«булава»

Знаковый символ

Булава так полюбилась нашим средневековым потомкам, что постепенно перешла в статус символа власти и достоинства. Французские привратники церквей, богатых домов и королевских покоев гордо держали в руках булаву, подчеркивая свою значимость. Теперь ее делали из латуни, покрывали позолотой, украшали камнями и придавали замысловатую форму. Во многих западных странах дворяне старались не появляться на людях без заткнутой за пояс богато украшенной булавы, а военачальники и офицеры не имели права не носить ее постоянно. Гвардейцы крошечного «государства в государстве» Ватикана на праздничных парадах до сих пор украшают себя историческим оружием.

Морской арсенал

Баллистическая ракета Р-30 «Булава» для вооружения крейсеров «Борей» была разработана Московским институтом теплотехники (МИТ). Как полагают эксперты, при создании использовались наработки проекта мобильной малогабаритной МБР 15Ж59 «Курьер» (работы были прекращены в 1991 году в связи с реализацией ДРСМД).

Также по теме


«Нерядовые учения»: Путин провёл запуск четырёх баллистических ракет в рамках манёвров стратегических сил России

Минобороны РФ провело тренировку по управлению Стратегическими ядерными силами (СЯС) России, в ходе которой были произведены пуски…

Проектирование «Булавы» и создание для неё систем связи и оборудования стартовали в конце 1990-х годов. Бросковые испытания опытных образцов начались в начале 2000-х годов, лётные — в 2004 году. В 2007-м было запущено серийное производство основных узлов будущей ракеты.

Этап испытаний (2005—2012 годы) «Булавы» проходил неровно, 6 из 12 пусков оказались неудачными. Однако шесть успешных пусков в 2010—2011 годах продемонстрировали исправность доработанных специалистами электронных систем. 10 января 2013 года Р-30 была принята на вооружение ВМФ.

«Булава» — твердотопливная ракета, отличается неприхотливостью в эксплуатации. Её главная особенность в сухом старте — перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Это позволяет уменьшить вероятность обнаружения крейсера гидроакустическими системами противника. 

Помимо «Булавы», на вооружении морского компонента ядерной триады РФ стоят жидкостные МБР Р-29РМУ2 «Синева» (2007) и её модернизированный вариант Р-29РМУ2.1 «Лайнер» (2014). Жидкостными ракетами оснащены атомные крейсера проекта 67БДРМ «Дельфин» и проекта 667БДР «Кальмар».

  • Запуск баллистической ракеты «Синева» с борта РПКСН «Верхотурье»

«Синева» и «Лайнер» менее безопасны в эксплуатации, чем «Булава», однако они превосходят её по энергомассовым характеристикам, то есть по соотношению дальности, массы, боевой нагрузки и мощи. Российские жидкостные ракеты морского базирования являются самыми эффективными баллистическим ракетами в мире», — отметил Корнев.

Все три российские МБР оснащены аппаратурой, позволяющей преодолевать системы противоракетной обороны, включая перспективные образцы. Однако в силу небольших габаритов ракеты морского базирования уступают по мощности наземным вариантам.

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя — жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

Ракеты страшных дней России

История конкурса «Булава» тянется во вторую половину 1990-х годов, когда российские военные выбирали ракету для перспективных лодок-ракетоносцев проекта 955 «Борей».

«Бореи» — продукт еще середины 1980-х годов. Сначала их было два, один поменьше (проект 935), другой «стандартный» (это как раз 955). От проекта 935 довольно быстро отказались: советский флот исключал нишевые проекты, стремясь к унификации.

Вопреки расхожему мифу, «Борей» не проектировался под комплекс Д-19УТТХ «Барк» с ракетой массой 80 тонн (почти 90 т с учетом оборудования стартовой амортизации). Родной стратегический комплекс этой лодки — Д-31, и ракета его должна была быть массой поменьше, примерно как американская Trident II. «Барки» же должны были пойти на модернизацию тяжелых подводных крейсеров проекта 941, оснащенных обычным Д-19, и все 1990-е годы планировалось посвятить этому переоснащению.

Булава_6

Ракетный комплекс Д-19УТТХ «Барк»

Фото: militaryrussia.ru

По планам развития советского флота после 2014 года все морские стратегические силы впервые в истории должны были стать однородными и представляли бы собой только 14 однотипных лодок проекта 955 с 12 ракетами комплекса Д-31 на каждой. Об этом, в частности, писал в своих воспоминаниях один из руководителей советского подводного судостроения Валентин Мурко.

Однако разработка комплекса Д-31 зависла на самой начальной стадии: шел распад СССР. Комплекс «Барк» тоже не был готов, но он хотя бы уже был в железе: велось производство испытательных изделий и наземная отработка, включая огневые испытания на стендах, а в ноябре 1993 года ракета впервые полетела. Хотя этот запуск и был неудачным, как и остальные два, проведенные в 1994 и 1997 годах, но налицо была хотя бы материальная часть, пытающаяся летать, а Д-31 оставался по большей части на бумаге.

Так как в государстве денег не было и их становилось все меньше, то в 1995 году указом президента Бориса Ельцина принимается волевое решение: единым комплексом морских стратегических сил на перспективу назначить «Барк», вследствие чего «Борей» перепроектировать под него. Головную лодку — «Юрий Долгорукий» (первоначально было желание назвать ее «Санкт-Петербург») — закладывают в Северодвинске в ноябре 1996 года, но ее строительство не то чтобы развивается быстро, из-за понятных финансово-производственных осложнений.

Переделка «Борея» под более длинный «Барк» вызвала изменение формы корпуса. Фотографию модели такого проекта с 12 ракетными шахтами и характерно поднятым горбом можно найти в интернете. Надо понимать, что военные крайне сдержанно относились к комплексу Д-19 и его наследнику «Барку».

Несмотря на уникальные боевые характеристики этих ракет, несущих по 8-10 ядерных боеголовок среднего класса мощности, основную критику вызывали их размеры. Генерал Владимир Дворкин, в те годы руководивший 4-м (ракетно-ядерным) НИИ Минобороны, писал о так называемой «неустранимой проблеме размерности» комплексов Д-19, вызвавшей среди военных требования создать ракету (и лодку, следовательно) поменьше.

Именно здесь следует искать причины отказа от «Барка», а, естественно, не в трех неудачных пусках, что нормально для новой ракетной системы. Кроме того, локализация ракеты привела к отказу от высокоэнергетического твердого топлива первой ступени, производившегося на Павлоградском заводе (Украина), с заменой на российской аналог с более низкими характеристиками.

Булава_2

Во время залпового пуска баллистических ракет «Булава» с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота РФ «Юрий Долгорукий»

Фото: ТАСС

Военные отказались тянуть за собой 80 т, и в новом конкурсе потребовали сделать небольшую (30 тонн) ракету, рассчитанную на блоки малого класса мощности, но при этом выполненную с новейшими требованиями по противодействию перспективной ПРО США, включая настильную траекторию.

Конкурс «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, до того успешно локализовавший советский проект ракетного комплекса «Универсал», разрабатывавшегося им пополам с днепропетровским КБ «Южное», — в итоге получился пресловутый «Тополь-М».

От модернизации лодок проекта 941 на «Барк» отказались, и постепенно вывели их из состава, оставив только «Дмитрий Донской», который переоборудовали для испытаний «Булавы».

Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.

Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.

С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Статья «Тяжела ли наша «Булава»?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).

Скорость ракеты «Булава»

Баллистическая ракета практически все время своего полета является неуправляемой. Бортовая электроника содержит специальную программу, которая задает скорость и траекторию полета еще на активной стадии полета. После того как двигатель отключается, ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно говорить о том, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически не отличается. Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то в этом случае скорость несколько выше и составляет порядка 5-6 километров в час. Точные данные назвать нельзя, так как они на сегодняшний день неизвестны. Однако можно говорить о том, что во время проведения испытаний было отмечено, что ракета за 14 минут пролетела 5,5 тысяч километров. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что за секунду ракета пролетает порядка 6-7 километров. Можно говорить о том, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительна, однако, согласно многим данным, американские подобные комплексы несколько быстрее.

Дорога в будущее

Сейчас российские военные заказали восемь крейсеров проекта 955 (955А «Борей-А»), на каждом по 16 ракет «Булава». Эти лодки будут введены в строй к началу 2020-х годов, они профинансированы по идущей к завершению Государственной программе вооружений на 2011–2020 годы.

Что будет дальше? Во-первых, флот наконец избавится от советского наследия в виде уходящих лодок проектов 667БДР и 667БДРМ. Напомним, что СССР хотел избавиться от них уже к середине 2010-х годов. Во-вторых, этот вывод потребует дополнительной серии лодок-ракетоносцев — в пределах 6–8 штук.

Вот что это будут за лодки, пока неясно. В 2017 году сообщалось, что сейчас в России ведется разработка глубоко усовершенствованных ракетоносцев «Борей-Б», которые должны были строить с 2023 года в количестве «не менее четырех единиц».

Однако весной 2018 года появилась новая информация. «Борей-Б» признан не проходящим в государственную программу вооружений 2018–2027 годов по критерию «стоимость-эффективность». Вместо нее, как сообщали источники в оборонной промышленности, с 2023 года будет продолжено серийное строительство нынешних «Бореев-А» в количестве шести единиц.

Тем самым, будут реализованы советские планы по вводу в строй 14 ракетоносцев проекта 955 и 955А — хотя и с другим вооружением.

Восточная европа

Булавы были очень распространены в Восточной Европе, особенно в средневековой Польше и на Украине. Восточно-европейские булавы часто имели грушевидные набалдашины. Подобного вида булавы также использовались молдавским королем Стефаном Великим в некоторых его войнах.

Булава также является излюбленным оружием князя Марко, героя южнославянской эпической поэзии.

Пернач является типом фланцевой булавы, разработанной в 12 веке в районе Киевской Руси, а затем широко распространившейся по всей Европе. Название этого вида булавы происходит от славянского слова «перо», отражающего форму фланцев пернача, напоминающих оперение стрелы. Благодаря своей особенной структуре пернач был первой булавой, получившей широкое применение. Подобная форма фланцев хорошо подходила для пробития тяжёлой брони и нанесения серьёзных повреждений соперникам в кольчугах. В более поздние времена своеобразные перначи часто использовалось как символ власти военачальников Восточной Европы.

Морская составляющая триады

«Бореями» с «Булавой» Минобороны сейчас активно вооружает Северный и Тихоокеанский флоты. Один крейсер несет 16 ракет. Именно эти подводные ракетоносцы в ближайшей перспективе составят основу группировки Стратегических ядерных сил ВМФ России. До 2020 года флот должен получить восемь лодок этого проекта, к строительству стратегических субмарин пятого поколения планируется приступить после 2025 года.

Головной подводный корабль проекта 955 — «Юрий Долгорукий» (принят в состав ВМФ России 10 января 2013 года) действует в боевом составе Северного флота, второй крейсер серии — «Александр Невский» и третий — «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. РПКСН «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский» еще строятся.

Советский оборонно-промышленный комплекс исторически отставал от США в части разработки твердотопливных баллистических ракет, преимущественно занимаясь носителями на жидком топливе. На вооружении сейчас стоит «старший брат» «Булавы» — жидкостная трехступенчатая «Синева», разработанная Центром Макеева под стратегические подводные крейсеры третьего поколения проекта 667БДРМ «Дельфин». И хотя эти корабли уступают более современным «Бореям» в скрытности и других характеристиках, они исправно несут боевое дежурство вместе с еще более заслуженными «Кальмарами» проекта 667БДР, вооруженными жидкостными двухступенчатыми МБР Р-29Р.

История создания «Булавы»

Начиная с 1986 года в Советском Союзе для перевооружения подводных ракетоносцев проекта 941 «Акула» и вооружения будущих кораблей проекта 955 «Борей» разрабатывалась новая баллистическая ракета «Барк». До 1998 года были проведены три испытания новой ракеты и все они оказались неудачными. Кроме того, в те годы общая ситуация на предприятиях, которые изготавливали ракетный комплекс, складывалась настолько плохо, что от проекта «Барк» решили отказаться. Нужно было строить новую ракету. Заказ на ее постройку забрали у Миасского КБ им. Макеева (которое изготавливало почти все советские баллистические ракеты морского базирования) и передали в Московский институт теплотехники (МИТ). Именно там создали ракеты «Тополь» и «Тополь-М». Это стало одним из аргументов передачи заказа разработчикам, которые никогда ранее не строили ракет для подводных лодок.

Таким образом, хотели унифицировать морские и наземные баллистические ракеты, снизив их стоимость. Противники такого подхода указывали на отсутствие опыта у МИТ и на необходимость переделки подводной лодки под новую ракету. Тем не менее, было принято решение и начались проектные работы.

Первый испытательный запуск макета будущей ракеты «Булава» состоялся 23 сентября 2004 года с борта атомохода «Дмитрий Донской». Три первых испытательных пуска прошли нормально, а четвертый, пятый и шестой закончились неудачами. Ракета в первые минуты полета отклонялась от курса и падала в море. Во время шестого запуска у ракеты отказали двигатели третьей ступени и она самоликвидировалась. Седьмой пуск прошел частично удачно: один боевой блок не долетел до полигона на Камчатке.

Восьмой и девятый запуски ракет в 2008 году прошли успешно, а во время десятого пуска ракета сбилась с курса и самоликвидировалась. Одиннадцатый и двенадцатый запуски ракет также закончились неутешительно.

28 июня 2011 года состоялся первый запуск «Булавы» с борта «Юрия Долгорукого» – штатного носителя ракеты и прошел успешно.

В марте 2012 года министр обороны Сердюков заявил об успешном завершении испытаний «Булавы», в октябре того же года ракета была принята на вооружение. Производство ракетного комплекса проводит ФГУП «Воткинский завод», который также производит и баллистические ракеты «Тополь».

История запусков

Схема хронологии запуска Булавы

  • Состояние разрабатываемая
  • Принята на вооружение 2009 (план)

Р-30 3М30 «Булава-30» (РСМ-56 — для использования в интернациональных договорах; SS-NX-30 — по систематизации НАТО; «Булава-М», «Булава-47») — новая русская твёрдотопливная баллистическая ракета, размещаемая на подводных лодках. Разработка ракеты Булава ведётся Столичным институтом теплотехники (ранее разработавшим ракету наземного базирования «Тополь-М») под управлением Ю. С. Соломонова.

Watch this video on YouTube

Видео: Залповая стрельба двумя МБР «Булава» с борта АПРК «Владимир Мономах»

Предположительная дата принятия Булавы на вооружение: 2009 год. из стратегических атомных подводных лодок 941-го проекта «Акула» должно вернуть изменившийся баланс сил в русской ядерной триаде. Новенькая ракета не только лишь приостановит её старение, да и выведет ударную мощь морского компонента на новейшую доброкачественную ступень развития.

Почему успела стать анекдотом

В случае с «Булавой» мы, кажется, впервые в отечественной истории присутствовали при испытании принципиально нового ракетного комплекса, что называется, «в прямом эфире». Когда «Булава» полетела и начала падать, каждое падение разбиралось, комментировалось, из него делались космического масштаба выводы о будущем программы.

Людей, аккуратно напоминавших про то, как создавался комплекс Д-19 и какой у него был процент отказов на испытаниях (а ведь полетел, и был поставлен на вооружение), почему-то никто не слушал.

Параллельно подтягивались старые обиды между промышленниками и ведомствами. Авторы искали в решении о создании «Булавы» то руку изменников Родины, то беззаконное лоббирование конкурентов.

А ракета летела не очень. Дело еще и в том, что к натурным испытаниям приступили в первой половине 2000-х годов и со стендовой отработкой изделия было совсем плохо: денег на расширенную (то есть нормальную, по старым советским меркам) программу не было.

Булава_4

Юрий Соломонов

Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Около 2010 года генконструктор Юрий Соломонов отмечал то, что государство не выделяет на развитие стендовой базы требуемых средств. При создании «Булавы» широко применили компьютерное моделирование, однако практическая часть испытаний коварна. Могут вылезти и конструктивные недоработки, и ошибки исполнения и сборки.

Первый бросковый пуск (без включения маршевого двигателя) с борта «Дмитрий Донского» успешно провели осенью 2004 года. Из последующих одиннадцати полномасштабных пусков натурного изделия неудачами закончились шесть.

Некоторые — довольно забавными. Так, на запуске 9 декабря 2009 года отказала третья ступень. После этого жители северной Норвегии наблюдали в ночном небе загадочное атмосферное явление, получившее прозвище «Норвежская спиральная аномалия». Связь между этими двумя событиями официально не установлена, но предполагается.

На тот момент «Булава» падала в основном из-за проблем со сборкой и комплектующими. Об этом в 2010 году (после трех провалов подряд) заявил министр обороны Анатолий Сердюков. Принятые меры подействовали: из следующих 10 пусков в 2010–2014 годах неудачным был только один. В этот же период (в 2011 году) впервые отстрелялся «Булавой» «Юрий Долгорукий», головной «Борей».

Булава_5

Атомный подводный крейсер «Владимир Мономах»

Фото: РИА Новости/Ильдус Гилязутдинов

В 2015 году с борта «Владимира Мономаха», третьего «Борея», произвели залповый пуск двух ракет. Официально испытания признаны успешными, хотя по анонимным сообщениям военных источников в прессе одна из ракет отклонилась от точки прицеливания. Через год прошли аналогичные испытания, на которых «вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась» (цитата по официальному сообщению пресс-службы Минобороны).

После этого были успешные испытания в июне 2017 года и, наконец, финал: 22 мая 2018 года «Юрий Долгорукий» успешно отправил на камчатский полигон Кура сразу четыре ракеты.

Разработка одной из ключевых систем стратегических вооружений в стране завершена. Можно подсчитывать все предыдущие хиханьки и рассказы про то, как всё пропало.

Попробуем еще раз напомнить, что отказы при испытаниях «Булавы» не вышли за пределы усредненных показателей аварийности при испытательных пусках отечественных ракетных комплексов. Другой вопрос, что «Булава» стала болезненным испытанием для Московского института теплотехники, чьи изделия до того отличались завидной надежностью на испытаниях, превосходя показатели конкурирующих «лавок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector