Газ-52: технические характеристики

Обзор серийных модификаций и годы их выпуска

За время производства было разработано немало модификаций грузовиков «ГАЗ-52». Но на производственный конвейер попали далеко не все из них. В силу многих причин, целый ряд вариантов так и остались в ранге «экспериментальных» либо «мелкосерийных». Серийными стали следующие модификации на колёсных базах 3,3 м (как у «ГАЗ-51») и 3,7 м (как у «ГАЗ-53»):

    • «ГАЗ-52-01» (годы выпуска 1966-1993) – универсальное грузовое и автобусное шасси для установки различных специализированных надстроек, грузоподъёмностью 2,5 тонны. До 1975 года – с двигателем «ГАЗ-52-01»; затем – «ГАЗ-52-04».
    • «ГАЗ-52-02» (выпускались с июня 1975 года по 1983 год) – шасси под самосвалы «ГАЗ-САЗ» («САЗ-3503» и «САЗ-3504» Саранского автосамосвального завода), с двигателями «ГАЗ-52-04».

    Наши дни. «Живой и здоровый» самосвал «ГАЗ-52» 1983-го года выпуска.

    • «ГАЗ-52-03» (с июня 1966 года по 1973 год) – базовый автомобиль с бортовой грузовой платформой, грузоподъёмность 2,5 т, колёсная база 3,7 м, двигатель «ГАЗ-52-01».
    • «ГАЗ-52-04» (с апреля 1975 по 1989 год) – модернизированный базовый бортовой грузовик, колёсная база 3,3 м, двигатель «ГАЗ-52-04».

Бортовой грузовик «ГАЗ-52-04».

  • «ГАЗ-52-05» (с апреля 1975 по 1989 год) – бортовой грузовик с тентом на металлических дугах («грузовое такси»);
  • «ГАЗ-52-06» (с 1977 года по 1985 год) – седельный тягач с колёсной база 3,3 м;
  • «ГАЗ-52-07» (с ноября 1976 года по 1984 год) – специальная модификация бортового «ГАЗ-52-04», с мотором, адаптированным для работы на сжиженном газе, мощность такого двигателя – 73 л. с., максимальная скорость машины – не более 70 км/ч;

Бензовоз-топливозаправщик на шасси «ГАЗ-52-01».

  • «ГАЗ-52-08» (с 1977 года до 1993 года) – специальная модификация универсального шасси 52-01 на сжиженном газе, максимальная скорость также до 70 км/ч;
  • «ГАЗ-52-09» (с 1977 года по 1989 год) – специальная модификация «грузового такси» «ГАЗ-52-05» на сжиженном газе;
  • «ГАЗ-52-27» (с 1984 года по 1988 год) – бортовой грузовик на сжатом природном газе, с двигателем мощностью 65 л. с.
  • «ГАЗ-52-28» (с 1984 года по 1988 год) – универсальное шасси с мотором на сжатом природном газе мощностью 65 л. с.
  • «ГАЗ-52-50» (до 1975 года) экспортная модификация «ГАЗ-52-01» для стран с тропическим климатом.

«ГАЗ-52-05» («грузовое такси»).

  • «ГАЗ-52-54» (после 1975 года) –  экспортная тропическая модификация «ГАЗ-52-04».
  • «ГАЗ-52-70» (до 1975 года) экспортная модификация «ГАЗ-52-01» для стран с умеренным климатом.
  • «ГАЗ-52-74» (после 1975 года) – экспортная модификация «ГАЗ-52-04» для стан с умеренным климатом.
  • «ГАЗ-52-53» – экспортный вариант бортового грузовика для стран с тропическим климатом.
  • «ГАЗ-52-73» – экспортный вариант бортового грузовикадля стран с умеренным климатом.

Этап проектирования

Так, перед руководством советских автомобильных заводов руководство страны поставило задачу. Инженеры и конструкторы должны были в самые сжатые сроки создать проект грузового транспорта для грузоперевозок в условиях поселков и городов. И вот конструкторы из Нижнего Новгорода взялись за проектирование грузовика ГАЗ-52. По проекту его грузоподъемность составляла 2,5 тонны. А создавался он на базе автомобиля ГАЗ-51А, который производился с 1955 года.

В скором времени этот автомобиль полностью заменил уже устаревшие машины. Новый грузовик от старого отличался кабиной. Казалось, что дизайн ее был схож с американскими машинами той же эпохи. При проектировании (а после и производстве) никто не мог даже представить, что этот грузовичок будет популярным целых 30 лет.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Неплохая проходимость;
  • Хорошая высота дорожного просвета;
  • Отсутствие проблем с покупкой запчастей и деталей;
  • Хорошая ремонтопригодность;
  • Небольшая цена грузового автомобиля;
  • Небольшие габариты;
  • Создана для сельской местности;
  • Неприхотливая машина;
  • Понятное управление;
  • Мягкий диван;
  • Не громкая коробка передач.

Минусы машины

  • Устаревший дизайн кабины;
  • Недостаточно свободного пространства в кабине;
  • Небольшая грузоподъемность;
  • Слабенький силовой агрегат;
  • Немаленький расход топлива;
  • Давнейший год производства;
  • Нет гидравлического усилителя рулевого колеса;
  • Капот мешает хорошей обзорности.

Размерные параметры

Параметр ГАЗ-52-03 (длиннобазовый) ГАЗ-52-04 (короткобазовый) ГАЗ-53А
Длина автомобиля, мм 6395 5708 6395
Ширина автомобиля, мм 2380 2200 2380
Высота автомобиля, мм 2190 2150 2220
Колёсная база, мм 3700 3300 3700
Ширина колеи спереди, мм 1577 1650 1630
Ширина колеи сзади, мм 1650 1690 1950
Свес, мм 866 866 866
Передний угол свеса 41° 41° 41°
Задний угол свеса 24° 31° 25°
Дорожный просвет спереди, мм 347 335 347
Дорожный просвет сзади, мм 265 245 265
Длина бортовой платформы, мм 3740 3060 3740
Ширина бортовой платформы, мм 2170 2070 2170
Высота борта, мм 543 610 680
Погрузочная высота, мм 1280 1210 1350
Масса полная, кг 5465 5170 7400

Особенности крепления двигателя ГАЗ 52

Силовой агрегат устанавливается на раму транспортного средства. Крепление осуществляется в 4-х точках в местах расположения специальных опорных подушек, изготовленных из резины с вулканизированными металлическими арматурными вставками. Лапы корпуса двигателя надежно фиксируются к опорам.

При креплении корпуса двигателя используются:

  • специальные болты;
  • кронштейны;
  • распорные втулки;
  • металлические тяги;
  • гайки;
  • шайбы;
  • резиновые прокладки одинаковой толщины и пр.

Зазоры между лапами корпуса двигателя и опорами устраняются при помощи надежной затяжки резьбовых соединений.

Особенности эксплуатации Газ 52

За время использования силовой установки выявился ряд недостатков, которые повлияли на эксплуатацию, вынудив водителя подстраиваться под автомобиль. Так, шатунный вкладыш мотора не получал достаточного количества масла, что приводило к ускоренному износу изделия на повышенных оборотах. Причина недостатка, малые отверстия, которых не хватало для выхода жидкости. Что бы устранить поломку, двигатель разбирают — трудоёмкая и затратная процедура. Кроме того, замена детали на такое же изделие приводила к повторению операции через короткое время. Мастера нашли способ увеличить срок работы вкладышей, для этого изделие меняется на вкладыши с автомобиля «ЗИЛ-130», которые подходят по размеру и выполнены из материала повышенной устойчивости. Для увеличения потока жидкости в расходных материалах прорезают канавки, размером 2 на 2мм. Кроме того, желательно увеличить напор в контуре смазки, для этого уменьшают расстояние между шестерёнками масляной помпы. Такие доводки делали силовую установку живучей, улучшали характеристики и лишали выше описанного недостатка.

Катушка мотора:

Еще одна особенностью мотора, чувствительность к температурному режиму, от которого зависел расход топлива и износ агрегата. Производитель рекомендует поддерживать диапазон температуры жидкости охлаждения в пределах 80-90°С. В холодную пору эксплуатация двигателя сопровождается закрытием пластин радиатора и использованием утеплительного чехла. Объём контура охлаждения мотора 16 литров, в жаркую погоду уровень жидкости поддерживается на этой метке.

Для активации тяговой установки, в мотор подают топливную смесь. Главное горючее для ГАЗ-52, бензин марки «А-72», кроме того, производитель допускает использование марок «А-76(62)». После заливки в бак такого горючего, корректируют угол опережения зажигания. В 1976 году модификацию ГАЗ-52-07 перевели на использование газа. Что касается расхода бензиновых моделей, показатель составляет 23 литра на сотню при движении в тёплое время по ровной поверхности со скоростью 40 километров в час.

Свеча мотора:

Характеристики грузовика

Наконец, стоит рассмотреть характеристики данного грузового средства передвижения. Для лучшего восприятия и отображения информации, самый практичный вариант – сделать это в специальной табличной форме.

Компоновка транспортного средства Мотор расположен в передней части авто, привод – в задней
Колесная формула грузовика 4х2
Трансмиссия Четырехступенчатая механическая
Максимальная скорость передвижения 70 километров в час
Максимальная грузоподъемность 2500 килограмм
Расход топлива транспортного средства Для длиннобазового установлен 21 литр на 100 километров, для короткобазового – 20 литров на 100 километров
Объем топливного бака 90 литров
Связанные модификации ГАЗ-51, ГАЗ-53

Модель 3307, заменила ГАЗ-52, выпускается с 1990 года

Общие сведения

Модель была разработана и включена в серийное производство специалистами Горьковского автозавода и производилась практически тридцать лет, в период 1964-1993 год. До 1975 года включительно, грузовик выпускался совместно с еще одной разработкой того же завода, а именно – ГАЗ-51. За весь период с конвейера сошло более одного миллиона транспортных средств указанной модификации.

ГАЗ 51

Относительно того, что представляет собой данное средство передвижения, какие основные отличия данной модификации, стоит отметить следующее:

Конструкция представляется как гибридная, принимая к вниманию тот факт, что спроектирован был автомобиль, с использованием отдельных агрегатов и узлов от подобных модификаций, в частности: ГАЗ-51, ГАЗ-53. Такой подход обеспечил максимальную совместимость деталей, следовательно, упростил процесс ремонта и обеспечил возможности сервисных групп по оснащению и комплектации автомобиля всем необходимым;

На отдельных сериях ГАЗ-52 можно встретить специально оснащенную и оборудованную кабину от ГАЗ-53. Это не давало возможность в ряде случаев обеспечивать идентификацию транспортного средства, вызывало путаницу у АТП, принимавших их к себе на эксплуатацию;

Основным отличием является качественно скомпонованный двигатель шести-цилиндрового типа. Разработана данная конструкция была непосредственно на базе уже проверенного в быту грузовика ГАЗ-11. Он еще до начала войны показал свою практичность и невероятную надежность, чем и удивил армейское командование. До сих пор, двигатель ГАЗ-52 считается своеобразным эталоном качества и надежности, продемонстрировав всему миру особенности советского автомобилестроения;

На модели ГАЗ-53 устанавливался уже новый, специально разработанный для выпуска данного грузовика двигатель ЗМЗ-53. Агрегат имел восемь цилиндров, был карбюраторным, что на долгие годы предопределило развитие данной отрасли автомобилестроения;

Стоит выделить и тот момент, что на рассматриваемую модификацию устанавливались и колеса, разработанные непосредственно для ГАЗ-51. Специально подготовленный ранее размер 220-508 считался идеальным. Именно по этой причине его решили продлить для получения максимально возможной легкой эксплуатации. В свою очередь, на автомобилях модели ГАЗ-53 устанавливались уже, куда большие по диаметру шины, а колесные диски применялись с тремя отверстиями вместо шести, как это было для предыдущих модификаций

Несмотря на различие, диски являются взаимозаменяемыми, на что конструкторы акцентировали свое внимание.

За столь продолжительный период серийного хождения, грузовик выпускался в самых разных модификациях, отличаются они не только параметрами мотора, но также и компоновкой, наличием вспомогательного оборудования и безупречными характеристиками, которые будут рассмотрены далее.

Диагностические работы

После разборки, определяется степень износа и пригодность деталей для дальнейшего использования. Каждая составляющая двигателя ГАЗ-52 меряется. Процедура проводится в обязательном порядке, тщательно промеряют группу поршней и коленчатый вал. Мотор визуально осматривается на предмет деформаций, сколов, трещин и других механических повреждений. После, подбираются вытеснители, исходя из промеренных габаритов и веса. В этом процессе главное подобрать поршни исходя из ремонтного размера (82,5-83мм). Если значения выходят за больший показатель, растачивать остов нет смысла, поскольку в ситуации поможет только установка гильз.

Расточке коленчатого вала уделяют внимание, поскольку деталь отвечает за равновесие мотора и другие показатели. Для проведения процедуры используют специальный станок. Значения восстановительных размеров шеек (0,25-0,75мм), изредка 1,0мм

Чем больший слой металла будет снят с шейки, тем больше вероятность поломки мотора

Значения восстановительных размеров шеек (0,25-0,75мм), изредка 1,0мм. Чем больший слой металла будет снят с шейки, тем больше вероятность поломки мотора.

Расточка мотора:

ГАЗ-52

Место водителя Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, правая сторона. Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, левая сторона. На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.

Основное отличие

— это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.

Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёса с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёса с тремя отверстиями. Колёса взаимозаменяемы.

За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, при это обычно выделяют две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга:

Длиннобазные модификации (1964—1993)

Сюда относятся автомобили ГАЗ-52А (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1964—1966), ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1993) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).

  • Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
  • Рама этих автомобилей практически одинаковая.
  • Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
  • Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.

Короткобазные модификации (1966—1989)

Основными серийными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)

  • Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
  • Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
  • Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
  • Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.

По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.

  • На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
  • На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала. Подвеска автомобиля на продольных полуэллиптических рессорах, спереди — телескопические амортизаторы; задняя — с дополнительной рессорой, без амортизаторов.

Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.
Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины, кроме автомобилей защитного цвета.

Устройство двигателя ГАЗ 52

Новое обозначение этого силового устройства ГАЗ 52-01. Такая маркировка была присвоена ему в результате модернизации мотора ГАЗ-51. Основная цель была достигнута, максимальная мощность форсированного двигателя ГАЗ 52 стала равна 75 лошадиных сил.

Перечень целевых изменений в конструкции:

  1. Обновленные поршни, изготовлены из алюминиевых сплавов АЛ-30 с повышенным содержанием кремния.
  2. При изготовлении вкладышей подшипников (шатунных, коренных) используются уникальные технологии. Заготовки состоят из: стальной ленты, медно-никелевой прослойки, свинцового сплава СОС-6/6, обладающего антифрикционными свойствами, способствующими повышению устойчивости подшипниковых вкладышей против истирания.
  3. Материал изготовления выпускных клапанов – жаростойкая сталь марки 55Х20Г9АН4 или ЭП-303.
  4. В конструкцию двигателя был введен карбюратор К-84МИ или К-126Е, состоящий из двух камер
  5. Впускной коллектор измененного вида.
  6. Топливный насос модели Б-9Б, производительностью не менее 140 литров в час.
  7. Установлена система вентиляции открытого типа.
  8. Воздушный фильтр в комбинированном исполнении (инерционно масляный). Фильтрующий элемент изготовлен из высококачественного капрона.

Показатель степени сжатия остался без изменений – 6,2. С целью унификации с узлами и деталями двигателей автомобилей семейства ГАЗ-53, многие элементы не претерпели изменений. Список соответствующих унифицированных деталей и узлов:

  • коленвал;
  • блок цилиндров;
  • газовые магистрали;
  • картер системы смазки;
  • вентиляционных фильтр картера;
  • пусковой подогреватель и пр.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 52

Тип мотора карбюратор К-126И
Количество цилиндров 6
Число тактов 4
Расположение клапанов нижнее
Развиваемая мощность 75 лошадиных сил при 2800 об/мин
Степень сжатия 6,2 – 6,7
Крутящий момент 21 кгс. м при 1600 – 2000 об/мин
Рабочий объем двигателя ГАЗ 52 3485 куб. см
Работа смазочной системы методом разбрызгивания и под напором
Тип масляных фильтров тонкой, грубой очистки
Система охлаждения жидкостная, циркуляция воды–принудительная
Топливо бензин А-66, 72, 76
Емкость бензинового бака 90 литров
Свечи зажигания А-11
Количество охлаждающей жидкости в системе 16 литров
Удельный расход топлива 20 л на 100 км пути
Вес двигателя ГАЗ 5 250 кг, (306 кг в сборе с КПП и сцеплением)
Диаметр цилиндра 82 мм
Длина хода поршня 110 мм
Формула работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Материал изготовления блока цилиндров чугунное литье
головки ГБЦ алюминиевый сплав
поршней алюминиевый высококремнистый сплав
пальцев сталь
коленвала стальная ковка
подшипников триметаллические вкладыши
распредвала стальная ковка
Тип масляного насоса односекционный шестеренчатый
Топливный насос диафрагменного типа
Период выпуска двигателя 51 год (с 1964 по 1993 гг.)

Двигатель ГАЗ 52 технические характеристики

В процессе работы мотор постоянно дорабатывался и улучшался, это привело к появлению модификаций, которые отличались между собой эксплуатационными показателями. Несмотря на наличие всевозможных моделей, основа силовой установки не менялась.

Технические параметры ГАЗ-52:

Показатель: Значение:
Выпуск мотора 1966-1992
Сырьё мотора чугун
Питание мотора Карбюратор, бензин А-62(72,76)
Охлаждение мотора Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией
Число и расположение камер мотора Шесть, ряд
Порядок работы камер мотора «153624»
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) 2
Сечение камеры мотора, (мм.) 82
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) 110
Компрессия мотора 6,2-6,7
Объём двигателя ГАЗ 52, (л) 3,485
Мощь мотора, (лошадей/оборотов в минуту) 75/2600
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) 205/1400-1600 (1600-1800)
Вес двигателя ГАЗ 52, (кг) 250
Расход мотора, (л/сотню км.) 24
Смазка мотора Напор + брызги + пар
Масло мотора, марка М-8 Б(А)
Объём масла в двигателе, (л.) 7
Смена смазки в моторе, (км.) 7000-10000
Работа мотора при температуре, (°С) 80-91
Карбюратор мотора, модель К 84МИ, К 126И
Напряжение сети, (В) 12
Аккумулятор мотора, модель 6СТ-68(75)
Прерыватель мотора Р20
Катушка мотора Б1(Б115)
Свечи мотора М8Т
Генерирующее устройство мотора П08Г, Г250Д1
Устройство регулирующее РР24-Г, РР362
Стартер мотора СТ8

Карбюратор мотора К-126И:

Особенности эксплуатации Газ 52

За время использования силовой установки выявился ряд недостатков, которые повлияли на эксплуатацию, вынудив водителя подстраиваться под автомобиль. Так, шатунный вкладыш мотора не получал достаточного количества масла, что приводило к ускоренному износу изделия на повышенных оборотах. Причина недостатка, малые отверстия, которых не хватало для выхода жидкости. Что бы устранить поломку, двигатель разбирают – трудоёмкая и затратная процедура. Кроме того, замена детали на такое же изделие приводила к повторению операции через короткое время. Мастера нашли способ увеличить срок работы вкладышей, для этого изделие меняется на вкладыши с автомобиля «ЗИЛ-130», которые подходят по размеру и выполнены из материала повышенной устойчивости. Для увеличения потока жидкости в расходных материалах прорезают канавки, размером 2 на 2мм. Кроме того, желательно увеличить напор в контуре смазки, для этого уменьшают расстояние между шестерёнками масляной помпы. Такие доводки делали силовую установку живучей, улучшали характеристики и лишали выше описанного недостатка.

Катушка мотора:

Еще одна особенностью мотора, чувствительность к температурному режиму, от которого зависел расход топлива и износ агрегата. Производитель рекомендует поддерживать диапазон температуры жидкости охлаждения в пределах 80-90°С. В холодную пору эксплуатация двигателя сопровождается закрытием пластин радиатора и использованием утеплительного чехла. Объём контура охлаждения мотора 16 литров, в жаркую погоду уровень жидкости поддерживается на этой метке.

Для активации тяговой установки, в мотор подают топливную смесь. Главное горючее для ГАЗ-52, бензин марки “А-72”, кроме того, производитель допускает использование марок “А-76(62)”. После заливки в бак такого горючего, корректируют угол опережения зажигания. В 1976 году модификацию ГАЗ-52-07 перевели на использование газа. Что касается расхода бензиновых моделей, показатель составляет 23 литра на сотню при движении в тёплое время по ровной поверхности со скоростью 40 километров в час.

Свеча мотора:

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ГАЗ 52 своими руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает практика, большинство автолюбителей делают это именно самостоятельно, поскольку стоимость восстановления достаточно дорогая.

Вначале проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая группа, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров. Следующим этапом становится проведения диагностических работ.

Диагностика

В процессе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая группа, а также коленчатый вал. Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. Согласно промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней. Основными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В дальнейшем нет смысла проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на специальном станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, которые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм. В очень редких случаях, применяется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала значительно понижает твердость, что с большой вероятностью может привести к обрыву сердца двигателя и прочим последствиям.

Расточка

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) должна проводиться профессионалами и очень точно. Так, силовой агрегат устанавливается на специальный стенд, на котором точатся цилиндры. Если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно необходимо проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Следующим этапом становится хонинговка. Каждый цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности. Это необходимо для того, чтобы сгорание происходило правильно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и полностью снимали масло со стенок.

После проведения этих операций, мотор ставится на плоскошлифовальный станок и поверхность шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной. Следующим этапом станет мойка, чтобы очистить весь внутренний мир двигателя от стружки и пыли.

Сборка

Процесс сборки достаточно долгий. Сначала перевязывается поршневая группа, а точнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Далее, происходит переборка верхней части блока цилиндров. Так, меняются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка , и устраняются трещины. Делается это при помощи аргонной сварки.

Далее, мотор начинает собраться. В процессе сборки проводится диагностика водяного насоса. При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, которые устанавливаются последними. Впоследствии, ставится поддон. Когда все собрано в мотор заливают масло. Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву становится обкатка и регулировка клапанов. Так, данный силовой агрегат сначала катается на холодную, а потом уже на горячую. После пробега 1000 км, стоит провести техническое обслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

Это интересно: Руководство по ремонту грузовика ГАЗ-51 и его технические характеристики — разъясняем суть

Устройство и характеристики

Горьковский автомобильный завод выпускал несколько модификаций машины, отличавшихся длиной колесной базы и навесным оборудованием. В основе всех автомобилей находится рама, мосты оснащены рессорной зависимой подвеской, спереди используются гидравлические амортизаторы. Сзади применены дополнительные листы, которые работают при увеличении веса нагрузки. Рама машин, имеющих базу 3700 мм, была позаимствована у грузовиков ГАЗ-53.

Грузоподъемность и другие ТТХ не зависят от длины базы. Все машины рассчитаны на перевозку 2500 кг груза и развивают скорость 70 км/ч. На автомобилях применяется 4-ступенчатая трансмиссия, оборудованная синхронизатором для 3 и 4 скорости. Переключение передач выполняется рычагом, расположенным на полу кабины.

Коробка допускает установку редуктора отбора мощности, предназначенного для привода дополнительного оборудования. Примером может быть насос, установленный на бензовозе. Для комплектации самосвального шасси применялась коробка с прямозубыми шестернями, лишенная синхронизатора.

На грузовиках встречались 2 разновидности заднего моста. На части машин применялся разъемный мост с конической главной парой. Реже встречалась конструкция с неразъемным картером, оснащенная гипоидной передачей. Особенностью конструкции автомобилей стали 6-оконные диски, размер колес составлял 7,50*20 (или 220-508). Тормозная система барабанного типа, оснащена гидравлическим приводом с вакуумным усилителем.

Бортовой кузов изготовлен из древесины, борта выполнены откидными. Водитель и 2 пассажира располагаются в закрытой металлической кабине, оснащенной панорамным ветровым стеклом. На грузовиках использовались 2 разновидности облицовки — с трапециевидным и прямоугольным оформлением прорезей вентиляции радиатора.

Габариты ГАЗ-52 и технические характеристики:

  • база — 3300 и 3700 мм;
  • длина — 5708 и 6395 мм;
  • дорожный просвет — 347 мм;
  • погрузочная высота — 1210 и 1280 мм;
  • полная масса — 5170 и 5465 кг;
  • вместимость топливного бака — 90 л.

Двигатель

На серийных автомобилях применялся рядный 6-цилиндровый мотор с нижним расположением клапанного механизма. При рабочем объеме 3485 см³ агрегат развивает мощность 75 л.с. при 2600 об/мин. Конструкция головки цилиндров обеспечивает степень сжатия 6,7, которая предусматривает использование в качестве горючего бензина А-76. При этом нормативный расход топлива на 100 км пути составляет 20 л. На машинах ГАЗ-52-01 с длинной базой и надстройкой типа фургон затраты горючего увеличивались на 2-3 л.

В устройство мотора входит 4-опорный коленчатый вал, для привода газораспределительного вала используется шестеренная гитара. Для смазки используется минеральное моторное масло, вместимость поддона составляет 7 л. Завод серийно выпускал модификации двигателя, предназначенные для эксплуатации на сжатом или сжиженном газе. Использование сжатого газа привело к падению мощности до 65 л.с., на сжиженном мотор развивает 73 л.с.

Из-за прекращения выпуска топлива с октановым числом 76-80 владельцы переводят мотор под 92 бензин. Для этого шлифуется головка, что позволяет увеличить степень сжатия. Другим способом увеличения компрессии является установка поршней от легкового мотора УЗАМ-412. Также необходимо увеличить угол опережения зажигания, значение подбирается опытным путем. Проблемой является стойкость выпускных клапанов, поскольку на них догорает топливо, повышая температуру. На таком двигателе следует избегать резких разгонов и раскрутки коленчатого вала до высоких оборотов.

Электрооборудование

Примененная на грузовике схема электропроводки состоит из 1 провода, в качестве отрицательного полюса используется рама и агрегаты. Рабочее напряжение — 12 В, источниками электрического тока являются генератор и свинцовая батарея емкостью 75А/ч. Генератор со встроенным выпрямителем установлен на двигателе, оснащен клиновым ременным приводом от коленчатого вала. Для ремонта и обслуживания цепей применяется цветная электросхема, которая менялась в процессе модернизации грузовика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector