Джеронимо
Содержание:
- Джеронимо: Любовь, Потеря И Трагедия
- Прием
- Джеронимо (Гойатлай)
- Ограбление могилы и прошение
- Убийство жены Джеронимо
- Последняя война апачей
- Происхождение
- Кто Такой Джеронимо Апач?
- Ирокезы
- ранняя жизнь и образование
- Слава после смерти
- Джеронимо покидает резервацию во второй раз
- Последний индеец. Побег в Аризону
- Чероки
- Биография
- Литература
- Джеронимо, сеющий ужас и смерть
Джеронимо: Любовь, Потеря И Трагедия
Джеронимо был от природы одаренным охотником. Говорят, что он съел сердце своего первого убийства в символическом жесте, чтобы защитить себя от тех, кто мог бы охотиться на него.
Летом 1858 года Джеронимо изменился. Кроткий, миролюбивый человек превратился в воина, одержимого жаждой мести.
Все это произошло, когда его племя отправилось в мексиканский город под названием Каския. В то время как мужчины шли в город в течение дня, чтобы торговать с местными жителями, женщины и дети оставались в лагере, в то время как несколько мужчин стояли на страже.
Но однажды, когда торговцы вернулись, все — включая жену, мать и детей Джеронимо-были жестоко убиты. Сельские жители сказали им, что мексиканские войска из соседнего города совершили убийство.
Видя, что вся его семья хладнокровно убита, Джеронимо остался с ненавистью к мексиканцам, которую он никогда не преодолевал.
«Я больше никогда не был доволен нашим тихим домом», — писал он. — Я поклялся отомстить мексиканским солдатам, которые причинили мне зло, и всякий раз, когда я…видел что-нибудь, напоминающее мне о прежних счастливых днях, мое сердце жаждало отомстить Мексике.”
Смерть его семьи и последующая жажда возмездия поставили Джеронимо на путь битвы и кровопролития. И визит бестелесного голоса разжег его огонь.
Прием
Позже Уолтер Хилл выразил недовольство названием:
Примерно в то же время вышел еще один фильм о Джеронимо — телешоу на киноканале Теда Тернера . Его продюсировал Норман Джуисон, который сказал: «У нас есть объект, чья жизнь была достаточно насыщенной, чтобы оправдать несколько фильмов».
Критический
Фильм получил неоднозначную оценку критиков, но был высоко оценен группами коренных американцев. Филип Френч из лондонского журнала Observer назвал его одним из величайших вестернов всех времен. На Rotten Tomatoes фильм получил рейтинг 45% на основе 22 отзывов.
Театральная касса
17 декабря 1993 года Гросс написал в своем дневнике, что «начальные номера не очень хорошие, и я чувствую глухой рев того, что Джеронимо не зарабатывает деньги в кассе».
Фильм стал бомбой в прокате, заработав всего 18 миллионов долларов при бюджете в 35 миллионов долларов. На следующей неделе фильм опустился на седьмую строчку.
По словам одной пары писателей:
Хилл обвинил в плохом приеме показ телевизионного фильма. Хилл сказал: «Я не думаю, что существует чертовски много фильмов, в которых можно взять в основном одну и ту же историю, показать ее 50 миллионам человек, показать свою неделю спустя и подумать, что у вас все получится великолепно. Что вы можете сказать: «У моего Geronimo есть места получше?» »
Фильм вызвал восхищение у Квентина Тарантино, который сказал: «Я думал, что с Джеронимо он попал в действительно фантастическое место. Все говорили о том, как это было скучно. Но я этого не сделал. Я думал, что он сделал действительно отличный классический вестерн и Америку. просто не был достоин такой привилегии «.
Джеронимо (Гойатлай)
Гойатлай – знаменитый вождь апачей. Он родился 16 июня 1829 года на территории современной Мексики около бухты Турция (река Гила). Умер 17 февраля 1909 года в Форт Силле в штате Оклахома. Племя апачей принадлежало к группе племён бедонских и чирикауа. Джеронимо был известен своим боевым духом. Его индейцы часто совершали набеги на завоевателей. Он стал символом сопротивления коренных американцев в США и Мексике. Ему сопутствовала репутация бесстрашного бойца, сеющего хаос. Он мстил мексиканским войскам за то, что они убили всю его семью: мать, детей, жену.
Многие набеги он совершал во время апач-американского конфликта. Белые поселенцы заняли земли Апач после войны с Мексикой 1848 года. Затем начался Американский конфликт 1850 – 1886 года. Сначала апачи нападали на мексиканских и американских военных, затем начались кражи скота у фермеров. Убийства были с обеих сторон.
Джеронимо оказывал сильное сопротивление своим врагам. Его борьба с завоевателями продолжалась в течение 30 лет. Он завоевал репутацию самого жестокого из племени Чирикауа среди мексиканских и американских военных. Он сдался в 1886 году. Его содержали в лагерях во Флориде, Алабаме, Форт Силле в штате Оклахома. В последние годы жизни Джеронимо стал христианином. Ему никогда не разрешалось вернуться в своё племя. Он умер в больнице в Форт Силле в 1909 году. Его именем было названо американское подразделение, которое ликвидировало Усаму бен Ладана.
Ограбление могилы и прошение
Могила Гохлае находится на «Кладбище военнопленных индейцев апачей» в Форт Силл ( Оклахома ).
Согласно различным источникам, Общество черепа и костей , включая Прескотта Буша , отца Джорджа Буша-старшего и дедушку Джорджа Буша , ограбило могилу Гохлая в 1918 году и принесло его кости в свой культовый музей.
Историк Марк Вортман обнаружил письмо от участника Skull and Bones Винтер Мид в 2006 году, в котором говорилось о краже черепа. Говорят, что череп находится в «захоронении» Братства в Йельском университете и хранится под стеклом. Однако Мид не находился в форте Силл, и историки говорят, что на могиле Джеронимо в то время не было опознавательных знаков.
Йельский университет сказал, в соответствии с The New York Times , что они не aufbewahre нет костей Джеронимы, но и то, что они не могли говорить Череп и Кости, так как это зависит от университетского института.
Некоторые апачи, в том числе правнук Гохлая, Харлин Джеронимо, обратились в Конгресс США с петицией о возвращении останков Джеронимо . Нед Андерсон , вождь апачей, еще в 1986 году при поддержке ФБР попросил дядю Джорджа Буша, Джонатана Буша, сдать череп. Эти действия не увенчались успехом. В результате 20 апачей, в том числе Харлин Джеронимо, подали иск в федеральный суд Вашингтона с требованием о передаче черепа. В качестве представителя обвинения они могли выиграть только бывшего генерального прокурора США Рэмси Кларка . Кларк также сказал, что нет никаких «веских» доказательств того, что кости действительно были найдены в культовом музее.
Истцы также полагаются на Закон о защите могил американских индейцев и репатриации, изданный в 1990 году . Джефф Хаузер, председатель апачей из форта Силл, называет новость об ограблении могилы мистификацией. Согласно обычаям апачей, покойных мертвых нельзя тревожить ни при каких обстоятельствах, поэтому наличие или отсутствие костей в могиле не может быть подтверждено.
Убийство жены Джеронимо
Непримиримость Джеронимо имела свои корни. Он родился в лагере мимбреньо в семидесятые годы, после посвящения его в мужчины, он женился на самой красивой девушке своего племени и, как утверждала молва, на самой красивой девушке всех апачских племен в Аризоне. Ее звали Алопе. Племена Гойатлая и Алопе в то время жили в мире с бледнолицыми штата Чиуауа, что позволяло апачам раза два в год появляться на рынках в городах штата, где индейцы меняли свои изделия на пинолу и другие товары. Как-то раз апачи собрались на рынок в Касас-Грандес. Недалеко от этого городка они разбили свой лагерь. Дети и женщины, среди них была и Алопе с тремя маленькими сыновьями, остались в лагере, а мужчины отправились в город. Когда через несколько часов веселые апачи вернулись с рынка в лагерь, все их женщины и дети были убиты.
Случилось это так. О приходе большой группы апачей — мимбреньо в Касас-Грандес знали не только креольские жители штата Чиуауа, но и креолы из других штатов северо-западной Мексики. В соседнем штате Сонора правил тогда жестокий тиран генерал Карраско. Он решил укрепить свою власть, напав на ненавистных, внушающих страх апачей. Поэтому со своим войском он перешел границу штата Чиуауа, подошел к Касас-Грандес и из укрытия наблюдал за лагерем апачей. Как только мужчины ушли в город, генерал напал на лагерь, подверг истязаниям несколько десятков детей, женщин сначала отдал на потеху своим солдатам, а затем убил. Первой жертвой Карраско стала Алопе.
Когда Джеронимо с мешком пинолы для детей и украшениями для своей красавицы жены вернулся с рынка, он нашел ее обезображенный труп в своей палатке. И Джеронимо поклялся мстить до самой смерти. Однако нашелся другой человек, который отомстил за беззащитных женщин и детей. Через несколько месяцев их жестокий убийца был отравлен в Соноре своими людьми. Массовое убийство индейцев не помогло тирану удержаться на троне.
Последняя война апачей
Индейцы, поселившиеся в каменном «замке», со временем вышли на связь с дружинами вождей Хато, Локо, Нохито Дружины выбрали главным вождем «самого ужасного из всех индейцев», «человека-тигра» — неукротимого.
Последняя война апачей продолжалась. Снова отправлялись в Техас и Аризону отдельные дружины, чтобы захватить для своей горной республики оружие, продукты и лошадей. Самый известный такой «рейд» был предпринят весной 1883 года вождем Хато (Плоский нос) с двадцатью пятью воинами Джеронимо. «Рейд» продолжался всего шесть дней, апачи как вихрь пронеслись по Нью-Мексико и Аризоне, захватив более ста лошадей и убив десятки американцев, причем сами они не имели потерь.
Легендарный набег Плоского носа на юго-запад Америки имел в Соединенных, Штатах большой резонанс (хотя бы потому, что его жертвами стали известный судья X К. Мак-Комас и его жена, сестра известного в те времена поэта Айронквилла, которую апачи Убили недалеко от города Сильвер-Сити). Джеронимо мстил за убийтсво своей семьи.
Хато — за своих мертвых братьев. Американская общественность требовала отмщения за убитых в Сильвер-Сити. Око за око, зуб за зуб! Кто же мог справиться с этими уже немногочисленными бронхо.
Происхождение
По крайней мере два различных объяснения место происхождения возгласа в Форт — Беннинг , Джорджия , где некоторые из первых из армии США «s парашюта скачками произошло в 1940 — х годах.
По словам десантника Джерарда Девлина, это восклицание датируется августом 1940 года и приписывается рядовому Обри Эберхардту, члену взвода парашютных испытаний в форте Беннинг. Парашют совсем недавно приняли на вооружение для десантирования, и этот взвод испытал его первым. Накануне своего первого прыжка взвод решил успокоить нервы, проведя день перед просмотром фильма в театре Main Post и ночь в местном пивном саду . Они посмотрели вестерн с участием вождя коренных американцев Джеронимо . Название неизвестно, но, вероятно, это был фильм 1939 года « Джеронимо» с Энди Девайном и звездой Одинокого рейнджера Шефом Грозовой Тучей в главной роли.
На обратном пути в казармы товарищи Эберхардта издевались над ним, говоря, что он будет слишком напуган, чтобы вспомнить его имя. Эберхард возразил: «Ладно, черт возьми! Я говорю вам, шутники, что я собираюсь делать! Чтобы доказать вам, что я не боюсь до смерти, когда прыгаю, я буду громко кричать Джеронимо, когда я уйду. завтра за дверь! » Эберхард сдержал свое обещание, и этот клич постепенно был принят остальными членами его взвода.
В своей книге « За пределами группы братьев: военные воспоминания майора Ричарда Винтерса» Уинтерс предлагает другое объяснение: 501-й пехотный парашютный полк в Форт-Беннинге должен был совершить первый прыжок. В то время по радио звучала популярная песня «Джеронимо», которая быстро стала фаворитом среди солдат. Этот крик стал известен командиру, который настаивал, чтобы они вместо этого выпрыгнули и крикнули «Куррахи» , название горы в лагере Токкоа , их первом тренировочном лагере. Десантники часто бегали вверх и вниз по горе во время тренировок, этот забег известен в войсках как «3 мили вверх, 3 мили вниз».
Есть и третье объяснение. Медисин-Блафс в форте Силл, Оклахома, где Джеронимо был заключен в тюрьму как военнопленный и находится его могила, представляют собой крутые скалы и стали известны как Утес Джеронимо. О Джеронимо рассказывали небылицы в форте Силл. Рассказывают, что однажды Джеронимо, преследуемый армией по горячим следам, совершил прыжок верхом на почти вертикальном обрыве — подвиг, который отряд не мог повторить. Легенда продолжает, что посреди этого прыжка к свободе он издал леденящий кровь крик «Джеронимо-оо!»
Кто Такой Джеронимо Апач?
Джеронимо публично заявил, что больше не считает себя коренным американцем, и что белые люди были его братьями и сестрами. Насколько это было подлинным, остается неясным.
Джеронимо, чье имя было Гояоле или Гоятлай, что означает «тот, кто зевает», родился в Каньоне но-Дойон в июне 1829 года. Каньон был тогда частью Мексики, но сейчас находится недалеко от того места, где встречаются Аризона и Нью-Мексико.
До того, как лидер Бедонкохе возглавил Апачей, чтобы защитить свою Родину от посягательств Соединенных Штатов, Джеронимо был простым ребенком, рожденным в суровых реалиях 19-го века. Четвертый из восьми детей помогал родителям обрабатывать два акра земли, сажая бобы, кукурузу, дыни и тыквы.
Поскольку сам человек вышел за пределы ограничений факта, история его происхождения склоняется к мифу. Согласно легенде, после того, как он охотился и убил свое первое животное, он проглотил его сердце сырым на удачу.
Но его удача была пятнистой. Его отец рано умер, а мать Джеронимо предпочла остаться незамужней и жить с сыном.
В 1846 году, когда ему было 17 лет, Джеронимо стал воином. ” Это было бы великолепно», — писал он позже в своей автобиографии. — Я надеялся скоро служить своему народу в битве. Я давно хотел сражаться с нашими воинами.”
Еще одним плюсом было то, что теперь он мог жениться на Алопе, своей давней любовнице. Сразу же после того, как ему предоставили привилегии воина, Джеронимо пошел к отцу Алопе и спросил, Может ли она быть его женой. Ее отец согласился на брак, пока Джеронимо давал ему ”много» пони.
Джеронимо ничего не ответил, но через несколько дней появился перед своим вигвамом со стадом пони и взял меня с собой. Это была вся церемония бракосочетания, необходимая в нашем племени.»У них было трое детей.
Ирокезы
Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.
В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное — у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.
Современный дед-ирокез
При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.
Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)
В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов — ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.
Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.
Интересные факты:
-
Ирокезы не носили соответствующую прическу — она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.
-
Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».
-
Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США — британцы. Быть союзником ирокезов — плохая примета.
ранняя жизнь и образование
У Джеронимо есть отец-португалец по имени Антонио, мать по имени Сьюзан, старшая сестра по имени Филипа и ее старшая сестра по имени Лиза.
Джеронимо и ее семья покинули Джерси, когда ей было 11 лет, недолго прожив в Португалии , а затем переехали в Йоркшир на постоянное место жительства.
Джеронимо посещал танцевальную школу « Карусель» (переименованную в « Студию 16» в 2016 году) в Джерси с двухлетнего возраста. Она была одним из самых молодых актеров, которым когда-либо предлагали место в Лондонском Студийном Центре , однако ей пришлось отказаться от этого предложения после того, как вместо этого она сыграла свою первую телевизионную роль в Эммердейле в возрасте 16 лет.
Слава после смерти
Спустя 30 лет после гибели отважного вождя Джеронимо, в 1939 году, на экраны вышел фильм с одноимённым названием, повествующий о его подвигах. Он был поставлен по биографии индейского вождя, записанной с его слов С
М. Бареттом. А в 1962 вышел ещё один фильм о Джеронимо с Чаком Коннорсом в главной роли. Вспомнили о нём и в 1993 году, когда в кинопрокате появилось сразу два фильма «Джеронимо» и «Джеронимо: американская легенда». Они были очень популярны среди зрителей, особенно среди военных. А в 1940 году имя Джеронимо и вовсе стало боевым кличем американского десанта.
Забавно, что своим появлением традиция кричать «Джеронимо!» во время высадки американского десанта обязана спору между двумя боевыми товарищами. В 1940 году рядовой Эберхард зашёл вместе с приятелями в бар после просмотра фильма «Джеронимо». Там, изрядно выпив, Эберхард стал говорить, что массовые прыжки, бывшие в то время в новинку, ничуть не страшнее, чем одиночные. Однако друзья не поверили ему и стали подначивать. Мол, едва он выпрыгнет из самолёта, как тотчас забудет своё имя. В итоге рядовой поспорил, что крикнет «Джеронимо!» перед тем, как выпрыгнуть из самолёта. Своё обещание Эберхард выполнил. А вскоре «Джеронимо» стало боевым кличем солдат-десантников.
Кадр из х/ф «Джеронимо» 1962 года
Есть и другие версии происхождения клича «Джеронимо». Согласно одной из них, американские десантники кричали имя Святого Иеронима, весьма похожее в произношении на Джеронимо. Ну, а после выхода фильмов про известного индейского вождя боевой клич прочно и надолго трансформировался в «Джеронимо!», схожее с русским кличем «Ура!» и японским «Банзай!».
В современной культуре тоже не забыли про вождя Джеронимо. Клич, образованный от его имени, упоминается во множестве компьютерных играх и кинофильмах. Так, «Джеронимо!» стало коронной фразой Одиннадцатого Доктора из британского сериала «Доктор Кто». И даже в мультфильме «Балто» полярные медведи прыгают в замерзшее озеро с криком «Джеронимо!». Как бы то ни было имя храброго индейского вождя, не побоявшегося вступить в войну с противником, во много раз превосходящим его численностью и вооружением, осталось в истории навсегда.
- 10 фактов о Джаведе Икбале, отправившем на тот свет сотню мальчиков
- Интеллигентный авантюрист Николай Савин, едва не севший на болгарский трон
- Канадский политик-красавчик покоряет президентов, королев, принцесс и Иванку Трамп
- Дом из денежных купюр для безработного ирландца
- Пробирающие до мурашек картины юной художницы, страдающей шизофренией
Джеронимо покидает резервацию во второй раз
Однако не помогла и исключительная тактичность Девиса. Сознание, что они должны жить здесь по воле своих извечных врагов (наряду с некоторыми второстепенными причинами — например, запрещение варить в резервации тисвин—крепкое индейское кукурузное пиво), вновь звало неукротимых к борьбе. И снова в горы! И вновь мятежников возглавил Джеронимо. А вместе с ним — Нахито, Ульзано, Мангас (не следует путать его со старшим однофамильцем), Чиуауа и еще тридцать воинов, восемь юношей и с ними женщины и дети.
Путь беженцев с Индюшачьей реки вновь лежал через границы Аризоны в Мексику, к диким мексиканским горам. История повторялась. Апачи вновь, как вихрь, проносились по Нью-Мексико, Техасу и Аризоне. Убивали, теперь уже безжалостно, всех подряд.
Самым крупным был четырехдневный «рейд» по Аризоне и Нью-Мексико одиннадцати апачей, возглавляемых мужественным Ульзано, братом вождя Чиуауа. Ульзано не могли поймать четыре эскадрона Десятой кавалерии, группа индейских следопытов из племени навахов, эскадрон Четвертой кавалерии. Апачи убили около восьмидесяти человек, угнали двести пятьдесят лошадей, а сами потеряли лишь одного воина, погибшего не от пули бледнолицых врагов, а от руки апача из белогорской резервации.
Последний индеец. Побег в Аризону
Теперь Джеронимо и его маленькая группа апачей стали последними индейцами США, которых не загнали в резервации. Они бежали в родную Аризону, чтобы хотя бы еще какое-то время побыть дома, которым для них были просторы этого штата. Почти год 5 тыс. солдат и офицеров США, около 3 тыс. мексиканцев и 1 тыс. добровольцев преследовали горстку апачей, но ни одного так и не сумели найти. Все время погони, длившейся почти год, со страниц газет не сходили подробности этой кампании и ужасов, якобы творимых страшным Джеронимо и его «бандой убийц». Апачи и правда убивали опасных для них белых в этом походе, но в слухи об умерщвлении младенцев даже тогда сложно было поверить.
В сентябре 1886 г. вождю апачей пришлось все-таки капитулировать, на этот (четвертый) раз — окончательно. Все же невозможно было уходить от преследования годами. Джеронимо и его людей не отправили в резервации, как до этого, а содержали в различных фортах как военнопленных (форт Пикенс, форт Силл и др. во Флориде).
Так закончилась трехсотлетняя история индейских войн. Свободных индейцев, ведущих свой традиционный образ жизни вне резерваций, в США не осталось.
К концу жизни Джеронимо число чирикауа-апачей снизилось до около 300 человек (когда легендарный воин родился, было в несколько раз больше). Многих детей коренных американцев насильно забрали в Пенсильванию и пытались ассимилировать. Лишь некоторым индейцам позволили в 1913 г. отправиться в резервацию Нью-Мексико. Там, а также во Флориде, немногочисленные потомки чирикауа-апачей живут до сих пор. Потомки Джеронимо все еще получали в начале XXI века «письма ненависти» от жителей Аризоны, в которых те писали, что вождь апачей убил их прадедов.
Умер Джеронимо от пневмонии в 1909 г. в форте Силл (Флорида). Будучи военнопленным, он стал чем-то вроде американской достопримечательности, живого памятника эпохи индейских войн. Он продавал свои фото с автографом, подписанные луки и стрелы, а в 1905 г. был приглашен президентом Т. Рузвельтом на инаугурацию. «Я хотел показать людям хороший спектакль», — сказал Рузвельт. Джеронимо напрасно надеялся, что президент позволит после этого ему вернуться в родные места. Единственное, что разрешил ему Рузвельт — это рассказать свою историю журналисту С. М. Баррету. Книга воспоминаний Джеронимо была опубликована в 1906 году. Он сожалел, что не продолжил сражаться до последнего патрона, а сдался, надеясь спокойно умереть на родине.
Апачи, постепенно «растворяющиеся» в американском населении, неоднозначно оценивали деятельность Джеронимо — одни его чтили, другие проклинали за то, что втягивал других людей в свою безнадежную борьбу, и те погибали без всякого смысла. Многих апачей продержали как военнопленных вместе с Джеронимо, хотя они и не участвовали в его кампаниях, а просто принадлежали к тому же племени. Несмотря на это, непримиримость, храбрость и твердость убеждений Джеронимо до сих пор вдохновляют индейцев и их былых врагов — новых американцев.
Чероки
Военная раскраска чероки
Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.
Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез».
Современные чероки
Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.
Интересные факты:
-
Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.
-
Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.
Биография
Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое, которое является фратрией племени чирикауа (входящего в состав нации апачей), вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время — во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.
Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении: Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо — транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.
Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо.
Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. Именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.
Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью, которые он демонстрировал с по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии. Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.
Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме.
Джеронимо (1898 г.)
В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. В 1905 году Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта. Он обратился к президенту с просьбой вернуть его племя обратно в Аризону, но получил отказ.
В начале 1909 года 79-летний Джеронимо упал с коня и до утра пролежал на земле. Через три дня — 17 февраля 1909 года — он умер от пневмонии в Форте-Силл и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.
Литература
- Geronimo (edited by Barrett) «Geronimo, His Own Story» New York: Ballantine Books 1971. ISBN 0-345-28036-9. Also ISBN 0-85052-104-1
- Carter, Forrest. «Watch for Me on the Mountain». Delta. 1990. (Originally entitled «Cry Geronimo».)
- Opler, Morris E.; & French, David H. (1941). Myths and tales of the Chiricahua Apache Indians. Memoirs of the American folk-lore society, (Vol. 37). New York: American Folk-lore Society. (Reprinted in 1969 by New York: Kraus Reprint Co.; in 1970 by New York; in 1976 by Millwood, NY: Kraus Reprint Co.; & in 1994 under M. E. Opler, Morris by Lincoln: University of Nebraska Press. ISBN 0-8032-8602-3).
- Pinnow, Jurgen. (1988). Die Sprache der Chiricahua-Apachen: Mit Seitenblicken auf das Mescalero . Hamburg: Helmut Buske Verlag.
- Davis, Britton «The Truth about Geronimo» New Haven: Yale Press 1929
- Bigelow, John Lt «On the Bloody Trail of Geronimo» New York: Tower Books 1958
- Debo, Angie. Geronimo: The Man, His Time, His Place. University of Oklahoma Press : Norman, 1976
- Faulk, Odie B. The Geronimo Campaign. Oxford University Press: New York, 1969. ISBN 0-19-508351-2
- Dee Brown, Bury my Heart at Wounded Knee. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970. ISBN 0-03-085322-2
Джеронимо, сеющий ужас и смерть
Сразу после мартовских событий 1851 года главный вождь чирикауа-апачей Мангас Колорадас послал Джеронимо к вождю племени чоконенов Кочису. Тот согласился помочь и выделил Гоятлаю небольшой отряд своих воинов. Отряды Джеронимо нападали на бледнолицых, оказавшихся на территории индейцев. Индейский вождь стрелял без промаха, одинаково хорошо обращаясь и с луком, и с револьвером, и с ружьём. К тому же, он умел действовать скрытно и манипулировать людьми, чтобы добиться желаемого результата. Однако со временем численность отряда Джеронимо всё уменьшалась и уменьшалась. Несмотря на всю свою отвагу, небольшая горстка индейцев не могла противостоять многочисленной армии захватчиков.
Целых 30 лет Джеронимо оборонял земли своего племени от мексиканцев и американцев. Под конец в его отряде было лишь 38 человек, из которых больше половины составляли женщины и маленькие дети. Но даже с таким крошечным отрядом он умудрился разбивать целые армии. Под конец за Джеронимо гонялись целых пять тысяч американских солдат, а это была четверть действующей армии США в то время. К тому же, охотились за индейским вождём и мексиканцы. В конце концов Гоятлай устал от битв и убийств.
Целый год вместе со своим отрядом он прожил в резервации, но в конечном итоге бежал оттуда. Жизнь фактически в плену у бледнолицых была не по нраву свободолюбивому старому вождю. Он снова принялся грабить ранчо и с особой жестокостью убивать жён и детей фермеров, мстя таким образом за смерть своей первой жены и детей. Однако и это продлилось недолго.
В конечном итоге немногочисленное племя чирикауа-апачей под предводительством индейского вождя Джеронимо остались единственными, кто не признал власть США на западе. Но сопротивление индейцев в итоге было сломлено. В сентябре 1886 года Джеронимо, усталый и покорённый, сам пришёл к американскому генералу Нельсону Майлзу, чтобы сдаться ему в плен.