Испытания огнем и мечом: судьба советской 85-мм зенитной пушки 52к 1939 года

Содержание:

Проектирование

В ВМФ СССР для повышения ПВО кораблей в межвоенные годы была проведена модернизация 76,2-мм артиллерийских установок (АУ) первого поколения. Было принято решение перейти на более крупный 85-мм калибр. На станках 76-мм артустановок установили 85-мм стволы штатных армейских орудий, сохранив все остальные основные элементы корабельных установок.

Установка 92-К

85-мм универсальная палубная установка обр. 1941 г. 90-К была спроектирована в КБ завода № 8 и представляла собой усовершенствованный вариант 76-мм АУ 34-К с качающейся частью от 85-мм армейской зенитной пушки обр. 1939 г.

Боекомплект

Летательный боевой аппарат Ка-52К, вооружение которого весьма разнообразно, оснащен радиолокационной системой «Арбалет», оборонным комплексом Л-370В52. Кроме того, имеется стрелковая пушка на 460 зарядов, ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» с лазерным наведением, а также неуправляемые ракеты калибром 80 и 130 миллиметров.

Вертолет оборудован бронированной кабиной. Члены экипажа при необходимости могут катапультироваться с высоты от одной до четырех тысяч метров. Для этого предусмотрены специальные кресла К-37-800М. Вести огонь и управлять аппаратом может первый летчик или его помощник-оператор. В дальнейшем планируется оснащение вертолета еще более эффективным вооружением. Кроме того, КА-52К может служить в качестве тренировочной машины. Этому способствует дублирующая система управления и наведения.

Спецификации

85-мм зенитная установка обр.1939 г.
Общие свойства
классификация Зенитное орудие
Главный дизайнер
Название производителя 52-К
Производитель Завод № 8 (Завод № 8, Российский Завод № 8) в Калининграде
Масса в боевом положении 4500 кг
Вес в положении водителя 4500 кг
команда 7 мужчин
Годы постройки 1939-1945 гг.
количество штук 14 422
трубка
калибр 85 мм
Длина трубы 4685 мм (L / 55)
Даты пожара
Диапазон возвышения От −6 ° до + 82 °
Боковая зона правки 360 °
Максимальный диапазон 15 650 м
Максимальная начальная скорость пули 1050 м / с
скорострельность 10-20 выстр / мин
ловкость
Максимальная скорость на буксире 50 км / ч

Технические характеристики

Пушку Д-48 можно сравнить с наиболее близким к ней по калибру немецким противотанковым орудием PaK 43/41 времён войны.

Д-48 PaK 43/41
Масса, тонн 2,3 4,4
Длина ствола, калибров 74 71
Угол возвышения, ⁰ -6, +35 -5, +38
Угол поворота, ⁰ 54 56
Начальная скорость, м/с 1040 100
Бронепробиваемость, мм 190 200
Скорострельность, выстрелов в минуту 15 10

Надо заметить, что пробиваемость PaK 43 указана для каморного бронебойного снаряда. Подкалиберный снаряд с сердечником из карбида вольфрама имел большую начальную скорость и бронепробиваемость.

Действительно, конструкторам во главе с Фёдором Петровым удалось добиться высоких показателей пробиваемости, сохранив орудие достаточно лёгким. Но к тому времени, когда Д-48 поступила на вооружение, стало ясно, что её возможностей недостаточно.

Краткое описание вертолёта

Ка 52 «Аллигатор» оснащён силовыми установками ВК-2500 с тягой по 2400 л.с. и кабиной на двух пилотов с размещением бок о бок. С точки зрения авионики, машина оборудована новейшими современными системами, позволяющими пилотировать вертолёт днём и ночью в любых метеорологических условиях, вести боевые действия и производить разведку, успешно управлять штатным ракетным вооружением.

Ка 52 используется ещё и как учебный вертолёт для обучения и дальнейшей тренировки лётчиков к боевым действиям на современных винтокрылых машинах.

Впервые на вертолёте этого класса была установлена оригинальная система катапультирования по самолётной схеме. Ка 52 единственная серийная машина в мире, оборудованная ракетным катапультным креслом.

В полёте при возникновении аварийной ситуации пилот тянет рычаг системы покидания на себя, автоматически срабатывают пиропатроны и отстреливаются лопасти несущего винта, одновременно включается электропитание детонационных патронов, разрушающих остекление фонаря кабины лётчиков. Вслед за этим подрываются пиропатроны, выталкивающие ракетную капсулу, влекущую за собой пилота. Капсулы уходят вверх под определённым углом, разделяя пилотов, чтобы они не попали под огненную струю двигателей катапультных капсул.

Конструкторы не забыли о сохранности жизни экипажа, вертолёт с броневой защитой, изготовленной в ОКБ Камова, не боится попадания даже 23-мм снарядов, что даёт пилоту уверенность поражать цели с небольшой дистанции, как во времена вьетнамской войны.

Боеприпасы

Главным средством поражения танков для Д-48 стал снаряд БР-372 – стальная болванка с бронебойным и баллистическим наконечниками, содержащая разрывной заряд из 50 г гексала. БР-372 развивал начальную скорость в 1010 м/с. Бронепробиваемость по нормали составляла 190 мм на дальности в 500 м, на дистанции в 2 км она падала до 145 мм.

Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом 3БК7 – на любой дистанции под углом 30⁰ он пробивал 190 мм броню. Начальная скорость была ниже, чем у бронебойного снаряда – 925 м/с. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 содержал 741 г тротила, его начальная скорость составляла 1010 м/с на полном заряде и 770 – на уменьшенном. Осколочный снаряд был единственным, для которого был разработан выстрел с уменьшенным пороховым зарядом.

Тактические и технические параметры советской 85 мм зенитки

  • Расчет — 7 человек.
  • Боевая масса — 4,3-4,9 т.
  • Заряжание унитарное.
  • Начальная скорость снаряда — 800 м/с.
  • Скорострельность — 20 выстр./мин.
  • Зона поражения: по высоте 10 км, по дальности — 15,6 км.
  • Угол вертикального наведения: от -3 до +82 градусов.
  • Угол горизонтального наведения — 360 градусов.
  • Основной тип боеприпасов: бронебойный, осколочно-фугасный снаряды.
  • Вес бронебойного снаряда — 9,2 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое — 25-30 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится грузовыми автомобилями.

Зенитная 85 мм пушка 52К 1939 года активно применялась в годы Великой Отечественной войны. Удачная конструкция орудия позволила использовать ее для создания мощных танковых пушек Д-5 и ЗИС-С-53, которыми оснащались советские танки Т-34-85 и КВ-85. В послевоенные годы орудие стояло на оснащении частей ПВО СССР вплоть до появления первых ЗРК. Последующая эксплуатация и боевое применение этого орудия – зарубежные вооруженные конфликты второй половины XX века.

Общее описание машины Ка-52

Аппарат Ка-52 − это вертолет, который может выполнить практически все боевые задачи на суше. Кроме того, его используют как учебную машину. Вертолет Ка-52 представляет развитие боевой машины Ка-50, но новая модель значительно доработана и улучшена. Все же 85% всех агрегатов взято от предыдущей модели.

Ка-52 оснащен бронированной кабиной для двоих пилотов, кресла летчиков оборудованы как катапульты для эвакуации. При конструировании было решено использовать двух пилотов для более эффективного ведения боя в ночное время суток. Броня кабины позволяет обеспечить безопасность пилотов даже при попадании 23-миллиметрового снаряда. В кабине пилотов расположены 3 монитора, на которые выводится вся информация о состоянии аппарата и оборудования. Каждый член экипажа имеет шлем со специальным прицелом и системой нашлемной индикации. Управление машиной полностью дублировано у обоих пилотов, за счет этого каждый член экипажа может управлять машиной или же оружием.

Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию. Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал». Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.

Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.

Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем. Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов. Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.

Боеприпасы

Главным средством поражения танков для Д-48 стал снаряд БР-372 – стальная болванка с бронебойным и баллистическим наконечниками, содержащая разрывной заряд из 50 г гексала. БР-372 развивал начальную скорость в 1010 м/с. Бронепробиваемость по нормали составляла 190 мм на дальности в 500 м, на дистанции в 2 км она падала до 145 мм.

Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом 3БК7 – на любой дистанции под углом 30⁰ он пробивал 190 мм броню. Начальная скорость была ниже, чем у бронебойного снаряда – 925 м/с. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 содержал 741 г тротила, его начальная скорость составляла 1010 м/с на полном заряде и 770 – на уменьшенном. Осколочный снаряд был единственным, для которого был разработан выстрел с уменьшенным пороховым зарядом.

Разработка вертолета.

В 1960 г. ОКБ Миля М.Л. начало разработку нового транспортного вертолета, который бы заменил собой  устаревший Ми-4. Опытный прототип с обозначением В-8 совершил первый полет в июне 1961 г. На вертолете был установлен один ГТД АИ-24 и четырехлопастной несущий винт от Ми-4. Позже конструкторы провели ряд усовершенствований. Силовую установку заменили на два ГТД TB2-117. Несущий винт стал пятилопастным.

Двигатель АИ-24.

Производство и выпуск.

С 17 сентября 1962 г. начались летные испытания. Вертолет полностью оправдал возложенные на него надежды. С 1965 г. он пошел в серийное производство под обозначением Ми-8. Конструкция данной машины оказалась настолько удачной, что его производство и модернизация продолжаются до сих пор. На сегодняшний день Ми-8 является одним из самых распространенных транспортных вертолетов в мире. Было выпущено более 8000 машин в разных модификациях. Вертолет эксплуатируется в более чем 50-ти странах мира.

Ми-8 кабина

По своей конструкции Ми-8 – вертолет одновинтовой схемы. Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк. Шасси трехопорное неубирающееся. Силовая установка состоит из двух ГТД ТВ2-117А (ТВ3-117МТ), 2х1710 (2х3065) л.с. Несущий винт пятилопастной с цельнометаллическими лопастями. Рулевой винт трехлопастной.

Двигатель ТВ2-117А.

Модификации вертолета.

Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский). Ми-8АМТШ представляет собой десантно-штурмовой вариант с ракетным и пулеметным вооружением. Вертолет используется для выполнения широкого спектра задач, как в гражданской авиации, так и в ВВС. С 70-х годов Ми-8 использовался во многих военных конфликтах в разных уголках планеты.

Ми-8П (пассажирский).

Ми-8Т (транспортный).

Баланс достоинств и недостатков универсальной зенитной гаубицы

У предложенного орудия бесспорно есть недостатки:
В сравнении с классической гаубицей
1. Высокая стоимость, технологичность и вес.
2. Низкая подвижность и требование обязательной мех.тяги.
3. Завышенные требования к кадрам.
Но достоинствами, с лихвой перевешивающими недостатки будут:
1. Устойчивость платформы. Бич отечественных орудий времен ВОВ, существенно снижающий точность стрельбы.
2. Высокая скорострельность за счет полуавтоматики затвора.
3. Идеальные углы ВН и ГН. За счет высоких углов ВН высокая точность и разрушительное действие по горизонтальным целям.
4. Высокая начальная скорость снаряда и соответственно дальность стрельбы.
5. Повышенные противотанковые возможности.
По совокупности боевых качеств орудие будет эквивалентом 2-3х стандартных гаубиц. Что особенно критично при установке на «дорогие» боевые платформы типа бронепоездов, кораблей, долговременных укреплений.
6. Из этого следует экономия кадров на выполнение тех же задач. Ценных обученных кадров артиллерии. И повышенная эффективность системы орудие/расчет.
7. С мехтягой тоже не все так однозначно. Та же М-30 так же подразумевает мех.тягу. А для большинства тракторов или артиллерийских тягачей вопрос сколько будет весить гаубица — 2 или 4 тонны не сильно принципиальный. Но, за счет лучших боевых качеств (1 орудие заменяет 2-3) и универсальности мы, наоборот, на тяге можем сэкономить количественно.
Главный минус в сравнении с классической зениткой — низкая баллистика снаряда и соответственно досягаемость по высоте. Но тут опять не все однозначно:
1. Во первых основное назначение войсковой ПВО крупного калибра — заградительный огонь. Прицельно работают МЗА и ККП.
2. Опять же, противники в основном действуют с малых высот. Бомбардировка полевой обороны с больших высот занятие малоосмысленное.
3. В таких условиях медленный снаряд в чем то предпочтительнее. Легче выдержать высоту подрыва, дешевле взрыватель.
4. Ну и не забываем про калибр. 122мм в ПВО это серьезно.

Рождение “Аллигатора”

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «Аллигатор». В 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. На новый вертолет установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине появилось место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его силуэт выше. Хотя это еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

Тактико-технические данные Ка 52

Ка 52 фото

Лётные характеристики вертолёта Ка 52

  • Крейсерская скорость – 270 км/час.
  • Максимально-допустимая скорость – 390 км/час.
  • Перегоночная дальность – 1160 км.
  • Практическая дальность – 460 км.
  • Статический потолок – 4000 м
  • Динамический потолок – 5500 м.
  • Скороподъёмность – 600 м/мин.
  • Допустимая перегрузка – 3,5 g.

Технические данные вертолёта Ка 52

  • Длина вертолёта – 14,2 м.
  • Высота вертолёта – 5 м.
  • Диаметр винтов – 14,5 м.
  • Размах крыла – 7,3 м.
  • Максимальный взлётный вес – 12200 кг.
  • Вес топлива во внутренних баках – 1487 кг.
  • Двигатели – 2 Х ВК-2500.
  • Мощность на взлётном режиме – 2 х 2400 л.с.
  • Мощность на чрезвычайном режиме – 2 х 2700 л.с.
  • Мощность на крейсерском режиме – 2 х 1750 л.с.
  • Экипаж – 2 чел.

Вооружение вертолёта Ка 52

  • Пушечное – 1 х 30-мм 2А4А.
  • Точек подвески – 6.
  • Боевая нагрузка – 2800 кг.
  • УР «воздух-земля» — 4 х ПТУР «Штурм ВУ»
  • УР «воздух-воздух» — 2 х «Игла-В» на пилонах.
  • НУР С-8 – 4 Х 20 шт.
  • НУР С-13 – 4 Х 5 шт.

В настоящее время в войска поставлена и освоена 81 единица этих вертолётов.

Эксплуатация и боевое применение 85-мм зенитной пушки «52-К»

85-мм зенитная пушка обр. 1939 года «52-К» исключительно широко использовалась частями Красной Армии как в годы войны, так и, пройдя ряд последовательных модернизаций, вплоть до тех времен, когда зенитные пушки в войсках СССР сменили зенитные ракеты.

В ходе Великой Отечественной войны подразделения этих пушек обеспечивали как защиту с воздуха фронтовых частей, так и ПВО административных центров и промышленных предприятий. Организационно 52-К состояли на вооружении зенитных артиллерийских дивизий РВГК, состоявших из трех полков зенитной артиллерии малого калибра и одного полка орудий среднего калибра (шестнадцать 85-мм пушек и сорок восемь 37-мм пушек).

В целом за период войны из 21645 самолетов противника, сбитых наземными средствами ПВО, на долю зенитной артиллерии среднего калибра (в основном это были 85-мм пушки) приходится 4047 самолетов. Средний расход снарядов на один сбитый самолет составил 598 штук.

Значительная часть 85-мм зенитных пушек использовалась в качестве противотанковых. Например, по штату 1940 года в каждой из 10 формировавшихся перед войной противотанковых артиллерийских бригад должно было быть, среди прочих орудий, и по двадцать четыре 85-мм зенитные пушки, используемые в качестве противотанковых. На деле же, из-за медленного освоения в производстве 107-мм пушек, которыми также должны были вооружаться эти бригады, число 85-мм пушек в них составляло 48 единиц и больше. Вооруженный 85-мм зенитными пушками противотанковый дивизион был штатной боевой единицей каждого танкового и механизированного корпуса Красной Армии в течение почти всей войны.

Любопытный факт: по снятию с вооружения, прекратилась только «боевая карьера» 85-мм зенитной пушки обр.1939 г, а вот «мирная карьера» этого орудия продолжается и в наше время. Дело в том, что пушки применяемые в горной местности в качестве противолавинных орудий, выстрелами сбивающие тонны снега с горных вершин — это все те же 52-К.

Боеприпасы

Главным средством поражения танков для Д-48 стал снаряд БР-372 – стальная болванка с бронебойным и баллистическим наконечниками, содержащая разрывной заряд из 50 г гексала. БР-372 развивал начальную скорость в 1010 м/с. Бронепробиваемость по нормали составляла 190 мм на дальности в 500 м, на дистанции в 2 км она падала до 145 мм.

Позднее боекомплект пополнился кумулятивным снарядом 3БК7 – на любой дистанции под углом 30⁰ он пробивал 190 мм броню. Начальная скорость была ниже, чем у бронебойного снаряда – 925 м/с. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 содержал 741 г тротила, его начальная скорость составляла 1010 м/с на полном заряде и 770 – на уменьшенном. Осколочный снаряд был единственным, для которого был разработан выстрел с уменьшенным пороховым зарядом.

История создания 85-мм зенитной пушки «52-К»

85-мм зенитная пушка образца 1939 года («52-К») была разработана в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году, под руководством Михаила Николаевича Логинова. Выбор достаточно крупного калибра для зенитной артиллерии, а также предельно сжатые сроки отведенные на выполнение задания Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) обуславливались стремительным ростом мощности авиационных моторов и как следствие — значительного повышения высотности полета бомбардировщиков наиболее вероятных противников.

Для ускорения работ, по проекту инженера и ведущего конструктора Г.Д.Дорохина, за основу конструкции взята более ранняя разработка всё того же Логинова — 76-мм зенитное орудие обр. 1938 года. Но именно Г.Д.Дорохин предложил наложить новый 85-мм ствол на платформу 76-мм зенитного орудия обр. 1938 года, использовав также его затвор и полуавтоматику. Результатом стала удивительная по мощности и надежности артиллерийская система, на многие годы вперед снявшая потребность войск ПВО в зенитной артиллерии среднего калибра.

В том же 1939 году новое 85-мм зенитное орудие с заводским обозначением 52-К прошло полигонные испытания, в ходе которых выявилась необходимость установки дульного тормоза, увеличения опорной поверхности клина затвора и гнезда казенника. Доработанное в соответствии с рекомендациями научно-испытательного полигона орудие, уже осенью было принято на вооружение Красной Армии под названием «85-мм зенитная пушка обр. 1939 г.».

Не маловажной особенностью нового зенитного орудия, была и его универсальность: 52-К годилась не только для огня по вражеским самолетам, но с успехом применялась и в качестве противотанковой, ведя огонь по бронетехнике противника прямой наводкой. Именно это замечательное качество, открыло ещё одну роль в боевой карьере 85-мм «зенитки»: пушка 52-К послужила базой для создания танковых пушек Д-5 и ЗИС-С-53, устанавливаемых впоследствии на САУ СУ-85 и танки Т-34-85, КВ-85 и ИС-1

Всего за период с 1939 по 1945 г.г. промышленность СССР выпустила 14422 пушек 52-К. После снятия с вооружения на родине, пушка широко поставлялась за рубеж.


Отличить 85-мм зенитную пушку образца 1939 г. 52-К от более ранней 76-мм зенитки образца 1938 г. довольно просто: последняя не оснащалась дульным тормозом

Чётко в срок

Год назад заместитель министра обороны России генерал-лейтенант Алексей Криворучко, а вслед за ним и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявили о скором появлении новой «редакции» отлично зарекомендовавшего себя «Аллигатора». И творческий коллектив не подвёл — новый винтокрылый хищник появился точно в срок. Естественно, помимо инженеров «Прогресса» в его лётных испытаниях принимают участие и представители предприятия-головника «Камов».

Согласно обязательствам предприятия-изготовителя, передачу на лётные испытания предполагалось провести до 31 мая 2020 года. Причём вся программа тестирования будет завершена осенью следующего — 2021 года, после чего предстоит окончательное подведение итогов. А предположительно, уже в 2022-м начнётся серийное производство 114 крылатых убийц бронетехники. Такова предварительная цифра оборонзаказа на доработанный вертолёт.

Если не универсальная пушка то … универсальная гаубица

Следующей логичная мысль — скрещивать зенитку надо с гаубицей. Конфликта с высотой линии огня нет, а избыточный вес, получающийся в следствии универсальности, гаубице идет только на пользу. Напомню, имеющиеся на тот момент 122 мм гаубицы не могли вести огонь с низкими углами ВН полным зарядом из за угрозы опрокидывания. А низкий вес крайне отрицательно влиял на точность даже у поздней М-30. Ну и угол ГН в 360 градусов смотрелся шикарно на фоне 4-5 обеспечиваемых однобрусным лафетом.

Для гаубицы высокий угол ГН и круговой ВН благо и без привязки к универсализму. Послевоенная Д-30, угол ГН 70, ВН 360. Вес 3200 кг в боевом положении при длине ствола 37 калибров.

Слишком хайтечно? Смотрим универсальные пушки Путиловского завода начала 30х годов:

Этапы внедрения

Поскольку орудие достаточно массивное и требует мех.тяги на ранних этапах перевооружаем флот и бронепоезда.
1. Основное орудие эсминцев.
2. Универсальная артиллерия линкоров и крейсеров.
3. Орудие крупных подлодок. На Балтике и Черном море целей недостойных торпеды намного больше, чем в морях, омывающих Японию.
4. Орудие бронекатеров. При речном рельефе когда позиция нашего орудия всегда внизу, а вражеский берег выше благодаря проискам Кориолиса гаубица с мортирными свойствами много полезнее пушки.
5. Прочий флот типа мониторов и СКР.
6. Бронепоезда с универсальной артиллерией.
7. Стационарные узлы обороны с круговым обстрелом.
Ну а далее насыщаем уже дивизионную артиллерию.

Боевое применение Ка 52 «Аллигатор»

Министерство обороны приняло решение, что основным ударным вертолётом ВКС станет Ми 28Н для выполнения задач непосредственно на поле боя, которые решаются на 70% в простых метеорологических условиях. А вот для решения задач ночью и в сложных метеорологических условиях в целях поддержки спецподразделений и боевых действий против террористов следует использовать Ка 52.

Такое решение принято на основе анализа недостатков «камовской» машины. Основной недостаток Ка 52 – возможность перехлёста соосных винтов при больших кренах и малых скоростях. Так как несущих винтов два, увеличивается вероятность их поражения и это ещё один недостаток «Аллигатора», но более низкий уровень шума сосной силовой установки имеет предпочтительное значение для применения этой машины ночью и в сложных метеоусловиях.

История создания боевого вертолета Ка-52

Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.

Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.

Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».

Главные новинки российского вертолетостроения

Несмотря на сложности в развитии отечественного авиапрома в 1990-е годы, Казанский завод был преобразован в открытое акционерное общество, получил право выхода на международный рынок. В 2007 году предприятие вошло в холдинг «Вертолеты России», а с 2008 года на заводе запущена многомиллиардная программа модернизации. В ходе перевооружения большинство оборудования заменено современными станками. Благодаря этому удалось увеличить объемы продукции в три раза.

Накопленный десятилетиями опыт, большой промышленный потенциал завода помогли придать новый импульс развитию вертолетостроительной отрасли России. В наши дни Казанский вертолетный завод является ключевым предприятием отрасли, осуществляющим полный цикл создания вертолетной техники. Здесь сконструирован и построен первый в новейшей российской истории легкий вертолет «Ансат». Машина применяется для пассажирских и VIP-перевозок, доставки грузов, мониторинга окружающей среды. «Ансат» активно эксплуатируется в санитарной авиации.


Фото: «Вертолеты России»

«Ансаты» уже получили высокие оценки на авиашоу в различных регионах мира, заключены контракты на поставки 20 машин в Китай в 2019-2020 годах, до 2020 года намечена поставка в Мексику. В Европе вертолеты впервые были представлены на Ле Бурже в этом году. А совсем недавно, в рамках МАКС, холдинг «Вертолеты России» презентовал «Ансат» с салоном повышенной комфортности, выполненным в стилистике бренда Aurus.


Фото: «Вертолеты России»

Другая новинка, которая была показана на МАКС-2019, – среднетяжелый многоцелевой вертолет Ми-38 производства Казанского вертолетного завода. Он был представлен на статической экспозиции, а также принял участие в летной программе холдинга «Вертолеты России». Ранее на МАКСе демонстрировались только опытные образцы Ми-38, участвовавшие в программе летных сертификационных испытаний. Кроме того, в летной программе выставки в этом году дебютировал и транспортно-десантный Ми-38Т, созданный на базе гражданского Ми-38. По словам замминистра обороны России Юрия Борисова, Минобороны планирует закупить порядка 15 вертолетов Ми-38 до 2020 года.

Аварии и катастрофы

12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.

29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.

Особенности Ка-52 «Аллигатора»

•          Ка-52 укомплектован устройствами, снижающими его заметность, средствами активного противодействия и радиоэлектронной защиты. Его конструкция в полной мере соответствует требованиям отечественных и международных стандартов к технической эксплуатации ударных вертолетов.

•          Кабина у «Аллигатора» двухместная. Управлять вертолетом может любой из пилотов. Благодаря соосной системе расположения винтов Ка-52 получил небывалую маневренность, которую можно использовать в бою для занятия более выгодной позиции.

•          Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями ВК-2500. Их эксплуатация возможна на высотах свыше 5000 м. Для Ка-52 статическая граница высоты – 4000 м, поэтому его можно эксплуатировать в горной местности. Особенности состава «Аллигатора» позволяют его применение в любых метеоусловиях, даже в условиях холодного климата и обледенения.

•          На боевом вертолете Ка-52 установлена современная авионика и мощное наступательное вооружение, которое можно задействовать при выполнении различных боевых задач.

•          Кабина вертолета очень эргономична, в ней находится много автоматизированных систем управления, которые позволяют пилотам комфортно вести воздушное судно.

Ка-52 и Ка-52М — в чём отличие?

Похоже, ускоренная доработка боевой машины до принципиально новой версии диктуется сразу двумя причинами. Во-первых, Ка-52 набрал реальный боевой опыт в небе над Сирией, что позволило всерьёз проработать и «расшить» слабые места строевого летательного аппарата.

russianhelicopters.aero
Ка-52 «Аллигатор» — штурмовой вертолёт с двумя соосными винтами и двумя турбовальными силовыми установками ВК-2500.

Важно отметить, что на новом Ка-52М предусмотрена система обогрева лопастей, что предполагает его использование в арктических условиях. Отсюда можно сделать вывод о срочной доукомплектации арктических войск новой единицей вооружения — всепогодным ударным вертолётом. . Ка-52М отличается от своего предшественника очень многим: системой управления огнём и комплексом связи, новым ракетным вооружением и навигационной системой, усиленным бронированием и новым комплексом обороны

Ка-52М отличается от своего предшественника очень многим: системой управления огнём и комплексом связи, новым ракетным вооружением и навигационной системой, усиленным бронированием и новым комплексом обороны.

vpk.name
Ка-52М отличается от своего предшественника системой управления огнём и новым ракетным вооружением.

В этой связи, если проанализировать открытые источники, то уже сейчас можно отметить такие интересные инновации, как появление оптико-электронного прицела с увеличенной дальностью обнаружения и распознаванием целей. В свою очередь, и 30-мм пушка 2А42 оснащена теперь новым умным цифровым приводом, что, безусловно, повысит точность стрельбы.

Планёр остался фактически тем же самым. Но светотехническое оборудование вертолёта стало светодиодным, а несущая способность шасси была повышена

Также обращает на себя внимание и фазированная антенная решётка, позволяющая теперь видеть и вести значительно большее количество целей

Номенклатура вооружения

В перспективе, да и в принципе, боевые вертолеты Ка-52К «Катран» могут оснащаться следующими боекомплектами:

  • подвижной тридцатимиллиметровой пушечной установкой;
  • противотанковым комплексом «Вихрь» с лазерным наведением;
  • авиабомбами разного калибра;
  • системами ближнего боя «Игла», «Атака» (с управляемыми ракетами), «КБМ» с лазерно-лучевым управлением;
  • другим оружием, рассчитанным на такой класс летательных аппаратов.

В зависимости от типа применяемого оружия, высота поражения целей составляет от десяти метров до трех с половиной километров. При использовании ПТУР «Вихрь» дистанция поражения цели составляет порядка восьми километров. При этом толщина пробиваемой брони – девяносто сантиметров.

Технические характеристики

Пушку Д-48 можно сравнить с наиболее близким к ней по калибру немецким противотанковым орудием PaK 43/41 времён войны.

Д-48 PaK 43/41
Масса, тонн 2,3 4,4
Длина ствола, калибров 74 71
Угол возвышения, ⁰ -6, +35 -5, +38
Угол поворота, ⁰ 54 56
Начальная скорость, м/с 1040 100
Бронепробиваемость, мм 190 200
Скорострельность, выстрелов в минуту 15 10

Надо заметить, что пробиваемость PaK 43 указана для каморного бронебойного снаряда. Подкалиберный снаряд с сердечником из карбида вольфрама имел большую начальную скорость и бронепробиваемость.

Действительно, конструкторам во главе с Фёдором Петровым удалось добиться высоких показателей пробиваемости, сохранив орудие достаточно лёгким. Но к тому времени, когда Д-48 поступила на вооружение, стало ясно, что её возможностей недостаточно.

Эквивалентная толщина лобовой брони новых американских танков М48 и модернизированных британских «Центурионов» уже превышала 200 мм.

Поэтому снятие 85 мм противотанковых пушек с производства оказалось делом предрешённым и закономерным.

Тем не менее, Д-48 не стоит считать неудачной пушкой. Её эксплуатационные качества были вполне высоки. Конструкция же с минимальными изменениями послужила основой для создания пушки нового поколения – гладкоствольной Т-12 калибра 100 мм. Это орудие производилось в гораздо больших объёмах и до сих пор стоит на вооружении в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector