Фальшион

Фальшиона из Порте де Хал, Брюссель

Весьма интересно будет рассмотреть фотоизображение фальшиона из Порте де Хал (Porte de Hal, Brussels)- фальшиона XIV века,который исключительно редко упоминается в специализированной литературе. Данный клинок указывается в монографии: Европейское и Американское Оружие Клода Блейра (“European & American Arms by Claude Blair”). Фальшион находится в оружейной палате герцога Бургундии, Брюссель ( Museum van het Leger en de Krijgsgeschiedenis” in Brussels). Форма клинка фальшиона активно обсуждалась в ходе дискуссии на форуме сайта Myarmoury.com Discussion Forums. Связано данное обсуждение с тем, что как предполагается, клинок обломан, о чем говорится и в подписи под клинком: Фальшион XIV столетия (обломан)(“14th century falchion (broken)”). Некоторые участники обсуждения предполагают что, изначально фальшион имел форму подобную клинку из Торпа. Однако другая часть участников дискуссии с данным утверждением несогласно. Они думают, что клинок фальшион из Порте де Хал не обломан и имеет изначально присущею ему форму. Так в ходе исследования фотографии из монографии Европейское и Американское Оружие Клода Блейра, была обнаружена трещина на самом клинке, возможно именно это обстоятельство было указано в подписи под клинком в музеи. Точно установить является ли клинок фальшиона обломанным так и не удалось, работники музея так и не ответили на вопрос участниковMyarmoury.com Discussion Forums. Также, можно отметить датировку Клода Блейра, которая более точна: 1300 год. Как мы видим, клинок имеет простую квадратную форму лезвия, на котором, судя по изображению, имеется дол, расположенный от гарды до «острия» клинка. Также клинок снабжен типичной для того времени гардой и навершием.

Фальшионы из изобразительных источников

После того как мы рассмотрели полностью либо частично сохранившиеся артефакты фальшионов, было бы правильным приступить к рассмотрению фальшионов чьи изображения есть в многочисленных литературных и изобразительных источниках средневековья. Данный момент весьма актуален, так как зачастую во время участия в различных мероприятиях исторической реконструкции, мы наблюдаем клинки претендующее на историчность благодаря лишь изобразительным источникам. Что же это за фальшионы?

Datasheet-related Stratagems

WRATHFUL MACHINE SPIRIT2CP

Iron Hands – Battle Tactic Stratagem

Carefully cogitated binharic prayers can focus a machine spirit’s ire into near-obsessive hatred of its chosen target.

Use this Stratagem in your or the , when an IRON HANDS VEHICLE model from your army is chosen to shoot with or fight with. Until the end of that phase, when resolving an attack made by that model, you can re-roll the hit roll.

WIND-SWIFT2CP

White Scars – Battle Tactic Stratagem

It is said on Chogoris that the sons of the Khan ride the stormwinds themselves, racing swift and wrathful into war.

Use this Stratagem in your after a WHITE SCARS unit (excluding ARTILLERY) from your army has made a Normal Move or has Fallen Back. That unit can make an Advance move. Until the end of the turn, that unit cannot shoot, declare a charge or attempt to manifest any psychic powers.

ARMOUR OF CONTEMPT1CP

Adeptus Astartes – Epic Deed Stratagem

The belligerency of some Adeptus Astartes machine spirits makes them unyielding foes to face.

Use this Stratagem in any phase, when an ADEPTUS ASTARTES VEHICLE model from your army would lose a wound as the result of a mortal wound. Until the end of the phase, each time that model would lose a wound as the result of a mortal wound, roll one D6: on a 5+, that wound is not lost.

POWER OF THE MACHINE SPIRIT2CP

Adeptus Astartes – Epic Deed Stratagem

There are many tales of machine spirits wreaking havoc on the foe, even after their crew are slain and critical systems are failing.

Use this Stratagem in your . Select one ADEPTUS ASTARTES MACHINE SPIRIT model from your army. Until the start of your next Command phase, that model is considered to have its full wounds remaining for the purposes of determining what characteristics on its profile to use.

LUCIFER-PATTERN ENGINES1CP

Blood Angels – Requisition Stratagem

Chambers flooded with nitro-sanctified unguents, Lucifer-pattern engines bellow their fury and propel Blood Angels tanks into battle at breakneck speed.

Use this Stratagem before the battle. Select one BLOOD ANGELS VEHICLE model (excluding a DREADNOUGHT model, or a model that can FLY) from your army. That model gains the following ability: ‘Overcharged Engines Each time this model Advances, do not make an Advance roll. Instead, until the end of the phase, add 6″ to the Move characteristic of this model.’

IMMOLATION PROTOCOLS1CP

Salamanders – Strategic Ploy Stratagem

Even in the press and whirl of close combat, the fires of Nocturne are undimmed, a roaring inferno consuming the foe.

Use this Stratagem in your , when a SALAMANDERS unit from your army is chosen to shoot with. Until the end of that phase, change the type of all models in that unit are equipped with to Pistol (e.g. an Assault D6 flame weapon becomes Pistol D6).

HUNTERS’ FUSILLADE1CP

White Scars – Strategic Ploy Stratagem

White Scars train tirelessly to accurately fire even the heaviest weapons whilst racing into battle.

Use this Stratagem when a WHITE SCARS unit from your army Advances. Until the end of the turn, Heavy weapons and Rapid Fire weapons models in that unit are equipped with are treated as Assault weapons (e.g. a Rapid Fire 2 weapon is treated as an Assault 2 weapon).

SMOKESCREEN1CP

Adeptus Astartes – Wargear Stratagem

Throwing down a hail of smoke grenades or deploying their smoke launchers, the Space Marines screen themselves from the enemy.

Use this Stratagem in your opponent’s , when an ADEPTUS ASTARTES SMOKESCREEN unit from your army is selected as the target of an attack. Until the end of the phase, each time an attack is made against that unit, subtract 1 from that attack’s hit roll.

Как фальшион использовался в сражении

Исторические свидетельства показывают, что фальшионы – это оружие дворян, при этом не совсем понятно, использовались ли они рыцарями. Тем не менее, историки полагают, что это оружие разрабатывалось специально для проникновения сквозь кожаные доспехи и кольчугу.

Исследования показывают, что в течение 16-го века, произошел спад применения этих мечей, который был следствием общей тенденции неспособности большинства видов оружия пробивать броню. Тем не менее, фальшионы использовались как резервные мечи, которые позволяли наносить глубокие раны и рубить «легкобронированных» врагов.

Китайские мечи[править]

Если упрощенно, в Китае издавна существовало две основные формы мечей: цзянь и дао, которые остаются неизменными с X века н. э.

  • Дао (также этим словом называют нож и тесак, включая и каменные ножи и скребки) — изогнутый меч с односторонней заточкой, классический больше похож на европейский фальшион, но дао эпохи Хань по форме больше походили на палаш являя собой прямой меч с односторонней заточкой. Всё китайское лезвий ное оружие с односторонней заточкой носит частицу «дао»: гуань дао, дадао, водао и другие. Гарда как правило довольно большая и круглая. Одноручные варианты, включая и парные, нередко имеют слегка изогнутую рукоять. У двуручных вариантов рукоять может быть очень длинной, вплоть до того что иногда не ясно двуручный ли это фальшон с очень длинной рукоятью, или это уже не двуручный меч, а глефа — известная как да-дао, дословно большой дао. У двуручных дао, с рукоятью относительно умеренной длинны рукоять часто может оканчиваться кольцом-противовесом, удобным для хвата рукой, такое же кольцо характерно и для короткой глефы — пу-дао. А вот длинная глефа — да-дао, часто заканчивается подтоком.
    • ма-дао — сабля монгольского образца
    • ча-дао, чжаньма-дао, во-дао — китайские аналоги самурайских мечей, отличается техникой фехтования в отличие от самурайского меча которым часто рубят сверху-вниз, китайскими мечами часто проводят подрезающие удары снизу-вверх
    • худэ-дао — мечи-бабочки, короткие мечи или тесаки с градой защищающей кисть и с крюком на гарде, обычно парные, но могут использоваться и одиночный со щитом. парный вариант популярен в Вин-чун. На Юге Китая с его развитым судоходством применялся в качестве абордажной сабли.
    • гоу-дао — палаш с крюком на конце вместо острия, и специфической гардой в виде полумесяца и остриём на конце рукояти, обычно парный, любимое оружие Синтии Ротрок
    • фэй-дао — метательный нож в форме маленького фальшона
    • цзи-дао-лянь («петушиные серпы») — парные заточенные клевцы с крюком и копейным остриём (выглядит как окинавско-японский серп кама с древком из стали а не дерева и маленькой гардой к которому приделали на обухе крюк и добавили остриё)
    • пу-дао — короткая глефа
    • да-дао — большая глефа
    • ху-шоу-да-лянь-дао — двухстороння глефа (наподобие «светового шеста» у Дарт Мола в Звёздных Войнах)
    • лузцзяо-дао («оленьи рога») — популярный в Ба-гуа огромный кастет с лезвиями характерной формы ввиде двух скрещённых полумесяцев
  • Цзянь — китайский прямой меч получивший широкое распространение в эпоху Воюющих Царств. Изначально был коротким и из бронзы, но затем появились длинные бронзовые и стальные мечи. Традиционно, считается преимущественно оружием чиновников, философов и поэтов за счет более элегантной манеры фехтования. Так как в эпоху Хань был вытеснен из пехоты получившими в то время большую популярность дао. Перестав использоваться в пехоте, продолжал использоваться в коннице, до эпохи Тан, когда собственная китайская конница была окончательно вытеснена наёмниками из степи. Клинок прямой обоюдоострый, заточенный по всей длине, способный как колоть, так и рубить, гарда небольшая. От цзяней произошел японский меч цуруги.

Положение дел

Фальчион имел более низкое качество и статус, чем более длинные и дорогие мечи, так как почти ни один из них не выжил сегодня. Фальчионы иногда неправильно понимают и думают, что они похожи на мачете; однако обнаруженные древние фальчионы невероятно тонкие и в среднем легче обоюдоострого клинка. Следовательно, это оружие не было колющим или рубящим оружием, похожим на мачете, а было быстрым рубящим оружием, более похожим на шамшир или сабли, несмотря на их широкий клинок. Хотя фальчионы обычно считаются крестьянским оружием, это не всегда так; фальчион Конайерса принадлежал к землевладельческой семье, и фальчион показан на иллюстрациях битвы между конными рыцарями. Некоторые более поздние фальчионы были украшены и использовались знати; есть искусно выгравирован и высевали золота фальчион из 1560 в коллекции Уоллеса , выгравированы с личным гербом из Козимо I де Медичи, великий герцог Тосканы .

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion)

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion) – убийца драконов или «меч владения» подтверждающий право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия.  1. Убийца Драконов . Существует легенда о фальчионе Коуниерза, повествующая о том, что именно этот меч сэр Джон Коуниерз использовал, когда поразил Сокбурнского Червя в 1063 году. Вероятно, род Коуниерз (Коньер (по Э. Окшотту)) переехал в Англию из Франции во время Норманнского Завоевания (около 1066 года). Им подарили поместье (манор) Сокбурн -на-Тизе, в настоящий момент известное как Сокбурн, в графстве Дурхем в 12 веке за то, что, как гласит легенда, сэр Джон убил дракона. 2. «Меч владения». По мнению Э. Окшотта, фальшион подтверждал право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия. Как считает Окшотта, указанные земли перешли во владения семьи Коньеров от епископа Фламбарда, после чего право на указанную землю подтвердил Генрих II Плантагенет, по прозвищу Короткий Плащ (англ. Henry II Curtmantle; 5 марта 1133 — 6 июля 1189). Сама церемония передачи права на владения землей происходила так: в первый раз, когда новый епископ въезжал в свою епархию, владелец манора должен был стоять на мосту через Тис, по которому тот должен был проехать, с фальчионом в руке. Здесь он передавал свой фальчион епископу, который затем возвращал его владельцу и таким образам подтверждал права семьи на обладание землями манора до приезда нового приемника епископа, по приезду которого церемония повторялась. Данная традиция просуществовала до 1771 года, после чего прервалась на 200 лет, в 1994 году церемония возобновилась. По всем признакам становится явным то, что меч не является оригиналом. По-видимому, фальшион был переделан между 1250 и 1270. Как указывает Э. Окшотт, новый фальшион был передан семье Коньеров, скорее всего, либо Генрихом III Плантагенетом I (1207—1272), либо его братом Ричардом Корнуэльским (1209 – 1272) об этом говорят эмалевые гербы, расположенные на обеих сторонах бронзового навершия клинка: на одной три леопарда Англии, на другой черный орел Империи. Два этих герба присутствовали в гербах Генриха III и его брата Ричарда. Фальшион Коуниерза – длина всего клинка – 890 мм, при длине лезвия – 734 мм, вес – 1300 грамм. Рукоять: состоит из трех частей : яблока, черена и крестовины. Бронзовое яблоко сделано в форме диска со скошенной кромкой, на обе его стороны нанесены геральдические знаки. Диаметр навершия – 42 мм, толщина – 20 мм. Деревянный черен сделан из ясеня, длина хвата – 95 мм. Как и яблоко, крестовина (168 мм) изготовлена из бронзы. Она украшена орнаментом из драконов. На навершие имеются эмалевые гербы, о которых мы говорили высшее. Хочется отметить, что при попытке воссоздания полноразмерной копии данного клинка в условиях нашей мастерской, мы столкнулись с проблемой несоответствия веса историчного клинка и его версии для исторической реконструкции. Ведь толщина кромки лезвия клинка, для участников фестивалей исторической реконструкции, должна быть не менее 2 мм. А ведь оригинал был довольно тонок, сам клинок имел изначальную толщину 6 мм, но авторы клинка вывели скосы лезвия от самого обуха оружия. Благодаря этому клинок был легким, но по этой, же причине нужно смирится с тем, что если использовать его форму без изменений в исторической реконструкции, то клинок получится тяжелее оригинала на более чем 15%. Можно с уверенностью предполагать, что клинок не использовался как боевое оружие, этого мнения придерживается Э. Окшотт. Однако есть все основания считать, что данный фальшион был изготовлен аналогично существующим на тот период образцам. Так же, стоит отметить и то, что подобный тип клинка исчезает из употребления к 1300 году.

Кто использовал Фальшион

Фальшионы были распространены среди средневековых крестоносцев. Несмотря на бытующее мнение, что мечи были низкого качества и недостойны рыцарей, они все же снискали их благосклонность. Некоторые рукописи предполагают, что фальшион был третьим основным мечом для мужчин и вторым (резервным) мечом рыцарей.

Предполагалось также, что фальшион происходит от франкского scramasax – длинного однолезвийного ножа, использовавшегося в бою. В рукописях также отмечается, что мечи с односторонней заточкой были найдены в Скандинавии, где пользовались популярностью у многих викингов. Эти мечи были прямыми с одинаковой шириной клинка по всей длине.

Наиболее известны фальшионы как дополнительное оружие английских лучников, а с середины 14 века его стала использовать и конница. Иногда фальшион крепился к короткому древку длиной 45–60 см, превращаясь в подобие боевого топора.

Окончательного ответа на вопрос о происхождении фальшионов нет.

Наиболее распространенная конструкция фальшиона представляла собой деревянную рукоятку с железным или стальным клинком, как у длинного меча. Самые ранние фальшионы, массово производившиеся в Средние века, были изготовлены из стали с низким содержанием углерода.

У фальшионов позднего средневековья клинки были гораздо лучшего качества, в основном только из стали, а не из железа.

Типы Фальшионов

Существует два основных вида средневекового Фальшиона:

Первый из них – Фальшион-секач – меч, который очень похож на большой мясной тесак. Эта разновидность имела хождение в 13-14 веках. Это также была одна из немногих версий меча Фальшиона, которая сохранилась в истории.

Второй – заостренный Фальшион. Он характеризуется  скошенным обухом и заостренным концом. Большинство исторических произведений искусства показывает заостренный Фальшион как нечто, похожее на нож. Историки полагают, что на форму и стиль клинка большое влияние оказали тюрко-монгольские сабли, достигшие границ Европы в 13 веке. Эта разновидность меча была распространена до 16-го века.

Используемая литература и источники:

1. Oakeshott, Ewart: The Archaeology of Weapons 2. Oakeshott, Ewart: The Sword in the Age of Chivalry, Boydell & Brewer, Woodbridge 3. Кленнер Александр. Статья: «Фальшион. Рубящее и колющее оружие» (Alexander’а Klenner’а “Hieb & Stichwaffen: Das Falchion”) 4. Хелквист Бйорн. Conyers-falchionen, Den sista av sitt slag? 5. Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. 6. Jan Peterson. De Norske Vikingesverd 7. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX – XIII веков 8. Ю.Бохан. «Зброя Велiкага Княства Лiтовскага 1385-1576» 9. Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.. 10. W.Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders 11. Claude Blair. European & American Arms by Claude Blair 12. S.C. Cockerell. Maciejowski Bible. Pictures from the Maciejowski Bible , Phaidon Press Ltd – London 13. Статут ВКЛ 1588 года, под редакцией ШамякинаИ.П. 14. Материалы сайта: myArmoury.com 15. Материалы сайта: Sword Forum International 16. Материалы сайта: Тоже Город 17. Материалы форума: “Традиция” 18. Материалы форума: FREHA Авторы статьи: мастер-ремесленик Янбенг +375 29 687 99 64 Velcom +375 25 987 74 58 Life мастер-ремесленик Varazhbit +375 29 575 75 58 MTC Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion)

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion) – убийца драконов или «меч владения» подтверждающий право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия.  1. Убийца Драконов . Существует легенда о фальчионе Коуниерза, повествующая о том, что именно этот меч сэр Джон Коуниерз использовал, когда поразил Сокбурнского Червя в 1063 году. Вероятно, род Коуниерз (Коньер (по Э. Окшотту)) переехал в Англию из Франции во время Норманнского Завоевания (около 1066 года). Им подарили поместье (манор) Сокбурн -на-Тизе, в настоящий момент известное как Сокбурн, в графстве Дурхем в 12 веке за то, что, как гласит легенда, сэр Джон убил дракона. 2. «Меч владения». По мнению Э. Окшотта, фальшион подтверждал право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия. Как считает Окшотта, указанные земли перешли во владения семьи Коньеров от епископа Фламбарда, после чего право на указанную землю подтвердил Генрих II Плантагенет, по прозвищу Короткий Плащ (англ. Henry II Curtmantle; 5 марта 1133 — 6 июля 1189). Сама церемония передачи права на владения землей происходила так: в первый раз, когда новый епископ въезжал в свою епархию, владелец манора должен был стоять на мосту через Тис, по которому тот должен был проехать, с фальчионом в руке. Здесь он передавал свой фальчион епископу, который затем возвращал его владельцу и таким образам подтверждал права семьи на обладание землями манора до приезда нового приемника епископа, по приезду которого церемония повторялась. Данная традиция просуществовала до 1771 года, после чего прервалась на 200 лет, в 1994 году церемония возобновилась. По всем признакам становится явным то, что меч не является оригиналом. По-видимому, фальшион был переделан между 1250 и 1270. Как указывает Э. Окшотт, новый фальшион был передан семье Коньеров, скорее всего, либо Генрихом III Плантагенетом I (1207—1272), либо его братом Ричардом Корнуэльским (1209 – 1272) об этом говорят эмалевые гербы, расположенные на обеих сторонах бронзового навершия клинка: на одной три леопарда Англии, на другой черный орел Империи. Два этих герба присутствовали в гербах Генриха III и его брата Ричарда. Фальшион Коуниерза – длина всего клинка – 890 мм, при длине лезвия – 734 мм, вес – 1300 грамм. Рукоять: состоит из трех частей : яблока, черена и крестовины. Бронзовое яблоко сделано в форме диска со скошенной кромкой, на обе его стороны нанесены геральдические знаки. Диаметр навершия – 42 мм, толщина – 20 мм. Деревянный черен сделан из ясеня, длина хвата – 95 мм. Как и яблоко, крестовина (168 мм) изготовлена из бронзы. Она украшена орнаментом из драконов. На навершие имеются эмалевые гербы, о которых мы говорили высшее. Хочется отметить, что при попытке воссоздания полноразмерной копии данного клинка в условиях нашей мастерской, мы столкнулись с проблемой несоответствия веса историчного клинка и его версии для исторической реконструкции. Ведь толщина кромки лезвия клинка, для участников фестивалей исторической реконструкции, должна быть не менее 2 мм. А ведь оригинал был довольно тонок, сам клинок имел изначальную толщину 6 мм, но авторы клинка вывели скосы лезвия от самого обуха оружия. Благодаря этому клинок был легким, но по этой, же причине нужно смирится с тем, что если использовать его форму без изменений в исторической реконструкции, то клинок получится тяжелее оригинала на более чем 15%. Можно с уверенностью предполагать, что клинок не использовался как боевое оружие, этого мнения придерживается Э. Окшотт. Однако есть все основания считать, что данный фальшион был изготовлен аналогично существующим на тот период образцам. Так же, стоит отметить и то, что подобный тип клинка исчезает из употребления к 1300 году.

Каждому по руке

Первые фальшионы появились в середине XIII века. Тогда это было очень простое оружие — короткий клинок с односторонней заточкой, резко расширяющийся к концу, полностью лишенный гарды. Рукоять представляла собой длинный сильно загнутый крюк, обмотанный кожей. Благодаря изгибу он не мог выскользнуть из руки. На обухе нередко делали один или несколько фигурных вырезов различной формы. Такое оружие явно стоило намного дешевле, чем традиционный меч, и наверняка использовалось теми, кто не мог себе позволить иметь дорогое оружие.

Зато боевые качества фальшиона вскоре обеспечили ему популярность среди всех категорий воинов. Удар в вертикальной плоскости получался настолько сокрушительным, что наносил повреждения даже человеку, полностью закованному в латы. И если доспехи не удавалось пробить, противник все равно получал сильный удар, способный сломать кость или оглушить. По мере того как совершенствовалось защитное снаряжение и на полях сражений появлялись воины, закованные во все более и более усовершенствованные латы, фальшион становился еще популярнее.

С ростом востребованности фальшиона усложнялась его форма. В первую очередь, это коснулось эфесов — теперь устрашающие широкие клинки насаживались на традиционные рукояти рыцарских мечей с обычным перекрестием и навершием. Менялись и клинки. Их лезвие порой напоминало по форме треугольник — тупой угол на конце еще больше увеличивал поражающую силу. Параллельно возникли и фальшионы со скошенным обухом и длинным острием — ими можно было уже наносить и колющие удары.

Долгое время бытовало мнение, что фальшион — оружие, которым сражались исключительно простые пехотинцы. Исходя из этого, происхождение этого оружия связывали с грубыми ножами для рубки мяса. Однако факты говорят о том, что фаль-шионами активно пользовались люди благородного происхождения.

Например, в Лондоне хранится богато украшенный позолотой и гравировкой фальшион, на котором изображен личный герб правителя Флоренции Козимо Медичи. А в пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир» (V акт, III сцена) главный герой восклицает: «Уж дни не те, а то б заставил я мечом своим попрыгать их». В оригинале шекспировского текста употребляется именно слово falchion. Так что это оружие считалось вполне по руке и монархам.

Любимец лучников

Тем не менее фальшион никогда не был супероружием и не претендовал на то, чтобы полностью вытеснить обычные рыцарские мечи, топоры или булавы. При весомых (в прямом и переносном смысле) достоинствах он обладал и недостатками. Прежде всего, им практически невозможно было фехтовать — он годился лишь для простых, хотя и сокрушительных ударов. Воины, которые депали ставку на боевое искусство, а не на грубую силу, отдавали предпочтение более управляемому оружию. Кроме того, не стоит забывать и о том, что средневековые рыцари выезжали на поле боя не только сражаться, но и покрасоваться. Фальшион, даже богато украшенный, все же выглядел грубовато.

Скорее всего, именно грубый вид и простота в обращении сделали фальшион излюбленным оружием английских лучников, изрядно потрепавших блистательное французское рыцарство во время Столетней войны в ХIV-ХV веках. Обучаться фехтованию лучникам было некогда, а вот в рукопашные схватки вступать приходилось регулярно (вопреки распространенному мнению, они далеко не всегда побеждали врага на расстоянии). Так что оружие, которое могло решить исход поединка одним ударом (в том числе и по хорошо защищенному противнику), было им как нельзя кстати.

Именно поэтому до нашего времени фальшионов дошло не так уж много. В музеях и частных коллекциях хранятся всего лишь около полудюжины известных экземпляров. По каталогам аукционных домов известны еще несколько образцов, проданных в XIX или начале XX века. Так что большинство выводов приходится делать по изображениям в средневековых рукописях, которых насчитывается несколько десятков.

Кылыс

Кылыс – это своего рода якутский палаш: длинноклинковое однолезвийное оружие специфической конструкции. Кылыс был в ходу у якутов в XV-XVI веках, и свое происхождение он, скорее всего, ведет от прямых мечей монголов.

Выглядел он приблизительно вот так:

Как то, что снизу

Нижний девайс на этом фото подписан как якутская сабля XIX века. Это практически “современная” поделка, в девятнадцатом столетии национальное клинковое оружие в Якутии не использовалось за отсутствием в нем надобности. Русские власти прекратили постоянные междоусобицы, которые вели между собой якутские племена, и оружие у них сохранилось либо универсальное, либо чисто охотничье.

Так что эта “сабля” – вроде красивого сувенира, но историческим формам старинных мечей кое-как соответствует. Хотя именно что кое-как – ятаганного изгиба традиционный кылыс не имел…

Исторический боевой кылыс XV-XVI века, если верить археологическим данным, имел прямой однолезвийный клинок до 1 метра длиной (в среднем 80-90 см), который слабо расширялся к середине, и резко сужался обратно к острию. К сожалению, фотографий настоящих кылысов из музеев я найти не смог, поэтому вот вам иллюстрация из труда Ф. Ф. Васильева “Военное дело якутов”:

Традиционные кылысы из археологических материалов

Подобная форма клинка – прямой обух, но выгнутое к середине лезвие – вообще характерно для многих народов Сибири и Дальнего Востока, особенно для тюркских и тунгусо-маньчжурских.

Кстати, по-хакасски “хылыс” – сабля…)))

На правой голомени кылыса часто находится узкий дол, сдвинутый к обуху. На левой дола нет, зато заточка присутствовала обычно только с левой стороны. Это опять-таки характерно для всего клинкового оружия якутов.

Существовал также и более легкий вариант кылыса – болот, напоминающий шпагу или кончар. Возможно, кстати, что от древних кончаров монгольской тяжелой кавалерии он и ведет свою родословную.

Два крайних справа – болоты

Изогнутое клинковое оружие вроде сабли большого хождения у якутов, в отличие от других тюркоязычных народов, не имело, хотя термин, обозначающий саблю, имелся – “саабылаан”, и он – лингвистическая загадка. Это слово произошло от русского “сабля” – или от древнего прото-тюркского корня, от которого, между прочим, пошел и русский термин? Т. е. “саабылаан” появился в якутском языке до прихода русских, или уже после?

Как бы то ни было, а кривых сабель у якутских воинов как-то не отмечено. В основном все клинковое оружие – прямое, с прямым обухом и выгнутым лезвием.

Кстати, найден и один “полуторный” меч – кылыс с длиной клинка в 116 см, а хвостовика – 17 см. Длина рукояти у него, таким образом, была под 20 сантиметров. Натуральный гранд-фальшион из таежных краев!))

Еще раз повторюсь – уже в XVIII веке якутский меч умер. Прекратились, благодаря внешнему управлению, междоусобные распри, и нужда в боевом оружии исчезла. К тому же русская власть просто-напросто запретила производство мечей.

А вот пальма… Пальма осталась ))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector