Фильм «офицеры»: интересные факты о съемках картины

Судьба младенца

После фильма судьба оказалась благосклонна и к самому юному актеру. Во время кастинга матери скептически отнеслись к идее «одолжить» ребенка для съемок. Тогда создатели отыскали подходящего младенца в доме малютки, ближайшем к Киностудии Горького. Им оказался отказник Володя Селиванов.

Отец ребенка был не готов к появлению наследника. К тому же у малыша обнаружили бронхиальную астму. Мать сделала выбор в пользу мужа, однако отношения сохранить не удалось.

Когда родительница увидела малыша в роли сироты, материнские чувства проснулись. Чтобы сын не знал подробностей раннего возраста, женщина забрала ребенка, а затем сменила город и фамилию.

Кадр со съемок

Романтик века

На роль Варравы также набралось около пятидесяти претендентов, таких как Олег Ефремов, Валентин Гафт, Александр Лазарев. Режиссеру понравился Ефремов, но актер не смог сняться из-за занятости. Так и не найдя актера на роль романтичного Ивана Варравы, режиссер пал духом.

На роль же Любаши пробы сразу прошла актриса Елена Добронравова. Направляясь в Ашхабад, 47-летний режиссер ломал голову: кого же снять в роли Ивана. В отчаянье он даже настоял на пробах статного пилота Леонида Козмерова. Но профессиональный летчик не прошел пробы.

Тогда решили позвать в картину сослуживца Елены Добронравовой. В картине «Офицеры» Василий Лановой получил роль Варравы. Но Василий Семенович долго отказывался, так как не мог понять своего героя. Как это он такой красивый и отважный, всю жизнь был влюблен в одну женщину, зная, что не может рассчитывать на взаимность?

Лановому с четырех сторон твердили: играй романтика. Только тогда он согласился. Незадолго до «Офицеров» Лановой снялся в картине про Павла Корчагина, где сыграл главную роль. Павка был такой же романтик, как и Варрава. Это помогло артисту войти в роль, хотя оба образа значительно разнятся. Известно, что Георгий Юматов жаждал сыграть Корчагина, но его не взяли из-за пристрастия к алкоголю, поэтому он недолюбливал Ланового. Встретившись на съемочной площадке, они помирились.

Георгий Юматов – алкоголь и тюрьма

Георгий Юматов. Кадр из фильма «Офицеры», 1971 г.

Режиссер Владимир Роговой долго возражал против назначения Георгия Юматова на главную роль – Алексея Трофимова. Ни для кого не было секретом пристрастие актера к алкоголю, и режиссер попросту опасался рисковать съемочным графиком. И все же ему пришлось подчиниться: кандидатуру Юматова утвердил худсовет.

После «Офицеров», имевших ошеломляющий успех, Юматов стал настоящим народным героем. Зрители буквально штурмовали кассы кинотеатров, чтобы посмотреть этот фильм еще раз. 

А Юматов, между тем, после этого фильма почти не снимался: в 80-х у него были еще три заметных фильма, но потом – как отрезало. Режиссеры прекратили его приглашать, о нем пошла нехорошая слава. Дело в том, что однажды Юматов, разозлившись, застрелил человека. Из охотничьего ружья. Это произошло в 1994 году. Как рассказывали свидетели, роковой выстрел раздался после слов собеседника актера о том, что ему жаль, что в войне победила не Германия. 

Актера судили. Поначалу дали срок в 10 лет, но, учитывая всенародную любовь и заслуги, сократили до 3 лет, в итоге Юматов отсидел всего 2 месяца и попал под амнистию. Все эти переживания, усугубленные алкоголем, сильно подорвали его здоровье, и осенью 1997-го артиста не стало. Ему был 71 год.

Дальнейшая судьба

Георгия Юматова погубило его пристрастие к алкоголю. По недоразумению он застрелил дворника. Была версия, что выстрелила его жена, Муза Крепкогорская, а Юматов взял вину на себя.  Эта история сказалась на здоровье актера, он “сдал” и вскорости ушел из жизни. Вслед за ним, двумя годами позже ушла и его единственная на всю жизнь жена, сыгравшая в “Офицерах” роль мамы Маши.

Василий Лановой тоже не был баловнем судьбы: первый его брак распался, вторая жена, будучи в положении, погибла в 1971 году, а третий брак с Ириной Купченко был омрачен потерей сына…

Алине Покровской прочили блестящую карьеру в кино, но она сделала выбор в пользу театра Советской Армии, и не оставляет сцену до сих пор.

Наталья Рычагова, которой досталась роль Маши, начала сниматься еще со школьной скамьи, и в юности не испытывала дефицита ролей, но затем, как часто бывает, была предана забвению. Она много занималась озвучкой. Жизнь ее не щадила: Наталья потеряла взрослую дочь, ей с мужем пришлось опекать внучку, но пережить горе утраты они так и не смогли, ушли друг за другом…

Фильм устроил судьбу самого маленького актера — грудничка Ванечки. На съемки его взяли из детдома, но бросившая его мать узнала на экране своего ребенка и одумалась.

Жизнь иногда делает виражи покруче, чем в кино.

Алексей Трофимов (Георгий Юматов)

Служба на море была мечтой актера, поэтому, как только появилась такая возможность, Георгий пошел учиться в военно–морскую школу. Однако, завершить учебу не вышло, так как нужно было отправляться на войну. Он начал с юнги на торпедном катереОтважныйи дослужился до звания рулевого.


Фото – www.kino-teatr.ru

Во время выполнения боевых заданий Юматову приходилось ставить под угрозу собственную жизнь. Тот опыт, который он приобрел во время военных действий, стал бесценным в дальнейшей жизни.

Кто знает, может зритель смог бы насладиться игрой Юматова и в большем количестве кинолент, если бы не пагубная привычка актера. Он был не прочь выпить, из–за чего начинались проблемы на работе.

Его жена, Муза Крепкогорская, тоже была актрисой, но карьера у нее была менее успешная, чем у Юматова. Он бесконечно ее любил, но это не мешало ей срываться на муже. Георгий хотел ребенка, но Муза так боялась погубить карьеру, что неоднократно прерывала беременность.

Юматов был осужден за убийство. Он пустил пулю в дворника, который имел глупость нелестно прокомментировать исход войны. Актера выпустили по амнистии, но вскоре здоровье начало подводить актера. Он скончался в 1977 году.

Лучшие офицеры

Наконец, дошло дело до подготовки к съемкам. Кастинг, как сейчас говорят, — дело для кино обычное. Но на роли двух офицеров перепробовался, кажется, весь цвет отечественного кинематографа. После долгого отбора с подачи Бориса Васильева (он же поручился за выпивающего актера, который мог сорвать съемки) на роль Трофимова утвердили Георгия Юматова. Любочкой назначили вахтанговку Елену Добронравову. А вот Ивана Варавву найти никак не удавалось. Не было его среди лучших артистов Советского Союза, и все тут.

Статья по теме

Жена убила, а он взял вину на себя. Беды и трагедии в жизни Георгия Юматова

То есть Олег Ефремов был, конечно, лучший. Но новая должность худрука МХАТа не позволила ему выбраться на съемки, которые проходили по всей стране от Москвы до Ашхабада.

У Рогового началась настоящая депрессия — искать Варавву уже было просто негде! В отчаянии режиссер даже попробовал на главную роль летчика, с которым познакомился в самолете. Но артистизма у того не обнаружилось.

О существовании Ланового, конечно, никто не забыл. К тому времени он уже сыграл Корчагина, Грея, Вронского, получил звание заслуженного. Однако… трижды отказывался от «Офицеров» — не понимал Варавву: ну как можно беззаветно, а главное — безответно, — всю жизнь любить одну женщину?! И не просто женщину — жену друга… Только когда режиссер убедил его, что герой — романтик, актер согласился. И вся съемочная группа на пробах ахнула: лучшего офицера не найти!

Кадр из фильма «Офицеры», 1971 г.

Можно было бы уже успокоиться. Роговой наконец дал команду: «Мотор, камера!» Начали снимать с конца — генерал Варрава срывает с клумбы возле своего главка цветы для поседевшей Любочки, потом знакомится с тезкой Ванечкой, вырабатывающим командный голос и убывающим в отпуск…

И тут режиссер понимает, что Добронравова, играющая Любочку, «тянет одеяло» в свою сторону, ей кажется, что нужен «любовный треугольник», иной накал страстей. Но ведь адюльтер в «Офицерах» — это, согласитесь, уже совсем другая история. И не факт, что ее полюбила бы вся страна.

Статья по теме

Ее убило горе. Трагическая судьба звезды фильма «Офицеры» Натальи Рычаговой

Съемки пришлось остановить, чтобы найти подходящую актрису. И снова перепробовался весь цвет советского кинематографа, теперь уже женская его часть. Даже Людмила Гурченко могла стать Любашей…

Что ни делается — к лучшему. Вызвали с гастролей Алину Покровскую. Ей 30, а играть нужно не только убеленную сединами бабушку-генеральшу, но и юную студентку… Алина оказалась естественной в обеих ипостасях и воплотила на экране идеал жены военного — любовь и верность на всю жизнь. Вот только что она жаловалась мужу на свою долю: «Если ты не можешь считаться с нами — пожалуйста. В конце концов, мы уже привыкли жить одни…» И вдруг осеклась, увидев на его спине следы ранений: «Когда едем, Алеша?» — «Послезавтра, Любаша. Собирайся»…

Кадр из фильма «Офицеры», 1971 г.

Шрамы гримерам «рисовать» не пришлось — Юматов прошел войну, и не однажды пули оставляли на его теле отметины. Он даже был награжден редкой медалью Ушакова, которую вручали морякам «за личный подвиг». Говорят, представляли его и к званию Героя Советского Союза. Но набедокурил Георгий, подравшись с офицером…

Статья по теме

Стали землей и травой… История песни «Вечный огонь» из фильма «Офицеры»

Словом, киногерои Юматова всегда были правдивыми, потому что о войне он знал не понаслышке. Знал, как бороться с врагом, не однажды оказывался на волосок от смерти. Только побороть пристрастие к алкоголю не смог. В 1990-е все только и говорили о преступлении в «киношном» доме у метро «Аэропорт» — мол, народный артист, фронтовик, а убил дворника…

• Как сложилась судьба суворовца Ванечки из фильма «Офицеры»: почему юный актер отказался от кинокарьеры

«Есть такая профессия – Родину защищать», – эта фраза маршала Гречко стала крылатой после выхода на экраны в 1971 г. фильма «Офицеры», снятого по его инициативе. О непростых судьбах актеров, исполнивших главные роли, написано много, но не меньшего внимания заслуживает история Андрея Громова, который сыграл мальчика Ванечку. Несмотря на несколько успешных киноработ, в дальнейшем он не стал связывать жизнь с кинематографом и достиг высот совсем в другой сфере деятельности.

Юный актер в фильме *Желтый чемоданчик*, 1970

Как и многие дети-актеры, Андрей Громов попал в кино совершенно случайно. Он был второклассником, когда к ним в школу пришли помощники режиссера, чтобы выбрать несколько человек для съемок в фильме «Желтый чемоданчик». Претендентов показали режиссеру Илье Фрезу. Мальчиков просили прочитать стихотворение или басню, но от испуга Андрей забыл все, что готовил. Вспомнилось только «Робин-бобин-барабек, скушал сорок человек…». Его попросили прочитать это так, чтобы сначала было страшно, а потом смешно. И он справился с задачей. Хотя есть легенда, что артистом мальчика сделали… его оттопыренные уши. Так Андрей получил свою первую роль.

Андрей Громов в фильме *Желтый чемоданчик*, 1970

В «Желтом чемоданчике» его партнерами по съемочной площадке были маститые актеры Татьяна Пельтцер и Евгений Лебедев. Мальчика очень удивило то, что они вели себя, как дети: по сюжету они лазили через заборы и катались на крыше троллейбуса. Кроме того, они постоянно смешили и подбадривали юного актера, чтобы он себя чувствовал раскованно. Эта роль Громову удалась, и когда фильм еще не вышел в кинопрокат, его уже пригласили в следующую картину – короткометражку «Валерка, Рэмка+».

Андрей Громов в фильме *Валерка, Рэмка+*, 1970

Но настоящая популярность пришла к нему после съемок в фильме «Офицеры». 10-летнего актера утвердили без проб – режиссер Владимир Роговой видел его предыдущие работы. Мальчик так органично смотрелся в образе суворовца Вани Трофимова, что даже ходили слухи, будто роль писалась специально под Андрея Громова. Но на самом деле этот персонаж был и в повести Бориса Васильева, по которой был создан сценарий, задолго до начала съемок и утверждения актеров.

Кадр из фильма *Офицеры*, 1971

На режиссере лежала большая ответственность – помимо того, что это была его дебютная работа, фильм снимался по заказу Министерства обороны. Поэтому промахнуться с выбором актеров Роговой не имел права. Зрители должны были с первой секунды поверить в то, что из Ванечки вырастет настоящий офицер. И тут проблем не возникло – мальчик старательно выполнял все поставленные перед ним задачи.

Андрей Громов в фильме *Офицеры*, 1971

Это был звездный час Андрея Громова. В школе все им гордились и уважали. Но пока он пропадал на съемках, пропустил очень много занятий и сильно отставал. Перед ним встал выбор – или учеба, или актерская карьера. И он выбрал учебу. Когда он был в девятом классе, его снова пригласили на съемки – на этот раз ему предложили роль принца в фильме «Принцесса на горошине», где играли знаменитые актеры Иннокентий Смоктуновский, Владимир Зельдин, Алиса Фрейндлих, Александр Калягин, Игорь Кваша. Несмотря на редкую возможность поработать в таком звездном составе, Андрей Громов отказался и продолжил учебу в школе.

Юный актер в фильме *Офицеры*, 1971

Один из его одноклассников позже рассказал о том, что на решение Андрея повлиял услышанный однажды разговор Ланового и Юматова: актеры обсуждали превратности своей профессии, признаваясь в том, что роли достаются чаще по воле случая, а не в результате приложенных усилий или таланта. У Громова с детства был волевой и независимый характер, и он не захотел мириться с таким положением дел.

Андрей Громов в фильме *Офицеры*, 1971

Его серьезное отношение к учебе дало свои плоды: по окончании школы Андрей поступил в МГИМО, а позже защитил диссертацию по экономике. В середине 2000-х гг. он занимал должность старшего советника постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке, затем вернулся в Москву. Дипломатическая карьера А. Ю. Громова и на сегодняшний день складывается весьма успешно. Его жена узнала об актерском прошлом экономиста-международника только спустя два года после знакомства и была очень удивлена. Всей семьей они иногда пересматривают фильмы с участием юного актера Андрея Громова.

Андрей Юрьевич Громов в настоящее время и в его самой известной киноработе

Нравится? Жми:

Любовь на съемках

Но неожиданно пришлось поменять актрису на роль Любаши. Елена Добронравова во многом не соглашалась с режиссером, ей казалось, что ее героиня должна испытывать к Варрае не только дружеские чувства, на что режиссер категорически не соглашался. Поэтому ее решили снять с роли. Только с третьей попытки нашли подходящую актрису. Ее оказалась Алина Покровская, актриса театра Советской Армии.

В фильме «Офицеры» 1971 года Алина Покровская своей мягкостью и обаянием обворожила не только зрителя, но, говорят, в нее влюбился сам Георгий Юматов. Но актриса в это время встречалась со своим будущим мужем. За Юматова она очень переживала, поэтому на съемочной площадке они ходили вместе: Алина, Василий Лановой и Георгий Юматов, совсем как в фильме. Как рассказывали впоследствии, на съемках фильма «Офицеры» актеры дружелюбно относились друг ко другу.

Для авторов фильма, начиная от сценариста Бориса Васильева, режиссера Владимира Рогового, до актера Георгия Юматова, война была известна не понаслышке. Они прошли всю войну, а Юматов даже получил ранение на фронте. В фильме есть момент, когда жена Алексея Трофимова видит шрам на спине мужа, оказывается, он был настоящий. Георгий получил его на войне.

Фильму «Офицеры» Алина Покровская обязана своей популярностью. Многие женщины мечтали походить на верную и мужественную супругу будущего генерала, который в фильме сначала представлен как курсант. Для того чтобы омолодить Юматова, актеру стягивали кожу, сзади из волос сплетали косички, мазали лицо кремами. Он мужественно терпел.

Наталья Рычагова

Машу Белкину, супругу единственного сына Трофимовых, сыграла уже настоящая звезда экрана – Наталья Рычагова

Дело в том, что смешливая, небольшого роста девчушка привлекла внимание И. Фрэза, режиссера картины “Васек Трубачев и его товарищи”. В десятилетней Наталье он увидел свою главную героиню Нюру Синицыну

Рассказывают, что после этой роли портрет Рычаговой был вывешен в школе на самом видном месте, где выставлялись фотографии отличников. По окончании ВГИКа ровесница великой победы сыграла в нескольких знаковых картинах: “Нет неизвестных солдат”, “Переступи порог”, “Про Клаву Иванову”. Приглашения в кино на талантливую девушку сыпались одно за другим. В картине “3 дня Виктора Чернышева” Наталья даже снималась беременной дочерью Машей. Еще на втором курсе института она вышла замуж за сокурсника Алексея Инжеватова

В десятилетней Наталье он увидел свою главную героиню Нюру Синицыну. Рассказывают, что после этой роли портрет Рычаговой был вывешен в школе на самом видном месте, где выставлялись фотографии отличников. По окончании ВГИКа ровесница великой победы сыграла в нескольких знаковых картинах: “Нет неизвестных солдат”, “Переступи порог”, “Про Клаву Иванову”. Приглашения в кино на талантливую девушку сыпались одно за другим. В картине “3 дня Виктора Чернышева” Наталья даже снималась беременной дочерью Машей. Еще на втором курсе института она вышла замуж за сокурсника Алексея Инжеватова.

Настоящей творческой удачей Натальи можно считать работу в “Офицерах”. После этого фильма Рычагова в одночасье проснулась знаменитой. Ее Маша Белкина оставила на Любовь Трофимову грудного ребенка, чтобы идти воевать и мстить фашистам за своих родителей и любимого мужа. Ее образ настолько полюбился зрителям, что на студию стали приходить мешки писем от поклонников, на которые девушка даже не могла ответить.

В дальнейшем Рычагова много снималась, в том числе ей очень памятна работа вновь с Ильей Фрэзом, который на этот раз увидел в ней студентку Лену (“Это мы не проходили”). Однако в дальнейшем актрису стали приглашать все реже, потому что в конце 80-х ее типаж оказался не слишком востребованным. Последний раз Рычагова появилась на экране в 1993-м. “Лихие 90-е” требовали новых героев, и многие актеры оказались за бортом кинематографа. так случилось и с Натальей Сергеевной. Она много занималась озвучиванием, однако и эта работа к 90-м закончилась.

По спецзаказу

Первоначальное название ленты – «Любочка». Фильм готовили ко Дню Победы по заказу Министерства обороны СССР. Кинокартина задумывалась как история об офицерских женах, которые заслужили уважение. Борис Васильев приступил к сценарию и размахнулся на 2 серии, а сократить историю доверили Кириллу Рапопорту.

Чуда от киношников никто не ждал, и постановку поручили Владимиру Роговому, который не мог похвастаться богатой фильмографией. В напарниках оказался также неопытный постановщик Владимир Златоустовский, который, по слухам, неплохо ориентировался в психологии.

Сценаристы знали о войне не понаслышке и сделали драматическим стержнем фильма именно профессию, которая формировала мировоззрение и поступки героев, охватив период с 20-х годов по мирное время в 70-е. На тот момент похвастаться историей, затрагивающей в таком объеме летопись СССР, мог не каждый проект. Хотя фильмы о войне в то время появлялись часто.

Кадр из фильма

Фильмы

Кинематографическая биография Натальи Рычаговой получила развитие уже на 2-ом курсе. Девушка снялась в картине «Нет неизвестных солдат», в основе которой лежали мемуары Александра Родимцева «Машенька из мышеловки».

После получения диплома молодая артистка продолжила сниматься. Ей досталась небольшая роль в ленте Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева». Когда Рычагова снималась в этом фильме, она уже носила под сердцем свою единственную доченьку Машу. Девочка родилась почти одновременно с выходом картины, в марте 1968 года.

Артистка разрывалась между домом и съёмочной площадкой. Режиссёры её засыпали предложениями, отказываться от которых Наталья Рычагова боялась. Ведь удача – дама капризная. Особенно если это касается актёрской профессии.

Наталья Рычагова в фильме «Офицеры»

Поэтому вскоре зрители увидели обаятельную артистку в нескольких популярных лентах. В «Тренере» она сыграла молодую учительницу, в «Возвращении «Святого Луки» – Зою, в «Переступи порог» – Надю Воеводину, а в фильме «Про Клаву Иванову» – главную героиню Клаву.

Но настоящая слава обрушилась на Наталью Рычагову в 1971 году после выхода культового военного фильма «Офицеры». Здесь снялись такие звёзды советского кинематографа, как Алина Покровская, Георгий Юматов, Василий Лановой и Александр Воеводин. А Маша Белкина в исполнении Рычаговой так полюбилась зрителям, что поклонники ей долгое время не давали прохода. На киностудию приходили мешки писем, адресованные любимой артистке.

А через 4 года Наталья Сергеевна вновь получила возможность поработать с режиссёром, который открыл её зрителям – Ильёй Фрэзом. Он пригласил актрису в свой замечательный новый проект «Это мы не проходили». Студентка Лена в её исполнении оказалась сыгранной блестяще.

Наталья Рычагова с ее мужем и внуком

Фильм не только успешно прошел на советских экранах, но даже получил международный успех: его наградили престижным призом на кинофестивале в Панаме. Но эта картина символизировала пик, после которого карьера Рычаговой начала потихоньку идти на спад. Она снималась всё реже. Её типаж в 1980-х оказался невостребованным.

Последний фильм с участием до недавних пор знаменитой актрисы вышел в 1993 году. Это была картина «Завтрак с видом на Эльбрус». «Лихие 90-ые» вычеркнули из жизни многих известных актёров. В этом грустном ряду оказалась и она, талантливая и обаятельная Наталья Рычагова.

Выручала работа в озвучивании. Замечательным, нежным и звонким голосом артистки разговаривают десятки героинь в известных зарубежных картинах и сериалах. Например, голосом Рычаговой говорит Золушка в чешском фильме-сказке «Три орешка для Золушки».

Сюжет

События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х годов до конца 1960-х. В России идет Гражданская война. Молодой курсант Алексей Трофимов по окончании училища направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатский гарнизон. Туда он отправляется со своей женой Любой. В гарнизоне от своего командира Алексей слышит слова, которые впоследствии становятся для него судьбоносными: «Родину защищать — есть такая профессия, взводный».

На новом месте службы Трофимов знакомится с Иваном Вараввой, молодым командиром. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Могабит-хана и пленении последнего.
У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира Егором. После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию и, прощаясь, просит об одном: чтобы Алексей и Люба назвали своего будущего внука в честь него — Иваном.

Воинская судьба бросает героев по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Трофимов вновь пересекается с Вараввой, находящимся в качестве военного советника в рядах китайской армии, воюющей с японцами.

Время идет. Егор Трофимов растёт и мечтает стать офицером. Люба учится в медицинском. Алексей постоянно находится в командировках, в одной из которых, в Испании, он получает ранение в спину. Начинается Великая Отечественная война. Алексей и его сын отправляются на фронт, а Люба становится начальником военного санитарного поезда. На одной из станций её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука — Ивана, так как сама отправляется радисткой на передовую и не может ухаживать за ребёнком.

На другой остановке, во время погрузки раненых, санитарный поезд выдерживает атаку прорвавшихся немецких танков. Все, кто несмотря на ранения может держать оружие занимают оборону, дабы задержать танки. После боя, подписывая похоронки, Люба видит, что одна из них на сгоревшего танкиста без документов. На фотографии, обнаруженной у погибшего, она узнаёт своего сына. В послевоенное время Герой Советского Союза Алексей Трофимов в звании генерал-майора командует Кантемировской танковой дивизией (той самой, где служил его сын). Внук Иван определён в Московское Суворовское военное училище и красуется на доске почёта. Однако он не всегда безупречен. Однажды, находясь в увольнении, Ваня без разрешения направляется в зоопарк и, засмотревшись на бегемота, опаздывает в училище. За это он получает взыскание: его не отпускают в очередное увольнение и вместе с другими нарушителями дисциплины заставляют драить полы. Алексей, приехав в училище, обнаруживает Ивана среди нарушителей и просится потолковать с ним. «Позор… Суворовец Трофимов… Если уж Вы ни в грош не ставите генерала, пощадите хоть бабушкины нервы», — говорит Ивану Алексей. Ваня, не сдержав слёз, сообщает, что у него два наряда. Алексей приказывает ему «отставить сопение» и по форме доложить, что произошло. Иван признаётся, что опоздал из увольнения потому, что смотрел бегемота.

Алексея вызывают в Министерство обороны к одному из начальников управлений. Им оказывается Варавва — уже в звании генерал-полковника, дважды Герой Советского Союза, назначенный руководить управлением. Варавва предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Алексей не торопится с ответом, ведь ему дорога эта дивизия — в ней воевал Егор. Посоветовавшись с сидящей на скамеечке Любой Алексей оставляет последнее слово за ней. Люба решает остаться в дивизии. Варавва знакомится с внуком Алексея и узнав, что тот является его тезкой, едва сдерживает чувства.
В конце фильма третьему поколению семьи Трофимовых — внуку Ивану, уже взрослому капитану ВДВ, «приказом министра обороны СССР за образцовое выполнение служебных обязанностей и проявленное при этом мужество и героизм, умелое воспитание и обучение личного состава подразделения» досрочно присвоено воинское звание майор.

Также показана героическая смерть его родителей на войне и кадры из боевой молодости Трофимова и Вараввы, вперемешку с фрагментами документальной кинохроники.

История создания

Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко, основная идея фильма ему виделась следующим образом: «Мне нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом». Считается, что ставшие впоследствии крылатыми слова «Есть такая профессия — Родину защищать!» были сказаны именно им. Фильм заказывался как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён.

Сюжет фильма основан на одноимённой повести советского писателя-фронтовика Бориса Васильева. Она была написана в 1970 году и с тех пор выдержала множество переизданий. Первоначальный вариант сценария был рассчитан на две серии; первая серия должна была захватить период «Большого террора» и окончиться арестом и тюремным сроком главных героев, во второй серии с началом Великой Отечественной войны их выпускали, чтобы отправить на фронт. Однако киностудия не согласилась на двухсерийный вариант, а Васильев не хотел сам сокращать сценарий и предложил переделать его Кириллу Рапопорту.

Для Владимира Рогового картина стала дебютом в качестве режиссёра. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него.

Кроме этого, между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Ещё в 1950-е годы Юматов мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него тогда на роль взяли Ланового. На съёмках «Офицеров» актёры помирились.

Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, этот след настоящий — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Калинине (совр. Тверь), Севастополе (железнодорожная петля возле Инкермана), Ашхабаде. Одна из самых известных сцен возле некоего военного ведомства, где находился кабинет генерала Вараввы, на самом деле снималась возле центрального входа на химфак МГУ на Ленинских горах.

По сюжету фильма, внук Трофимовых — Иван — выбрал службу в . Этот факт в сценарий фильма был внесён по просьбе генерала армии Василия Маргелова, в то время — командующего ВДВ. По его же инициативе в фильме появились кадры учений с участием ВДВ.

Иван Варавва

Персонаж Иван Варавва, которого блистательно исполнил Василий Лановой, лишь частично соответствует характеру прототипа. Писатель Борис Васильев, чья история легла в основу сюжета фильма «Офицеры», познакомился с кубанским поэтом Иваном Вараввой в мастерских Министерства культуры СССР. Тогда кубанский прозаик поделился воспоминаниями о дедушке Тихоне, участнике Гражданской войны. Во время боя у мужчины порвались красные шаровары, а добродушный комиссар одарил Тихона новыми за успехи в сражении. «Эта история перекочевала в васильевский сценарий», — резюмировал Варавва.

Василий Лановой и Иван Варавва, кадр из фильма / felicina.ru

В 2011 году фильм «Офицеры» колоризировала компания «Формула цвета». В цвете фильм вышел в День защитника Отечества на Первом канале. Эпизод, в котором киношный Иван Варавва срывает цветы с клумбы, списали с самого кубанского поэта: возвращаясь домой, мужчина рвал розы возле крайисполкома, чтобы любимая была в прекрасном расположении духа. Этот эпизод был включен в сюжет неслучайно: Василий Лановой отказывался играть роль «солдафона» Вараввы, но после упоминания о том, что его персонаж олицетворяет романтичность, согласился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector