«в космосе станет тесно»: как сша развивают программу беспилотного орбитального самолёта-разведчика x-37b

Спутники

AOBA-VELOX 4

12.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

AOBA-VELOX 4 – это совместная сингапурская и японская наноспутниковая миссия для демонстрации технологии по наблюдению за лунным горизонтом.

OrigamiSat 1

12.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

OrigamiSat 1 — 3U CubeSat, разработанный в Токийском технологическом институте (TITech) для демонстрации современной мембранной космической структуры на орбите.

NEXUS

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

NEXUS (NExt Generation X Unique Satellite) — представляет собой 1U CubeSat для демонстрации любительской спутниковой связи нового поколения.

Hodoyoshi 2 / RISESat

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

Hodoyoshi 2 / RISESat (Rapid International Scientific Experiment Satellite) — небольшой японский спутник для наблюдения Земли, а также тестирования ряда…

ALE 1, 2

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

ALE 1 (Astro Live Experiences 1) — это небольшой демонстрационный спутник японской компании Astro Live Experiences. На орбите ALE 1…

RAPIS 1

08.01.2019 | Космические аппараты (спутники) Японии

RAPIS 1 (Rapid Innovative Payload Demonstration Satellite 1) – небольшой японский спутник, предназначенный для тестирования новых технологий в космосе.

Могу копать, могу не копать

Так что же реально может такой космический аппарат и для чего его реально использовать? Его главный плюс — это многоразовость и возможность возвращения на Землю. После того как ракетоплан выводится на орбиту при помощи обычной ракеты-носителя (для этого использовался первоначально «Атлас-5», а в последний раз и более дешевый «Фэлкон-9»), он действительно может произвести сближение с космическим аппаратом на близкой орбите, произвести требуемые манипуляции, после чего вернуться обратно.

С его помощью можно максимально точно и за один раз совершить «посев» нескольких небольших спутников, например разведывательных. То есть мы опять можем говорить лишь о более широкой орбите, но не о серьезном изменении орбиты.

Собственно, и сам X-37B можно использовать для разведки, но это недешево. Гораздо проще вывести специально предназначенные для этого космические аппараты, пусть и одноразовые. Иначе получается что-то вроде забивания гвоздей микроскопом — и неудобно, и микроскоп жалко. Аналогично и с выводом на орбиту ядерной боеголовки — технически реализуемо, но абсолютно бессмысленно. Тем более что полезная нагрузка X-37B очень невелика и составляет лишь 900 кг.

X-37B

Запуск одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя семейства «Атлас», на борту которой находится космический аппарат X-37B Orbital Test Vehicle

Фото: Getty Images/DoD/Corbis

Но почему тогда он находится на орбите так долго? Это уже пятый полет, и самый короткий, первый, продолжался 224 дня, а предпоследний, четвертый, продлился 718 суток. Разумное предположение тут только одно — при помощи космоплана действительно проводится ряд каких-то военных экспериментов по долговременному нахождению в космическом пространстве. Самое главное, что результаты экспериментов можно, не нарушая секретности, вернуть обратно на Землю. Ставить подобные эксперименты на Международной космической станции и сложнее, и дольше. Кроме того, пройдет гораздо больше времени между окончанием эксперимента и возвращением его результатов, что может повлиять на итоговый результат.

Ранее было заявлено, что в рамках текущего полета будет проходить эксперимент Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader (ASETS-II) для тестирования экспериментальной электроники и колебательных тепловых труб в длительном космическом полете. В предыдущих полетах главным исследованием было тестирование ионного двигателя на основе эффекта Холла компании Aerojet Rocketdyne XR-5A.

Ионный двигатель на основе эффекта Холла — это электрический ракетный двигатель, создающий тягу на основе ионизированного газа. В нем нет ничего особо секретного, такие двигатели имеют очень малую тягу и используются для управления ориентацией космического аппарата или путешествия в глубоком космосе.

X-37B

Фото: commons.wikimedia.org/United States Air Force/Michael Stonecypher

Самое главное тут в другом — возможность запускать X-37B, контролировать его полет и посадку сама по себе дает американским военным очень много важной и полезной информации. Это неоценимый опыт, который может быть реализован впоследствии для действительно серьезной военной космической техники

Как ведет себя теплозащита корабля во время полета и при посадке, насколько серьезные повреждения оставляет космический мусор (известно, что во время первого, самого короткого, полета космоплан получил как минимум семь оставивших след на поверхности повреждений).

И вот этот опыт с легкостью будет конвертирован в космопланы будущего, в то время как мы остаемся с несколькими экспериментами советских времен и единственным, пусть и блестяще исполненным, полетом «Бурана».

Потрясать кулаками и пытаться запретить американские исследования в данном случае бесполезно. Скорее всего, они действительно во всем соответствуют духу и букве закона. Да, они будут использованы для создания разведывательных спутников и прочей военной техники, но, увы, таковы правила игры. Поменять их мы не сможем. «Роскосмосу» нужно форсировать свои разработки, но пока на горизонте нет ничего реального.

История космического самолета X-37B

К настоящему времени X-37B успешно выполнил пять миссий в рамках контрактов ВВС. Их индексы OTV-01,OTV-02, OTV-03, OTV-04, OTV-05. Каждый раз старт происходил на мысе Канаверал, штат Флорида, США. Первый из них состоялся в апреле 2010 года. Космический самолет провел на орбите, в общей сложности, почти 2900 суток. Текущая миссия OTV-6, стартовавшая в мае 2020 года, снова, как считается, тестирует какие-то многоразовые экспериментальные технологии.

Программа X-37B была задумана в 1999 году НАСА. Первоначальный замысел предусматривал создание двух разных аппаратов. Один из них орбитальный. Второй — испытательный аппарат для отработки захода на посадку и приземления (ALTV). Затем контракт был передан Агентству перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Это произошло в 2004 году. И он был сразу же засекречен. В настоящее время программа работает под управлением ВВС США. Постоянное место приписки X-37B — 3-я космическая экспериментальная эскадрилья, база ВВС США Шривер, Колорадо.

Председатель правления АО Концерн ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков недавно заявил, что X-37B может нести ядерное оружие. Он считает, что США готовятся сделать вот что: сбросить бомбы на наши головы с околоземной орбиты. А еще он сказал, что у ВВС США уже есть два космических самолета. И они могут нести до шести ядерных боеголовок. И истинная суть всей этой засекреченной работы якобы состоит в том, чтобы к 2025 году построить ядерную армаду из восьми таких самолетов. Эти утверждения, однако, просто абсурдны. Потому что подобные планы не имеют никакого смысла. Ведь ответ российских РВСН даже в случае подобного нападения будет гарантирован.

Технические характеристики

X-37 — первый военный космический челнок, разработанный США после отмены проекта Boeing X-20 Dyna-Soar . Шаттл предназначен для выхода на низкую орбиту и выполнения орбитальных маневров. X-37 может быть выведен на орбиту высотой от 230 до 1064  км . В 2019 году он увеличил автономность до 780 дней на орбите. Повторный вход выполняются как для космического челнока в положении 40,0 ° носа. Затем X-37 продолжил снижение с уклоном 20,0 °, летя со скоростью 400 км / ч , прежде чем автоматически приземлиться на обычной взлетно-посадочной полосе.
 

Структура
X-37 имеет длину 8,90  м и размах крыла 4,5 метра. По данным НАСА , масса пустого не превышает 3,5 тонны при общей массе 5,45 тонны. В конструкции, изолированной снаружи теплозащитным экраном, используются, в отличие от космического челнока, композитные панели, которые легче, чем алюминий, который он заменяет.
Полезная нагрузка
У X-37 есть грузовой отсек, закрытый двумя дверями, по компоновке, аналогичной космическому шаттлу. Бухта 1,2 × 2,13 метра.
Движение
X-37B оснащен уникальным ракетным двигателем AR-2/3 компании Rocketdyne , работающим на гиперголическом топливе  : гидразин и перекись азота заменяют перекись водорода и первоначально планировавшуюся JP-8 . Имеющиеся запасы пороха придают X-37 большую маневренность.
X-37B 4- я  миссия впервые оснащена двигателем на эффекте Холла , уменьшающим потребление и стоимость или увеличивающим продолжительность следующих миссий.
Тепловой экран
Теплозащитные выгоды от результатов исследований , следующего конструкции американского космического челнока . Он использует керамическую плитку типа Toughened Uni-Piece Fibrous Insulation (TUFI), в частности, для защиты вентральной части, которая очень уязвима. Этот тип плитки, который используется в качестве замены челнока, обеспечивает более высокую ударопрочность. Для менее открытых частей X-37B также использует термические покрытия, более эффективные и создающие меньшее сопротивление, чем те, которые используются на шаттле. Наконец, передняя кромка крыльев больше не защищена армированным углерод-углеродом, а плиткой типа TUFROC ( упрочненный цельный волокнистый армированный стойким к окислению композит [  желаемый исх. ] ), Обработанный, чтобы противостоять механизмам окисления при работе в атмосферных условиях. повторный вход .
Рули
Хвостовая часть V-образного устройства состоит из управляющих поверхностей, которые воздействуют как на глубину, так и на направление, что позволяет снизить энергию, необходимую для управления самолетом на этапах высокоскоростного полета; такое расположение освобождает место для воздушного тормоза, используемого во время приземления. Поверхности управления теперь управляются не гидравлическими системами, как на шаттле, а электромеханическими средствами управления полетом .

Энергия

X-37B отказывается от топливных элементов американского космического челнока в пользу солнечных батарей , которые выводятся на орбиту из грузового отсека и позволяют увеличить продолжительность пребывания на орбите за счет подзарядки аккумуляторных батарей .

Запуск

Первоначально X-37 должен был быть доставлен в космос космическим шаттлом . Он , наконец , изменен , чтобы быть запущен классический Delta IV или Atlas V пусковой . Чтобы не повредить аэродинамику ракеты-носителя при прохождении через атмосферу при взлете, на старте шаттл закрывается колпак диаметром 5 метров стандартного размера для пусковой установки.

Версия № 3 — спутник-шпион

Тут снова вряд ли. В качестве спутников-шпионов США используют совсем другие аппараты на других орбитах — обеспечивающих возможность сделать фотографии заранее выбранной точки с расстояния всего в 200 километров и с использованием гораздо более мощной оптики(такой как на KH-11 KENNEN).

Есть версия, что с помощью X-37B можно получить фотографии с другой орбиты, изменив наклонение, но это не совсем так. Изменение наклонения орбиты — очень энергоёмкая операция, и вряд ли X-37B может его поменять больше чем на несколько градусов. Овчинка вряд ли стоит выделки. Тем более, внешний вид космоплана вызывает сомнения в том, что внутри может находиться серьёзная оптика с большим зеркалом телескопа.

Завеса секретности

Х-37В был запущен с помощью ракеты-носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Всю информацию о приборах, установленных на борту космоплана, в том числе о содержимом его грузового отсека, Пентагон держит в строжайшей тайне. Первоначально предполагалось, что аппарат будет кружить над Землей в течение девяти месяцев.

Весь полет и посадка в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, оказались исключительно удачными. Лишь после касания взлетно-посадочной полосы авиабазы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом аппарат не пострадал.

Эта экспедиция вторая по счету для космопланов X-37B. Первый аппарат данного типа отправился в околоземное пространство в 2010 году. Тогда продолжительность миссии составила 225 дней. Оба полета были покрыты завесой секретности.

Согласно неоднократным заявлениям американских официальных лиц флотилия космопланов нужна для одного – опробовать прорывные инновационные достижения. В частности, как утверждал руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС США подполковник Том Макинтайр, после списания шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит исключительные возможности в сферу разработки космических технологий.

Другие подробности относительно того, какие задачи решал совершавший столь длительное путешествие над нашей планетой космоплан, и на сей раз не были представлены широкой общественности. В письменном сообщении для печати лаконично указывалось, что аппарат в ходе миссии на орбите проводил эксперименты на протяжении 469 дней.

Как заявил в марте нынешнего года глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, Х-37В, внешне напоминающий уменьшенную копию шаттла, действует на орбите очень хорошо. «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», – сказал тогда военачальник.

Сообщать какие-либо сведения о том, для чего, собственно, находился на орбите космоплан, а также раскрывать данные о стоимости его вояжа Шелтон категорически отказался. «Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», – отметил генерал. По его словам, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».

«Сопряжено с опасностью»

Как отметили в Пентагоне, бюджетный запрос Космических сил на 2021 финансовый год составляет около $15,4 млрд. Эти деньги пойдут на финансирование программы спутников OPIR нового поколения («Устойчивая инфракрасная система космической разведки»), запуск двух спутников GPS и «три дополнительных пуска в рамках программы космических запусков в интересах национальной безопасности».

Напомним, в декабре прошлого года на церемонии подписания оборонного бюджета Дональд Трамп официально объявил о создании космических войск.

Также по теме


«Не отказываются от милитаризации»: как США планируют «сохранить преимущество» в космосе

США необходимо «сохранить преимущество» в космосе, говорится в новом запросе Агентства космического развития США, с текстом которого…

Соответствующий меморандум был подписан ещё раньше, в феврале. В документе указывалось, что США должны «противостоять надвигающимся угрозам со стороны иностранных противников в космосе», чтобы сохранить своё «лидерство и опередить конкурентов».

Отмечалось также, что Пентагону предстоит разработать юридическое обоснование создания шестого рода войск — космического, который на первых порах будет частью ВВС США.

Тогда же Трамп заявил, что его администрация рассматривает космос как театр военных действий. По словам американского лидера, создание Космических сил является одним из приоритетов национальной безопасности.

«У Пентагона есть специальные директивы и документы, в которых говорится о боевых операциях в космосе. У России таких документов нет. РФ в отличие от США не рассматривает космос как театр военных действий и не намерена размещать там средства вооружения. Её деятельность в космическом пространстве не угрожает ни одной стране и не нарушает международное право. Однако американская сторона успехи России в космосе интерпретирует ошибочно, рассматривая их как угрозу», — говорит Алексей Леонков.

Он указал на то, что Вашингтон обвиняет Москву в «агрессивных планах в космосе», в то время как США обладают самой большой группировкой спутников военного назначения в мире.

По мнению Сергея Судакова, чтобы «прикрыть агрессивность своих планов по милитаризации космического пространства», США регулярно используют «упоминания о мифических угрозах со стороны России».

«Образ «страшных русских» Вашингтон отработал настолько, что отпала всякая необходимость придумывать новые угрозы. Всё и так прекрасно работает, позволяя американской стороне наращивать военные бюджеты и отправлять миллиарды долларов на милитаризацию космоса», — пояснил аналитик.

При этом стратегия США по освоению космического пространства и его милитаризации вполне может привести к негативным последствиям глобального масштаба, полагает Алексей Леонков.

Кроме того, Сергей Судаков не исключил, что в ходе милитаризации космоса Соединённые Штаты могут дислоцировать там в том числе и ядерное оружие.

«Это представляет колоссальную опасность для всего мира, поскольку никто не может спрогнозировать все возможные сценарии развития подобной ситуации. Не говоря уже о том, что извлечь такие вооружения из космоса будет практически невозможно», — заключил аналитик.

Секретный беспилотник Пентагона вернулся с околоземной орбиты

17.06.2012 

Экспериментальный космоплан ВВС США Х-37В совершил в субботу успешную посадку в автономном режиме. Космоплан пробыл на околоземной орбите 15 с лишним месяцев. Этот беспилотный летательный аппарат приземлился на базе американских военно-воздушных сил Ванденберг в штате Калифорния.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, командование базы подтвердило, что ВВС уже готовит новую миссию первого аппарата Х-37В, побывавшего в космосе в 2010 году. Он будет запущен с мыса Канаверал осенью 2012 года. Точную дату старта командование базы Ванденберг не назвало.

В свою очередь, руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС подполковник Том Макинтайр отметил, что после списания флота шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит «исключительные возможности в сферу разработки космических технологий».

Никаких подробностей относительно того, в чем заключалась миссия Х-37В, и на этот раз предоставлено не было. В письменном сообщении для печати скупо указывается, что аппарат «проводил на орбите эксперименты на протяжении 469 дней в ходе миссии».

Как заявлял в марте глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, аппарат, напоминающий уменьшенную копию шаттла, «действует на орбите очень хорошо». «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», — сказал военачальник. Предоставлять какие-либо сведения о задачах, которые решает на орбите космоплан, а также раскрывать данные о бюджете этой миссии Шелтон категорически отказался.

«Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», — отметил специалист. Как он пояснил, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».

Х-37В был запущен на борту носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Вся информация о приборах, установленных на его борту, в том числе о содержимом грузового отсека, засекречена Пентагоном. Первоначально предполагалось, что полет продлится 9 месяцев. Это уже второй подобный аппарат, находящийся в распоряжении Космического командования ВВС США. Первый был испытан в 2010 году. Он провел в космосе 225 дней. Весь полет и приземление в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, были исключительно удачными. Лишь при посадке после касания взлетно-посадочной полосы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом космоплан не пострадал.

X-37B разработан корпорацией «Боинг». Имеет взлетную массу почти 5 тонн, достигает 8,9 метра в длину, 2,9 метра в высоту. Размах его небольших треугольных крыльев составляет 4,5 метра. Оборудован панелями солнечных батарей, которые при развертывании на орбите служат источником электроэнергии. Согласно изложенным ранее Пентагоном данным, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, которые можно применять, к примеру, на спутниках-шпионах. Ряд экспертов видит в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские спутники, а может быть и наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты. Пентагон это отрицает, заверяя, что данный аппарат — всего лишь «платформа для проверки новых технологий». По свидетельству Шелтона, у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать размер флота» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования не стал уточнять, действительно ли военное ведомство США сейчас обладает только двумя такими аппаратами. Как пояснил Шелтон, он не уверен в том, что информация о точном числе этих космопланов не имеет грифа секретности.

История развития

Оригинальный концепт Х-37 в грузовом отсеке космического корабля многоразового использования.

Программа X-37 была запущена НАСА в 1999 году. С помощью X-37 должны быть проверены методы и маневры, такие как взлет и возвращение в атмосферу Земли. Поскольку космический самолет, кроме того, может останавливаться на более длительное время на околоземной орбите, для энергоснабжения в космосе используются арсенид галлия — солнечные батареи .

Х-37Б ОТВ-1 при установке в обтекателе полезной нагрузки

X-37B ОТВ-1 После первой посадки в 2010 году на авиабазе Ванденберг

X-37B OTV-5 после посадки 2019, площадка для посадки шаттла Космического центра Кеннеди

Первоначально X-37 проектировался так, чтобы его можно было вывести на орбиту в грузовом отсеке космического корабля . В результате авиакатастрофы Columbia в феврале 2003 года планер был модифицирован таким образом, чтобы его можно было запускать на ракете Delta II без маскировки. Позднее в качестве пусковой установки был выбран Atlas V (501) , поскольку он позволял разместить X-37 под обтекателем полезной нагрузки, чтобы избежать аэродинамических проблем во время взлета.

В сентябре 2004 года военное ведомство США DARPA приняло проект на дальнейшую разработку у НАСА. С лета 2005 г. проводились испытательные полеты прототипа X-37A на самолете-носителе частной разработки Scaled Composites White Knight . Управление оперативных возможностей ВВС США в настоящее время возглавляет программу X-37B.

X-37B должен иметь возможность вращаться вокруг Земли на высоте до 900 км в течение более года и снова заработать через 15 дней после возвращения. На орбите высоту орбиты можно изменять с помощью двигателя . Первоначально планировался двигатель Rocketdyne AR2-3 мощностью 29,3 кН, работающий на керосине и перекиси водорода , но в ходе разработки он был заменен традиционной гидразиновой системой привода с 14,7 кН. В отсеке полезной нагрузки 2,13 x 1,22 метра можно перевозить не более 250 кг груза.

Первое испытание пригодного для использования в космосе варианта X-37B (OTV-1: Orbital Test Vehicle 1) на околоземной орбите первоначально планировалось провести летом 2006 года; однако запуск не состоялся до 22 апреля 2010 г. в 23:52 UTC . Ракета-носитель Atlas V (501) доставила космический корабль с мыса Канаверал в космос . Этот первый полет завершился после 224 дней, 8 часов и 24 минут нахождения на орбите полностью автономной посадкой на базе ВВС США Ванденберг 3 декабря 2010 года. Никаких подробностей о целях миссии и назначении самолета не разглашается.

Второй экземпляр (ОТВ-2) был успешно запущен 5 марта 2011 года также с Атласом V (501) с мыса Канаверал. X-37B оставался на орбите более года, выполняя системные испытания и военные эксперименты. 16 июня 2012 года ОТВ-2 завершил свою миссию и приземлился на базе ВВС США Ванденберг после 469 дней пребывания в космосе.

11 декабря 2012 года первый орбитальный аппарат совершил второй полет на борту Atlas V (501) в рамках третьей миссии X-37B (OTV-3) и в марте 2014 года превысил продолжительность предыдущего полета. После 674 дней в космосе он приземлился 17 октября 2014 года на базе ВВС США Ванденберг, Калифорния. 20 мая 2015 года в космос стартовала четвертая миссия X-37B, получившая название «Орбитальная испытательная машина 4» (OTV-4). Неизвестно, какой из двух орбитальных аппаратов использовался. Он развернул четыре небольших спутника и испытал солнечный парус площадью 32 квадратных метра и двигатель Холла . 25 марта 2017 года он превысил продолжительность предыдущего полета, а 7 мая 2017 года посадка была осуществлена впервые после 718 дней нахождения в космосе на площадке для посадки шаттлов во Флориде.

Пятая миссия X-37B (ОТВ-5) началась 7 сентября 2017 года с выхода в космос ракеты Falcon 9 частной космической компании SpaceX . 26 августа 2019 года X-37B снова превысил срок пребывания в космосе предыдущего полета. Посадка в Космическом центре Кеннеди во Флориде состоялась 27 октября 2019 года после 780 дней пребывания в космосе.

Да что ты вообще такое?

Скорее всего, истина лежит где-то посередине между официальным объяснением и версией космического аппарата-инспектора. X-37B действительно используется для изучения технологий многоразовых полётов — а кроме этого с его помощью американские военные продолжают обкатывать технологию смены орбиты, необходимую для работы в качестве спутника‑инспектора.

(Фото: Boeing)

В своё время в СССР именно голос военных оказался во многом решающим для старта уникальной космической миссииСоюз Т-13», главной задачей которой было восстановление работоспособности станцииСалют-7». Военные даже помогли нацелить корабль на станцию при помощи средств наблюдения противоракетной обороны. Всё ради того, чтобы понять, насколько реальны манёвры на орбите с целью стыковки с неуправляемой космической станцией.

Официальная версия с долгосрочными проверками влияния открытого космоса тоже может быть реальной. Очередь на проведение опытов на Международной космической станции достаточно велика(вРоскосмосе» от решения до постановки эксперимента проходит около 7 лет) — кроме того, слишком уж на МКС многочужих» глаз.

Поэтому можно продолжать упражняться в создании интересных версий, но истина, скорее всего, гораздо проще и скучнее: X-37B действительно занят отработкой новых технологий и действительно не скрывает ничего сверхсекретного. А вот что будет создано на его основе — это уже следующий вопрос, гораздо более интересный и сложный…

Operational history[]

As of 17 October 2014, the two operational X-37Bs have conducted three orbital missions, spending a combined total 1,367 days in space.

OTV-1

Main article: USA-212

OTV-1 sits on the runway after landing at Vandenberg AFB at the close of its USA-212 mission on 3 December 2010.

OTV-1, the first X-37B, launched on its first mission – USA-212 – on an Atlas V rocket from Cape Canaveral Air Force Station, Florida, on 22 April 2010 at 23:58 UTC. The spacecraft was placed into low Earth orbit for testing. While the U.S. Air Force revealed few orbital details of the mission, amateur astronomers claimed to have identified the spacecraft in orbit and shared their findings. A worldwide network of amateur astronomers reported that, on 22 May 2010, the spacecraft was in an inclination of 39.99 degrees, circling the Earth once every 90 minutes on an orbit Expression error: Unrecognized punctuation character «[«. by Expression error: Unrecognized punctuation character «[«. miles (401 by 422 km). OTV-1 reputedly passed over the same given spot on Earth every four days, and operated at an altitude of 255 miles (Template:Convert/round km), which is typical for military surveillance satellites. Such an orbit is also common among civilian LEO satellites, and the spaceplane’s altitude was the same as that of the ISS and most other manned spacecraft.

The U.S. Air Force announced on 30 November 2010 that OTV-1 would return for a landing during the 3–6 December timeframe. As scheduled, OTV-1 de-orbited, reentered Earth’s atmosphere, and landed successfully at Vandenberg AFB on 3 December 2010, at 09:16 UTC, conducting America’s first autonomous orbital landing onto a runway; the first spacecraft to perform such a feat was the Soviet Buran shuttle in 1988. In all, OTV-1 spent 224 days in space. OTV-1 suffered a tire blowout during landing and sustained minor damage to its underside.

OTV-2

Main article: USA-226

OTV-2, the second X-37B, launched on its inaugural mission, designated USA-226, aboard an Atlas V rocket from Cape Canaveral on 5 March 2011. The mission was classified and described by the U.S. military as an effort to test new space technologies. On 29 November 2011, the U.S. Air Force announced that it would extend the mission of USA-226 beyond the 270-day baseline design duration. In April 2012, General William L. Shelton of the Air Force Space Command declared the ongoing mission a «spectacular success».

On 30 May 2012, the Air Force stated that OTV-2 would complete its mission and land at Vandenberg AFB in June 2012. The spacecraft landed autonomously on 16 June 2012, having spent 469 days in space.

OTV-3

Main article: USA-240

OTV-3, the second mission for the first X-37B and the third X-37B mission overall, was originally scheduled to launch on 25 October 2012, but was postponed because of an engine issue with the Atlas V launch vehicle. The X-37B was successfully launched from Cape Canaveral on 11 December 2012. The launch was designated USA-240. The OTV-3 mission ended with a landing at Vandenberg AFB on 17 October 2014 at 16:24 UTC, after a total time in orbit of just under 675 days.

OTV-4

The Air Force launched a fourth X-37B mission, designated OTV-4 and codenamed AFSPC-5, aboard an Atlas V rocket from Cape Canaveral Air Force Station on 20 May 2015. The launch was designated USA-261 and is the second flight of the second X-37B vehicle. The mission will test a Hall effect thruster in support of the Advanced Extremely High Frequency communications satellite program, and conduct a NASA investigation for testing various materials in space. The mission was expected to last at least 200 days; as of May 2016 the vehicle remains in orbit.

Чем занимается X-37B в настоящий момент?

Текущая миссия, кроме озвученных выше задач, занимается какими-то загадочными исследованиями. Детали которых неизвестны широкой публике. Об этом свидетельствует такой факт: когда при последнем запуске X-37B отделилась первая ступень ракеты-носителя, прямую трансляцию сразу же остановили. Из-за чрезвычайно высокой конфиденциальности миссии.


Орбитальный самолет ВВС США X-37B. Фото из открытых источников.

Если верить изданию Popular Mechanics, X-37B также в настоящее время тестирует новую экспериментальную энергетическую систему. Ее работа как-то связана с использованием солнечных батарей нового типа. Однако до сих пор остается загадкой, каково предназначение спутника FalconSat-8.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (ru) НАСА-MSFC, ,Сентябрь 2003 г..
  2. ↑ и (ru) Андреас Парш, ,5 февраля 2009 г.(по состоянию на 2 апреля 2010 г. ) .
  3. L’Usine Nouvelle , «Для  чего можно использовать Boeing X-37B ВВС США  ?» — Завод Аэро  », usinenouvelle.com ,10 мая 2017 г..
  4. (in) на Space.com (по состоянию на 21 июня 2017 г. ) .
  5. (de) , на www.raumfahrer.net ,15 сентября 2004 г..
  6. .
  7. (in) Кларк, Стивен, на Spaceflightnow ,23 ноября 2010 г..
  8. (ru) .
  9. (in) Кларк, Стивен, Космический на Spaceflightnow ,25 февраля 2010 г..
  10. (in) на Spaceflightnow ,19 апреля 2010 г..
  11. (in) Болл, Диана, на базе Boeing , в Boeing Mediaroom ,16 июня 2012 г..
  12. (in) Крис Бергин и Уильям Грэм, на Nasaspaceflight ,17 октября 2014 г..
  13. ↑ и (in) космический самолет во время космического полета НАСА (по состоянию на 20 мая 2015 г. ) .
  14. ↑ и (ru) Патрик Блау, , на Spaceflight101 ,9 мая 2017 г..
  15. .
  16. (in) Майк Уолл, май 2020 г. , на Space.com (по состоянию на 9 мая 2020 г. ) .
  17. (in) Гюнтер Кребс, , на космической странице Гюнтера ,8 мая 2017 г..
  18. ↑ и (ru) на сайте AIR & SPACE Smithsonian ,январь 2010.
  19. .
  20. (in) Брайан Виден, на сайте www.secureworldfoundation.org ,19 мая 2010 г..

Tasarım


X-37 (en sağda), şimdiye kadar uçulan en küçük ve en hafif . Hem Kuzey Amerika X-15 ve SpaceShipOne idi . Gösterilen uzay uçaklarından yalnızca X-37 ve Buran , mürettebatsız uzay uçuşları gerçekleştirdi .

X-37 Yörünge Test Aracı, yeniden kullanılabilir bir robotik uzay uçağıdır . Boeing X-40’ın yaklaşık yüzde 120 ölçekli bir türevi olup, uzunluğu 29 fit (8,8 m) üzerindedir ve iki açılı kuyruk yüzgecine sahiptir. X-37, bir veya bir SpaceX Falcon 9 roketinin üzerine fırlatılır. Uzay uçağı, yeniden girişinde Mach 25’e kadar bir hız aralığında çalışacak şekilde tasarlanmıştır .

X-37’de gösterilen teknolojiler arasında iyileştirilmiş bir , gelişmiş aviyonikler , otonom bir yönlendirme sistemi ve gelişmiş bir uçak gövdesi yer alıyor . Uzay uçağının termal koruma sistemi, silika seramik karoları içeren önceki nesil atmosferik yeniden giriş uzay aracı üzerine inşa edilmiştir . X-37’nin aviyonik paketi Boeing tarafından CST-100 mürettebatlı uzay aracını geliştirmek için kullanıldı . Bir NASA bilgi formuna göre , X-37’nin geliştirilmesi, » Uluslararası Uzay İstasyonuna ve Uluslararası Uzay İstasyonundan mürettebat kurtarma ve mürettebat taşıma kapasitesi sağlamak için tasarlanan NASA’nın Yörünge Uzay Uçağının tasarımına ve geliştirilmesine yardımcı olmak» .

NASA için X-37, 6.600 pound-kuvvet (29.4 kN) itme sağlayan, depolanabilir itici gazlar kullanan bir Aerojet AR2-3 motoruyla güçlendirilecekti. İnsan sınıfı AR2-3 motoru, çift güçlü NF-104A astronot eğitim aracında kullanılmış ve hidrojen peroksit/ JP-8 itici gazlı X-37’de kullanım için yeni bir uçuş sertifikası verilmiştir . Bunun bir hipergolik nitrojen-tetroksit/hidrazin tahrik sistemine değiştirildiği bildirildi .

X-37, yörüngeden döndükten sonra otomatik olarak iniyor ve Sovyet Buran mekiği ve 1990’ların ortalarında otomatik iniş kabiliyetine sahip olan ancak bunu hiç test etmemiş olan ABD uzay mekiğinin ardından, böyle bir yeteneğe sahip üçüncü yeniden kullanılabilir uzay aracı . X-37, bugüne kadar uçulan en küçük ve en hafif ; yaklaşık 11.000 pound (5.000 kg) bir fırlatma kütlesine sahiptir ve Uzay Mekiği yörüngesinin yaklaşık dörtte biri boyutundadır .

13 Nisan 2015’te Uzay Vakfı , X-37 ekibine «yeniden kullanılabilir uzay aracı ve yörünge operasyonları için son teknolojiyi, tasarımı, geliştirmesi, testi ve yörünge operasyonu ile önemli ölçüde ilerlettiği için . X-37B uzay uçuş aracı, uzayda toplam 1.367 gün süren üç görevde».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector