Что носят моряки на голове. морской головной убор

Гюйс во времена Российской империи

В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.

Гюйс ВМФ России, по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.

Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.

Что такое бескозырка?

Бескозырка – это шапка без козырька, часть формы фуражиров. После небольших трансформаций фуражка вошла в гардероб моряков. Она была официально утверждена как часть экипировки моряков. Сейчас фуражку без козырька надевают на торжественных случаях, парадах.

Немного истории

Бескозырка – это первый головной убор, который был введён в официальную форму русских матросов. За основу была взята фуражная шапка фуражиров (военных, отвечающих за заготовку кормов для животных). Уже в 1811 году головной убор был назначен частью повседневного наряда в армии и на флоте.

Отличительные особенности первой модели:

  • отсутствие ленты;
  • изумрудный оттенок;
  • наличие больших номеров экипажей флота.

В XIX веке на шапке был внедрён белый шнурок, который можно наблюдать и на современных моделях. Не позже 1872 года появились ленты. Раньше на фуражках были только цифры с данными корабля. В 70-х годах официальной формой была утверждена чёрная бескозырка с белой лентой. Точная модель была введена в августе 1874 года. В СССР правила оформления надписей на фуражке было утверждено в 1923 году.

Гвардейский знак и соответствующая лента были разработаны в 1943 году. Здесь присутствовала расцветка георгиевской ленты: чередование чёрных и оранжевых полос. Цвета имели особую символику. Чёрный обозначал дым, который возникает после выстрела порохом, а оранжевый – огонь.

Лента выполняла практическую функцию. Она удерживала шапку на голове при сильных порывах ветра. Ленты фиксировались вокруг шеи или моряки могли зажать их зубами. Сейчас этот элемент фуражки короче, а тогда его длина составляла приблизительно 160 см.

Чёрный верх головного убора носят в холодную погоду. Шапки с белым верхом надевают в летнее время. Белый цвет непрактичный, быстро пачкается. По этой причине сделали чехлы в светлой расцветке, которые можно снять и почистить.

Во время Второй мировой войны стало понятно, что бескозырка – абсолютно непрактичный головной убор. Шапка постоянно спадала с головы, быстро пачкалась и совсем не защищала от солнца и непогоды. Некоторые моряки совсем отказались от головных уборов, другие предпочли береты, кепки и прочие практичные изделия.

Из каких деталей состоит?

Конструкция бескозырки простая. Она менялась в зависимости от времени. Современный головной убор имеет 6 главных элементов. Составляющие детали:

  • околыш – обхватывает темя;
  • тулья – верхний элемент;
  • выпушка – надписи;
  • съёмный чехол;
  • кокарда – значок из металла;
  • ленты.

Изучаем мастер-класс по изготовлению бескозырки своими руками

Для работы нам потребуется:

  • Ткань белого и синего цвета – белая для основной детали (лучше всего подойдет креп-сатин), а синяя – для бортика, или околышка (габардин);
  • Синяя атласная лента шириной 2 см и длиной 80 см;
  • Дублерин;
  • Аппликация «Якорь»;
  • Нитки в цвет ткани и швейная машинка.

На этом этапе необходимо сделать выкройки всех деталей бескозырки – их будет всего две: выкройка околышка, или бортика, и самой шапочки. Деталь околышка представляет собой полосу шириной примерно 5 см, а длиной равной окружности головы + 1 см на припуски. Выкройка шапочки представляет собой окружность с круглым отверстием внутри. Радиус внутреннего круга рассчитываем по формуле, где L – это длина околышка. Радиус большой окружности рассчитываем по формуле R = r + 7см. при этом обе эти окружности имеют общий центр. Строим и вырезаем выкройку из бумаги – это тулья основной детали бескозырки. Для шапочки нужна будет еще одна выкройка, но она представляет собой окружность, равную внешнему кругу тульи, так что ее можно сразу выкроить на ткани.

Из синей ткани выкроите бортик бескозырки, а из белой – тулью и верхнюю часть. Все детали тщательно проклейте дублерином, не забывая оставлять припуски на швы.

Околыш согните вдоль пополам изнаночной стороной внутрь и хорошо пропарьте утюгом. У вас должна получится довольно плотная деталь. Тулью и верхнюю часть сложите вместе лицевой стороной внутрь и сколите булавками или сметайте, после этого прострочите на швейной машинке вдоль внешней окружности.

Припуск на швы по краям окружности сделайте зубчатым – так бескозырка будет лучше держать форму. Выверните готовую деталь на лицевую сторону и хорошенько пропарьте утюгом.

Припуски вдоль длинных сторон околыша подогните на изнаночную сторону и приметайте, а на внутренней окружности тульи сделайте несколько небольших надрезов длиной на более 5 мм – так тулья аккуратней ляжет на околыш. Приметайте околыш к тулье, заправив ее срез внутрь околыша. После этого убедитесь, что все детали пришиты ровно и без складок и прострочите изделие.

На этом этапе нужно пришить две ленты сзади на околышек с изнаночной стороны. Чтобы эти ленты не перекручивались, их следует пришить по периметру, причем захватывая только внутреннюю сторону бортика, шов при этом не будет виден с лицевой стороны.

Осталось прикрепить аппликацию с якорем на переднюю части тульи прямо напротив лент и настоящая матросская бескозырка для юного моряка дальнего плавания готова.

Если же вы не дружите с иголкой и ниткой, а шитье не является вашим любимым хобби, то подобную бескозырку можно сделать и из тонкого картона или из бумаги. Лучше всего для этих целей подойдет лист ватмана. Выкройки применяются те же самые, но шить ничего не надо – просто склейте детали там, где их надо сшить с помощью клейстера или ПВА и дайте хорошо высохнуть. Существуют также способы изготовления различных бескозырок, фуражек или шляпок в технике оригами, но для ее освоения надо некоторое количество времени. Бумажная детская бескозырка получится не хуже, чем сшитая из ткани. Бортик можно сразу закрасить синей краской или приклеить на него атласную ленту – как вам больше нравиться.

Для того чтобы костюм моряка был полностью укомплектован необходимо сшить еще и воротник. Для его изготовления понадобится также синий габардин и тонкая атласная (шириной 1см) лента белого цвета.

Выкройка матросского воротника выглядит вот так:

Её можно построить по всем правилам конструирования одежды, а можно просто перерисовать, как говорится «на глазок», взяв за основу любую футболку вашего ребенка.

Что такое бескозырка?

Бескозырка – это шапка без козырька, часть формы фуражиров. После небольших трансформаций фуражка вошла в гардероб моряков. Она была официально утверждена как часть экипировки моряков. Сейчас фуражку без козырька надевают на торжественных случаях, парадах.

Немного истории

Бескозырка – это первый головной убор, который был введён в официальную форму русских матросов. За основу была взята фуражная шапка фуражиров (военных, отвечающих за заготовку кормов для животных). Уже в 1811 году головной убор был назначен частью повседневного наряда в армии и на флоте.

Отличительные особенности первой модели:

  • отсутствие ленты;
  • изумрудный оттенок;
  • наличие больших номеров экипажей флота.

В XIX веке на шапке был внедрён белый шнурок, который можно наблюдать и на современных моделях. Не позже 1872 года появились ленты. Раньше на фуражках были только цифры с данными корабля. В 70-х годах официальной формой была утверждена чёрная бескозырка с белой лентой. Точная модель была введена в августе 1874 года. В СССР правила оформления надписей на фуражке было утверждено в 1923 году.

Гвардейский знак и соответствующая лента были разработаны в 1943 году. Здесь присутствовала расцветка георгиевской ленты: чередование чёрных и оранжевых полос. Цвета имели особую символику. Чёрный обозначал дым, который возникает после выстрела порохом, а оранжевый – огонь.

Лента выполняла практическую функцию. Она удерживала шапку на голове при сильных порывах ветра. Ленты фиксировались вокруг шеи или моряки могли зажать их зубами. Сейчас этот элемент фуражки короче, а тогда его длина составляла приблизительно 160 см.

Чёрный верх головного убора носят в холодную погоду. Шапки с белым верхом надевают в летнее время. Белый цвет непрактичный, быстро пачкается. По этой причине сделали чехлы в светлой расцветке, которые можно снять и почистить.

Во время Второй мировой войны стало понятно, что бескозырка – абсолютно непрактичный головной убор. Шапка постоянно спадала с головы, быстро пачкалась и совсем не защищала от солнца и непогоды. Некоторые моряки совсем отказались от головных уборов, другие предпочли береты, кепки и прочие практичные изделия.

Из каких деталей состоит?

Конструкция бескозырки простая. Она менялась в зависимости от времени. Современный головной убор имеет 6 главных элементов. Составляющие детали:

  • околыш – обхватывает темя;
  • тулья – верхний элемент;
  • выпушка – надписи;
  • съёмный чехол;
  • кокарда – значок из металла;
  • ленты.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое идентично ефрейтору в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Узнай: Какие погоны носят генералы в армии России Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Дальше в рядах ВМФ идут старшинские ранги, которые идентичны сержантским званиям, в других войсках. Их обязанности так же соответствуют сержантским и старшинским званиям в сухопутных войсках.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи, этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет «мичман». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию «прапорщик». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание «старший мичман», имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах. Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ, при условии срочной службы, это старшина 2 статьи. Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Военно-морской флот России. История форменной одежды ВМФ

Созданием регулярных частей армии и военно-морского флота Россия обязана выдающейся исторической личности Петру Первому. В 1696 году осенью подписывается государственный указ: «Морским судам быть». Вскоре Российская империя по праву может называться первой среди представителей морских держав.

Рубежи России на всей протяженности береговой линии омываются тринадцатью морями. Круглосуточную службу, обеспечивая боевую готовность кораблей, несут военные подразделения ВМФ РФ. Так же как и Военно-морской флот имеет длинную историю своего становления и развития, так и форма матросов претерпевала многочисленные изменения в течение всего периода истории. Со времен царской России было создано огромное количество вариантов обмундирования для военных.

Первый флотский костюм состоял из серой или зеленой куртки, коротких панталон, чулок и широкополого головного убора. За образец униформы взяли обмундирование голландцев. В качестве повседневной форменной одежды моряки носили просторную блузу, брюки из парусины, камзол и треуголку. Именно так выглядели команды моряков во времена знаменитого похода адмирала Ушакова по Средиземному морю.

Для корабельных работ моряки облачались в парусиновый костюм серого цвета. Сверху надевался белоснежный блузон с воротником цвета лазури. Этот вариант ношения морской формы был утвержден для рядовых матросов в 1874 году. На протяжении следующего периода времени смены фасона и материала для изготовления одежды служащих ВМФ были минимальны, вплоть до современного варианта пошива морского платья 1951 года. Приказом военного министерства чинам старшего офицерского состава и рядовым матросам предписывалось носить рабочий костюм: тёмно-синюю тельняшку и рабочую блузу с отложным воротом. В качестве головного убора – пилотку и бескозырку.

Следует отметить, что до начала восьмидесятых годов прошлого столетия для пошива рабочей одежды служащим ВМФ использовалась ткань, которая легко поддавалась очистке – облегченная парусина. Основным цветом рабочей робы был белый для матросов, несущих службу на Черном море, повседневная одежда лазурного цвета для служащих других флотилий ВМФ. Позже морская форма становится темно-синей, а на материал для ее пошива идет преимущественно хлопчатобумажная ткань.

Сейчас на пошив флотского костюма используется старшинка, считающаяся среди матросов наиболее качественным материалом. Это темное полотно, абсолютно немаркое, за счет повышенной плотности ткани очень износостойкое и практичное. Бесспорным преимуществом материала является способность не линять и не мяться.

На протяжении всего периода истории ВМФ остается неизменным обязательный атрибут – белая тканевая нашивка на блузе, на которой нанесен личный номер военного. Носят блузу навыпуск, заправляя только на вахтовом дежурстве. На пряжке брючного ремня во времена СССР было изображение якоря со звездой, позже звезду убрали, а современная пряжка имеет эмблему ВМФ России. Отдельно стоит сказать о форменном морском воротнике. Широкий, насыщенного синего цвета, с тремя белыми полосками по краю, символизирующих три блестящих морских сражения – Гагунтское, Синопское и Чесменсое, в которых Россия вышла победителем.

Именно матроска с широким отложным воротом дала начало зарождению «морского» стиля в одежде. А морская символика присутствует на моделях из многих коллекций мировых кутюрье. Ношение фуражки-бескозырки было утверждено в 1911 году, ленточки с названиями экипажа флота и корабля появились позже. В настоящее время традиция носить на лентах бескозырки название своего судна возрождается среди служащих ВМФ.

Сколько раз бы ни менялось обмундирование защитников морских рубежей России на протяжении всего периода истории, главным событием для каждого моряка остается День рождения ВМФ России, 31 июля. Это великий праздник для всех тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины, кто исполняет гражданский долг, терпя трудности и лишения, обеспечивает спокойствие мирных граждан. Это профессиональный праздник тех, кто дает уверенность, что морские границы России неприкосновенны и находятся под надежной защитой всех оперативно-стратегических объединений Военно-морского флота РФ – Черноморского, Северного, Балтийского, Каспийского и Тихоокеанского.

Брюки

Брюки рабочего платья имеют нестандартный пошив, сохраняя фасон XVIII века. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами или с застёжкой на металлические крючок и петлю, и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлёвками для ремня.

Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.

Ремень, как правило, из свиной кожи. На пряжке ремня (бляхе

) советского образца изображён якорь со звездой, на пряжках более позднего образца — якорь без звезды, а на пряжках современного образца изображена эмблема ВМФ РФ.

История

С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введён костюм, состоявший из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и грубошёрстной куртки серого или зелёного цвета.

Заменявшая мундир повседневная рабочая форма матросов во время средиземноморской кампании 1798—1800 годов включала в себя треуголку, камзол и свободного покроя рубаху и штаны из парусины. Рабочее платье, состоявшее из рубахи и брюк, изготовлявшееся из светло-серой парусины, употреблявшееся при всех работах на кораблях и носившееся поверх форменной белой рубахи с выпускаемым наружу синим воротником, было утверждено как форма одежды рядового состава 19 августа 1874 года. Синее рабочее платье носилось только на корабле при работе в машине и в трюмах.

Выдача водки матросам на крейсере «Россия» Русского Императорского Флота, около 1910. Матросы в белом рабочем платье

На протяжении столетий изменения в пошиве и материалах рабочего платья были минимальны. Современный вид окончательно утвердился в 1951 году.

До 1980 года рабочая форма одежды в ВМФ шилась в основном из добротного материала — из облегчённого варианта парусины (т. н. «чёртовой кожи»), хорошо отстирываемого даже от масляных пятен и всех видов краски. Для Черноморского флота рабочая форма шилась почти белого цвета (из парусины некрашеной), для остальных флотов — преимущественно голубого цвета. В начале 80-х годов изменяется цвет костюма на синий или тёмно-синий. Материал — хлопчатобумажная или смесовая ткань. После закрытия в начале 1990 годов предприятия в Иванове, производившего ткани специально для ВМФ, качество пошива робы значительно снизилось. В последнее время рабочую форму для флота шьют самые разнообразные пошивочные фирмы и ателье, причем из всевозможных и не всегда качественных материалов. При этом цвета этих роб лежат в широком диапазоне оттенков чёрного и синего цветов.

Среди матросов ВМФ самой хорошей тканью робы считается старшинка

— наиболее тёмная и плотная ткань. Она немаркая, не линяет и не мнется.Стекляшка очень хорошо сохраняет отутюженные стрелки, однако быстро засаливается. Самой плохой тканью считается т. н.тряпка , которая очень быстро пачкается, выцветает и мнется.

Боевой номер

В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава. Боевой номер состоит из трех частей:

Расшифровка боевого номера

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра — порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене — 1, 5, 7;

Второй боевой смене — 2, 4, 8;

Третьей боевой смене — 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек — 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек — 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).

Существует две версии возникновения матросского воротника. По одной из них морякам полагалось носить парики, а кончики косичек смазывать дёгтем. Естественно, косички касотоались одежды и пачкали её. За неопрятный вид матросов наказывали, поэтому-то они и придумали некое подобие воротника из лоскута кожи, который надевали поверх матросской рубахи.

По другой версии матросский воротник трансформировался из обычного капюшона, который защищал матросов от морских брызг в ветряную погоду.

Видео: Бескозырка своими руками

Шьем воротник-гюйс для костюма морячка:

  • Без гюйса не получится настоящего моряка. Поэтому вам понадобится приобрести около полуметра синей ткани, из которой вы и выкроите этот важный атрибут. Для его изготовления можно воспользоваться габардином, атласом, шелком и т.п. материалами.
  • Сделайте замер спины вашего ребенка – по нему следует определить ширину заготовки; ее длина должна быть измерена по лопатки. Впереди заготовка должна быть длиннее всего – доставать до пояса.
  • Потребуется вырезать два прямоугольных элемента. Отметив середину, вырежьте полукруг для горловины, чтобы ваш гюйс хорошо ложился на спине ребенка. Сшейте два идентичных элемента между собой, выверните налицо и проутюжьте гюйс. Воротник нужно украсить, обшив его нижнюю часть ленточкой белого цвета. Отступив 5 см от предыдущей, пристрочите еще одну ленту.
  • Гюйс не обязательно оснащать белыми ленточками – их можно просто нарисовать при помощи трафарета белой акриловой краской.


Воротнички

Брюки и рубаха для моряка:

Возиться с шитьем брюк и рубахи вовсе не обязательно, наверняка в гардеробе каждого мальчишки найдутся черные брючки и белая рубашка, которые прекрасно впишутся в создаваемый вами образ.


Форма моряка, пример. Свои брючки и рубашку вы также можете украсить полосами и нашивками

  • Однако если у вас есть желание засесть за шитье полноценного костюма, то в таком случае сшейте для своего юнги штаны из черного или темно-синего атласа в стиле клеш. Блузку сшейте из белой атласной ткани. Для этого потребуется просто прострочить между собой переднюю и заднюю части цельной рубахи с глубоким воротом.
  • Если же вы решили обойтись уже готовыми вещами, то под белую, не застегнутую до самого горла рубаху, подденьте трикотажную футболку в виде тельняшки. Если такой у вас не найдется, то в таком случае на белой без рисунка майке можно акрилом нарисовать полоски синего цвета.
  • И не забудьте о широком ремне с большой бляхой для вашего морского волка – этот атрибут также обязателен для костюма.


Можно оставить традиционную основу костюма

Ну, вот и все, ваш юный морячок уже «сошел на берег», и готов к совершению подвигов на суше и покорению девичьих сердец!

Мы также расскажем про такие костюмы:

  • Полицейского

Какие использовались ткани для пошива?

Долгое время форма ВМФ (фото ее представлено в статье) изготавливалась из парусины облегчённого типа. Это было связано с тем, что данный материал легко поддаётся стирке и выведению различных загрязнений. Данная ткань использовалась в пошиве формы до восьмидесятых годов прошлого столетия. Также существовало различие в цвете одежды между различными флотами. Например, черноморский имел форму белого цвета.

А остальные флоты использовали для ношения голубой тон. Затем форму стали шить синего цвета либо темно-синего. Также поменялась ткань. Вместо парусины стал использоваться хлопок. В последние годы форму принято шить в различных ателье на заказ. Для ее производства может использоваться любая ткань. Стоит сказать о том, что она не всегда бывает хорошего качества. Цветовая палитра для пошива формы может быть в диапазоне от синего до чёрного цвета. Часто для изготовления используется такой материал, как старшинка. Он обладает плотной текстурой и считается тканью высокого качества.

История

Гюйс военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)

Шотландский вариант гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии (1634—1707)

В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля. Русское название «гюйс» происходит от нидерл. geus — названия, введённого гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции (1566—1609). Именно так прочитал Петр Великий это голландское слово (переводится как «нищий» — такое прозвище дали правящие представители Испании бедным фламандским дворянам, требовавшим равноправия с ними). В других языках название носового флага военных кораблей звучит иначе.

Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus) относится к сражению гёзов с испанцами у городка Ден-Брил 1 апреля 1572 года, когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос — оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома, из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов

Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в 1634—1707 годах предшественник современного флага Великобритании. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался в качестве кормового (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового только королевским кораблём и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса — отсюда и его обиходное наименование «Юнион Джэк» (англ. Union Jack) — «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, объединённый флаг стал флагом нового государства.

С этим читают

Мировая история гюйсов

Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось — есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома — оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква «Х» на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали «Юнион Джек» («союзный гюйс»); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector