Россия пересаживается на экранолёты

Комментарии к материалу

Александр Михалыч написал: Не заменимая техника,тормозят власть при-держащие (Намеренно,нет?),я случайно,лет 10-15 увидел какое-то видео о нём,был потрясён…!!! Для России не заменим, а для военных………, быстр, экономичен, а главное практически не заметен для средств слежения(даже сейчас),а если оСТЕЛьСить его?, тема…!!! 01.04.2012 (20:17)

Иван Альмерин написал: По моему, для передвижения в Сибири и Дальнем востоке надо строить дороги, и высококачественные. А не создавать специально для этого технику. Недаром говорят: “что только русские не придумают, лишь бы дороги не делать”. Экранопланы очень важны с военной точки зрения и океанских перевозок. С военной – очень большой аппарат, который в принципе очень сложно засечь радарами как самолет, и невозможно … 01.04.2012 (20:17)

Владимир Калуцкий написал: Что Вы все заладили дороги – экранопланы. Это два разных видов транспорта. Развивать нужно и то и другое в зависимосте от того что выгодно. Добыча полезных ископаемых уходит все дальше от крупных населенных пунктов, куда работники ездиют вахтовым методом. Смысл стоить хорошую дорогу в 500 км для тогоже рудника золота. Закончится рудник и не поедит туда никто и деньги на строительство дороги выбрашены … 10.04.2012 (20:51)

Василий Крокин написал: Что значит “все дальше”? Как было изначально чорт знает где, так и сейчас остается. Вертолетами возят. 10.04.2012 (20:52)

тпкыра траворп написал: Это наша НАЦИОНАЛЬНАЯ проблема с отработанным НАЦИОНАЛЬНЫМ решением. Значит, те, кто не заинтересован в освоении Сибири и Дальнего востока и тормозят развитие этой темы и страны потому, что этим узколобым чинушкам нужны аналоги из других стран, но таких стран как Россия больше просто нет. А учитывая “неподкупность” наших чинушек и внимательность пендосов у этой темы печальное будущее, как … 10.04.2012 (20:53)

Раклинский Виктор написал: Надо дофига экранопланов! Кому?!!! Может у нас в Сибири и на Дальнем востоке в соответствии с потребностями парк самолётов обновляется? Закупаются новенькие в замен выходивших своё средне и ближнемагистральных? Нет! Они что не нужны самолёты? А почему экранопланы тогда нужны? В теории заинтересованное юрлицо и оплачивает. Но у нас теория не работает. Так что сначала государство – дай на разработку … 10.04.2012 (20:54)

Васильев Юрий Павлович написал: Все экранопланы СССР базировались в г. Каспийск (Каспийское море. Дагестан). Была создана 11-я авиагруппа экранопланов с подчинением ВВС Черноморского флота. В составе оперативного отдела штаба ВВС ЧФ была должность старшего офицера – направленца по экранопланам. Занимал эту должность подполковник Виталий Осин. В свое время Виталий был командиром корабля одного из таких Каспийских монстров. Уже в то время командование ВВС ЧФ и ЧФ планировали участие экранопланов в боевых действиях на юго-западном направлении в акватории Черного и Азовского морей, а возможно и далее. Оценки расчетных результатов впечатляли. 01.01.2019 (15:53)

Но это еще не конец

В 1990-х годах КБ Алексеева, лишенное финансирования и военных заказов, продолжило разработки по тематике экранопланов. Были построены небольшие аппараты для водного туризма, экологических служб, пограничников, спасателей. И на Западе к этому виду транспорта интерес не угасает. К слову, в Соединенных Штатах в 1960-1970-х годах и уже в XXI веке велись разработки экранопланов по военной тематике, но они были свернуты из-за отсутствия финансирования или не были завершены. Идеи Ростислава Алексеева намного опередили эпоху, в которой они родились. Фактически сделано несколько пробных шагов. Но и их достаточно, чтобы увидеть гигантский потенциал транспорта «на экране». И не только в военных целях.

Описание конструкции

Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапециевидным крылом в плане.Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.

Фюзеляж

Фюзеляж выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов алюминиево-магниевого сплава с толщиной обшивки — от 4 до 12 миллиметров.Корпус, имеет высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков и три палубы для размещения оборудования и ракетного расчёта.Центроплан крыла находиться посередине, а под днищем расположено гидролыжное устройство.Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.

Крыло и оперение

Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 м2.Крыло выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию.Топливо размещено в четырёх отсеках.Кроме хвостовой части и закрылок крыло сделано водонепроницаемым.Закрылки имеют клёпаную многолонжеронную конструкцию из листов и профилей, и разделены на 12 секций.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 м2.Законцовка выполнена из пенопласта с наружными и внутренними поверхностями облицоваными стеклопластиком.
Киль цельнометаллический и многолонжеронный со сварной обшивкой из прессованных панелей.
Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта.

Силовая установка

Восемь газотурбинных двигателей НК-87с диаметром 1455 мм, длиной 3638 мм, и массой 2200 кг каждый, расположены на горизонтальном пилоне в носовой части корпуса.

Газотурбинный двигатель НК-87

Вооружение и оборудование

В центре корпуса установлены шесть контейнеров для противокорабельных крылатых ракет типа «Москит», с эффективной дальностью стрельбы 10-90 км.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

«Орлёнок» учится летать

В числе первых оценивших возможности экранопланов и приступивших к их созданию были кораблестроители Советского Союза. В 60—80-е годы прошлого века СССР действительно оказался «впереди планеты всей» по части строительства экранопланов. Первопроходцем стал талантливый инженер и энтузиаст, автор первых советских судов на подводных крыльях горьковчанин Ростислав Алексеев. По его проекту на заводе «Волга» в Горьком в начале 60-х годов и был построен гигантский КМТ так поразивший воображение американцев.

Между несущими плоскостями движущегося аппарата и неподвижной поверхностью возникает так называемая динамическая воздушная подушка — область повышенного давления, создающая подъёмную силу и поддерживающая аппарат в воздухе.

И в самом деле, на свет появился монстр: длина 92 м, размах крыла 37 м, взлётный вес — 544 т. Двигался он со скоростью до 400 км/ч, не отдаляясь от поверхности воды более чем на 3—3,5 м. Гигант был оснащён 10 авиационными реактивными двигателями, из которых 8 (стартовые) размещались в носовой части корабля перед его крылом таким образом, что их газовые струи, направленные под крыло, помогали кораблю оторваться от воды. Ещё два (маршевых) двигателя, установленных на хвостовом оперении, обеспечивали тягу в горизонтальном полёте. Прежде чем построить полноразмерный КМ, строили маломерные самоходные модели, на которых проверялись основные технические решения. Их испытания проходили здесь же на Волге. Но для КМ Волга оказалась явно тесна. Его всесторонние испытания проходили на Каспии. С 1964 по 1980 годы он налетал многие тысячи километров, пока не потерпел тяжёлую аварию в результате ошибки пилотирования. К счастью, никто из экипажа при этой аварии серьёзно не пострадал.

К моменту гибели КМ уже шло строительство по новому проекту серии экранопланов «Орлёнок». Они были мало чем похожи на КМ: длина «всего» 58 м, взлётный вес 140 т, скорость полёта до 350 км/час. «Орлёнок» скользил над самой водой (высота полёта 0,8-2,3 м). Его назначение — десантный корабль (мог принять на борт до 200 морских пехотинцев и две единицы бронетехники). Имел «Орлёнок» и собственное вооружение — спаренный крупнокалиберный пулемёт. Первый опытный «Орлёнок» сошёл со стапеля в 1972 году. Его испытания начались на одном несудоходном рукаве Волги, скрытом за растянувшимся на 8 км островом Телячий. При этом с целью обеспечения секретности была запущена дезинформация, будто некий самолёт совершил аварийную посадку на воду и теперь его пытаются заставить взлететь. Сомневаемся, чтобы кто-то поверил в эту наивную праведную ложь.

После завершения короткого цикла речных испытаний экраноплан был транспортирован на свою будущую базу в Каспийск, где его испытания продолжались по полной программе уже в море. По планам ВМФ должны были построить 30 «Орлят», на деле же построили всего 5, включая 2 опытных образца. Причины тому были как технические, так и (в большей степени) организационные. В 1975 году во время очередного испытательного полёта опытный образец «Орлёнка» после приводнения сел на подводные камни. Запустив расположенные в носовой части стартовые двигатели, экипаж сумел сняться с камней и дойти до базы. Серьёзных повреждений, казалось бы, удалось избежать, но при послеполётном осмотре, к сожалению, не были замечены трещины в кормовой части корпуса.

«Орлёнок» и «Лунь»

Работы над экранопланами начались в Советском Союзе в 1950-е годы. Флагманом конструкторской мысли было ЦКБ им. Алексеева (Нижний Новгород). Более 65 лет предприятие создаёт суда на воздушных подушках и подводных крыльях.

В 1979 году на вооружение ВМФ был принят десантный корабль-экраноплан проекта 904 «Орлёнок». В общей сложности было построено четыре судна. Минобороны СССР рассчитывал вооружить флот 120 «Орлятами», но позже эти планы были пересмотрены.

16 июля 1986 года был спущен на воду опытный образец ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь». Судно проходило испытания в Каспийском море. Восьмимоторный аппарат мог разгоняться до 500 км/ч и действовать в шестибалльный шторм.

Также по теме


Беспилотное будущее: в России разрабатываются конвертоплан и тяжёлый БПЛА

В России для нужд военных разрабатываются конвертопланы и тяжёлые беспилотные летательные аппараты. Об этом на авиакосмическом салоне…

«Лунь» был совершенно не похож ни на один из видов воздушной и морской техники. Судно поражало причудливыми очертаниями и размерами (длина — 73 м, высота — 19 м). Для нанесения ударов по противнику экраноплан оснащался управляемыми противокорабельными  ракетами ЗМ-80 «Москит» дальностью 120—250 км.

В 1990 году ВМФ начал опытную эксплуатацию «Луня», однако пополнить состав флота уникальными самолётами-кораблями не удалось. Необычная машина, как и любая новейшая техника, нуждалась в устранении «детских болезней» (военные жаловались на слабую надёжность) и в дополнительных испытаниях.

«После распада СССР Военно-морской флот вступил в полосу сокращения. Россия отказывалась от крупных надводных кораблей, и средств на доработку ударного экраноплана, естественно, не было. Однако «Лунь» мог принести пользу обороноспособности страны. В США не скрывали радости от закрытия проекта «Каспийского монстра», — констатировал Дрозденко.

Судьба «Орлёнка» и «Луня»

— К моменту, когда затонул «КМ», уже существовал «Орлёнок» — экраноплан, который не просто пошёл в серию, но и был принят на вооружение. Расскажите об этом проекте.

Экраноплан «Орлёнок» Wikimedia Commons

— «Орлёнок» принципиально отличался по компоновке двигателей. Пилонов, как у «КМ», уже не было, и в целом тут уже были учтены многие вещи. К тому же он был значительно меньше, максимальная взлётная масса всего 140 тонн (у «КМ» было 544 тонны), так что он был попроще. На вооружение его приняли в 1979 году.

— Бытует мнение, что полноценной реализации проекта помешала смерть в 1984 году маршала Устинова, который поддерживал направление боевых экранопланов.

— Да, и это, и перестройка вскоре началась… Военные расходы сократились, поэтому успели выпустить всего несколько экземпляров.

— А какова их судьба?

— Они перестали летать, если не ошибаюсь, в 1993 году. После развала СССР стояли бесхозные, как я понимаю, финансирования на их эксплуатацию у Каспийской флотилии не было. Сейчас остался лишь один экземпляр, он стоит на пьедестале в музее ВМФ в Тушине.

— Последний реализованный проект экранопланов — «Лунь». Он был логическим продолжением «Орлёнка» или это совсем другой проект?

Экраноплан «Лунь» vk.com

— Нам ВМФ заказывал экранопланы разных модификаций. «Орлёнок» — транспортно-десантная модификация, а «Лунь» — ракетная. То есть по назначению они принципиально разные. «Лунь» водоизмещением был значительно больше, а в зависимости от этого меняется и аэродинамическая компоновка. Тем более там наверху стояли ракеты «Москит». Это же огромное дополнительное сопротивление, и там были уже свои нюансы при проектировании.

Я когда пришла в ЦКБ (Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. — RT), то попала на первый этап проектирования «Орлёнка». Моя первая чертёжная работа — его поворотный нос. Это очень интересная, во многом уникальная конструкция. А у «Луня» единая конструкция, тоже пилоны, примерно как у «КМ». А крыло уже принципиально другое — и не как у «КМ», и не как у «Орлёнка».

— С «Лунём», кажется, вышло обиднее всего: только-только построили, испытали — и всё, страна распалась, он стал не нужен.

— Опытный образец великолепно прошёл испытания. Когда он стрелял ракетами, даже отдачи не чувствовалось на ходу. Добиться такого устойчивого движения очень сложно.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь». Пуск ПКР «Москит» во время испытаний Wikimedia Commons

— Его даже и на вооружение, кажется, успели принять в 1990 году?

— Нет, там до конца не всё понятно. Его как бы приняли, однако нужно было доработать, но как раз развалилась страна, время ушло. Финансирование прекратилось.

— В прошлом году тот самый экземпляр переправили из Каспийска в Дербент. Сообщалось, что он должен стать экспонатом местного филиала парка «Патриот», хотя пока остаётся лежать на пляже. Получается, все эти годы он стоял забытый?

— Да, он все эти годы стоял на территории завода «Дагдизель». Всё, что можно было снять, с него сняли. Когда там рядом была военная часть, лётчики его худо-бедно как-то поддерживали, подкрашивали, а потом уже он стоял просто бесхозный. Его и немцы собирались купить, кто только не собирался, и в Кронштадте хотели как памятник поставить. Хотя тащить из Каспийска туда — это сумасшедшие деньги, и непонятно, что дотащили бы.

То есть на вооружение его не приняли, но все эти годы он был как бы на балансе ВМФ, и это мешало его как-то пристроить. Я очень благодарна властям Дагестана за то, что они перетащили его в Дербент и там его поставят. Это большое дело.

— Был и второй «Лунь», который на момент приостановки программы почти целиком был готов. Его вроде бы даже переименовали в «Спасатель» и собирались достроить. Какова его судьба?

— Он был готов на 90%, сейчас стоит прямо у нас, у ЦКБ, бедненький.

Его же хотели превратить в спасательный экраноплан для ВМФ, тот же «Лунь», только без ракет. Внутри госпиталь, всё как положено.

Экраноплан «Лунь», лежащий на побережье Каспийского моря близ Дербента РИА Новости Денис Абрамов

— Так почему же он стоит у ЦКБ?

— Опять деньги кончились. Мы всё думали, что если не получается сделать спасательным, то хотя бы испытательную лабораторию, как «КМ» в своё время. Опять кому-то это не надо. И так всё время.

Из военного «Орленка» — в пассажирский транспорт: что помешало проекту

В майском номере за 1992 год американского научно-популярного журнала «Popular Mechanics» появилась статья о том, что недавно советские, а на тот момент уже российские, экранопланы имеют все исторические шансы стать транспортной технологией будущего. На тот момент о постройке необычных самолетов-кораблей для использования в военных целях страна уже не помышляла, а вот развитие пассажироперевозок на основе ранее полученного опыта и разработок было вполне реалистичным.

Переосмысленный, из секретного проекта, А-90 «Орленок»* 

фото: POPULAR MECHANICS / JOHN BERKEY

*«Орленок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолет, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ) проекта 904

«Орленок» времен начала новой страны, самого большого осколка Советского Союза, олицетворял то, каким могло быть будущее российских пассажиро- и грузоперевозок по морям и даже прилегающим океанам.

В этом амбициозном видении путешествий и перевозок флот парящих над водной гладью кораблей-самолетов мог бы стать значительно большим фурором, чем современный Hyperloop. Ведь последний — всего лишь проект, в то время как «Орленок» летал над водой с 1979 года, а его производство было налажено в мелкосерийном производстве.

Всего было построено 5 штук военных экранопланов. Все они вошли в состав авиации ВМФ, и на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Жемчужины технологий, рожденные десятилетиями труда лучших умов отечественных инженеров, сотни часов испытательных полетов, аварии, чрезвычайные ситуации и даже человеческие жертвы — все это теперь история. Большая история великих мечтаний и деяний!

Одним из таких украшений был этот самый «Орленок» и несколько других направлений экранопланов СССР, разработка которых началась в далеком 1961 году. В те времена западные инженеры только, так сказать, играли, но так и не смогли продвинуться хоть сколь-нибудь далеко в этом процессе.

Проект среднего или большого экраноплана оказался настолько сложным, что спустя почти 60 лет он так и не был реализован на Западе, а в России по итогу также ушел в небытие. Но об этом мы расскажем чуть ниже.

Тактико-технические характеристики экраноплана Лунь

— Спущен на воду: 16 июля 1986 года — Выведен из состава флота: На момент декабря 2001 года в составе флота Российской Федерации не числится — Статус: Списан и законсервирован

Экипаж экраноплана Лунь

— 10 человек

Размеры экраноплана Лунь

— Размах крыла: 44,00 м — Длина: 73,80 м — Высота: 19,20 м — Площадь крыла: 550,00 м2

Вес экраноплана Лунь

— Масса пустого самолёта 243000 кг; максимальная взлётная — 380000 кг

Двигатель экраноплана Лунь

— Тип двигателей: НК-87 — Тяга: 8 х 13000 кгс

Скорость экраноплана Лунь

— Максимальная скорость: 500 км/ч

Практическая дальность экраноплана Лунь

— 2000 км

Высота полёта на экране: 1-5 м Мореходность: 5-6 баллов

История создания

В 1967 году американские военные, изучая снимки, сделанные спутником-шпионом, обнаружили в акватории Каспийского моря огромный летательный аппарат, который они сразу же получил прозвище «Каспийский монстр». В будущем это название закрепилось за всеми советскими аппаратами подобного типа. Что же так удивило американских специалистов на снимках?

Они увидели настоящего гиганта, самолет длиною в сто метров с непропорционально маленькими крыльями – всего лишь сорок метров. При этом «Каспийский монстр» мог развивать скорость до 500 км/ч и передвигался на высоте неконтролируемой ПВО противника. Естественно, что все это сильно озадачило экспертов Пентагона.

В 1967 году в ЦРУ состоялось специальное совещание, на котором обсуждались интригующие спутниковые снимки. На него были приглашены эксперты НАСА и военного ведомства, большинство из которых посчитало удивительный летательный аппарат фокусом или уловкой русских и только несколько инженеров пришли к выводу, что они имеют дело с новым типом летательных аппаратов.

На снимках американцы увидели первое масштабное творение Алексеева – экраноплан с названием «Корабль-Макет» или «КМ». Его полетный вес составлял 544 тонны, а площадь крыла равнялась 662,5 м2. На этой машине советские конструкторы отрабатывали технические решения, которые планировали использовать при постройке серийных экранопланов.

В 1972 году на воду был спущен первый серийный экраноплан «Орленок», вес которого достигал 120 тонн. «Орлята» относились к новому типу летательных аппаратов – экранолётов, во время полета они могли использовать экран или лететь как обычный самолет. «Орленок» был способен перебрасывать десантников на расстояние до 1500 км. Изначально планировали построить 24 экраноплана такого типа, но сделано было всего лишь пять машин.

В ходе реализации проекта конструкторы столкнулись с целым рядом сложных технических задач, связанных с тем, что экранопланы имели особенности как морских судов, так и самолетов. Нужны были легкие материалы, способные противостоять коррозии и выдержать удар о воду на скорости около 500 км/ч. Кроме того, техника пилотирования экранопланов очень сильно отличалась от самолетной.

В 1983 году на опытном заводе «Волга» был заложен первый ракетный экраноплан проекта 903 «Лунь». В 1986 году аппарат его спустили на воду, в том же году начались испытания.

«Лунь» был вооружен шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит», попадания хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. Скорость экранопланов проекта 903 составляла 500 км/ч.

В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с нее и законсервирован. Первоначально планировали построить восемь ракетных экранопланов проекта 903 «Лунь», но реализованы они не были. Причиной этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов.

Единственный экраноплан проекта 903 «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода «Дагдизель» (г. Каспийск). С него демонтирована вся электроника.

После распада СССР и прекращения финансирования второе судно проекта «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательное, ему дали название «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своем борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75% готовность «Спасателя», он так и не был достроен.

Дальнейшая судьба уже построенных экранопланов «Лунь» и всего проекта в целом остается довольно туманной. В 2011 году представители российского Министерства обороны заявили о решении полностью отказаться от разработки и строительства экранопланов. Примерно в то же время в СМИ появилась информация о том, что «Спасатель» и «Лунь» планируют сделать частью музейных экспозиций, но финансирования для транспортировки машин нет.

В 2015 году сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о том, что Россия возобновит строительство ударных экранопланов. Согласно озвученной информации работы должны начаться в Нижнем Новгороде после 2020 года. В том же году было объявлено о завершении эскизного проекта нового морского боевого экраноплана А-050 со взлетной массой 54 тонны.

В августе 2015 года российское военное ведомство поставило перед конструкторами задачу создать к 2020 году машину с грузоподъемностью 240–300 тонн. Однако, учитывая нынешнее не слишком блестящее положение российской экономики и секвестр оборонного бюджета, будущее экранопланов нельзя назвать безоблачным.

Преимущества и недостатки экранопланов

Проект базы морских экранопланов

Уже на стадии изучения эффекта и эскизных проектов стало ясно, что переход от подводных к воздушным крыльям позволит достичь кораблям авиационных скоростей.

Реактивные экранопланы с поддувом реактивных струй двигателей под крыло показывают расчетную (и практическую, как оказалось позже) мореходность на взлете и посадке до 5 баллов.

В том случае, если тяги достаточно для горизонтального полёта вне зоны экранного эффекта в условиях работы классической аэродинамики мореходность становится практически не ограниченной.

Проект тяжелого авианесущего экраноплана

Это, в свою очередь, обеспечивает предельную транспортную безопасность. Да что там: у экраноплана аэродром всегда снизу — сядет даже при отказе всех двигателей.

Возможность быстрого маневрирования и подъема позволяет безопасно расходиться с судами и другими препятствиями.

Экраноплан в отличие от самолета не предполагает изменения давления, связанного с изменением высоты, а также «воздушных ям» и «болтанки».

Так что за ними будущее.

Теория

Звук, по определению, волна давления в воздухе, скорость звука — скорость распространения давления в воздухе. Под крылом давление растёт, и рост давления распространяется, ровно как и обычный звук, отражаясь от поверхности. Если крыло достаточно широкое, а скорость невелика, то отражённая волна давления попадает в крыло и дополнительно повышает давление под ним. На очень малых высотах и скоростях это может произойти даже неоднократно.

Чтобы успеть попасть в крыло, волна должна успеть пролететь две высоты, пока крыло пролетит свою ширину. Перейдя от словесного описания к формуле, получаем: 2*H / Vзв < L/V, где H — высота полёта, Vзв — скорость звука, L — ширина (хорда) крыла, V — скорость полёта. Формула, как видите, проста и даже тривиальна. Но именно из неё следует практически всё, что можно сказать об экранопланах.

Экранопланы России — быть или не быть?

Дискуссии о возрождении в составе ВМФ экраноплана продолжаются последние четыре года. Одним из первых о необходимости восстановить его производство для военных нужд заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в августе 2014 года.

В июле 2017-го вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарёв сообщил о готовности отечественной промышленности начать разработку экраноплана для ВМФ.

С 1990-х годов российские предприятия производят только гражданские суда. Одним из прорывных проектов считается экраноплан нового поколения «Чайка» А-050 водоизмещением 54 т и полезной нагрузкой 15 т.

Многоцелевой экраноплан «Чайка», по словам исполнительного директора компании-создателя «Радар ММС» Ивана Анцева, появится в России в 2019-2020-х годах.

Данный аппарат обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до 5 градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме 2 класса.

«Россия создает нового летающего “морского монстра”» — таким образом американский научно-популярный информационный портал PM отреагировал на обнародование фотографии финальной версии разрабатываемого экраноплана Чайка А-050. По словам автора, новый агрегат воплотит в себе лучшие качества судна и самолета.

Данный аппарат представляет собой высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды. Стоит отметить, что при анонсировании экраноплана представители компании-производителя заявляли, что агрегат предназначен для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, поскольку обладает более высокими гидроаэродинамическим качеством и мореходностью, чем другие скоростные суда.

Однако военный эксперт уверен, что российские разработчики хотят возродить советскую программу ударных экранопланов-ракетоносцев, создав уменьшенную версию «Каспийского морского монстра» проекта «Лунь», который до сих пор является самым крупным из когда-либо созданных судов подобного типа.

Как известно, «Лунь» был оснащен шестью сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-270 «Москит». Специалист считает, что в вопросе боевого потенциала «Чайка» не будет уступать своему предшественнику. А-050 будет летать слишком низко, чтобы быть замеченным на наземных радарах потенциального противника.

«При скорости 250-350 миль в час (402-563 км/ч) сможет очень быстро уничтожить войска на береговом плацдарме, что может оказаться очень полезным для российских военных и других вооруженных сил по всему миру», – заявил представитель PM, восхитившись разрабатываемым экранопланом для ВМФ России.

Технические характеристики

В движение “Лунь” приводится восьмью авиационными турбореактивными двухконтурными двигателями НК-87, разработанными на базе турбин самолёта Ил-86. Они имеют взлётную тягу по 13000 кгс, и с этими двигателями “Лунь” способен разгоняться до 500 км/ч, а запас его хода при этом – 2000 км. Масса пустой машины составляет 243 т, а максимальная взлётная равняется 380 т. Экипаж состоит из 10 человек.

Основная высота полёта экраноплана – до 10 м, но он также может летать и вне экрана на высоте до 500 м. На практике, по рассказам пилотов, в таком режиме полёта машина становилась неустойчивой и плохо слушалась рулей, поэтому от экрана планировалось отрываться только в экстренных случаях.

Как и все экранопланы, в режиме экрана “Лунь” может летать не только над водой, но и над любой ровной поверхностью – например, надо льдом или над землёй. Но в отличие от десантного “Орлёнка”, у “Луня” отсутствует шасси, есть только гидролыжа, из-за этого он может садиться только на воду. И поэтому для его базирования на суше использовался специальный плавучий док.

Рассмотрим вооружение экраноплана подробнее. Оно состоит из шести сверхзвуковых маловысотных противокорабельных ракет ЗМ-80 “Москит”. Предназначаются они для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность поражения ракет составляетот 10 до 250 км.

Характеристики ПКР “Москит”:

  • Высота полёта ракеты: 7-20 м.
  • Высота пуска: 20 м.
  • Дальность пуска: до 250 км.
  • Максимальная скорость полёта ракеты: М=2,8.
  • Темп стрельбы при залповом пуске: 5 сек.

Считалось, что четырёх таких ракет хватит для уничтожения любого корабля потенциального противника, в том числе и авианосца. Также одним из преимуществ “Луня” считается возможность пуска этих ракет на ходу. Помимо ракет, у экраноплана имеется вспомогательное вооружение ¬– две установки со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23, которые расположены в носовой и кормовой части.

Ещё одной важной характеристикой машины является её малозаметность для радаров. Вообще она присуща почти всем экранопланам и заключается в том, что высота их полёта слишком мала, чтобы авиационные РЛС засекли их. Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности

Для морских локаторов они также остаются невидимы, так как не касаются при полёте водной поверхности.

По рассказам лётчиков-испытателей, при испытаниях в Каспийском море они летали рядом с местом дислокации ракетного дивизиона по низколетящим целям, и они действительно не могли засечь экраноплан на радарах, хоть и видели его визуально.

Десантный «Орленок» на страже родины

“Орлёнок” в ходе учений

«Монстр» Алексеева захватил умы военных: квазисамолет оказался способен летать над любыми достаточно плоскими поверхностями, будь то поля, пляжи или просторы морей и рек.

Не удивительно, что первый «серийный» экраноплан стал десантным: задача быстрой переброски по морю с последующей высадкой на плоский пляж или мелководье казалась буквально созданной для них.

“Орлёнок” на Каспии

Построенный в 1972 году первый военный экранолёт «Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км при высоте волн до 2 метров и скоростях до 500 км/час, используя для старта любую водную поверхность.

Для погрузки-выгрузки грузов аппарат получил откидывающуюся вправо, вместе с кабиной пилотов и стартовыми двигателями носовую часть — как в крупногабаритных транспортных самолетах.

Общая «ёмкость» «Орлёнка» составила до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машин, будь то танк, БТР, БМП — габариты внутреннего отсека позволяют.

Открытый грузовой отсек

В 1982-м группа в составе двух морских транспортно-десантных экранопланов «Орленок» в ходе учений на Каспийском море продемонстрировала беспрецедентную оперативность и скрытность, доставив десант морской пехоты из Баку в Красноводск и вернувшись обратно всего за три часа.

Первоначально предполагалась постройка 24 экранолётов (по другим данным — до 120), однако построены были только пять.

Один был предназначен для статических испытаний, второй — стал лётным прототипом, ещё три опытных впоследствии были переданы в эксплуатацию 11-я отдельной авиагруппой непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Пилотская кабина “Орлёнка” повторяет авиационную

Грузовой отсек почти точь-в-точь, как у транспортных самолётов

Фактически, «Орлёнок» стал первым серийным экранопланом и первым реально испытанным экранолётом — аппаратом, способным летать в 2 режимах, экранном и самолётном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector