верой и правдой служат французской армии.

Быстрые броневики с танковыми пушками не только имели коммерческий успех среди обладателей больших просторов, но и породили массу подражателей. Например, Бразилия сКаскавел» EE-9, за которой в своё время просто выстроилась очередь из стран Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

Каскавел» EE-9 с 90-мм пушкой

Южноафриканцы, набравшись опыта от французов не только в виноделии, построили своикаракалы» с 76-мм и 105-мм пушками и колёсные БТРРатель» с 90-мм стволами. Итальянцы снабдили себя и испанцев брутальнымиЧентауро» повысив ставки до 120-мм орудия.

В XXI веке подтянулись американцы с пушечнымСтрайкером», который должен добавить огневой мощистрайкерным бригадам». На базе колёсных БТР китайская корпорацияНоринко» выпустила пушечные машины ZTL-09 и ST-1. Бронеединицы с удовольствием берут африканцы — благодаря разумной ценовой политике и активной жизненной позиции на континенте китайских товарищей. Япония собирается до трети ОБТ заменить на колёсныеистребители» Тип‑16

Колёсный танк ST-1

В СССР также велись разработки по колёсным танкам, но ничего в серию так толком и не пошло по разным причинам. Но в скором будущем танковые пушки могут появиться на перспективных колёсных БТРБумеранг».

Что интересно, французы снова всех обманули. По концепции реформирования сухопутных силСкорпион», к 2025 году колёсные танки исчезнут из вооружённых сил республики.

Им на замену придут боевые разведывательные машиныЯгуар» с более скромными 40-мм пушками с телескопическими боеприпасами, а также ПТУР. Ну и что, что разведброневик размером с основной боевой танкЛеклерк».

Мир меняется постоянно, а с ним меняется и облик армий и техники. Нет, колёсные танки, конечно, не заменят гусеничную классику, но помочь им в определенных тактических нишах очень даже способны.

(Фото: WoT)

А попробовать французские колёсные танки в деле теперь можно в WoT. На днях там выкатили новый патч, который дал доступ к линейке броневиков — отПанар 178B» до EBR 105. На их стороне — скорость(и вперёд, и назад). Но нужно помнить: колёсная машина отличается по управлению от гусеничного, пусть даже и скоростного, танка. Потому придётся освоить новые приёмы и тактику применения.

Жан, они на деревьях!

После войны нужно было возрождать государство и армию. К выпуску столь полюбившегося всем АМД было решено вернуться. Только новую башню спроектировали под 47-мм орудие SA-35 — 25-мм пушчонки уже явно не хватало.

В 1950 году пара десятковПанар 178B» отправились в мятежный(как казалось французам) или революционный(так считали вьетнамцы) Вьетнам. Там молодой Во Нгуен Зиап задавал жару колонизаторам, обучаясь на кошках галлах партизанской войне в джунглях. Там броневики сильно пригодились при сопровождении колонн и конвоев, на которые борцы за независимость Вьетнама часто устраивали засады. Позже эти навыки на своей шкуре испытали американцы.

Панар» 178 в Индокитае

Борьба шла с переменным успехом, но случился Дьенбьенфу.

Французы всё-таки не оставляли попыток сохранить остатки колоний —панары» пригодились в Алжире, Марокко и много где ещё. Ветераны служили до 1964 года. После чего партию удалось сбагрить доверчивым сирийцам.

Всё-таки дорогая игрушка?

Как-то одного полковника материально-технической бригады французской армии журналисты американского издания War is Boring спросили, что он думает о Leclerc.

Это, конечно, шутка. Но, как и в каждой шутке, здесь есть большая доля правды. Французские военные с удовольствием использовали и продолжают использовать легкобронированную технику во многих конфликтах — Афганистан, Конго, Кот д’Ивуар, ЦАР, Мали, — а вот ОБТ в боях практически не принимал участия.

Разве что в 2015 году ОАЭ — не Франция! — отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена Мансура Хади. И вот там, на территории безумно воинственной арабской страны, где стволов больше, чем в США, несколько единиц Leclerc было-таки обездвижено противотанковыми системами.

reddit.com
В 2015 году ОАЭ отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена Мансура Хади.

В двух случаях танк подорвался на фугасах, в третьем — в борт машины прилетела граната РПГ, которая была уничтожена при помощи комплекта AZUR, а в четвёртом случае сработала ПТУР (скорее всего, 9М113 комплекса «Конкурс») во фронтальную проекцию, в результате чего погиб механик-водитель, а командир танка был ранен в ноги. Ещё один Leclerc мог быть повреждён, не находясь непосредственно на поле боя. Это произошло, когда хуситы выпустили ракету 9М79 комплекса «Точка» по авиабазе Мариб.

Задел на будущее

Так или иначе, иностранные заказчики и эксплуатанты высоко оценили качественные характеристики танка. В 2016 г. французы, полные оптимизма, представили новую модификацию машины — Leclerc XLR Scorpion.

armyrecognition.com
В 2016 г. французы представили новую модификацию машины — Leclerc XLR Scorpion.

На «Скорпионе» установлена новая электроника и модульные комплекты брони. В частности, комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР. И ещё один — для защиты от самодельных взрывных устройств, в котором одна из подсистем отвечает за глушение сигналов сотовой связи.

По правде говоря, французы сильно задержались с модернизацией своего ОБТ, так как боевая машина уже более двух десятков лет существует в одной и той же модификации. Тем не менее теперь процесс уж точно запущен и с этого года до 2028-го планируется построить 200 модернизированных бронекатов и обновить единицы, уже стоящие на вооружении французской армии (всего французы располагают примерно четырьмя сотнями этих машин). Между прочим, стоимость контракта около 330 миллионов евро.

В целом, модернизированный Leclerc предназначен для использования в рамках современной стратегии так называемой многосредной войны (multi domain warfare). Если попытаться дать русскую версию военного термина, то такую войну можно назвать «многоплановой».

Такая стратегия подразумевает, что в будущем боевые операции будут проводиться одновременно по множеству направлений — на суше, воде, в воздухе, в космосе и киберпространстве.

Перед сторонами конфликта будет возникать сразу множество многоплановых угроз, какие-то станут основными, а какие-то — только отвлекающими. И тот, кто точнее оценит и эффективнее ответит на этот «букет» вызовов, тот и выйдет победителем.

Leclerc мог бы считаться самым передовым танком мира, если бы не наш Т-14. Разговоры о том, что XLR станет «убийцей» «Арматы» — не более чем досужая болтовня (хотя бы потому, что Leclerc так и останется с пушкой 120 мм). Факт же — очень упрямая вещь, и в данном случае он заключается в том, что пока Штатам и Европе не удалось создать конкурента нашему перспективному ОБТ.

И даже великолепные французские инженеры отстают от российских танкостроителей. Есть много шансов, что отставание сохранится ещё надолго. Мы честно надеемся, что навсегда.

Развитие танкостроения

До конца Первой мировой фирмой «FCM» разрабатывались тяжелые танки 1А, 1В, но дальше разработки прототипов дело не пошло.

После войны Франция имела самое большое количество боевых танков. На этой основе генерал Этьен пытался организовать самостоятельные танковые войска с разделением на легкие, тяжелые, и средние танки.
Генералитет думал иначе, и с 1920 года все танковые подразделения были отданы в подчинение пехоте. Появилось деление на пехотные и кавалерийские.

Но активность Этьена не прошла даром, до 1923года фирмой «FCM» выпускается 10 тяжелых многобашенных танков 2С, а компания «FАМН» выпускает целую серию легких танков образца 1921, 1924, 1926 и 1928года, под обозначением М21, М24, М26 и М28. На моделях этой серии французы первые в мире применили возможность двойной проходимости: гусеничный двигатель+ колеса. Тип движителя менялся в зависимости от обстоятельств. Самое оригинальное решение применялось на М24 и М26.

Жалея списать с таким трудом созданные «Рено» FT, их постоянно модернизировали. После очередной модификации в 1927году танк уже называется NS1, а NS3 становится прототипом D1, в 1936 году D1 «вырастает» в средний D2.

Не обошло Францию повальное увлечение 30-х годов танкетками. С 1931 до 1940 французы выпустили 6200 легких гусеничных машин UE компании «Рено», внешне напоминающие английские танкетки «Виккерс- Карден-Лойд» Мк VI. В войсках их называли «пехотными тракторами».

После принятия Францией в 1931 году программы моторизации армии, особое внимание уделяется только развитию колесных и разведывательных машин. Под эту программу компания «Рено» представляет легкий танк AMR

Не имея особой поддержки со стороны высших чинов. «Рено» и «FСМ» начинают совместный выпус тяжелого танка В1, во всех отношениях не ординарного танка.

Из-за непонимания возможностей танков и отводящимся им другорядным ролям поддержки пехоты, за 17 послевоенных лет Франция постоила всего 170 новых танков. Танковых войск страна на 1936 год не имела, на тот момент в армии числилось, кроме морально устарелых FT – 17 В1, 17 D2 и 160 D1. После известных событий в Испании и Эфиопии командование, понимая приближающуюся угрозу и полное не соответствие собственной армии новой маневренной войне, принимает 4-х летний план строительства армии. За период 1936-1940 годов должно было бы организовано 3 легкие механизированные, 2 танковые дивизий и 50 отдельных танковых батальонов оснащенных танками новых разработок.

Начинается массовое серийное производство только что созданных фирмами «Гочкис» и «Рено» легких танков Н35 и R35. (цифра в названии французских танков зачастую обозначает год создания).
Н35 считался кавалерийским. Компания «FСМ» представила интересную модель FCM36, но до начала войны из-за большой стоимости было выпущено только 100 шт.

В 1936 основным средним танком становится SOMUA S-35, который изначально создавался для действий в составе кавалерийских подразделений. Через отсутствие других подобных танков, ему приписывают роль танка способного самостоятельно решать тактические задачи.

На момент вторжения Германии на службе Франции состояло 2700 легких танков, немного больнее 300 средних, 172 тяжелых, старые 1600 «Рено» FT и 6 штук 2С. Хотя количество боевых машин и выросло, отсутствие понимания доктрины использования танков на поле боя и плохая подготовка и укомплектованность экипажей не принесли, каких-либо серьезных результатов, все танки были подбиты или перешли в руки немцев.

Развитие колесной бронетехники с 1970-х годов по настоящее время

Бронеавтомобили пользовались у французов неизменным успехом.

В 1975 г. «Panhard EBR» был заменен моделью «AMX-10 RC». Новый колесный танк обладал 3-мя осями и внушительным 105-миллиметровым орудием. Данные бронеавтомобили, как и более легкие «Panhard ERC 90», используются вооруженными силами Франции и в настоящее время.

Любопытно, что в соответствии с программой переоснащения французских сухопутных войск «Скорпион», к 2025 г. бронеавтомобили уйдут в историю.

Вместо них появится военная разведывательная техника модели «Ягуар» с менее внушительными 40-миллиметровыми стволами с телескопическими снарядами, а также ПТУР.

Основные тактико-технические характеристики трофейной французской бронетехники Вермахта

ТанкPz.Kpfw. RenaultR35 731(f)легкий HotchkissH35 734(f)легкий HotchkissH38-39 735(f)легкий SomuaS35 739(f)Средний RenaultB2 740(f)средний
 Боевая масса, т 10,6 12 12 20 32
 Экипаж, чел. 2 2 2 3 4
 Уд. мощность, л.с./т 7,7 6,3 10 9,5 9,6
 Макс. скорость, км/ч  20 36 36 37 28
 Запас хода по шоссе, км 140 150 150 257 150
 Препятствия
  высота стенки, м
  ширина рва, м
  глубина брода, м
  подъём
0,51,60,720° 0,51,60,624° 0,51,60,624° 0,752,131,0035° 0,932,741,4740°
 Двигатель «Рено» карб.82 л.с. «Гочкис» карб.H35 — 75 л.с. «Гочкис» карб.H38-39 — 120 л.с. «Сомуа» карб.190 л.с. «Рено» карб.307 л.с.
 Габариты, мм 
  длина
  ширина
  высота
420018502376 422518502145 422518502145 538021202630 652025002790
 Бронирование, мм 
  башня
  лоб корпуса
  борт
  корма
  крыша корпуса
  днище
443240?15? 444040?12? 444040?12? 5640404020? 566060552520
 Вооружение
  орудия
    количество
    калибр, мм
    тип
  пулеметы
137SA18 L\211×7,5-мм 137SA18 L\211×7,5-мм 137SA38 L\331×7,5-мм 147SA35 L\341х7,5-мм 247+75SA35 L\34SA35 L\17,12х7,5-мм
 Боекомплект, шт.  снарядов  патронов 1002400 1002400 1002400 1183000 47-мм — 5075-мм — 745100
 Средства связи FuG 5
  Примечание — вместо 75-мм орудия на танке B-1Bis мог устанавливаться огнемёт

Появление первых танков и бронетехника двух мировых войн

Во Франции изготавливали медлительные «шнейдеры» и внешне нелепые «сен-шамоны», пока основатель компании «Рено» не продемонстрировал всей планете, что танк может сочетать в себе быстроту и малогабаритность. Бронеавтомобили во Франции по-прежнему изготавливались, невзирая на наличие крупнейшего парка танков в мире.

В период между двумя мировыми войнами проводилось множество экспериментов по созданию новых танков. Например, линию полугусеничных бронемашин компания «Schneider» изготовила на основе проектов Адольфа Кегресса.

Корпорация «Panhard-Levassor» в первой половине 1930-х годов выпустила бронеавтомобиль «Панар 178» (по военной классификации – «AMD-35»). Машина была оснащена 2-мя постами контроля, 25-миллиметровой пушкой «Hotchkiss» с приличным пробивным действием, полным приводом и спаренным пулеметом. С фронтальной стороны слой брони составлял внушительные для бронеавтомобиля 1930-х годов 2,6 см.


Бронеавтомобиль «AMD-35» («Панар 178»)

Бронемашины «Панар 178» в разведывательных подразделениях механизированных и танковых частей показали себя вполне достойно, участвуя в сражениях с бронеавтомобилями и танками Третьего Рейха почти на равном положении.

В Германии бронеавтомобилям отдали должное и несколько сотен из них взяли на вооружение служба СС и Вермахт.

В 1944 году некоторые «AMD-35», включая те, где не было башен, участвовали в боях в дивизиях освобожденной Франции.

Источники

  1. Ф. Гальдер. Военный дневник.
    Военная библиотека
  2. Катуков М.Е. На острие главного удара.
    Военная библиотека
  3. Петров В.С. Прошлое с нами. Часть первая.
    Военная библиотека
  4. М.Коломиец, И.Мощанский «Бронеколлекция», 98 г. Вторая Мировая война. История вооружений
  5. Французская трофейная техника.
    Achtung Panzer!
  6. Германские и советские танковые войска на севере, 1941-1944 гг.
  7. Действия диверсионных групп против немецких танковых частей на севере.
  8. Форум «На берегах Шантары», тема «Танковый парк РККА перед войной». Шантарск
  9. Форум Военного портала, тема «По союзникам Германии». Военный портал
  10. Форум игры «Противостояние», тема «Ю. Мухин как историк». Sudden-Strike.ru
  11. Форум сайта «День Победы», тема «Про Бешанова и не только». Форум
  12. Captured & converted French vehicles in German service Axis History FactBook
  13. Galeria. Цветные схемы бронетехники
    Panzerwaffe 1939-1945
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector