23 самые большие пушки

3 уровень

Cruiser Mk. II (максимальный урон 278-463 единиц)

И снова британец. Этот легкий британский танк может похвастаться максимальным уроном, которого достаточно чтобы «ваншотнуть» противника на уровень, а то и на два выше себя. В принципе, вот и все, больше похвастаться ему нечем. Скорость отвратительная, броня слабая, перезарядка так себе, а про точность я вообще молчу. Снаряд летит очень медленно, и пойди разбери, когда он настигнет цель, и настигнет ли вообще. Бывает, что сведешься на стоячего противника, с предвкушением дашь залп, и смотришь, как твой снаряд по издевательской дуге перелетает врага.

Но несмотря на все это, лично я оставил Cruiser Mk. II в своем ангаре. Знаете почему? Это очень фановый танк! Пусть он медленный, неповоротливый и косой, но когда с одного выстрела снимаешь все очки здоровья высокоуровневому противнику, проникаешься неподдельной любовью к Cruiser Mk. II.

Чтобы добиться максимальной убойности, нужно установить орудие 3.7-inch Howitzer. К этой пушке поставляют всего два вида боеприпасов — «золотые» кумулятивные и обычные осколочно-фугасные. Премиумные кумулятивные снаряды обладают превосходной бронепробиваемостью, но фугасы наносят огромный урон (если стрелять по слабым местам), целых 278-463 единицы.

Артиллерия Lorraine39 L AM (максимальный урон 308-513 единиц)

Миниатюрная, динамичная и дальнобойная артиллерия с долгой перезарядкой, но огромным, как для своего уровня, уроном. Благодаря навесной траектории полета снаряда, маленькая французская САУ умеет доставать противников, прячущихся за невысокими укрытиями.

Имеет в арсенале два орудия: четвертого и пятого уровней. Несмотря на одинаковый урон, «стоковая» пушка дольше перезаряжается, да и снаряды из нее летят как-то медленно.

Самым большим уроном 308-513 единиц обладают осколочно-фугасные боеприпасы, но против тяжелых танков пятого и шестого уровней лучше использовать «золотые» кумулятивные снаряды.

Таким же уроном обладают M37 и Wespe.

Пушка плюс ракета

Еще в годы Первой мировой войны предлагали снабдить снаряд небольшим реактивным двигателем, работающим во время полета. Со временем эта идея воплотилась в «активно-реактивные снаряды».

Так, во время Второй мировой за счет активно-реактивного снаряда с отделяемым поддоном немцы решили придать сверхдальнобойность своей весьма удачной 28-см железнодорожной установке К5(Е), имевшей штатную дальность стрельбы до 62,2 км. Новый снаряд в 245 кг нес, конечно, меньше взрывчатки, чем штатный в 255 кг, зато дальность стрельбы в 87 км позволяла из Кале или Булони обстреливать города на южном побережье Англии. На установки К5(Е) планировали также ставить гладкий 31-см ствол под разработанный исследовательским центром в Пенемюнде оперенный снаряд калибра 12 см с отделяемым поддономшайбой. При начальной скорости 1 420 м/с такой снаряд массой 136 кг должен был иметь дальность полета 160 км. Две опытные 38-см установки захватили в качестве трофея американцы в 1945 году.

Предлагались и снаряды, основную часть импульса получавшие от реактивного двигателя. В 1944 году «Крупп» разработала ракетно-артиллерийскую систему Rwa100 с расчетной дальностью стрельбы 140 км. Реактивный снаряд использовал сравнительно небольшой вышибной заряд и тонкостенный ствол. Заряд должен был сообщать 54-см снаряду массой 1 т начальную скорость 250—280 м/с, а в полете ее планировали увеличить за счет реактивной тяги до 1 300 м/с. Дело не пошло дальше макета. Разрабатывались и проекты 56-см установки RAG со стволом длиной всего 12 калибров, из которого реактивный снаряд запускался на дальность — в разных вариантах — до 60 или до 94 км. Правда, схема не обещала хорошей меткости, поскольку неизбежно проявлялись недостатки неуправляемого реактивного движения.

«В порядке верховного управления страной»

Убитый морем: правда о гибели линкора «Императрица Мария»

20 октября 1916 года в Севастопольской бухте затонул флагман Императорского Черноморского флота

seva2


Самым активным лоббистом строительства линкоров стал Петр Аркадьевич Столыпин

Фото: РИА Новости

Встали с «Авророй»: куда на самом деле стрелял легендарный крейсер

Участие в событиях Октябрьской революции — далеко на самая важная часть истории знаменитого корабля

Собственных средств Морского ведомства на такую программу хватить не могло, требовались дополнительные ассигнования, которыми распоряжалась Государственная дума. Депутаты от такого предложения были не в восторге и почти единогласно отвергли проект. Но правительство не сдавалось. Самым активным лоббистом строительства линкоров стал Петр Аркадьевич Столыпин, в своем выступлении в Думе четко расставивший геополитические приоритеты: «Появление в составе Балтийского флота новых мощных кораблей послужит уже сейчас мировым интересам России при известных политических конъюнктурах». Премьер-министра поддержал глава МИДа Александр Петрович Извольский: «В настоящее время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России есть такие задачи, осуществление которых невозможно без основательной морской силы…». Но Дума денег так и не дала. Тогда Столыпин выступил в Государственном совете и добился его согласия на ассигнование средств, необходимых для начала постройки линкоров, использовав его чрезвычайное право в «порядке верховного управления страной».

16 июня (3 июня по старому стилю) 1909 года в присутствии членов царской семьи, адмиралов и высших чиновников были торжественно заложены все четыре линкора, которые получили названия «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава». Первые два строились на Балтийском заводе, третий и четвертый — на Адмиралтейском. По названию первого корабля серии все они стали именоваться линкоры типа «Севастополь». Заказы на оборудование и артиллерию были размещены на Ижорском, Обуховском и Путиловском заводах, броневые пластины и сталь делали на Сормовском и Кулебакском заводе в Нижегородской области. Изготовление всех узлов и механизмов на отечественных, в первую очередь казенных предприятиях по настоянию Столыпина было одним из условий выделения средств Морскому ведомству, да и по качеству наши изделия не уступали лучшим мировым образцам. К сожалению, сам Петр Аркадьевич до окончательной постройки своих «крестников» не дожил: в сентябре 1911 года его сразила пуля террориста.

seva


Линейный корабль «Севастополь» покидает Балтийский завод, июль 1914 года

Фото: wikipedia.org

Последний поход «Новика»

На Балтике нашли легендарный корабль отечественного флота

В процессе строительства проекты линкоров неоднократно корректировались. Например, когда работы над кораблями уже начались, в мире начала развиваться боевая авиация, и пришлось доукомплектовать их зенитным (противоаэропланным, как тогда говорили) оружием. Но в первую очередь новшества были связаны с тем, что почти 200-метровые в длину и практически полностью бронированные корабли постоянно превышали нормативную массу, и инженерам приходилось по ходу искать всё новые способы «разгрузки».

История развития артиллерийского оборудования

Изначально артиллерийские орудия появились в Европе примерно в конце XII века. Во времена Реконкисты испанцы получили первые пушки в качестве трофеев, а потом внедрили их в испанской армии. Пушки в морском бою первыми тоже применили испанцы (королевство Арагон) против французов (графство Анжу). Европе, всю историю воевавшей друг с другом, пушки понравились, и орудия стали распространяться во всех Европейских странах. Уже в XIV веке артиллерия применялась во всех европейских войнах — от Англии и до России. Согласно летописям, в 1382 году во время осады Москвы, Дмитрий Донской применил «тюфяки» против татар.

Первые пушки сваривались проковкой из металлических полос в трубку. Соответственно, качество было не ахти. Долгое время артиллерия на равных использовалась наряду с баллистами и требуше. Тем более в пушках использовалась так называемая пороховая мякоть. Делать порох в зернах еще не умели. Однако к этому времени начала зарождаться и самоходная артиллерия. В битве при Беверхуцфельде 3 мая 1382 г. гентцы расположили в наступающей армии «наглецов», о которых очевидец битвы писал, что это были высокие двух или четырехколесные обитые железом тележки, спереди снабженные железными пиками и несущие по три или четыре небольших пушки.

Поначалу вертикальное наведение стволов пушек осуществлялось подкладыванием под них деревянных клиньев, и только к концу XV века появились первые устройства вертикального прицеливания. В это же время артиллерия наконец-то обретает подвижность. Так, в 1494 году король Франции Карл VIII совершил марш через Альпы и Апеннины во главе своей армии в Италию. Армия Карла имела почти тысячу орудий.

До конца XIV века, то есть до прихода чугуна в Европу, орудия делали из бронзы. Подготовка ядер из камня или свинца занимала долгое время, поэтому переход на чугунные дал сильный толчок для развития орудийного производства. За счет чугунных ядер стало возможно уменьшить калибры и увеличить длину стволов. Это, в свою очередь, вызвало увеличение дальности и мощности стрельбы.

В России артиллерии тоже уделялось огромное внимание. В 1591 году английский дипломат, побывавший в России, писал, что артиллерийские запасы в России больше, чем в Европе

Царь-пушка, которая стреляла. Экспонат музея Пермской артиллерии

В 1695 году в Преображенском полку Пётр I, в рамках своих преобразований России, учредил бомбардирскую роту. Более того, он и стал официальным командиром этой роты. В 1699 году в новой армии Петра была введена должность начальника всей артиллерии страны ­– генерал-фельдцейхмейстера. Также росло производство пушек на Урале.

В 1759 году была создана гаубица, основным снарядом которой была картечь.

В Первую мировую войну артиллерия начала завоевывать свое звание «Бога войны». На артиллерийское огневое поражение приходилось уже 75% уничтоженной живой силы и техники противника.  Появилось деление на уровни подчинения артиллерийских подразделений. Например, артиллерия, которая находилась на уровне пехотных оборонительных рубежей для непосредственной поддержки обороны или наступления, обычно калибром до 76,2 мм и более мощные пушки и гаубицы, дивизионного и выше уровней.

Во время второй мировой войны широко стали применяться минометы, специализированная противотанковая артиллерия. Появилась реактивная артиллерия. Перед войной много опытов было с безоткатными орудиями.

После победы в Великой Отечественной войне на вооружение был принят артиллерийский цветник — самоходные пушки и гаубицы «Гвоздика», «Акация», «Гиацинт», «Пион», самоходный миномет «Тюльпан». К 80-м годам была разработана самоходная или буксируемая гаубица Мста-С или Мста-Б соответственно, выбивающаяся по названию из цветника.

В 80-е годы начата разработка корректируемых снарядов с наведением по отраженному лазерному лучу. В настоящее время разработаны системы разведки целей и автоматизированного управления огнем.

Самая дальнобойная пушка в мире

Как передает редакция портала Рopular Мechanics со ссылкой на Defense News, руководитель программы армии США по разработке оружия большой дальности полковник Джон Рафферти, сообщает, что технология, по которой будет изготовлена пушка, является по-настоящему инновационной. Однако ряд экспертов до сих пор не уверены в экономической целесообразности подобного проекта.

Армия Соединенных Штатов собирается провести испытание ключевого технического компонента на военно-морском объекте поддержки Дальгрен в Вирджинии «очень скоро». Тактико-технических характеристик нового орудия по понятным причинам нам не раскрывают. Причем, что примечательно, на данный момент самые дальнобойные пушки, имеющиеся на вооружении армии США, способны поразить цель, находящуюся на расстоянии до 265 морских миль. Однако же по всей видимости, речь идет о пушке, стреляющей реактивными боеприпасами. Подобные наработки уже были у военных, однако до испытаний опытных образцов дело так и не доходило.

Обычные артиллерийские орудия работают, используя артиллерийский снаряд, выталкиваемый пороховым зарядом. При стрельбе из пушки горящие пороховые газы создают огромное давление. Само же давление растет и, достигая «критической отметки», выбрасывает патрон из пушки. Тут же все должно быть несколько иначе. Новая «Большая пушка», будет стрелять ракетными снарядами (RAP).

Прототип одной из самых известных больших пушек США. Фото 1990 года

Может ли дальнобойная пушка быть применена для нужд флота? Вполне возможно. Сейчас армия США вовсю тестирует рельсотронные пушки (или рейлганы). Но какими бы мощными они не были, преодолеть расстояние в 1800-1900 километров, их заряды вряд ли в состоянии. Другой аргумент в пользу целесообразности данного проекта — стоимость зарядов для рейлганов. Каждый из них в производстве обходится в 400 до 500 тысяч долларов США, что значительно дороже даже «обычных» снарядов с реактивной тягой. А что вы думаете по поводу столь мощной пушки?

Армия Соединенных Штатов надеется получить готовый прототип пушки к 2023 году. До этого момента будут проведены испытания всех ключевых элементов орудия. В частности, наибольший интерес на данный момент представляет система запуска снаряда, а также системы по корректировке точности пушки на столь больших расстояниях. Будут ли снаряды управляемыми, на данный момент не сообщается.

Гаубица «Сен-Шамон»

Весьма внушительными характеристиками обладала и французская дальнобойная железнодорожная гаубица. Ее калибр в 400 мм и масса снаряда в 641 кг кажутся не столь огромными в сравнении с немецким «Карлом», однако, «Сен-Шамон» обладала неоспоримым преимуществом в дальности стрельбы. Этот параметр достигал 17 километров. Даже в наше время отнюдь не каждое артиллерийское орудие способно забросить снаряд на такое большое расстояние, тогда как для данной пушки, созданной еще в XIX веке (1884 год), эта задача была вполне посильна.


Старинный рисунок, запечатлевший «Ленивую Метту». Само орудие не сохранилось

Наиболее известные орудия и орудийные рекорды

Китайское огненное копьё

Первое упоминание об огнестрельном оружии, бамбуковом «огненном копье», зафиксировано в китайских хрониках 1132 года.

Первое успешное разрушение крепостных стен с помощью артиллерии относится к 1374 году.

Изготовленная в 1382 году кованная бомбарда The Mad Mag (рус. «Безумная Грета») калибра 660 мм имела длину ствола около 5 м и вес около 16 тонн.

Московская бронзовая «Царь-пушка» имеет калибр 890 мм и была отлита в 1586 году. Фактически является бомбардой и предназначалась для стрельбы каменными ядрами. Чугунные декоративные ядра были отлиты в 1859 году.

Бомбарда «Базилика» калибром около 900 мм была отлита из бронзы за три месяца в середине XV века. 29 мая 1453 года выстрелом из «Базилики» туркам удалось пробить стену Константинополя. Дальность стрельбы этого орудия составляла 2 км, для ее перевозки требовалось 30 пар быков, а в расчёт входило около 700 человек, в том числе 50 плотников и 200 рабочих для постройки лафета.

Испанский парусный линейный корабль Nuestra Señora de la Santísima Trinidad (рус. Нуэстра Сеньора де ла Сантисима Тринидад, «Богоматерь Святой Троицы») нёс 140 орудий, что стало наибольшим числом в истории флота.

Кормовые орудийные установки SMS Bayern

Немецкие линейные корабли типа Bayern несли 8 орудий 380-мм SK L/45 Max, имели массу более 267 т и могли вести стрельбу на дистанцию до 47 км снарядами весом 750 кг.

Калибр сверхтяжёлой немецкой гаубицы Gamma Mörser составлял 420 мм, стрельба из нее велась бетонобойными снарядами весом 1003 кг.

Самоходная мортира Karl калибра 600 мм, построенная в годы Первой мировой войны, могла развивать скорость 10 км/час.

В 1918 году немецкие войска обстреливали Париж из пушки Kolossal калибра 210 мм, имевшей прицельную дальность 120 км. Пушка сделала около 350 выстрелов и была уничтожена после начала французского наступления.

5 июня 1942 года года начался обстрел Севастополя из железнодорожной пушки Dora калибра 807 мм. Пушка имела длину ствола 32,5 м и обслуживалась экипажем из 250 человек. На подготовку позиции требовалось 54 часа и дополнительно 2 500 человек, скорострельность составляла 1 выстрел в 30–45 минут, но не более 14 выстрелов в сутки. Стрельба велась фугасными 4,8 тонными или и 7,1-тонными бетонобойными снарядами. Для перевозки орудия, экипажа, боеприпасов и вспомогательного оборудования требовалось 107 железнодорожных вагонов. Орудие сделало немногим более 50 выстрелов и было отправлено на ремонт, а позднее захвачено Красной армией.

Орудийная установка линкора IJN Yamato

460-мм японское орудие 460-мм/45 Type 94 — крупнейшее по калибру корабельное орудие Второй мировой войны. Устанавливалось на линкорах типа Yamato. Суммарный вес бортового залпа этих кораблей составлял 13 140 кг.

Многокаморная пушка Vergeltungswaffe 3 (рус. «Оружие возмездия 3»), также известное под названием V-3 (Фау-3) калибром 150 мм была построена в Германии в 1943 году. Длина ствола составляла 124 м, вес 76 тонн. Расчётная дальность стрельбы 140-кг стреловидным снарядом составляла 165 км. Орудие предназначалось для обстрела Лондона, для его размещения на французском побережье Ла-Манша были построенные специальные штольни, уничтоженные союзной авиацией.

Во время Висло-Одерской операции перед наступлением советских войск артподготовка велась из 37 000 артиллерийских орудий и миномётов.

В 1980-х годах в Ираке велось проектирование сверхпушки, которая могла вести огонь 600-кг снарядом на дальность до 1000 километров.

«Большая Берта»

Ещё одно орудие немецких конструкторов, но уже начала прошлого века, когда бушевала Первая мировая война. Пушка была разработана на уже упомянутом заводе Круппа в 1914 году. Орудие получило основной боевой калибр на 420 мм, а каждый отдельный снаряд весил почти одну тонну. Имея при этом дальность стрельбы в 14 километров, такие показатели были вполне приемлемыми.

«Большая Берта» была разработана для разрушения особо прочных фортификаций неприятеля. Первоначально пушка была стационарной, но, спустя некоторое время, её доработали и сделали возможным использование на мобильной платформе. Первый вариант весил порядка 50 тонн, а второй около 40. Для транспортировки орудия привлекали паровые тягачи, которые с большим трудом, но справлялись со своей задачей.

В месте приземления снаряда образовывалась глубокая впадина диаметром до 15 метров, в зависимости от выбранных боеприпасов. Скорострельность орудия на удивление была высока – один выстрел за восемь минут. Пушка была самым настоящим бедствием и головной болью для союзников. Махина внушала не только страх, но и сносила даже самые прочные стены с укреплениями.

Но несмотря на свою убойную силу, «Большая Берта» была уязвима к вражеской артиллерии. Последняя была более мобильна и скорострельна. При штурме крепости Осовец, что в восточной Польше, немцы хоть и изрядно потрепали форт, но потеряли два своих орудия. В то время как русские солдаты с большим успехом отразили натиск, повредив при этом только одну стандартную артиллерийскую единицу (морское «Канэ»).

Идея-фикс

Однако мысль о сверхдальнобойной пушке упала в плодородную почву. Уже в 1918 году французы построили так называемую «ответную пушку» такого же калибра — 210 мм с длиной ствола 110 калибров. Ее снаряд массой 108 кг при начальной скорости 1 450 м/с должен был лететь на 115 км. Установку смонтировали на 24-осном железнодорожном транспортере с возможностью стрельбы прямо с колеи. Это было время расцвета железнодорожной артиллерии, единственной способной оперативно маневрировать орудиями большой и особой мощности (тогдашний автотранспорт и дороги, по которым он передвигался, и близко не могли конкурировать с железнодорожным сообщением)… Французы, правда, не учли того, что «ответную пушку» не выдержит ни один мост.

Тем временем итальянская фирма «Ансальдо» в конце 1918 года сконструировала 200-мм пушку с начальной скоростью снаряда около 1 500 м/с и дальностью стрельбы 140 км. Англичане, в свою очередь, надеялись поражать со своего острова цели на континенте. Для этого они разработали 203-мм пушку с начальной скоростью 109-кг снаряда в 1 500 м/с и дальностью до 110—120 км, но реализовывать проект не стали.

Уже в начале 1920-х годов французские и германские специалисты обосновывали необходимость иметь орудие калибра около 200 мм с дальностью стрельбы до 200 км. Стрелять такая пушка должна была по стратегически важным и желательно (из-за рассеивания попаданий) площадным целям. Это могли быть районы сосредоточения противника, административные и промышленные центры, порты, железнодорожные узлы. Противники суперпушек резонно замечали, что те же задачи вполне могла решить бомбардировочная авиация. На что сторонники сверхдальнобойной артиллерии отвечали, что пушки, в отличие от авиации, могут поражать цели круглосуточно и в любую погоду. К тому же с появлением военной авиации родились и системы ПВО, а сверхдальнобойной пушке ни истребители, ни зенитки помешать не могли. Появление дальних высотных самолетов-разведчиков и развитие методов баллистических расчетов давало надежду на повышение меткости сверхдальней стрельбы, за счет более точной информации о координатах цели и возможности корректировки стрельбы. Поскольку количество и скорострельность таких орудий были невелики, о «массированном» обстреле речи не шло. Самым важным в данном случае считался психологический фактор, возможность держать противника в напряжении угрозой внезапных обстрелов.

Способы увеличения дальности стрельбы хорошо известны — повышение начальной скорости снаряда, подбор угла возвышения, улучшение аэродинамической формы снаряда. Для повышения скорости увеличивают метательный пороховой заряд: при сверхдальней стрельбе он должен был в 1,5—2 раза превосходить снаряд по массе. Чтобы пороховые газы смогли произвести большую работу, удлиняют ствол. А для повышения среднего давления в канале ствола, определяющего скорость снаряда, применяли прогрессивно горящие пороха (в них по мере выгорания зерна увеличивается поверхность, охваченная пламенем, отчего возрастает скорость образования пороховых газов). Изменение формы снаряда — удлинение головной части, сужение хвостовой — имело целью улучшить его обтекаемость потоком воздуха. Но при этом уменьшались полезный объем и мощь снаряда. Кроме того, потери скорости из-за сопротивления воздуха можно сократить увеличением поперечной нагрузки, то есть отношения массы снаряда к площади его наибольшего поперечного сечения. Другими словами, снаряд в этом случае необходимо удлинить. При этом нужно было гарантировать его устойчивость в полете, обеспечив высокую скорость вращения. Были и другие специфические проблемы. В частности, в дальнобойных орудиях обычные медные ведущие пояски снарядов часто не выдерживали очень высокого давления и не могли правильно «вести» снаряд по нарезам ствола. Вспомнили полигональные (в форме закрученной винтом продолговатой призмы) снаряды, с которыми экспериментировал Витворт в 1860-е годы. После Первой мировой войны видный французский артиллерист Шарбонье трансформировал эту идею в снаряды с готовыми выступами («нарезные»), форма которых повторяла нарезы канала ствола. Опыты с полигональными и «нарезными» снарядами начали в ряде стран. Снаряд удавалось удлинить до 6—10 калибров, а поскольку затраты энергии на форсирование и трение были меньше, чем при ведущих поясках, удавалось получать большие дальности даже при более тяжелых снарядах. Во второй половине 1930-х считалось вполне вероятным, «что в ближайшем будущем появятся орудия калибром 500—600 мм, стреляющие на дистанцию в 120—150 км». При этом просто «дальнобойными» считали буксируемые орудия с дальностью стрельбы до 30 км и железнодорожные — с дальностью до 60 км.

Ленивая Метта (735 мм)


В начале XV века германский мастер Хеннинг Буссеншутте сконструировал бомбарду массой около 9 тонн. Орудие, получившее прозвище «Ленивая Метта» (Faule Mette), калибром около 750 мм на испытаниях отправило трёхсоткилограммовый каменный снаряд на дальность 2,5 км. Результат весьма достойный для тех времён!

Пушка в разное время стреляла, по историческим источникам, более 10 раз и одним лишь видом наводила священный трепет на противников. Увы, в конце XVII века историческую реликвию пустили на переплавку. История потребовала пушек — пусть калибром поменьше, зато числом побольше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector